Аргументы из жизни и литературы для сочинения «Что такое совесть»

Аргументы из жизни и литературы, которые мы привели для аргументации сочинения «Что такое совесть» ОГЭ по русскому языку подтолкнуло нас сначала глубоко задуматься над этим понятием, его ролью в жизни человека. Конечно, у каждого из нас свое определение, каждый отталкивается от своих примеров, ощущений, своего мировоззрения. Для кого-то совесть – это основа нравственности, внутренний контролер, который проверяет, не ошибаемся ли мы в выборе ценностей; для кого-то совесть – это судья, справедливый и несгибаемый, который способен честно судить наши поступки. О том, что, по нашему мнению, есть совесть, расскажем в этой статье.

Аргументы

  1. Совесть можно сравнить с внутренним цензором, помощником, который следит за нашими поступками и оценивает их с точки зрения морали и нравственности.
  2. Совесть мучает тех, кто обидел кого-то, соврал, нагрубил, смалодушничал.
  3. Совесть не беспокоит человека в том случае, если тот не совершает плохих поступков.
  4. Есть люди, которые не знают, что такое муки совести.
  5. Спящая совесть обеспечивает спокойную жизнь.
  6. Совесть – внутренние часы, которые настроены показывать не светлое и темное время суток, а время хороших и плохих поступков.

Стыд, чувство вины и эмпатия

Если голос совести не помог предотвратить свершение плохого поступка, то он становится душевным наказанием. Она всегда следует в паре со стыдом, виной, эмпатией.

Три этих чувства предотвращают процветание лжи и предательства в обществе:

1. Вина возникает, когда человек уже осознал, что поступил неправильно. Он погружается в себя, анализирует произошедшее.

2. Стыд – это страх быть осужденным, страх изгнания (самый страшный первобытный страх). Он возникает только в присутствии свидетелей. Проявляется, когда человек нарушает догмы, принятые в сообществе.

И напротив, человек, ощущающий принадлежность к группе чувствует себя защищенным.

3. Не менее важна эмпатия – умение разделять чувства другого человека. Человек связывает и сравнивает чувства людей со своими эмоциями, что вызывает побуждение помогать другим.

Если он отказывается это делать, то ощущает муки совести, словно он предает сам себя.

Аргументы из художественной литературы

  1. Л.Н.Толстой «Детство».

Автобиографическая повесть Л.Н.Толстого рассказывает нам о детских годах главного героя произведения – Николеньки Иртеньева, о становлении личности маленького человека. Мальчик предстает перед читателями воспитанным, добрым, умным, вежливым, порядочным. Он не терпит фальши, жестокости, искренне любит свою семью, родителей. Одна из самых притягательных качеств Николеньки – совестливость. Несмотря на то, что мальчик еще совсем юный, он знает, что такое совесть и, когда поступает плохо, она начинает его мучить. Например, вспоминается сцена из произведения, когда Наталья Саввишна наказала Николеньку, отхлестав его испачканным им скатертью. «Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» — негодует герой, но очень скоро ему становится стыдно за свое поведение перед доброй старушкой. За чувством стыда приходят муки и уколы совести. Мальчик расстраивается, что обидел Наталью Саввишну, и начинает плакать, а после того как у него добрая старушка попросила прощения, плачет еще сильнее, но уже от любви и стыда. А как мы уже знаем, где стыд, там и совесть. Муки совести мучают Николеньку и тогда, когда он читает написанные для бабушки стихи, в которых он признавается ей, что «любит, как родную мать». Он знал, что это было неправдой, что он написал так из-за рифмы, и стыд и совесть вгоняют его в краску. Читаешь произведение и удивляешься: в маленьком сердце главного героя поместились, кажется, все добрые качества, поэтому у него можно многому научиться.

2. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Есть герои, чье сердце не ведает, что такое доброта, порядочность, честность, отвага и мужество. Кажется, при создании их образа автор растерял весь запас положительных качеств, поэтому пришлось довольствоваться только отрицательными. Или же будто заморозили все хорошее, что может быть в человеке. К таким героям, на мой взгляд, относится Павел Иванович Чичиков – герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». При первой встрече с Чичиковым читатель не подозревает, что перед ним делец, аферист, эгоист, человек без чести и совести, настолько он умеет обаять всех своей галантностью и напускной вежливостью. Эти качества он использует, как воин оружие, для достижения своих целей. Больше всего в жизни он хочет материальных благ, достатка, поэтому стремится к цели, не считаясь ни с кем и ни с чем. Лишенный совести, он не знает, насколько тяжки ее муки, поэтому эгоистично и бессовестно поступает и с учителем: он входит в доверие к пожилому человеку, добивается его расположения, чтобы получить хороший аттестат. Молчит его совесть и тогда, когда герой поступает подло и низко со своим начальником и его дочерью. Чтобы получить повышение в должности, он обхаживает дочь начальника, намекает, что готов на ней жениться, породниться с ними. А когда начальник отдает должность ему, как будущему зять, то он неожиданно забывает о своих обещаниях. Страница за страницей мы все больше узнаем о герое, и те качества, которые мы определили при первом знакомстве с Чичиковым, исчезают, вместо них остаются хитрость, изворотливость, черствый, расчетливый эгоизм и отсутствие совести.

3. В.М.Шукшин «Чудик».

Произведения В.М.Шукшина читаются легко и быстро, так как его герои – особенные люди, чудики. Знакомиться с такими героями настолько интересно, что иногда даже жалеешь, что человечество не изобрело никакой машины, которая бы переносила в пространстве и времени и давала возможность встречаться с персонажами, которые созданы писателями и поэтами. Таким героем является Василий Егорович Князев, которого все называют просто Чудик. Такое прозвище он получает из-за того, что всегда попадает в нелепые ситуации. Но именно эти ситуации обнажают все самые сокровенные душевные качества героя. Он добрый, открытый, любит деревню, деревенских жителей. Ему нравится жить на свежем воздухе. Чудик – человек щедрый, отзывчивый, совестливый. Когда он находит в магазине деньги, то не берет их себе, а оставляет продавщице, надеясь, что найдется настоящий хозяин, потерявший их. Но когда обнаружилось, что это были его деньги, то совесть не дала ему вернуться в магазин и признаться, что это он потерял пятьдесят рублей. Совесть начинает его мучить и тогда, когда у брата он разрисовал коляску, желая угодить своим родственникам. Он понимает, что брат с женой ругаются из-за него, и ему становится стыдно, что он внес в их дом раздор. Читая произведение, понимаешь, что чувство совести для героя как внутренние часы, которые показывают не время дня и ночи, а время плохого и хорошего. Отключить, сломать или выбросить такие часы невозможно, можно только прислушиваться к ним и сверять с ними свои поступки.

Вывод

Как бы там ни было, а по моему мнению, значение совести человека заключается в ее способности стать лакмусовой бумажкой и индикатором совершаемых человеком поступков и действий, какими бы причинами они не были обусловлены.

Честно говоря, роль надежного и опытного адвоката, которую способна исполнять совесть любого человека, мне нравится намного больше, чем роль сурового, хотя и справедливого, судьи, карающего за совершенное деяние.

Поэтому лично для меня процесс налаживания взаимного диалога и выстраивания доверительных отношений со своей совестью является жизненно необходимым, так как позволяет быть более значимым и полезным для окружающего мира и осознанно идти по пути личного саморазвития.

Пользуясь случаем, желаю и вам, дорогой читатель,обрести верного друга и мудрого советника в лице своей собственной совести. А что вы лично думаете по данному поводу? Ваше мнение очень важно для меня, потому смело оставляйте свои честные комментарии ниже…

Аргументы из жизни

  1. Этот случай долго мучил мою память. Он произошел несколько десятков лет назад. У нашей соседки, бабы Поли, в саду был куст пионов. Каждый год они цвели на радость и хозяйке, и нам — соседям. Их аромат, кажется, доносился и до нашего дома и каждое утро будил меня. Я была тогда подростком. День рождения моей подружки совпадал со временем цветения пионов, и я решила преподнести ей букет этих чудесных цветов. Эта заманчивая мысль пришла как-то неожиданно, и я тотчас отправилась к бабе Поле за букетом. Выслушав меня, она немного помолчала и сказала, что цветы красивы, пока они цветут в саду, а в вазе их красота завянет через несколько часов, поэтому посоветовала порадовать подругу каким-либо другим подарком. Другого подарка у меня не было, потому что я не позаботилась о нем заранее, надеясь на букет. Пока шла без настроения домой, в моей голове родился план: достать цветы любым способом. Каждый день в одно и то же время соседка уходила на луг доить козу. Я в это время пробралась в сад и нарвала шикарный букет. А чтобы баба Поля ни о чем не догадалась, сбросила на куст доску, которая была прислонена к амбару. На праздник я пошла огородами: боялась попасться кому-либо на глаза. Букет очень понравился не только подруге-имениннице, но и всем гостям. А баба Поля, конечно же, сразу догадалась, чьих рук это дело, но ничего не сказала, ничем не упрекнула, только при первой же встрече так взглянула на меня, что я сразу покраснела и отвела глаза. Мне было стыдно. Много раз я вспоминала про этот случай, была бы рада о нем забыть, но совесть нет-нет да и кольнет своим острым жалом. В своем поступке я призналась спустя несколько лет, а соседка махнула рукой и сказала, что давно уже все знала и простила меня за тот подростковый поступок. Прошло уже много лет с тех пор, но кода я вижу цветущие пионы, память снова воспроизводит события многолетней давности. Хорошо, что хоть совесть молчит после разговора с бабой Полей.
  2. Так бывает в жизни, что живет человек и не знает, что такое совесть, где она находится, зачем нужна. Эти вопросы не приходят ему в голову. Подозреваю, что так происходит потому, что совесть способна напоминать о себе только тогда, когда человек вдруг совершит безнравственный поступок. Вот тогда она просыпается, будто от сигнала будильника. Так случилось и со мной совсем недавно. Много лет совесть меня не мучила, жили мы с ней в ладу ровно до тех пор, пока однажды по дороге в магазин рядом с мусорным контейнером я не обратила внимания на небольшую картонную коробку. В ней был кто-то живой и издавал звуки. Конечно, я догадалась, что в коробке бессовестные хозяева избавились от котят, и прошла мимо: дома у меня уже были четыре усатых. Тут-то и проснулась она! Совесть! И до магазина и обратно не давала мне покоя. У нас с ней был безмолвный спор. Совесть обвиняла меня в черствости, равнодушии, бездушности и в других грехах. Я пыталась оправдать себя тем, что у меня уже есть 3 кота и 1 кошка, что меня уже из дома выгонят скоро вместе с моей усато-хвостатой шайкой. Совесть разбивала все мои доводы в пух и прах. Мне пришлось сдаться. Когда я открыла коробку, то увидела троих котят. Пришлось взять их домой. Зато совесть сменила свою тактику: она стала меня хвалить. Дома котят я отмыла, накормила, потом устроили мы фотосессию, фото выложили в соцсети и пристроили находку в добрые руки. Совесть молчала.

Критерии совести всегда индивидуальны

Совесть и ее критерии обусловлены не только уровнем культуры, но и биологическими факторами. Чтобы привести ее к единой системе, нужно, чтобы:

  • все люди рождались с идентичным размером 12 отдела боковой фронтальной коры головного мозга (отдел отвечает за принятие аморальных решений);
  • у всех одинаково работал головной мозг и нервная система;
  • все росли в единой среде с одинаковыми моральными ценностями, религией, достатком и обучением.

Эти факторы не могут совпадать у всего населения планеты, потому что мир слишком многообразен. Значит различия в уровне совестливости будут всегда.

Аргументы из народной мудрости

  1. Русская народная пословица говорит: «Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь». В ней говорится о том, что совесть важнее денег. Если потеряешь деньги, то их можно заработать, найти, получить в дар, а если потеряешь совесть, то ее уже не купишь ни за какие деньги.
  2. «Добрая совесть не боится клеветы», — гласит русская народная пословица. Она убеждает нас в том, что человеку, у которого чистая совесть, не нужно бояться клеветы, так как никто не будет напрасно клеветать на человека, совершающего правильные, добрые поступки.
  3. «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится», — говорит русский народ. Он умеет в виду, что человек, у которого чистая совесть, спокойно спит ночью, его не мучает бессонница и муки совести, поэтому и подушка под его головой не вертится.
  4. «Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет», — русский народ в этой пословице подчеркивал, что обязательным спутником совести является стыд. Человек, у которого нет стыда, не имеет и совести.
  5. «Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела», — гласит народная мудрость. Белая совесть – это чистая совесть, спокойная, она не мучает человека своими уколами.
  6. «От человека утаишь, от совести не утаишь», — говорится в русской пословице. Наши мудрые предки подмечали, что то, что можно скрыть от посторонних глаз, нельзя скрыть от совести.
  7. «Больная совесть, что больной зуб», — говорили наши предки. Они сравнивали больную совесть с больным зубом. Как зуб ноет при болезни, не дает покоя, так и нечистая совесть будет мучить своего хозяина своими справедливыми и больными уколами.
  8. «Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь», — отмечает народ в русской пословице. В ней сравнивали совесть с деньгами. Но если потеряешь деньги, то их можно нажить, накопить, заработать, а вот если потеряешь совесть, совершишь нечестный, недобрый поступок, то узнаешь беду в виде горьких укоров совести.
  9. «Совесть без зубов, а загрызет», — гласит русская пословица. В ней народ говорит о том, что совесть не имеет зубов, но ее уколы, муки очень мучительны. Совесть способна загрызть человека.
  10. Грузинская пословица говорит: «Водой смывают все, кроме совести». В ней имеется в виду, что очистить водой можно практически все, кроме совести. Если человек совершает нечестный, безнравственный поступок, этим очерняет свою совесть, которую обелить водой невозможно.
  11. «Чужие люди – дремучий лес. Чужая совесть – могила», — говорит русская пословица. В ней отмечается, что душа и мысли чужих людей так же непонятны, как и дремучий лес, а чужая совесть молчит так же, как и могила. От нее не услышишь ни похвалы, ни брани.

Как и почему формируется совесть

Многие ученые сходятся во мнении, что совесть обусловлена генетически. Ребенок рождается со встроенным радаром плохих и хороших поступков. Однако ее развитие зависит от окружающей культуры, где рос человек.

Нейробиология

Патрисия Черчленд (современный американский философ) считает, что люди не имели бы четкой моральной позиции, если бы они лишились социума. Изначально человек был вынужден сотрудничать с ближним, чтобы выжить.

Так нейробиология сформировала мозг, пригодный для жизни среди людей. Проявление совести наблюдается и у приматов, что также указывает на ее эволюционное происхождение.

Психология

С точки зрения психологии совесть – это внутренний родитель. Родители с раннего детства воспитывают ребенка, прививая понятия о добре и зле.

Когда установки полностью сформированы, ребенок самостоятельно предъявляет себе требования родителей.

Затем подросток перерастает родительские установки. Наступает этап, когда он должен сформировать свои ценности, которые станут инструментами самоконтроля. Здесь развитие нравственности зависит от ответственности и самокритики личности.

Афоризмы

  1. «Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызла», — писал известный русский сатирик Денис Иванович Фонвизин. По мнению писателя, главное – найти в себе силы быть добродетельным. Если силы найдутся, то будет легко не совершать таких поступков, за которые совесть будет корить.
  2. «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь», — утверждал классик русской литературы Лев Толстой. Писатель имел в виду, что самое страшное в жизни – это совесть, которая мучает человека, и болезнь.
  3. «Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае», — убеждает нас Александр Суворов, великий русский полководец. По его мнению, совесть как солнце, оно освещает человека изнутри, трогает его душу, успокаивает. Она следует за человеком везде, от нее нельзя убежать, спрятаться. Она не дает пощады никому, кто посмеет ее очернить.
  4. «Подозрительность всегда преследует тех, чья совесть отягощена виной», — считал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. По мнению классика зарубежной литературы, люди с нечистой совестью становятся подозрительными. Причина этой подозрительности в том, что, сами способные на низкие поступки, они начинают подозревать в совершении таких поступков и других людей.
  5. «Существует внутреннее мужество — мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым, наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительная черта такого мужества есть величие души», — писал Сэмюэл Смайлс, шотландский писатель и реформатор. Он утверждал, что у совести есть свое мужество, которое проявляется в честности, смелости, самоотверженности. Такая совесть не обращает внимания на людские толки и суждения, а в ее мужестве заключается величие души.
  6. «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла», — утверждал французский писатель и драматург Дени Дидро. Он имел в виду, что совестливый человек всегда осознает сделанное зло. А того человека, у которого совесть молчит после совершенных злодеяний, можно назвать бессовестным и безнравственным.
  7. «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце», — писал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Он сравнивал совесть со зверем. Она, как и зверь, может пускать когти и мучить сердце, терзать душу.
  8. «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону», — писал Иммануил Кант. Известный немецкий философ имел в виду, что совесть – это внутренний закон, с которым мы сверяем свои хорошие и плохие поступки.
  9. «Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь», — говорил американский писатель и журналист Марк Твен. Он считал, что если есть хорошие друзья, интересные книги и чистая совесть – значит, жизнь сложилась идеально.
  10. «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких», — писал французский философ, писатель, энциклопедист Поль Анри Гольбах. Он сравнивал совесть с внутренним судьей, который безошибочно определяет, насколько правильны или неправильны наши поступки и мысли.

Две теории формирования совести

Наука предлагает 2 теории формирования совести:

  • эволюционная – объясняет ее происхождение как итог психологических и социологических условий жизни;
  • интуитивная – связывает ее развитие с самой природой человека.

Эволюционная теория

Эволюционная теория утверждает, что эгоистичное поведение, причиняющее вред обществу провоцирует порицание этого общества. Действия, приносящие пользу, вызывают одобрение.

Связь «добрые поступки – одобрение», «плохие поступки – порицание» прочно закрепляется и передается наследственным путем.

Через множество поколений сохраняется понимание, что эгоизм – это плохо, а альтруизм – полезно и благоприятно.

Из-за прочных устойчивых ассоциаций человеку кажется, что эти связи существовали всегда и регулируются кем-то извне (богом, высшим сознанием и т.д.).

Многие моральные нормы сформировались путем естественного отбора. Например, решение поддерживать друзей и близких, значительно оптимизировало жизнь людей в группах.

Люди, поступающие иначе, погибали. Человек был вынужден сотрудничать, чтобы выжить. Так сформировался голос совести.

Интуитивная теория

Интуитивная теория утверждает, что совесть присуща человеку по праву рождения. Это нравственный мировой порядок, который отражается в каждом человеке. Высказывание «Совесть – это голос Бога» хорошо описывает эту теорию.

Если эволюционная теория говорит, что совесть изменчива и зависит от культурных норм, то для интуитивной теории принципы нравственности абсолютны и объективны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]