Почему человек ищет пример для подражания: в чём суть процесса в психологии


Подражание – естественный процесс


Фото автора Maria Orlova: Pexels
Бывало ли такое, что ты оказываешься в неизвестной обстановке? На каком-нибудь мероприятии, где ты никого не знаешь и не понимаешь, как себя вести. Ты испытываешь чувство неловкости, даже тревоги, но не хочешь стоять как вкопанная и молчать, боясь показаться странной.

В такой ситуации, велика вероятность, что ты, даже не зная, как быть, начнешь делать то, что делают все окружающие. Все смеются, и ты рассмеешься. Все пошли на веранду – и ты пошла. Все держатся по-деловому строго – и ты выпрямишь спину, сделаешь серьезное лицо.

Сама того не замечая, ты «вольешься» в коллектив, и окружающие примут тебя за свою. Начнут с тобой разговаривать, охотно отвечать на вопросы, оценят твое остроумное замечание. Ученые долго изучали этот феномен и в рамках психологии толпы, и с эволюционной точки зрения, и даже поднимали эту тему, говоря о конформизме и силе воле. На деле все сводиться к одному – посредством подражания человек быстрее адаптируется к новой ситуации.

Социальное подражание: теория Габриэля Тарда

Концепция, предложенная социологом Г. Тардом, появилась в конце 19 столетия. Её можно отнести к сферам двух научных дисциплин — социологии и социальной психологии.

Основоположник теории считал, что в любом типе межличностных отношений обязательно присутствует значительный элемент подражания. Сами эти отношения строятся по принципу учитель — ученик.

Руководствуясь предложенной концепцией, последователи выделили три разновидности подражания. В первом случае люди подражают друг другу, во втором — образцам, традициям, в третьем — выбранным идеалам.

Посмотри, а затем повтори

Механизму подражания мы учимся с самого детства. Всем нам говорили: посмотри, а затем повтори. Во многом мы учимся именно благодаря подражанию. И учимся мы не только читать, писать или танцевать. Благодаря подражанию мы усваиваем большинство социальных норм.


Я хочу быть тобой! Подражание.

Как есть, как вести себя за столом, на концерте, на детской площадке. А еще подражание формирует наши духовные ценности. Большинство моральных норм, принципов и ценностей мы усваиваем именно с помощью механизма подражания.

Подражание – это один из механизмов интеграции группы

В процессе взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения и эталоны. Подражание определяет принадлежность к этой группе, укрепляет человека в его статусе в этой группе.

На внешнем уровне это проявляется крайне ярко, особенно в одежде. Униформа военных, белый халат врача, деловой костюм бизнесмена – это внешние проявления принадлежности к группе. С помощью одежды мы показываем к какой группе принадлежим, какой доход имеем, какие разделяем установки и убеждения.

Подражание в одежде помогает нам определить кто «свой», а кто «чужой». Мы больше склонны доверять «своим» людям, считаем их мнение более авторитетным и правильным.

В свое время был проведен интересный социальный эксперимент. К людям, которые шли с работы и были одеты в деловые костюмы, подходил человек, одетый как байкер и просил у них помощи. Большинство из них отказались ему помогать. Когда к ним подошел человек, одетый в деловой костюм, почти 100% испытуемых ему помогли.

Тогда провели обратный эксперимент. К байкерам подошел человек, одетый в деловой костюм и просил помощи. Ему почти никто не помог. А когда к ним подошел человек, одетый как байкер – почти все откликнулись на призыв.

Мы охотнее вступаем в контакт с людьми, которые ближе к нашему социальному статусу.


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Подражание – это во многом бегство от одиночества. Желание быть частью определенной группы. Это не хорошо, и не плохо. Это нормально. Все мы боимся чувства изоляции. Мы хотим быть понятыми и принятыми, у каждого из нас есть потребность в признании.

Виды подражания

  • осознанное или бессознательное;
  • полное или частичное;
  • добровольное или принудительное;
  • творческое или буквальное.

Подражание бывает осознанным, когда мы сознательно копируем поведение или внешность другого человека. А бывает неосознанным, когда на нас оказывает влияние группа. Тогда подражание выступает как часть мышления толпы. Мы невольно начинаем подчиняться правилам той или иной группы, начинаем разделять их мировоззрение, их образ жизни.


Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Даже если у тебя нет определенного кумира, в той или иной степени ты постоянно подражаешь кому-то. Людям своей профессии. Авторитетным деятелями. Близким, которых ты ценишь и уважаешь. Друзьям и знакомым, чьи идеи и взгляды ты разделяешь. Полное или абсолютное подражание, как правило, зацикливается на определенном человеке, кумире.

Чем ниже индивидуальное сознание, тем сильнее выражается процесс подражания. Потребность находиться в группе, среди своих, снижает рациональное критическое мышление, зато повышает наше эмоциональное состояние, которое мы желаем разделить с единомышленниками.

В такой момент процесс подражания проявляется как никогда ярко. Мы начинаем неосознанно копировать паттерны поведения окружающих, которые находятся в похожем эмоциональном состоянии. Такое явление можно наблюдать, например, на концертах известных музыкантов или на спортивных соревнованиях.

В такие моменты происходит эмоциональное заражение, что усиливает эффект подражания, который доходит до пика. Затем следует спад. Подражание не может продолжаться бесконечно, энергия исчерпывается, а потребность признания и принадлежности удовлетворяется на какое-то время. Человек восстанавливает контроль над своим поведением.


Фото автора Galvão Menacho: Pexels

Подражание в детском возрасте

Если у вас есть дети, или вы могли наблюдать за детьми близких или знакомых, то вы наверняка замечали, что частенько малыш желает «быть как все».

Такое подражание — это нормальная детская реакция на мир в период взросления, когда образцом внешности и поведения выступают ровесники. Не стоит ограничивать ребенка в его желании быть похожим на других ребят, напротив, любые запреты вызовут непонимание.

Подражание зависит от возраста

Механизмы подражания проявляются по-разному в зависимости от нашего возраста, поэтому разделяют подражание:

  • у детей;
  • у подростков;
  • у взрослых.

В детстве мы в большинстве своем подражаем родителям и другим значимым для нас взрослым. В школе подражание выступает как механизм адаптации к новой среде, принадлежности к определенной большой группе (учеников), и приобретении определенных навыков поведения.

В подростковый период – подражание определяет наше самосознание. Принадлежность к определенной группе (друзей, субкультуре и пр.) выступает как выражение индивидуальности и независимости от родителей. В подростковый период подражание наиболее значимо и наиболее опасно. Человек ориентируется на внешнюю идентификацию со значимым образцом поведения. К сожалению, этот образец не всегда положительный.


Фото Sara Kurfeß on Unsplash

У взрослого человека подражание, как правило, носит осознанный характер и основывается на мировоззрении, идеях и профессиональном росте. Мы подражаем значимым людям в своей профессии, а также тем, чьи ценности и взгляды близки к нашим. Тем кто, как и мы, стремится к определенному статусу или благам, или тем, кто уже достиг того, чего желаем достичь мы.

Взрослый человек не прекращает учиться с помощью подражания. Так, женщина, которая первый раз стала матерью, будет подражать своей матери или подругам, которые уже достигли успеха в этом статусе. Или, когда женщина впервые занимает руководящую должность, она основывается не только на своем опыте, но и подражает другим – своим предыдущим начальникам, например.

Таким образом, подражание – это важный процесс, который лежит в основе любого научения, он способствует сближению людей друг с другом и приводит к лучшей согласованности действий и более быстрому решению поставленных задач.

Значение слова подражание

подражание
понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. — мимезиса — была всесторонне разработана в античной эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистическому учению Платона, искусство подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абсолютной красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистическую концепцию П. как сущности искусства. Все виды искусства по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие — даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в стоицизме и эпикурейской школе. Для античной эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда античной философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художественного П. вырабатывается эстетикой неоплатонизма : у Плотина искусство подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам — прообразам и формам всех вещей, мировому уму ( нусу ) или деятельности демиурга. В средневековой христианской эстетике, рассматривающей искусство как несовершенный чувственный отблеск идеальной божественной красоты мира, преобладает аллегорическое и символическое толкование искусства. Подобно Плотину и неоплатоникам, средневековые философы видят в искусстве П. не ‘прекраснейшему космосу’, а божественному началу, или идеальному ‘архетипу’ вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи. Представление об искусстве как ‘зеркале’ природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберты , А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей (например, Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с ‘божественным’ энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого искусства вообще — не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици : в своей ‘Поэтике’ ( 1586) он в духе идей маньеризма противопоставил понятия ‘П.’ и ‘выражение’, считая, что именно выражение внутреннего духовного мира художника является отличительной особенностью поэзии и искусства вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко , а в дальнейшем — эстетикой ‘Бури и натиска’ в Германии и эстетикой немецкого и французского романтизма .Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма , которая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в искусстве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется английским философом Э. Бёрком , согласно которому П. наряду с симпатией составляет одну из главных социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгартен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике немецкого классического идеализма. По И. Канту, ‘гениальность’ противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не искусство подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, которые обнаруживаются в художественной деятельности. Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектического понимания художественного творчества в концепции П., преодолевает историческую ограниченность последней (созерцательность и т.п.) в своём учении об искусстве как отражении действительности.Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204-36; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky Е., Idea, Lpz.-B., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Plato’s doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike, Bern,

1954. В. П. Шестаков. П. в психологии — копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения . Наиболее примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (например, взлёт стайки птиц при стремительном взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению , при котором происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и некоторые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать некоторые задачи (например, выполнить в эксперименте определенные движения. приводящие к овладению приманкой). П. играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается от П. у животных. По Л. С. Выготскому , П. ‘…есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще’ (‘Развитие высших психических функций’, М., 1960, с. 179), который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспитательная роль П. сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев литературных произведений. Сознательное П. подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. в художественном творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биологического П., как взаимная стимуляция (например, ‘заразительный’ кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.).Лит. см. при статьях Поведение , Этология .К. Э. Фабри.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]