Диагностика памяти младших школьников Методика «Память на образы»


Если проанализировать работу современного человека с информацией, то можно прийти к выводу, что большую часть необходимых сведений люди запоминают посредством многократного повторения, чтения, зубрежки. Такое запоминание требует много времени. Существует особый вид воспоминаний – образная память. В ее основе лежат ощущения, получаемые человеком от органов чувств (образы).

Образы в памяти

Образная память в психологии

Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.

Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.

Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее.

Методы диагностики памяти

Самая распространенная методика «10 слов», Лурия А.Р., на исследование слухоречевой памяти (немного упрощенная для применения в домашних условиях).

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  1. Однообразие: все слова — имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные).
  2. Слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь — вода и т. п.).

Варианты слов:

Процедура проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо до 10 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

На каждом этапе исследования заполняется протокол. Напротив каждого воспроизведенного слова в столбике, который соответствует номеру попытки, ставится крестик.

Форма протокола.

Слова/попытки12345678910Через час
Лес
Хлеб
Окно
Стул
Вода
Конь
Гриб
Игла
Мёд
Огонь
ИТОГО

После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкция:

— Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

— Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов для психологов и нейропсихологов очень большая и дает очень много информации, но в домашних условиях достаточно посчитать общее количество слов, которые подросток запомнил. Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается 5 слов и более

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Обычно в норме 10 слов запоминаются после 3-4 повторений. Через 20 мин воспроизводится 8-9 слов. На следующий день — 5-6 слов.

Методика «Память на образы»

Подростку предъявляется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.

Бланк.

Стимульный материал

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

«Почувствуй и запомни позу» — методика для изучения тактильной памяти

Стоящему или сидящему с закрытыми глазами подростку придается предлагается последовательно 2–3 позы, каждая «снимается», т.е. человек встает в исходное положение. Задача — почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности. В норме 2-3 позы запоминаются с 1-2-х повторений.

Если вы обнаружили значительное снижение памяти у своего ребенка, это повод обратится к психологу, лучше к клиническому или нейропсихологу. Они проведут дополнительную диагностику и дадут ценные рекомендации. Можно мне.

Помните, нарушение памяти может быть признаком других проблем у человека, которые лучше не запускать. Берегите своих детей!

0

Для чего нужна человеку

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

  • Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
  • Активизирует все каналы восприятия;
  • Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
  • Превращает мыслительную деятельность в творчество;
  • Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
  • Сводит обучение к пониманию;
  • Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
  • Повышает темп работы;
  • Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
  • Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
  • Делает процесс забывания произвольным.

Важно! Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.


Детское восприятие мира

Особенности

Долговременная память — что это означает в психологии, как улучшить

Отличительными особенностями образной памяти являются:

  • Временное хранение образов. Нужные образы сохраняются на долгое время, а ненужные стираются через сутки.
  • Чем дольше образ хранится, тем бледнее он становится. Через большой промежуток времени человеку сложно будет вспомнить мельчайшие детали образа.
  • Бессознательная природа. Человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запомнить что-то.

Что такое «яркая» образная память

Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.

При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.

Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.

Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.

Двигательная память

Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.

Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

Виды образной памяти


Виды образной памяти

В психологии выделяются следующие виды образной памяти:

  • Зрительная. Этот вид запоминания основывается на сохранении в сознании лиц близких людей, рекламных плакатов, достопримечательностей.
  • Слуховая. Из всего многообразия звуков этот вид памяти помогает человеку выбрать важные для запоминания: голос мамы, звук приближающейся машины, мелодию любимой песни.
  • Вкусовая. Этот тип воспоминаний дает человеку возможность сохранять долговременные представления о вкусе лимона, перца, клубники.
  • Обонятельная. Благодаря этому виду памяти, почувствовав запах костра, человек мечтает оказаться в походе.
  • Тактильная. Запоминать события помогают человеку прикосновения и тактильные ощущения. Людям нравится гладить кошек, потому что они помнят приятную мягкость их шерсти.

Когда появляется образное восприятие

Способность воспринимать образы появляется у ребенка в период раннего детства. В возрасте 1,5-2 лет малыш способен запомнить краткую образную информацию. Именно с этого момента начинает существовать долговременная память. Достаточно развитый мозг крохи позволяет ему строить простые логические цепочки, формулировать понятия на основе образов.

Важно! Образную память принято называть фундаментом всех остальных видов сохранения информации в сознании. При слабо развитой образной памяти объем других видов памяти будет небольшим.

Долговременная, кратковременная и оперативная память

По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.

Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.

Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.

Как развивать образную память

Методики развития образной памяти называются мнемотехниками. Чтобы улучшить образное запоминание, можно:

  • Тренироваться в запоминании последовательности геометрических фигур, применяя метод ассоциаций к ним. Квадрат можно ассоциировать с окном, а трапецию – с юбкой.
  • Упражняться в запоминании ряда слов, не связанных друг с другом по смыслу, можно, если составить рассказ, где будут содержаться все эти слова. Кроме того, можно попробовать представить себе рисунок или картину, где в виде образов будут присутствовать все слова, которые нужно запомнить. Психологи утверждают, что, если картинка будет нелогичной, нелепой, то это обеспечит прочное запечатление образа, так как людям свойственно обращать внимание именно на необычное. Например, чтобы запомнить слова «перевернутый», «дом», «батон», «дерево», «достать», «женщина», «лодка», «топор», можно представить себе нелепую картинку: на дереве растут батоны, чтобы их достать, женщина встала на лестницу, в речке тонет топор, а лодка по траве не плывет.


Нелепицы

  • При запоминании иностранных слов можно их звучание ассоциировать с русскими словами, наделяя каждое образом. Например, немецкое слово «Krawatte» (галстук) по звучанию и написанию похоже на русское слово «кровать». Чтобы его запомнить, можно представить себе галстук с рисунком в виде кроваток.
  • Если нужно запомнить какую-то дату, в своем воображении каждую цифру можно наделить ярким образом.
  • При запоминании любой информации нужно стараться задействовать все органы чувств. Это обеспечит быстрое запоминание и долговременное хранение информации в памяти.

Таким образом, образная память основывается на одновременной работе обоих полушарий. Заставить мозг работать в полную силу можно, если стимулировать одновременную работу всех анализаторных систем при восприятии информации. В этом случае в сознании человека формируется яркий образ, который запечатлевается надолго без приложения умственных усилий.


Хорошая память

Эмоциональная память

Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.

Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.

Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.

Функции эмоциональной памяти:

  • Накапливание и воспроизведение эмоционального опыта, связанного с событием, вызвавшим эмоцию.
  • Формирование эмоционального интеллекта.
  • Влияние на развитие личности и её творческих способностей.

Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.

Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]