Общая информация
Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай – поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности – это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и ценностным ориентациям. Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.
Соотнесение активности с категорией деятельности
Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:
- 1-й этап — функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
- 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
- 3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.
Виды и взаимодействие
Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.
Уровни и критерии
Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.
Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.
Так, любой результат может быть:
- созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного;
- консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия;
- разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.
Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.
Трактовка
Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:
- Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
- Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
- Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.
Структура и составляющие
В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.
Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:
- Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы — самовыражение, самореализация, социальная значимость.
- Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
- Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.
Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.
Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.
Мнения исследователей
Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого – социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами – активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.
Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.
Чем чревата пассивность?
Внесем ложку дегтя. Не стоит бояться читать правду, необходимо смотреть страху в глаза, разбираться в нем и становиться на путь исправления. Так вот, что ожидает людей, которые не ведут активный образ жизни? У них:
- Атрофируется организм. Замедляется обмен веществ, что приводит к ослаблению иммунитета, мышц (сердечной, к примеру), набору лишнего веса, зашлакованности и т. д.
- Деформируется позвоночник.
- Повышается риск инфекционных заболеваний, сердечно-сосудистых и других, в число которых входит рак.
Продлить себе жизнь, сделать ее здоровой и качественной поможет только активность.
Особенности теоретического рассмотрения
Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве свойства личности. Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему общественных отношений.
Проявления
Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:
- отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира;
- отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом;
- отношение к событиям и явлениям;
- отношение к самому себе.
Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.
Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.
Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.
И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.
Оценка социальной активности
Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.
В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.
Как стать социально активным человеком?
В него невозможно превратиться за один или несколько дней. Это внутреннее состояние, жизненная позиция. Только неравнодушный, с обостренным чувством справедливости, не желающий мириться с правонарушениями, стремящийся помогать другим людям человек считается активистом.
Он должен иметь опыт общественной деятельности, обладать системным мышлением и стратегическим видением. Разумный подход к делу, хорошее настроение, широкий кругозор и эрудиция, здоровая самооценка, чувство юмора и другие положительные качества должны быть ему присущи.
Но, к сожалению, в реальном мире есть «нездоровые» активисты, которые любят находиться в центре внимания. Они, как правило, демонстративны, истеричны, не приносят пользу обществу, а лишь провоцируют склоки, бунты и свары. К ним также относятся неудачники, которые самоутверждаются за счет других.
Несправедливо порой отношение к «здоровым» активистам. Потому что они нарушают комфортную зону, спокойствие других, не всегда удобны. И часто к ним относятся как к причудливым людям, с непониманием, раздражением и даже агрессией. Ведь они оголяют факты несправедливости, и поневоле человек начинает сомневаться в правильности своей жизни, стыдиться собственной инертности и бездействия.
Пример роста социальной активности
Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.
Что говорили о ней древние философы
Ученые древнего Востока и Запада к изучению того, что такое активность человека, подходили и с материалистической и идеалистической точек зрения.
Вам будет интересно:Формирование и развитие общеучебных умений и навыков у школьников
Сократ (470-399 гг. до н. э., Древняя Греция) объяснял ее состоянием души, которую считал его психическим свойством, средоточием нравственных представлений. Эти представления формируются в результате обучения человека тому, что есть добро и зло, а виды активности и характер его поступков как раз и зависят от этих знаний. Лозунг Сократа «познай самого себя» следует понимать как призыв к анализу поведения и отношения к нему, а не к анализу собственных эмоций и переживаний.
Вам будет интересно:Что такое лакмус и чем он полезен
Аристотель (384-322 годы до н. э.), изучая, что такое активность психики, называл упражнения в нравственных поступках как условие ее повышения. Простое знание о добре и зле не делает человека обладателем таких качеств как, например, добродетельность и благоразумность — постоянные тренировки, упражнения в них делают его таковым.
Учение стоиков возникло в Афинах в IV веке до н. э. Его последователи считали, что повышение активности психики недоступно обычным людям, руководство ею — удел лишь истинных мудрецов, чей разум бесстрастен и не допускает душевных переживаний. Любые эмоциональные потрясения лишают человека внутренней свободы, мешают выполнению долга.
Эпикур (341-270 годы до н. э., Древняя Греция), напротив, считал истинным счастьем отречение от общественной активности. Его он видел в удовлетворении простых потребностей. Воля, ум, психическая активность человека должны направляться на тренировку в самоограничении от недоступных удовольствий, иначе неизбежны страдания от их недостижимости.