Жестикуляция во время разговора – оттачиваем мастерство

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Толкование языка жестов
  2. Преимущества чтения языка жестов
  3. О чем говорит жестикуляция
  4. Обучение правильной жестикуляции во время разговора
  5. 4 упражнения для тренировки жестов
  6. Заключительные советы по жестикуляции во время разговора

Жестикуляция во время разговора может многое сказать о говорящем. Это со стороны взмахи рук уже кажутся нормой, на самом деле в каждом движении заложен определенный смысл. Чтобы расшифровать его, нужно еще научиться, есть определенные упражнения и правила.
Но мало следить за другими людьми, нужно еще контролировать и свою жестикуляцию, чтобы не получилось так, что в голове одно, а руки демонстрируют другое. Поверьте, на них в первую очередь обращают внимание на собеседовании и в деловой беседе партнеры. Чтобы не взмахнуть лишнего, мы сейчас дадим вам несколько рекомендаций.

Толкование языка жестов

Какую роль играет жестикуляция во время разговора? По мнению ученых, жестами древние люди общались между собой еще перед тем, как научились разговаривать.

Обратите внимание: мы жестикулируем чаще всего в то время, когда говорим. Те, кто слушают, используют жесты только в редких случаях. Это наблюдение подтверждает, что жестикулирование является элементом речи. Если человеку, который говорит о том, что его сильно волнует, связать руки, то он все равно будет использовать жестикуляцию: мимику, кивать головой, помогать себе движениями тела.


Толкование языка жестов

Жестикуляция руками во время разговора – один из инструментов межнационального общения, который помогает понимать других людей даже без знания их языка. Используя жесты, следует быть очень осторожным, так как они могут иметь совершенно противоположное значение для представителей разных национальностей.

  • Когда мы хотим утвердительно ответить на вопрос болгарина и киваем головой, то он воспримет это, как отказ. И, наоборот, отрицательное покачивание головы из стороны в сторону в Болгарии воспримут как согласие.
  • Часто используемый у нас жест, когда указательный и большой палец складываются в кольцо («Ок»), считается неприличным у греков, турков или бразильцев, а для жителя Франции такая жестикуляция будет обидной, так как ее понимают «Ты совершенный ноль».
  • Для грека вытянутые вперед ладони человека, который хочет сказать: «Стоп, остановись», будут значить: «Да иди ты…».
  • Вы можете сильно оскорбить иранца или представителя Таиланда, желая показать восторг с помощью поднятого вверх большого пальца. В этих странах такой жест имеет то же значение, что и поднятый средний палец для европейца.
    Бесплатный онлайн-интенсив

    Ваш Путь в IT начинается здесь

    Подробнее

  • Пальцы, образующие букву V, для многих обозначают победу, но если в общении с британцем или австралийцем вы используете этот жест таким образом, что ладонь будет направлена на собеседника, то он подумает, что вы его «послали куда подальше».
  • Для темпераментных представителей южных народов активная жестикуляция во время разговора – нормальное явление. Но жители скандинавских стран посчитают собеседника, чрезмерно размахивающего руками, невоспитанным или перевозбужденным. В последнем случае от такого человека будут держаться в стороне, пока он не успокоится.

Здесь будет уместна цитата из работы философа Освальда Шпенглера «Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания».

Куда девать оратору руки?

А, действительно, куда девать руки?

Хочется руки спрятать за спину, сложить на груди или засунуть в карманы. А Вам?

Как-то я прочитал хорошую восточную притчу. Может, Вы ее знаете: Ученик спросил Учителя:

— О, Мудрейший, скажи мне, как правильно сидеть?— Так же, как и стоять.— А как же правильно стоять?— Так же, как и лежать.— Но как?— Когда лежишь – просто лежи, когда стоишь – просто стой, когда сидишь – просто сиди…

Красивый образ, не правда ли? Мне этот образ помогает объяснять ученикам, куда девать руки.

Преимущества чтения языка жестов

Жесты человека имеют уникальную значимость в коммуникации. Особенно наблюдательный человек способен анализировать личность человека и его намерения по жестам, хотя об этом многие даже не догадываются.

Например, при проведении собеседования рекрутер, помимо резюме, рассматривает кандидата и по жестам. Кандидат на вакансию может считать, что готов вступить на должность начальника отдела продаж, так как обладает такими качествами, как эффективность в работе, коммуникабельность в общении. Но по факту он сидит перед рекрутером, поджав под себя ноги и скрестив руки на груди.

О чем может подумать работодатель? Только о том, что у человека есть явные проблемы с общением! Следовательно, ему лучше вежливо отказать в работе.

Язык тела.

Если мы опять обратим свое внимание на различие европейского подхода к своему телу («я имею свое тело») и восточного, более глубокого и истинного («я есть мое тело»), то поймем еще одно следствие. «Я имею свое тело» означает отстраненность от тела, так как мы обладаем чем-то внешним, тем, что сегодня можно иметь, а завтра — отдать, продать, потерять… А раз мое собственное тело при этом становится чем-то отстраненным, удаленным от моей сути, от моего Я, то и связь между мной, моим психическим состоянием, и телом, его физическим состоянием (например, здоровьем), как бы ослабевает, прерывается. В восточной модели «я есть мое тело» все крепко сбито, Я и тело — это неразрывное, единое целое, а значит все, что касается моего тела, все, что в нем происходит, затрагивает меня лично, мое психическое состояние, происходит во мне, в моем Я.

Таким образом, я как личность и мое тело тесно взаимосвязаны. А так как эта взаимосвязь, несомненно, ощущается каждым, то каждый, немного поразмыслив над этим, признает бульшую истинность именно в восточном подходе.

Обучение правильной жестикуляции во время разговора

Австралийского писателя Алана Пиза называют «мистер язык тела». А связано это с тем, что он профессионал по распознаванию жестов. У него достаточно знаний, чтобы понимать мысли и чувства человека, обращая внимания лишь на жестикуляцию. В своих исследованиях он рассказывает все секреты языка телодвижений. Алан Пиз учит не только правильно говорить на этом языке тела, но и рассказывает, как его подделать. Из его книги можно узнать, как с помощью жестов не выдать себя в определенной ситуации, «сказать неправду».

Правильная жестикуляция во время разговора используется опытными ораторами, чтобы расположить к себе аудиторию и вызвать у слушателей необходимую эмоциональную реакцию.

Для этого ваши жесты должны соответствовать некоторым требованиям. Необходимо, чтобы жесты были плавными и мягкими. Движения рук должны происходить симметрично и на одинаковом расстоянии. Будет неправильно, если жестикуляция осуществляется одной рукой. Всегда должны быть задействованы обе руки. Одна из них не может быть в кармане или висеть вдоль тела. Чтобы показать уверенность в себе, оратору необходимо демонстрировать широкий жест. Если же движения зажаты, это говорит о стеснении и закомплексованности.


Обучение правильной жестикуляции во время разговора

У всего есть своя мера, которую нужно учитывать. Широкий жест уместен, только если вы рассказываете что-то на большую аудиторию. В ином случае это будет выглядеть глупо и нелепо. В небольшой аудитории это могут воспринять как бездумное размахивание руками. Также не стоит использовать широкие жесты, если оратор возбужден или плохо владеет собой.

Чтобы натренировать симметричность движения рук, можно использовать упражнение «левша». Необходимо поменять руки ролями. То есть обычные действия правой руки выполнять левой. Это упражнение в дальнейшем поможет управлять вам левой рукой так же профессионально и без усилий, как и правой. Например, обычное владение компьютерной мышкой не составит для вас особого труда, если вы будете это осуществлять левой рукой.

Жестикулирование во время разговора должно быть «открытым». То есть при выступлении ваши ладони должны быть развернуты в сторону слушателей. Если же они повернуты тыльной стороной к оппоненту или вовсе спрятаны за спину, в карманы, то это закрытый жест. Из истории известно, что такое положение рук вызывает у человека чувство опасности. Никто не знает, что вы прячете в них. Напротив, открытый жест располагает к себе слушателя, показывает, что вам нечего скрывать.

Как правильно применять ораторские жесты. Развитие жестикуляции

05.07.202105.07.2021 Елена ЛитвиненкоPosted in Ораторское мастерство

Ораторские жесты так же важны для публичного выступления, как и верно подобранные слова. Почему же зачастую спикеры не “дают воли рукам”? Потому что людям свойственно идти на поводу у сформировавшихся стереотипов.

Вы где-то слышали или читали, что жестикуляция руками лишит вашу речь весомости, вы будете выглядеть нелепым и суетливым? Вы смотрите ТВ, где постоянно видите стиснутые в замок руки политиков и воспринимаете такую модель как эталон солидности?

А ваши руки как себя ведут: безвольно висят вдоль тела и “не рыпаются”? Или совершают неконтролируемые мелкие монотонные движения кистями, потому что не отваживаются на большее? Скованность рук и повторяющиеся навязчивые жесты — следствие внутренней зажатости, неподготовленности и недостаточного внимания к инструментам оратора.

Жестикуляция руками активизирует мозг оратора и помогает аудитории воспринимать речь

Исследованиями ученых давно доказана связь развития рук и мозга. В работах отечественных физиологов (В. М. Бехтерева и др.) подтверждено, что движения рук оказывают влияние на развитие речи. Жестикуляция руками помогает снять напряжение и даже усталость, устранить зажатость губ и улучшить произнесение многих звуков.

Центр речи Брока в коре головного мозга человека активизируется от импульсов, которые поступают вследствие жестикуляции руками. Именно он управляет мышцами лица, гортани, языка, челюстей — то есть, артикуляционным и частично голосовым аппаратом. Эта зона мозга обеспечивает правильный порядок слов и формирование осмысленных высказываний.

Конечно, процесс произнесения речи гораздо более сложный, потому что речь связана ещё с мышлением, памятью, эмоциональным регулированием, которое контролирует интонации, темп и громкость голоса. А также словесно передаваемая информация неразрывно связана с мимикой и жестами. Теперь, надеюсь, понятно, что физиологически человек устроен так, что жестикуляция руками — это неотъемлемый процесс выражения своих мыслей и эмоций.

Проще говоря, жестикуляция делает работу мозга эффективнее. Жестикулируя, оратор помогает себе мыслить в процессе публичного выступления. При этом, обдуманные жесты благотворно влияют и на восприятие речи. Это подтвердили эксперименты психологов из Чикагского университета, где сравнивались результаты объяснений, сопровождаемых жестами, и без них.

Как жесты способствуют успешным публичным выступлениям

Во-первых, жесты в публичных выступлениях обеспечивают оратору состояние уверенности. Если ваши локти буквально “прилипают” к бокам, то язык тела транслирует зрителю, что вы боитесь или слишком волнуетесь. Ведь, испытывая страх, человеку чаще всего хочется сжаться и занимать как можно меньше места. Если же вы с первых фраз демонстрируете широкий открытый жест, отрывая локти от тела, вы будете занимать гораздо больше места. Таким образом, раскрываясь внешне, вы воздействуете на внутреннее состояние и ощущаете себя свободнее и увереннее.

Во-вторых, жесты помогают удерживать внимание аудитории. Хороший жест, тот который называют красноречивым, существует не сам по себе. Он помогает спикеру выделять важные мысли, облеченные в слова, и визуализировать информацию. Не стоит всецело полагаться на подготовленные наглядные пособия: презентацию, флипчарт или плакаты.

Когда я была студенткой актёрского факультета, руководитель нашего курса часто говорил, что инструмент скрипача — скрипка, строителя — молоток, писателя — слово, а для актёра инструмент — он сам: его движения, речь, взгляд, чувства. Оратор не писатель, ему нужно для воздействия на аудиторию не только слово, но и он сам — его голос, мимика, взгляд и жесты.

В-третьих, жестикуляция усиливает энергетику оратора. Тот, кто вышел выступать перед аудиторией, транслирует не только информацию, свои мысли и чувства, но и энергию. Если вы увлечены темой и выступаете эмоционально, то, скорее всего, у вас есть потребность дополнить свой рассказ жестами.

Вы наверняка знаете, что все знаменитые ораторы умели убеждать, вдохновлять и заряжать аудиторию энергией. Хорошо, когда внутри от лёгкого впрыскивания адреналина в кровь достаточно внутренней энергии. А если выдавать нечего? Попробуйте неоднократно сделать обеими руками простой жест, обозначающий “Ещё, ещё!” с ускорением, и вы почувствуете, как становитесь энергичнее.

Полагаю, теперь вы согласитесь с тем, что для успешных публичных выступлений оратору важно владеть жестикуляцией, потому что с жестами спикеры выглядят куда естественнее, живее, увереннее и энергичнее.

Какие существуют ораторские жесты и как ими пользоваться

Чаще всего под словом жест мы подразумеваем движения руками и кистями, потому что это наиболее выразительные и бросающиеся в глаза движения. При этом слово “жест” пришло к нам из латыни, где gestus означает движения тела, то есть оно имеет более широкое значение. Жестами являются любые телодвижения головы, плеч, рук, бедер и ног с целью подчеркнуть смысл слов или даже заменить ими слова.

Мы используем в обыденной жизни общеизвестные жесты руками:

  • руку, протянутую для приветствия или просящую что-то дать;
  • в знак согласия показываем пальцы, соединенные в кольцо “okay”;
  • хвалим и одобряем, поднимая большой палец вверх.

Люди кивают и покачивают головой, чтобы дать положительный или отрицательный ответ, делают лёгкие поклоны в ответ на похвалу или комплимент, положение или движения ног могут быть тоже весьма красноречивыми.

Кроме того, известно, что самая большая доля информации поступает для обработки мозгом благодаря зрению (около 60%). Поэтому так важны невербальные сигналы, иначе называемые языком тела. Нам свойственно неосознанно настораживаться и ощущать недоверие, когда слова и жесты не соответствуют друг другу.

Если нас встречают со скрещенными на груди руками (это закрытая оборонительная поза), то несмотря на улыбку и слова о том, что нас рады видеть, мы сомневаемся в искренности слов. Когда замечаем отрицательные кивки головой, договариваясь о новой встрече — у нас возникает чувство, что вряд ли эта встреча состоится. Очень познавательны на эту тему исследования Питера Коллета, и я предлагаю вам посмотреть его фильм “Язык тела”.



Таким образом, жестикуляция свойственна абсолютно всем. Именно невербальные сообщения являются тем фактором влияния, которые подсознательно вызывают положительные или отрицательные эмоции окружающих.

Учитывая всё это, мне непонятно, как можно выступать публично без жестов, использовать закрытые жесты, иметь скованные или безвольно висящие руки. Вот почему непременно стоит научиться управлять жестами.

Выступление оратора похоже на дирижирование оркестром, он управляет зрителями, как дирижер музыкантами. Своими невербальными сигналами: жестами, мимикой и позой он создает контакт с аудиторией и подсказывает, соглашаться со сказанным или поставить под сомнение.

Ораторские жесты имеют определённую классификацию:

  1. Эмоциональные жесты передают чувства: приподнятые плечи и разведённые руки — недоумение, поднятые вверх ритмично двигающиеся руки — радость, лёгкие хлопки на уровне шеи — восторг и т.п.
  2. Ритмические жесты важно применять для акцентирования внимания, они подчеркивают логические ударения, паузы, ускорение и замедление речи. Чаще всего это: дирижирующие движения руками или вертикальные движения ребром ладони, в особенно ярких случаях даже кулаком.
  3. Символический жест заменяет слова. Например, помахивание рукой в знак прощания, соединение ладоней, как символ дружественного отношения. А руки, упёртые в бока — свидетельство непокорности и неодобрения.
  4. Изобразительные жесты существуют для усиления речи визуально, ведь иногда легче показать, чем объяснить. Часто используются жесты изображения величины, подъема или опускания.
  5. Указательные жесты те, с помощью которых указывается направление. Ими можно указать на предмет, о котором идет речь, слайд презентации или наглядное пособие.

Все эти жесты уместны в соответствующем контексте по мере необходимости.

Важный момент! Между жестами должны быть паузы! Нельзя непрерывно размахивать руками, ведь не каждое высказывание нуждается в подчеркивании.

Жесты оратора, которых стоит избегать

Согласитесь, что поведение во время публичного выступления должно невербально сообщать аудитории об уверенности и доброжелательности. При этом есть немало индивидуальных жестов оратора, которые может быть и придают ему индивидуальность, но создают психологический барьер между ним и аудиторией.

Часто повторяющиеся жесты, которые не несут никакой смысловой нагрузки, называют жесты-паразиты. Особенно сильно они проявляются когда спикер нервничает, и это не только не добавляет хорошего впечатления от выступления, но и отвлекает зрителей от содержания речи.

Самое заметное и неприятное из них — это переступания с ноги на ногу. От этого гарцевания, как лошадка, несложно избавиться, главное зафиксировать его у себя. Ужасно нервирует зрителя и вращение какого-то предмета в руках.

Очень полезно записать тренировочное видео и беспристрастно проанализировать его. Возможно, вы заметите, как поминутно поправляете волосы или очки, потираете нос или подбородок.

Если обнаружили подобные жесты — старайтесь сознательно их избегать. Ну а если никак не получается — создайте такие условия, когда их сделать невозможно: волосы соберите или приколите, очки снимите. А некоторые жесты можно заменить на похожие, но несущие смысловую нагрузку. К примеру, не галстук поправлять, а положить руку на сердце, не тереть подбородок, а принять позу задумчивости.

Жестикуляция от которой нужно постараться избавиться:

  • Мелкие и “недоделанные” жесты, чаще всего только кистями рук, которые больше похожи на конвульсивные подергивания;
  • Однообразные и повторяющиеся жесты — их тоже легко обнаружить на видеозаписи;
  • Cлишком утрированные и неестественные движения руками, как будто подсмотренные в немом кино;
  • Пальцы рук соединены в щепотку, когда закрыта ладонь — они не способствуют налаживанию контакта со зрителем;
  • Жестикуляция только одной рукой (поскольку другая занята пультом от проектора, листком бумаги или ручкой). Таких ораторов в шутку называют “однорукий бандит”, и выглядит это не лучшим образом;
  • А также резкие и симметричные, так называемые “зеркальные” жесты.

Посмотрите видео с ярким примером такого типа жестов в юмористическом стиле.



Упражнения для развития пластичности рук и красивых ораторских жестов

Что ж, теории было больше, чем достаточно — приступайте к упражнениям для развития жестикуляции, которые помогут вам развить и укоренить красноречивые жесты.

Упражнение “Мельница”

Поднимите локти рук до уровня плеча, а предплечья оставьте “болтаться” внизу. Из этого положения вращайте предплечьями, описывая круги по направлениям:

  • друг к другу 8-10 раз;
  • друг от друга 8-10 раз;
  • симметрично то в одну, то в другую сторону тоже по 8-10 раз.

После этого обычно ощущается лёгкая усталость в мышцах плеч. Если вы её не почувствовали, то можно добавить количество вращений. А также очень полезно массировать и разогревать упражнениями кисти рук, чтобы они позволяли делать вам мягкие и плавные жесты.

Игра “Крокодил” (иначе Ассоциации или Показуха)

В мои студенческие годы без этой игры не обходилась ни одна вечеринка. Пожалуй, её можно назвать одной из лучших по развитию “изобразительных” жестов. В 2010 — 2012 годы эту развлекательную игру даже подхватило телевидение.

Посмотрите фрагмент телеигры на Муз-ТВ с участием группы “Фабрика”. Правила у телеверсии отличаются, но суть та же. Необходимо за определенное время, используя лишь жесты и мимику, показать слово, загаданное ведущим.

К сожалению, когда игра ведётся на время, участники точечно обозначают объекты. Но даже так можно сразу заметить у кого жестикуляция развита, а кому следует поработать над ней.

Загадывать можно не только слово, а целую фразу: пословицу, название фильма или строчку из песни. Отгадывающие должны догадаться какое слово скрывается за пантомимой. Показывающий участник использует, а попутно и развивает два типа жестов:

  1. Изобразительные жесты, с помощью которых он показывает загаданное слово.
  2. Указательные жесты, которыми одобряет правильные версии и отсекает неправильные. Или показывает в каком направлении развивать мысль, искать синонимы и подобные понятия.

Когда слово отгадано, показывающим становится тот, кто его угадал.

Упражнение “Расскажи и покажи”

В упражнении надо показывать руками произносимый текст, используя изобразительные жесты. Для тренировки можно взять любой художественный текст, к примеру, А.С. Пушкина “Сказку о золотой рыбке” или “У лукоморья дуб зелёный”. Смотрите видео, где я поделилась парой упражнений, которые помогут разогреть руки, чтобы сделать их пластичными. И демонстрирую выполнение этого упражнения.



Заинтересованы выглядеть уверенно и профессионально как спикер? Тогда вам как можно быстрее надо заняться выработкой естественных и красноречивых ораторских жестов. В программе ораторского курса “Говори свободно и убедительно!” предусмотрено развитие жестикуляции и поиск наиболее удобных для каждого базового положения рук.

Смотрите программу курса

Это вам тоже может быть полезно:

Как подготовиться, чтобы хорошо поздравить с праздником

От чего зависит тембр и как изменить голос в жизни

Как беречь и не потерять голос — практические советы профессионалов

Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

Одна из главных функций жеста оратора – привлечение и удержание внимания публики.

Но есть и другие важные функции у жестов.

Жесты оратора должны быть индивидуальны.

Как нет похожего голоса, так и не должно быть стандартных жестов.

Жесты оратора — это не только движения рук. Движения пальцев — тоже жесты…

Жесты — это стиль оратора, имидж оратора.

Можно выступать оратору без жестов? — Конечно же можно.

Но человек без движений кажется неестественным — это говорящая голова!

Оратор с жестами выглядит куда увереннее, естественнее, живее и энергичнее.

Жесты оратора (уверенные жесты) — хороший показатель уверенности оратора.

Как развивать жесты?

Жесты перед зеркалом. Тренер Ирина Палько

Так же, как и ездить на велосипеде.

Бесполезно читать и говорить — нужно делом заняться.

Чтобы научиться делать жесты — нужно делать жесты!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]