Психология развития личности: факторы, условия, этапы, механизмы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы личности одна из центральных в психологии, по словам одного из психологов, истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Важно понять и принять своеобразный принцип “непознаваемости до конца”, и данное положение особенно значимо в практике психологической помощи.

Никто, даже сам человек не может полностью разобраться и понять свою личность. Такое состояние неопределенности и есть начало психологической помощи.

Цель данной работы — изучить личность и её формирование.

Для достижения цели, необходимо рассмотреть более углубленно следующие понятия:

— Личность

— Индивид

— Индивидуальность

— Критерии сформировавшейся личности

— Структура личности и ее направленность

— Формирование личности

Понятие «личность», «индивид», «индивидуальность»

Понятие человека тесно связано с понятиями «личность», «индивид», и «индивидуальность».

Человек – это общее понятие, отражающее целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений и используется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Личность – это многогранное понятие, включающее в себя следующие общие положения:

— понятие «личность» включает в себя совокупность индивидуальных, специфических характеристик человека, которые отличают его от других людей, т. е. личность всегда характеризуется индивидуальностью;

— личность представляет собой уникальную форму социального бытия человека – индивидуальные свойства личности являются социально значимыми и формируются в процессах социализации и взаимодействия с другими людьми;

— личность – это единое целое, обладающее устойчивой структурой, состоящей из иерархически связанных отдельных черт личности; личность является динамичной структурой, способной развиваться и самоорганизовываться, постоянно взаимодействуя с социальным окружением.

Личность является связующим звеном всей психической деятельности, обуславливая ее непрерывность, преемственность и целесообразность.

Таким образом, личность – это человек в совокупности своих устойчивых социально обусловленных индивидуальных психических характеристик, которые составляют единую систему, способную развиваться и самоорганизовываться во взаимодействии с другими личностями и обществом.

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком.

Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Индивид – это конкретный представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивидом является и новорожденный, и взрослый человек, который также является личностью. Индивид обладает как общими характеристиками, такими как целостность психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность, так и индивидуальными качествами и их совокупностью, которые отличают его от других индивидуумов (эмоциональность, чувствительность, рациональность и т. д.).

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид», потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане индивидуальность, в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Если взять новорожденного ребенока, то тот не будет являться личностью. Это биологическое существо, имеющее способности рода Homo sapiens: конфигурацию тела, предполагающую прямохождение, структуру мозга, обеспечивающую возможность развития интеллекта, строение руки, дающую в перспективе возможность использования орудий и другие природные предпосылки для развития человеческих качеств. В процессе развития и усвоения социального опыта человечества ребенок индивидуализируется, становится индивидом Формирование личности происходит через приобретение особого социального качества, включение в систему общественных взаимоотношений и процессов, в которых индивид выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, достигший уровня личности, способен действовать опосредованно, т. е. подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными целями и намерениями.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком. Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

Критерии сформировавшейся личности (по Л.И. Божович)

Так, Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривала последовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие. В результате опосредования потребностей сознанием происходит построение целостной мотивационной системы. Л.И.Божович ввела понятие «внутренней позиции», как особого личностного новообразования, которое и является движущей силой развития новых психических качеств у человека. Факторами, определяющими внутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребёнка с его возможностями и требованиями окружения. Механизмом развития детской психики в теории личности Л.И.Божович является осознание ребёнком своих потребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальными установками.

Л.И.Божович также были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции в периоды зрелости. Большое внимание Лидия Ильинична уделяла субъективной стороне мотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношений человека с окружающей его действительностью.

Взрослый человек активно строит собственную жизнь как целостную систему жизненных отношений и деятельностей во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее. Вследствие этого во «внутренней позиции» личности возникают механизмы, осуществляющие эту целостную регуляцию. Исследование личности взрослого человека, как субъекта жизни, позволило Н.Р.Салиховой назвать одним из механизмов развития личности взрослого человека функциональный механизм барьерности-реализуемости личностных ценностей. Этот механизм работает в режиме согласования и рассогласования важности и доступности ценностей.

Согласование выражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности и доступности ценности посредством внешней или внутренней активности личности. Активность личности может быть адекватной достижению поставленной цели, и тогда человек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет. Также активность может быть компенсаторной, в этом случае человек понижает ценность того, что недоступно. Метафорически компенсаторную активность можно выразить словами известных пословиц: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Показателем режима согласования является степень реализуемости – связь между важностью и доступностью ценности.

Рассогласование выражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступности ценности. Повышение одного из них ведет к понижению другого. Так, недоступность ценности увеличивает её важность, недоступное кажется еще более ценным и важным. Доступность ценности понижает ее важность, соответственно, реализуемое и доступное обесценивается. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее «синицы в руках», именно потому, что он не пойман. Имеющееся в зоне доступного, теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Данная тенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, где нас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». В этом случае фактором, побуждающим к развитию, является именно труднодоступность. Её показателями могут быть проблемность, как несоответствие важности и доступности ценности (важность высокая, доступность низкая) и барьерность, как прямо-пропорциональное соответствие важности с разностью «важность-доступность». Охарактеризованный механизм реализуемости-барьерности личностных ценностей иллюстрирует процессы психического развития взрослой личности, в контексте теории личности Л.И.Божович.

Итак, каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Воспользуемся соображениями на этот счет все того же автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович. По существу, она выделяет два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном опре­деленном смысле, а именно если он способен преодоле­вать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом пред­полагается, что мотивы, по которым преодолеваются не­посредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способ­ность к сознательному руководству собственным пове­дением. Это руководство осуществляется на основе осо­знанных мотивов-целей и принципов. От первого крите­рия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредст­вованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию моти­вов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продей-ствовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором при­знаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой ин­станции личности.

Механизмы, условия и источники развития личности

Личность развивается в деятельности, когда для этого есть необходимые условия и предпосылки. Биологические предпосылки — это генетика человека, задающая рост, созревание, активность, реагирование и поведение. Условия развития — это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В деревне развивается деревенский мальчик, в Итоне — выпускник Итона. На основе этого формируется направленность личности, в том числе внутренняя позиция в отношении развития, склонность и способности личности развиваваться или нет, а если развиваться, то в какую сторону.

Развитие ребенка определяется не только его организмом, развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажают семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают. Ребенок – не одно семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва с различными семенами. На эту почву с уже имеющимися семенами (врожденные начала в ребенке) могут падать и другие семена (культурное начало). Что-то попадает случайно, что-то благодаря усилиями садовников: родители и педагоги прививают ребенку лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, а в экосистеме.В таком представлении развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек из общекультурного окружения или осознанной работы садовника: родителей и педагогов.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела ребенка, в первую очередь его генов и инстинктов. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Истоки и пути развития личности

Откуда или с помощью чего, какими путями развивается личность? Основные пути, это:

  1. Игра — вначале руководимая извне, позже запускаемая самостоятельно;
  2. Дело. Вначале совместные с кем-то дела, позже самостоятельные;
  3. Учеба или тренировка. Вначале учат нас, после мы можем учить себя сами;
  4. Физическое развитие. В теле человека записано возможность его развития, как личности. Тело определяет наши интересы и наши ценности, оно впечатывает в нас наш характер, в нем записано, в чем наше призвание и может ли оно быть у нас вообще. Тело, забитое зажимами и скрученное депрессией, развитию мешает. Если мы хотим развить свою или чью-то личность, начинать нужно с развития тела.
  5. Разрешение внутренних противоречий. До определенного возраста каждый переход на новую ступень развития личности нередко является одновременно и личностным кризисом. Что касается жизни взрослого человека, то процесс его роста и развития может идти вполне здоровым путем, личностными кризисами не сопровождаясь. См.
  6. Внутренняя работа. Осознание, анализ, принятие решений, выполнение их.

Эти пути требуют освоения (подтакливают к освоению) новых ролей, требуют приобретения новых знаний, выработки новых умений и навыков, их же — дают эти новые знания, умения, навыки и роли. С другой стороны, некоторые знания, умения, навыки и роли являеются необходимыми предпосылками всех этих путей.

Младенец не будет участвовать в КВНе, он еще не умеет разговаривать.

Внутренние и внешние предпосылки развития личности

Чаще источником развития является что-то внешнее — воспитание родителей, влияние окружения, требования профессионального роста, вызовы жизни, однако без внутренних условий и источников развитие личности невозможно.

  • Внутренние условия и источники — личностное здоровье, обеспечивающее пассивный личностный рост и внутреннее стремление развивать себя (в частности потребность в самоактуализации), выражающееся в активном личностном росте.
  • Внешние условия и источники — поддержка и требовательность. Смотри Материнская и отцовская модель любви

А реальность интересна тем, что эти источники не всегда качественные и нередко между собой конфликтуют.

Думай сам или слушайся умных людей?

Развитие ребенка невозможно без социального окружения, но качество этого окружения бывает различным, и нередко, на определенном этапе, это же социальное окружение (например, неблагополучная семья, неудачная школа, бестолковые друзья) перестают развитию способствовать, а то и начинают прямо препятствовать.

Расхожие представления массовой культуры и усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители — не лучшие условия для развития личности.

В сравнении с этим, с такими источниками внешнего влияния, спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, критически воспринимающие влияния извне — источники свободы и развития.

Когда рядом бестолковые — думай сам.

В умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного — позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае послушный ребенок, подросток или молодой человек рядом с авторитетными для него взрослыми имеет по крайней мере возможность хорошего старта. В такой ситуации слушать окружающих лучше, перспективнее, чем полагаться на собственную голову.

Когда рядом умные, а своя голова работает ненадежно, слушай умных людей, и они научат тебя включать голову и думать самостоятельно. См.

Мотивация развития личности

Если человек развивается на позитивной мотивации и склонен к позитивному мировосприятию, личностный рост и развитие негативными переживаниями и невротическими реакциями не сопровождается.

Прежний вариант развития исчерпался. Классно! Ищем новые варианты.

Если человек развивается на негативной мотивации и склонен к негативному мировосприятию, личностное развитие почти всегда начинает сопровождаться душевным нездоровьем, и начавшийся личностный кризис перерастает в психологический кризис. Как психологический кризис, личностный кризис — это уже дисгармония в душевной жизни человека (и, как следствие, в его жизни в целом), это длящееся невротическое состояние (конкретно недовольство собой и жизнью), импульсивные жизненные решения, характерные для человека-ребенка.

Структура личности и её направленность

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям — прогресс и регресс — вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией.

Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку.

Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида.

Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств. Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности — ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один — внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно » живущий » для самой личности;

второй — деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, » совпадение » актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

  • знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
  • умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
  • навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

  • антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;
  • физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;
  • внешняя анатомия тела;
  • функционально-анатомические особенности;
  • биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
  • свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это:

1. совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

2. целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Основные факторы формирования личности в психологии

Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.

Основные факторы формирования личности в психологии

Факторы формирования личности:

  1. Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

    Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.

    Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.

    Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества. Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.

Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.

  • Генетика.

    На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.

    Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.

    Генетика

  • Опыт жизни.

    Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.

  • Менталитет и культура.

    Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.

    Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.

  • 3 важных шага

    , которые должна пройти каждая женщина

    Аника Снаговская

    Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

    Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

    01

    Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

    Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

    02

    Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

    Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

    03

    Аудио запись: Нейро-аф

    Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

    Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

    И начать новую, счастливую для себя жизнь.

    Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

    Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

    Аудио запись: Нейро-аф

    Заберите Ваши подарки!

    Все перечисленные факторы влияют на человека при каждом соприкосновении с непривычной социокультурной средой. На самом деле, формирование личности представляет собой изменения в результате вхождений в новую социальную общность. Индивидуальность может проявляться по-разному в конкретной среде – все зависит от того, насколько успешно индивид преодолевает три фазы развития.

Формирование личности

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Выделяют:

— Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

— социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

— естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

Наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

Обучение, воспитание, образование;

Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли, и это не случайно. Безвольное, импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношению к личности (ведь нельзя потерять то, чего не имеешь). Поэтому авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности, с эмпирической точки зрения правы. Воля, однако, не является ни началом, ни даже «стержнем» личности, это лишь одно из ее выражений. Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных. Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. Они господствуют до подросткового возраста, но и после продолжают участвовать в развития личности вместе с сознательными формами самопостроения.

Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении. Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, – ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваиваются и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации – в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец — объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно Наступает время, когда “образец” теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения социальных ролей тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Здесь часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона – социальной роли или социальной позиции. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности.

Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Механизмы развития личности

Вопрос того, каким путями реализуются развитие личности, какие механизмы при этом задействованы — предмет изучения множества ученых. Большинство теорий развития личности рассматривают такие:

  • присвоение — оно реализуется через осознавание и присвоение своей человеческой сущности;
  • обособление (индивидуация) — индивидуум проявляет стремление выделиться из множества таких же индивидуумов. Обособление делится на внешний и внутренний тип. Внешнее связано с такими характеристиками как национальность, физические данные, пол. Внутреннее — индивидуальные особенности психологического характера, интеллект, темперамент;
  • идентификация — отождествление (в первую очередь, на эмоциональном уровне) себя с другими людьми, группой людей, важным объектом. В детстве ребенок отождествляет себя с родителями или другими значимыми людьми, перенимают их стиль поведения, способ реагирования и общения с социумом, а также вбирают жизненный опыт, взгляды.

В подростковом возрасте образец для самоидентификации — сверстники, авторитетные взрослые, кроме родителей. Идентификация длится всю жизнь.

Социализация

Социализация — это многоступенчатый процесс, который приводит к формированию психических свойств у индивида. Основное влияние на социализацию оказывает среда, в которой развивается индивид.

Взаимодействие человека с социумом может происходить двумя способами:

  • пассивным — когда он использует свой социальный опыт;
  • активным — когда человек проявляет активность, действует и таким образом влияет на социальное окружение.

Социализация происходит в несколько этапов:

  1. дотрудовой — наступает при рождении и длится до момента начала трудовой деятельности;
  2. трудовой — совпадает с периодом активной трудовой жизни, зрелости;
  3. послетрудовой — наступает с момента прекращения активной рабочей жизни в преклонном возрасте.

На каждом этапе социализации у человека меняется спектр обязанностей, которые он выполняет, как член семьи, работник. Меняется и социальная позиция, проявляющаяся в отношении к тем или иным событиям. Социальные роли влияют на личностное становление в течение всей жизни.

Роль наследственности в развитии личности

Немалую роль в становлении личности играют наследственные факторы. Они человеку, как представителю биологического вида, помогают адаптироваться к меняющимися условиям.

Для психологической науки наибольший интерес представляет вопрос передачи творческих способностей, задатков от родителей детям и последующим поколениям. Чтобы ребенок мог гармонично развиваться, максимально раскрыть заложенный в нем потенциал. Врожденные задатки прямо влияют на успех в обучении, выбор профессии.

То насколько реализуются врожденные способности, во многом зависит от условий,в которых воспитывается ребенок, внутрисемейных отношений. Именно методы воспитания подкрепляют талант, который передается разным поколениям одной семьи (например, семьи выдающихся музыкантов — Баха, Моцарта).

В современной педагогике уделяется большое внимание разносторонних, самых ярко выраженных способностей уже в детском возрасте. Создаются специальные условия для проявления и развития талантов.

Темперамент — врожденная характеристика. Он определяется свойствами нервной системы. Темперамент не меняется в течение всей жизни. Он определяет особенности реагирования, поведения, влияет на характер и способы взаимодействия с социумом.

Комплекс всех наследственных факторов влияют на способность ребенка самостоятельно развиваться. Перед родителями стоит задача усилить врожденные задатки в процессе воспитания.

Роль общения в развитии личности

Общение необходимо для социализации и развития задатков ребенка. Уже в первые годы жизни у него формируется собственный круг общения — в него входят родители, братья и сестры, другие родственники, друзья по детскому саду, воспитатели. С возрастом этот круг расширяется.

Общение со сверстниками в детском саду, на игровой площадке дарит большой спектр эмоций и важный опыт.Он становится базой для развития личностных качеств и отношений в будущем.

Если ребенок не общается со сверстниками, то выявить наличие у него проблем с социализацией не представляется возможным. Если они есть, то выявить их можно только в диалоге в одногодками.

Уже годовалому малышу необходимо общество таких же деток. В парке, центре раннего развития малыш может научиться отстаивать себя, играть и проявлять другие виды взаимодействия.

По мере взросления общение не теряет своей важной роли. Более того, это фактор формирования личности становится еще более весомым. Это связано с тем, что ребенок расширяет свой опыт, духовный мир, поэтому испытывает потребность в том, чтобы делиться им с другими и перенимать чужой опыт. Появляется стремление к общению со взрослыми, формируется круг друзей.

В общении удается более легко преодолеть сложные ситуации. Нередко общение приводит к тому, что корректируются ошибки воспитания. Важно, чтобы родители создали условия для гармоничного развития и формирования позитивного мышления.

В детском возрасте общение происходит через игры. Играя, дети учатся помогать друг другу, конкурируют, строят взаимоотношения. Это вид деятельности позволяет снизить уровень психоэмоционального напряжения, способствует формированию уверенности в собственных силах, помогает стать более активными, избавиться от замкнутости.

Влияние среды на развитие личности

Социум для личности является основным компонентом взаимодействия. Активность человека отражается на социальной среде, точно так же и перемены, которые происходят в социуме, отражаются на нем. Среда диктует свои условия, выставляет к личности определенные требования или же относится к индивиду с доброжелательностью.

То, какой настрой по отношению к человеку демонстрирует социум, зависит от его готовности принимать ее требования. Социальный статус человека обуславливает его поведение.

Воспитание

Наиболее весомым фактором развития личности считается воспитание. Через него удается корректировать неблагоприятные врожденные факторы, нивелировать влияние социума.

В психологии воспитание рассматривается, как средство, которое позволяет контролировать процесс социализации. Заданием воспитания является формирование индивида так, чтобы он максимально советовал требованиям того общества, где он живет, успешно справлялся с трудностями и достигал успеха.

Воспитание развивает человека как потребителя материальных благ. Но это — не единственная задача воспитательного процесса. Он также развивает высшие человеческие потребности — стремление к созданию материальных и духовных ценностей. Эти потребности проявляются в стремлении общаться с другими людьми, сотрудничать с ними, заниматься творчеством. Развитие этих потребностей и связанных с ними эмоций помогает формировать мировоззрение, способность к саморегуляции поведения и деятельности, в обретении нового опыта.

Воспитательный процесс дает возможность структурировать влияние на формирующуюся личность и создать основу для успешной ее социализации.

Обучение и образование

Термин “обучение” включает в себя передачу определенных знаний, а также активное взаимодействие между учеником и тем, кто обучает. Независимо от возраста обучаемого, он в процессе образования получает новый опыт, отрабатывает навыки его использования, тем самым расширяет спектр собственных возможностей для реализации.

Способность к обучению напрямую связана в возрастом и зрелостью мозговых структур. Так, 2-летний ребенок не способен усвоить материал, который излагают первокласснику.

Те психические качества личности, которые формируются при воспитании и обучении — очень сложные новообразования. Они постепенно вырабатываются в процессе индивидуального развития. Каждое их этих психических качеств имеет системную структуру и включает в себя:

  • потребности;
  • мотивы;
  • цели;
  • знания;
  • средства для действий;
  • эмоции.

Например, любопытство предполагает наличие знаний, относительно которых новый объект вызывает удивление, стремление изучить его и средств, которыми человек реализует это стремление. Каждое из психических качеств тесно связано со всеми остальными.

Список литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.
  2. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М.: ИП РАН, 1997. — С.270-373.
  3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т.15, № 1. — С. 3-18.
  5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. — 1993. — Т.14, № 2. — С. 8-17.
  6. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
  8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
  9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  10. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. — Ставрополь, 2000. — 273 с.
  11. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.
  12. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
  13. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности. — М.: Владос, 2001. — 255 с.
  14. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004. — 246 с.
  15. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). — М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  16. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 20 с.
  17. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 256 с.
  18. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.2: Объективное изучение личности / Отв.ред.: Г.С. Никифоров, Л.А.Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 283 с.
  19. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1984. — 142 с.
  20. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
  21. Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшего периода России. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 88 с.
  22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0

Размер: 34.33K

Скачано: 247

07.11.13 в 12:47 Автор:DLife

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие работы

  • Психология личности
  • Психология личности
  • Психология личности
  • Эмоции и чувства
  • Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», личность»
  • Эмоциональные состояния
  • Эмоциональные состояния
  • Эмоции и чувства
  • Чувства и эмоции
  • Чувства и эмоции
  • Взаимодействие личности и общества
  • Виды и функции эмоций
  • Эмоции и чувства
  • Ценности и личность
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
  • Личность как субъект и объект политики
  • Психология личности (эмоции, чувства)
  • Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
  • Человек, биосфера и космические циклы
  • Социализация как фактор развития личности: стадии, способы и средства

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности

К факторам, оказывающим влияние на развитие личности, относят все воздействия, которые испытывает человек в процессе своего формирования. Их принято разделять на внутренние, то есть свойственные индивиду априори, и внешние, то есть условия среды.

Внутренние факторы

Ребёнок, появившийся на свет, обладает нервной системой с врождёнными особенностями. Прежде всего, к ним относят скорость и соотношение процессов возбуждения и торможения – важнейшие факторы, влияющие на развитие личности. Они определяют, как человек реагирует на внешние раздражители: насколько быстро он даёт ответную реакцию и как скоро эта реакция, постепенно ослабевая, угасает. Вот два примера:

  1. В процессе обучения, то есть развития, один человек быстро «схватывает» материал, то есть реагирует на раздражитель (научение), и медленно «остывает», застревая на нём. Людей с таким типом темперамента называют меланхоликами, и они демонстрируют хорошую обучаемость при минимальном воздействии.
  2. Другой человек медленнее усваивает и быстрее переключается на другие темы. Это сангвиник, для научения которого требуется более сильное воздействие: более эмоциональное, с большим количеством повторов.

Если мы будем развивать меланхолика и сангвиника одинаково, как это делается в современной школе, то, скорее всего, первый будет находиться в постоянном стрессе, в то время как второй – не будет усваивать до конца. В обоих вариантах развитие личности будет страдать. Вот почему внутренние факторы являются определяющими для успешного развития человека.

Условия среды и их влияние

Если внутренние факторы являются базой и матрицей, то внешние – формируют условия для реализации заложенного ими потенциала. Вот какие условия являются главными для развития личности:

  1. Отношения в семье.
  2. Доступность благ.
  3. Материальное положение.
  4. Социальная среда.

Первичным и важнейшим фактором для полноценного развития личности выступает семья. Именно в ней маленький человек усваивает модели поведения, получает любовь и защиту, а зачастую – гиперопеку. Отношения в семье влияют на то, будет ли он чувствовать себя в безопасности и позитивно воспринимать происходящее в его дальнейшей жизни. Или он будет вытеснять и компенсировать, постепенно развивая в себе те или иные психические расстройства.

Важным условием развития личности, является доступность благ. Под благами понимается широкий круг вещей и явлений, которые существуют для удовлетворения потребностей, в числе которых можно перечислить:

  • жилищные условия;
  • комфортность среды обитания;
  • образование;
  • способы проведения досуга (спорт, культурные мероприятия, группы по интересам и прочее);
  • путешествия.

Большинство из перечисленных благ приобретается за деньги, поэтому материальное положение выступает следующим важным фактором развития личности.

Тотальное влияние на становление человека оказывает социальная среда, начиная от соседей и других детей во дворе, заканчивая устоявшимися социальными практиками в конкретном микрообществе.

Если человека окружают развитые люди, то это стимулирует его развитие.

И наоборот, простое окружение, как правило, связано с негативным влиянием среды, которое ведёт к развитию отрицательных черт личности: необязательности, невоздержанности, склонности к пьянству и другим девиациям.

Гармония внешних условий и личностных характеристик как главный фактор

Развитие личности – это всегда многофакторный процесс. Ребёнок может воспитываться в благополучной семье, иметь разнообразный развивающий досуг, путешествовать с родителями и узнавать много нового. Однако, повзрослев, он попадает в «нехорошую компанию», что отрицательно сказывается на его жизни и развитии как личности.

Другой ребёнок, у которого стартовые условия были существенно скромнее, за счёт собственной высокой мотивации в конечном итоге достигает высокого уровня развития, и жизнь его складывается более чем успешно.

Третий вариант: ребёнок может быть талантлив «от рождения», однако для реализации таланта необходимо оказаться в определённом месте и в определённое время, а также сделать правильный выбор. Если эти основные внешние факторы не будут иметь место или не совпадут, то и талантливая личность не получит дальнейшего развития.

Личностные особенности получают развитие, только когда человек оказывается в ситуациях со стимулирующими внешними условиями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]