Конфликты в отношениях: подборка полезных материалов

Особое место в жизни практически каждого человека занимают отношения. Мало того, они составляют достаточно обширную ее часть. И нередко случается так, что появляются конфликты в отношениях, непонимание, разногласия. В этом случае связь уже не вдохновляет и не мотивирует на новые свершения, а тяготит и так и норовит разорваться. Однако не всегда стоит рубить с плеча, ведь можно хотя бы попытаться восстановить баланс и гармонию. Предлагаем вам узнать, как сохранить отношения, научиться разрешать конфликты и преодолевать трудности вместе. В данной подборке мы собрали массу интересных советов и рекомендаций по разрешению конфликтов в отношениях.

1

Опорные понятия

Конфликт – это противоречие между двумя субъектами.

Субъект – участник конфликта.

Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:

  • относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
  • связь с историческим моментом;
  • ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).

Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.

Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.

Позволить друг другу сохранить достоинство

Не принимайте всё на свой счёт, все мы иногда расстраиваемся или злимся после тяжёлого дня. Постарайтесь понять, что ваша вторая половинка ведёт себя таким образом, потому что в данный момент испытывает боль. Он реагирует на собственные мысли и чувства, его поведение, скорее всего, никак не связано с вашими действиями.

Даже когда правда на вашей стороне, не пытайтесь в разгар ссоры настоять на своём. Так вы только заставите партнёра потерять самоуважение и унизите его. Позвольте друг другу сохранить достоинство. Успокойтесь и только потом возвращайтесь к разговору.

Причины конфликтов

Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие.

  1. Неадекватная самооценка. Индивид не воспринимает критику. Он либо злится (завышенная самооценка), либо злится и дополнительно внутренне тяжело переживает конфликт (низкая самооценка).
  2. Неадекватное представление о себе, ситуации, другом человеке. Возникает от незнания, веры слухам, получения недостоверной информации или от недостатка данных.
  3. Несовместимость социальных ролей. Внутреннее противоречие одного человека или разные представления об одной и той же роли у двух людей. Например, подростки считаю себя взрослыми, но для родителей они – дети.
  4. Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих».
  5. Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага».

Причиной конфликта может стать все, что не удовлетворяет потребности одного человека или группы людей, задевает интересы (личные или групповые) и ограничивает поведение и деятельность субъектов.

Агрессивность — 1) склонность действовать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей; стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы; 2) проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда человеку или группе либо на уничтожение другого человека или социальной группы.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Адаптивный — соответствующий, полезный, помогающий приспособлению.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Апатия — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим людям, событиям, отсутствие желаний и побуждений.

Арбитр – лицо, наделенное полномочиями «третейского судьи» в конфликте; обладает более значительным влиянием на конфликтное взаимодействие по сравнению с посредником.

Ассертивность — умение четко выражать свои права и эмоции, отвечать за свои поступки.

Астения — состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, частой сменой настроения, раздражительностью, слабостью, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна.

Аутогенная тренировка — самовнушение, проводимое в состоянии саморасслабления.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, или состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) — это осознанное целостное представление больного о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — целостное представление человека о своей жизни.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Выгорание профессиональное — синдром умственного, физического и духовного истощения, характеризующийся усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.

Вытеснение — один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс бессознательной блокировки чувств, мыслей, намерений к действию, неприемлемых для индивида («Опять забыл…»).

Гнев — отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Деменция — приобретенное слабоумие.

Деперсонализация — чувство потери себя или личностной идентификации.

Депрессия — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением, снижением психической активности, сочетающееся с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потерей аппетита, похудением, запорами, аритмией). Депрессивная триада: снижение настроения, снижение темпа мышления и речи, снижение моторного тонуса.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Завершение конфликта – это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.

Защитные механизмы — бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.

Здоровье — величина, в пределах которой каждый человек или группа людей могут, с одной стороны, реализовать свои желания и удовлетворить потребности, а с другой стороны, изменить или справиться с окружающей средой. Здоровье поэтому рассматривается как источник повседневной жизни, а не как цель существования. Оно представляет собой позитивную концепцию, включающую как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности.

Идентичность — целостное, связное представление о себе.

Изоляция — один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс отделения психотравмирующей ситуации от связанных с нею эмоций. Все происходит как будто с другим человеком.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Ипохондрия — чрезмерная озабоченность собственным физическим здоровьем. Незначительные симптомы (чихание, головная боль, прыщи и т.д.) интерпретируются как признаки более серьезного заболевания. Ипохондрики регулярно посещают врачей. Забота о собственном здоровье для них бесполезна.

Катарсис — избавление от напряжения и беспокойства.

Кинесика — раздел невербального общения, изучающий передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Коммуникатор — лицо, передающее информацию.

Компетентность — психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.

Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, сторон, мнений, сил, интересов, позиций и взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт — это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участниц в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтность – это свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

Конфликтный человек — это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации.

Конфликтогенность – психологическая особенность и нравственное свойство человека, выражающее его склонность к ссорам, склокам, стремление провоцировать конфликты между людьми.

Конфликтогены – это слова, фразы, жесты, а также действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта.

Конфликтология – это наука, изучающая общие закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов.

Конформизм — вынужденное принятие человеком норм группы и соответствующего поведения; желание быть похожим на других.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, зависимость от мнения лидера или большинства, неоправданная уступка в конфликте.

Кооперация — одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Маргиналы – неадекватные, не приспособившиеся к социальным условиям люди или группы, находящиеся вне социума.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека.

Мотивация — внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. Характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами.

Насилие – применение человеком или социальной группы различных форм принуждения (физического, психологического, вооруженного) в отношении других людей или социальных групп с целью завоевания власти и привилегий без учета интересов другой стороны.

Образ конфликтной ситуации – представление участников конфликта о самих себе (своих ценностях, целях, возможностях) и о противоборствующей стороне (ее целях, мотивах, возможностях).

Обратная связь — это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия.

Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта.

Паралингвистика — дисциплина, которая изучает передачу информации с помощью паралингвистических компонентов речи: тональности, тембра голоса, громкости и быстроты речи, паузы, покашливания, смеха и т.д.

Паттерн — установившееся правило, шаблон поведения

Переговоры – механизм разрешения (урегулирования) конфликтов путем диалога, совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Потребность — состояние нужды организма в чем-либо, что находится вне его и является неотъемлемой частью его существования.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Профессионал — специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в труде, вносящий свой творческий вклад в профессию, нашедший свое предназначение, стимулирующий интерес к результатам своей деятельности в обществе и повышающий престиж своей профессии.

Профессиональная общность — это социальная общность, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач.

Профессионально важные качества — свойства личности, совокупность которых представляет собой потенциальные или актуальные способности к той или иной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем — к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Психика — свойство мозга отражать объективную реальность и регулировать индивидуальное поведение.

Психическое здоровье — совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде.

Психологический возраст — понятие, отражающее степень адаптации человека к окружающей среде.

Психологический климат — преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива.

Психология — научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов человека и практическим применением получаемых данных.

Психопатии — группа врожденных или приобретенных характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к нарушению межличностных отношений и адаптации к окружающему.

Психопрофилактика — дисциплина, в рамках которой разрабатываются и внедряются меры по предупреждению психических расстройств, их хронизации. Способствует реабилитации психических больных.

Психосоматическая медицина — метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой.

Психосоматические расстройства — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности.

Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм пациента.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.

Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого для оппонентов решения конфликтной ситуации.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соматопсихология — дисциплина, занимающая изучением психологических факторов, обычно сопровождающих серьезные физические нарушения (например, слепоту, дефекты лица и т.д.) и серьезные болезни (например, онкологические, сердечно-сосудистые).

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы и стремлении одержать победу над оппонентом.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему с учетом интересов обеих сторон.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Страдание — отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

Страсть — сильное, абсолютно доминирующее чувство.

Стратификация социальная – дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, дохода, профессии (деление людей на классы и сословия).

Страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.

Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Стрессор — фактор, вызывающий стресс.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Стыд — состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.

Такесика — раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью физических контактов.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Урегулирование конфликта – это система мер, направленных на снижение интенсивности противоборства оппонентов, смягчение конфронтации и на обеспечение процесса завершения конфликта.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Уступка – готовность пожертвовать своими интересами в пользу интересов соперника (оппонента).

Утомление — состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности.

Уход – стратегия поведения в конфликте, которая характеризуется стремлением уйти от конфликта не уступая, но и не настаивая на своем. Это стратегия избегания конфликтного взаимодействия путем игнорирования возникших противоречий.

Эйфория — патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния. Характеризуется идеомоторным возбуждением, окружающее воспринимается в радужных тонах.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Эскалация конфликта – прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.

Я-образ — представление о себе. Существуют модели неврозов, построенные на рассогласовании реального Я и Образа Я.

Функции конфликта

«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен (о видах позже), то он выполняет следующие функции:

  • разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
  • информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
  • сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
  • стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
  • выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
  • диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:

  • эмоциональное выгорание;
  • увольнение, изгнание;
  • снижение продуктивности, работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
  • занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
  • эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

По отношению к конкретной личности конфликт также несет в себе положительные и отрицательные функции. К положительным относится:

  • самопознание;
  • коррекция самооценки;
  • снятие собственного напряжения;
  • саморазвитие;
  • адаптация;
  • социализация;
  • самоутверждение;
  • самореализация.

К негативным влияниям конфликта на конкретную личность относится:

  • снижение работоспособности,
  • разочарование в себе,
  • снижение самооценки,
  • потеря мотивации,
  • развитие пассивности,
  • разрушение мировоззрения,
  • потеря ценностей.

Сохранение личного пространства в семье и отношениях

Многим знакомо чувство, когда любящие люди с нетерпением ждут свадебного торжества и, преисполненные надежд и энтузиазма, начинают совместную жизнь под одной крышей. Отныне они должны делить друг с другом дела, заботы и быт. Теперь они будут засыпать и просыпаться вместе, готовить, принимать гостей, отмечать памятные даты, собираться на работу и планировать отдых. Гармоничная совместная жизнь – это великая ценность, однако достичь гармонии можно только в том случае, если партнеры будут соблюдать личное пространство друг друга. В данной статье мы и поговорим о личном пространстве с позиции семьи и отношений. Читать далее…

7

Структура конфликта

В структуру конфликта входят два элемента:

  1. Конфликтная ситуация как совокупность причины и условий развития конфликта (противоречие между потребностями, интересами субъектов).
  2. Инцидент как действия (конфликтогены) одной из сторон, направленные на достижение целей. «Да как он мог, ну все, это была последняя капля! Война, значит, война!»

Конфликтная ситуации в свою очередь базируется на характеристике объекта (реальный или вымышленный), целях и мотивах субъектов (сторон), их особенностях и видении ситуации.

Сами субъекты и объект также входят в структуру конфликта. Кроме того, иногда бывают задействованы второстепенные лица, которые могут оказывать неоднозначное влияние:

  • подстрекать ради собственных интересов (провокатор);
  • урегулировать разногласия (медиатор);
  • поддерживать одну или обе стороны (союзник, группа поддержки);
  • планировать и руководить конфликтом (организатор, «кукловод»);
  • быть случайно вовлеченным (жертва).

Классификация внутреннего личностного конфликта

Я выделяю следующие типы недомогания конфликтности:

  • эквивалентный;
  • витальный;
  • амбивалентный;
  • фрустрирующий.

Эквивалентный

Он развивается, когда нужно выполнить две и более важные задачи. Чтобы разрешить эту ситуацию, необходимо прибегнуть к компромиссу.

Витальный

Он появляется тогда, когда индивиду приходится принимать непривлекательные для него решения проблемы. Отсюда возникает подавленность и депрессия.

Амбивалентный

Он развивается, когда желание одновременно и привлекает, и отталкивает.

Фрустрирующий

Он возникает, когда потребности противоречат общественному мнению, принятым нормам и убеждениям,тем самым мешают достижению желаемого.

Стадии конфликта

Можно выделить 4 стадии развития конфликта:

  1. Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
  2. Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
  3. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
  4. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Конфликт — результат неудовлетворенной потребности

Если понять механизм возникновения конфликтов, все встанет на свои места. А суть на самом деле проста.

Каждый человек ежедневно удовлетворяет множество своих потребностей. Мы устроены так, что эти потребности неотъемлемы, поэтому мы сознательно (а еще чаще — бессознательно) ищем способы их удовлетворить. И если найти способ не удается, мы чувствуем себя плохо и ищем возможность восполнить нужду за счет кого- или чего-либо.

Естественно, мир не подписывался удовлетворять все наши запросы, а самим решить эту проблему не так-то просто. Вот тут-то и возникают конфликты.

При этом причины конфликтов бывают как здоровыми, так и невротическими.

Классификации конфликтов

Классифицировать конфликты можно по разному принципу.

По способу решения

  1. Антагонистические. Характерна категоричная настроенность одной из сторон. По итогу – полный крах и отказ от своих идей у другой стороны.
  2. Компромиссные. Группа конфликтов, в которых стороны идут на взаимные уступки, изменяют цели и задачи, способы их достижения, чтобы решить общую проблему.

По природе возникновения

  1. Социальные (между группами, группой и индивидом, индивидами).
  2. Межгосударственные.
  3. Национальные.
  4. Этнические.
  5. Межнациональные.
  6. Организационные (между и на предприятии).
  7. Внутриличностные (противоречия внутреннего мира личности).

По направлению

  1. Горизонтальные. Стороны не равны в иерархической системе.
  2. Вертикальные. Стороны равны по статусу, возрасту, то есть в какой-либо иерархической системе находятся на одном уровне.

По последствиям

  1. Деструктивные. Разрушают отношения.
  2. Конструктивные. Укрепляют отношения.

По выраженности

  1. Открытые. Очевидные поступки.
  2. Скрытые. Косвенное взаимодействие.
  3. Потенциальные. Скрытая агрессия.

По количеству участников

  1. Внутриличностные. Противоречие мотивов, потребностей и интересов одного человека.
  2. Межличностные. Несогласие двух людей по какому-то вопросу.
  3. Между группой и личностью. Например, ребенка не принимают в классе.
  4. Межгрупповые. Например, противостояние молодежных субкультур.
  5. Внутригрупповые. В свою очередь подразделяются на конфликт безысходности (полная несовместимость участников группы), неопределенности (неоднозначный характер взаимоотношений участников), влечения и боязни (взаимоотношения между костяком группы и остальными участниками).

Предлагаю вам подробнее рассмотреть наиболее популярные конфликты, классифицируемые по природе и количеству участников.

Онлайн-программа «Построение отношений»

За 4 недели на этой программе вы узнаете, как построить отношения, в которых оба партнера будут счастливы и довольны, научитесь помогать справляться с трудностями и развиваться вместе, находить взаимопонимание и жить в гармонии со своим партнером. Программа поможет вам жить более счастливой и яркой жизнью, раскрыть свой потенциал и расширить границы, а также экономить время и беречь здоровье, ведь здоровые и крепкие отношения помогают быстрее и легче преодолевать преграды и решать проблемы. Узнать далее…

Мы от всей души желаем, чтобы в ваших отношениях всегда были гармония и взаимопонимание, и искренне надеемся, что наши материалы помогут вам этого достичь!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Здоровые отношения: что это и как построить
  • Зачем человеку отношения: ответы психологов
  • Совместные цели и топ-12 способов как их искать
  • Проблемные отношения: харассмент, абьюзмент и буллинг. Что это такое и что с этим делать?
  • Психология отношений в паре: до, после, вместо…
  • Причины проблемных отношений
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Сью Джонсон «Чувство любви. Новый научный подход к романтическим отношениям»
  • Секреты счастливых отношений: подборка полезных материалов
  • Совместные цели – иллюзия или способ укрепления отношений?

Ключевые слова:1Коммуникации, 1Отношения

Этнонациональный конфликт

Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:

  • территориальные споры;
  • культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
  • конкуренция при разделении труда;
  • борьба за ресурсы.

Этнонациональные конфликты развиваются дольше других. Для них характерен латентный период (выдвижение требований), этап проявления (санкции, начало действий), активный период (атаки, удары) и, собственно, результат (последствия).

Как правило, решаются такие конфликты сначала силой, потом поиском компромисса и сотрудничеством. Это вопросы политики, потому я не хочу подробнее залезать в эти дебри. Давайте лучше о чем-то более бытовом и менее масштабном поговорим.

Слезы как аргумент

«Когда она начинает настаивать на своем и в ход идут слезы, разговор теряет для меня всякий смысл, — признается Петр. — Мы все равно ни о чем не сможем договориться. И так как происходит это часто, я стараюсь избегать любых спорных тем».

Входить в конфликт в эмоционально неподготовленном состоянии — также частая ошибка. Если вы чувствуете, что не можете управлять собой, лучше сделать шаг в сторону, прервать разговор, чтобы не нагнетать ситуацию, а осмыслить ее в одиночестве.

Дайте себе время определить — где граница ваших компромиссов и чем вы сможете пожертвовать. Это важно, чтобы уже в уравновешенном состоянии прийти с предложением — какие вы видите пути выхода.

Межличностный конфликт

Противостояние двух людей имеет свои отличительные особенности:

  1. Противоборство происходит здесь и сейчас (лично, по телефону, через интернет).
  2. В процессе вскрываются все причины (общие и частные, внешние и внутренние).
  3. Это противостояние индивидуально-психологических особенностей (характера, темперамента, воли, интеллекта).
  4. Присутствует высокое эмоциональное напряжение, оказываются задействованы все стороны отношений.
  5. Конфликт задевает интересы не только двух людей, но и тех, кто с ними живет, общается, работает.

Межличностный конфликт возникает на фоне:

  • негативной оценки поступков человека, принижения его значимости;
  • демонстрации превосходства;
  • преуменьшения заслуг другого человека;
  • нарушения личного пространства;
  • угроз, упреков;
  • негативного эмоционального состояния одного из партнеров;
  • перебивания;
  • антипатии.

Конфликт двух людей проходит через следующие этапы:

  • осознание цели,
  • спор,
  • угрозы,
  • действия,
  • привлечение других,
  • удары,
  • саморазрушение.

Разрешение межличностного конфликта

Очевидно, что без урегулирования конфликт ничего хорошего не принесет. Тут-то и приходят на помощь классические стратегии поведения в конфликте, которые подбираются согласно особенностям оппонентов, причине конфликта, цели и сложившихся условий.

Разрешению межличностного конфликта способствуют несколько психологических хитростей:

  • подчеркивать индивидуальность оппонента;
  • обращаться по имени;
  • уважать права оппонента;
  • акцентировать внимание на положительных чертах человека напротив («Ты внимательный и заботливый отец, интересный собеседник, если бы еще и мужем был романтичным»);
  • соединять время (постараться забыть про «здесь и сейчас», привязывайте прошлое и заглядывайте в будущее);
  • делать комплименты;
  • акцентировать внимание на социальной роли оппонента.

Профилактика межличностного конфликта

Как можно предотвратить зарождающийся межличностный конфликт? Вот несколько рекомендаций.

  1. Если оппонент агрессивен (кричит, злится), то дайте ему время для разрядки. Просто спокойно ждите. Важно не выглядеть при этом высокомерными. Говорить что-либо точно бессмысленно – вас не услышат.
  2. После попросите по фактам, а не эмоциям выразить недовольство.
  3. Снижайте агрессию смешными, добрыми неожиданными вопросами, но будьте осторожны, так как это применимо не всегда.
  4. Смените «ты» на «я». То есть не «ты меня обманул», а «я чувствую себя обманутым».
  5. Выделите проблему (а не эмоции, симпатии и антипатии) и подумайте, как ее можно решить.
  6. Не ищите виноватых. Примите факт проблемы, представьте, что она возникла у кого-то другого. Как ее можно решить? Выражайте по очереди предложения.
  7. Не забывайтесь тормозить, выжидать, если эмоции снова накаляются.
  8. Помните о том, что всегда нужно уважать свою личность и своего оппонента. Не оценивайте человека, оценивайте поступки. Не «ты необязателен», а «ты не выполнил свою обязанность».
  9. Повторяйте фразы оппонента, уточняйте, правильно ли вы уловили смысл его слов.
  10. Оставайтесь на равной позиции. Не уходите вверх на уровень превосходства, но и не опускайтесь в глазах оппонента.
  11. Не доказывайте. Выскажите или запишите позиции каждой стороны, определите, чего у них общего, а чего отличного.
  12. Не бойтесь искренне извиниться. Это всегда вызывает уважение со стороны оппонента и меняет ход разговора.
  13. Если хотите сказать что-то грубое, недостойное, то лучше ничего не говорите.
  14. Не констатируйте нежелательное состояние оппонента («вот опять бесишься»).
  15. Не переходите на личности и хлопки дверями.

Можно расписать ситуацию в виде таблицы. Это поможет все скомпоновать воедино, оценить цельно позиции обеих сторон, а формальный характер усмирит эмоции. Включите в таблицу такие пункты, как проблема, цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, личные потребности, эмоции, недостающая информация, точки соприкосновения.

В большинстве своем люди готовы к компромиссу или сотрудничеству, но другой вопрос, что мало кто готов сделать первый шаг к решению конфликта.

Семейный конфликт

Семейные конфликты могут возникнуть между детьми, детьми и родителями, родителями и прародителями, супругами и так далее, вариантов масса. Очевидно, что в семье избежать противоречий невозможно, но их можно и нужно рационально преодолевать. К популярным причинам семейных конфликтов относится:

  • эгоизм одного или нескольких людей;
  • завышенная самооценка одного или нескольких членов;
  • неудовлетворенная потребность в самоутверждении;
  • неумение общаться;
  • финансовые проблемы или завышенные материальные требования одного из супругов;
  • разногласия в вопросах воспитания и ведения хозяйства;
  • несовпадение темпераментов и нежелание узнавать друг друга;
  • вредные привычки у одного из супругов;
  • проблемы в сексуальной жизни.

К разрушительным тактикам относится (этого нужно избегать):

  • лицемерие;
  • пустые обещания;
  • бегство (уйти, уснуть, отмолчаться);
  • лживое соглашение (лишь бы отстали);
  • унижение и разрушение чего-то значимого для партнера (косвенные удары);
  • удар в тайны (больные места, которые вам доверили);
  • месть при удобном случае;
  • приписывание второстепенных проблем.

Вместо этого нужно:

  • планировать разговор (время и место, участников);
  • четко видеть предмет и объект конфликта;
  • быть корректным (если критикуешь, то сразу предлагай альтернативу);
  • полностью, но в допустимой форме выражать свои эмоции и чувства (положительные и отрицательные);
  • повторять слова оппонента, чтобы убедиться в их правильном понимании и лучше понять его позицию;
  • разложить сложную проблему и большой разговор на несколько маленьких;
  • между ними занимать время чем-то приятным;
  • сравнивать на новых беседах былую информацию и картину, образовавшуюся с учетом новых данных;
  • предлагать свою помощь партнеру.

Не разжигайте конфликт, будьте готовы делать первые шаги, утройте неожиданный сюрприз, оказывайте знаки внимания, не культивируйте обиды.

Отцы и дети

Конфликты родителей и детей, пожалуй, занимают одну из лидирующих позиций. В целях профилактики детско-родительских конфликтов рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Изучайте психолого-педагогические особенности детей, повышайте свою педагогическую культуру.
  2. Создайте семейные традиции, коллективные увлечения и трудовые занятия.
  3. Будьте реальны в своих требованиях, подкрепляйте теорию практикой.
  4. Придерживайтесь одной воспитательной линии со всеми родственниками.
  5. Интересуйтесь жизнью ребенка (увлечения, проблемы, интересы, успехи).

Проблемные отношения: харассмент, абьюзмент и буллинг. Что это такое и что с этим делать?

В мире велик процент жестоких отношений между людьми. С издевательствами на рабочем месте в Великобритании сталкивается около 75% людей. В США каждую минуту около 20 человек подвергаются физическому насилию со стороны их спутника жизни, а в среднем за год это 10 миллионов пострадавших мужчин и женщин. Запугивание, травля в коллективе, сексуальные домогательства, дискриминация по возрасту, полу, национальной принадлежности, насилие в семье – далеко не всегда это поддается широкой огласке. И это еще больше говорит о том, что нужно учиться правильно действовать, когда кто-то переступает грань дозволенного. Читать далее…

5

Внутриличностный конфликт

Один из самых сложных видов. Внутриличностный конфликт словно расщепляет человека на два лагеря (а то и больше). Его оппонент всегда находится рядом с ним, в этом и сложность.

Внутриличностный конфликт может быть мотивационным, нравственным, ролевым, между желаниями и действительностью, адаптационным, из-за неадекватной самооценки. Он может проявляться:

  • неврастеническими состояниями (раздражительность, подавленность, проблемы со сном, головная боль, сниженная работоспособность);
  • эйфорией (истеричный смех, показное веселье);
  • регрессией (возвращение к поведению более раннего возраста или вовсе примитивным формам, уход от ответственности);
  • проекцией (необоснованная критика других, приписывание им своих негативных качеств);
  • номадизмом (частые перемены в любой сфере жизни, нестабильность);
  • рационализмом (самооправдание любых своих поступков).

К положительным влияниям внтуриличностного конфликта относится (при благоприятном преодолении):

  • мобилизация и активизация ресурсов личности;
  • самопознание и формирование адекватной самооценки;
  • «что не убивает нас – делает сильнее»;
  • саморазвитие и самоактуализация личности;
  • обогащение внутреннего мира.

К негативным последствиям внтуриличностного конфликта относится (при неблагоприятном преодолении):

  • дезорганизация личности;
  • снижение продуктивности;
  • остановка развития или деградация;
  • агрессия или покорность человека, либо другая защитная реакция (подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности»);
  • сомнения, тревожность, подавленность, депрессия и другие психические расстройства;
  • потеря смысла жизни;
  • ощущение собственной неполноценности и никчемности.

В группе такой человек выглядит отстраненным, асоциальным, невнимательным, грубым или несобранным, молчаливым, чувствительным к критике.

Признаки внутреннего конфликта

Существует несколько симптомов такого недомогания:

  • апатия;
  • депрессивность;
  • замкнутость;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе;
  • тревожность;
  • раздражительность;
  • потеря концентрации;
  • равнодушие к жизни.

Симптоматика меняется, изменения зависят от степени тяжести заболевания. При легкой конфронтации личность старается отвлечь себя различными делами, например:

  • уборкой;
  • раскладыванием книг в алфавитном порядке;
  • профессиональной деятельностью.

Тяжелой форме недомогания свойственны следующие симптомы: упадок сил, апатия. Когда индивид не может сосредоточиться на своем выборе, его преследуют навязчивый поток мыслей, возникает тревожность, рассеянность, отсутствие сосредоточенности.

Организационные конфликты

Конфликты между участниками одной или нескольких организаций могут быть вызваны внешними и внутренними факторами. К внешним относится:

  • нестабильная социально-экономическая обстановка в стране или неблагополучные условия;
  • изменение законов, выплат, пособий, льгот;
  • изменение правовых возможностей работников.

К внутренним факторам относится:

  • разрушающий стиль руководства;
  • замалчивание, нежелание выполнять обязанности, нарушение прав рабочих;
  • активная деятельность неформальных лидеров;
  • изменение производственного процесса без учета интересов работников.

К признакам конфликта в организации относится:

  • официальные или неофициальные факты унижения личности;
  • резкая смена обязанностей (нередко без учета интересов работника);
  • халтура, уклонение от выполнения приказов начальства;
  • оскорбления;
  • деление на неофициальные группы;
  • формализм;
  • подавленность отдельных работников;
  • негативные отзывы служащих.

Решается с помощью выбора третьего лица для управления конфликтом и устранения его причин, особенно если они носят нормативный характер. Примерный ход решения такого конфликта будет представлен ниже.

Как избежать ссор?

Никак.

Ссорятся все пары. Ученые из британского Института психологии подсчитали, что чаще всего конфликты возникают у итальянских пар, и, как ни странно, у них же самая низкая статистика разводов. Нормой может считаться даже 7-8 ссор в день, если они заканчиваются компромиссами.

Когда конфликтная ситуация возникла, нельзя ее игнорировать. Озвучивать то, что накопилось, нужно обязательно, чтобы в один момент вы не вскипели, как чайник под закрытой крышкой. То же касается и вашего партнера: если его что-то не устраивает, он не должен молчать. И не просите его об этом.

Итак, ссор не избежать. Но что нужно сделать обязательно – так это научиться разрешать конфликты красиво и с пользой.

Вам не нужна неприятная ругань.

Например, если парень предлагает провести вечер с друзьями, а девушка хочет пойти с ним вдвоем в кино, фраза в адрес мужчины: “Какой же ты козел!”, будет плохим аргументом. А если сказать: “С тобой вдвоем мне так интересно, как ни с кем другим!” – это даст ему понять, почему вы хотите выбрать такой формат.

Самое простое правило в конфликте – старайтесь не начинать фразы со слова “ты”, потому что это может прозвучать как нападение или обида. Говорите о себе: “Я чувствую…”, “Мне хочется…”

Вероятно, некоторые сценарии ссор уже вошли у вашей пары в привычку. Вы легко от нее избавитесь сами и переучите партнера, если 3-4 раза подряд проследите за собой.

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

  1. Определение конфликтующих сторон.
  2. Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
  3. Выявление истиной причины.
  4. Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
  5. Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
  6. Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Не критиковать друг друга

Разногласия и ссоры случаются у всех. Это естественная реакция на поступки и решения партнёра. Но когда споры и размолвки превращаются в нападки на самого партнёра, а не только критику его поведения, это предвещает неприятности. Стоит задуматься, если вы говорите: «Он (-а) не позвонил (-а) мне, хотя обещал (-а), не потому что забыл (-а), а потому что он (-а) ужасный человек».

Даже в разгар ссоры, когда ясно мыслить тяжело, постарайтесь сделать глубокий вдох и вспомните, что ваша вторая половинка на вашей стороне. Всегда поддерживайте друг друга, даже если вы в чём-то не сходитесь во взглядах.

Не срывайте друг на друге злость и напряжение. Сосредоточьтесь на предмете спора и постарайтесь прийти к компромиссу.

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

Совместные цели и топ-12 способов как их искать

Поиск совместных целей, при всей сложности процесса, имеет смысл для укрепления отношений. Если паре удается найти совместную цель, такой союз становится во сто крат сильнее и надежнее, чем любые другие тандемы, плывущие по течению и даже не знающие толком, чего они хотят друг от друга, кроме денег и интима. И даже сам процесс такого поиска уже будет вознагражден большим взаимопониманием, взаимным уважением и взаимным интересом друг к другу как к личностям. Даже если вам пока не хочется омрачать безоблачность ваших романтических отношений какими-то там целями, не беда, просто начните диалог сейчас, пока вы готовы слушать друг друга бесконечно, а с чего начать мы расскажем в статье. Читать далее…

4

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Здоровый конфликт — повод для развития

Причина здорового конфликта — это столкновение интересов двух партнеров. Так как отношения динамичны, рано или поздно наступает момент, когда одного из них или сразу обоих перестает устраивать существующий уровень отношений. В результате возникают претензии и недовольства.

Для здоровых отношений конфликт — это сигнал, что они переходят на новый уровень и пришло время что-то менять.

Например, с начала семейной жизни жена растила ребенка и была домохозяйкой. Через какое-то время она поняла, что хочет большего, хочет самореализации. Она выходит на работу или идет учиться.

Естественно, годами налаженный быт теряет былую структуру. Теперь жена часто занята по вечерам, и мужа дома ждет вкусный ужин далеко не каждый вечер. Вот он, идеальный повод для конфликта.

Здесь возможны два варианта развития событий.

В идеале супруги обсуждают ситуацию. Открыто говорят друг другу о своих опасениях и недовольстве и вместе ищут подходящее обоим решение.

Например, жена может научиться делать заготовки для ужина заранее. Или нанимает помощницу. Или муж может иногда готовить ужин самостоятельно. Способы решить вопрос могут быть разными.

К сожалению, прийти к такому исходу конфликта удается далеко не всем.

Что же не дает людям спокойно и конструктивно обсуждать изменения в отношениях? Здесь мы переходим к обсуждению невротических причин конфликтов.

Профилактика конфликтов

Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
  5. Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Нужно самому проходить или организаторам проводить тренинги, мероприятия, курсы по общему развитию и укреплению межличностных отношений, повышению коммуникативных навыков.

Как реагировать на разные конфликты: на пассивную агрессию, раздражительность и прямую атаку?

– Котик, тебе разогреть еду?

– А сама как думаешь?

Ваш мужчина не говорит грубых слов, не кричит, но его слова вызывают у вас обиду? Скорее всего, это пассивная агрессия.

Еще он может едко шутить, игнорировать вас, демонстративно молчать. Это все кирпичики из той же стены.

Как реагировать на пассивную агрессию?

Отвечать в такой же манере – не лучшее решение: вы просто потратите время и вынесете друг другу мозг. Постоянные такие перепалки истощают, результатом станет усталость и отсутствие близости между вами.

Не нужно подхватывать игру агрессора, даже если он продолжает атаки. Лучше спокойно сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и говорите максимально открыто:

– Котик, тебе разогреть еду?

– А сама как думаешь?

– (Вдох-выдох) Я думаю, что ты мог поужинать в своей любимой кафешке возле офиса. Если ты еще не ел, я сейчас разогрею пасту, это пару минут. Вижу, ты не в духе. Скажи, ты чем-то расстроен?

Даже если такие ваши спокойные ответы не помогут мужчине переключиться на нормальный тон, вы сбережете свои нервы и не усугубите ссору.

По окончании ситуации проанализируйте, когда мужчина начинает вести себя пассивно-агрессивно. Также подумайте, он так общается со всеми или только с вами.

Кстати, проследите и за собой. Мы не всегда замечаем, что тоже ведем себя агрессивно.

Да, мы часто прощаем себе то, чего не терпим в других. В следующий раз, когда вам захочется отмолчаться, надуть губки и почувствовать себя жертвой, постарайтесь открыто обсудить с вашим мужчиной то, что вам неприятно.

Другой вариант, в котором мужчина может хамить или повышать голос – у него что-то произошло и он на взводе.

Он не зол на вас, но ему нужно пережить эти негативные эмоции. Это нормально. Полностью подавлять раздражение и злость может быть даже вредным для здоровья: психосоматика может догнать в любой момент, и проблема вылезет внезапной болезнью.

Если вы видите, что мужчина нервничает, то лучше сказать: “Ты прав”

, а объясняться уже когда вы оба успокоились.

Самый плохой вариант – когда вы видите, что ему нравится вас обижать.

Такой мужчина не изменится, как бы терпеливо и спокойно вы с ним не разговаривали. Не ищите ему оправданий: “У него был тяжелый день”, “Я сама виновата, не нужно было спрашивать, где он был”.

Даже если в детстве родители ему рассказывали, что злиться можно, а вот запугивать женщину и угрожать ей рукоприкладством категорически нельзя, вряд ли он об этом помнит.

Если же мужчина вас ударил – уходите. Сразу. Не оглядываясь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]