Естественный эксперимент — это… Описание и особенности проведения

Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.

Типы экспериментов

Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:

Психологические основы экспериментального метода

Ирина Кузнецова

Психологические основы экспериментального метода

Содержание

Введение

1. Экспериментальная психология

2. Психолого-педагогический и формирующий эксперимент

Список используемой литературы

Введение

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. (сл 2)

Если раньше
психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых»
знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. (сл 3)

По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической
психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект.
1. Экспериментальная психология.

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология.

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций — сенсорных систем человека.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию впоследствии ставшей институтом. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля, он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции, то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными, исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т. д.

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными, массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов)

установленных и более или менее автономных
психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление — дифференциальная психология, предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами.
Достижения экспериментальной психологии, носившей вначале «академический»

характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности — от дошкольной педагогики до космонавтики.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда)

. Большие успехи в использовании её
методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия.
Методология экспериментальной психологии основывается на принципах :

Общенаучные методологические принципы :

1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

3. Принцип фальсифицируемости — требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы :

1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

2. Психолого-педагогический и формирующий эксперимент

Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательская стратегия, которая характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы.

Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии применяют два основных типа эксперимента :

— лабораторный эксперимент, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента;

— естественный эксперимент, участники которого не знают о своей роли испытуемых.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность контролируемого эксперимента. То, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, обеспечивает естественность их поведения.

Вместе с тем, для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту.

В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей дошкольника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.

Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида:

— обучающий психолого-педагогический эксперимент,

— воспитывающий психолого-педагогический эксперимент. 18 СЛАЙД!

При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играет обучающий эксперимент. Это — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.

Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности дошкольника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение дошкольников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности воспитанников, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Приведем пример. При изучении особенностей памяти старших дошкольников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того, чтобы осмысленно запоминать его. Причиной установленного факта оказалось незнание детьми приёмов осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать не механически, а осмысленно.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества. Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у воспитанников определенных личностных качеств, на улучшение их обучения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.

В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.

Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов)

будет способствовать формированию заданного качества.

Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил :

• Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

• Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

• Точное определение объекта и предмета исследования.

• Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

• Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

• Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.

• Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы обучения;

2. сравнение эффективности определенных методов обучения;

3. проверка эффективности системы проблемного обучения и воспитания;

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;

5. проверка эффективности мер по формированию у воспитанников навыков учебной деятельности;

6. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

• обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости;

• выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения;

• выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у воспитанников навыков планирования;

• построение проблемного обучения слабоуспевающих дошкольников;

• дифференцированная работа в обучении на основе разной степени, оказываемой им помощи в обучении.

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.

Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики.

Список используемой литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М. : Владос, 2002. — 208 с.

2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Журавлева. — М. : Просвещение, 1988. — С. 94

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2001. — 256 с.

4. Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология : учеб. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. — М. : Проспект, 2005. — С. 30-51.

5. Кондаков И. М. Практикум по общей психологии. Учебник для вузов / И. М.

Ключевые термины

Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:

  • Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
  • Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
  • Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
  • Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.
  • Многообразие инструментов

    В своем арсенале психология имеет много разных инструментов:

    • эксперимент;
    • метод наблюдения;
    • метод исследования продуктов деятельности;
    • анкетирование и тестирование;
    • психологическое моделирование;
    • биографический и сравнительно-генетический методы.

    Остановимся на методе эксперимента. Само слово «эксперимент» происходит от латинского корня experimentum, и, в дословном переводе, обозначает проба или опыт. В исполнительном смысле, эксперимент строится на основе опыта или процедуры для опровержения, подтверждения выдвинутой гипотезы или теории.


    Image by jacqueline macou from Pixabay

    По способу проведения, эксперименты могут различаться по масштабам своего проведения, целям, но их объединяет одно правило: необходимость повторения опыта или процедуры самого эксперимента, для полного и достаточного анализа результатов.

    Экспериментальный процесс

    Психологи, как и другие ученые, используют научный метод при проведении эксперимента. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые разрабатывают исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы. Выделяют четыре основных этапа процесса:

  • Формирование гипотезы.
  • Проектирование исследования и сбора данных.
  • Анализ данных и получение выводов.
  • Обмен результатами.
  • Основные задачи и способы

    Задачи, которые ставятся перед результатом эксперимента:

    • критерий Поппера, согласно которому любая эмпирическая система должна допускать опровержение на основании эксперимента, поэтому в ходе эксперимента необходимо определение научности выдвинутой гипотезы или теории;
    • верификация: практическое подтверждение выдвинутой гипотезы или предположения.
    • По способу проведения эксперименты могут быть:
    • лабораторными: исследование проводится в специально созданных условиях, посредством целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность испытуемого;
    • естественными, которые, в отличии от лабораторного, не требуют создания специальных условий, и вмешательство сводится к минимуму.

    Естественный эксперимент — это что такое?

    Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент — это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.

    Естественные эксперименты — это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.

    История и настоящее положение


    Image by Gerd Altmann from Pixabay
    Психология, как научная дисциплина сравнительно молодая наука.

    Она изучает закономерности, развитие и, непосредственно, функционирование психики человека, его психическую деятельность, а также взаимодействие внутри социальных групп.

    В своей структуре психология имеет следующие направления:

    • изучение механизмов и законов психической деятельности человека – фундаментальная психология;
    • изучение психических явлений человеческой деятельности, реакции психики человека на изменения окружающей среды, и социума, в естественных условиях – прикладная психология, которая опирается на исследования фундаментальной психологии;
    • практическое применение психологических знаний в повседневной жизни человека, применительно к его деятельности в социуме, и природной среде – практическая психология, и это направление, соответственно, напрямую связано с исследованиями первых двух направлений.

    Хочется заметить, что практическая психология очень тесно взаимосвязана с психиатрией. Их совместные исследования в области распознание и терапии психических расстройств, непосредственного воздействия на физиологию человеческого оргазма через психику, решение проблем психоэмоционального характера, проблемы становления личности очень значительны, их сложно переоценить.


    Великие социальные эксперименты

    Условия естественного эксперимента

    Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.

    В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.

    В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

    Содержание

    • 1 Специфика психологического эксперимента
    • 2 Общие сведения 2.1 Основная задача экспериментального исследования
    • 2.2 Этапы эксперимента
    • 2.3 Валидность в психологическом эксперименте
  • 3 Классификации экспериментов
      3.1 В зависимости от условий проведения выделяют
  • 3.2 В зависимости от результата воздействия выделяют
  • 3.3 В зависимости от уровня осознанности
  • 4 Организация эксперимента
      4.1 Безупречный эксперимент 4.1.1 Критерии безупречного эксперимента
  • 4.2 Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым
      4.2.1 Инструкция испытуемому
  • 4.2.2 Проблема выборки
  • 5 Этапы психологического эксперимента
  • 6 Преимущества эксперимента как метода исследования
  • 7 Методы контроля
  • 8 Критика экспериментального метода
  • 9 Психолого-педагогический эксперимент
  • 10 Естественный эксперимент
  • 11 Лабораторный эксперимент
      11.1 Контроль над дополнительными переменными
  • 12 Патопсихологический эксперимент
  • 13 Известные психологические эксперименты
  • 14 Примечания
  • 15 Литература
  • Научный метод исследования

    Эксперимент является основным методом исследования в науке. Ключевыми функциями являются контроль над переменными, тщательное измерение и установление причинно-следственных связей. Это исследование, в котором гипотеза проверена научно. В эксперименте управляется независимая (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект), а также контролируются любые посторонние переменные. Преимущество состоит в том, что эксперименты, как правило, объективны. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, так как делает данные более достоверными и менее предвзятыми.

    Источник

    Методы и инструменты

    Для сбора информации в ходе естественного эксперимента используются разные методы.

    • Постановка задачи: может производится в устной или письменной форме.

    В формулировке задачи присутствует необходимое отклонение в естественный ход привычных событий. Наблюдение за процессом поведение испытуемого в процессе решения, позволяет подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

    • Обучающий эксперимент: сам процесс обучения необходимым навыкам, позволяет наблюдать за формированием, развитием качеств личности испытуемого.

    Этот метод имеет ещё название формирующего эксперимента.

    • Неординарным методом является метод изменения условий деятельности.

    Суть метода в целенаправленном изменении привычных алгоритмов действий испытуемого в ходе выполнения стандартных для его профессиональной или повседневной жизни процессов.


    Фото Markus Spiske on Unsplash

    Это позволяет отследить гибкость навыков, а также оценить роль и значимость изменяемых вводных.

    • Метод моделирования, который является наиболее близким по структуре проведения к лабораторным методам.

    Он применяется, если исследование в естественных условиях затруднено в силу своей сложности или труднодоступности. Тогда создается модель наиболее близкая к необходимой, и на этой модели производится исследование феномена.

    Этапы в подготовке и проведении эксперимента

    1. Определяется проблема, которую нужно исследовать. Происходит постановка гипотезы.
    2. Изучение научных трактатов. Выборка основных терминов. Создание списка литературы, необходимой для проведения данного опыта.
    3. Уточняется значение переменных показателей.
    4. Для регистрации переменной, которая является зависимой, подбираются необходимые инструменты.
    5. Планируется исследование. Выявляются вспомогательные переменные, создается план опыта.
    6. Проводится выборка. Когда отбор произведен, происходит распределение участников по группам.
    7. Проводится эксперимент.
    8. Обрабатываются статистические данные.
    9. Полученные результаты интерпретируются, делаются итоговые заключения.
    10. Результаты фиксируются, например, в виде научной публикации.

    Для постановки связи «исследователь – испытуемый» не обойтись без инструкции. Она дается испытуемому во время проведения опыта, чтоб разъяснить происходящее, какие просьбы нужно будет выполнять, что вообще придется делать. Перед всеми участниками эксперимента оказывается приблизительно одинаковый инструктаж, также учитываются индивидуальные особенности каждого человека, ведь кто-то волнуется, а кто-то остается холоднокровным, ко всем нужен свой подход. Поэтому задача психолога обеспечить каждого инструктажем, адекватным для его понимания.

    В большей части инструкций выдвигаются следующие требования:

    • формулировка значения и цели исследования;
    • четкое изложение содержания, деталей и хода опыта;
    • должно присутствовать подробное описание, при наличии лаконичного текста.

    Также имеет место проблема выборки. Исследователь должен определиться с количеством участников опыта, их составом. Зачастую формируют экспериментальную команду, а также группу контроля. Бывают случаи, когда весьма сложно определиться с командой испытуемых без систематической ошибки отборочного процесса.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]