© М. Слюсаревский, В. Татенко, Т. Титаренко и др.
Слово «роль» в раннем французском театре обозначало рулон бумаги, на котором было записано партию актера. В социальной психологии этот термин ввел Дж. Мид, обозначив им модель поведения, соответствующую правилам, экспектациям (ожиданиям или требованиям) социального окружения.
Роль рассматривают как ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом, а также как функцию личности, которая воспроизводит социальные стереотипы.
Роль — это индивидуальная вариация на общую тему, способ выполнения соответствующих социальных функций, имеющая своеобразное аранжировки и зависящая от:
- опыта человека,
- его умений,
- навыков,
- отношения к данной роли,
- ее принятия.
Принятие ролей является необходимым процессом в развитии самосознания, поскольку и взрослые, и дети формируют определенное отношение к себе, к своему «Я», представляя, что занимают положение среди других людей.
Каждая роль является своеобразным шаблоном взаимных прав и обязанностей людей, задавая общие «правила игры» и принципы взаимодействия.
Ролевой репертуар личности («ролевой набор», по терминологии Р. Мертона) далеко не во всем зависит от самого человека, определяясь моральными, профессиональными и другими нормами, правовыми актами, национальными, религиозными и другими традициями, жизненными обстоятельствами.
Роли могут быть:
- Социальными (горожанин — крестьянин, венгр — поляк).
- Межличностными (лидер — подчиненный, друг — враг).
- Институционализированными (официальными) и стихийными (спровоцированными случайным совпадением обстоятельств).
- Краткосрочными (победитель в игре) и постоянными.
- Пожизненными (мужчина — женщина).
- Активными (которые выполняются в данный момент) и латентными (которые никак не проявляются в данной ситуации).
Задачи и нормы группы
Задачи определяются общей системой работы в группе. Например, совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д. Есть общие задачи, обусловленные спецификой групповой психокоррекции:
- Исследование психологических проблем каждого человека в группе и оказание помощи в их решении.
- Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации.
- Приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодецствия с людьми.
- Содействие процессу личностного роста.
- Устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.
Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. В каждой группе свои нормы, но поощряются открытость, эмпатия, правдивость, теплота от которых зависит эффективность работы группы. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта, которого группа пытается подчинить правилам, а потом исключает. Ведущий сразу знакомит участников с правилами работы, следование которым отвечает психокоррекционным задачам. Их реализация необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. Обговариваются следущие нормы поведения: Ш Откровенность и искренность. Нельзя говорить неправду лучше просто не говорить. Ш Не использование «ярлыков». Участники должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Необходимо говорить об отдельных аспектах поведения личности, а не оценивать ее глобально во избежании оскорблений. Ш Конструктивная обратная связь. Выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Ш Контроль поведения. «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». На некоторых занятиях поощряется реализация чувств, но под контролем. Ш Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Ш Правило «СТОП». Каждый участник имеет право без каких либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Ш Соблюдение конфиденциальности. Ш Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы.
Компоненты социального положения
В соответствии с тем, занимает ли человек определенную статусную позицию из-за наследуемых признаков или благодаря собственным усилиям, выделяют предписанный и достигнутый статус. Так, положение в социуме может быть обусловлено половой принадлежностью, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения. Существует и достигнутый (приобретенный) статус. Он связан с усилиями самого человека (например, его талантом, настойчивостью, целеустремленностью).
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социальное положение и роль в группе 450 ₽ Реферат Социальное положение и роль в группе 260 ₽ Контрольная работа Социальное положение и роль в группе 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Социальное положение включает следующие компоненты:
- Социальные права (то, что носитель данного статуса может делать) и обязанности (что человек должен делать);
- Социальный диапазон, то есть пределы, в которых действуют права и обязанности;
- Символы, представляющие собой внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить носителей разных статусов (например, форма военнослужащих, стиль одежды или атрибутика);
- Имидж (статусный образ) в виде совокупности представлений о том, каким образом должен выглядеть и вести себя человек в соответствии со своим положением;
- Идентификация, которая состоит в определении степени соответствия индивида своему статусу.
Если знать уровень и особенности социального положения человека, то можно определить его социальный статус и социальные функции. Как правило, люди ожидают, что он будет обладать определенным набором качеств и осуществлять определенный набор действий, необходимых для выполнения функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение ассоциируется с положением, которое занимает личность. Оно связано с такой категорией, как «социальная роль».
4.Групповые роли
Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Роль клиента в группе обычно отличается от роли, играемой им вне группы. Это требут психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.
Групповые роли по Р. Шиндлеру. a- лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги. b- эксперт, имеющий нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально. c- пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы. d- самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник — символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант. В психокоррекционной группе стремятся распознать роли каждого участника — невротики повторяют свои роли (они стереотипны). Д.Морено выделяет три оасновные роли лидера в группе: 1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интелегентный, рациональный, активный, надежный). 2. Лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный). 3. «черная овца» — человек для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.
Обработка результатов и интерпретация
Для получения индивидуальных результатов суммируйте все отмеченные баллы. Минимально возможное количество баллов при заполнении теста равняется 25, максимальное — 175.
Желательно выполнить это задание всеми членами группы и получить средний результат оценок. После этого обсудите выполненное задание в группе.
25 — 48 балловгруппа отрицательно мотивирована.
49 — 74 балловгруппа слабо мотивирована.
75 — 125 балловгруппа недостаточно мотивирована на положительные результаты в деятельности.
126 — 151 балловгруппа в достаточной степени ориентирована на достижение успеха в деятельности.
152 — 175 баллов группа положительно мотивирована на успех в деятельности.
Опросник межличностной зависимости |
Шкала
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений | |
Опросник межличностной зависимости {Interpersonal Dependency Inventory) был создан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г. (Hirschfeld, 1977). На протяжении нескольких десятилетий американскими учеными проводилась стандартизация опросника. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал методики, в настоящее время она широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости. Однако в отечественной психологии пока не создано специальной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, равно как и отсутствуют адаптированные к нашей действительности методики зарубежных авторов. В связи с этим нами была предпринята попытка адаптирования Опросника межличностной зависимости Р. Гиршфильда. Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение опросника не требует ограничения во времени. В групповой форме оно занимает, как правило, 15-20 минут. Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) эмоциональная опора на других (ЭО) {Emotional Reliance on Others, 18 вопросов),
полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной суммы баллов, полученных по третьей шкале: 3 = ЭО + Н — А Инструкция «При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:
Текст опросника
Обработка и интерпретация результатов Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к каждой шкале, с учетом наличия прямых и обратных утверждений. Вопросы № 10, 23, 44 являются обратными, поэтому при обработке соответствующие им значения меняются на противоположные («1» — 4, «2» — 3, «3» — 2, «4» — 1). | |
Задания, относящиеся к шкале | |
Эмоциональная опора на других | 3, 6, 7, 9, 12, 15, 16, 19, 22, 26, 29, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47 |
Неуверенность в себе | 2, 5, 10, 13, 17, 20, 23, 24, 27, 30, 32, 36,39,41,44,46 |
Стремление к автономии | 1, 4, 8, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 31, 34, 37, 42, 48 |
Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами. При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на других, автономии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкале неуверенности в себе нормы единые.
Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины)
Шкалы | Уровни выраженности | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Эмоциональная опора на других | 18-31 | 32-48 | 49-72 |
Неуверенность в себе | 16-24 | 25-37 | 38-64 |
Стремление к автономии | 14-26 | 27-37 | 38-56 |
Зависимость | 20-24 | 25-52 | 53-80 |
Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины)
Шкалы | Уровни выраженности | |||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Эмоциональная опора | 18-37 | 38-54 | 55-72 | |
на других | ||||
Неуверенность в себе | 16-24 | 25-37 | 38-64 | |
Стремление к | 14-22 | 23-33 | 34-56 | |
автономии | ||||
Зависимость | 20-35 | 36-62 | 63-80 |
Примеры похожих учебных работ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА …
… школьного возраста в зависимости от уровня адаптации». Целью исследования … проблемы биологии. – М., 1973. 4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его … психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека, как обладателя это….. Библиография …
Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от уровня развития памяти
… человека. Даже при простом наблюдении видно бурное развитие памяти дошкольников. Изучение психологической готовности ребенка к школе в зависимости от уровня … 62 ребенка 6-ти лет — воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух …
Особенности совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от …
… особенностей совместной деятельности младшего школьного возраста в зависимости от уровня диалогической речи. Объект исследования: дети младшего … общение — это сфера проявления речевой деятельности человека. Речевое общение в форме диалога — это …
Группа и групповое поведение в организации
… совместного труда и т.п. Групповые процессы- процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а …
Понятие группы и группового поведения
… уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Они выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы, человек …
Групповое напряжение
Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем. Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются вывлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека — предмета агрессии). Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов. Сплоченность группы — стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность. Групповое напряжение — побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.
«Формирование положительной групповой мотивации»
Тест может быть применен как для индивидуальной работы, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
Инструкция.Перед Вами тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных).
Эти факторы позволяют оценить степень сформированности групповой мотивации. Просим Вас внимательно оценить эти факторы и выбрать соответствующий бал. Обведите кружочком соответствующую вашим представлениям цифру.
Преобладающие факторы | Баллы | Преобладающие факторы |
1. Высокий уровень сплоченности группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень групповой сплоченности |
2. Высокая активность членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкая активность членов группы |
3. Нормальные межличностные отношения в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Плохие межличностные отношения в группе |
4. Отсутствие конфликтных отношений в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Наличие конфликтов в группе |
5. Высокий уровень групповой совместимости | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень групповой совместимости |
6. Личностное осмысление организационных целей и их принятие | 7 6 5 4 3 2 1 | Непринятие работниками организационных целей |
7. Признание авторитета руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не признают авторитет руководителя |
8. Уважение компетентности руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не отдают должного компетентности руководителя |
9. Признание лидерских качеств руководителя | 7 6 5 4 3 2 1 | Члены группы не считают своего руководителя лидером |
10. Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем |
11. Участие в принятии коллективных решений членами группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие участия членов группы в принятии решений |
12. Есть условия для выражения творческого потенциала работников | 7 6 5 4 3 2 1 | Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы |
13. Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления у членов группы принимать ответственность за выполняемую работу |
14. Хороший психологический климат в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Плохой психологический климат в группе |
15. Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы |
16. Наличие активной жизненной позиции внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие активной жизненной позиции внутри группы |
17. Стремление к самореализации у членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления к самореализации у членов группы |
18. Высокая степень согласованности действий у членов группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Слабая степень согласованности действий у членов группы |
19. Сформированность общегрупповых ценностей | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие общегрупповых ценностей |
20. Отсутствие стрессов внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Наличие стрессов внутри группы |
21. Желание работать в группе | 7 6 5 4 3 2 1 | Стремление членов группы работать индивидуально |
22. Положительное отношение руководителя к своим подчиненным | 7 6 5 4 3 2 1 | Отрицательное отношение руководителя к членам группы |
23. Положительное отношение членов группы к своему руководителю | 7 6 5 4 3 2 1 | Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю |
24. Принятие нравственных норм поведения внутри группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы |
25. Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы | 7 6 5 4 3 2 1 | Отсутствие стремления самостоятельно решать поставленные задачи у членов группы |
Характеристики социальной роли
Американский социолог Толкотт Парсонс выделил такие характеристики социальной роли, как масштаб, способ получения, формализация и мотивация.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. То есть чем шире диапазон, тем больше масштаб.
Например, у социальной роли супруга большой масштаб, так как между мужем и женой существует широкий диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, которые базируются на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и их даже можно назвать формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.
В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, между продавцом и покупателем), взаимодействие происходит только по определенному поводу (например, покупка). В таком случае масштаб роли сводится к ограниченному кругу вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий для их приобретения. В этой ситуации проблема может быть только в контексте соответствия своей роли, которая уже существует как данность.
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий. Например, роль студента, аспиранта, ученого и другие роли, связанные с профессией и достижениями.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают только формальные отношения между людьми с регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Например, отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.
Формальные отношения зачастую сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. В качестве мотивации может выступать личная прибыль, общественное благо и др. Когда родители заботятся о благе своего ребенка, они руководствуются чувством любви и заботы, а руководитель трудится во имя дела.
Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Виды социальных ролей
Существует несколько классификаций социальных ролей. Рассмотрим некоторые из них.
По типу общественных отношений
- Профессиональные роли — связаны со статусом человека, его профессиональной деятельностью. Для таких ролей свойственно обезличивание и независимость от исполнителя (продавец, строитель, учитель, водитель).
- Общественно-политические роли — политический лидер, авторитетная личность, гражданин.
- Семейно-бытовые роли — муж, жена, дочь, сын, отец, мать.
- Ситуационные роли — возникают в рамках изменяющихся обстоятельств, в ходе совместной деятельности (пассажир, пешеход, зритель).
По типу общественных ценностей
- Представляемые социальные роли — ожидания человека и членов его социальной группы.
- Субъективные социальные роли — представления человека о его отношении к другим людям.
- Играемые социальные роли — поведенческие установки, зависимые от положения человека в обществе.
По типу получения роли
- Социальные роли, предписанные общественным институтом (женщина — мать, дочь, жена, бабушка).
- Конвенциональные социальные роли — являются результатом принятия общественного соглашения на добровольной основе (профессиональные).
Определение понятия социальная роль
Социальная роль — это динамическая характеристика социальной позиции, которая выражается в наборе моделей поведения. Те, в свою очередь, согласуются с социальными ожиданиями, которые задаются специальными нормами, обращенными от соответствующей группы к человеку с определенной социальной позицией.
Можно немного сократить это определение:
Социальная роль — это совокупность ожиданий, которые общество предъявляет к людям, когда они занимают определенные социальные позиции в иерархии.
У одного и того же человека могут быть разные роли. Например, в семье — мать или отец, а на работе — начальник или подчиненный.
Чем больше ролей у одного человека, тем интереснее и насыщеннее его жизнь.
Понятие социальной роли можно разделить на такие элементы:
- поведенческие реакции — действия, речь, поступки;
- внешний вид — врач должен носить халат, полицейский — униформу;
- мотивация человека — члены социальной группы одобряют или порицают действия и поступки человека на основании его мотивации.