Самые разные теории развития личности от передовых ученых


Теории развития личности по Милтону Эриксону

Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.

Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон.

Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.

Стадии развития личности:

  1. Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;
  2. От года до двух. Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;
  3. От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;
  4. От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.
  5. Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.
  6. Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.
  7. 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.
  8. 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости. Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.

Биологическая концепция формирования личности

Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.


Согласно биологической концепции, человек является некой «копилкой генетической информации», получаемой им от обоих родителей и заложенной в материнских и отцовских предках. При этом важную роль играет также и пренатальный период: то есть образ жизни и эмоции матери во время беременности. Разумеется, глупо отрицать важность всего вышеперечисленного, но следует отчетливо понимать, что мы не наследуем от наших прародителей черты характера или мотивацию к достижению целей. Мы получаем лишь определенную основу для развития, которую уже и должны использовать. Так, например, от рождения, человек может получить задатки математика или физика и ярко выраженный холерический тип темперамента. Но то, сможет ли данная личность быть хорошим преподавателем или ученым и контролировать, например, врожденную вспыльчивость, соответствующую типу своего темперамента, зависит уже от его воспитания и сформированного мировоззрения. Помимо того — невозможно заранее с точностью выявить, унаследует ли ребенок от родителей те или иные задатки. А кроме этого, многочисленные исследования так называемых «детей-маугли» (человеческие дети, которые с раннего возраста росли в условиях крайней социальной изоляции — вне контакта с людьми, как правило, будучи спасенными от гибели стаями диких животных) показали, что если изоляция от общества происходила в первые 3—6 лет жизни, то данные дети уже практически не смогут освоить человеческий язык, осмысленное общение с другими людьми, да даже просто элементарное прямохождение, несмотря на последующие годы, проведённые в людском обществе. Это является ярким доказательством того факта, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его нахождения в социуме, где у него существует возможность перенимания от общества определенных навыков и опыта, которые человечество вырабатывало тысячелетиями, переходим к социальной теории:

Критические моменты в становлении личности по Эриксону

Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.

Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.

Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.

Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.

На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.

На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.

Теория Альфреда Адлера

Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.

Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.

По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме.

Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.

Так как Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.

Принципы воспитания

Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.

Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:

  • четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
  • правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
  • соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
  • понимать последствия своих действий;
  • не допускать физических наказаний и панибратства;
  • уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.

Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все

К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь

Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону

Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни

При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса

Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были

К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.

Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру

Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.

Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.

Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.

А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.

Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.

Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.

А теперь попробуем сделать выводы и перейти от теории к практике:

Попробуем рассмотреть эдакое «социально-математическое уравнение» с несколькими переменными:

Дано:

Ребенок с врожденными музыкальными задатками, а также несколько возможных социально-жизненных вариантов на пути его формирования и развития, как отдельной личности:

А: Ребенок изначально рожден в социально благополучной семье, в которой оба родителя имеют непосредственное отношение к музыкальной сфере и достигли в ней определенных высот.

Б: Ребенок изначально рожден в благополучной семье, в которой оба родителя вполне успешны, но их сфера деятельности вообще не пересекается с музыкой.

В: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье (возможно, в неполной), в которой родитель/и – музыканты, но не достигли успеха и разочаровались в данной сфере деятельности.

Г: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье, не имеющей никакого отношения к музыкальной среде.

Вопрос:

Если один и тот же ребенок «с врожденными музыкальными задатками» впоследствии добьется признания и успеха на музыкальном поприще, в каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?

Возможные вариации развития событий в каждом из случаев:

— В первом варианте («А») имеются все необходимые условия для развития природных способностей/наклонностей ребенка: генетика благоприятствует, социум с раннего детства соответствующий, у родителей есть опыт, связи, любовь к профессии. Скорее всего, заметив в своем ребенке музыкальные способности, они предпримут все возможные мероприятия для их дальнейшего развития и совершенствования. Вполне закономерным было бы предположить, что этот вариант наиболее благоприятен для формирования одаренной личности. Но… Успех родителей может послужить и «отпугивающим фактором», ведь постоянное сравнение и давление могут лишить уверенности в своих силах и мотивации к развитию.

— Вариант «Б» также может быть вполне благоприятным для развития врожденных способностей ребенка, но, лишь в том случае, что в данной семье вообще заметят его природную склонность и обеспечат необходимое образование, а не навяжут иную сферу деятельности, которая покажется родителям более подходящей.

— Вариант «В», в принципе, способен дать ребенку с выраженными музыкальными способностями некий «плацдарм» для получения необходимого музыкального образования. Но только при условии того, что ему (и его личности) хватит сил побороться с негативными установками родителей, разочарованных в своей сфере деятельности. А его родителям — хватит мудрости дать своему чаду пойти своей дорогой, на которой они сами отнюдь не преуспели.

-Вариант «Г» может показаться самым «провальным», но не следует забывать о том, что одной семьей социум не ограничивается и не только самые близкие люди могут помочь в развитии природных задатков.

Выводы:

Таким образом, ситуации «А», и «Б» изначально даруют больше факторов для успешного формирования личности, при минимальном ее самостоятельном участии. А варианты «В» и «Г», соответственно, даже при поверхностном взгляде, сулят гораздо больше препятствий для достижения определенного успеха в музыкальной сфере. Но не все в жизни столь поверхностно-плоско и логично и у каждого из вариантов может иметься множество «подводных камней».

Надеюсь, что ответ на вопрос: «В каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?» понятен – это вариант «Г».

А далее – по убывающей: «В», «Б» и «А». Ибо, чем благоприятнее внутренние (наследственно-генетические) и внешние (общественно-социальные) факторы для раскрытия природных задатков, тем меньше усилий требуется для саморазвития и личностного роста.

Промежуточный итог:

Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, безусловно, требует от его родителей/ социального окружения определенного внимания и вложений (моральных, физических, временных, финансовых и пр.). Это важно для того чтобы заметить его природные задатки, повлиять на и развитие положительных черт его характера и заложить определенные начальные мотивации для успешной реализации его способности.

А отсюда следующий возможный вопрос:

Если лично мне достались варианты похожие на ситуации: «В» или «Г» и факторы для формирования моей личности сложились самым неблагоприятным образом. Я уже вырос/выросла, мои задатки не получили должного развития в свое время. Это автоматически означает, что все потеряно и мне никогда не стать Личностью с большой буквы?

Вовсе нет, ибо формирование личности также непрерывно происходит в течение всей нашей жизни. При этом каждый человек проходит свою индивидуальную «лестницу» формирования и развития личности, на которой можно выделить три основных ступени:

— поглощение максимально возможного количества информации о мире вокруг (как правило, происходит в семье, где ребенок постигает первые азы правил и норм общения и поведения);

— повторение модели поведения, а также действий своего ближайшего окружения (сначала также семья, потом знакомство с более обширной средой — социальной: детский сад, школа, различные кружки и секции, колледжи и ВУЗы, общение со сверстниками и учителями/наставниками);

— накопление своего личного опыта (освоение новых ролей: специалиста, профессионала, супруга/супруги, родителя; этот процесс непрерывно происходит в течение всей жизни и никогда не поздно его анализировать, изменять, приумножать).

Разумеется, «на благой почве проще вырастить хороший урожай», но всегда стоит помнить о том, что «и на камнях растут деревья». Поэтому, вне зависимости от наследственных и начальных обще-социальных факторов, каждый человек все равно остается «творцом своей жизни» и способен либо загубить даже самый благоприятный для формирования и развития своей личности биологический и социальный «плацдарм», либо существенно приумножить даже то немногое, что досталось ему в качестве базы для дальнейшего развития. Желаю вам научиться грамотно использовать и развивать свои индивидуальные возможности, учитывая свои личностные и психологические особенности, применяя как позитивный, так и негативный жизненный опыт, для того, чтобы стать той самой Личностью с большой буквы!

Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев

На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.

Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.

Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:

  • Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
  • Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
  • В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.

В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.

Социальная концепция формирования личности

Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.


Социальная теория рассматривает человека, как «белый лист бумаги», на котором, благодаря правильному воспитанию социума (общества) можно написать шедевр, вне зависимости от того, чем одарила его природа. Для присоединения человека к системе общества существует определенный классический термин – «социализация». Социализация – это вхождение в общество, и осуществляется она поэтапно.

Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я — мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей. Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр. Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок. Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией. Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.

Вывод:

Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании.

Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.

Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]