Зефирный эксперимент Уолтера Мишела или Стэнфордский зефирный эксперимент


В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел провёл серию экспериментов, в ходе которых доказал, что дети с этой чертой характера чаще достигают успеха в жизни. Что же это за черта и почему опыт назвали «зефирным», мы расскажем ниже.

Чтобы узнать, как достичь успеха в жизни лично вам, узнать свои индивидуальные особенности и оценить свой потенциал, приходите на онлайн-программу «Самопознание».

Как проводили «зефирный эксперимент»

Чтобы глубже исследовать этот факт Уолтер Мишел провёл эксперимент, который позже назвали «зефирным». В качестве испытуемых он взял 16 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 3,5 до 5,5 лет. На каждого из восьми исследователей пришлось по 4 ребёнка — 2 мальчика и 2 девочки.

Экспериментатор заводил ребёнка в комнату, сажал в кресло и клал перед ним на стол одну зефиринку. После этого предлагал сделку: «Слушай, я сейчас выйду на 15 минут. Пока меня не будет, ты можешь съесть этот зефир, а можешь не съесть и получить в награду второй. Решать тебе».

А как у животных?

Совсем недавно ученые в штате Джорджия провели эксперимент на шимпанзе, выясняя связь между уровнем их интеллекта и отсроченным удовольствием. Ученые взяли за основу зефирный эксперимент, более всего их интересовали данные о связи уровня общего интеллекта (general intelligence) со способностью применить силу воли, чтобы дождаться отсроченной награды.

У 40 взрослых шимпанзе измерили уровень интеллекта, а затем предложили им на выбор 4 либо 12 виноградин. Если они выбрали первый вариант, то угощение сразу клали им в миску. Если выбирали 12, то экспериментатор давал их по одной с задержкой в 3, 10 и 20 секунд. Каждая попытка продолжалась 120, 180 или 300 секунд. Всего было проведено по 40 экспериментов разной длительности. Было учтено и то, как часто обезьяны выбирали большее вознаграждение, и то, хватало ли им терпения дождаться, чтобы все виноградины оказались в миске.

Затем ученые сопоставили результаты эксперимента и уровень интеллекта каждой из обезьян. Была выявлена четкая корреляция между уровнем интеллекта и пропорцией, в которой шимпанзе выбирали 12 виноградин (во всех трех сериях p<0.001), а также эффективностью подопытных (во всех трех сериях p<0.001).

«Тот факт, что связь между самоконтролем и интеллектом существует не только у людей, показывает, что у силы воли, влияющей на интеллект, есть эволюционная основа», —утверждает автор эксперимента Майкл Беран [8].

Результаты «зефирного эксперимента»

Как и предполагали исследователи, большая часть детей не стала ждать и съела зефир сразу же. Лишь 1/3 испытуемых получила вознаграждение в виде двойной порции.

Уолтер Мишел опубликовал исследование в 1972 году. Однако самое интересное началось после этого. Он следил за жизнью испытуемых вплоть до 2011 года. Оказалось, что дети, отложившие удовольствие, получили более высокие баллы на экзамене SAT (аналог российского ЕГЭ), реже обладали вредными привычками и впадали в депрессию, а также получали бОльшую зарплату.

Как это происходит

Часто события развиваются не так, как запланировано. Представьте, что вы добились желаемых форм и объемов с комфортным уровнем жира в организме. По идее надо двигаться дальше, вы вроде бы готовы к режиму “массонабор”, чтобы нарастить еще немного красивой, как у фитнес-моделей и в общем-то полезной для здоровья мышечной массы (все в меру, конечно же!) Вы до зубов мотивированы, тележка супермаркета набита теми самыми нужными вам продуктами, белки посчитаны, глаза горят.

Первая неделя пролетает просто на “ура”. Одежда отдает приятным натяжением, мышцы горят под железом. И так через выходные мы даже награждаем себя парой-тройкой бокалов в компании друзей. Ну и как же без пиццы со всеми мясными наполнителями. Это же протеин. Больше протеина, я же на массе! Ну и “читмил” (вот тут мы писали, что это, как и зачем) никто не отменял – разгоню метаболизм.

Приходит время второй недели. Чувство голода поутихло в сравнении с предыдущей неделей. Мы полны энергии и качественно отдаем все до последней капли в зале. Только вот постепенно замечаем, что драгоценные изгибы и рельефы становятся чуть менее заметнее. Бережно, но упорно достигнутый низкий уровень жира на массонаборе снова поднимается, мышцы уже не так четко очерчены. (Что неизбежно, если вам нужны новые мышцы).

Разум все понимает, но от чувства спуска с Олимпа не избавиться, появляется предательское ощущение себя одутловатой пельмешкой. Кажется, что мышцы так и не выросли, а лишь появился жир. С безоговорочным чувством наказать себя по полной, приступаете к следующей неделе.

Третья неделя проходит под девизом “больше жима”, “больше кардио”, “больше сауны” и точно “меньше жрать!”. В результате вместо массонабора стрелка весов покорно ползет вниз, отечность слегка отступает. Чувство пельменя отпускает, но приходит слабость и обессиленность (что закономерно на дефиците калорий и упорных тренировках).

Четвертая неделя. Тренировки и режим питания становятся все более хаотичными и компульсивными, ешь и тренируешься без схемы. Рациональность (надо набрать массу) борется с эмоциональностью (а как же мои красивые мышцы), мешают друг другу и, соответственно, результата нет.

В сухом остатке проблема этого цикла в том, что мы в лучшем случае достигаем неоптимального прогресса. Недели, которые мы тратим на “массонабор” кончаются тем, что мы намного быстрее возвращаемся к урезанию рациона/диете. Один шаг вперед, один назад. А то и целых два.

И все это по кругу длиной в жизнь. (И не только в тренировках, конечно же – в других, менее изученных наукой сферах жизни, заметить подобное поведение еще сложнее).

Опровержение «зефирного эксперимента»

Не стоит расстраиваться, если в детстве вы не умели себя сдерживать и «съедали зефир» сразу. Учёные из университета города Нью-Йорка засомневались в результатах эксперимента Мишела, так как у него была очень маленькая выборка — всего 32 человека.

Чтобы опровергнуть «зефирный опыт», они взяли 900 детей из разных слоёв общества и провели те же самые манипуляции. Было доказано, что умение откладывать удовольствие на потом практически не влияет на успех в жизни. У детей из богатых семей, дождавшихся прихода экспериментатора, и у детей из бедных семей, не дождавшихся награды, шансы стать успешными были одинаковы.

Разница в результатах обусловлена жизненной ситуацией. Детям из малообеспеченных семей родители часто обещают купить игрушки или сладости, но не сдерживают обещания\ из-за нехватки денег. Поэтому такие дети не склонны доверять другим людям и стремятся получать удовольствие сразу, ведь потом его может и не быть.

Детям из семей с высоким уровнем достатка проще себя сдерживать и дожидаться прихода экспериментатора, потому что они знают, что дома у них всегда будет лежать что-нибудь вкусное. Например, мороженое или тот же самый зефир.

Несмотря на исследование нью-йоркских учёных, сложно не согласиться с тем, что умение терпеть помогает в жизни. Если вы не можете перетерпеть трудности, то быстро сдадитесь и ничего не достигните.

Желаем воспитать в себе терпение и стать успешным!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • BRAIN-дайджест
  • 13 странных, но правдивых признаков высокого интеллекта: мнения ученых
  • Эксперимент Аша: действительно ли люди склонны менять свое мнение под давлением большинства?
  • 10 базовых правил финансовой грамотности
  • Уроки, которым нас могут научить дети
  • Чему научат общество эксперименты Аша?
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • 7 научных способов стать счастливее
  • Как проводить жизненные эксперименты
  • Сила доверия в бизнесе

Ключевые слова:1Самопознание

Эффект акразии

Так что же не так с ребятами, которые не могли терпеть до второй зефирки? Если на этот вопрос бы довелось ответить Сократу или Аристотелю, то все свелось к лаконичному термину: “акразия” – действие вопреки нашим лучшим суждениям, то есть когда мы делаем одно, при этом зная, что надо было делать другое.

Рикошетит с популярным термином “прокрастинация”, но более связано с недостатком силы воли и самоконтроля. Если мы взглянем на этот термин через призму пищевого поведения, то разница между двумя понятиями будет весьма различима.

С позиции персональных тренеров, эта проблема чуть ли не самая топовая у клиентов, которые жаждут взять свое питание под контроль и снизить процент жира в организме.

То же и про клиентов, которые хотят прибавить массу, но не в виде жира, а виде мышц, в результате обходят еду и вовсе стороной в страхе набрать именно жир. Если откровенно, то это походит на своего рода психологический блок, который то и дело оттягивает процесс и всячески попросту мешает.

Hello Freud

Стэнфордские зефирные эксперименты или маршмеллоу-тесты — серия экспериментов, направленная на исследование отложенного вознаграждения у детей. Автор эксперимента: американский психолог Уолтер Мишел, специалист в области социальной психологии и психологии личности. Участники: дети дошкольного возраста. Уолтер Мишел — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности.

В конце 1960-х годов американский психолог Уолтер Мишел провел эксперимент, в котором детям предлагалось сделать непростой выбор. Воспитанника стэнфорского детсада садили за стол, а перед ним клали аппетитный маршмеллоу (печенье, мятный леденец или крендель).

После заметки в газете «Нью-Йорк Таймс», СМИ окрестили эксперимент «маршмеллоу-тестом». Название прижилось, несмотря на то, маршмеллоу не всегда использовался в исследованиях Уолтера Мишела.

Затем экспериментатор сообщал, что ему нужно отлучиться, и обещал ребенку, что если тот не съест сладость до его возвращения, то получит еще одну порцию. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка наедине с непреодолимым желанием насладиться лакомством. Только представьте, как тяжело ребенку совладать с искушением! Ситуация осложнялась тем, что в комнате не было игрушек, на которые можно было бы отвлечься в процессе ожидания. Только стул, стол и маршмеллоу. В результате одни дети съедали лакомство сразу, а другие, спустя 15 минут, получила обещанную награду.

Человек, способный контролировать себя, способен контролировать свое будущее!

В маршмеллоу-тестах приняло участие около 600 детей. На протяжении несколько десятков лет группа ученых во главе с Уолтером Мишелом следила за их успехами и неудачами. Оказалось, дети, проявлявшие силу воли в детсаду, были успешнее тех, кто сразу съедал маршмеллоу. Они не только хорошо учились в школе и вузе, но среди них был низкий процент страдающих от ожирения, алкоголизма, наркомании и депрессии. Следует также отметить, что результаты маршмеллоу-теста повышают шансы будущего успеха, но не гарантируют его. Самоконтроль — это приобретаемая способность, а не врожденная.

Что помогало детсадовцам укрощать свои сиюминутные желания?

1. Переключение внимания. Чтобы скоротать время, дети напевали песенки, придумывали стишки, корчили рожицы, ковырялись в носу, барабанили пальцами по столу, делая вид, что играют на фортепьяно. Некоторые закрывали глаза и пытались заснуть.

2. Физическое удаление. Чтобы ослабить искушение, детсадовцы стремились удалить объект желания с поля зрения. Они отворачивались или отодвигали тарелку с маршмеллоу на край стола. Дополнительные эксперименты также демонстрировали значимость удаления. Если исследователь клал вознаграждение на поднос перед ребенком, то тот в среднем ждал меньше минуты. Те же дети ждали на 10 минут дольше, если сладость была скрыта салфеткой.

3. Изменение представление об объекте. Испытуемые ждали дольше, если экспериментатор просил думать о маршмеллоу как о чем-то несъедобном (кусочке ваты, облаке, пухе) или съедобном, но менее желанном.

Как развить силу воли у детей?

1. Поощряйте самостоятельность ребенка. Чрезмерный родительский контроль и гиперопека препятствуют развитию силы воли.

2. Доверие — залог успешного воспитания. Если родитель не выполняет обещаний, то ребенок не станет ждать второй маршмеллоу, понимая, что его обманут.

3. Научите ребенка сопротивляться соблазну. В дополнение к маршмеллоу-тестам Мишел провел любопытный эксперимент под названием «Мистер Клоун-Бокс». В игровую комнату помещали клоуна, представлявшего собой деревянный ящик с мерцающими огоньками. В его руках находились отделения с вращающимися игрушками и лакомствами, а в голове располагался динамик, через который экспериментатор пытался отвлечь испытуемого.

Мистер Клоун-Бокс

Помощница ученого заводила ребенка в комнату и знакомила с имеющимися игрушками. Позже она сообщала, что ей нужно отлучиться, и просила выполнить скучное задание. К примеру, ребенку предлагалось вставлять штырьки в специальное наборное поле. Если ребенок работал без перерыва, то ему разрешалось поиграть с клоуном и интересными игрушками. В противном случае его ждали поломанные куклы. Помощница также предупреждала, что если клоун попросит поиграть с ним, то нужно ответить: « Я не могу. Я работаю ». Как только девушка выходила из комнаты, клоун начинал сверкать огоньками и пытаться заговорить с испытуемым. Ребенок, знающий, как реагировать на слова клоуна, отвлекался на 5 секунд и успевал воткнуть 138 штырьков. Тот, кто не имел подобного плана действий, прерывался на 24 секунды и втыкал около 97 штырьков.

Как результаты маршмеллоу-теста могут повлиять на жизнь взрослого человека?

Механизмы, обеспечивающие самоконтроль, помогают регулировать негативные черты характера, бороться с вредными привычками, легче переносить стрессы. В книге «Развитие силы воли» Уолтер Мишел приводит пример импульсивного пациента. Мужчина скандалил и швырял в жену едой, если та вместо того, чтобы внимательно его слушать, читала газету. Следуя рекомендациям Мишела, муж брал под контроль деструктивные эмоции, ведя про себя обратный отсчет (переключение внимание). Затем он использовал конструктивные модели поведения. К примеру, просил передать ему страничку с деловыми новостями. Женщине, расставшейся с любимым человеком, ученый предлагал не погружаться в пучину негативных переживаний, а дистанцироваться, посмотреть на них под другим углом (изменение представления об объекте). Желающим бросить курить и расстаться с лишними килограммами также будут полезны выводы маршмеллоу-теста.

Всегда ли нужно ждать?

Основная задача заключается в понимании того, когда нужно ждать второе маршмеллоу, а когда лучше насладиться одним. Слишком длительные отсрочки вознаграждений также плачевны, как и потакание каждому импульсивному желанию. Но если мы не научимся ждать, то у нас просто не будет выбора.
Полное описание маршмеллоу-теста можно найти в книге Уолтера Мишела «Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста» (пер. с англ. В. Кузина, 2015 г.).

Дальнейшая судьба участников

Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.

Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.

Дети достигли успеха не только в сфере учебы. Участники зефирного эксперимента оказались менее подвержены зависимостям, вредным привычкам, эмоциональной нестабильности.

Те дети, которые не смогли удержаться и съели зефир, показали менее значительные результаты. Они средне или плохо сдавали итоговый тест и слабо учились. Ребята из их числа имели вредные привычки, некоторые из них проявляли признаки депрессии и не могли справиться со стрессом.

Исследователи первого эксперимента были уверены, что жизненный успех напрямую зависит от способности ребенка проявлять самоконтроль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]