Риторика и ораторское мастерство убеждать любого (12 фото)

Автор: Alorous

03 ноября 2022 08:45

Сообщество : Психология

Метки: ораторское мастерство  риторика  советы  убеждения  факты  фото  

21597

12

Вы узнаете, что такое риторика и зачем она нужна в современном мире. В статье раскрою многие приемы ораторского искусства, которые помогут вам убедить любого. Заодно узнаете, как развить свою речь и научиться говорить красиво.

0

Источник:

Смотреть все фото в галерее

Что такое риторика

0
Источник:

Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи. Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся. Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой. Задача оратора: Учить Развлекать Сподвигнуть публику на что-то Виды риторики: Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества. Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде. Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче. Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме. Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила. Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат. Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты. А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа. Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.

×

Как выстроить речь по правилам ораторского искусства

Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления.

Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики.

Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего.

Грамотный и выразительный язык.

Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность.

Объективная и полезная информация.

Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной.

Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

Лаконичная речь.

Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу.

Уместные паузы.

Особое место в устной речи уделяйте паузам. Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями.

Портрет аудитории.

Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали. Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории.

Импровизация.

Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит. Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать. Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация.

Подготовленные шутки, цитаты, истории.

«Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня». Марк Твен.

Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему.

Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

Чувство юмора.

Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией.

Стиль повествования.

Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории.

Ораторское искусство перед публикой

0
Источник:

Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом. Ведь каждая публика другая и каждой аудитории нужна иная речь. Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами. А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед. Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики), то стоит выступать динамично и быть более смешным. Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить. И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой. Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать? Такой анализ — это главное оружие оратора. Поэтому если у вас есть презентация, то всегда имейте ее различные варианты для разной публики. К примеру, для специалистов, молодой публики, новичков и для престарелых.

Есть два способа улучшить свои ораторские навыки и овладеть секретами искусства.

Именно их чаще всего приводят в качестве рекомендаций для начинающих:

  • Записаться на курсы риторики, тренинг или в театральный кружок;
  • Обучаться самостоятельно.

Уроки риторики — отличный способ быстро и под надзором профессиональных преподавателей сделать свою речь правильной, громкой и красивой. Однако, если на данный момент у вас нет лишних финансов, средств или свободного времени на посещение уроков, можно обучаться красноречию самостоятельно. Главное в этом деле — регулярная практика и энтузиазм. Вы можете испробовать разные методики для начинающих ораторов, прочитать учебник, книгу — самоучитель ораторскому искусству и риторики, посмотреть тематические видеоуроки в интернете достигая своей цели. Большинство известных ораторов добились успеха перед слушателями или аудиторией, годами оттачивая мастерство.

Виды аргументов в риторике

0
Источник:

Вот основные виды аргументов в риторике: К логосу — это утверждение, защищаемое оратором. Считается более корректным видом, так как основывается на подлинных обстоятельствах дела. К этосу — апеллирует уже к участникам общения (к оратору и аудитории). Делится на два вида: К авторитету — считается корректным только на основе авторитетного источника информации. Сюда входят цитаты и мнения великих людей, авторитет должности, организации, учреждения и так далее. К личности — выделяет личные качества другого человека. Все основывается на личности оппонента, а не в самой сути. В основном используется при критике утверждений других людей. Делится на: Указывается на то, что оппонент действует вопреки аргументу Переход на личности (критика и оскорбление) Объяснение точки зрения оппонента его личными обстоятельствами К пафосу — утверждения, которые апеллируют к чувствам. Необходимо чтобы вызвать у аудиторий такие чувства, которые будут способствовать принятию тезисов оратора. Делится на: Аргумент к выгоде — стимулирует осознание личных интересов аудитории в той проблеме, которая обсуждается. Это повышает интерес к выступлению оратора. К гордости — расхваливает определенные качества собеседников. Например, с помощью комплиментов можно увеличить удовольствие аудитории и запрограммировать ее на лояльное восприятие речи. К сожалению — сочувствие к тому, что говорит оратор. Например, ученик на экзамене ссылается на свое трудное жизненное положение ради удовлетворительной оценки. К силе — указывает на неприятные последствия для аудитории в случае отказа. Тут речь идет о принуждении и к угрозе. К публике — идет обращение к чувствам аудитории чтобы отвлечь от объективного рассмотрения данного вопроса. Это своего рода отвлекающий маневр. Мол, я свой человек и понимаю каково это.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Схема хорошего аргумента

0
Источник:

SEXI — это схема аргументации. Эти буквы репрезентируют один элемент в аргументации. Его ни в коем случае нельзя забывать. S (statement) — утверждение. К примеру, нам стоит открыть новый филиал на Украине. Или я считаю, что вы мне должны платить больше за работу. E (explanation) — объяснение или обоснование. То есть насколько мы сможем обосновать свое утверждение. К сожалению, у многих обоснование очень короткое. Как правило, 2 — 3 логических обоснования. Но часто оно не убеждает потому, что человек не понимает точку зрения другого лица. Поэтому нужно давать минимум десять (а лучше двадцать) предложений. Чем глубже обоснование, тем больше вероятности убедить собеседника. Но на самом деле еще нужен третий элемент аргументации в риторике. X (eXample) — пример. Всегда хорошо иметь конкретный пример того, о чем вы говорите. Это может быть фиктивный (придуманный) пример. Но желательно, чтобы был из реальной жизни. Вы приводите пример какой-то конкурирующей фирмы, которая открыла филиал в другой стране. Или же вы говорите о коллеге, который получил на 10% больше зарплаты, чем вы. Стоит сказать, что пример очень прост в аргументации. Его намного проще понять. Еще он действует, как доказательство. Если есть пример из жизни, то ваше абстрактное обоснование не просто какая-то теория. Для этого есть доказательство в реальной жизни. I (impact) — значимость. Стоит объяснить почему то, что мы говорим не только правильно, но еще и значимо для собеседника. Можно представить, что мы говорим о формуле, которая в жизни не играет никакой роли. Но если сможем показать, что это правило имеет большой вес, тогда человек изменит свое мышление и действие. То есть мало просто объяснить и дать пример почему правильно утверждение. В конце речи нужно сказать почему это важно в повседневной жизни. Помните, что правда лежит в глубине! Поэтому аргумент нужно представлять так, как будто мы роем глубокую яму. И чем больше даем информации на обосновании, примере и значимости, тем больше вероятности в убеждении.

Два пути развития ораторских способностей

Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень.

Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.п.

Есть 2 пути освоения риторики:

  • Регулярные самостоятельные занятия помогут вам овладеть навыками ораторского искусства, как когда-то помогли даже косноязычному Демосфену. В первую очередь, это работа над техникой и культурой речи. Чем больше вы занимаетесь перед зеркалом или камерой телефона, тем свободней, чище и благозвучней будут ваши монологи. Над чем можно работать дома: Тренируйте спокойное, размеренное дыхание, невысокий темп речи, живую интонацию без фальши.
  • Развивайте силу звучания голоса и внятную дикцию.
  • Учитесь работать с текстами: перефразируйте содержание небольших отрывков своими словами, концентрируя смысл в одном предложении;
  • ищите в текстах ключевые фразы и формулируйте их по-своему;
  • пересказывайте прочитанное, выделяя только самое главное.
  • Самостоятельные занятия сделают вашу речь заметно чище, но риторика этим не ограничивается. Запишитесь на специализированные курсы или тренинги. Здесь вы получите комплексные знания и по-настоящему отработанные навыки. Курсы — это изучение психологических основ ораторского искусства, занятия по подготовке речей и, самое главное, практика. Без реальной практики публичных выступлений продвинуться в красноречии невозможно.
  • Какие аргументы особенно эффективны

    0
    Источник:

    Есть сотни возможностей аргументации и объяснения. Но все же, самый эффективный тип, это аргумент к выгоде. Если покажем какое-то преимущество, то человек с охотой согласится. У людей есть разные потребности и нужды. Для некоторых самое главное, это деньги. Можно показать, что он больше заработает или меньше потеряет. В таком случае, этот аргумент будет иметь главную силу. Есть люди, которым важна репутация. Можно объяснить в обосновании, что если сделать то-то, то у него поднимется репутация. Тогда такой человек нам быстрее поверит. Есть люди, которые верят в свободу. В таком случае, нужно доказать, что если сделать это, то у него будет больше свободы. Тогда этот человек нам поверит. В общем, зацикливайтесь не только на то, чтобы был глубокий аргумент (утверждение + обоснование + пример + значимость). Но обращайте внимание на то, какая потребность (интерес) у целевой аудитории. Ведь аргументов очень много. Однако лишь некоторые из них действительно, смогут убедить публику.

    Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты

    17.09.202015.01.2021 Елена ЛитвиненкоPosted in Ораторское мастерство

    Ораторские выступления или риторика — одна из древнейших наук. По словам Аристотеля — это искусство хорошо говорить и находить способы убеждения. Ведь человеческая речь буквально с момента зарождения превратилась в инструмент организации и управления в обществе.

    Сначала она приобрела важную роль в любых производственных и социальных процессах, а потом под её воздействием сформировались норма и стиль общественной жизни. Люди, владеющие мастерством ораторских выступлений, всегда ценились в обществе.

    «Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным…»

    (Из статьи А. П. Чехова «Хорошая новость»)

    Интересное об истории российской риторики

    В древнерусской литературе можно встретить целый ряд слов, которыми характеризовали людей, владеющих искусством речи. Их называли златоустами, благоязыкими, доброреками и только позже — красноречивыми.

    Считалось, что доброе слово — первое, с чем надлежит обратиться к человеку. В древнерусском красноречии преобладали всего два жанра:

    – торжественное хвалебное «Слово»,

    – назидательное «Поучение».

    В дни важных событий или традиционных праздников люди всегда организовывали пиры и развлечения. И уж там непременно произносились хвалебные, поздравительные речи.

    Во времена Петра Великого был издан указ, в котором категорически запрещалось чтение доклада «господам сенаторам… запретить речь читать по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурость каждого всем явна была». Это побуждало бояр и дворян брать уроки красноречия.

    Однако, подлинное искусство светского публичного слова в России связано с именем М. В. Ломоносова — автора книги «Краткое руководство к красноречию». По дошедшим до нас воспоминаниям современников Ломоносов обладал прекрасной речью, слог его был «великолепен, чист, тверд, громок и приятен… нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно, любил в разговорах употреблять острые шутки».

    А знаете ли вы, что в России вплоть до 1917 года риторика преподавалась повсеместно: в школах, кадетских корпусах, гимназиях, в духовных семинариях и академиях, в университетах.

    Однако, постепенно риторика перешла в статус дисциплин специальных, и теперь большинство людей может освоить ораторское мастерство

    только в порядке саморазвития.

    Судьбоносные ораторские выступления

    В России XIX века достигло высокого совершенства судебное красноречие, как в практической сфере, та к и в области разработки теории ораторского искусства. В. В. Вересаев в своих воспоминаниях пишет о Ф. Н. Плевако: «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя…”

    Как известно, Вера Засулич, стрелявшая в царя, была оправдана. Ее защищал не очень известный присяжный поверенный Александров Петр Акимович. Он произнес блестящую речь и вышел из здания суда всемирно знаменитым. Н. П. Карабчевский писал позднее, что «одною этой речью Александров обеспечил себе бессмертие».

    И еще хотелось бы привести цитату из речи, которая стала знаменита во всем мире. Это выступление одного из самых креативных и талантливых бизнесменов современности, основателя Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета:

    «…Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни. Она – причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Сейчас новое – это вы, но когда-то (не очень-то и долго осталось) – вы станете старым и вас очистят. Простите за такой драматизм, но это правда. Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на то, чтобы жить чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая велит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции.»

    На какой ступени находятся ваши ораторские навыки? Протестируйте себя

    Каждому, чья профессиональная деятельность связана с общением и необходимостью выступать публично, важно развивать свои ораторские навыки. Ведь у начинающих ораторов возникает множество вопросов и проблем:

    • Как убедительно выстроить свою речь, чтобы тебя слушали?
    • Как устранить страх и волнение?
    • Как быть с руками?
    • Как не ударить в грязь лицом, отвечая на вопросы?

    Прямо сейчас вы сможете провести тест и выяснить на какой ступени находится ваше умение выступать. За каждый положительный ответ ставьте себе «плюс».

    1. Взглянув в окно, способны ли вы подробно описать то, что увидели? Засеките время и попробуйте развивать свой рассказ в течение 2-5 минут. Получилось?
    2. Можете ли вы, прочитав множество материалов по теме, изложить его кратко простым, понятным языком?
    3. Когда вы говорите о чем-то, представляете ли вы образы, места, ситуации из вашей речи?
    4. Ловите ли вы себя на том, что буквально каждый день рассказываете другим то, что знаете сами?
    5. Практиковали ли вы съемку самого себя на видео, так как вам было интересно, как вы выглядите со стороны?
    6. Нравится ли вам собственный голос и речь в записи?
    7. Легко ли вам смотреть людям в глаза, когда вы к ним обращаетесь?
    8. Хорошо ли вы помните стихотворения из школьной программы, часто ли цитируете мудрые высказывания?
    9. Удается ли вам держать себя в руках в трудном положении?
    10. Получается ли у вас без особого волнения и трудностей отвечать на провокационные вопросы?
    11. Удавалось ли вам прекратить хаотичный, бестолковый разговор, ухватив суть, и, высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
    12. Думаете ли вы как люди, слушающие вас, воспринимают вашу речь, на какие размышления или действия она их наводит?

    Каждый из вопросов по сути характеризует один из навыков хорошего оратора: умение импровизировать в речи, анализировать текст, хорошую память, самообладание, потребность делиться знаниями и впечатлениями, образное мышление, стремление к саморазвитию, умение структурировать информацию и понимать причинно-следственные связи.

    Поэтому можно считать, что если у вас меньше 4-х плюсиков, то вы на ступени начинающего. Если набрали 8, то ваши навыки на средней ступени: у вас есть опыт успешных выступлений. Ну и 12 положительных ответов свидетельствуют о том, что вы — хороший оратор.

    А вот ещё один подход к тестированию от известного российского бизнес-тренера Радислава Гандапаса. О результатах после прохождения теста предлагаю написать в комментариях.

    Приемы, помогающие эффективно начинать ораторские выступления

    Многие великие, да и просто хорошие, опытные ораторы применяют один выигрышный прием в начале выступления. К нему всегда прибегал в своих выступлениях Адольф Гитлер. Вы наверняка замечали, как его используют и другие политики, лекторы в университетах, и даже школьные учителя.

    С чего же должно начинаться любое успешное выступление? Конечно с паузы! Если вы выступаете перед аудиторией со сцены, кафедры или в большом помещении, перед тем как начать говорить:

    • обведите взглядом слушающих,
    • улыбаясь и слегка кивая дождитесь тишины,
    • выдержите выразительную паузу и только потом начинайте говорить.

    Насколько бы длинную речь вы не подготовили, особое внимание стоит уделить первой фразе. Именно ее услышат абсолютно все, что позволит максимально вовлечь аудиторию. Поэтому она должна быть сильной и вызвать положительный отклик у слушателей. И хороший прием — задать аудитории актуальный для неё «больной» вопрос.

    Конечно, уже через пару минут любой оратор теряет внимание части слушателей. И каждый выступающий должен понимать, что отнюдь не всех собравшихся привлекла тема его выступления. Кто-то пришел за компанию, ради престижа, от нечего делать… А люди, выходящие из зала или ведущие переписку на смартфоне — это чаще всего не демонстрация того, что он плохой спикер. Просто у людей много проблем и отвлекающих жизненных ситуаций.

    Сосредоточьтесь на тех, кто под воздействием вашей первой фразы, будет поддерживать вас и внимательно дослушает до конца. И, чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога. Начните с подходящего афоризма, расскажите интересную историю из вашей жизни. Это может быть важная новость, шокирующий факт, что-то удивительное и поразительное.

    Любое подготовленное ораторское выступление состоит из вступления, основной части и заключения. Сделайте своё вступление кратким, посвятите своих слушателей в то, что ждёт их впереди: каким опытом вы собираетесь поделиться, какие решения предложить, на какие вопросы дать ответы. Сформулируйте это интригующе и многообещающе. И тогда у вас будет значительно больше шансов удержать большую часть вашей аудитории до финала выступления.

    3 секрета ораторского выступления от Уинстона Черчилля

    В своей книге «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» Д. Хьюмс описывает ораторские приемы, которыми пользовался великий британский политический деятель и безусловно блестящий оратор, Уинстон Черчилль. Приводим 3 из них, не потерявших своей актуальности и сегодня.

    Секрет первый

    . Никогда не читайте текст с листа с опущенными вниз глазами! Нужно научиться правильно читать! Не произносите слова, если вы смотрите в текст.

    Используйте технику СОС:

    1. смотреть
    2. остановиться
    3. сказать.

    Для этого нужна тренировка. Возьмите текст, опустите глаза и запомните несколько слов. Затем поднимите глаза и посмотрите на предполагаемого слушателя. Расскажите ему то, что запомнили. Тренируйтесь, пока не произнесете всю речь. Кстати, этим приемом отлично владеет и один из президентов США — Барак Обама.

    Секрет второй.

    Чтобы речь звучала более убедительно, воспользуйтесь таким приемом: разделите свое выступление на отдельные фразы. Используйте рифмы и внутреннее созвучие во фразе, чтобы придать ей поэтическую силу воздействия. Примером может служить фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА».

    Секрет третий.

    Если вы недовольны вашей речью, не все потеряно. Очень важна концовка! Не нужно заканчивать речь на минорной ноте. А спасти концовку может удачная шутка, жизнеутверждающая цитата, а может и остроумный анекдот. Сделайте финал вашей речи мотивационным, используйте призыв!

    Это вам тоже может быть полезно:

    Как подготовиться, чтобы хорошо поздравить с праздником

    От чего зависит тембр и как изменить голос в жизни

    Как беречь и не потерять голос — практические советы профессионалов

    Развитие речевого голоса: упражнения для изменения высоты звучания

    Говори свободно

    0
    Источник:

    Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа. Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают. Но такой считанной речью никого нельзя убедить! Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно. Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Публика все равно никогда не запомнит 100% того, что вы сказали. Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали. А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку. Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его. Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.

    Содержание

    • Два способа улучшить свои ораторские навыки
    • Правила для новичков
    • Основные ошибки начинающих ораторов
    • Обратная связь
    • Полезные упражнения для развития навыка импровизации
    • Артикуляционная гимнастика

    Многие люди хотели бы научится хорошо, красиво и убедительно произносить речь перед публикой и свободно владеть ораторским искусством. Даже если Ваш род деятельности не предполагает регулярных переговоров, выступлений на форумах и конференциях, все равно в жизни возникают ситуации, когда нужно правильно себя подать. Собеседование, презентация нового проекта, выступление на открытой лекции — в этих и многих других случаях владение навыками ораторского искусства придется как нельзя кстати.

    Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

    Говори, как можно короче

    В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь. Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим. Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут. Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут. Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.

    0

    Источник:

    Ораторское мастерство с эмоциями

    Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер. Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций. Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме. Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится. Так публика запомнит вас!

    Структура выступления оратора

    Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить. Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете. Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы. Классическая структура: Вступление — говорите про свою тему и тезис Главная часть — тут аргументируем за или против Заключение — подводим итоги своей речи Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть). К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом. Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за», потом «против». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным. Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.

    0

    Источник:

    Голос оратора

    Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует. Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного. К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение. Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.

    0

    Источник:

    Ударение

    Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет. К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос. Давайте начнем с ударения. В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения. Если говорим монотонно без ударения (как робот), то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать. К примеру, давайте возьмем простое предложение. Я это сейчас не хочу. Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я». Я это сейчас не хочу Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу. Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу. И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать. Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение? Нет! Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение. Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.

    Как научиться красиво говорить

    Сейчас вы узнаете, как научиться говорить красиво и грамотно. Эти методики и законы риторики помогут вам преодолеть барьеры в речи. Особенно это важно в ораторском искусстве для начинающих. Правила вроде бы и банальные, но мало кто их соблюдает.

    Говори свободно

    Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.

    Проблема в том, что люди не уверены и не знают, как держать себя перед публикой. В таком случае они берут скрипт и пишут всю речь слово в слово. Затем все считывают.

    Но такой считанной речью никого нельзя убедить!

    Поэтому для профессионалов я рекомендую вообще, не брать никакой скрипт с собой. Просто говорите свободно. Не важно, если вы забудете пару пунктов из своей речи. Публика все равно никогда не запомнит 100% того, что вы сказали.

    Если у вас 10 пунктов, вы свободно выступите, не будите считывать с листа и забудете три пункта, то это не страшно. Публика все равно вспомнит максимум три пункта из того, что вы сказали.

    А тем, кто неуверенно чувствует себя перед публикой и не может все запомнить, советую сделать шпаргалку

    .

    Возьмите маленький лист бумаги и выпишите туда основные слова или концепты. Этот лист положите перед собой на стол или спрячьте в кармане. Если не хватит содержания, то достаньте лист и быстро просмотрите его.

    Но самое главное, это не пользоваться скриптом. Потому что именно с его помощью вы усыпите аудиторию. Запомните этот один из важных уроков ораторского искусства.

    Говори, как можно короче

    В риторике говорите, как можно короче. Ведь чем дольше говорит спикер, тем менее интересной кажется его речь.

    Это правило можно проверить на самом себе. Если вы себя спросите, насколько вам интересно слушать человека 90 минут. Вы скажите, что это долго. И даже 45 минут покажется относительно долгим.

    Довольно хороший и популярный формат в выступлениях по 18 — 20 минут

    . Людей это устраивает. С одной стороны, это относительно долго чтобы развить какую-то идею. Но с другой стороны, это не надоедливый школьный урок в 45 минут.

    Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.

    Ораторское мастерство с эмоциями

    Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать, что говорил спикер.

    Поэтому, когда держите презентацию перед публикой, не превращайтесь в роботов. Не говорите монотонно и просто смотря на свой скрипт. Не говорите полностью без эмоций.

    Вместо этого нужно показывать свое отношение к теме.

    Если радуемся, то нужно говорить с улыбкой. Или если грустим, то нужно говорить с грустным лицом. А если злы и недовольны, то покажите, что вы злитесь и вам что-то не нравится.

    Так публика запомнит вас!

    Структура выступления оратора

    Почему должна соблюдаться структура выступления оратора? Во-первых, это очень хорошо помогает целевой аудитории понять то, что мы скажем. Если есть разделы в речи, то люди будут знать, о чем вы сейчас говорите и будете говорить.

    Если структуры нет, то аудитория теряется в вашей речи. Она вообще, не знает, где вы сейчас, за что или против чего аргументируете.

    Но структура важна и для вас самих. Если в голове есть ясная структура риторики, то вам не понадобиться скрипт. Ведь вы точно знаете, в каком порядке будете говорить и приводить аргументы.

    Классическая структура:

    1. Вступление — говорите про свою тему и тезис
    2. Главная часть — тут аргументируем за или против
    3. Заключение — подводим итоги своей речи

    Но не всегда обязательно структурировать речь в классическом фасоне. Можно иногда приступать с самого главного (основная часть

    ).

    К примеру, структурировать речь исторически (в виде хронологии

    ). То есть, что было раньше, что есть сейчас и что будет потом.

    Или к примеру, есть структура pro-contra. В ней вы сначала приводите аргументы «за

    », потом «
    против
    ». В конце взвешиваете их и говорите, что для вас оказалось самым главным.

    Однако, чтобы вы не выбрали для своей речи, важно иметь ее структуру. Подготовьте ее дома и потом придерживайтесь плана. Это тоже важное правило оратора.

    Риторические фигуры

    Каждый блестящий оратор будет не просто работать над своими аргументами и содержанием речи. Он также будет разрабатывать стиль. Последний — это риторические фигуры. То есть то, как мы формулируем свои идеи. Какие мы приводим сравнения, метафоры, параллели и так далее.

    В какое-то время риторика в античном мире ориентировалась почти исключительно на риторических фигурах. Здесь я покажу три главные из них.

    Первым будет повторение

    . Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.

    Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль. И как хороший оратор, вы зададите себе такой вопрос.

    Где я захочу повторять и в каком конкретном месте презентации это стоит сделать?

    Пауза

    — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.

    Проблема в том, что сложно слушать спикера, который говорит без пауз. Ведь он тараторит и проезжает свою речь, как трактор.

    Однако пауза дает возможность публике подумать о том, что вы ей сказали. Хороший спикер всегда подумает, в каком ключевом месте ему сделать паузу. Она должна длиться около 2 — 3 секунд.

    Кстати, с паузой вы, как спикер кажитесь наиболее самоуверенно. Ведь вы не боитесь сделать паузу в ожидании, что кто-то спросит у вас что-то.

    Метафора

    — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.

    Поэтому нужно найти метафору (картину

    ) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.

    Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.

    Голос оратора

    Именно голос оратора определяет настроение. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.

    Допустим, есть информация, которая транспортируется неподходящим голосом. В таком случае, мы больше доверяем настроению голоса, чем содержанию сказанного.

    К примеру, разговариваем с родителями по телефону и говорим, что у нас все хорошо. Однако при этом интонация идет вниз. В таком случае родители переспрашивают у нас, все ли нормально. Они не верят нам и спрашивают, что не так. Почему такое безразличное и плохое настроение.

    Поэтому именно по интонации мы оцениваем, как можно доверять тому, что было сказано.

    Ударение

    Когда слушаем людей, можно отлично чувствовать, с какими эмоциями говорит спикер. Какое у него настроение и что он от нас хочет.

    К примеру, если с кем-то говорите по телефону, то быстро почувствуете настроение и намерение человека. То есть мы очень хорошо можем анализировать голоса других людей. Но мы плохо контролируем свой голос.

    Давайте начнем с ударения.

    В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.

    Если говорим монотонно без ударения (как робот

    ), то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать.

    К примеру, давайте возьмем простое предложение.

    Я это сейчас не хочу.

    Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я

    ».

    Я

    это сейчас не хочу

    Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это

    ». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.

    Если поставить ударение на слово «сейчас

    », то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.

    И если сделать ударение на «не хочу

    », то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.

    Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать? Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение?

    Нет!

    Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.

    Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение.

    Мелодичность

    Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.

    Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.

    Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.

    Поэтому нужно найти баланс между монотонным (3 — 4 ноты

    ) и слишком мелодичным движением голоса.

    А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно. А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх.

    Как избавиться от «ээм»

    Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам

    » или «
    ээм
    ». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм».

    Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков.

    Что можно сделать?

    Можно заключить спор

    со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «
    эм
    ».

    Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм

    ». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз.

    Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон

    . Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.

    Практикуем искусство речи

    Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.

    К сожалению, многие так не делают. Они считают, что достаточно просто подготовить слайды.

    Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация. Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше.

    А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время. Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем.

    Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.

    Как избавиться от «ээм»

    Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм». Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм». Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки. Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков. Что можно сделать? Можно заключить спор со своим другом или коллегой. Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм». Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше. Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз. Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон. Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.

    0

    Источник:

    Советы оратору

    Овладение ораторским мастерством, на первый взгляд, может показаться сложным занятием, однако, следуя правилам курса ораторского искусства, обучиться риторике не составит труда. В этом деле также помогут некоторые советы неопытным ораторам:

    • чтобы спонтанная речь лилась свободно, нужно заниматься своеобразной «болтологией», то есть учиться говорить о всякой ерунде. Тренироваться можно на чем угодно. К примеру, в течение 10 минут постарайтесь говорить только об одном предмете (сумка, кот, растение, кастрюля и т.д.);
    • оратор не может позволить себе «травмировать» слух аудитории словами-паразитами, поэтому, если таковые имеются, нужно срочно от них избавляться;
    • в выступлениях очень важны фоновые знания и богатый словарный запас, поэтому рекомендуется много читать (не только художественную литературу), следить за изменениями в обществе, общаться с людьми и в целом являться активным звеном социума;
    • избавиться от страха публичных выступлений можно только при помощи публичных выступлений, поэтому нужно брать себя в руки перед каждым выходом на публику. Со временем придет опыт, выступления будут казаться рутиной и потому перестанут вселять страх;
    • выступая перед людьми, важно всегда оставаться самим собой, не играя и не обманывая. Только честный и открытый оратор сможет завоевать доверие публики.

    Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.

    Одежда оратора

    Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд. Вначале видно то, в чем вы одеты. Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво! Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих. К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию. На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа. В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора. Это тоже один из хитрых приемов риторики.

    0

    Источник:

    Язык мимики и жестов

    Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте. А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука. Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора. Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория.

    Зрительный контакт с публикой

    Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе. Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой. Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными. К сожалению, не многие смотрят на свою публику! Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли. Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику. Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза. Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара. Это грубая ошибка! Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой. Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.

    Правила поведения оратора


    В чем заключаются основы ораторского искусства? Нужно научиться произносить такие речи, которые смогут производить изменения в людях.

    Говорить так, чтобы люди могли не только констатировать, что хорошо провели время, а стремились после вашего выступления к определенным действиям, к которым вы старались их побудить, к тому, к чему вы их склоняли.

    В публичных выступлениях нет бесконечных правил, которые нужно полжизни заучивать, нужно всего лишь освоить простой алгоритм действий. На базе освоенных знаний, путем вырабатывания практикой и опытом, можно в ораторском искусстве достичь немалых результатов.

    • Основы ораторского искусства легко перенимать у хороших ораторов. Наблюдая за их действиями, изучая их поведение, вы сможете перенять у них тактику ораторства.
    • В коре головного мозга человека есть зеркальные нейроны, позволяющие обучаться путем наблюдения за действиями другого человека. Так маленькие дети повторяют все за родителями, едят то, что едят родители, разговаривают так же, даже с той же интонацией. Это один из важнейших условий прироста навыка оратора.
    • Публичное выступление требует знаний и умения и в обязательном порядке требует практики. От чтения правильных книг и обучающей литературы, в которой четко расписано, что это такое, и как овладеть мастерством, навыки не смогут нарастать с нужной для вас скоростью.
    • Знания не имеют ценностей без практики. Также любые знания могут наскучить, если их не применять. Нет аудитории – вам поможет ораторское искусство, упражнения которого можно проводить в гордом одиночестве перед зеркалом. В книгах по ораторскому искусству можно ознакомиться с такими упражнениями.
    • Настоящего оратора не должны беспокоить негативные мысли, а особенно страх провала. Это непременно будет мешать выступлению перед публикой. На время выступления все посторонние мысли необходимо удалить из своего сознания. Полное увлечение выступлением не оставит места для волнения и переживаний.
    • Ораторское искусство включает в себя правила поведения оратора. Хороший оратор не испугается посторонней фразы со стороны или неуместного вопроса. Он владеет ситуацией, и на время выступления только он хозяин положения. Для этого нет необходимости хамить и спорить, нужно найти контакт с аудиторией и быть немного выше нее. Добиться такого результата можно только зная свое дело, и с уверенностью аргументировать и убеждать слушателей.
    • Четкая и ясная речь, правильно поставленные фразы не позволят аудитории уснуть во время вашего выступления. Даже скучный доклад можно разбавить интересными фактами, особенно, если привлечены фамилии известных людей.
    • А более эффективным выступление будет, если аудитория будет вовлечена в дискуссию. Ораторское искусство заключается в применении приема вовлечения, но в допустимой норме, так как ваше ораторское место может занять более активный слушатель.
    • На бумаге, которая будет лежать перед оратором, не должно быть текста, плох тот оратор, который читает свою речь. Кроме плана своей речи ничего не должно быть перед лицом выступающего. Глядя каждому слушателю в глаза по несколько секунд, вы добьетесь большего успеха. Ораторское искусство гласит, что перед выступлением оратор должен много раз отрепетировать свою речь.
    • На помощь человеку, произносящему речь, всегда придут умеренная жестикуляция и энтузиазм в лице. Легкая приветливая улыбка, подтвержденная спокойным темпом речи – первый шаг к победе. Именно такая тактика привлекает внимание и запоминается быстрее, чем монотонный скучный рассказ безликого существа.

    Умение нравиться

    Мы всегда стремимся произвести впечатление на окружающих и оставить его в головах людей. Для этого необходимо уметь понравиться, что довольно сложно.

    Производить впечатление необходимо сразу при появлении в обществе. Для этого важно понимать психотип своего оппонента или группы людей, знать с кем и как можно разговаривать.

    Все эти знания можно получить, изучая ораторское мастерство, которое объединяет в себе две составляющие, изучающие вопросы о том, что говорить и как – это ораторское искусство и риторика.

    Полезными для вас могут быть книги Р. Гандапаса «Харизма лидера» и «101 совет оратору», «Арсенал оратора. Полный боекомплект» А. Ковалева, Б. Морева и Убеждай и побеждай. «Секреты эффективной аргументации» Н. Непряхина.

    Понять людей нетрудно, нужно всего лишь внимательно на них посмотреть. Нам проще общаться с подобными себе людьми – это абсолютно подсознательные действия.

    Поэтому талантливые переговорщики владеют мимикрией. Это важное качество ораторского искусства. Они умеют услышать, узреть желания той стороны, с которой необходимы переговоры, и выстроить такую систему мотиваций и внешний облик таким образом, чтобы не вызвать раздражения.

    Причины раздражения собеседника

    Для облегчения ориентации в малознакомом обществе, и для того чтобы у оппонента не возникло раздражение еще до начала беседы, важно знать некоторые правила:

    1. Ораторское искусство для чайников берет начало с внешнего вида человека. Встречают ведь по одежке. Конечно, неряшливый внешний вид является серьезным раздражителем, но и изысканная роскошь в стиле одежды способна вызвать такую же реакцию. Вы можете безумно любить свои дорогие часы, но они будут раздражать человека, общаться с которым вам предстоит. Изысканная бедность внушить доверия тоже не сможет. Вывод: одежда должна быть сдержанной и адекватной.
    2. Все отлично понимают, что немаловажную роль в общении играют запахи. И лучше не пользоваться никакой косметикой, чем какой-нибудь. На чистоплотности останавливаться не будем, так как этот факт даже малышам известен. Но часто с запахами переусердствуют женщины. Не всегда шлейф духов завораживает оппонента так, что им можно манипулировать, иногда и наоборот. И даже первоклассное ораторское мастерство не сможет притянуть внимание оппонента.
    3. Мы, глядя на человека, пытаемся понять кто этот человек. Мужчины оценивают по физической форме, так как уровень соревнований заложен в них с рождения. Женщины всегда оценивают с позиции соперниц. Но нужно четко понимать, какие области необходимо убрать из сознания, а какие правильно преподнести. Если мы не смотрим человеку в глаза, у него складывается впечатление, что мы что-то скрываем. Если голова слегка посажена назад, то это говорит о нашем высокомерии. Наша задача – знать, какими мы должны предстать перед собеседником. Сканируя человека, нам следует сделать выводы, что можно делать, а что нельзя, и как себя вести. Этот аспект крайне важен в ораторском искусстве.
    4. Если наш собеседник разговаривает с акцентом, то для того чтобы найти с ним общий язык не следует пытаться говорить с ним так же, с акцентом, уловить темп его речи – вот главная задача. Нужно суметь попасть в комфортный нашему собеседнику темп речи. Только слушая его можно понять, как и что он сможет воспринимать.
    5. Если мы хотим убедить собеседника в своей правоте, то логика в этом помочь не сможет. Человек принимает решения всегда на двух уровнях: рациональном и эмоциональном. Когда мы апеллируем к его «рацио», но эмоции оппонента не полностью перетянуты на нашу сторону, он найдет себе обоснования ложности нашей логики и ухода от нее. Ситуация убеждения равна нулю, если мы на сто процентов не уверены в своей правоте.

    Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих.

    Важные советы

    1. Ораторское мастерство заключается в том, что владельца знаний не испугает количество слушателей или статус многих из них. Он всегда найдет тему интересную любому собеседнику, он с первых минут определит, чем можно завлечь даже незнакомого собеседника, но не будет при этом назойливым.
    2. Любое выступление, даже самое хорошее, можно сделать немного лучше. У всех процессов есть определенная структура, построенная на мировом законе композиций. Он не придуман человеком, а лишь зафиксирован им. Это закон природы. Все протяженные процессы начинаются с наращивания, развития, подготовительного действия, а лишь потом происходит основное действие, и только после него происходит некое затухание. Например, в ресторане подают холодные закуски или аперитив для того, чтобы подготовить посетителя к основному блюду, после подносят основное блюдо, а в окончании подают десерт. Прием у доктора тоже имеет свою композицию. Поэтому и выступление должно быть подготовлено по тому же принципу.
    3. Современные ораторы допускают типовую ошибку. К сожалению, они вступление либо вовсе исключают либо произносят предсказуемые банальные фразы. А как раз вступление играет важнейшую роль, и его нужно тщательно подготавливать, не менее чем саму речь. От него зависит дальнейшее восприятие всей речи аудиторией – это же подогрев, подготовка.
    4. Если человек не смог за несколько минут утвердить свое право удерживать внимание аудитории в течение нескольких часов, то вряд ли она будет склонна кредитовать такого оратора на большее время. Заинтриговать, заинтересовать современную публику можно только нетрадиционным и тщательно продуманным вступлением.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]