Сущность толпы
Я буду ссылаться на работу Михаила Литвака.
Изучая его работы, я могу сказать, что толпа – это универсальный инструмент, которым можно управлять. Так как толпы представляют из себя скопление людей, значит у них есть своя цель. Это и является одной из черт толпы. Происходит слияние индивидов в единый разум и чувства, которые снижают интеллектуальные способности. То есть, у человека исчезает личность. Состояние человека в толпе очень сильно меняется. Его сознание, утратившее активность, позволяет ему войти в состояние помрачения, предаться панике или соблазну.
И так, для формирования толпы необходим не разум, а вера. Толп без верований не существует.
“Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбегается. В толпе человек поступает не в соответствии со своим опытом, а в соответствие мнении большинства или вождя.” – пишет Литвак. А ведь это так и есть. За пример мы можем взять футбольную команду болельщиков. У них есть различные лозунги, которые они выкрикивают для того, чтобы поддержать свою любимую команду. К примеру, толпа из пяти человек кричит лозунг, а после чего к ним начинают присоединяться, другие толпы или личности. И вот через мгновение этот лозунг кричит половина стадиона. Происходит так называемое “заражение”.
Толпа очень переменчива. Это можно заметить, переходя из самой кровавой свирепости к героизму. Но, к сожалению, толпы больше способны на жертвы и не адекватные действия, чем отдельный взятый человек.
Формирование толпы
В процессе создания из малых групп личностей, которые недовольны чем-либо, крупной группы, немало растет шанс создания стихийного поведения. Это направляется на показ испытываемых эмоций, суждений. Нередко субъектом подобного поведения выступает толпа.
В формировании толпы участвует:
публика. Это крупная общность, которая возникает на базе общих целей, без определенной организации, но в условиях, затрагивающих общие интересы. Здесь допускается рациональность обсуждения; контактное, с виду неорганизованное общество, которое действует очень эмоционально; совокупность личностей, которые составляют аморфную группу с большим числом участников. Последние не имеют непосредственных контактов между собой, но их связывает общий интерес. Сюда относятся массовая истерия, лжепатриотический или патриотический экстаз.
В масштабной форме действий коллектива серьезное значение получает неосознанность. На базе эмоционального волнения появляются стихийные действия из-за событий, которые затрагивают ценности личностей. Главными факторами образования толпы и ее развития выступают слухи и цепная реакция.
Существуют этапы создания толпы:
создание ядра. Появление толпы нечасто выходит за рамки причинных связей общественных событий. Но толпа формируется чаще с определенного ядра, т.е. с зачинщиков; процесс кружения. Дальнейший этап идет рядом с процессом кружения. В процессе него идет обострение чувств, появляется готовность отзываться на данные, поступающие извне. Растет волнение, люди готовы к немедленным коллективным действиям; возникновение нового совместного объекта внимания. Второй этап готовит следующий. Он проявляется в возникновении общего объекта, что становится центром внимания. На нем концентрируются чувства и воображение толпы; возбуждение. Финальным этапом выступает активизация личностей вспомогательными стимулами путем возбуждения импульсов. Это случается из-за действий лидеров.
Общая классификация толпы
Существуют несколько классификаций толпы, такие как:
- Стихийная толпа — Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
- Ведомая толпа — Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе её лидером.
- Окказиональная толпа — Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию, к примеру дорожно-транспортное происшествие
- Конвенциональная толпа — Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.
- Экспрессивная толпа — Формируется, как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию, к примеру протест.
- Экстатическая толпа — Представляют собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения», к примеру ритуалы.
Основной системообразующий признак толпы – это ее стихийность.
Психология толпы. Или секрет управления массами
Что такое толпа?
Психология толпы. Или секрет управления массами.
1. Понятие толпы. Что такое толпа?
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:
— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
Психология толпы. Или секрет управления массами.
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
Определены даже основные этапы формирования толпы:
Образование ядра толпы.
Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.
Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.
Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.
Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.
Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях. Именно этим людям подвластна психология толпы или секрет управления массами.
Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.
В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.
В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.
2. Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость ( вот он один важный секрет управления массами), то можно выделить следующие виды толпы.
Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.
Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.
Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.
Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
Толпа на рок-концерте
Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.
1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.
2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.
3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).
4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.
3. Психологические свойства толпы
Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы.
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.
Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.
Толпа
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.
Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.
Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.
Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.
Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.
Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.
В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.
Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.
Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.
4. Психологические особенности индивида в толпе
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Агрессивная толпа
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
5. Поведение толпы.
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.
Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника. Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.
Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.
Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.
Суеверие — упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком. Впрочем, может иметь место суеверный страх, причины которого не осознаются. Многие суеверия связаны с верой во что-либо. Им подвержены самые разные люди, вне зависимости от уровня образования и культуры. По большей своей части суеверие основано на страхе и оно многократно усиливается в толпе.
Иллюзия — разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Она может быть результатом обмана органа чувств. В данном же контексте речь идет об иллюзиях, относящихся к восприятию социальной действительности. Социальная иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет. В конечном счете, основа иллюзии — незнание, которое может дать самые неожиданные и нежелательные эффекты, когда проявляется в толпе.
Предрассудки — ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку.
6. Лидер в толпе и секрет управления массами.
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Сумасбродный лидер
Класс вожаков подразделяется на две категории:
— люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
— люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).
Секрет управления массами, определяющий влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.
Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.
Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.
Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:
1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;
2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.
Эффективными средствами могут считаться следующие:
— переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;
— объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;
— обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
— применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.
Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.
Литература:
1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.
2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.
3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. — 1990. № 11.
4. Московичи С. Век толп. — М., 1996.
5. Преступная толпа. — М., 1998.
6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск, 1998.
7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.
8. Психология толп. — М., 1998.
9. Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.
Источник:
Социальная психология. Учебное пособие. Серия «Высшее образование» Авторы-составители: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г.
Основные характеристики толпы
И так, отметим некоторые признаки толпы.
Переменчивость
Толпа не может сдерживать свои эмоции.
Из-за этого ей свойственно переходить от кровожадности до героизма.
У толпы свой мир, который идет к своей цели или желанию, она не видит преград. Она не понимает слов, которые заставляют ее отказаться от своего желания. Толпа понимает обещания. “Если толпа хочет луну, надо пообещать ей луну” – такой пример дал Литвак.
Слияние
Толпа постоянно находиться во внимание, тем самым заражает индивидов, чем она больше – тем она сильнее заражает.
Авторитарность и консерватизм
Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может или принять идею целиком, и относится к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть. Толпа не может анализировать, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.
Что может повлиять на агрессию?
Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.
- Боль. Принципы современной этики строго ограничивают использование болевых стимулов в исследовательских целях.
- Жара. На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Дискомфорт, вызванный жарой, напрямую подпитывает агрессивность.
- Атакующее поведение. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии.
- Теснота. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессогенным фактором.
- Возбуждение. Телесное возбуждение усиливает практически любую эмоцию.
б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.
Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.
В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.
В.М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает, в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.
Классификация паники:По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.
- В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2—3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.
- Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.
- Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется При проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.
- Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах кратковременной (секунды, несколько минут) – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление;
- достаточно длительной (десятки минут, часы) – при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных пролонгированной (несколько дней, недель) – во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.
Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу:
- Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.
- Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.
- Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.
- Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.
Есть два основных момента, определяющих возникновение паники:
- Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.
- Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.
Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:
- включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение);
- воссоздание образа опасности;
- активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания;
- инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение.
Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.
- Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным;
- либо длительным;
- либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.);
- он должен привлекать к себе внимание;
- вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.
Этапы реакции:
Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.
Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.
Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.
Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.
Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум». Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.
Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:
Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие, до бегства, этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы — и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей — соответственно, массовой.
- Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.
- В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.
По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:
- паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических нарушений;
- паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;
- паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, с последствиями в виде длительной утраты трудоспособности и инвалидности.
Средства борьбы с паникой:
- убеждение (если позволяет время);
- категорический приказ – жесткое, директивное управление людьми в панические моменты – один из наиболее эффективных способов прекращения паники;
- информация о несущественности опасности;
- использование силы;
- устранение наиболее злобных паникеров;
Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.
- в случаях паники, как и стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное поведение — это поведение неорганизованное, лишенное внутреннего ри нет в толпе, он должен быть задан извне.
- Сцепление локтями — одна из хорошо известных мер противодействия паническим настроениям. С одной стороны, ощущение физической близости товарищей повышает психологическую устойчивость. С другой стороны, такая позиция мешает провокаторам или индукторам паники расчленить ряды, после чего растерянность, ощущение беспомощности и паника станут намного вероятнее.
Итак, действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего, необходимо снизить, общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение.
в) Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. В советское время возникали такие толпы, когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламенте наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высоко мудрую банальность. Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это могут быть жители отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами.
г) Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало. И тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу, в противном случае она может выродиться в более примитивную форму. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия масс.
Основное свойство толпы
Приведенная классификация весьма условна. В практическом плане это наиболее важное свойство толпы – превращаемость.
Превращения могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно.
На свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции толпой.
Методы и характеристики изучения толпы. Поведение толпы
Мы знаем, что толпа наделена экстремизмом. Для ее существования нужна единая вера. Так же толпы не устойчивы к колебаниям, сомнения ведут к риску ее раздробления. Из-за этого она старается избавить от сомнений и неуверенностей, в чем ей помогают ораторы. Ораторы вдалбливают толпе утрированные суждения. Поддерживая стабильность.
Еще одна черта поведения толпы это – Иллюзия , которая создается от мнений окружающих, появляется ложная информация, она способна обмануть органы чувств.
Психологические свойства толпы
Эксперты выделяют некоторые психологические свойства толпы, что относятся ко всей структуре данного образования. Они видны в разных сферах:
волевой; эмоциональной; когнитивной; моральной.
Серьезной чертой толпы выступает безотчетность и инстинктивность. Если отдельные люди часто почти не поддаются разумным посылам, руководствуясь эмоциональными порывами, то толпа вообще не имеет разума, а существует на эмоциях, без присутствия логики. Здесь действует стадный инстинкт, особенно в чрезвычайной ситуации без лидера.
В толпе мощно развито воображение. Она воспринимает образы. Те, которые поражают воображение, оказываются ясными и простыми. Еще одним серьезным эффектом выступают коллективные галлюцинации, т.е. неправильное понимание и толкование событий. Масса людей не задумывается над событиями, она не способна рассуждать. Здесь не возможны противоречия и споры. Толпе не требуется правда.
Внушаемость выступает еще одной чертой толпы. Это человеческая масса, которая находится под гипнозом. Источником внушений становятся иллюзии, которые рождаются у отдельной личности. Толпе просто внушается чувство обожания, фанатизм.
Заражение становится причиной образования особенных свойств толпы, оно устанавливает ее направление. Человек любит подражать чему-либо. Мнения в толпе передаются заражением.
В толпе присутствует эмоциональное усиление. Люди, что в ней участвуют, не просто соседи. Они заражают других, а также сами усваивают эмоции окружающих. Эмоциональный взрыв случается из-за определенных условий.
Мощь толпы направляется на разрушение. Подобные инстинкты спят в глубине сознания всех личностей. Поддаваться подобному отдельным личностям опасно, но в толпе они вольно следуют им.
Факторы, влияющие на толпу
Важным фактором толпы является раса. Ей нужно постоянно поддерживать интеллектуальную связанность и эмоциональное убеждение. Раса способна превращать идеи или потребности в традиции. От сюда она способна передавать данные традиции к другой расе.
“Люди всех рас поклоняются одному божеству, называя его разными именами, — надежде. Ведь все их боги были одним-единственным богом” – писал Ле Бон. Литвак считает, что надежду нужно убивать. Я с ним согласен, ведь когда нет надежды, человек будет прислушиваться к рассудку.
Еще одним важным фактором является – использование формул и определенных слов. Чем более неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как равенство, социализм, демократия, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем
Виды толпы
Выделяют 4 вида толпы с соответствующими подвидами:
- Окказиональная толпа (случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.
Склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда исторических факторов, среди которых – степень укорененности урбанистической культуры.
С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми, но и менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызвало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в мини- юбках стало событием чуть ли не политического значения.
- Конвенциональная толпа (конвенция – «условность»).
Собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт и т.д.
Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям.
- Экспрессивная толпа (экспрессия – выражение) – ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение, и т.д. Спектр широк, а главная отличительная черта – ритмичность выражения.
Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, манифестации, громко поддерживающих любую команду, танцующих на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.
3.1. Экстатическая толпа – экстремальная толпа экспрессивной толпы.
Пример: В экстазе люди самозабвенно стегают себя цепями на религиозном шиитском празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм в неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут одежду на себе в ритме рока.
- Действующая толпа.
Политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.
а) Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, прозрачно выражены в названии.
Различают поведение
- Самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели – это напористость
- Поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить, разрушить это – агрессия.
Что усиливает агрессию?
- Алкоголь усиливает агрессию, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляется способность учитывать последствия совершаемых действий. В 65 случаях из 100 или убийца, или жертва принимали алкоголь.
- На агрессивность влияет мужской половой гормон тестостерон. Хотя влияние гормонов ярче проявляется у животных, чем у людей, препараты, понижающие уровень тестостеронов у мужчин, склонных к насилию, ослабляется их агрессивные тенденции.
- Среди других источников агрессии предполагают низкий уровень нейромедиатора серотонина, недостаток которого отмечается у людей страдающих депрессией.
Генетические влияния:
- Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
- Замечено, что с возрастом генетически обусловленная агрессивность возрастает, в то время как влияние семейного окружения уменьшается.
Влияние нервной системы:
Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.
Что усиливает агрессию:
- Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Торенца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройства центральной нервной системы.
- Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
- Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное по средствам научения. И наш собственный опыт, и наблюдения за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду. При активации этих структур мозга враждебность растет; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Таким образом, даже самых кротких животных можно разъярить, а самых свирепых – укротить.
- Берковиц и другие ученые обнаружили, что стимулом являются находящиеся в поле зрения оружие.
- Оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой. Как было показано в работах Милграма по изучению покорности, пространственная удаленности от жертвы облегчает проявление жестокости. Можно убить ножом, но это труднее и случается реже; куда легче совершить убийство, когда ты просто нажимаешь на курок и от жертвы тебя отделяет значительное расстояние.
- Наблюдение насилия по TV.
- ведет к усилению агрессивности;
- повышает порог чувствительности зрителей к насилию;
- формирует их взгляды на социальную реальность
Как управлять толпой
“Человек должен еще меньше напрягать свой рассудок: ему достаточно всего-навсего просмотреть и прочитать самые коротенькие тексты” – Так писал Гитлер. Слова воскрешают психические образы, но также и могущественные образы, представленные наглядно. Вначале было усиление выразительности слов за счет радио, потом порождение образов за счет кино и телевиденья.
Средства коммуникации потерпели эволюцию. И прежде всего следует убрать неугодных из телевиденья. А радиослушателей и читающей публики еще меньше. Средства коммуникации сделали автоматическое мышление историческим фактором. И этот фактор будет иметь место, пока существует толпа.
Для того, чтобы управлять толпой нужен вождь или лидер. Но как вождь должен внушить доверие, чтобы сдвинуть толпу и утвердить свое влияние на нее? Литвак писал, что Лидеру закрыты два пути, это: сила и разум. Я с ним полностью согласен, так-как сила гарантирует подчинение под средством страха, ум тоже не подходит, ибо массы нечувствительны к рассудочным доказательствам. Остается только обольщение или соблазнение. Это как гипноз, он уводит толпу от ее действительности, более красивую, соответствующим ее надеждам. Соблазн вождя не стремиться себя скрыть, а наоборот действует открыто.
И так обольщать – это значит переносить толпу из разумного мира в мир иллюзий.
Скорее всего вы подумаете, что вожди или лидеры — это обманщики. На самом деле они сами находятся во власти этой иллюзии.
Нужно чтобы вождь был как актер. Прежде всего, нужно превратить индивидов в толпу и вовлечь их в определенную деятельность. Ученые указывают, что приёмы всегда специфичны, но три стратегии всегда одинаковы: представление – управляет пространством, церемониал – управляет временем и убеждение – управляет словом.
Для того чтобы собраться толпе, им нужно пространство, тогда каждый индивид чувствует себя сильнее и поддержанным массами.
После чего следует провести собрание. В нем вождь использует весь свой авторитет. Это направляет коллективное слияние к наивысшей точки. Без манифестаций, военных шествий, съездов не может быть толп.
Церемониал хорошо сплачивает толпу, способствует растворению индивида в массе, а также автоматического усвоения поведения.
Также важную роль играет оратор. Оратор, например, желающий увлечь за собой толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Заключение
Я рассмотрел некоторые проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах. Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы? — остается без ответа. Самый разумный вывод, к которому пришли ученые, заключается в одном: не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. Когда наше общество с этим справится, проблема толпы исчезнет и не потребует вмешательств ни полиции, ни науки.
С одной стороны, человек — это исключительно социальное «животное». С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.
Для того, чтобы не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности.
Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.
Однако если нам все же предстоит «иметь дело» с агрессивной толпой, то полезны следующие рекомендации:
- не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места;
- блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;
- устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
- не следует вступать в разговоры с людьми — следует ограничиваться ответом: «Мы выполняем приказ»; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;
- четко выполнять приказы руководства;
- без необходимости не подпускать к себе людей;
- постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;
- не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;
- следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;
- для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;
- переговоры следует вести не прерывая.
Используемые источники
- Лебон Г. “Психология народов и масс” — изд.»Макет»,СПБ,1995.
- Михаил Литвак “Командовать или подчиняться?” — 26 издание, “Феникс” 2015.
- Fofoi. [Электронный ресурс].
- Psyfactor. [Электронный ресурс].
- Wikipedia. [Электронный ресурс].
- Wikipedia. [Электронный ресурс].
- 2health. [Электронный ресурс].
Приложение. Памятка правил поведения в толпе
- Не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места;
- Не следует вступать в разговоры с людьми — следует ограничиваться ответом: «Мы выполняем приказ»;
- Чётко выполнять приказы руководства;
- Для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;
- Переговоры следует вести не прерывая.
- Блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;
- Устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
- Не следует вступать в разговоры с людьми — следует ограничиваться ответом: «Мы выполняем приказ»; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Психология поведения толпы
В психологии поведения толпы заметны влияния идеологии, с их помощью осуществляются конкретные действия. Они помогают изменить психическое состояние, что происходит под влиянием событий или новостей. В действии толпы происходит стыковка информации, что влияет на поведение личностей. Общая воля и настроения усиливаются во много раз. Массовая истерия становится базой для развития трагических событий.
Один из типов поведения толпы – это паника. Данное эмоциональное состояние возникает из-за недостатка информации о неясном или пугающем событии, или из-за избытка информации, что становится причиной импульсивных действий.
Факторы, которые могут посеять панику, разнятся. Их основа бывает психологической, физиологической, а также социальной. Есть случаи образования паники в обычной жизни из-за катаклизмов или катастрофы. В панике человеком руководит бессознательный страх. Он теряет самоконтроль, начинает метаться, теряет солидарность, не замечает выхода. Факторы, что воздействуют на поведение толпы таковы:
Суеверие.
Это устоявшееся ложное мнение, которое возникло по причине страхов, пережитых личностью. Хотя встречается суеверный страх, чьи основы неосознанны. Часто суеверия переплетены с верой в определенные вещи. Они свойственны индивидам, независимо от культурного уровня и образования. Суеверие базируется на страхе, оно во много раз увеличивается в толпе.
Иллюзия.
Это один из видов ложного знания, что закрепилось во мнении социума. Иллюзия иногда становится итогом искажения восприятия. В этом контексте имеются в виду иллюзии, что относятся к восприятию общественной реальности. Общественные иллюзии – это восприятия, что создаются в мышлении личности вместо реального знания, которое не допускается. В итоге, базой иллюзии становится незнание, что дает чересчур негативные эффекты, если возникает в толпе.
Предрассудки.
Также относятся к ложным знаниям, что стали предубеждениями. Они агрессивны, всеми силами противятся истине. Подобное противостояние так слепо, что толпа не воспринимает аргументы, что противоречат предрассудкам.
Основа этого лежит в том, что человеческая память фиксирует не обычное мнение, а запоминает сопровождающие это мнение чувства. Но память избирательна. События, которые противоречат установленному мнению, не всегда подвергаются анализу на сознательном уровне. Они устраняются из-за эмоций, что часто наполняют толпу. Если популярные стереотипы мнения общества перенасыщены эмоциями, то есть шанс появления массового психоза. В ходе него люди совершают наиболее безрассудные действия, они не отдают себе отчет в будущих последствиях.