Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.

Агностицизм (от греческого gnostikos/γνωστικος — когнитивный, гностический) — интеллектуальная доктрина или мировоззрение, заявляющее о неопределённости всех претензий на окончательное знание, т. е. что мир невозможно постичь полностью.

Агностик (от греческого agnostos) — человек, связанный с агностицизмом, сторонник агностицизма. Часто агностики применяют это «отсутствие знаний» к существованию бога. В этом случае агностик — это тот кто не подтверждает и не отрицает существование Бога.

Апатеист (апатия + теизм) — тот, кому безразлично, есть ли бог или загробная жизнь.

Разница между атеистом, теистом и агностиком

Атеизм и агностицизм имеют дело с вопросами о существовании богов.

Атеизм — это про вашу веру или, более точно, про то, во что вы не верите. Агностицизм — это про ваше знание или, более точно, про то, что вы не знаете.

Атеист — это тот, кто не верит ни в каких богов. Агностик — это тот, кто утверждает, что не знает, существуют какие-либо боги или нет.

В то время как атеизм включает в себя то, во что человек верит или нет, агностицизм включает в себя то, что человек знает или нет. Вера и знание связаны, но тем не менее являются отдельными вопросами.

Что такое агностический атеист и агностический теист

Есть простой тест, чтобы определить, является ли человек агностиком или нет. Вы точно знаете, что существует какой-либо Бог? Если да, то вы не агностик, а теист.

Или, может, вы знаете наверняка, что ни один бог не существует или даже не может существовать? Если это так, то вы не агностик, а атеист.

Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или может не верить в одного или нескольких богов. Однако, когда они также утверждают, что не знают наверняка, они агностики.

Агностический атеист не верит ни в каких богов, а агностический теист верит в существование хотя бы одного бога.

Тем не менее оба не заявляют, что обладают знаниями, подтверждающими это убеждение.

Похожие работы

  • Тесты по философии с правильными ответами
  • Lan-Testing по философии: вопросы и ответы
  • Ответы на тесты по философии
  • Lan-Testing по философии: вопрос / ответ
  • Тестирование по философии с ответами
  • Ответы на лан-тестинг по Философии
  • Ответы на тест по истори философии (часть 1)
  • LAN-Testing по философии с ответами
  • Копр для самоконтроля по философии
  • Ответы на итоговый тест по философии
  • Тест по темам по философии с ответами
  • Лан-тестинг по философии: Вопрос / Ответ
  • Копр по философии: ответы на вопросы
  • Вопросы и ответы для тренинга по философии
  • Тесты по алфавиту по философии с ответами
  • Ответы на LAN-Testing по философии
  • Лан-тестинг по философии: вопросы и ответы
  • Тесты по Философии для студентов с ответами

Гностики и агностики

Гностики считают, что мир можно познать, разум пробирается в сущность вещей, человеческая мысль может познать объективный мир.

И это познание может быть достигнуто разными способами: ощущениями (сенсуализмом), чувственным опытом (эмпиризмом), разумом (рационализмом), с помощью интуиции (интуитивизмом) и прочим.

Агностики же отрицают возможность окончательной познаваемости мира: мы познаём не мир, а наше собственное сознание, мысли.

Дилемма о подлинности познания окружающей человека реальности не может быть решена полностью: человек может много знать, но при этом всё же находится на грани незнания.

Иммануил Кант — основатель немецкой классической философии

Любопытный факт: выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Это знаменательное событие произошло 22 апреля 1724 года. Но в тот день никто не мог предположить будущей славы сына простого ремесленника и домохозяйки. Четвертый ребенок среди одиннадцати братьев и сестер, маленький Кант рос в слабом здоровье, но с быстрым умом. Когда его родители заметили это, они отправили юного Иммануила учиться в гимназию в возрасте 9 лет. Почти сразу же мальчик проявил живой интерес к истории и латыни. Хотя основной предмет — теология — не казался ему таким уж интересным. Но что больше всего удивило биографов мыслителя, так это то, что в средней школе Кант не проявлял ни малейшего интереса к философии. Его учеба была посредственной, но он всегда учился строгой дисциплине. После окончания гимназии Кант в 1740 году поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета, который был основан еще в 1544 году и имел давние академические традиции. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку, поскольку у него появился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и многим другим наукам. Возможно, это было связано с духом, царившим в этом древнем центре науки. Молодой ученый планировал защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестер и себя, Кант устроился частным репетитором и проработал там 10 лет. Именно в этот период он вел активную научную деятельность, переосмысливая научное мировоззрение эпохи. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с. Ряд выдающихся ученых эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), поколебали средневековые научные представления, долгое время господствовавшие в Европе. В обществе происходили постепенные, но важные изменения: Абсолютизму и феодализму начал противостоять зарождающийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, особенно механика, также повлияли на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и других создали настоящую научную революцию. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика заменила религиозную схоластику, философия перестала служить только теологии, а начала развиваться как самостоятельная дисциплина. В то же время мировоззрение людей освобождалось: На первый план вышли ценности разума и прагматизма, а романтические идеалы рыцарства и монашества были отодвинуты на задний план. В людях пробудилась жажда знаний об изучении общества, потребность объяснить окружающий мир с научной и философской точки зрения, отделенной от теологических представлений. Следует отметить, что эти тенденции еще не были чисто атеистическими. Термин «Бог» использовался как в философии, так и в теологии. Но философия трактовала его как совершенно новую категорию, отождествляя с «высшим разумом» и «природой». Мыслители эпохи Просвещения (конец 17-18 века) пытались сквозь нагромождение догм и элементов культа «истинного Бога» увидеть природу гармоничных отношений в треугольнике «Бог-Природа-Человек». В то же время общество еще не было готово принять эту «гармонию», слишком полную свободы мысли и равенства. Религиозные конфликты сменились войнами за политическую власть. Возникла острая необходимость в формировании новой рационалистической, но в то же время гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д. Грядовский Д. И. История философии. Книга 3.

Педагогическая деятельность Канта

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, особенностями общественных отношений Пруссии того времени. Основываясь на космогоническом учении Ньютона, И. Кант выдвинул революционную теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамической эволюции Вселенной, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Кант понимал образование звезд и планет как результат трения притягивающих и отталкивающих частиц. Изучая строение Вселенной только с точки зрения механики, Канту во многом удалось опередить астрономическую науку своего времени, что указывало на несомненную гениальность ученого. Безусловно, в его теории были недостатки, но их нельзя оценивать строго с точки зрения неразвитых научных идей того времени. В 1755 году Кант представил в Кенигсбергский университет две диссертации, одну из которых он защитил и успешно сдал экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получил звание приватдоцента — внештатного лектора, который мог брать со студентов деньги за свои лекции. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности, требовался немалый талант, ведь нужно было удерживать внимание студентов именно на его лекциях. И Кант с успехом справился с этой задачей. После этого в течение 41 года он преподавал, вызывая неизменный интерес и репутацию среди молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естественным наукам чередовались с лекциями по географии, механике и этике. Позже были добавлены такие экзотические дисциплины, как фортификация и пиротехника, которые свободно подчинялись энциклопедическому уму Канта. Нарский И. С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с. После Семилетней войны Кант некоторое время был подданным России, что вновь связало его судьбу с Россией. С 1770 года он получил официальную должность на кафедре университета. Постепенно ему удалось заработать состояние, но преподавание отнимало много сил, оставляя Канту мало времени для философской деятельности. Однако Кант использовал даже эти «крохи» удивительно эффективно. Каждый день мыслитель четко планировал, выделяя расчетные часы для интеллектуальной работы и размышлений. Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 — 1770), был отмечен повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы отмечали выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых природных явлений. В непосредственный философский, так называемый критический период своего творчества Иммануил Кант посвятил себя разработке своего гносеологического и метафизического учения. Его ум был занят вопросами познания и существования, морали, эстетики и права. В 1781 году была опубликована его знаменитая работа «Критика чистого разума», затем появились «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднял важнейшие вопросы гносеологии, этики и эстетики и дал миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, повлиявший на дальнейшее развитие философии. Появились и прочно вошли в терминологию философии такие основные понятия философии Канта, как «вещь в себе», «Anschauung», «apriori», «трансцендентализм», «антиномия», «целесообразность», «ценность» и др. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15.С. 12-18. Так родилась классическая немецкая философия — дитя немецкого Просвещения, подарившая миру две новые идеи: активную природу человека и непрерывное развитие.

Агностицизм в философии

Агностицизм в философии — это учение, которое говорит, что невозможно прийти к решению об истинности познания. Диалектический материализм признаёт и объективность мира, и его познаваемость, а также умение человека находить объективную истину.

Идеи агностицизма уже появлялись в античной философии: у Протагора и софистов, в античном скептицизме. Но сам термин «агностицизм» был введён Томасом Генри Гексли (английским биологом и педагогом) в 1869 году.


Томас Генри Гексли (1825—1895).

Исходные формы агностицизма зародились по причине существования несовершенства и непостоянства знания.

В особенности это относилось к дилемме первоначальных оснований всего сущего: ещё в самом начале развития философии были сделаны разные предположения по поводу вариантов картины мироздания.

Каждая теория опиралась на свою первопричину, однако ни одна из предложенных не имела удовлетворительной логичной убедительности.

Осознание и принятие этого факта и дало жизнь скептицизму, и его крайней формой стал агностицизм (отречение возможности понимания разумом истинности вещей).

Агностицизм Юма и агностицизм Канта

Двумя наиболее влиятельными мыслителями философии агностицизма были Дэвид Юм (1711—1776) и Иммануил Кант (1724—1804). Хотя Юм технически был скептиком, его аргументы неизбежно вели к агностицизму.

В основе идей Дэвида Юма было его утверждение о том, что существуют только два вида значимых утверждений. Он писал в своей книге «Исследование о человеческом познании»:

«Если мы возьмём в руки какой-либо том, например, о богословии или школьной метафизике, будет ли там какие-либо абстрактные рассуждения относительно величин или чисел? Нет.

Содержится ли там какие-либо экспериментальные рассуждения относительно реальной действительности и существования? Нет. Тогда сожгите её, потому что эта книга не может содержать ничего, кроме софистики и иллюзии».

Если утверждение не является ни соотношением идей, ни реальной действительностью, оно не имеет смысла. Поскольку утверждения о познании Бога находятся вне этих двух категорий, Бог по сути непознаваем.

Вторая основополагающая идея Юма состояла в том, что нет никаких необходимых причин. Мы никогда не можем знать наверняка, что что-то было причиной чего-то ещё.

Согласно Юму все ощущения не связаны и любая причинная связь, которую мы можем установить, находится лишь в нашем уме. Эти связи устанавливаются только после того, как мы испытываем повторные стечения событий.

Без способности понять причину вселенной мы никогда не сможем по-настоящему ничего узнать о Боге.


Портрет Дэвида Юма, художник Аллан Рэмзи, 1754 год.

На философию Иммануила Канта большое влияние оказал Юм. Кант попытался объединить идеи рационализма и эмпиризма.

Рационализм придерживается позиции, что в каждом есть определённое врождённое знание. Эмпиризм же напротив, утверждает, что мы рождены как чистые листы и все знания приобретаются опытом.

Кант собрал воедино достоинства обеих сторон. Содержание знания приходит через опыт (как утверждали эмпирики), но структура или форма знания развивается в уме (как утверждали рационалисты). Это «решение» привело Канта к агностицизму.


Портрет Иммануила Канта (1724-1804), художник Иоганн Готтлиб Беккер, 1768 год.

Если человек не может ничего узнать без опыта через чувства и если это чувственное познание может быть структурировано в наших умах только врождёнными категориями, тогда мы можем знать вещи только такими, какие они есть для нас.

Мы никогда не сможем узнать реальность такой, какая она есть на самом деле. Нашим ориентиром всегда будем мы сами, а не предметы. Существует расхождение между видимостью (для нас) и реальностью.

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Важно!

Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся:

И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.

Этические, правовые и политические воззрения Иммануила Канта

Кант много думал о человеке как части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средстве для достижения каких-либо целей, то есть он признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель поднял вопрос о соотношении понятий «человек» и «личность». Кант известен также как создатель учения о надисторической морали, независимой от условий жизни, общей для всех людей. Он создал, как уже говорилось, доктрину так называемого категорического императива (закона, заповеди), который существует в сознании людей как вечный идеал поведения. Существование такого императива дает людям свободу и в то же время совместно создает универсальный моральный закон для общества. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1.С. 237-247. Так, в отношении проблемы необходимого и свободного в деятельности людей он считал, что дано мыслимое расхождение: человек действует по необходимости в одном отношении, свободно — в другом. Человек действует по необходимости, потому что он поставлен своими мыслями, чувствами под другие природные явления и в этом отношении подчинен необходимости мира явлений. В то же время человек — существо нравственное. Как моральное существо он принадлежит к духовному миру. И как таковой человек свободен. Моральный закон, данный только разуму, — это «категорический императив», а закон, которому должен ежедневно подчиняться каждый человек, становится частным моральным законом для каждого живого человека. Если поступок отдельного человека не соответствует всеобщему моральному закону, а совершается человеком на основе его собственных склонностей и желаний, его нельзя назвать моральным. Действия человека являются нравственными только тогда, когда они совершаются в соответствии с универсальным моральным законом (императивом). Выполняя императивы всеобщего морального закона, человек может чувствовать себя несчастным, то есть он не получает эмпирического счастья, поэтому моральное сознание человека часто испытывает разлад, вызванный несоответствием между моральным поведением человека и ожидаемым результатом. Поэтому счастье принадлежит не к миру вещей, а к миру духовного. «Счастье — это состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию» Кант I. Критика практической концепции. — М.: Либроком, 2012. — 194 с. . Но чтобы это было так, человек должен достичь высокой степени нравственности, чтобы его воля и желания не противоречили категорическому императиву. Отдельные императивы могут быть гипотетическими, то есть выполнение того или иного правила может способствовать успеху человека в его профессии, в обществе, но главный нравственный императив стоит над ними. Она производит действия, которые, безусловно, хороши: Честность, мужество, благородство и многие другие. Если человек направит свою волю и желания на них, он испытает истинное счастье через их исполнение и достижение. В то же время человек достигает высшей цели своего существования. С этой точки зрения человек также может рассматриваться как «вещь в себе» и феномен. Когда люди подчиняются только гипотетическому императиву, то есть поступают «хорошо», чтобы достичь материальных благ, эмпирического счастья, они становятся феноменом. И только действуя в соответствии с велениями категорического императива, иногда в ущерб своему эмпирическому счастью, они становятся «вещью в себе», обретают сущность и частичную возможность познания себя. Это высшее, неэмпирическое счастье воплощено в добродетели, высшей ценности бытия. Таким образом, Кант ставил моральные принципы выше практических интересов, преобладавших в капиталистическом обществе его современников. Это было высоким достижением этики Канта, ее руководящей гуманистической ценностью. Он открыто заявил, что человек является высшей ценностью, и что воспитание в человеке нравственности и добродетели является главной задачей философии и педагогики.

Список литературы

  1. Абдильдин Ж.М.: Диалектика Канта. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 160 с.
  2. Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское просвещение. Иммануил Кант. — Издательство «Единство-Дана», 2011 г. — 472 с.
  3. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. — МОСКВА: ПЕР СЭ, 2011. — 480 с.
  4. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с.
  5. Кант И. Критика практического разума. — М.: Либроком, 2012. — 194 с.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо, 2012. — 736 с.
  7. Кант И. Наброски метафизики морали. — М.: Мысль, 2001. — 1472 с.
  8. Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.
  9. Нарский И.С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.
  10. Никитина И.П. Эстетика. — М.: Юрайт, 2013 г. — 680 с.
  11. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. — 253 с.
  12. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.
  13. Самылов В. Формирование принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.
  14. Семенов Е. В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.
  15. Сердечна В. В. Учения о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.
  16. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.
  17. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 304 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]