Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения

Поведение, как моральная категория

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Психология жестов и выражения лица

Психология поведения, жестов и мимики – это ключ к тайнам человека, которые он хочет скрыть. Человек в результате эволюции научился передавать мысли и чувства при помощи слов. Но вместе с этим умением он овладел искусством прятать свои истинные замыслы и намерения, устремления. Нужно уметь «читать» своего собеседника по его телодвижениям. Только таким образом можно понять, что у него на уме и чего от него можно ожидать.

Американский психолог Мейерабиан Альберт считает, что при общении мы передаем 7% объема информации вербально, 38 % — интонацией и тоном голоса, 55 % — невербальными сигналами.

Главное правило психологии жестов и мимики говорит, что нет в мире человека, который полностью может управлять телодвижениями в процессе разговора, даже если он хочет намеренно ввести собеседника в заблуждение.

Человек на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на определенные ситуации. Непроизвольные мимика и жесты незнакомого человека позволяют услышать и увидеть скрытое за ширмой слов.

Наиболее важные невербальные сигналы:

  • Защита. В опасных или дискомфортных ситуациях, когда есть желание отгородиться от собеседника – люди отклоняются назад, закрываются книгой, папкой или другим предметом, закидывают ногу на ногу, скрещивают руки на груди, сжимают кулаки. Глаза их следят неотрывно за тем, от кого они ждут подвоха. Таким поведением выдается настороженность и напряжение, а так же не готовность к конструктивному диалогу.
  • Открытость. Тело наклонено к собеседнику, открытые ладони, благодушная улыбка – эти сигналы говорят о предрасположенности к общению.
  • Заинтересованность. Отсутствие жестов, блеск в глазах говорят об увлеченности, человек весь во внимании, он наклонен вперед и старается не двигаться, чтобы не упустить ни слова.
  • Скука. Потухший взгляд, ритмичное покачивание ногой, что-то теребит в руках, рисует, зевает. На языке жестов в психологии общения это значит, что у слушающего нет интереса к теме беседы.
  • Скептичность. Человек соглашается с собеседником, но дает понять, что не доверяет ему такими жестами, как потирание шеи, почесывание уха, щеки, лба, ухмылка, подпирание подбородка ладонью.

Психология по поведению человека учит нас понимать премудрости невербальной символики и верному взаимопониманию друг друга.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям. Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
  • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Гуманистическая психология

В центре гуманистического подхода – присущая человеку внутренняя свобода и его стремление реализовать себя. Он рождается одиноким, его самые насущные потребности не удовлетворены. Но он растет физически и духовно.

Ощущая себя в безопасности, накормленным, напоенным, он начинает тянуться к общению с людьми, испытывает к ним глубокие чувства. С возрастом осознает смысл самореализации и создания чего-то уникального, что позволяет удовлетворить внутреннюю мотивацию и сделать что-то полезное для людей.

Но, бывает, и наоборот. Даже в ситуации фрустрации потребности в безопасности, еде, сне, человек не теряет себя и смысл жизни, стремится реализовать себя, как свободную, творческую личность. Вспомни В. Франкла – в условиях концлагеря он сумел остаться думающим, помогающим человеком. Впрочем, в этой ситуации можно предположить, что сознательная борьба за жизнь, поиск ее смысла связан с тем, что однажды самые насущные потребности его было удовлетворены.

Психологические теории объясняют поведение человека с самых разных позиций. Для одних оно – результат воздействия стимулов. Для других – попытка скрыть неприемлемое, используя средства защиты. Гуманисты же выставляют человека открытым перед самим собой, дарят свободу понять, кем он является.

Психология как наука о поведении

Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные виды поведения.

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Бихевиоризм


Фото автора Ron Lach: Pexels
Название теории берет основу от английского слова behavior – поведение, и в центре этой теории как раз и находится его изучение.

В рамках этого психологического подхода отрицается влияние бессознательного, каких-либо глубоких внутренних мотивов или защит. Подход основан на простой схеме стимул-реакция, а потому определенное поведение возникает, когда человек получает соответствующий ему стимул.

Этот процесс последователи бихевиористской теории объясняют с двух разных позиций:

  • Вслед за И. П. Павловым была развита идея, в соответствии с которым нужное поведение возникает, как только появится стимул с подкреплением. Например, ты говоришь ребенку, что пора идти с прогулки домой и даешь ему в дорогу любимую шоколадку. После чего он соглашается и идет с тобой. Такое поведение называется респондентным. Через несколько аналогичных случаев малыш будет ждать сигнала пойти домой и шоколадку и только после этого согласится пойти с тобой.
  • Б. Скиннер предложил другой тип поведения – оперантный. Подкрепление в этом случае дается после того, как человек совершил нужное действие. На прогулке с ребенком ты даешь ему игрушку, которую он очень сильно хотел, но даешь ее только после того, как он уже пошел домой, т.е. совершил действие. Если в предыдущем случае подкреплялся стимул, то в этом – реакция.

Кстати, подкрепление бывает разным. Положительное связано с получением чего-то приятного, например, шоколадки, игрушки ребенком, или премии работником фирмы. О негативном подкреплении может идти речь, когда из взаимодействия устраняется некоторый элемент, и это устранение способствует появлению нужного поведения.

Например, работая в офисе, ты чувствуешь дискомфорт, не можешь выполнять задачи, если знаешь, что начальник постоянно находится рядом и может видеть, что ты делаешь. Как только он уходит, ты обретаешь свободу и начинаешь эффективно работать.

В любой поведенческой цепочке есть две основные закономерности. Одна из них – генерализация. Заключается она в том, что человек воспринимает схожие стимулы, не различает их и выдает одну и ту же реакцию. В случае с малышом ты можешь заметить это, например, когда просто зовешь его куда-то по время с прогулки – на другую площадку, в парк, а он уже ждет, что получит любимую сладость.

Обратное свойство, дискриминация, связано с умением различать схожие стимулы и реагировать на них по-разному.


Что такое бихевиоризм?

По мнению многих исследователей и психологов, бихевиоризм, изучая поведение, как совокупность стимулов и реакций, не способен полностью раскрыть особенности личности человека. А потому со временем из него вышли «дочерние» психологические теории, например, когнитивная терапия.

С точки зрения когнитивистов, на поведение человека влияет его отношение к происходящему.

Существуют определенные установки, из-за которых люди совершают те или иные действия, ошибки. Например, ты привыкла думать о себе, как о бесполезном сотруднике, которого держат на работе по непонятной причине. Со временем ты действительно начнешь действовать неразумно, в полном соответствии со своими убеждениями.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Способности личности

Способности

– индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме
задатков
. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

По уровню развития способностей различают людей: – способных; – с выдающимися способностями; – талантливых; – гениальных. Гении
– люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности: – оригинальность; – глубокий смысл, значение; – это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Социальное поведение у детей: практика в раннем возрасте

Как уже упоминалось, родительский дом важен для развития определенных форм поведения; раннее детство является особенно активно формирующим. Потому что родители часто оказываются первыми и единственными доверенными лицами. То, как они себя ведут, дает ребенку подходящие инструменты для сопоставимых ситуаций.

В то время как поведение изначально имитируется только у самых маленьких младенцев, эмоции могут быть прочитаны в следующие несколько месяцев первого года жизни. Взаимодействие с другими товарищами по играм происходит в возрасте от двух до трех лет.

На этом этапе дети учатся идти на компромиссы со сверстниками, но также и способны самоутвердиться. Здесь в форме ролевых игр они приобретают социальные навыки.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Как проявляются социальные расстройства в раннем возрасте

Расстройства поведения могут проявляться по-разному. Но, чтобы классифицировать социальное поведение ребенка или подростка соответствующим образом, одного факта, что кто-то ведет себя агрессивно или непослушно, недостаточно.

Скорее должен быть представлен постоянный образец поведения, нарушающего нормы:

  • агрессия,
  • умышленное уничтожение имущества,
  • мошенничество,
  • кража,
  • серьезные нарушения правил,
  • пропуск школьных занятий,
  • вспышки гнева,
  • небрежное обращение с вещами,
  • издевательства над более слабыми,
  • споры.

Родители также должны обращать внимание, если они наблюдают у своего ребенка такие симптомы, как анорексия, нарушения сна или слабый социальный контакт, потому что это также указывает на нарушение социального взаимодействия.


Фото автора SHVETS production: Pexels

Ребенок должен понимать, что такое агрессивное поведение и отсутствие сочувствия нежелательны не только в социальном плане. Взрослые могут апеллировать к совести и собственным чувствам детей, объясняя, что никому не хочется подвергаться агрессии.

Если дети не учатся распознавать и регулировать свои эмоции с помощью руководства взрослых, это оказывает огромное влияние на самоконтроль и, следовательно, на всю оставшуюся жизнь.

Игры, особенно соревнования, имеют важную функцию, поскольку именно тогда дети учатся сравнивать себя с другими. Здесь можно развить свою личность и независимость, изучая правила и соображения, просто осваивая социальное поведение.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]