Ассоциативный эксперимент или метод свободных ассоциаций


История

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент первыми применили Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт в 80–х годах 19 столетия с целью исследования психических процессов. В начале ХХ века Э. Крепелин, З. Фрейд и К.Юнг начали применять его в психиатрии для изучения бессознательного. Суть метода в этом случае состоял в быстром спонтанном ответе первым, пришедшим в голову словом на предъявленное “слово – стимул”. Универсальность ассоциативных процессов послужила причиной прикладного применения данного метода в 70-х годах ХХ столетия в менеджменте, бизнесе, рекламе и изобретательском творчестве.

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта. 2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений. 3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей. 4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

Сущность и цель метода

Суть метода состоит в нахождении как можно большего числа отдаленных и неожиданных ассоциаций к рассматриваемому объекту или проблеме и созданию новых связей между данными ассоциациями и исходным объектом. Создание смысловых связей между проблемой и различным способом найденным ассоциативным объектом (понятием, образом, чувством, феноменом или процессом), является средством усмотрения и нахождения аналогии, которая и содержит в себе творческую идею. Применение метода позволяет разорвать старые связи, разрушить стереотипы, высветить новые контесты и тем самым перекинуть мостик к аналогиям, выступающими мощными генераторами новых идей. Именно аналогии, найденные с помощью ассоциативной связи, содержат в себе самые сильные, свежие и неожиданные решения.

Перевод слова творчество

Мы предлагаем Вам перевод слова творчество на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский
  • creativity
    — творческий, творческая работа, креативность социальное творчество — social creativity
  • oeuvre
  • creative
    — творческий
      творчество писателей — creative writers
  • work
    — работа
      научное творчество — scientific work
  • art
    — искусство
      народное творчество — folk art
  • creation
    — творение
      художественное творчество — art creation
  • creative activity
    — творческая деятельность
    • Werk
      — произведение
    • Werke
    • Schaffen
      — работа
    • Schöpfertum
    • Kunstschaffen
      — художественное творчество
    • Oeuvre
      — творческое наследие
    • création
      — произведение, создание современное творчество — création contemporaine
  • art
    — искусство
  • effort créateur
  • Гипо-гиперонимические отношения

    изменение процесс деятельность творчество сочинение статья

    Каким бывает творчество (прилагательные)?

    Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

    народным литературным художественным устным поэтическим собственным ранним свободным коллективным совместным научным детским всяким чистым настоящем музыкальным любым поздним историческим техническим подлинным истинным живым религиозным дальнейшем уголовным оригинальным словесным индивидуальным личным вдохновенным песенным человеческим духовным композиторским изустным подобным последующем изобразительным зрелым самостоятельным стихийным писательским чужим кулинарным самобытным независимым невозможным исключительным социальным связанным фантастическим другим богатым письменным гениальным никаким культурным исполнительным государственным русским самодеятельным своеобразным национальным

    Что может творчество? Что можно сделать с творчеством (глаголы)?

    Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

    оказать получить иметь вызывать понравиться показаться вывести восприниматься приносить протекать способствовать оказаться приходиться подвергаться остаться сдвигаться давать развиваться носить заключаться оставаться продолжать процветать придтись сформировать отличаться помочь послужить захватить становиться помогать смешаться лишиться определять изучаться создать уложиться идти явиться выстроить вылиться действовать иссякнуть предшествовать привлечь прозвать положить являться расцвести выразиться состоять ознаменовать сводиться возникнуть отразить изобиловать составлять впитать зайти считаться посчитать надлежать сказаться принести

    Ассоциации к слову творчество

    целома область проклятие частность неудача год познание основа протяжение точка поиск градус сравнение жизнь ремесло сторона стиль закон традиция плагиат помощь футбол конец запад переделкино обстановка океан изобретение сфера искусство особенность наука жанр эмиграция обход вид мир вовлечение условие театр школа бич кризис описание масса россия критерий молдавия республика процесс работа ялта пылкость мера момент служитель данное эпоха название уровень колледж создание поле

    Гиперонимы слова творчество

    1. деятельность порождение

    Гипонимы слова творчество

    1. сочинение поэзия сюжет

    Сфера употребления слова творчество

    Общая лексика Юридический термин Искусство Реклама Патенты

    Методологические и теоретические основания метода

    Фундаментальные принципы 1. Принцип всеобщей связи, общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений. 2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую. 3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово – стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы. 4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум. 5. Принцип единства сознательного с бессознательным, подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.

    Теоретические основания Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним. Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии. На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом – как условный рефлекс. Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки. Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей. Открытие и установление новых ассоциативных связей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи. Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы. Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово – открытие связи между проблемой и этим словом – создание аналогии –рождение оригинальной идеи. Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.

    Виды ассоциаций

    Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

    1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
    2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
    3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
    4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
    5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
    6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
    7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
    8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
    9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

    В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

    • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
    • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
    • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

    Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

    Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

    С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

    Способы создания ассоциаций

    1. Свободные ассоциации создаются путем спонтанного ответа на предъявленное слово без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, а также переживанием, образом, символом. 2. Направленные или контролируемые ассоциации ограничиваются определенными, заранее заданными условиями. Примером последних служит инструкция, предписывающая создание ассоциаций по контрасту, словами определенной части речи (существительными или прилагательными), символами, цветами, именами знаменитостей и т.д. Ассоциации могут генерироваться с помощью следующих техник: а) на стимул-слово моментально дается слово-ассоциация, б) ассоциации генерируются и группироваться вокруг центрального слова-стимула, в) ассоциации генерируются в виде потока и выстраиваться в виде цепи, в которой одна ассоциация свободно порождает другую.

    В практике активизации творческого решения проблем способы генерирования ассоциаций представляются как: 1. Генерирование множества ассоциаций в ответ на одно слово-стимул. Данная техника напоминает «Майнд- мэппинг», картографию ума или создание интеллектуальных схем. Случайно выбранное слово или совершенствуемый объект держатся в фокусе внимания, и при этом свободно генерируются все слова-ассоциации, связанные с этим объектом. Например: Телефон – волны, компьютер, музыка, искусство, рука, свет, тепло, вибрации, пиджак, мир, искусственный интеллект, цепь, энергия, оружие, робот… 2. Представления цепи ассоциаций, в которой стимульное слово порождает последовательность связанных с друг другом слов-ассоциаций, каждое из которых порождает другое. Например: Телефон–связь-отношения-любовь–роза-бархат-тепло-лампа-солнце-жизнь-здоровье… (Связка телефон-здоровье может служить источником ряда оригинальных и сильных решений по усовершенствованию устройства). Формы генерации ассоциаций: 1. Индивидуальная. 2. Групповая – в которой, каждый член группы составляет свои «облака» и «цепи» ассоциаций, служащих материалом общего, взаимообогащенного пула ассоциаций, идей и решений.

    При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что они выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных методов ассоциативные методы, испытание при  [c.130]
    Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы и ассоциативное испытание слов или словесную ассоциацию. В процессе ассоциативной беседы респондента ориентируют вопросами такого рода О чем вас заставляет думать то или это.. , Какие мысли у вас возникают теперь в связи с и т.д. Этот метод позволяет опрашиваемому говорить все, что ему приходит в голову. В том случае, когда некоторые респонденты испытывают трудности, желая уточнить уровень своих предпочтений, хотя бы из-за недостаточного запаса слов, то их ограничивают несколькими вариантами ответов.  [c.131]

    Историко-ассоциативные методы анализа риска и неопределенности заключаются в привлечении сведений исторического характера. В этой связи возникает вопрос о правомерности использования сведений почерпнутых из истории. Например, в Японии в послевоенный период (после Второй мировой войны) крайне интересно и эффективно действовали так называемые кружки контроля качества . Членами кружков были 20 % всех работающих по найму каждый из таких кружковцев давал до 60 рационализаторских предложений в год, а это в свою очередь приносило 5 тысяч долларов средне-  [c.234]

    Ассоциативные методы имитационного моделирования (статистического моделирования, системная динамика), историко-логического анализа.  [c.327]

    Историко-ассоциативные методы анализа риска и неопределенности заключаются в привлечении сведений, исторического характера. В этой связи возникает вопрос о правомерности использования сведений, почерпнутых из истории. Например, в Японии после Второй мировой войны эффективно действовали так называемые кружки контроля качества. Этот опыт свидетельствовал, что членами кружков были 20% всех работающих по найму, что каждый из таких кружковцев давал до 60 рационализаторских предложений в год, а это, в свою очередь, приносило 5 тыс. долл. среднегодового эффекта. Японцы никогда не скрывали своего опыта и гордились своими достижениями. Поэтому казалось, что необходимо как можно быстрее перенять имеющийся опыт и извлечь от этого выгоду. Казалось, что риск перенесения имеющегося опыта минимален. Такие попытки предпринимались в СССР и США без учета, что человеческий материал стран различен.  [c.139]

    Перед тем как проводить международное маркетинговое исследование, необходимо определить, какой из методов целесообразнее применить. Ассоциативные методы (словесные ассоциации), методы завершения ситуации (завершение предложения и истории) и экспрессивные методы (ролевая игра, метод третьего лица) предусматривают использование устных ответов. Методы конструирования ситуации (ответ по рисункам и анимационные тесты) используют невербальные примеры (рисунки). Независимо какие приводятся примеры, словесные  [c.215]

    Асимметрия, 561 Ассоциативные методы, 208 Атрибутивные уровни, уровни  [c.947]

    Класс формализованных методов в зависимости от общих принципов действия можно разделить на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации.  [c.11]

    В группу методов прогнозной экстраполяции можно включить методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. К группе системно-структурных методов — отнести методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, матричный, сетевого моделирования, структурной аналогии. Ассоциативные методы можно разделить на методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. В группу методов опережающей информации — включить методы анализа потоков публикаций, оценки значимости изобретений и анализа патентной информации.  [c.11]

    При использовании проекционных методов респонденты помещаются в определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных методов ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, тестирование рисунков, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение.  [c.14]

    В настоящее время в России в условиях освоения рыночных методов ведения хозяйства возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов 1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований. И в первом, и во втором случае обеспечиваются необходимая координация и организационно-финансовое взаимодействие, создаются эффективные системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов.  [c.98]

    Семантические единицы получаются путем статистической обработки текстов, в основе которой лежат универсальные механизмы определения частотных характеристик терминов. Задача извлечения знаний решается в два этапа сначала формируется терминологическая сеть (поле знаний), а затем определяется ассоциативная близость терминов на основе статистически определенной меры ассоциации. Достоинство рассмотренного метода состоит в автоматическом выявлении значимых слов и связей с учетом статистической информации о гипертексте в целом.  [c.260]

    Семантические сети. Взаимосвязь понятий (объектов) предметной области в виде структуры, содержащей семантику отношений (связей) и понятий (вершин), называют семантическими сетями. Примером иерархических семантических сетей являются фреймы. На рис. IX приведен фрагмент семантической сети, описывающей взаимосвязь понятий в модели Обрабатываемая поверхность — Метод обработки — Основное технологическое оборудование . Отношения /р f2, f3, f4 и fs — это ассоциативные отношения (типа быть согласованными/совместимыми ), остальные связи — это иерархические отношения (типа часть—целое ).  [c.570]

    Списковый метод организации массивов основан на прямом способе размещения в памяти машины отдельных записей, которые связываются между собой при помощи адресов связи. Каждая запись массива снабжается адресами. Записи исходя из ассоциативных связей между отдельными показателями объединяются в группы (списки) по одному или нескольким ключевым признакам. В списках информация размещается произвольно. В связи с наличием дополнительной (адресной) информации массивы требуют значительного увеличения памяти.  [c.73]

    Модель цель-средство предполагает, что существует ассоциативная сеть, включающая свойства, выводы и ценности, отражающие реальные потребности, которые необходимо четко понимать при разработке содержания рекламного сообщения. Поэтому эффективная реклама должна быть адресована ко всем уровням, а не только подчеркивать свойства продукта. Основные положительные суждения покупателя должны сообщаться посредством вербальных и визуальных методов, а движущей силой рекламы должен стать соответствующий уровень ценности предлагаемого товара.  [c.253]

    Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и включить богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие  [c.75]

    Метод системного синтеза предполагает исследование совокупности отдельных функциональных элементов, из которых построена СУ. Их состав и число должны быть достаточно необходимыми для создания механизма функционирования этой системы. Предварительно исследовательские работы нацелены на определение назначения и функций каждого элемента. При этом анализу сначала подвергаются возможности каждого элемента в отдельности, а затем и в их ассоциативной совокупности обеспечивать реализацию своего назначения и выполнения функций управления.  [c.228]

    Фактическая основа и авторский домысел — воображаемые диалоги, эпизоды, отражающие возможные поступки героя. Композиция сатирических жанров, которые относятся к жанрам художественной публицистики, более свободна, чем информационных и аналитических. Композиция может быть сдвинута во времени. Используется метод сравнения, метод контрастных сопоставлений, метод ассоциативных связей. В отличие от фельетона памфлет обладает более острой сатирической окраской. Характерно использование сарказма, иронии, гротеска при создании сатирического типа в памфлете. Сатирическая типизация и особенности сюжета в фельетоне полностью во власти неповторимости стилевой манеры автора.  [c.394]

    Методы принятия решений предусматривают логический вывод, вывод в сетях объектов, ассоциативный вывод. Логический вывод может быть строгим, использующим формальные системы, или нестрогим, допускающим эвристические процедуры. Вывод на сетях осуществляется с использованием процедур наложения, сопоставления, наследования, передачи сообщений и специальных присоединенных процедур. В ассоциативных сетях производится обучение выводу  [c.103]

    По своему функционированию этот элемент есть элемент типа И, но мы сохраняем его название, данное ему авторами РПС-метода. Обычно под ассоциативным элементом понимают элемент, реализующий некоторую пороговую функцию.  [c.174]

    Наряду с анализом вторичной информации (глава 4) качественные исследования — основной метод проведения поисковых исследований 3). Качественные исследования проводят для определения проблемы или разработки подхода (глава 2). В ходе разработки подхода к решению проблемы качественные исследования часто используются для выдвижения гипотез и определения переменных, используемых в исследовании. Если заключительное (количественное) исследование не проводится, то на первый план выходят именно качественное исследование и вторичные данные. В этой главе мы рассмотрим основные различия между качественным и количественным исследованиями и роль каждого из них в выполнении маркетингового проекта. Вашему вниманию предлагается подробная классификация качественных исследований и основных их методов — фокус-группы и глубинного интервью. Рассмотрим также и непрямые методы качественного исследования, которые называются проекционной ассоциативные, завершающие, структурные и экспрессивные. Обсудим некоторые этические вопросы, а также основные положения в проведении исследования международных рынков. В конце главы мы поговорим об использовании и применении компьютеров в проведении качественных исследований. Вот несколько примеров, качественные исследования в маркетинге.  [c.191]

    Основой укрепления памяти является наблюдательность. После наблюдения наступает этап ассоциативного мышления. Существуют три естественных закона запоминания метод связок, система зацепок, тренировка наблюдательности.  [c.325]

    Здесь на помощь приходят разнообразные методики творческого мышления. Несмотря на все их многообразие, профессиональные креаторы всегда самостоятельно вырабатывают собственный алгоритм действий, который чаще всего сочетает модификации различных креативных приемов (например, весьма эффективно комбинирование мозгового штурма и ассоциативного метода) и актов медитации.  [c.63]

    Экспертные знания — это знания специалистов предметной области. Они аккумулируют накопленный практический опыт, навыки и приемы в соответствующей области. Этот тип знаний играет наиболее важную роль в слабоструктурированных предметных областях, в которых отсутствуют формальные модели. Их роль также велика в тех областях, где применимы формальные методы, но при этом необходимо принимать решения и делать выбор в первую очередь на основе опыта. Экспертные знания более мягкие и поверхностные. Совместное использование концептуальных и экспертных знаний является крайне важным и перспективным, ибо они вместе покрывают значительную часть плоскости знаний СИИ и позволяют сочетать ассоциативные и логические рассуждения для решения задач при низких вычислительных затратах.  [c.248]

    Описанная сеть действительно стала использоваться для моделирования ассоциативной памяти, поскольку уже в первой своей работе Хопфилд указал конструктивный метод построения синаптических связей между нейронами, который в некоторых случаях позволял запомнить любые заранее заданные состояния сети.  [c.95]

    Сети минимизирующие энергию, рассмотренные в предыдущей главе при релаксации к одному из своих стационарных состояний решают, по существу, оптимизационную задачу — поиск минимума определенной функции своего состояния — энергии. Следовательно и ассоциативную выборку информации, и выявление прототипов можно сформулировать как частный случай задачи оптимизации. В целом же, оптимизационные задачи представляют собой широкий класс задач, часто встречающихся на практике, в частности, в экономике и бизнесе. В этой главе мы покажем как нейросети можно приспособить к решению таких задач на примере очень важного класса задач комбинаторной оптимизации. Такие задачи, кроме прочего, позволят нам познакомиться с новыми методами оптимизации, отличающимися от градиентных методов, лежащих в основе обучения методом ba kpropagation.  [c.109]

    Данная тема заслуживает не одной книги и ей действительно посвящена обширнейшая литература. В настоящем курсе лекций мы не можем хоть сколько-нибудь подробно остановится на ней. Рассмотрим кратко лишь применение соответствующих идей к анализу сети Хопфилда. Демонстрация тесной аналогии, существующей между спиновыми стеклами и нейронными сетями, определила массированное и плодотворное вторжение методов статистической физики в теорию нейронных сетей в начале восьмидесятых годов. Сеть Хопфилда со стохастическими нейронами и явилась главной моделью, в которой применение этих методов оказалось наиболее значительным. Это чрезвычайно плодотворное обобщение модели, в некотором смысле эквивалентное переходу к сетям с градуальными нейронами. В нем нейроны являются стохастическими элементами и это обстоятельство открывает путь использованию методов статистической физики для анализа свойств ассоциативной памяти.  [c.217]

    Эти методы прогнозирования предполагает использование формализованных (математических) моделей, которые делятся на [9.3] экстраподяционные, системно-структурные, ассоциативные и методы с опережающей информацией.  [c.327]

    Иногда ассоциативное мышление интервьюеры могут попытаться включить посредством предоставления респонденту возможности произнести первое, что придет ему на ум в ответ на произнесенное интервьюером слово, показанную картинку или видеосюжет и т.п. Таким образом пытаются выяснить возникающие у людей ассоциации в ответ на рекламные сообщения, как в виде текста, так и в виде рекламных роликов или рекламных телевизионных программ. Говорят, что телевизионная передача Последний герой , которая шла по телевидению (программа ОРТ) зимой и весной 2002 г. и была посвящена девственной, почти первозданной, жизни современных людей на острове, расположенном в экваториальных широтах,— голубое море, желтый песок, зеленые пальмы — предназначалась для рекламы напитка J-7 . Она вызывала у зрителей ассоциации, связанные с райским наслаждением , образно представляемым рекламой конфет Баунти ,— тоже море, песок, пальмы, — что, очевидно, наряду с увеличени-4 ем продаж J-7 способствовало и росту продаж конфет. Таким образом, эти конфеты получили дополнительную и бесплатную рекламу. Ассоциативное мышление — важная категория, определяющая поведение людей при совершении покупок, изучать его можно и нужно посредством соответствующих проекционных методов.  [c.210]

    Затем могут появляться отдельные графические или текстовые наброски, символьные атрибуты, которые на последующей стадии будут самоустраняться или сводиться в систему. Такие формы,еледует сгруппировать методом установления логических взаимосвязей между раз-. личными ассоциативными характеристиками. В числе составленных комплектов выделяются консервативные и демократичные, яркие и серые .  [c.63]

    Наряду со стоимостными методами выделяется способ оценки устойчивости брэнда, внедренный компанией Resear h International под названием Lo ator . Через определение основных индикаторов, как лояльность, инновационность, ассоциативность, многолетние традиции, определяется место брэнда среди конкурентов, которые оцениваются по аналогичной схеме. Оперативное вмешательство в жизненный цикл брэнда позволяет менять индикаторы на более совершенные на протяжении длительного времени.  [c.55]

    В качестве инструментария на данном этапе используются методы наблюдения, интервью, психофизиологические методы, метод ассоциативного эксперимента, контент-анализа и др. Очень часто для эффективного изучения восприятия используются механические средства специальные камеры, тахисто-скопы для выявления спонтанных впечатлений от рекламного материала. В результате исследования определяются индексы привлечения непроизвольного внимания, привлекательности и запоминаемости рекламного объявления.  [c.237]

    Завгршая описание метода, основанного на использовании растущих пирамидальных сетей, мы упомянули о такой его модификации ассоциативных элементов, которая способна учитывать временную компоненту процессов, формировать гипотезу о явлениях, развертывающихся во времени. Такая трактовка индукции не нова. Многие исследователи предлагали рассматривать индуктивные схемы вывода, подобные схемам Милля, как утверждения о появлении или непоявлении определенных событий в данный момент и будущие моменты времени. С подобным подходом можно познакомиться, например по работам [4.37, 4.38].  [c.266]

    Общим недостатком информационных языков классификационного типа являются их слабая приспособленность к новым, заранее не предусмотренным условиям функционирования систем, возможность составления запросов на этих языках регламентированного содержания. Эти недостатки отсутствуют у языков посткоординированного типа, к которым относятся дескриптор-ные языки, основанные на применении метода координатного, или ассоциативного, индексирования.  [c.91]

    На рис. 5.2 представлена классификация методов качественного исследования. Они делятся на прямые и косвенные, в зависимости от того, известна ли респонденту истинная цель исследования. Прямой подход (dire t approa h) не маскируется исследователем. Респондентам говорят о цели исследования либо она становится очевидной из задаваемых вопросов. Этот метод находит свое применение при проведении фокус-групп и глубинных интервью. В отличие от него, косвенный подход (indire t скрывает истинную цель исследования от респондентов. В проекционных исследованиях используют главным образом косвенные методы, среди которых различают ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный. Далее расскажем подробно о каждом из них, начиная с фокус-группы.  [c.195]

    Фокус-группы и глубинные интервью представляют собой прямые методы сбора информации, когда респондентам говорят о настоящих целях проводимого исследования или поставленная задача становится очевидной в ходе опроса. Проекционные методы отличаются тем, что с их помощью маркетологи пытаются скрыть цель Проекционный метод te hnique) — это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю [29], В такого рода исследовании респондентов просят объяснить поведение остальных людей, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу. При этом задаются преднамеренно неопределенные, нечеткие и неоднозначные вопросы. Чем двусмысленнее тем больше люди раскрывают свои эмоции, потребности, мотивы, отношения и ценности. Примером может служить работа в клинической на которой основаны проекционные методы [30]. Так же как и в психологии, они подразделяются на ассоциативный, завершающий, структурный и экспрессивный методы. А теперь подробно о каждом из них [31].  [c.208]

    Правила метода

    1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ. 2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций. 3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена. 4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно. 5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе. 6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

    Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

    Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

    Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

    Метод свободных ассоциаций

    Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

    Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

    Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

    Разнообразие ассоциативных методов

    В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

    1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
    2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
    3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

    Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.

    Процедура и основные этапы

    1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта. 2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске. При этом каждый участник группы создает: А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин). б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин). 3. Последовательно объединять ключевое слово, со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда. 4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения. 5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.

    Ограничения

    Успешность метода во многом зависит от компетентности ведущего-фасилитатора, способного создать атмосферу спонтанности, игры и творчества. В противном случае участники предлагают стереотипные ассоциации, которые не могут являться источником оригинальных идей.

    Метод ассоциаций тесно связан с методами бисоциаций, аналогий, метафор, случайного слова и принудительных связей.

    Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>

    (Visited 6 279 times, 1 visits today)

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]