Реальность — это проекция нашего ума. Об этом говорили многие философы древности, это частично подтверждает и квантовая физика. В своих несравненных стихах, подобных сладкому мёду изначальной мудрости, эту истину отразил и Омар Хайям: «Ад и рай — не круги во дворце мирозданья. Ад и рай — это две половины души».
Ад и рай существуют не где-то в параллельных мирах. Ад и рай — это два состояния сознания. То же самое говорил и Будда Шакьямуни о нирване и сансаре.
Нирвана — это просветлённое состояние сознания. А сансара — это омрачённое состояние сознания. И каждый из нас видит этот мир лишь через призму своего сознания. И лишь в силу собственных омрачений мы видим мир несовершенным.
Наверняка каждый замечал такую интересную особенность: два человека могут жить в одном городе, в одном дворе, да даже в одной квартире, но, объективно говоря, существовать при этом в разных реальностях. Часто бывает такое, что люди находятся в одних и тех же условиях, только один видит исключительно позитив, а другой — исключительно негатив. Иногда можно видеть людей, которые во всём видят только плохое. И они настолько своим негативным мировоззрением воздействуют на окружающих, что, и правда, создаётся иллюзия того, что этот человек — самый несчастный человек на свете, и вот если бы хотя бы что-то в его жизни поменялось, то он сразу бы стал счастлив. Но парадокс подобных ситуаций в том, что даже если у человека случается что-то объективно позитивное, он тут же сам себе находит причины для собственных страданий даже в ситуации, которая по всей логике должна принести человеку счастье.
Однако кому-то из нас повезло встретить и других людей — у них всегда всё хорошо. И даже в часы самых тяжёлых испытаний улыбка не сходит с их лица. У таких людей иная логика, отличная от логики большинства, которое, к сожалению, сегодня ориентировано на негативный взгляд на мир. Тут, однако, тоже не стоит впадать в крайность, становясь последователями философии в стиле Адвайта-веданты — дескать, «всё недвойственно», поэтому вообще нет смысла о чём-либо беспокоиться и переживать. Такая позиция, как показывает опыт, тоже, к сожалению, нежизнеспособна. Такие люди просто закрывают глаза на проблемы и перестают действовать вообще. Очень хорошо об этом сказано в «Бхагавад-гите»: «К плодам не стремись — не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо. Несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Как же научиться «пребывать в равновесии» и не впадать в крайности?
Ключевые понятия
Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.
Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.
В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).
Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:
- Глазами — осмотр предмета.
- Руками — ощупывание объекта.
- Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.
Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.
Как мы воспринимаем окружающий мир
Как правило, это следующая схема взаимодействия чувств при восприятии мира:
Тем не менее можно заметить, что восприятие мира, даже у людей с одинаковой модальностью восприятия, очень избирательно.
Психологи приводят в пример простой опыт, который может провести каждый из вас самостоятельно:
- На стол помещают яблоко. Затем приглашают испытуемых по очереди, подводят к столу и задают один и тот же вопрос: «Что Вы можете сказать об этом?».
Дети отвечают прямо и однозначно: «Это яблоко», иногда добавляют: «…оно зелёное». Некоторые добавляют: «…наверное, оно кислое».
Взрослые же отвечают следующим образом, от простых ответов: «Это — яблоко», «Зеленое яблоко», «Яблоко на столе», «Стол с яблоком на нём», до более сложных и объёмных — «Это простейший натюрморт из двух предметов — деревянного столика и зеленого яблока», «Я вижу луч ослепительного солнечного света, падающий на зеленое яблоко из открытого настежь окна. Это замечательно и аллегорично: солнечный свет в виде луча; свет, превратившийся в яблоко; и свет, воплотившийся в дерево, из которого человек сделал стол», — до грубости: «За что вам, идиотам, деньги платят?».
Таким образом, физическое видение Мира для каждого человека хоть и одинаково, поскольку все видят одни и те же объекты и явления, но восприятие этих самых явлений и событий уникально и неповторимо для каждого человека в частности.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
А ведь мы, пока, ничего не сказали о принципиальных психо-физических различиях в восприятии Мира, которые связаны с физиологией мужчин и женщин, юношей и девушек, детей и взрослых, аборигенов, народов Запада и Востока, здоровых людей и людей больных, зрячих и незрячих, нормальных зрячих и дальтоников, гигантов и лилипутов…
Более того, для людей, у которых органы чувств работают иначе или вообще не работают, мир представляется совершенно иным, не такими, каким его видят, скажем, обычные люди. Но, есть люди, у которых чувства сильнее развиты, их мир ещё ярче и красочнее…
Но это вовсе не значит, что влияние внешнего мира полностью субъективно: большинство явлений и предметов оказывают влияние и воспринимаются одинаково всеми.
Например, исследования показывают, что наша эмоциональная реакция на цвета не зависит от их восприятия. Так, синий цвет, как правило, имеет успокаивающий эффект на человека, что связано с короткой длиной волны света, попадающей на сетчатку, а более длинные волны — желтый, оранжевый и красный цвета — делать нас более внимательными.
Перцептивные действия
Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.
Различают четыре уровня перцептивного действия:
- Обнаружение предмета.
- Различение.
- Идентификация и опознание.
Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.
Перцептивные действия складываются в целую систему, некоторые из них требуют специального развития и обучения.
Зрение как оно есть
В самом простом смысле зрение — это в первую очередь два глаза, которые получают и обрабатывают информацию об окружающем нас мире. На самом деле человеческое зрение, разумеется, устроено гораздо сложнее, и информация от органов чувств (то есть глаз) проходит несколько этапов обработки: как самим глазом, так и далее — мозгом. Вместе с офтальмологической клиникой 3Z рассказываем, как зрительная система человека формирует изображение действительности, и объясняем, почему мы не видим мир перевернутым, маленьким, трясущимся и разделенным на две части.
Из школьного курса физики вы можете помнить про линзы — приборы из прозрачного материала с преломляющей поверхностью, способные, в зависимости от своей формы, собирать или рассеивать попадающий на них свет. Именно линзам мы обязаны тому, что в мире существуют фотоаппараты, видеокамеры, телескопы, бинокли и, конечно, контактные линзы и очки, которые носят люди. Человеческий глаз — это точно такая же линза, а точнее — сложная оптическая система, состоящая из нескольких биологических линз.
Проекция объекта через двояковыпуклую линзу
Поделиться
Первая из них — роговица, внешняя оболочка глаза, наиболее выпуклая его часть. Роговица — это вогнуто-выпуклая линза, которая принимает лучи, исходящие из каждой точки предмета, и передает их дальше через переднюю камеру, заполненную влагой, и зрачок к хрусталику. Хрусталик, в свою очередь, представляет собой двояковыпуклую линзу, по форме напоминающую миндаль или сплющенную сферу.
Двояковыпуклая линза — собирающая: лучи, проходящие через ее поверхность, собираются за ней в одну точку, после чего формируется копия наблюдаемого предмета. Интересный момент состоит в том, что изображение объекта, сформированное на заднем фокусе такой линзы, — действительное (то есть соответствует тому самому наблюдаемому предмету), перевернутое и уменьшенное. Изображение, которое формируется за хрусталиком, поэтому, точно такое же.
То, что изображение уменьшенное, позволяет глазу видеть объекты, по величине в несколько десятков, сотен и тысяч раз превосходящие его по размеру. Другими словами, хрусталик компактно складывает изображение и в таком же виде отдает его сетчатке, выстилающей бо́льшую часть внутренней поверхности глаза — места заднего фокуса хрусталика. Вместе роговица и хрусталик, таким образом, — это компонент зрительной системы, который собирает рассеянные лучи, исходящие от объекта, в одну точку и формирует их проекцию на сетчатке. Строго говоря, никакой «картинки» на сетчатке на самом деле нет: это всего лишь следы фотонов, которые затем преобразуются рецепторами и нейронами сетчатки в электрический сигнал.
Внутреннее строение глаза
Поделиться
Этот электрический сигнал затем проходит в головной мозг, где обрабатывается отделами зрительной коры. Все вместе эти отделы отвечают за то, чтобы преобразовать сигналы о расположении фотонов — единственную информацию, которую получает сам глаз — в имеющие смысл образы. При этом мозг — система взаимосвязанная, и за то, как мы воспринимаем то, что происходит в действительности, отвечают не только наши глаза и зрительная система, но и другие органы чувств, способные получать информацию. Мы не видим мир перевернутым благодаря тому, что у нашего вестибулярного аппарата есть информация о том, что мы стоим ровно, двумя ногами на земле, и дерево, растущее из земли, соответственно, перевернутым быть не должно.
Подтверждение этому — эксперимент, который поставил на самом себе американский психолог Джордж Стрэттон (George Stratton) в 1896 году: ученый изобрел специальное устройство — инвертоскоп, чьи линзы также могут переворачивать изображение, на которое смотрит тот, кто их носит. В своем устройстве Стрэттон проходил неделю и при этом не сошел с ума от необходимости передвигаться в перевернутом пространстве. Его зрительная система быстро адаптировалась под измененные обстоятельства, и уже через пару дней ученый видел мир таким, каким привык видеть его с детства.
Другими словами, в мозге нет специального отдела, который переворачивает изображение, поступившее на сетчатку: за это отвечает вся зрительная система головного мозга, которая, с учетом информации от других органов чувств, позволяет нам точно определить ориентацию объектов в пространстве.
Клиники 3Z – крупнейшая в России сеть офтальмологических клиник, которая насчитывает 36 диагностических центров и клиник в восьми регионах России. За 15 лет работы офтальмохирурги 3Z провели более 210 тысяч операций, из них около 65 тысяч — по передовым технологиям коррекции зрения.
Поделиться
Что касается самой сетчатки, то для того, чтобы понять, как работает зрение, нужно также подробнее рассмотреть ее функционирование и строение. Сетчатка представляет собой тонкую многослойную структуру, в которой находятся нейроны, принимающие и обрабатывающие световые сигналы от оптической системы глаза и отправляющие их друг другу и в мозг для дальнейшей обработки. Всего в сетчатке выделяют три слоя нейронов и еще два слоя синапсов, получающих и передающих сигналы от этих нейронов.
Первые и главные нейроны, участвующие в обработке светового стимула, — это фоторецепторы (светочувствительные сенсорные нейроны). Два основных вида фоторецепторов в сетчатке — это палочки и колбочки, получившие свои название за палочко- и колбочкообразную форму, соответственно. Палочки и колбочки заполнены светочувствительными пигментами — родопсином и йодопсином соответственно. Родопсин в разы чувствительнее к свету, чем йодопсин, но только к свету с одной длиной волны (около 500 нанометров в видимой области) — именно поэтому палочки, содержащие родопсин, отвечают за зрение человека в темноте: они улавливают даже мельчайшие лучи, помогая нам различать очертания предметов, при этом не позволяя точно определить их цвет. А вот за цветовосприятие уже как раз отвечают «дневные» фоторецепторы — колбочки.
Светочувствительный йодопсин, входящий в состав колбочек, бывает трех видов в зависимости от того, к свету с какой длиной волны он чувствителен. В нормальном состоянии колбочки человеческого глаза реагируют на свет с длинной, средней и короткой волной, что примерно соответствует красно-желтому, желто-зеленому и сине-фиолетовому цветам (а если проще — красному, зеленому и синему). Колбочек, которые содержат тот или иной вид йодопсина, в сетчатке разное количество, и их баланс как раз и помогает различать все краски окружающего мира. В случае, когда колбочек с тем или иным видом йодопсина, недостаточно или просто нет, говорят о наличии дальтонизма — особенности зрения, при котором недоступно распознавание всех или некоторых цветов. Вид дальтонизма напрямую зависит от того, какие именно колбочки «не работают», но самым распространенным у человека считается дейтеранопия — при ней отсутствуют колбочки, чей йодопсин чувствителен к свету со средней длиной волны (то есть плохо воспринимают зеленый цвет или не воспринимают его вообще).
Красное яблоко при нормальном зрении и яблоко при дейтеранопии
Поделиться
При этом палочки и колбочки покрывают не весь соответствующий слой поверхности сетчатки: в ней присутствует так называемое слепое пятно, не содержащее светочувствительных рецепторов вообще. Так как их нет, свет в границах пятна обрабатывать нечему — именно поэтому те объекты, которые попадают в «поле зрения» слепого пятна, для человека невидимы. Зрение любого человека (к счастью или к сожалению) не позволяет увидеть эти слепые пятна, но некоторые заболевания приводят к появлению скотомы (то есть слепого участка в поле зрения) и вне соответствующего места на сетчатке.
Изображение яблока с центральной скотомой
Поделиться
Сигнал, получаемый и обрабатываемый фоторецепторами, затем переходит к другому слою нейронов — биполярным клеткам. Такие клетки — своеобразные посредники, которые связывают колбочки и палочки с ганглионарными клетками — нейронами сетчатки, которые генерируют нервные импульсы и затем передают их по зрительному нерву в зрительную кору головного мозга через латеральное коленчатое тело (небольшой бугорок на поверхности таламуса).
Латеральное коленчатое тело, принявшее сигналы от ганглионарных клеток сетчатки, сначала передает их первичной зрительной коре — наиболее эволюционно древней части зрительной системы головного мозга (для удобства и лаконичности ее также называют V1). В этом месте начинается формирование действительного изображения того, что происходит вокруг нас, — фотоны, принятые глазом, начинают обретать форму, и цвет, очертания, наличие движения и другие аспекты изображения превращаются в электрическую активность. В зависимости от того, что эти сигналы передают (движение объекта в пространстве или же его форму), они далее посылаются для обработки по вентральному и дорсальному пути в другие отделы зрительной коры. К примеру, средняя височная зрительная область (ее порядковый номер — пять, то есть кратко ее называют V5) считается частью дорсального пути, так как отвечает за обработку движения, а четвертая зона (V4) отвечает за обработку цвета, поэтому относится к вентральному пути.
Современные технологии помогают решить проблемы со зрением. Для коррекции близорукости, дальнозоркости и астигматизма в клиниках 3Z собраны 6 лучших мировых практик коррекции зрения: ReLEx SMILE, ReLEx FLEx, Femto Super LASIK, Super LASIK, ФРК и имплантация факичных интраокулярных линз. Каждому пациенту технология подбирается индивидуально, чтобы обеспечить наилучший результат. Поэтому острота зрения после операции часто составляет 120% или даже 150%.
Поделиться
Отделы, отвечающие за обработку информации от органов чувств и, как мы уже выяснили, помогающие воссоздавать картину реального мира зрительной системе, — не единственные участки мозга, которые участвуют в процессе зрения. Важную роль также играет и моторная кора головного мозга, отвечающая за обработку движений. Важна моторная кора потому, что глаза все время двигаются: перемещение взгляда помогает следить за движущимся изображением или рассмотреть то, что не попадает в поле зрения целиком.
В спокойном состоянии (тогда, когда мы смотрим на статичный предмет или даже на фон) глаза все равно двигаются, совершая очень быстрые синхронные движения (до 80 миллисекунд) — саккады. Информация о том, что глазу нужно изменить положение, посылается к нему из моторной коры. Чуть раньше точно такой же (или, по крайней мере, похожий) сигнал посылается к зрительной коре в качестве так называемой «эфферентной копии». Благодаря этому зрительная кора получает информацию о том, что глаз будет двигаться, еще до того, как это движение начнется — это помогает зрительной коре игнорировать возможные мелкие движения.
Примерное изображение статичного объекта без стабилизации с помощью эфферентной копии
Поделиться
Наконец, осталось разобраться еще с одним моментом — тем, почему картинка действительности, которую мы видим, не разделена на две части. У человека, как и других позвоночных, одна пара глаз. Расположены они достаточно близко друг к другу: отверстия в глазницах черепа обеспечивают расположение глаз таким образом, что у каждого из глаз, с одной стороны, свое поле зрения (около 90 градусов на каждый глаз — то есть чуть больше 180 всего), а с другой — по 60 градусов центрального поля зрения, которые пересекаются с каждого глаза. Благодаря этому пересечению, изображения, получаемые одним и другим глазом, складываются в одно изображение в центре общего поля зрения. То же пересечение полей зрения обеспечивает нам стереоскопическое (или бинокулярное) зрение и способность воспринимать глубину. Бинокулярность зрения теряется при некоторых формах косоглазия — и при них же теряется нормальная возможность воспринимать глубину.
Поэтому механизм того, как формируется в нашем мозге изображение действительности, — это не только оптика и химические реакции, происходящие на сетчатке. Важнейшую роль в создании этой картинки играет наш мозг — причем не только зрительная кора, которая делает фигуры объемными, отделяет их от фона и раскрашивает в нужные цвета, но и остальные отделы, которые отвечают за жизненно важные функции.
В клинике 3Z работают со всеми видами нарушения зрения, возникающими из-за неправильной формы глаза (близорукость и дальнозоркость) или чрезмерной кривизны роговицы (астигматизм). До 15 июля коррекцию зрения в 3Z можно сделать в рассрочку без предварительного взноса и переплат. Акция действует на все виды лазерной коррекции зрения, а также на имплантацию факичных интраокулярных линз (ФИОЛ).
Поделиться
Елизавета Ивтушок
Классификация свойств
Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.
К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:
- Целостность.
- Осмысленность.
- Обобщённость.
- Константность.
- Предметность.
- Избирательность.
Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.
Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.
Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.
Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.
Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.
Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:
- Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
- Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
- Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
- Полнота — уровень соответствия.
- Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.
По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.
Восприятие и впечатления
Впечатления порождаются именно из-за восприятия, в котором задействован ум. Чем острее человек воспринимает события, тем более яркие становятся впечатления. И плохие, и хорошие. Это объясняет почему жизнь многих людей похожа на эмоциональную горку – то вверх, то вниз. Причиной этому является чрезмерно активный ум, который является главным стимулом и побуждением к деятельности. Люди, чьим начальником является ум, а не разум, находятся под его влиянием, живут эмоциями и переживаниями, категориями приятного и неприятного, принятия и отторжения. Все это сковывает людей, так как достижение приятного требует совершение неприятных действий. Это, в свою очередь, вводит в уныние и является причиной выгорания, так как ожидания очень часто не соответствуют действительности.
Рекомендуем также эту статью: Лицемерие людей – как оно мешает выстраивать отношения?
Впечатления оставляют определенный отпечаток в сознании человека, который будет проявляется при повторном восприятии объекта, который вызывал это впечатление. Например, если человек отравиться каким-то продуктом, то его запах будет ещё долгое время вызывать отвращение, а если человек во время определенной деятельности будет испытывать положительные впечатления, то и спустя время он будет воспринимать такую деятельность приятной, даже не занимаясь ей. Последний случай очень часто бывает связан не с самой деятельностью, а с её восприятие в прошлом. Так, например, могли происходить какие-то иные события, на фоне которых определенная деятельность казалась человеку приятной. Или жизнь в целом давала ему в тот период белую полосу.
Впечатления формируют отношения к чему-либо или кому-либо, а также создают эмоциональный оттенок для воспоминаний, что крайне сильно влияет на восприятие определенного объекта. Неприятные воспоминания связанные с определенным объектом, пусть даже и не вызванные им, будут негативно отражаться на то, как человек воспринимает этот объект. С точки зрения осознанной жизни – это очень важно понимать, чтобы не попадать в ловушку восприятия.
С другой стороны, эти знания можно использовать для закрепления определенной деятельности, создавая ей положительный эмоциональный фон, что подкрепит как мотивацию и дисциплину, так и сам результат. Самым важным делом, которому человек посвящает жизнь, лучше заниматься в приятной обстановке, что поможет не только создать положительный фон, но и подкрепить желание заниматься этим в дальнейшем.
Также следует понимать и то, как впечатление способны оказывать влияние на других людей. Контроль чувств и эмоций не только позволит нам, а не уму решать, какие люди нам нравятся, а какие нет, но и контролировать свои поступки и слова, что даст возможность свободно оказывать положительное впечатление.
Виды восприятия
Перцепция относится к ощущениям и может классифицироваться по-разному. Разделение проводят по особенности объекта. К таковым относятся — восприятие речи, предметов, музыки или человека человеком, в последнем варианте — это социальная перцепция в психологии.
По модальности выделяют восприятие — визуальное, вкусовое, осязательное, слуховое, обонятельное. Длительность перцептивного процесса подразделяют на симультанное — одномоментное и сукцессивное — развёрнутое во времени.
По форме существования материи делят восприятие времени, движения и пространства. Это особенно сложные формы перцепции.
Восприятие у человека делят также по типу личности (визуал, кинестетик, аудиал). Если кратко, то зрительный приём информации присущ людям с визуальным типом восприятия, слуховое у аудиалов, а тактильное относится к кинестетическому.
С чего начинается восприятие
Восприятие – это сложный процесс обработки информации, который можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, «снизу в верх», начиная с различных сенсорных рецепторов и других центральных станций обработки проводящих путей до сознательного восприятия.
4 типа восприятия человека
Всем известны пять органов чувств:
- зрение;
- слух;
- обоняние;
- вкус;
- осязание.
Однако существуют еще четыре чувства:
- тепла;
- равновесия;
- боли;
- собственного тела.
Задача всех этих сенсорных рецепторов – преобразовывать физические импульсы в форму сигнала, которая может дальше обрабатываться организмом.
Сенсорные рецепторы выполняют только первую часть работы на пути к сознательному восприятию. На последующих уровнях обработки происходит то, что его определяет.
Пространство, время и движение
Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.
Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.
Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.
В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.
Движение — это отражение изменяемости расположения предмета в пространстве, учитывается также направление и скорость движения.
Различают восприятие:
- по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
- амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
- по направленности — право, лево, вверх, вниз;
- по длительности — краткое, продолжительное;
- по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
- по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.
Упражнения по работе с восприятием
Для того, чтобы открыть для себя больше граней окружающей реальности, можно тренировать все органы чувств. Порой достаточно просто остановиться и спросить себя:
- что ты видишь?
- что ты слышишь?
- что ты ощущаешь?
- удобно ли тебе?
- какой мир ты видишь сейчас?
Ответы на эти вопросы уже помогут воспринимать жизнь более осознанно. Можно сделать упражнения для улучшения восприятия.
Упражнение «Погружение в бытие»
Для этого:
- Встать прямо.
- Обратить внимание на ощущения под подошвами ног.
- Медленно вдыхать и выдыхать, глядя по сторонам.
- Стараться смотреть на все вокруг открытым, мягким взглядом.
Фото Kon Karampelas on Unsplash
Позволить своим мыслям отдохнуть и почувствовать тишину, которая медленно овладевает всем внутренним существом. Не нужно сосредотачиваться на конкретной цели и на что-то сознательно смотреть. Единственная цель этого упражнения – просто стоять, наблюдать за миром вокруг и «погрузиться в бытие».
Упражнение «Наслаждение»
На самом деле использовать можно все, что доставляет удовольствие. Но для примера пусть будет кофе, его вкус и запах. Предположим, раз в неделю удается действительно насладиться ритуалом – медленно приготовить и выпить чашечку кофе. Это чувственная церемония с ароматом, процессом заваривания и способом приготовления, и, наконец, что не менее важно, воспоминанием о прекрасной атмосфере, приносит удовольствие.
Для упражнения нужно попробовать перенести этот сенсорный опыт в свою повседневную рабочую жизнь. То есть попробовать так же смаковать свой напиток, как во время того самого ритуала. Вспомнить вкус, ощущения, задержаться на минуту. Это развивает умение управлять своим восприятием.
Это можно попробовать повторить почти со всем. Например, включить «ту самую песню», с которой связаны приятные воспоминания. Достать духи, чей аромат пробуждает особые чувства. Упражнение можно делать несколько раз в день.
Умение наблюдать за миром вокруг поможет стать художником своего личного восприятия. Персональная картина реальности, вероятно, является самым важным и мощным произведением искусства, которое человек способен создать в своей жизни. Так что надо сделать так, чтобы оно получилось невероятно красивым.
Иллюзия реальности
Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.
Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.
В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.
Обоняние
Да, со зрением и слухом конкурировать трудно, но и остальные органы чувств жизненно важны. Пожалуй, самым примитивным чувством можно считать обоняние. Ведь запах воспринимается мозгом непосредственно от рецепторов, расположенных в носу, нет длинной цепочки усиления, преобразования и кодирования, как это происходит с изображением и звуком. Но в то же время ощущение запаха играет в нашей жизни огромную роль.
Опытный парфюмер в состоянии различать до 2000 ароматов, хотя в ежедневной работе использует всего от 300 до 800 запахов
Обоняние однозначно уберегает нашу жизнь от многих опасностей, благодаря ему мы не едим протухшую пищу и можем вовремя распознать запах газа или дыма. Оно — надежный помощник природы в деле размножения. Маленькая бабочка способна привлечь запахом самца для спаривания за несколько километров! А умирающий муравей испускает специфический запах, почуяв который его сородичи спешат вынести тело собрата из муравейника.
Кроме того, обоняние — один из самых надежных и прочных «якорей» для нашей памяти и эмоций. Запах теплого молока — бабушка, запах полевых цветов — лето и каникулы на даче, мамины духи — чувство покоя.
Ассоциации, сложившиеся еще в детстве, сопровождают нас всю жизнь. Можно забыть лицо своей первой возлюбленной и даже ее имя, но ее аромат вы не забудете никогда.
«А роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» (У. Шекспир)
Причины нарушений
По определённым обстоятельствам могут возникнуть разные нарушения механизмов восприятия. Это могут быть психические перегрузки, воздействие химических веществ, заболевания или упадок сил. К наиболее известным относят галлюцинации — образы без реального наличия объекта.
Галлюциногенные явления возникают в любой модальности:
- зрительной (посредством образов, разнообразных событий);
- слуховой (звучаний, щелчков и т. д. );
- тактильной (кожных реакций в виде ощущений холода, ожогов, ползающих насекомых).
Область восприятия обширна, люди видят мир в разных вариациях, несмотря на то, что в теории он одинаков для всех.
Особенности восприятия
Как получается, что люди так по-разному изображают в голове один и тот же мир? Реальная жизнь предлагает около 320 000 000 единиц информации в секунду. Эти информационные блоки содержат все, что окружает человека: звуки, запахи, цвета, формы – все, что есть. Но разум может воспринимать только часть этого.
В этом смысле мозг – это фильтрующий орган. Он просто выбирает то, что считает важным. Соответственно, человек упускает большую часть доступной реальности.
На подсознательном уровне это выглядит немного иначе. Подсознание может поглощать до 11 000 000 единиц информации в секунду. Но она ускользает от сознательного восприятия. Информация хранится и обрабатывается бессознательно.
Вкус
Вкус несколько отличается от других ощущений, его часто воспринимают в тесной связи с ними. Еда становится менее вкусной, если ее лишить запаха, например, сильно охладив, и тогда для нашего языка становится уже далеко не так, очевидна разница между красным вином и уксусом…
Вкусовые ощущения гораздо больше других зависят от пищевого опыта. Индусам, выросшим на своей исторической родине, более привычна острая, пряная пища, поскольку в жарком и влажном климате специи помогают дезинфицировать еду. Но европейцы индийского происхождения, как и мы, вовсе не находят обилие специй столь уж привлекательным на вкус.
Все многообразие, ощущаемое нашим языком, берет начало от четырех основных вкусов: сладкий (сахароза), кислый (лимонная кислота), соленый (поваренная соль) и горький (хинин). Мозг получает информацию о них от четырех типов вкусовых рецепторов.
Как по-вашему, что больше по вкусу детям — сладкое, соленое или горькое? Ответ очевиден: все дети — сладкоежки! Попробуйте-ка съесть коробку пастилы за один раз — а малыш управится с ней запросто. Но почему это так? Рецепторы, воспринимающие сладкий вкус, в детстве работают гораздо слабее, набирая силу только с возрастом. Это уловка матушки-природы: так она позволяет детям потреблять много быстрых углеводов, необходимых для роста и развития.
«Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы» (Г. Гельмгольц)