Определение
Память вовлечена в обработку огромного количества информации. Эта информация принимает много разных форм, например, изображения, звуки или значения.
Для психологов термин «память» охватывает 3 важных аспекта обработки информации:
- Кодировка памяти. Когда информация поступает в систему памяти (из сенсорного ввода), её необходимо преобразовать в форму, с которой система может справиться, чтобы ее можно было сохранить.
- Ёмкость памяти. То, как хранятся данные, влияет на процесс их обработки в будущем. Миллер в 1957 г. выдвинул эту идею и назвал ее магическим числом 7. По его мнению, объём кратковременной памяти составлял 7-9 предметов, поскольку в нем было только определённое количество «слотов», в которых предметы могли сохраняться.
- Восстановление памяти. Это относится к получению информации из хранилища. Когда человека просят извлечь что-то из памяти, различия между краткосрочной (STM) и долгосрочной (LTM) памятью становятся очень ясными. STM хранится и извлекается последовательно. LTM хранится и извлекается ассоциацией.
Существует 3 основных способа кодирования (изменения) информации:
- визуальный (картинка);
- акустический (звук);
- семантический (смысл).
Большая часть исследований памяти основана на экспериментах, проводимых в лабораториях. Психологи используют термин «экологическая достоверность» для обозначения степени, в которой результаты научных исследований могут быть обобщены в других условиях.
Память в психологии (свойства долгосрочной и краткосрочной памяти до сих пор плохо изучены) была проверена посредством экспериментов. Они имеют высокую экологическую достоверность, если результаты могут быть обобщены, применены или расширены для параметров за пределами лаборатории.
Часто предполагается, что если эксперимент является реалистичным или правдоподобным, то существует большая вероятность того, что его результаты могут быть обобщены. Если это нереально (если лабораторные условия и задачи являются постановочными), то вероятность того, что результаты могут быть универсальны для разных ситуаций, меньше.
Психология памяти
Как уже был сказано, несмотря на большое количество исследований, существует много белых пятен. В частности, неясности касаются физиологии и так называемой «химии» данного процесса.
Как она устроена
С точки зрения анатомии за мнемонические способности отвечают различные участки головного мозга.
Гиппокамп (височные отделы полушарий) — парное образование, формирует эмоции, удерживает внимание, отвечает за переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Психологи шутливо называют его поисковой системой организма. В левом полушарии он формирует факты и вербальную информацию, а в правом — автобиографию по времени и темам. Отключается в состоянии алкогольного опьянения, аффекта или сильного гнева. Не отвечает за процедурную память. При травме этого отдела головного мозга человек продолжает помнить ранее приобретённые навыки (ездит на машине, ремонтирует технику).
В Южной Калифорнии создали так называемый «протез памяти» — силиконовый гиппокамп, который успешно вживляют людям, пострадавшим от амнезии.
За игру на музыкальных инструментах отвечает теменная кора.
С точки зрения нейрохимии за мнемонические способности отвечают:
- ацетилхолин — нейромедиатор гиппокампа, передающий сигналы от нейрона к нейрону;
- метаболизм головного мозга;
- синтез белка, необходимый для активизации нейронных цепочек;
- гены, определяющие их структуру.
При воспроизведении информации нейроны обращаются к тому синаптическому мостику, который был построен с помощью ассоциаций, многократного повторения или психотравмирующего фактора ранее.
Какие отделы головного мозга отвечают за память и какие биохимические процессы влияют на неё, ещё только выясняется. Вот лишь несколько результатов научных исследований:
- актин — белок, формирующий наркотическую зависимость: при его разрушении пациенты избавлялись от пагубных воспоминаний;
- миндалевидное тело — часть головного мозга, отвечающая за воспоминания о страхе;
- молекула белка протеинкиназа М-зета — мгновенно стирает даже самые хорошо закреплённые воспоминания из долгосрочного хранилища;
- олигомеры CPEB — молекулы, которые в нейробиологии называют аналогом сочетания клавиш Ctrl+V, только в нервной системе: благодаря их постоянной регенерации человек способен помнить даже то, что было много лет назад;
- протеин PPAR-альфа — белок, который используется печенью для сжигания висцерального жира на животе, гиппокампом — для улучшения воспроизведения информации, поэтому плохая память и лишний вес взаимосвязаны;
- генная модификация и вживление в мозг оптоволокна привели к формированию «ложного» воспоминания — человек переживает то, что с ним на самом деле никогда не происходило.
И это лишь малая часть тех научных изысканий, которые ведутся в этой области. Самым большим пробелом является долговременная память. До сих пор неизвестно, где именно находится её хранилище.
Как работает
Этап I — кратковременная: фиксация
За информацию, запоминаемую сию минуту, отвечает краткосрочная память. Она касается тех бытовых моментов, когда нам нужен материал в течение минимального количества времени. Например, нам назвали номер телефона, и мы набираем его на экране. Или, идя на кухню, прокручиваем в голове, что надо сделать: намазать бутерброд, налить чай, позавтракать. Отвлекаться здесь нельзя, так как фиксации ещё не произошло, и всё может просто улетучиться из головы.
Этап II — долгосрочная: фиксация
Если мы набрали номер телефона и тут же про него забыли, эта информация пропадёт. Но, если повторить его несколько раз, затем попытаться воспроизвести спустя час, полдня, через сутки, то он станет достоянием долгосрочной памяти. Однако она работает тоже по-разному, в зависимости от целеполагания (зачем мы запомнили данный материал).
Этап III — процедурная: хранение и воспроизведение
Если один из зафиксированных навыков доводится до автоматизма и повторяется изо дня в день (или реже, но всё равно регулярно), тело будет неосознанно воспроизводить его. Это касается умений ездить на машине, играть на скрипке и т. д.
Пример, как это работает. При катании на велосипеде в головном мозге кластеры нейронов воспроизводят некогда сформировавшиеся синапсы (мостики). Именно они позволяют практически неосознанно, «на автомате», сохранять равновесие, крутить педали, притормаживать. Это имплицитные воспоминания, которые позволяют жить в настоящем на основе прошлого опыта.
Этап III — декларативная: хранение и воспроизведение
В отличие от процедурной, декларативная память — это осознанное воспроизведение нужной информации. Например, человек вспоминает сюжет фильма, чтобы обсудить его с другом, или романтическую историю знакомства с девушкой.
Пример, как это работает. Вас спросили, как вы научились кататься на велосипеде. С помощью ассоциаций нейроны воссоздают образы, которые когда-то оказали на вас эмоциональное воздействие. Вы начинаете вспоминать детали: погоду, людей, одежду, в которой были. Это эксплицитные воспоминания, которые требуют некоторых усилий. Они чётко осознаются как прошлый опыт.
Этап IV — семантическая: хранение и воспроизведение
В долгосрочной декларативной семантической памяти хранятся имена, географические названия, термины, теоретическая база. Всё, что связано с вербальной системой и семантикой. Обычно для их запоминания используется либо многократное повторение (так называемая зубрёжка), либо ассоциативный метод.
Этап IV — эпизодическая: хранение и воспроизведение
В долгосрочной декларативной эпизодической памяти хранятся сюжеты, события, переживания. Нередко она бывает непроизвольной. Здесь важен эмоциональный компонент. Часто люди хотят, но не могут забыть какие-то жизненные потрясения, так как они психотравмирующие. Так формируется и начинает работать автобиографическая память.
Схему, как работает память, можно условно изобразить следующим образом:
Как развивается
Так как память является функцией головного мозга, её можно тренировать и развивать. У кого-то она хорошая, у кого-то нарушена и тем самым вызывает множество проблем. Её формирование зависит от четырёх основных факторов.
Фактор 1. Состояние нервной системы
Хорошая память бывает у тех, чья нервная система характеризуется такими параметрами, как:
- сила нервных процессов — адекватная реакция на мощный раздражитель извне;
- уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
- подвижность — их быстрая смена;
- динамичность — их быстрая генерация в процессе формирования условных реакций (обучения);
- лабильность — скорость возникновения и затухания нервных процессов;
- активированность — индивидуальные возможности использовать в своих интересах процессы возбуждения и торможения.
Фактор 2. Повторяемость контакта с раздражителем
Повторение — основной метод развития мнемонических способностей в психологии, который могут освоить все люди. Когда человек регулярно воспроизводит одну и ту же информацию, нейронные сигналы проходят по одному и тому же синаптическому мосту, который каждый раз становится всё крепче и крепче.
Виды:
- активное повторение, когда запоминаемая информация не только фиксируется, но и осознаётся (подключаются процессы мышления, логика, ассоциации, прошлый опыт);
- пересказ, когда материал воспроизводится не дословно, подразумевает частичное использование активного повторения (чтобы пересказать текст, его сначала нужно осмыслить);
- заучивание наизусть — дословное воспроизведение материала, могут быть использованы ассоциативные связи, но чаще всего фиксация происходит автоматически.
Фактор 3. Мотивация запоминания
Один из самых очевидных факторов, влияющих на развитие памяти, которая теснейшим образом связана с эмоциональным компонентом.
Пример. Ученик учит химические реакции к рядовому уроку, не будучи уверенным в том, что его спросят. Он будет отвлекаться и материал запомнит посредственно (с ошибками или не полностью). Но, если он будет сидеть над теми же цепочками перед контрольной работой, в которой они точно будут, из-за усилившейся мотивации он выучит их гораздо лучше.
Фактор 4. Возраст
Маленькие детки не умеют пользоваться своими мнемоническими способностями на все 100%. У малышей они носят непроизвольный характер. Они легко запоминают то, что им интересно, что получено в ходе игры и связано с эмоциональной сферой. Более серьёзно они начинают развиваться только в начальной школе, когда приходится прилагать усилия и ставить перед собой цель, чтобы что-то зафиксировать.
С течением времени нейронные связи и синаптические мосты крепнут — память достигает своего пика развития, согласно исследованиям, к 25 годам. Это не значит, что после этого она идёт на спад. Скорее, напоминает прямую линию. Если человек будет заниматься её тренировкой — она будет только улучшаться, если нет — после 50 лет будут нарушения и проблемы.
Это интересно. Люди фотографируют себя, близких и места, где они побывали, чтобы запомнить определённые моменты. Однако недавние исследования поставили этот факт под сомнение. Оказалось, те люди, которые делают снимки, быстрее стирают из памяти запечатлённые мгновения. Делают они это непроизвольно — за них всё сам решает мозг: зачем засорять хранилище, если есть наглядное напоминание в виде фото, и информация стирается.
Виды
Память была предметом исследования среди многих психологов 20-го в., и остаётся активной областью изучения для современных когнитивных учёных:
Создатель | Характеристика экспериментов |
Модель нескольких отделов (Аткинсон и Шиффрин, 1968) | В 1968 г. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили влиятельную теорию памяти, известную, как модель нескольких отделов. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорном, краткосрочном и долгосрочном хранилищах. Информация поступает в память от органов чувств – например, глаза видят картинку, обонятельные рецепторы в носу могут учуять кофе или слух – услышать музыкальный фрагмент. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти, и поскольку он состоит из огромного количества данных, нужно запомнить только небольшую его часть. |
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972) | Фергус Крейк и Роберт Локхарт критиковали объяснение памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими отделами, поэтому в 1972 г. они предложили альтернативное объяснение, известное, как уровни эффекта обработки. Согласно этой модели, воспоминания хранятся не в 3 отделениях; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек думает о чём-то, тем дольше сохраняет память об этом. |
Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974) | В то время как модель нескольких отделов предоставила убедительное понимание того, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для отзыва в соответствии с ее важностью, Алан Бадделей и Грэм Хитч рассматривали хранилище краткосрочной памяти (STM), как законченное упрощённое явление, и предложили модель рабочей памяти, которая заменит STM. Она опирается на 2 компонента – визуально-пространственный «блокнот» («внутренний глаз») и артикуляторно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Визуально-пространственный «блокнот» также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Артикуляторная-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые слышны. |
Магическое число Миллера (Миллер, 1956) | До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы способности кратковременной памяти. В известной статье 1956 г., опубликованной в журнале «Психологическое обозрение», Миллер сослался на результаты предыдущих экспериментов с памятью, заключив, что люди, как правило, могут хранить в среднем только 7 блоков информации в краткосрочной перспективе. Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации, и эти фрагменты учитываются в пределе 7-значного блока STM. Например, длинное слово состоит из множества букв, которые образуют многочисленные фонемы. Вместо того, чтобы запомнить слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных. Этот процесс позволяет увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов. |
Распад памяти (Петерсон, 1959) | Следуя статье «магического числа» Миллера о способности кратковременной памяти, Петерсон решил измерить долговечность воспоминаний. В эксперименте, использующем задачу Брауна-Петерсона, участники получили список триграмм – бессмысленные списки из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) – для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников попросили отсчитать число и вспомнить триграммы в разные периоды после их запоминания. Несмотря на то, что почти все участники изначально могли вспомнить триграммы, через 18 сек. точность эксперимента упала примерно до 10%. Исследование Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном отделении мозга, прежде чем распад повлиял на способность вспомнить их. |
Вспышка воспоминаний (Браун и Кулик, 1977) | Когда в мире прошла новость о смерти известного человека, люди стали «вспоминать» о своих занятиях в тот момент. Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик признали этот феномен памяти еще в 1977 г. Человек может вспомнить мельчайшие подробности личных обстоятельств, участвуя в других мирских действиях. Более того, не нужно быть лично связанным с событием, чтобы оно повлияло на жизнь людей. |
Память и запах | Связь между памятью и обонянием помогает многим видам живых организмов выживать. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать находящееся поблизости присутствие членов той же группы, потенциальных жертв и хищников. Исследователи из Университета Северной Каролины проверили обонятельные эффекты на кодирование и извлечение памяти в эксперименте 1989 г. Студентам мужского пола были показаны серии слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им было предложено оценить по шкале. Результаты показали, что участники могли лучше вспомнить воспоминания, когда запах во время кодирования информации совпадал с запахом во время её пересмотра (Cann and Ross, 1989). Эти результаты предполагают, что связь между обонянием и воспоминаниями сохраняется. |
Ложные Воспоминания | Эта идея может звучать, как основа антиутопической научной фантастики, но факты свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которыми человек уже обладает, можно манипулировать ещё долго после их кодирования. Если группе людей показать видео с трагической концовкой, он обязательно назовёт виновника, исходя из мыслей, которые у него сложились внутри мозговой активности. |
Память в психологии, свойства которой объясняют процесс кодирования и хранения информации, можно быть разделена на несколько видов. В зависимости от типа мозгового процесса, человек используют недавно полученную информацию или старую, которая хранилась на протяжении нескольких лет.
Характеристики внимания. Виды внимания
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.
Устойчивость
— это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Устойчивость, определяемая периферическими факторами, не превышает 2-3 секунд, после чего внимание начинает колебаться. Устойчивость центрального внимания может составлять значительно больший интервал – до нескольких минут. Понятно, что колебания периферического внимания при этом не исключаются, оно возвращается все время к одному и тому же объекту. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Можно сказать, что чем интереснее для нас объект, тем устойчивее будет наше внимание. Устойчивость внимания тесно связана с его концентрацией.
Концентрация
определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
Под распределением
понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно это качество дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь не связанных между собою дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одномоментности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Таким образом, распределение внимания по существу является обратной стороной его переключаемости.
Переключаемость
определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Важную роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе такого известного и широко распространенного явления, как рассеянность, которая сводится по преимуществу к плохой переключаемости.
Процессы
Люди сначала обрабатывают стимулы своей сенсорной памятью – эта информация, как правило, хранится в мозгу менее секунды. Затем информация передаётся в кратковременную память или рабочую, что позволяет обдумывать вещи и хранить ключевые моменты в разуме. Наконец, прошлые события попадают в долговременную память (эпизодическая или семантическая).
Разные области мозга влияют на аспекты памяти.
Например, гиппокамп связан с пространственной памятью, которая помогает мозгу отобразить окружающий мир и обойти негативные эмоции:
- Чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, которая происходит посредством процесса, известного как кодирование. Как только информация была успешно закодирована, она должна быть сохранена в памяти для последующего использования. Большая часть этой хранимой памяти лежит вне сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет вносить сохранённые воспоминания в сознательную часть мозга.
- Сенсорная память – самая ранняя стадия обработки информации. На этом этапе сенсорная информация из окружающей среды хранится в течение очень короткого периода времени, обычно не более ½ сек. для визуальной информации, и 3 или 4 сек. для слуховой информации. Кратковременная память, также известная как активная, – это информация, о которой человек сейчас знает или думает. Во фрейдовской психологии эту память называют сознательным умом.
- Если уделять внимание сенсорным воспоминаниям, это порождает информацию в кратковременной памяти. Большая часть информации, хранящаяся в активной памяти, будет там находится в течение примерно 20-30 сек.
- Долгосрочная память относится к постоянному хранению информации. Во фрейдовской психологии долговременную память можно назвать предсознательной и бессознательной. Эта информация в значительной степени находится за пределами понимания, но может быть переведена в рабочую память и использоваться при необходимости. Часть этой информации довольно легко вспомнить, в то время как к другим воспоминаниям гораздо сложнее получить доступ.
Кластеризация используется для организации связанной информации в группы. Информацию, которая классифицируется, становится легче запомнить и вспомнить.
Свойства
Человеческая память обладает определёнными свойствами, от которых зависит её качество и объём.
Рассеянность
Если внимание сосредоточено на чём-то одном, фиксация и воспроизведение информации на не интересующую тему будет невозможна.
Примеры. Водитель в дороге торопится, погодные условия плохие, повышена аварийная ситуация, он старается маневрировать так, чтобы и ДТП избежать, и успеть в назначенное место в условленный час. В этот момент ему кто-то звонит. С большей долей вероятности, после того, как он положит трубку, он даже не вспомнит, кто ему звонил и о чём говорил.
Полезный совет. В моменты, когда требуется максимальная концентрация внимания, нельзя отвлекаться на другие события и эмоции и тем более ставить перед собой цель запомнить информацию, не актуальную на то время.
На кончике языка
Данное свойство чаще всего проявляется у пожилых людей, хотя практически все были заложниками такой ситуации. Когда один из синаптических мостов долго не использовался, нейронные связи ослабевают. Он не исчезает, но словно хранится под слоем снега. Когда необходимо воспроизвести информацию, связанную с ним, нейроны ищут его, но находят не сразу.
На практике это выглядит так: мы точно знаем фамилию и имя данного писателя, но вспомнить никак не можем. Нередко возникает и обратная ситуация: где-то уже слышали это слово, но где именно никак не вспоминается.
Полезный совет. Маршрутизатором для нахождения синаптических мостов «под снегом» станут ассоциации — осваивайте мнемотехнику.
Эффект спящего
Человеку свойственно часто ошибаться по поводу источника имеющейся у него информации. Мы думаем, что знаем этот термин, потому что выучили его во времена студенчества из учебника, в достоверности которого никто не сомневается. На самом деле оказывается, что слышали его мельком по телевизору, да ещё к тому же точность формулировки оставляла желать лучшего.
Полезный совет. Перепроверяйте информацию, которая относится к долговременной памяти.
Ложные воспоминания
Если все люди, очевидцы одного и того же события, скажут, что произошло нечто, чего на самом деле не было, человек в 90% случаев повторит за ними то же самое. При этом будет уверен, что это действительно имело место быть, просто он запамятовал детали.
Полезный совет. Научитесь доверять себе и не идти на поводу у толпы лишь потому, что так говорят все.
Стереотипное сознание
Память подстраивается под стереотипы человеческого сознания. Если в современном обществе популярен культ женской фигуры «90-60-90», мужчины лучше запоминают девушек именно с таким телосложением. Расист будет уверен, что преступление совершил мужчина негроидной расы и даже пойдёт свидетелем, что он сам это видел, хотя на самом деле ничего не было.
Полезный совет. Развивайте самосознание, свободное от рамок, условностей и стереотипов общества.
Кривая забывчивости
Все мечтают обладать феноменальной памятью и помнить до мельчайших подробностей события уже давно минувших дней. Многие расстраиваются, когда не могут вспомнить, как звали соседку по парте в 1 классе. На самом деле мозг — невероятно умное устройство, и он просто стирает ту информацию, которая не только устарела и никогда не воспроизводилась, но ещё и совершенно бесполезна.
Полезный совет. Не стоит расстраиваться, если какие-то моменты из прошлого забылись навсегда: значит, мозг посчитал их бесполезными.
Реконсолидация
Под действием эмоционального и стрессового фактора процесс фиксации информации происходит гораздо быстрее и качественнее. Поэтому человек так часто воспроизводит неприятные моменты — ссоры, разговор с начальником, унижения.
Полезный совет. Чтобы не травмировать лишний раз память и не засорять её ненужной и неприятной информацией, старайтесь любыми способами укреплять нервную систему и избегать психотравмирующих ситуаций.
Инфантильная амнезия
Морские свинки помнят всё, чему их обучали с самого рождения. Человеческая память не имеет такого свойства. Мы воспроизводим лишь ту информацию, которая была получена после 3 лет. Психологи до сих пор не могут найти объяснения данному феномену.
Полезный совет. С этим можно только смириться. Или стать морской свинкой.
Вспышки
Иногда человек помнит какое-то событие максимально ярко: свадьбу, похороны, путешествие. Проходит 5 лет, 10, 20, а воспоминания остаются всё такими же чёткими и детальными. К сожалению, это ложная картинка. Как показали исследования, 50% информации оказывается неверной, так как приукрашивается и додумывается в момент воспроизведения.
Полезный совет. Старайтесь уходить от таких вспышек. Чем реже будете извлекать подобную информацию из хранилища — тем точнее её сохраните.
Навязчивость
Порой трудно бывает освободиться от навязчивых воспоминаний, преследующих по пятам: то и дело всплывают в памяти то развод, то увольнение, то какие-то обидные слова. Они способны довести до депрессии и даже суицида. Это свидетельство перенесённой психологической травмы.
Полезный совет. В таких случаях нужно обязательно обращаться к психологу. Самому освободиться от навязчивых воспоминаний крайне трудно.
Все эти свойства человеческой памяти активно используют в своей работе психологи и психотерапевты, чтобы помочь личности преодолеть внутренние кризисы и навсегда избавиться от травмирующих моментов. В обычной жизни, зная о них, можно сделать это самостоятельно, учитывая те советы, которые были даны к каждой из особенностей.
С миру — по нитке. Учёные из Лос-Анджелеса утверждают, что совсем скоро можно будет переносить воспоминания из одного мозга в другой с помощью молекул РНК. Захотели поделиться с кем-то своими впечатлениями и опытом — не обязательно будет рассказывать: ваш собеседник сможет сам пережить их.
Характеристики и свойства
Память в психологии разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Это 2 основных типа, которые следует анализировать на предмет общих характеристик.
Их свойства также зависят от критериев:
- Краткая продолжительность, которая может длиться до 20 сек.
- Её емкость ограничена 7 ± 2 «порциями» независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
- Угасание такой памяти происходит на фоне приёма лекарства или в результате травмы.
Кратковременная память отвечает за 3 операции:
- Зрительная интерпретация, которая является способностью хранить изображения.
- Акустическое воображение, которое является способностью хранить звуки.
- Рабочая память, которая является способностью хранить информацию до ее использования.
Информация в долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому человек вспоминает соответствующие знания, когда натыкается на подобную информацию.
Существует 2 типа долговременной памяти:
- Явный: сознательные воспоминания, которые включают восприятие мира, а также собственный личный опыт.
- Неявный: бессознательные воспоминания, которые были использованы неосознанно.
Долгосрочная память отвечает за 3 операции:
- Кодирование, которое представляет собой способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
- Хранение, которое является способностью накапливать порции информации.
- Поиск, то есть, способность вспомнить вещи, которые уже известны человеку.
Постановка задач перед человеком провоцирует запоминание – план работы, дальнейшее запоминание и использование полученных навыков. По мнению С. Л. Рубинштейна, память помогает вспомнить моменты, которые зависят от обстановки, в которой они были запомнены. А исследования П. И. Зинченко доказывают, что установка на запоминание – прямая цель к действию мозга.
Если информация запоминается сама собой, то человек лучше будет пользоваться данными мозга. Произвольное запоминание картинок, телефонов говорит о том, что мозг не боится задач, поставленных перед ним. В противном случае, если заставить выучить стихотворение, человек сложнее поддаётся этому процессу.
Исследование А. А. Смирнова было посвящено основной проблеме запоминания. Продуктивное неосознанное мышление было проанализировано в ходе эксперимента. Созданы конкретные условия, в которых человек запоминал все детали происходящих событий, но его об этом не просили.
В этих же условиях ему дали задание выучить правила организации, с чем он не справился. Эти учения позволили внедрить в систему образования процесс разбора ситуаций, чтобы работники и ученики могли быстрее вливаться в процесс происходящих действий.
Память в психологии. Свойства
Психолог Эббингауз изучал объёмы такой памяти, и пришёл к выводу, что испытуемому проще запомнить 5-7 слов непонятного значения. «Чистая» память выдала результат на ½ меньше начального. При этом спустя несколько дней человек не вспомнил ни одного слова.
Этот эксперимент породил новое определение – механическое и осмысленное запоминание:
- В первом случае механические действия направлены на то, чтобы человек запоминал, с какой ноги он сделал шаг, чтобы повторить его в дальнейшем. Такой принцип помогает работать со спортсменами. Связь нейронов позволяет прокручивать информацию в голове, которая потом «работает» на результат. Сложные элементы в спорте выполнялись, как отточенные движения, благодаря тому, что человек несколько раз в голове «прокрутил» их технику выполнения. Обманутый мозг думал, что человеческое тело умеет работать в этом направлении.
- Осмысленное запоминание предполагает выделение главной и важной информации из чистого потока знаний. Такой приём до сих пор применяется на теориях и практиках в университетах. При чтении лекции преподаватель указывает на важные моменты, которые нужно запомнить. Они позволяют студентам оттолкнуться от них, развивая мысль до конкретных событий. Они же, в свою очередь, остаются в бессознательной части памяти. Когда нужно данными воспользоваться, мозг «открывает» дверь к ним.
- Логический комбинированный приём запоминания был основан М. Н. Шардаковым, который обеспечил людей возможностью равномерно и в нужной последовательности запоминать события. При нарушении хронологии воспроизведения информации менялась тактика запоминания. Цель задачи была в том, чтобы дети и взрослые дозированно учили информацию, запоминая её в полном объёме. Целые стихотворения без дробления выучить никто не смог, несмотря на попытки передать звуки через музыку.
Комбинированный тип можно использовать для выучивания иностранного языка. Бессознательный и логический метод позволяет запомнить теорию и применить её на практике, а намеренный (заставлять) способ практически не даёт результатов.
Память, ее процессы, свойства, виды
Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.
Физиологические основы памяти.
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.
Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что произошедшего события: какое-то время он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время консолидации – 15 мин.
Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период – возникает антероградная амнезия – временная неспособность мозга запечатлевать следы. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.
К простым относят три вида ассоциаций:
1) по смежности – объединяются два явления, связанные во времени или пространстве (Чук и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур на шахматной доске);
2) по сходству – связываются явления, имеющие сходные черты (ива – женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух – снег;
3) по контрасту – связывают два противоположных явления (зима – лето, черный – белый, жара – холод, здоровье – болезнь, общительность – замкнутость и т. п.).
Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку в них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны:
1) часть – целое (дерево – ветка, рука – палец);
2) род – вид (животное – млекопитающее – корова);
3) причина – следствие (курение в постели приводит к пожару);
4) функциональные связи (рыба – вода, птица – небо, воздух).
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в деятельность.
Процессы памяти.
Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.
Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание – это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека. Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.
Запечатление (импринтинг) – это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга – мгновенного запечатления – возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения (эйдетические образы).
Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.
Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.
Для большей эффективности произвольного запоминания необходимо соблюдение следующих условий:
— наличие психологической установки на запоминание;
— уяснение значения приобретаемых знаний;
— самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;
— опора на рациональные приемы запоминания.
К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относятся выделение опорных пунктов, смысловая группировка материала, выделение основного, главного, составление плана и др.
Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.
По результату запоминание может быть дословным, близким к тексту, смысловым, требующим мыслительной переработки материала, по способу – в целом, по частям, комбинированным. По характеру связей запоминание делится на механическое и логическое (смысловое), эффективность которого в 20 раз выше, чем механического. Логическое запоминание предполагает определенную организацию материала, понимание смысла, связи между частями материала, понимание значения каждого слова и использование образных приемов запоминания (схемы, графики, картинки).
Основными условиями прочного запоминания являются:
— осознание цели, задачи;
— наличие установки на запоминание;
— рациональное повторение – активное и распределенное, поскольку оно более эффективно, чем пассивное и сплошное.
Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. С физиологической точки зрения сохранение – это существование следов в скрытой форме. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Сохранение прежде всего зависит:
— от установок личности;
— силы воздействия запоминаемого материала;
— интереса к отражаемым воздействиям;
— состояния человека. При утомлении, ослаблении нервной системы, тяжелом заболевании забывание проявляется очень резко. Так, известно, что Вальтер Скотт писал «Айвенго» во время тяжелой болезни. Читая произведение после выздоровления, он не мог вспомнить, когда и как написал его.
Процесс сохранения имеет две стороны – собственно сохранение и забывание.
Забывание – это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.
Забывание может быть полным – материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным – человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным – при торможении нервных связей, полным – при их угасании.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, потом замедляется. Наибольший процент забывания приходится на первые 48 ч после заучивания, и так продолжается на протяжении еще трех суток. В течение следующих пяти суток забывание идет медленнее.
Отсюда следует вывод:
— повторять материал надо спустя небольшое время после заучивания (первое повторение – через 40 мин), так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации;
— необходимо распределять повторения во времени – лучше повторять материал небольшими порциями один раз в 10 дней, чем за три дня перед экзаменом;
— необходимо понимание, осмысление информации;
— для уменьшения забывания надо включать знания в деятельность.
Причинами забывания могут быть как неповторение материала (угасание связей), так и многократное повторение, при котором в коре головного мозга возникает запредельное торможение.
Забывание зависит от характера деятельности, предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением, а деятельности, следующей за запоминанием, – ретроактивным торможением, которое возникает в случаях, когда вслед за запоминанием выполняется сходная с ним или требующая значительных усилий деятельность.
Сохраняемый в памяти материал качественно изменяется, реконструируется, следы становятся бледнее, яркие краски выцветают, но не всегда: иногда более позднее, отсроченное воспроизведение оказывается более полным и точным, чем раннее. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение, характерное преимущественно для детей, называется реминисценцией.
Воспроизведение – самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание, непроизвольное воспроизведение, произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание.
Узнавание – это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.
Непроизвольное воспроизведение – это воспроизведение, которое осуществляется как бы «само собой». Существуют и навязчивые формы воспроизведения какого-либо представления памяти, движения, речи, которые называются персеверацией (от лат. упорствую). Физиологическим механизмом персеверации является инертность процесса возбуждения в коре головного мозга, так называемый «застойный очаг возбуждения». Персеверация может происходить у вполне здорового человека, но чаще наблюдается при утомлении, кислородном голодании. Иногда навязчивая идея, мысль (идефикс) становится симптомом нервно-психического расстройства – невроза.
Произвольное воспроизведение — это воспроизведение с заранее поставленной целью, осознанием задачи, приложением усилий.
Припоминание – активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, требующая волевого усилия и специальных приемов – ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.
Воспоминание – воспроизведение образов при отсутствии восприятия объекта, «историческая память личности».
Виды памяти.
Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.
Образная память включает в себя память зрительную, слуховую, эйдетическую (редко встречающийся вид памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями воспринятого, что является следствием инертности возбуждения коркового конца зрительного или слухового анализаторов); обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную, или моторную (особый подвид образной памяти, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем). Двигательная память – основа для формирования практических, трудовых и спортивных навыков. Образная память присуща и животным, и людям.
Эмоциональная память – это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. На эмоциональной памяти основана способность сочувствовать, сопереживать, так как она регулирует поведение человека в зависимости от ранее пережитых чувств. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости. У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.
Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.
2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.
3. Попродолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Долговременная память – это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда – всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом. При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.
Свойства (качества) памяти.
К ним относятся:
— скорость запоминания – количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;
— скорость забывания – время, в течение которого материал хранится в памяти;
— объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен «магическому числу Миллера» (7 ± 2), указывающему на количество единиц информации, удерживаемых в памяти;
— точность – способность воспроизводить информацию без искажений;
— мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в нужный момент.
Память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя новый материал с уже известным. При общем снижении памяти с возрастом уровень профессиональной памяти не снижается, а иногда может даже повышаться. Все это позволяет сделать следующий вывод: память как психическое явление – не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.
Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его раздражителя. Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это особая форма отражения, один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и воспроизведение в виде субъективных представлений.
В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным.
Физиологические основы памяти.
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.
Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо некоторое время, так называемое время консолидации, упрочения следов. Человек переживает этот процесс как отзвук только что произошедшего события: какое-то время он как бы продолжает видеть, слышать, чувствовать то, что уже непосредственно не воспринимает («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. п.). Время консолидации – 15 мин.
Временная потеря сознания у людей приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период – возникает антероградная амнезия – временная неспособность мозга запечатлевать следы. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Следовательно, физиологической основой памяти является также образование и функционирование временной нервной связи (ассоциации) между отдельными звеньями воспринятого ранее. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.
К простым относят три вида ассоциаций:
1) по смежности – объединяются два явления, связанные во времени или пространстве (Чук и Гек, Принц и Нищий, алфавит, таблица умножения, расположение фигур на шахматной доске);
2) по сходству – связываются явления, имеющие сходные черты (ива – женщина в горе, «вишневая метель», тополиный пух – снег;
3) по контрасту – связывают два противоположных явления (зима – лето, черный – белый, жара – холод, здоровье – болезнь, общительность – замкнутость и т. п.).
Сложные (смысловые) ассоциации являются основой наших знаний, поскольку в них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны:
1) часть – целое (дерево – ветка, рука – палец);
2) род – вид (животное – млекопитающее – корова);
3) причина – следствие (курение в постели приводит к пожару);
4) функциональные связи (рыба – вода, птица – небо, воздух).
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей по времени, т. е. для образований ассоциаций требуется повторение. Еще одним важным условием для образований ассоциаций является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в деятельность.
Процессы памяти.
Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение.
Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом. С физиологической точки зрения запоминание – это образование и закрепление в мозгу следов возбуждения от воздействия окружающего мира (вещей, рисунков, мыслей, слов и т. п.). Характер запоминания, его сила, яркость, четкость зависят от особенностей раздражителя, характера деятельности, психического состояния человека. Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.
Запечатление (импринтинг) – это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга – мгновенного запечатления – возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения (эйдетические образы).
Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.
Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.
Для большей эффективности произвольного запоминания необходимо соблюдение следующих условий:
— наличие психологической установки на запоминание;
— уяснение значения приобретаемых знаний;
— самоконтроль, сочетание запоминания с воспроизведением;
— опора на рациональные приемы запоминания.
К рациональным приемам запоминания (мнемическим приемам) относятся выделение опорных пунктов, смысловая группировка материала, выделение основного, главного, составление плана и др.
Разновидностью произвольного запоминания является заучивание – систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением мнемических приемов.
По результату запоминание может быть дословным, близким к тексту, смысловым, требующим мыслительной переработки материала, по способу – в целом, по частям, комбинированным. По характеру связей запоминание делится на механическое и логическое (смысловое), эффективность которого в 20 раз выше, чем механического. Логическое запоминание предполагает определенную организацию материала, понимание смысла, связи между частями материала, понимание значения каждого слова и использование образных приемов запоминания (схемы, графики, картинки).
Основными условиями прочного запоминания являются:
— осознание цели, задачи;
— наличие установки на запоминание;
— рациональное повторение – активное и распределенное, поскольку оно более эффективно, чем пассивное и сплошное.
Сохранение представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. С физиологической точки зрения сохранение – это существование следов в скрытой форме. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Сохранение прежде всего зависит:
— от установок личности;
— силы воздействия запоминаемого материала;
— интереса к отражаемым воздействиям;
— состояния человека. При утомлении, ослаблении нервной системы, тяжелом заболевании забывание проявляется очень резко. Так, известно, что Вальтер Скотт писал «Айвенго» во время тяжелой болезни. Читая произведение после выздоровления, он не мог вспомнить, когда и как написал его.
Процесс сохранения имеет две стороны – собственно сохранение и забывание.
Забывание – это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.
Забывание может быть полным – материал не только не воспроизводится, но и не узнается; частичным – человек узнает материал, но воспроизвести его не может или воспроизводит с ошибками; временным – при торможении нервных связей, полным – при их угасании.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, потом замедляется. Наибольший процент забывания приходится на первые 48 ч после заучивания, и так продолжается на протяжении еще трех суток. В течение следующих пяти суток забывание идет медленнее.
Отсюда следует вывод:
— повторять материал надо спустя небольшое время после заучивания (первое повторение – через 40 мин), так как через час в памяти остается только 50 % механически заученной информации;
— необходимо распределять повторения во времени – лучше повторять материал небольшими порциями один раз в 10 дней, чем за три дня перед экзаменом;
— необходимо понимание, осмысление информации;
— для уменьшения забывания надо включать знания в деятельность.
Причинами забывания могут быть как неповторение материала (угасание связей), так и многократное повторение, при котором в коре головного мозга возникает запредельное торможение.
Забывание зависит от характера деятельности, предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением, а деятельности, следующей за запоминанием, – ретроактивным торможением, которое возникает в случаях, когда вслед за запоминанием выполняется сходная с ним или требующая значительных усилий деятельность.
Сохраняемый в памяти материал качественно изменяется, реконструируется, следы становятся бледнее, яркие краски выцветают, но не всегда: иногда более позднее, отсроченное воспроизведение оказывается более полным и точным, чем раннее. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение, характерное преимущественно для детей, называется реминисценцией.
Воспроизведение – самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание, непроизвольное воспроизведение, произвольное воспроизведение, припоминание и воспоминание.
Узнавание – это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.
Непроизвольное воспроизведение – это воспроизведение, которое осуществляется как бы «само собой». Существуют и навязчивые формы воспроизведения какого-либо представления памяти, движения, речи, которые называются персеверацией (от лат. упорствую). Физиологическим механизмом персеверации является инертность процесса возбуждения в коре головного мозга, так называемый «застойный очаг возбуждения». Персеверация может происходить у вполне здорового человека, но чаще наблюдается при утомлении, кислородном голодании. Иногда навязчивая идея, мысль (идефикс) становится симптомом нервно-психического расстройства – невроза.
Произвольное воспроизведение — это воспроизведение с заранее поставленной целью, осознанием задачи, приложением усилий.
Припоминание – активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, требующая волевого усилия и специальных приемов – ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.
Воспоминание – воспроизведение образов при отсутствии восприятия объекта, «историческая память личности».
Виды памяти.
Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.
Образная память включает в себя память зрительную, слуховую, эйдетическую (редко встречающийся вид памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями воспринятого, что является следствием инертности возбуждения коркового конца зрительного или слухового анализаторов); обонятельную, осязательную, вкусовую и двигательную, или моторную (особый подвид образной памяти, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем). Двигательная память – основа для формирования практических, трудовых и спортивных навыков. Образная память присуща и животным, и людям.
Эмоциональная память – это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. На эмоциональной памяти основана способность сочувствовать, сопереживать, так как она регулирует поведение человека в зависимости от ранее пережитых чувств. Отсутствие эмоциональной памяти ведет к эмоциональной тупости. У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.
Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.
2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.
3. Попродолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Долговременная память – это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда – всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом. При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.
Свойства (качества) памяти.
К ним относятся:
— скорость запоминания – количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;
— скорость забывания – время, в течение которого материал хранится в памяти;
— объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла, равен «магическому числу Миллера» (7 ± 2), указывающему на количество единиц информации, удерживаемых в памяти;
— точность – способность воспроизводить информацию без искажений;
— мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в нужный момент.
Память развивается путем упражнений и упорной работы по запоминанию, длительному сохранению, полному и точному воспроизведению. Чем больше человек знает, тем легче ему запоминать новое, увязывая, ассоциируя новый материал с уже известным. При общем снижении памяти с возрастом уровень профессиональной памяти не снижается, а иногда может даже повышаться. Все это позволяет сделать следующий вывод: память как психическое явление – не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.
Функции и роль
Память в психологии (свойства памяти непосредственно связаны с её ролью и функциями, выполняемыми ею) делится на несколько видов в зависимости от выполняемых функций в жизни человека:
Функция | Особенность |
Отражательная | Память способна отражать события, которые в ней хранятся для того, чтобы напомнить человеку о последствиях. Здесь же можно привести пример «дежавю», когда человеку вспоминается ряд ситуаций и момент его поведения при определённых обстоятельствах. |
Регулятивная | И. П. Павлова в своих исследованиях говорит об ассоциациях, которые помогают установить прочность между событиями разного времени. |
Современная наука в трудах П. К. Анохина исследует гипотезы о механизме памяти. Биотоки, которые самостоятельно возобновляются в нервных клетках, помогают создать эффект зрительного восприятия. Это эксперимент, проведённый П. П. Блонским, в основе которого лежит психическое явление. Акт познания ситуации происходит за счёт ориентации в информации в недрах головного мозга.
Роль памяти в человеческой жизни занимает главенствующую нишу в работе нервных окончаний коры головного мозга. Юрист должен помнить сведения всех лиц-участников процесса, адвокат – запоминать теорию и правдивость ситуаций. Простой рабочий должен определять логику последовательных действий. В науке выделяют:
Явная память | Относится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить. |
Эпизодическая и семантическая | Эпизодическая память относится к непосредственному опыту, который был получен. Семантическая память относится к знаниям фактов и понятий о мире. |
Неявная память | Под неявной памятью подразумевается влияние опыта на поведение, даже если человек не осознает этих влияний. |
Процедурная память | Она относится к часто необъяснимым знаниям о том, как делать что-либо. Например, приготовить чай или открыть дверь. |
Существует другой тип неявной памяти – это эффекты, помогающие без усилий воспроизвести то, о чём нейтральные раздражители в мозге помогают вспомнить благодаря ассоциациям. Человек может неосознанно оборачиваться на звук или яркий свет.
Свойства внимания
Свойства внимания —направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость —связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.
Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.
При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль) , не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.
Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).
Распределенность внимания —направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.
4 стр., 1980 слов
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
… разработка проекта программы лрганизации социально-культурной деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза исследования: организация …
Концентрация внимания —степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.
Переключаемость внимания —скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека —уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других —менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания —необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы,
Устойчивость внимания —продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции); в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. 4. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). 5. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.
Примеры похожих учебных работ
Вопрос 1. Память как психическая функция и процесс
… т. е. любое проявление жизнедеятельности человека является объектом запоминания. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти. Запоминание может быть механическим или …
Память как репродуктивный и продуктивный процесс
… этих действий. Функцию же закрепления связей осуществляет не повторение, а акт правильного воспроизведения объекта, соответствие воспроизведенного образа объекту запоминания. Глава 1. Теоретическая часть. Проблемы памяти в трудах …
Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках …
… Объектом исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти … оперативной деятельности. Актуальность … уголовному процессу. …
Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
… направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит …
Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе
… процесс в целом. .Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении. Объектом исследования является структура деятельности … — сочетание ученого и педагога — человека высшей квалификации, настоящего трибуна. Вторая категория …
Нарушения
Память в психологии, свойствами которой являются также неконтролируемые события и их последствия, может подвергаться незначительным и серьёзным сбоям:
- Забывание – удивительно распространённое событие, которое может произойти по ряду причин, включая невозможность вспомнить временной отрезок.
- Деменция также влияет на мышление, суждения и поведение (болезнь Альцгеймера, прогрессирующий надъядерный паралич, гидроцефалия нормального давления, болезнь Крейцфельдта-Якоба).
- Инфекции мозга (болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ) могут породить полную амнезию.
- Болезнь Паркинсона или Хантингтона (рассеянный склероз) приводят к разрушению связи между нейронами.
Чтобы выявить на ранней стадии вероятность психических отклонений, нужно провести диагностику.
Виды внимания
Произвольное
— сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
Непроизвольное
— возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.
Послепроизвольное
– возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.
В процессе восприятия при соответствующем напряжении внимания у человека создаются субъективные образы объективных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы ощущений. Часть этих образов возникает и видоизменяется во время ощущений и восприятий. Но есть такие образы, которые остаются после прекращения ощущений и восприятий или при переключении этих процессов на другие объекты. Такие образы называются представлениями.
12 стр., 5739 слов
Влияние темперамента на деятельность и поведение человека
… деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия (объективация), при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди) … — регуляция динамики психической деятельности в целом; — характеристика особенностей динамики отдельных психических процессов; — устойчивость характера на протяжении …
Представления и их связи (ассоциации) могут долго сохраняться у человека. В отличие от образов восприятия, представления вызываются образами памяти.
Диагностика
Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:
- А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
- Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
- Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.
Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.
Методы управления
Методы реализации функций памяти может подразумевать конкретные события и действия, которые поставлены в виде задачи перед испытуемым.
Методика мнемонических приёмов
Суть метода заключается в использовании локальной привязки словесных посредников и разбиения их на группы.
Человек заучивает ряд элементов, сопоставляет их и запоминает. Дж. Бруно разработал методику для установления возможностей интерпретировать результат, полученный в рамках исследования. Мнемонический приём позволяет научить человека оценивать способности мозга к скрытию неполезной информации.
Метод ассоциаций в нейронных сетях
Методика была разработана П. И. Зинченко. Суть заключается в том, чтобы человек сумел компоновать при помощи ассоциативного мышления предметы, запоминая их роль в жизни человека. Например, нужно соединить ряд полезных действий, соотнеся их функции к ряду предметов. Таким образом, человек запоминает больше слов, интерпретируя результат за счёт воспоминаний в действии.
Летатехника для забывания и подавления воспоминаний
Её разработал О. Л. Подлиняев, который заставлял психически больных людей забывать о прошлых негативных событиях из жизни.
Целью методики является возможность управлять долгосрочной частью памяти в условиях работы нейронных сетей. Подавление обсессивно травмирующих событий происходит посредством написания «горящего письма», эмоций, которые были вызваны в годах прошлого, и сжигания эмоциональных комплексов.
В такой методике могут участвовать люди, у которых простые сюжеты памяти вызывают нарушения сознания. Например, человек не может смириться с потерей близкого, и негативно реагирует на огонь (пожар унёс жизни родных). Методика позволяет «отпустить» воспоминания и подавить их реакцию на нынешнее событие (костёр, горящая свеча) за счёт сжигания листа, на котором записаны эмоции.
Мнемонические приёмы Харриса (1980 г.)
Когда-то Харрис создал удивительную методологию для тренировки памяти. Метод помог людям настолько быстро запоминать и долго хранить информацию в разделе сенсорной и краткосрочной памяти, что неизбежно они становились мишенью для окружающих. Они были способны запоминать колоду карт, приёмы фокусников, от чего их считали мошенниками.
Развенчать миф об этих людях Харрис не смог, так как создал лишь приём для тренировки памяти. Чтобы управлять такими возможностями и научиться подавлять синдромы быстрого запоминания, мнемонист Шерешевский создал синестезию, которая помогала нарушить процесс обмена информации в сфере феноменального приёма запоминания всего вокруг.
Суть метода заключалась в том, чтобы при раздражении 1 участка мозга, активизировались импульсы, характерные работе другого участка. Таким образом, толкнув человека в пропасть, он должен быть не путаться, а радоваться.
Такая подмена импульсов в работе нейронов помогла Шерешевскому ассоциировать числа и слова с образами людей. Он же создал методику забывания этого приёма, возвращая человека к привычным реакциям организма.
Сумев поменять свойства всех отделов памяти, Шерешевский создал психологическое оружие, при помощи которого мог управлять памятью. В психологии есть много метод, позволяющих управлять эмоциями, мыслями и ассоциативным мышлением. При изучении и интерпретации работы этих отделов мозга можно управлять человеком и манипулировать его чувствами для лечения заболеваний.