Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах

© М. Слюсаревский, В. Татенко, Т. Титаренко и др.

Слово «роль» в раннем французском театре обозначало рулон бумаги, на котором было записано партию актера. В социальной психологии этот термин ввел Дж. Мид, обозначив им модель поведения, соответствующую правилам, экспектациям (ожиданиям или требованиям) социального окружения.

Роль рассматривают как ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом, а также как функцию личности, которая воспроизводит социальные стереотипы.

Роль — это индивидуальная вариация на общую тему, способ выполнения соответствующих социальных функций, имеющая своеобразное аранжировки и зависящая от:

  • опыта человека,
  • его умений,
  • навыков,
  • отношения к данной роли,
  • ее принятия.

Принятие ролей является необходимым процессом в развитии самосознания, поскольку и взрослые, и дети формируют определенное отношение к себе, к своему «Я», представляя, что занимают положение среди других людей.

Каждая роль является своеобразным шаблоном взаимных прав и обязанностей людей, задавая общие «правила игры» и принципы взаимодействия.

Ролевой репертуар личности («ролевой набор», по терминологии Р. Мертона) далеко не во всем зависит от самого человека, определяясь моральными, профессиональными и другими нормами, правовыми актами, национальными, религиозными и другими традициями, жизненными обстоятельствами.

Роли могут быть:

  1. Социальными (горожанин — крестьянин, венгр — поляк).
  2. Межличностными (лидер — подчиненный, друг — враг).
  3. Институционализированными (официальными) и стихийными (спровоцированными случайным совпадением обстоятельств).
  4. Краткосрочными (победитель в игре) и постоянными.
  5. Пожизненными (мужчина — женщина).
  6. Активными (которые выполняются в данный момент) и латентными (которые никак не проявляются в данной ситуации).

Задачи и нормы группы

Задачи определяются общей системой работы в группе. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д. Есть общие задачи, обусловленные спецификой групповой психокоррекции:

  • Исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении.
  • Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации.
  • Приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодецствия с людьми.
  • Содействие процессу личностного роста.
  • Устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа пытается подчинить правилам, а потом исключает. Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, следование которым отвечает психокоррекционным задачам. Их реализация необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. Обговариваются следущие нормы поведения: Ш Откровенность и искренность. Нельзя говорить неправду лучше просто не говорить. Ш Не использование «ярлыков». Участники должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежании оскорблений. Ш Конструктивная обратная связь. Выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Ш Контроль поведения. «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем. Ш Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Ш Правило «СТОП». Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Ш Соблюдение конфиденциальности. Ш Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.

Компоненты социального положения

В соответствии с тем, занимает ли человек определенную статусную позицию из-за наследуемых признаков или благодаря собственным усилиям, выделяют предписанный и достигнутый статус. Так, положение в социуме может быть обусловлено половой принадлежностью, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения. Существует и достигнутый (приобретенный) статус. Он связан с усилиями самого человека (например, его талантом, настойчивостью, целеустремленностью).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социальное положение и роль в группе 450 ₽ Реферат Социальное положение и роль в группе 260 ₽ Контрольная работа Социальное положение и роль в группе 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социальное положение включает следующие компоненты:

  • Социальные права (то, что носитель данного статуса может делать) и обязанности (что человек должен делать);
  • Социальный диапазон, то есть пределы, в которых действуют права и обязанности;
  • Символы, представляющие собой внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить носителей разных статусов (например, форма военнослужащих, стиль одежды или атрибутика);
  • Имидж (статусный образ) в виде совокупности представлений о том, каким образом должен выглядеть и вести себя человек в соответствии со своим положением;
  • Идентификация, которая состоит в определении степени соответствия индивида своему статусу.

Если знать уровень и особенности социального положения человека, то можно определить его социальный статус и социальные функции. Как правило, люди ожидают, что он будет обладать определенным набором качеств и осуществлять определенный набор действий, необходимых для выполнения функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение ассоциируется с положением, которое занимает личность. Оно связано с такой категорией, как «социальная роль».

4.Групповые роли

Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Роль клиента в группе обычно отличается от роли, играемой им вне группы. Это требут психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.

Групповые роли по Р. Шиндлеру. a- лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги. b- эксперт, имеющий нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально. c- пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы. d- самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник — символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант. В психокоррекционной группе стремятся распознать роли каждого участника — невротики повторяют свои роли (они стереотипны). Д.Морено выделяет три оасновные роли лидера в группе: 1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интелегентный, рациональный, активный, надежный). 2. Лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный). 3. «черная овца» — человек для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Обработка результатов и интерпретация

Для получения индивидуальных результатов суммируйте все отмеченные баллы. Минимально возможное количество баллов при заполнении теста равняется 25, максимальное — 175.

Желательно выполнить это задание всеми членами группы и получить средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание в группе.

25 — 48 балловгруппа отрицательно мотивирована.

49 — 74 балловгруппа слабо мотивирована.

75 — 125 балловгруппа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности.

126 — 151 балловгруппа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности.

152 — 175 баллов группа положительно мотивирована на успех в деятельности.

Опросник межличностной зависимости

Шкала

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Опросник межличностной зависимости {Interpersonal Dependency Inventory) был создан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г. (Hirschfeld, 1977).

На протяжении нескольких десятилетий американскими учеными проводилась стандартизация опросника. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал методики, в настоящее время она широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости. Однако в отечественной психологии пока не создано специальной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, равно как и отсутствуют адаптированные к нашей действительности методики зарубежных авторов. В связи с этим нами была предпринята попытка адаптирования Опросника межличностной зависимости Р. Гиршфильда.

Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение опросника не требует ограничения во времени. В групповой форме оно занимает, как правило, 15-20 минут. Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) эмоциональная опора на других (ЭО) {Emotional Reliance on Others, 18 вопросов),

  1. неуверенность в себе (Н) {Lack of Self-Confidence, 16 вопросов),
  2. стремление к автономии (A) {Assertion of Autonomy, 14 вопросов).
    Итоговое значение зависимости (3) подсчитывается путем суммирования

полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной суммы баллов, полученных по третьей шкале: 3 = ЭО + Н — А

Инструкция «При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:

  1. балл — не характерно для меня;
  2. балла — немного характерно для меня;
  3. балла — вполне характерно для меня;
  4. балла — очень сильно характерно для меня».

Текст опросника

  1. Я предпочитаю находиться в одиночестве.
  2. Когда я должен принять решение, я всегда спрашиваю совета.
  3. Я выполняю свою работу на высшем уровне, когда я знаю, что она будет высоко оценена.
  4. Я не могу выносить суеты вокруг меня, когда я болен (огорчен).
  5. Я бы скорее был ведомым, чем лидером.
  6. Я верю, что люди могли бы сделать гораздо больше для меня, если бы они хотели.
  7. Ребенком для меня было очень важно доставлять удовольствие родителям.
  8. Я не нуждаюсь в том, чтобы другие улучшали мое самочувствие.
  9. Неодобрение со стороны того, о ком я забочусь, очень болезненно для меня.
  10. Я чувствую себя уверенным в своей способности иметь дело с большинством из тех личностных проблем, с которыми я, вероятно, встречусь жизни.
  11. Единственный человек, которому я хочу доставить удовольствие, — это я.
  12. Мысль о потере близкого друга ужасает меня.
  13. Я быстро соглашаюсь с мнением, которое ожидается другими.
  14. Я полагаюсь только на себя.
  15. Я был бы полностью потерян, если бы я не имел кого-то особенного.
  16. Я расстраиваюсь, когда кто-то обнаруживает ошибку, которую я совершил.
  17. Мне тяжело просить кого-нибудь о помощи.
  18. Я ненавижу, когда люди проявляют ко мне симпатию.
  19. Я легко обескураживаюсь, когда я не получаю того, чего я нуждаюсь от окружающих.
  20. В споре я легко уступаю.
  21. Мне не надо многого от других.
  22. У меня должен быть один человек, который жил бы специально для меня.
  23. Когда я иду на вечеринку, я ожидаю, что понравлюсь другим людям.
  24. Я чувствую себя лучше, когда я знаю кого-либо еще в команде.
  25. Когда я болею, я предпочитаю, чтобы мои друзья оставили меня одного.
  26. Я никогда не бываю более счастлив, чем когда люди говорят, что я хорошо выполнил свою работу.
  27. Мне тяжело составить мнение о телевизионном шоу или кинофильме, до тех пор пока я не узнаю мнение об этом других людей.
  28. Я склонен игнорировать чувства других людей, чтобы совершить что-нибудь важное для меня.
  29. Мне нужен одни человек, который ставит меня выше других.
  30. В социальных ситуациях я склонен быть очень самоуверенным.
  31. Я ни в ком не нуждаюсь.
  32. Мне очень тяжело принимать решения самостоятельно.
  33. Я склонен воображать худшее, если любимый человек не прибыл, как ожидалось.
  34. Даже когда что-то неладно, я могу добиться успеха без помощи друзей.
  35. Я склонен ожидать слишком многого от других.
  36. Я не люблю покупать одежду самостоятельно.
  37. Я склонен к одиночеству.
  38. Я чувствую, что я действительно никогда не получу всего, чего я хотел бы получить от других.
  39. Когда я встречаю новых людей, я боюсь, что я сделаю что-то неправильно.
  40. Даже если большинство людей отвернется от меня, я бы выдержал, если кто-то, кого я люблю, оставался со мной.
  41. Я бы скорее остался свободным от других, чем рисковал разочарованиями.
  42. На меня не влияет, что люди думают обо мне.
  43. Я думаю, что большинство людей не понимают, как легко они могут обидеть меня.
  44. Я очень уверен в своих суждениях.
  45. У меня возникает ужасный страх, что я потеряю любовь и поддержку людей, в которых я очень нуждаюсь.
  46. У меня нет качеств, необходимых хорошему лидеру.
  47. Я бы чувствовал себя несчастным, если бы меня покинул кто-то, кого я люблю.
  48. Меня не волнует, что другие думают обо мне.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к каждой шкале, с учетом наличия прямых и обратных утверждений. Вопросы № 10, 23, 44 являются обратными, поэтому при обработке соответствующие им значения меняются на противоположные («1» — 4, «2» — 3, «3» — 2, «4» — 1).

Задания, относящиеся к шкале
Эмоциональная опора на других 3, 6, 7, 9, 12, 15, 16, 19, 22, 26, 29, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47
Неуверенность в себе 2, 5, 10, 13, 17, 20, 23, 24, 27, 30, 32, 36,39,41,44,46
Стремление к автономии 1, 4, 8, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 31, 34, 37, 42, 48

Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами. При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на других, автономии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкале неуверенности в себе нормы единые.

Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины)

Шкалы Уровни выраженности
Низкий Средний Высокий
Эмоциональная опора на других 18-31 32-48 49-72
Неуверенность в себе 16-24 25-37 38-64
Стремление к автономии 14-26 27-37 38-56
Зависимость 20-24 25-52 53-80

Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины)

Шкалы Уровни выраженности
Низкий Средний Высокий
Эмоциональная опора 18-37 38-54 55-72
на других
Неуверенность в себе 16-24 25-37 38-64
Стремление к 14-22 23-33 34-56
автономии
Зависимость 20-35 36-62 63-80

Примеры похожих учебных работ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА …

… школьного возраста в зависимости от уровня адаптации». Целью исследования … проблемы биологии. – М., 1973. 4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его … психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека, как обладателя это….. Библиография …

Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня развития памяти

… человека. Даже при простом наблюдении видно бурное развитие памяти дошкольников. Изучение психологической готовности ребенка к школе в зависимости от уровня … 62 ребенка 6-ти лет — воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух …

Особенности совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от …

… особенностей совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от уровня диалогической речи. Объект исследования: дети младшего … общение — это сфера проявления речевой деятельности человека. Речевое общение в форме диалога — это …

Группа и групповое поведение в организации

… совместного труда и т.п. Групповые процессы- процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а …

Понятие группы и группового поведения

… уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Они выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы, человек …

Групповое напряжение

Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем. Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются вывлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека — предмета агрессии). Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов. Сплоченность группы — стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность. Групповое напряжение — побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.

«Формирование положительной групповой мотивации»

Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.

Инструкция.Перед Вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных).

Эти факторы позволяют оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим Вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий бал. Обведите кружочком соответствующую вашим представлениям цифру.

Преобладающие факторы Баллы Преобладающие факторы
1. Высокий уровень сплоченности группы 7 6 5 4 3 2 1 Низкий уровень групповой сплоченности
2. Высокая активность членов группы 7 6 5 4 3 2 1 Низкая активность членов группы
3. Нормальные межличностные отношения в группе 7 6 5 4 3 2 1 Плохие межличностные отношения в группе
4. Отсутствие конфликтных отношений в группе 7 6 5 4 3 2 1 Наличие конфликтов в группе
5. Высокий уровень групповой совместимости 7 6 5 4 3 2 1 Низкий уровень групповой совместимости
6. Личностное осмысление организационных целей и их принятие 7 6 5 4 3 2 1 Непринятие работниками организационных целей
7. Признание авторитета руководителя 7 6 5 4 3 2 1 Члены группы не признают авторитет руководителя
8. Уважение компетентности руководителя 7 6 5 4 3 2 1 Члены группы не отдают должного компетентности руководителя
9. Признание лидерских качеств руководителя 7 6 5 4 3 2 1 Члены группы не считают своего руководителя лидером
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
11. Участие в принятии коллективных решений членами группы 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие участия членов группы в принятии решений
12. Есть условия для выражения творческого потенциала работников 7 6 5 4 3 2 1 Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы
13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу
14. Хороший психологический климат в группе 7 6 5 4 3 2 1 Плохой психологический климат в группе
15. Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы 7 6 5 4 3 2 1 Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы
16. Наличие активной жизненной позиции внутри группы 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие активной жизненной позиции внутри группы
17. Стремление к самореализации у членов группы 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие стремления к самореализации у членов группы
18. Высокая степень согласованности действий у членов группы 7 6 5 4 3 2 1 Слабая степень согласованности действий у членов группы
19. Сформированность общегрупповых ценностей 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие общегрупповых ценностей
20. Отсутствие стрессов внутри группы 7 6 5 4 3 2 1 Наличие стрессов внутри группы
21. Желание работать в группе 7 6 5 4 3 2 1 Стремление членов группы работать индивидуально
22. Положительное отношение руководителя к своим подчиненным 7 6 5 4 3 2 1 Отрицательное отношение руководителя к членам группы
23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю 7 6 5 4 3 2 1 Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
24. Принятие нравственных норм поведения внутри группы 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы
25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие стремления самостоятельно решать поставленные задачи у членов группы

Характеристики социальной роли

Американский социолог Толкотт Парсонс выделил такие характеристики социальной роли, как масштаб, способ получения, формализация и мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. То есть чем шире диапазон, тем больше масштаб.

Например, у социальной роли супруга большой масштаб, так как между мужем и женой существует широкий диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, которые базируются на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и их даже можно назвать формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, между продавцом и покупателем), взаимодействие происходит только по определенному поводу (например, покупка). В таком случае масштаб роли сводится к ограниченному кругу вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий для их приобретения. В этой ситуации проблема может быть только в контексте соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий. Например, роль студента, аспиранта, ученого и другие роли, связанные с профессией и достижениями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают только формальные отношения между людьми с регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Например, отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Формальные отношения зачастую сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. В качестве мотивации может выступать личная прибыль, общественное благо и др. Когда родители заботятся о благе своего ребенка, они руководствуются чувством любви и заботы, а руководитель трудится во имя дела.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Виды социальных ролей

Существует несколько классификаций социальных ролей. Рассмотрим некоторые из них.

По типу общественных отношений

  • Профессиональные роли — связаны со статусом человека, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (продавец, строитель, учитель, водитель).
  • Общественно-политические роли — политический лидер, авторитетная личность, гражданин.
  • Семейно-бытовые роли — муж, жена, дочь, сын, отец, мать.
  • Ситуационные роли — возникают в рамках изменяющихся обстоятельств, в ходе совместной деятельности (пассажир, пешеход, зритель).

По типу общественных ценностей

  • Представляемые социальные роли — ожидания человека и членов его социальной группы.
  • Субъективные социальные роли — представления человека о его отношении к другим людям.
  • Играемые социальные роли — поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.

По типу получения роли

  • Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина — мать, дочь, жена, бабушка).
  • Конвенциональные социальные роли — являются результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).

Определение понятия социальная роль

Социальная роль — это динамическая характеристика социальной позиции, которая выражается в наборе моделей поведения. Те, в свою очередь, согласуются с социальными ожиданиями, которые задаются специальными нормами, обращенными от соответствующей группы к человеку с определенной социальной позицией.
Можно немного сократить это определение:

Социальная роль — это совокупность ожиданий, которые общество предъявляет к людям, когда они занимают определенные социальные позиции в иерархии.

У одного и того же человека могут быть разные роли. Например, в семье — мать или отец, а на работе — начальник или подчиненный.

Чем больше ролей у одного человека, тем интереснее и насыщеннее его жизнь.

Понятие социальной роли можно разделить на такие элементы:

  • поведенческие реакции — действия, речь, поступки;
  • внешний вид — врач должен носить халат, полицейский — униформу;
  • мотивация человека — члены социальной группы одобряют или порицают действия и поступки человека на основании его мотивации.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]