Стэндфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо


Стэнфордский тюремный эксперимент был организован Ф. Зимбардо и его помощниками. Ученый ставил перед собой цель: изучить природу жестокости и насилия, которые появляются у людей, когда они находятся в непривычной для себя социальной роли. В то же время эксперимент Зимбардо показал реакции людей на принудительное ограничение свободы.

Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо – это наглядный пример того, как социальная роль определяет наличие или отсутствие садистских черт в характере человека.

История стэнфордского эксперимента

Филипп Зимбардо

Стэнфордский тюремный эксперимент был спроектирован Зимбардо по мотивам аналогичного эксперимента в стенах общежития, проведенного его учеником Д. Джаффи. В проекте Ф. Зимбардо этому студенту была отведена роль ассистента и стороннего наблюдателя.

Стэнфордский эксперимент был спланирован и проведен в августе 1971 в стенах университета. Ученый опубликовал в газете университета объявление о том, что для участия в исследовании, посвященном психологии заключенных, приглашаются студенты мужского пола. Там же было сказано о том, что участие в тюремном эксперименте Филиппа Зимбардо испытуемым будет оплачиваться, а сам эксперимент продлится 2 недели.

По замыслу автора, студенты должны были попробовать себя в двух типах ролей: заключенных и тюремных надзирателей. Это было нужно для того, чтобы проследить изменение поведения человека в искусственно созданной ситуации.

ВМФ США

Эксперимент был заказан ВМФ США, так как руководство флота интересовалось причинами частых конфликтных ситуаций в морской пехоте и в исправительных колониях.

По ходу эксперимента Д. Джаффи делал записи, анализ которых позволяет с уверенностью говорить о том, что жестокость в поведении надзирателей частично формировал он сам, подсказывая испытуемым этой группы сценарии и модели поведения. Аудиозаписи подтверждают то, что Джаффи настаивал на проявлении жестокости и агрессии со стороны охранников псевдотюрьмы, уверяя испытуемых, что это необходимо для науки.

Сегодня эксперимент в Стэнфордском университете стал всемирно известным. Цели эксперимента и его результаты не совпали: в ходе опыта психология испытуемых сильно изменилась. Результаты эксперимента шокировали не только участников, но и инициаторов этого исследования.

На основе Стэнфордского тюремного эксперимента Филиппа Зимбардо снято 3 фильма. Также существует книга, описывающая в подробностях проведение Стэнфордского тюремного эксперимента.

Обстановка и атмосфера

Так как Филипп трудился в Стэнфордском университете, то решил организовать тюремные условия тут же, в подвале. Для создания эффекта реальности происходящего, были установлены двери со стальной арматурой. На каждой был номер, как и у заключённого, утратившего своё имя. Так как был обязан отзываться только на код, выданный при «поступлении». В этой тюрьме был коридор, который назвали «Двором». Он был предназначен для приёма пищи, прогулок, занятий спортом. В одном его конце было небольшое отверстие в стене, за которым расположили видеокамеры для постоянного наблюдения за происходящим. Учёные также могли слышать всё, и делать объявления по громкой связи. А на другом находилась небольшая коморка для наказаний, получившая название «Яма». В ней мог уместиться только один человек, и то стоя.

Психологическое давление оказывал так же факт отсутствия часов и окон. Это значительно дезориентировало в ощущениях и пространстве. Отчего испытуемые входили в роль намного быстрее, забывая, что это всего лишь «игра». Сами же камеры были настолько узкими, что в них помещались только кровати.

Чтобы понимать, как воздействовать на психику в условиях ограничения свободы, были приглашены независимые консультанты. Среди которых был человек, отсидевший ранее 17 лет и прекрасно знающий всю «кухню» изнутри. Именно он давал рекомендации касательно методов, вызывающих унижение, страх и страдания.

Стэнфордский тюремный эксперимент зимбардо

Этапы подготовки исследования

Эксперимент Филиппа Зимбардо осуществлялся в несколько этапов.

Отбор участников эксперимента

После публикации объявления в университетской газете, 70 студентов изъявили желание принять участие в Стэнфордском эксперименте о тюрьме. Все они подверглись многочисленным психологическим обследованиям, по результатам которых к участию в Стэнфордском эксперименте Зимбардо выбрал 24 студента. Они не имели отклонений в физическом и психическом развитии.

Распределение на охранников и заключенных

распределение на охранников и заключенных

Особенностью эксперимента Филиппа Зимбардо было то, что испытуемые, которым предложили разные роли, были примерно одного возраста, обладали одинаковым социальным статусом. Они все являлись студентами колледжей. Ученый предположил, что запас социальных знаний и багаж жизненного опыта у них примерно одинаковый.

В реальной жизни студенты были равны между собой, распределение на две группы осуществлялось случайно. Однако тем, кому выпала роль надзирателей, было сообщено, что эта роль досталась им потому, что они обладают теми личностными качествами, которые необходимы при осуществлении контроля поведения арестантов. Специальной подготовки при этом они не проходили. За день до начала эксперимента их пригласили на инструктаж, где предупредили о недопустимости физического насилия в отношении заключенных. Им выдали форму охранников, зеркальные солнечные очки и дубинки. По замыслу автора, они должны были совершать обход тюрьмы.

Для надзирателей был предусмотрен сменный режим «работы»: охранники дежурили по трое, смена заканчивалась через 8 часов, однако через несколько дней большая часть из них выражала желание дежурить в искусственно созданной тюрьме сверхурочно, хотя организаторы эксперимента предупреждали их о том, что это время участия в эксперименте оплачиваться не будет.

Организаторы Стэнфордского тюремного эксперимента кратко сообщили надзирателям, что их задача – создать у заключенных ощущение собственного бессилия, страха, тоски. Они должны чувствовать, что надзиратели имеют право на произвол, что каждое действие заключенных контролируется системой и надзирателями. Так планировалось уничтожать индивидуальность арестантов.

Примечательно то, что заключенные были уверены, что в группу надзирателей попадают высокие молодые люди. Хотя особенности телосложения испытуемых организаторами эксперимента не учитывались.

Оказалось, что внешней атрибутики тюремного эксперимента Зимбардо было достаточно для того, чтобы испытуемые примерили на себя соответствующую модель поведения: надзиратели вели себя жестко по отношению к заключенным, а те, в свою очередь, быстро утратили свою индивидуальность и перестали сопротивляться давлению блюстителей порядка.

Так ученый разделил студентов на 2 группы: с первого дня к участию в опыте приступило по 9 человек из обеих групп, 3 человека в каждой группе являлись запасными.

В процессе проведения Стэнфордского тюремного эксперимента Зимбардо понадобилось ввести 2 запасных в группу заключенных и одного запасного в группу надзирателей.

Таким образом, в эксперименте Зимбардо «Тюрьма» принял участие 21 студент: 10 надзирателей и 11 арестованных.

Переоборудование крыла университета в «тюрьму»

Одно крыло здания университета было переоборудовано в тюрьму. Тюремным двориком стал коридор, ширина которого не превышала 2 метров. В том коридоре находились двери в 3 аудитории. Двери были заменены решетками, из кабинетов вынесли всю мебель. В аудиториях разместили только топчаны для арестантов. Так учебные кабинеты превратились в тюремные камеры. Согласно задумке автора, в каждой такой камере разместили по 3 человека.

В этом же коридоре располагалось подсобное помещение, которое стало комнатой надзирателей. Стоящий в коридоре шкаф для инвентаря, внутренний размер которого был 70 на 70 см, решили использовать в качестве одиночной камеры. Так были созданы декорации, способствующие дезориентации, потере самоидентификации участников. В таких условиях молодые люди быстро утратили чувство реальности.

На протяжении всего эксперимента сам Зимбардо и его ассистенты вели круглосуточное наблюдение за происходящим в псевдотюрьме. «Камеры» заключенных и штаб надзирателей, а также сам коридор, в котором располагались эти помещения, были оснащены камерами и многочисленными прослушивающими устройствами.

Так ли это было на самом деле

На данный момент существует множество опровержений истинных результатов этого эксперимента.

По некоторым данным сами участники признались, что действовали по определённому сценарию, который им прописали. То есть на протяжении всего эксперимента надзирателям давался инструктаж, по которому они должны были выполнять определённые действия. Участники утверждают, что это было своеобразной игрой, сами они никаких садистских наклонностей в себе не заметили.

Сам Зимбардо говорил, что надзиратели должны были вызвать у заключённых чувство униженности, страха и беззащитности, а о методах не говорилось ни слова. То есть жестокость к заключённым надзиратели применяли по собственной инициативе.

Один из-за участников, по его словам, сыграл психоз, чтобы поскорее выйти из эксперимента. Сделал он это для того, чтобы вернуться к подготовке к экзаменам. По-другому покинуть эксперимент у него не вышло. Якобы Зимбардо ответил, что добровольно отказаться от участия нельзя, только при острой необходимости получения медицинской или психиатрической помощи.


Фото Vic on Unsplash

Дуглас Корпи, тот самый участник эксперимента, устроил истерику, которую организаторы записали на видео. Позже Зимбардо демонстрировал эти записи в доказательство, что реакция и поведение людей, находящихся в изменённых условиях, совершенно непредсказуема.

Сам Зимбардо, естественно, отрицал, что нельзя добровольно покинуть эксперимент. Для этого нужно было сказать кодовую фразу, но была ли она на самом деле прописана в контракте или нет, неизвестно.

Замена участника из-за голодовки

Участника, у которого случился нервный срыв во время пребывания в одиночной камере, заменили студентом из числа запасных. Оказавшись в роли заключенного, он сразу же заявил, что не будет подчиняться установленным правилам. Он пытался инициировать новый бунт, объявив голодовку, но те участники, которые были в «игре» с самого начала, не чувствовали в себе сил на открытое противостояние.

В итоге новый заключенный с ярко выраженными лидерскими способностями, не получив поддержки, превратился в изгоя. Надзиратели приказали остальным заключенным гнобить этого бунтаря. Сильное эмоциональное потрясение и тяжелая психологическая обстановка в псевдотюрьме привели к тому, что к вечеру у этого молодого человека сдали нервы: дальнейшее участие в эксперименте могло привести к непоправимым последствиям.

В культуре

  • В 1999 году немецкий писатель Марио Джордано (итал.
    ), вдохновленный Стэнфордским экспериментом, написал повесть «Чёрный ящик» («Black Box»). Произведение было положено в основу немецкого фильма 2001 года «Эксперимент», получившего неоднозначный отзыв Филиппа Зимбардо[3].
  • Американский фильм 2010 года «Эксперимент», ремейк немецкого фильма.
  • В 2015 году в ограниченный прокат вышел фильм «Тюремный эксперимент в Стэнфорде», повествующий о ходе оригинального эксперимента, проведенного профессором Зимбардо

Сделка

сделка между участниками эксперимента Зимбардо

Студенты, пребывающие в роли охранников, полностью вжились в новый статус. Большинство из них, получив неограниченную власть, демонстрировали жестокость. Сильнее всего они унижали заключенных ночью, полагая, что в это время видеонаблюдение не работает.

Видя, что события развиваются стремительно, на третьи сутки Зимбардо предложил участникам эксперимента, выполняющим роль заключенных, сделку: они могут покинуть проект, отказавшись от денежного вознаграждения за участие в нем. Все заключенные были согласны. Однако, для соблюдения процедуры освобождения, им нужно было написать прошение о помиловании, которое подлежит рассмотрению присяжных (их роль выполняли студенты последнего курса факультета психологии).

Добровольный отказ от получения материального вознаграждения за участие в эксперименте гарантировал студентам право тут же покинуть импровизированную тюрьму. Однако все они безропотно написали прошение о помиловании и отправились в камеры ждать решения суда присяжных. Через несколько часов им сообщили, что по всем прошениям о помиловании суд присяжных вынес отрицательное решение. Такое известие у половины узников вызвало истерическую реакцию.

К шестому дню жестокость надзирателей достигла апогея: они нарушали все этические принципы, их действия представляли серьезную опасность для психического здоровья арестантов. Эксперимент пришлось остановить.

Различия в поведении участников

Патологические реакции, которые наблюдались в обеих группах, говорили о мощи социальных сил, которые действовали на них. Благодаря Стэнфордскому эксперименту Филипп Зимбардо показал индивидуальные отличия между людьми.

Одним удавалось приспособиться к окружающей среде, а для других это становилось настоящим кошмаром. И хотя часть надзирателей была справедливо суровой по отношению к преступникам, другая их половина выходила за рамки своих обязанностей и проявляла крайнюю жестокость к арестантам.

В результате, за 6 дней половина участников была доведена до крайне тяжелого состояния. Надзиратели всячески унижали преступников, запрещали ходить им в туалет и лишали их сна.

Стэнфордский эксперимент пришлось остановить тогда, когда ситуация начала реально выходить из-под контроля.

Почему прекратили эксперимент

Решение о прекращении проекта было принято потому, что «игра» зашла слишком далеко. Условия содержания узников стали бесчеловечными. Участники, у которых на начало проекта не было выявлено психических отклонений, через 6 дней пребывали в состоянии сильного стресса.

Ф. Зимбардо заметил, что не только его испытуемые плотно срослись с новой ролью, но и сам он чувствовал себя не просто психологом, а начальником тюрьмы. Автор настолько увлекся расправами, что забыл о моральных принципах, которые всегда должны быть выше науки.

Сообщение о том, что проект будет завершен досрочно, две группы испытуемых восприняли по-разному: заключенные – с энтузиазмом и оживлением, а надзиратели – с разочарованием и сожалением.

Абу-Грейб

Когда разразился скандал в Абу-Грейб (издевательства и пытки над заключенными в Американской военной тюрьме в Ираке), март 2004, многие эксперты сразу заметили его сходство со Стэнфордским тюремным экспериментом, — среди них был сам Филипп Зимбардо, который заинтересовался подробностями этой истории. Его обеспокоило, что усилия военных и правительства были направлены на обвинение в злоупотреблениях нескольких «паршивых овец», вместо того чтобы признать, что причина случившегося заключена в системных проблемах официально установленной военной системы исполнения наказаний.

В конце концов Зимбардо оказался в команде юристов, которая защищала одного из надзирателей тюрьмы Абу-Грейб штаб-сержанта Айвена «Чип» Фредерика. Зимбардо имел доступ ко всем следственным документам и документам с ограниченным доступом, а также свидетельствовал как свидетель-эксперт на военном трибунале, судившем Фредерика, который был приговорен к восьми годам заключения (октябрь 2004)

Зимбардо использовал свой опыт в деле Фредерика при написании книги «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев», в которой утверждал, что между Стэнфордским экспериментом и злоупотреблениями в Абу-Грейбе есть немало общего[2].

Выводы из эксперимента Зимбардо

эксперимент Зимбардо

По мнению Ф. Зимбардо, Стэнфордский тюремный эксперимент доказал, что власть портит человека. Кратко по эксперименту Зимбардо можно сделать следующие выводы:

  1. Если дать человеку неограниченную власть, он обязательно воспользуется этой властью. В нем проснется склонность к жестокости.
  2. Если в привычных условиях человек не склонен к агрессии, психологическому давлению и унижению других, это не означает, что, пребывая в новой социальной роли, он не станет вести себя как деспот и тиран.
  3. Садистские наклонности проявляются у человека, который ранее никогда не был замечен в бесчеловечных поступках, в короткие сроки при обретении соответствующей социальной роли.
  4. Ощущая силу и статусное преимущество другого человека, люди быстро утрачивают способность противостоять психологическому прессингу. Творческие личности не могут смириться с несправедливостью дольше, чем пассивные люди.

Результаты опыта позднее использовались в качестве наглядного доказательства влияния авторитета и в качестве подтверждения теории когнитивного диссонанса.

Полученные результаты и выводы

Эксперимент показал, что люди готовы покорно исполнять предложенные им роли, если существует идеология, оправдывающая их поступки и поддерживаемая обществом и государством. Кроме того, он продемонстрировал влияние на человека авторитетов и развитие когнитивного диссонанса.

В психологии эксперимент приводится в качестве иллюстрации того как ситуация влияет на поведение человека больше, чем его собственные личностные установки. Этим исследование похоже на эксперимент Милгрэма, в котором испытуемые также подчинялись авторитету вопреки своим собственным желаниям.

Мое мнение о Стэнфордском эксперименте

Изучение природы человеческой жестокости в конце прошлого века было предметом исследования у многих авторов. Однако самым масштабным проектом в конце прошлого века стала псевдотюрьма Ф. Зимбардо.

Автору удалось внести существенный вклад в науку, результаты его эксперимента нашли практическое применение не только в экспериментальной психологии.

Однако я считаю, что в этом эксперименте известный психолог не смог приложить все свое мастерство. Ему не удалось сохранять позицию исследователя, он включился в опасную игру. Кроме того, он видел недопустимое поведение группы надзирателей, однако не применял к ним санкций, то есть игнорировал моральные устои. Ему не хотелось прерывать эксперимент. Вместо санкций за недопустимое поведение он давал охранникам все больше свободы.

Многие источники упоминают о том, что данный проект был заказан ВМФ США, однако нигде даже кратко не говорится о том, удалось ли с помощью результатов эксперимента Филиппа Зимбардо заказчику решить актуальные для них проблемы.

Результаты эксперимента, на мой взгляд, нельзя считать абсолютно показательными и достоверными, так как охранники не сами пришли к такому поведению, они действовали по инструкциям Д. Джаффи, который требовал от них проявления жестокости.

Во всех документах, описывающих этот тюремный проект, упоминается о тяжелом психологическом состоянии испытуемых к концу 6 дня пребывания в страшных условиях. Однако нигде нет информации о том, проводилась ли с испытуемыми после этого какая-то реабилитационная работа?

Хроника событий

Первый день

Для того чтобы заключённые быстрее освоились и запомнили свои номера, их в первую же ночь разбудили с помощью свистка и устроили перекличку. И если поначалу она по длительности занимала от силы минут 10. То впоследствии, для демонстрации своего превосходства, надзиратели растягивали её до 3 часов.

Зимбардо признался, что наблюдая за всеми в течение первых суток, он был расстроен. Так как считал, что опыт его не удастся и скоро провалится. Обвиняемые стремились отстоять свою независимость, защитить свои права, отчего ставили под угрозу задуманные идеи. Но охрана так хорошо вжилась в роль, что не оставляла шансов на капитуляцию, и своими наказаниями таки смогла подчинить волю остальных.

Вторые сутки

Второй день начался с бунта. Преступники забаррикадировали свои камеры, сорвали номера с одежды и требовали к себе другого способа обращения. Но этот бунт быстро усмирили. С помощью углекислого газа, выпущенного из огнетушителей. Того, кто затеял акцию сопротивления, отправили в «Яму». А остальных раздели догола, отобрали вещи и выставили их кровати в коридоре. Лишив при этом еды.

Чтобы предотвратить последующее попытки бунта, надзиратели прибегли к психологической манипуляции. Они создали одну комнату с улучшенными условиями и поместили туда троих студентов. Вернули им одежду, позволили привести себя в порядок и даже разрешили поесть. Те, кто остался в обычных условиях, начали испытывать по отношению к собратьям по несчастью злость. Потому что считали, что эти «счастливчики» доносят, либо же пытаются угодить своим мучителям, отчего отбывают наказание намного комфортнее остальных.

Чтобы увеличить уровень напряжения, охрана стала помещать туда всех по очереди. Сбив с толку касательно того, кто же на самом деле предатель. Этот хитрый манёвр помог добиться ожидаемых результатов. Теперь никто не доверял друг другу, соответственно, агрессия была направлена на самих жертв, сместив фокус внимания с тиранов. Которые, в противовес остальным, стали намного ближе друг к другу. Надзирательский коллектив сплотился и готов был продолжать в том же духе. Они придумали новые пытки, например, ввели запрет на посещение туалета, выдав обычные вёдра, без права вылить куда-либо содержимое.

Стэнфордский тюремный эксперимент зимбардо

В конце вторых суток преступник № 8612 потерял контроль над своим сознанием. У него произошел эмоциональный срыв. Но Филипп счёл его истерику за игру, в качестве попытки расторгнуть соглашение и вернуться к обычной жизни. Но когда состояние заключённого совершенно ухудшилось, он стал испытывать приступы паники и агрессии, учёные смилостивились и таки выпустили его.

Третий день

Настала пора свиданий с родными. Экспериментаторы решили, что близкие, увидев родственников в таком состоянии, немедленно заберут их домой. И опыт завершится преждевременно. Поэтому они быстренько навели порядок, причесали заключённых, позволили им поесть, помыться, побриться. И даже включили музыку, чтобы атмосфера казалась не такой ужасной и напряжённой.

Чтобы проконтролировать ситуацию, охрана решила внести немного официальности, и ввела правила. Родители студентов должны были пройти регистрацию, а сами свидания были под надзором, чтобы никто ничего лишнего не смог сказать.

Операция, так сказать, прошла успешно, по крайней мере, скандала не возникло. Но возникла другая проблема, исследователи узнали, что преступники планируют побег. Будто студент под номером 8612 на самом деле обманул всех касательно своего психологического состояния. И собрал друзей, желая освободить сокурсников. Как раз после ухода посетителей. Поэтому решили перевести несчастных испытуемых в кладовку на пятом этаже университета, надев на голову пакеты для дезориентации в пространстве. А самого профессора Зимбардо оставить на прежнем месте в качестве доказательств того, что эксперимент завершен и все участники покинули помещение, вернувшись к привычной жизни.

Но, к всеобщему удивлению, никакой банды захватчиков-освободителей не оказалось. Вместо них явился коллега профессора, чтобы удовлетворить своё любопытство. И узнать, каких результатов и открытий удалось достигнуть. И в этот момент Филипп осознал, насколько оказался втянут в этот тюремный переполох. Настолько, что потерял свою позицию, как экспериментатора, психолога, профессора, в конце концов. Он разозлился на коллегу, его вопросы, которые отвлекали от столь важного дела. Быть начальником тюрьмы.

Поняв, что план побега оказался пустышкой, надзиратели пришли в ярость. Столько усилий на его предотвращение оказались бессмысленными. Поэтому студентам пришлось в этот вечер испытать неимоверные унижения и страдания в качестве расплаты. Они мыли унитазы, причём, голыми руками, отжимались бесчисленное количество раз, прыгали, приседали и ходили гусиным шагом. Несколько человек не выдержало, пытки довели их до нервного срыва.

Четвёртые сутки

Стэнфордский тюремный эксперимент зимбардо

Для того чтобы выяснить, насколько реальной оказалась обстановка и атмосфера, исследователи пригласили к правонарушителям священника для беседы. Тот, в свою очередь сделал соответствующие выводы касательно бесчеловечного отношения к ним. И предложил связаться с родственниками. Чтобы те в свою очередь наняли адвоката и защитили права близких людей. Священнослужитель пообщался со всеми узниками, кроме мужчины под номером 819. Он чувствовал себя настолько ужасно, что у него случилась истерика. Зимбардо удалось привести его в чувство, напомнив, что это всё является ролевой игрой и происходящее с ним лишь часть задуманной игры.

Пятый день

На пятые сутки была организована комиссия по вопросам условно-досрочного освобождения. Начальником этой комиссии был человек, консультировавший исследователей в самом начале, делясь 17-летним опытом, что приобрел за решёткой. Интересен факт, что именно он, так хорошо знающий «кухню» изнутри и понимающий, каким мучениям подвергались так называемые преступники, яростно отстаивал и требовал продлить срок.

Ребятам предложили отказаться от гонорара в обмен на свободу. Те, конечно же, согласились. Но, на удивление, после завершения слушания послушно отправились обратно в камеры. Хотя, по идее, договор случился и они имели полное право возвращаться домой. Это указывает на то, насколько легко человек может утратить связь с реальностью. В сознании происходит сбой и личность просто не понимает, на какие знания опираться и чему доверять. Её воля подавляется и тогда она верит в то, что другой человек, более могущественный, знает, что делает. Свои же чувства и мысли она поддаёт сомнениям.

Шестой день

Исследование было решено прекратить. Если кратко, то потому, что надзиратели стали превышать свои полномочия, ужесточая методы проявления власти. Они издевались над жертвами по ночам, ради своего удовольствия, считая, что видеокамеры в это время отключены. Помимо прочего, девушка Филиппа, также с психологическим образованием, вмешалась в процесс. Ей удалось немного «привести в чувство» избранника, объяснив, что он заигрался и утратил профессиональную устойчивость. Чем вызывает у неё страх, так как совершенно не похож на того, с кем она провела столько времени.

Стэнфордский тюремный эксперимент зимбардо

Поэтому учёным не оставалось ничего другого, как объявить эксперимент преждевременно оконченным. Они провели беседу, как с охраной, так и с заключёнными, поинтересовавшись их самочувствием и общими впечатлениями. После чего соединили их в одну группу, чтобы все участники услышали обратную связь. А также совместно попробовали обнаружить альтернативные способны решения конфликтных ситуаций, что возникали на протяжении 6 дней.

Эксперимент Милгрэма и Хофлинга

В 1963 году другой американский психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета усадил троих человек за устройства с кнопочками. Первый из них был экспериментатором, второй – «учителем», третий – «учеником» (на самом деле это был актер). Экспериментатор требовал от «учителя» задавать «ученику» простые задачки на запоминание. При каждой ошибке «ученика» било током (так думал «учитель», «ученик», конечно, только притворялся). С каждой новой ошибкой экспериментатор требовал от «учителя» увеличивать силу тока, аргументируя это различными доводами. Начав всего с 15 В, 26 испытуемых из 40 участвовавших в эксперименте дошли до «заветных» 450 В. Лишь пятеро остановились на 300 В, когда «ученик» начал проявлять первые признаки недовольства, четверо остановились на 315 В, двое – на 330 В, по одному человеку остановились на показателях 345, 360 и 375 В.

Похожий эксперимент в 1966 году провел психиатр Чарльз Хофлинг, который обзванивал сестринские пункты в больницах разного типа и, представляясь одним из докторов, приказывал медсестрам вколоть тому или иному пациенту 20 мг опасного вещества Астротена. Это вдвое превышает допустимую норму в 10 мг, о чем прекрасно знали медсестры. Но это их не остановило. 21 из 22 сестер беспрекословно выполнила предписание врача, которого и в глаза не видела. Конечно, всех их вовремя остановили, никто из пациентов не пострадал. Ведь это был всего лишь эксперимент.

Бездумное подчинение авторитетам, свойственное абсолютному большинству людей, и подходящая идеология, лежащая в корне любой системы, способны на многое. В том числе на самые кровавые преступления, такие как нацизм и пытки инквизиции. Все это и сейчас вокруг нас. Где-то в меньшем масштабе, где-то в большем. Дедовщина в армии, притеснение женщин, издевательства в школе, избиение родителями детей, жен – мужьями. На все это большинство закрывают глаза. В том числе полиция. Это как бы есть, но в то же время этого как бы нет. Вроде бы плохо, и вроде бы «с кем не бывает». Вроде бы надо возмутиться, но «зачем конфликтовать», «выносить сор из избы». И вообще, «сами разберутся». Потому что это своеобразная норма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]