Реферат на тему: Эксперимент как метод исследования


Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Введение

Экспериментатор (от латинского experimentalum — эксперимент, опыт) — метод изучения явления в контролируемых условиях. Она отличается от наблюдения тем, что предполагает активное взаимодействие с исследуемым объектом. Как правило, эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотез, установления причинно-следственных связей между явлениями.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что люди постоянно экспериментируют, это помогает в исследованиях и возможности чего-то нового.

Мне понравился учебник «Экспериментальная и исследовательская деятельность различных аспектов», автор которого Новиков. А.М. Он представил типы экспериментов, их классификацию. При подготовке своей работы я также использовала произведения таких авторов, как Демидова, А. В., Загвязинский, В. И., Кожухарь, В. М., Степин В. С.

Цель: изучить эксперимент как метод исследования, дать определение термина «эксперимент», охарактеризовать виды экспериментов, рассмотреть преимущества и недостатки в процессе проведения экспериментов.

Тема: эксперимент как метод исследования.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Виды экспериментов

Физический эксперимент — метод познания природы, который заключается в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Изучение нового физического явления начинается с наблюдения. Сразу после наблюдения следует качественный анализ, в ходе которого формулируются некоторые, часто не совсем понятные и однозначные, представления о природе явления, а также намечены пути его экспериментального изучения.

Например, английский ботаник Браун протестировал в 1827 году, изобретя в то время новую линзу для микроскопа. Когда он с помощью микроскопа посмотрел на суспензию цветочной пыльцы в воде, он был поражен прицелом, открывшимся в поле зрения объектива. Сам Браун и многие другие ученые считали, что броуновское движение вызвано особой «жизненной силой», которая должна быть в пыльце.

Физический эксперимент, хотя и связанный с наблюдением, не менее существенно отличается от него. Это следующий, качественно новый этап сенсорного восприятия исследуемого явления. Эксперимент включает в себя наблюдение как необходимый компонент.

В ходе эксперимента не только воспроизводится явление, но и изучается его зависимость от сопутствующих условий и параметров, проводятся измерения.

Компьютерный эксперимент (численный эксперимент) — это эксперимент на математической модели исследуемого объекта с помощью компьютера, который заключается в вычислении других параметров модели в зависимости от одного параметра модели, и на этой основе делает выводы о свойствах объекта, описанных математической моделью.

Этот вид экспериментов может быть связан только с экспериментами в ограниченной степени, так как он не отражает природные явления, а является лишь числовой реализацией математической модели, созданной человеком. На самом деле, в случае некорректности математической модели ее численное решение может строго отличаться от физического эксперимента.

Для проверки корректности алгоритма построения модели мы используем тестовый набор исходных данных, для которого конечный результат известен заранее или определен каким-либо другим способом.

Например, если при моделировании используются формулы расчета, необходимо выбрать несколько вариантов исходных данных и рассчитать их «вручную». Это тестовые задания. После построения модели запустите тесты на тех же вариантах входных данных и сравните результаты моделирования с выводами, полученными при расчете. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан правильно, если нет — нужно искать причину их несоответствия и устранять ее.

Данные теста могут вообще не отражать реальную ситуацию и не иметь содержательного наполнения. Однако результаты, полученные при тестировании, могут привести к изменению исходной информационной или символической модели, особенно в той части, где заложено семантическое содержание.

Для того чтобы убедиться, что созданная модель отражает свойства оригинала, которые рассматривались при моделировании, необходимо выбрать тестовый случай с реальными исходными данными.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях Психологический эксперимент — это опыт, проводимый в специальных условиях с целью получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность субъекта.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Заказать работу

Структура психологического эксперимента

Наука отличается от любой другой области человеческой деятельности своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых осуществляется научная деятельность. Цель науки — постичь истину, а путь к постижению истины лежит через научное исследование.

Исследования, в отличие от спонтанных форм познания окружающей среды, основываются на норме деятельности — научном методе. Реализация подразумевает осознание и фиксацию цели исследований, исследовательских инструментов (методологии, подходов, методов, методик), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.

Существует различие между эмпирическими и теоретическими исследованиями, хотя это различие является условным. Большинство исследований, как правило, носит теоретический и эмпирический характер. Каждое исследование проводится не изолированно, а в рамках целостной научной программы или для развития научного направления. Э. Фромм изучал нарциссические черты личности в рамках научной программы по изучению причин «злокачественной агрессии».

Программа К. Левина послужила основой для его исследований о правах, мотивации достижений, квазитребованиях, групповой динамике и т.д. Программа, предложенная Б.Ф. Ломовым для изучения влияния коммуникативного процесса на когнитивные процессы, привела к изучению динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сопоставления процессов индивидуального и группового мышления и др.

По своей природе исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и сложные и др.

Фундаментальные исследования направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения этих знаний.

Прикладные исследования проводятся для получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретной практической проблемы.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки (в данном случае психологии). Как и в случае междисциплинарности, эти исследования требуют участия специалистов из различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. В эту группу входят генетические исследования, исследования в области технической психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с использованием системы методов и методик, с помощью которых ученые пытаются зафиксировать максимально возможное (или оптимальное) количество значимых параметров исследуемой реальности.

Мыслительный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знаний — это вид познавательной деятельности, в котором структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Обычно мыслительный эксперимент проводится в рамках модели (теории) для проверки ее согласованности. Ein Gedankenexperiment kann Widersprüche in den internen Postulaten des Modells oder deren Unvereinbarkeit mit externen (in Bezug auf das Modell) als bedingungslos wahr angesehenen Prinzipien (z. B. dem Energieerhaltungssatz, dem Kausalitätsprinzip usw.) aufdecken.условия опыт для получения новых научных знаний при помощи целенаправленного исследования вмешательства в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Воображаемый опыт, который не осуществим в реальности. Иногда к этой категории относят мысленные манипуляции по поводу организации и проведения запланированного реального эксперимента в будущем. Но это предварительное «проигрывание» в уме реального опыта — по сути, его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, гипотеза, планирование).

Дискуссии об «эмпиричности» или «теоретичности» мысленного эксперимента кажутся нам бесконечными и бесперспективными, поскольку граница между соответствующими видами знания и исследования весьма условна. Сторонники теоретического характера мысленного эксперимента обычно отмечают, что его использование связано в основном с выдвижением и разработкой гипотез [177, с. 167], а не с этапом сбора данных об изучаемом объекте. Это действительно так. Мыслительный эксперимент служит главным образом в качестве ориентира для уточнения гипотезы и сравнения ее с реальным опытом. Однако все признаки и элементы эмпирического реального эксперимента в нем присутствуют, но только в условно-идеальной форме: осуществляется непосредственное вмешательство экспериментатора (пусть даже воображаемое) в жизнедеятельность объекта (пусть даже представленного в виде идеальной модели); строго (пусть даже условно) осуществляется контроль и фиксация всех переменных и ответов; допускается любое число повторений опыта; достигается однозначное понимание результатов эксперимента и т. д. Основными вариантами мысленного эксперимента являются идеальный, бесконечный и совершенный эксперимент.

Идеальный эксперимент — это эксперимент, в котором на зависимую переменную не влияют никакие другие факторы, кроме независимой переменной. В действительности невозможно исключить дополнительное влияние нескольких посторонних факторов. Поэтому идеальный эксперимент не осуществим в реальности. На практике приближение реального эксперимента к идеальному осуществляется путем контроля дополнительных переменных, которые приводятся в описании экспериментальной процедуры.

Бесконечный эксперимент — это эксперимент, который охватывает все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции (генеральной совокупности). В реальности набор таких ситуаций бесконечен из-за огромного и часто неизвестного размера генеральной совокупности и бесконечного числа факторов, действующих на субъект. Только в воображении исследователя можно учесть этот бесконечный набор ситуаций. Из-за своей безграничности (в разнообразии и во времени) такой эксперимент называется бесконечным. Практическая бесполезность бесконечного эксперимента заключается в противоречии с одной из главных идей эмпирического исследования — переносе результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность. Она необходима только в качестве теоретической модели.

Исчерпывающий эксперимент сочетает в себе черты как идеального, так и бесконечного эксперимента. Дает в качестве меры исчерпывающего эксперимента возможность оценить полноту и, соответственно, несовершенство конкретного реального опыта.

Структура психологического эксперимента

Наука отличается от любой другой области человеческой деятельности своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых осуществляется научная деятельность. Цель науки — постичь истину, а путь к постижению истины лежит через научное исследование.

Исследования, в отличие от спонтанных форм познания окружающей среды, основываются на норме деятельности — научном методе. Реализация подразумевает осознание и фиксацию цели исследований, исследовательских инструментов (методологии, подходов, методов, методик), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.

Существует различие между эмпирическими и теоретическими исследованиями, хотя это различие является условным. Большинство исследований, как правило, носит теоретический и эмпирический характер. Каждое исследование проводится не изолированно, а в рамках целостной научной программы или для развития научного направления. Э. Фромм изучал нарциссические черты личности в рамках научной программы по изучению причин «злокачественной агрессии».

Программа К. Левина послужила основой для его исследований о правах, мотивации достижений, квазитребованиях, групповой динамике и т.д. Программа, предложенная Б.Ф. Ломовым для изучения влияния коммуникативного процесса на когнитивные процессы, привела к изучению динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сопоставления процессов индивидуального и группового мышления и др.

По своей природе исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и сложные и др.

Фундаментальные исследования направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения этих знаний.

Прикладные исследования проводятся для получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретной практической проблемы.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки (в данном случае психологии). Как и в случае междисциплинарности, эти исследования требуют участия специалистов из различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. В эту группу входят генетические исследования, исследования в области технической психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с использованием системы методов и методик, с помощью которых ученые пытаются зафиксировать максимально возможное (или оптимальное) количество значимых параметров исследуемой реальности.

Мыслительный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знаний — это вид познавательной деятельности, в котором структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Обычно мыслительный эксперимент проводится в рамках модели (теории) для проверки ее согласованности. Мыслительный эксперимент может выявить противоречия во внутренних постулатах модели или их несовместимость с внешними принципами (по отношению к модели), которые считаются безусловно верными (например, закон сохранения энергии, принцип причинности и т.д.).

Экспериментальный метод. Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление,

вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать. 2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может
варьировать,
изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психологического

эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного
внешнего
наблюдения существенные особенности
внутреннего
психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.

Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.

Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути. Существенный этап составили в этом отношении исследования Г.Эббингауза о памяти (см. главу о памяти). Вместо того чтобы изучать исключительно соотношение между физическими раздражителями, физиологическими процессами и сопутствующими им явлениями сознания, Эббингауз направил эксперимент на изучение протекания самого психологического процесса в определенных объективных условиях.

Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины

физические факты стали
условиями
психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей.

С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Ряд глав современной психологии может уже опереться на точные экспериментальные данные. Особенно богата ими современная психология восприятия.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия. Так, эксперименты Г.Эббингауза с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловых связей, между тем как в большинстве случаев эти связи играют существенную роль в работе памяти. Если бы теория памяти Эббингауза по существу была правильной, т.е. если бы лишь механические повторения, чисто ассоциативные связи определяли воспроизведение, эксперименты Эббингауза не были бы искусственными. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.

Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Их доставляют главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего, абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач.

Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте – это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.

Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.

Учитывая все это, необходимо: 1) преобразовать эксперимент изнутри, чтобы преодолеть искусственность традиционного эксперимента; 2) дополнить эксперимент другими методическими средствами. Для разрешения тех же задач: 3) вводятся методические варианты, являющиеся промежуточными формами между экспериментом и наблюдением, и другие вспомогательные методы.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента,

предложенный А.Ф.Лазурским.

Его основная тенденция сочетать экспериментальность

исследования с
естественностью
условий – весьма ценна и значима. Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, самая же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании.

Например, предварительным анализом обнаруживается значимость различных предметов школьного обучения, их влияние на проявление тех или иных психических процессов ребенка, которые затем изучаются в естественных условиях школьной работы по данному предмету. Или предварительно устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или иная черта характера; затем в целях изучения проявления этой черты у различных детей они вовлекаются в данную игру. В процессе этой игры исследователь наблюдает их деятельность в естественных условиях. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих соответственно подобранных условиях подлежащие изучению процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора.

Мы вводим в наши исследования по психологии ребенка другой вариант естественного эксперимента.

А.Ф.Лазурский избегал непосредственного воздействия на ребенка в интересах «естественности». Но в действительности ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т.е. определенным образом организованного воздействия на него. Соблюдение естественных условий развития поэтому никак не требует устранения всякого воздействия вообще. Воздействие, построенное по типу педагогического процесса, вполне естественно. Мы и вводим его в эксперимент, реализуя таким образом
новый вариант «естественного» эксперимента,
который должен, по нашему мнению, занять центральное место в методике психолого-педагогического исследования ребенка.

Мы изучаем ребенка, обучая его. Мы не отказываемся для этого от экспериментирования в пользу наблюдения за педагогическим процессом, а вводим элементы педагогического воздействия в самый эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. Обучая ребенка, мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития детской психики.[17]z:\user\Local Settings\Temp\_tc22\rubin01\refer.htm — s16 <…>

Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющих разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки. Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический прием. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике – физических, в психологии – психологических.

Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности – сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях. Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для ее изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

Глава III

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Преимущества мыслительного эксперимента

  • Общие цели. Мыслительные эксперименты позволяют участникам достичь внутриличностных целей через развитие самосознания. Это могут быть даже цели психического порядка.
  • Любое количество игроков. В коучинговой ситуации можно провести мыслительный эксперимент только с одним участником. В другой крайности это можно сделать с большой группой участников, которые затем работают параллельно, не взаимодействуя друг с другом (как в примере выше).
  • В любое время, в любом месте. Для большинства теоретических экспериментов не требуются специальные материалы или оборудование. Все, что требуется — это мыслить в рамках данной структуры ситуации.
  • Проверенная техника. Этот вид деятельности получил эмпирическую поддержку различных школ психологии. Поведенческие терапевты, например, продемонстрировали эффективность умственных ролевых игр. Психологи, изучавшие творчество, неоднократно демонстрировали положительные эффекты визуализации.

Критический эксперимент — это эксперимент, результат которого устанавливает, вне всякого сомнения, верна ли та или иная теория или гипотеза. Этот эксперимент должен дать прогнозируемый результат, который не может быть выведен из других общепринятых гипотез и теорий.

Классификация эксперимента

  • Лабораторный эксперимент. Отличительной особенностью условий, в которых она проводится, является то, что эти условия специально создаются экспериментатором. Главной задачей является обеспечение высокой внутренней достоверности. Характерным является присвоение одной независимой переменной. Основным методом управления внешними переменными является устранение (ликвидация). Внешняя валидность ниже, чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент. Эксперимент проводится в условиях, над которыми экспериментатор не имеет контроля. Главной целью является обеспечение высокой внешней валидности. Характерной особенностью является сложная независимая переменная. Основными способами управления внешними переменными являются рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни, т.е. вне исследования) и постоянство (уровень переменной делается одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность, как правило, ниже, чем в лабораторных экспериментах.
  • Формирующий эксперимент. Экспериментатор необратимо изменяет участника, формируя черты, которых раньше не было, или развивая уже присутствующие черты.

Опрос

Опрос
Метод получения ответов на определенные вопросы, которые сформулированы исследователем.

В нем выделяют: анкетирование, беседу, интервью.

Анкетирование – метод психологического исследования с помощью анкет. С помощью анкетирования изучают биографические данные, ценности, установки, личностные черты. Анкета -–перечень вопросов, предусматривает изучение определенной психологической особенности. Анкеты бывают открытыми и закрытыми.

Беседа – метод получения фактов путем общения с респондентом. В отличие от анкетирования исследователь имеет возможность задавать дополнительные вопросы.

Интервью – как и беседа является методом получения фактов путем вербальной коммуникации. Главным отличием является только то, что исследователь только задает вопросы. Он не вмешивается в ответ, в его содержание и форму.

Дизайн эксперимента

Методы экспериментального проектирования позволяют минимизировать количество необходимых экспериментов, установить рациональную последовательность и условия проведения исследований в зависимости от их характера и требуемой точности результатов. Если по каким-то причинам количество экспериментов уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер дисперсии свойств испытуемых объектов и характеристики используемого оборудования. Они основаны на методах теории вероятностей и математической статистики.

Этапы экспериментального проектирования

  1. Определение цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т.д.) и его природы (определяющей, контрольной, сравнительной, исследовательской).
  2. Определение условий проведения эксперимента (наличие или наличие оборудования, график работ, финансовые ресурсы, численность и штатное расписание персонала и т.д.). Выбор типа испытаний (нормальные, ускоренные, восстановленные в лабораторных условиях, стендовые, полигонные, полномасштабные или находящиеся в эксплуатации).
  3. Определение и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, т.е. определяемыми и контролируемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, т.е. определяемыми, но не контролируемыми.
  4. Определение требуемой точности результатов измерений . Тип исследуемого образца или объекта выбирается с учетом степени его соответствия реальному продукту с точки зрения состояния, устройства, формы, размеров и других характеристик.

На присвоение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого используются эти экспериментальные данные. Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объема (количества) испытаний — чем больше испытаний, тем выше (при тех же условиях) достоверность результатов.

Для ряда случаев (с небольшим количеством факторов и известным законом их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое количество тестов, реализация которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

5. Составление плана и проведение эксперимента — количество и порядок проведения испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных.

Порядок тестирования важен, когда входные параметры (коэффициенты) при изучении одного и того же объекта во время теста принимают разные значения. Например, при проведении усталостных испытаний с поэтапным изменением уровня нагрузки усталостная прочность зависит от порядка нагружения, так как накопление повреждений происходит по-разному, что приводит к различным значениям усталостной прочности.

Порядок проведения экспериментов также важен при исследовании: в зависимости от выбранного порядка, при экспериментальном поиске оптимального соотношения параметров объекта или процесса может потребоваться проведение большего или меньшего количества экспериментов. Эти экспериментальные задачи аналогичны математическим задачам численного поиска оптимальных решений.

6. статистическая обработка экспериментальных результатов, построение математической модели поведения изучаемых характеристик. Потребность в обработке возникает в связи с тем, что выборочный анализ отдельных данных, не связанных с остальными результатами, или их некорректная обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к неверным выводам.

7. разъяснение результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнение методологии проведения эксперимента. Снижение интенсивности работы и сокращение продолжительности экспериментов достигается за счет использования автоматизированных экспериментальных комплексов.

Такой комплекс включает в себя испытательные стенды с автоматической установкой режимов работы (позволяет моделировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, проводит статистический анализ и документирует исследования. Но ответственность инженера в этих исследованиях также велика: четко сформулированные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить расходы на наладку и провести итерацию процесса проектирования.

Этапы экспериментальной деятельности

  1. Формулировка когнитивного задания, цель, связанная с экспериментальным методом.
  2. Подбор оборудования и проектирование экспериментальной установки.
  3. Изложение физического принципа, на основе которого будет применяться экспериментальный метод.
  4. Наблюдение за явлением, процессом.
  5. Измерение (считывание необходимых измерений на оборудовании, получение некоторых экспериментальных данных).
  6. Описание, интерпретация экспериментальных данных и их анализ.
  7. Формулировка выводов, заключение, практическая значимость полученных результатов.

Особенности эксперимента как метода исследования

Эксперимент демонстрирует причинно-следственную связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.

Эксперимент подразумевает активное вмешательство ученого в процесс исследования, контроль этого процесса, по мере изменения условий, осуществляется самим ученым. Использование как минимум двух методов измерения. Один из них измеряет условия процесса, другой регистрирует изменения, происходящие в исследуемых объектах. Необходимо иметь гипотезу, то есть предположение о природе изучаемой связи, которое подтвердит или опровергнет эксперимент.

Преимущества и недостатки эксперимента

Преимущества:

  • Способность изучать причинно-следственные связи между событиями;
  • высокая объективность, так как результаты эксперимента являются реально произошедшими событиями;
  • Способность проверять эффективность принимаемых маркетинговых решений, особенно для новых продуктов (тестовый маркетинг);
  • Способность контролировать окружающую среду;

Недостатки:

  • Вероятностное утверждение о силе и природе влияния данной независимой переменной на зависимую переменную;
  • Неопределенность в переносимости результатов испытаний на другие условия окружающей среды;
  • Наличие временного лага (лага) между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений;
  • Сложность в устранении влияния посторонних воздействий;
  • высокие временные и финансовые затраты;
  • высокий уровень риска.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]