​Что такое духовность и другие аспекты духовного мира человека

Жизнь человека — тропа в неизведанное. Как по ней пройти и к чему прийти. кого выбрать в попутчики, на что ориентироваться, чтобы результат странствия оправдывал ожидания и одаривал нас по заслугам наградами и дарами. Как отличить настоящие ценности жизненных подарков от поддельных.

В этой статье постараемся раскрыть глубину понятия духовность и осознать, что именно она является светом, подсвечивающим путнику его путь во тьме и сумерках на избитых дорогах жизни, энергией, придающей ему силы двигаться дальше, когда их почти не осталось. Мы поговорим о том, какие богатства внутри нас могут быть высветлены этим светочем и охарактеризуем каждое из них, чтобы ответить на вопрос: «Что такое духовный путь?».

Что такое духовность

Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше. У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.

Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм. Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.

В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы. Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально. Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.

Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели. Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед. Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.

Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.

Учителя, которые всегда при нас

Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.

Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:

  • тело;
  • душа;
  • Дух.

Учитель-тело

Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.

В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:

  • истинное благо;
  • прельщают страстями;
  • ввергают в невежество.

Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости. Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья. Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.

Учитель-душа

Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего. Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности. Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.

Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.

Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.

Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.

Учитель-дух

Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.

Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:

  • успокоил свой ум;
  • смирил страсти;
  • открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.

Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.

В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.

Совершенство духовности

Высочайший духовный уровень развития человек означает полное восприятие себя как души. Это же означает, что человек воспринимает других как души. Знание того, что каждая душа – это слуга Бога, даёт возможность ощутить гармонию от осознания того, что все живые существа связаны своей природой как слуги Бога. Неспособность видеть это указывает на недостаток погружения в духовную жизнь. Но когда человек осознает себя душой в нём отсутствуют всяческих сомнения, ненависть, злость и самомнение, остается лишь присущее ему естество. Потому что человек по своей природе является душой и слугой Бога, как и все живые существа. Способность воспринимать жизнь так и означает высочайший духовный уровень развития человека.

Признаки духовности человека

Ну, а теперь самое время поговорить о признаках, характеризующих степень духовного роста человека.

Их можно перечислить в порядке, отражающем степень духовной осознанности:

  1. Совестливость.
  2. Способность строить гармоничные отношения.
  3. Стремление быть полезным.
  4. Желание стать изначальным.
  5. Смирение.
  6. Благодарность.
  7. Просветление.

Совестливость

Основным пробуждающим элементом нашего естества является совесть, через которую Дух стучится в двери души, встряхивая зоны нашего мозга, чтобы уберечь от неверных и опасных ходов.
Даже в самом слове совесть слышится: «Совместная весть». Это понятие — скорее состояние, когда сознание человека способно сливаться с сознанием более высокого уровня, которое своей гармоничностью повышает его вибрации до той степени, где ему уже трудно совершать негармоничные поступки, идти на сделку со своей совестью, и он уже под ее защитой.

Духовный рост личности и общества в целом характеризуется степенью правильного взаимодействия со своим окружением. Поэтому следующий признак, характеризующий степень этого роста, не зря так называется.

Способность строить гармоничные взаимоотношения

Человек постепенно начинает осознавать ценность правильных отношений с другими. Когда уходит из сердца воинственность, ты начинаешь выходить за рамки своих внутренних ограничений, принимая мир и людей в нем такими, какие они есть. Ведь этот мир создан не тобой, и у того, кто его создал, видимо, были веские причины, чтобы он был таковым.

Воюя с миром, не принимая его, ты входишь в конфликт и с его Создателем. Задумайся над этим.

Общество, в котором подобных людей, принявших мир, становится больше, уменьшает количество претензий к своим соседям, будь то вопросы спорных территорий или идеологические споры. Воспаленные общественные нарывы начинают рассасываться, злободневные вопросы постепенно решаются. Люди осознают, что взаимное сотрудничество — путь к усилению обеих сторон.

Стремление быть полезным

Каждый пришел в земную жизнь со своей индивидуальной программой, чтобы развиваться, работая над наиболее важными личными качествами. Начинать совершенствование себя как личности и духовной единицы никогда не поздно. Приходит время, когда человек стремится реализоваться, найдя более подходящее для себя место в обществе.

Но с духовным ростом приходит понимание, что полезности только для себя уже слишком мало. Человек хочет оставить свой след в этом мире. Его духовное проявление при этом выражается не попыткой подпитать чувство собственной значимости (чтобы помнили потомки), а своим бескорыстным служением. Помните, как в сказке: «Делай добро и бросай его в воду». Но здесь необходимо, чтобы были открыты духовные очи, чтобы, служа кому-то или во имя чего-то, не стать его рабом.

Здесь нужно чувствовать степень вашей истинной полезности, ощущать грань, за которой переизбыток полезного стремления может нанести вред — и не только вам. Примером являются слишком залюбленные дети, которые, уже будучи взрослыми, продолжают находиться в зависимости от своих родителей, лишивших их способности принимать самостоятельные взрослые решения. В этом случае — страдания обоюдные, но больше достается все же тому, кто стоял у истоков зарождения этой проблемы.

Желание стать изначальным

Наверное, наличие в вас этого признака говорит о том, что ваше развитие близко к стадии духовного пробуждения. Вы уже понимаете, что на вас много лишних одежек и масок, одетых родителями, школой, обществом, заставляющих нас поступать шаблонно — как все, и делать — как положено.

Духовное несовершенство общественных институтов привело к созданию искусственного мира, который использует человека как курицу, несущую яйца. За гранью этого нарисованного мира стоит другой — настоящий, но чтобы в него попасть, став истинным творцом своей жизни, нужно избавиться от личин, которые срослись с нами, и мы ошибочно полагаем, что это и есть мы.

Наша изначальная природа — духовна. И если вы готовы меняться, осознавая, что снятие каждой новой маски — болезненный процесс, который будет сопровождаться отказом от чего-то важного для вас в прошлом, отказом естественным — вы уже при дверях, будьте готовы к испытаниям, а также — к чудесным преображениям.

Смирение

Вас уже тяжело достать гневу и возмущениям, вы медленно, но уверенно приближаетесь к самому себе, отбрасывая одну за другой уже бесполезные маски. Расширился диапазон восприятия вами мира, в котором вы стараетесь уделять внимание тому, что поддерживает в вас состояние присутствия гармонии, хотя не отвергаете то, что вам в мире не нравится. Вы просто не уделяете этому внимание. Ваша энергия там, где в данный момент находятся ваши мысли и вам приятно думать о вечном.

Вы душевно уравновешены и духовно крепки. Благодаря духовному балансу, установившемуся внутри, вас уже тяжело вышибить из седла, ибо ваша вера в правильность ваших действий и доверие Духу – невероятно крепки. Вы начинаете духовно пробуждаться.

Благодарность

Истинная благодарность от сердца не только ближним, но, в первую очередь, — Тому, кто создал эту удивительную жизнь на чудесной планете Земля — степень достаточно высокого уровня духовного развития. Она является переходным периодом перед настоящим духовным пробуждением.

В это время вы продолжаете совершенствование себя как человека, но уже осознаете в себе духовное существо.

Просветление

Вы стали тем, кем являетесь изначально — осознанным духовным существом. Жизнь раскрывает вам свои потаенные двери, сокрытые от непосвященных. Она щедро делится с вами настоящими знаниями, так как знает, что они будут использованы во благо других, во благо самой жизни. Пришло время творить осознанно.

Что значит быть духовно развитым человеком

Тот, кто посвящает себя чему-либо, идущему во благо его жизни, непременно развивается и совершенствуется в этом.

Если мы хотим духовно развиваться, нам необходимо уяснить три золотых правила:

  • цени свою жизнь как великий дар;
  • не посягай на жизнь чужую, равно как и на чужой опыт;
  • будь благодарным.

Через них наши три учителя созданием определенных жизненных обстоятельств учат нас, ведя по пути личностного и духовного роста. Развитие как раз и заключается в том, чтобы, следуя этим указаниям, прийти к своей изначальной духовной природе.

Человек может стать личностью, а может и не стать. Способна ли личность идти путем духовного роста или ей вполне хватит состояния социальной реализации в осознании того, чего же из материальных благ и волевых качеств ей еще не хватает?

Общество — лучшая площадка для проверки человека на степень его духовности.

В нем есть место всем:

  • нравственно-ущербным и сбившимся с пути;
  • продвигающимся в развитии и деградирующим;
  • просто живущим и социально-реализованным;
  • начинающим первыми шагами затяжное восхождение к вершинам духа и духовно-просветленным.

Однако, на какой бы из ступеней социального или духовного развития ты не был, жизнь тебя всегда будет подталкивать к развитию — зачастую трудностями и проблемами. Она будет отзеркаливать людьми, их отношением к тебе, а также покажет то, что самому разглядеть в себе совсем непросто — степень своего эгоизма.

Усердная работа над собой как раз и наиболее ценна тем, что, взяв под контроль свой эгоизм, обуздав зверя в себе с его страстями и воинственностью, вы начинаете быстрее развиваться в духовном направлении.

Совершенствоваться духовно — это значит быть внимательным к миру, внимая тому, что он хочет тебе сказать: будь то поступки людей, их отношение к тебе, другие явления и события. Однако это не только твоя наблюдательность, но и твое отношение, проявленное в действии.

Быть духовно развитым — это значит работать над качествами характера, которые соответствуют вышерассмотренным признакам. Это также и способность удерживаться на вновь открытой в себе ступени развития, став мудрым исследователем нового неизведанного тобой океана.

У человека имеются семь основных энергетических центров, семь внутренних океанов энергий, расположенных снизу вверх — от копчика до макушки. Каждый из них отвечает за жизнедеятельность определенных органов, систем организма, работу тонких механизмов сознания и подсознания.

Исследуя эти центры, обращаясь к определенным практикам, совершенствуясь в этом, мы двигаемся тропой познания не только себя, но и чего-то большего в себе. Постепенно мы начинаем понимать, что нет предела совершенствованию, что у него есть начало, но не имеется конца. Следовательно, быть развитым в этом направлении — значит непрерывно улучшать себя, ориентируясь на внутреннюю гармонию.

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»


В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.

Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми .

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости .

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям .

Формы духовности :

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями .

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны . Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.

Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

Формы псевдодуховности:

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.

Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей .

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.

Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Литература:

  1. Духовность // . — Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/464/30537.php/ (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Духовность, бездуховность // Толковый словарь обществоведческих терминов // . — Режим доступа: https://slovarnik.ru/html_tsot/d/duhovnost5.html/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Ваайман, Кейс. Духовность. Формы, принципы, подходы // . — Режим доступа: https://coollib.net/b/175471/read/ (дата обращения: 07.03.2016).
  4. Что нужно, чтобы знать, что такое бездуховность // . — Режим доступа: https://onemillionadvice.info/index.php?mode=2&pname=87817&main_name=ct1_Kul %27tura_i_obshestvo&sub_name=ct1_Drugoe&name=ct1_takoe_bezduhovnost %27/ (дата обращения: 07.03.2016).
  5. Духовность общества и духовность человека // . — Режим доступа: https://mariuver.info/mari/soc/media/papers/pogarnja/2/duhovnost.html/ (дата обращения: 07.03.2016).

Духовность общества и духовность человека*

Необходимо различать категории «духовность общества» и «духовность человека», хотя они во многом перекрывают друг друга. Духовность призвана очеловечивать человека. Её приметами являются наличие сложных межличностных и межгрупповых социальных связей, защищённость слабых (детей, женщин, стариков, инвалидов, малочисленных народов), сочетание суверенности личности и социальных институтов, бережное отношение к окружающему миру. Духовность общества включает в себя библиотеки, музеи, театры, клубные учреждения, учреждения образования и науки. Её сущность есть связь времён, преемственность поколений, совокупность культурных ценностей и социальных институтов.

Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, для любви, для самосовершенствования, для благородных поступков, умением радоваться чужой радости. Духовный человек – это индивид, обладающий сильным духом, энергичный, свободный от суеты сует, свободный от страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Смысл своей жизни он видит не в обретении какой-то эфемерной индивидуальности (позволяющей попасть в книгу Гиннеса), не в самоутверждении, а в принесении пользы ближним и дальним людям, занимаясь созиданием материальных и духовных ценностей. Созидательная деятельность вынуждает его преодолевать себя, вынуждает управлять собой, работать над собой, физически и духовно совершенствоваться. Плодотворная деятельность способствует самореализации, обретению индивидуальности, даёт ощущение удовлетворения своей жизнью и ощущение счастья.

Бездуховность

Чтобы лучше понять сущность духовности, можно воспользоваться методом от обратного, например, рассмотреть категорию «бездуховный человек». Бездуховный человек ограничивается удовлетворением витальных потребностей, им управляют инстинкты и эмоции. Это так называемый субъективный идеалист. Он живёт одним днём. Ему нет дела до других людей, общество интересует его в той мере, в какой оно может предоставить ему блага. Ему нет дела до прошлого и будущего своего народа, социального прогресса, до глобальных проблем человечества.

Бездуховные люди есть и среди политиков, и среди пишущей братии. Даже учитель и артист, превратив свой промысел в ремесло, могут оказаться бездуховными. Также одинаково бездуховны люмпен и бюрократ. Принцип их жизни отражает выражение «жить для того, чтобы есть». Они живут стереотипами, собой представляют так называемую закрытую систему: у них нет сомнений по поводу своего духовного совершенства, не задаются вопросами подобно «почемучке», так как всё «знают» о себе и окружающем мире. Ими управляет не разум, а рассудок или эмоции, чувства, настроения, инстинкты, ощущения.

Как стать духовным?

Чтобы стать духовным, человек должен быть и объектом, и субъектом любви. Но стать субъектом любви непросто – влюбиться способен каждый, но далеко не каждый способен любить. Любить может только тот, кто добр, кто способен преодолевать в себе ревность, агрессивность и другие негативные качества. Любит тот, кто имеет восторженно-поэтическое восприятие мира и способен идеализировать (родную природу, свой этнос, Родину, другого человека).

Чтобы индивид стал духовным, нужно много условий. Но насильно привить духовные качества невозможно – нужна целая система, способствующая самостановлению человека. Одухотворению крестьянина способствуют жизнь по принципу «не навреди», гармоничные отношения с окружающими людьми, природой и самим собой.

Школа поможет стать духовным?

Школа должна заниматься не только накоплением знаний и увеличением объёма памяти ребёнка. Её сверхзадача заключается в том, чтобы «зажечь светильник» учащегося. Пусть он самостоятельно движется по пути становления в качестве человека, то есть занимается самопознанием, самообразованием, поиском истины, физическим и духовным самосовершенствованием. Для этого он должен стать носителем этнокультуры. Каждым народом выработана культура для самостановления человека. Вне этнокультуры не может быть движения в сторону духовности.

Школа призвана побудить учащегося встать на путь восхождения к своей истинной (т.е. человеческой) природе, чтобы самостоятельно освобождался от своих негативных качеств, чтобы обрёл духовную свободу через познание самого себя и окружающего мира, чтобы обрёл чувство достоинства.

Разные люди восходят до разного уровня истинно человеческой природы, а духовные люди могут достигнуть уровня «просветления» или даже подняться до познания абсолютной истины и стать пророком (буддой).

Альберт РАЗИН,

ректор института человека. г.Ижевск

*Печатается в сокращении. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 06-03-00541а.

Духовное развитие личности

Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.

Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит. И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина.

Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .

Для чего личности это нужно

Прежде всего для того, чтобы эволюционировать и двигаться дальше. Даже если человек обладает незаурядными волевыми качествами, сумел сделать головокружительную карьеру, но не очень-то считается с окружающим его миром, зачастую способствуя разрушению жизни не только в себе, но и вне себя, возможно, что он даже не стоит при дверях своего внутреннего храма. По правде говоря — и храма-то пока нет, возможно, даже фундамент отсутствует. И пусть он жертвует какому-либо приходу, но в голове его — корысть с умыслом поиметь от вложения солидные дивиденды, — такого «верующего» трудно причислить даже к числу духовно-ориентированных.

Путь созидания и глубинной осознанности начинается с первого шага. Внутренние учителя могут дать человеку пройти вначале дорогу страстей и соблазнов, попуская его кривым поступкам, может быть, даже масштабным ошибкам, а порой — и преступлениям. Ведь иногда человеку, чтобы осознать уровень своего духовного падения, нужно очень глубоко покаяться.

И порой именно с покаяния начинается постепенный духовный подъем для того, кто сумел стать личностью, но не освоил пока что даже азов духовной жизни.

В нашем материально-ориентированном мире действуют определенные шаблоны достижения личностного роста, ориентированные отнюдь не на духовные ценности. И тем более ценно для духовного становления личности следовать истинным непреходящим ориентирам. Ибо лишь благодаря им, человек сможет отвязаться от балласта, тянущего ко дну порочными привязками, разрушающими привычками, навязчивыми идеями и прочим грузом избыточной материальности.

С чего же начать

Начать нужно с переосмысления своей жизни, принятия того, что мы — не только тело.

Необходимо признать, что кроме нашего материального существа в нас живет душевный человек , который, возможно, сможет стать сущностью духовного порядка.

Нужно не бояться делать шаг вперед — навстречу непознанному и пока еще вами не открытому дальнему берегу. Когда начинают в вашей жизни дуть ветры перемен — будьте готовы к началу испытаний, ведь именно с них начнется ваше настоящее развитие.

Духовный человек прощает

И ещё заметим, что такое понятие как «недуховный человек», вовсе не значит, что он плохой, гадкий, ужасный… Недуховный человек – это человек, который существует, полагаясь исключительно на зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Не более и не менее. При этом он тяжко обременен враждебностью, ревностью, завистью, мстительностью. Ужасно – не правда ли?

А ведь все духовные наставники человечества во все времена говорили о прощении, о безграничной его важности для развития человечества вообще и каждого человека в отдельности.

Вот лишь небольшие выдержки из различных конфессиональных источников: – И спросил Петр: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Ответил Иисус ему: «Не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз» (Христианство). – «Прощай своего слугу семьдесят раз на день» (Ислам). – «Самая прекрасная вещь, которую может сделать человек – это простить нанесенное ему зло» (Иудаизм). – «Ненависть не ослабляется ненавистью, она ослабляется только любовью. Это вечный закон» (Буддизм).

Вы только вдумайтесь в эти строки, некогда произнесенные нашими наставниками и записанные на пергаменте и бумаге. Вы только предпримите попытку понять эти великие по смыслу строки.

И вообще понятие прощения является, пожалуй, самой важной смысловой составляющей едва ли не большинства молитв, произносимых людьми.

Следует всегда помнить, что ненависть по отношению к кому бы то ни было всегда отзывается еще большей ненавистью по отношению к Вам. И этому нет конца. Пока… мы не прекратим ненавидеть и мстить

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Получайте новые статьи прямо на почту!

Как развиваться духовно

Личностный рост человека, равно как и рост духовный, происходит не сам по себе. В них надо вкладывать силы, средства и душу. Что это может означать и как развиваться в направлении этого самого роста? Обычно для людей более-менее понятно, когда говорят о духовном формировании личности, связанном с религией либо каким-то другим околорелигиозным направлением. Понятно даже, когда говорят о духовности в философии , ведь философия как раз и занимается изучением законов развития жизни в разных формах ее проявления: природы, общества, осмысления бытия. Невзирая на немного как бы размытое понятие, можно найти ее определение, и не одно. Но вот с чего начинать это самое развитие?

У каждого свое представление о жизни, различен и путь следования по ней, и все же, есть некие общие способы, благодаря которым человек движется стезей духовного роста. Можно выделить следующие.

Поиск смыслов через книги

Рано или поздно человек задается вопросами смыслов: зачем я здесь, какая цель моего пребывания, почему я делаю то, что мне не нравится? Он ищет умные книги, по крупицам собирает в них мудрость. Для кого-то это — опыты первого контакта с неизведанным, кто-то в этом находит для себя временное забвение, отстранение от суетных мыслей и чередующихся повседневных проблем. Но с этого момента Провидение уже начинает работать с ищущим, подбрасывая ему цепляющую литературу и вводя в его сознание необычные мысли.

Самопознание

Человек продолжает быть движим интересом — а кто же он есть?

Но, даже изучив основы анатомии и физиологии, прочитав массу духовной и прочей литературы, интересующийся не находит ответы на волнующие его вопросы:

  • что есть мысль;
  • откуда она приходит;
  • где зарождаются эмоции;
  • что скрывают неактивированные 95-97 % головного мозга;
  • как прийти к Богу — желательно побыстрей.

Погружаясь в себя, он все более начинает понимать, что ответы на волнующие его вопросы можно находить не только в учебниках и Интернете. Его активность переходит в область внутреннего поиска. Он уже читал о некоторых духовных практиках и психотехниках, иногда даже кое-что попробовал. Но не было глубины. Пришло время для более глубоких погружений.

Благотворительность

Когда у человека достаточно жизненных сил для движения по лестнице духовного восхождения, когда им накоплен немалый потенциал внутренних сил, и он чувствует, что в состоянии ими поделиться с другими без потери для себя, — происходит новый качественный скачок в его развитии. Этому способствует то, что называется благотворительностью — творением блага для других без корыстного умысла.

Молитвы и медитации

Человек стремится к встрече с непознанным в глубине своей сущности, чтобы лучше себя понять. Прибегнуть к молитве — это значит постараться наладить связь между собой и той силой, которая в своей безусловной к вам любви создает для вас необходимые мотивы, приближая момент вашей осознанной встречи.

Медитация помогает человеку, осваивающему технику духовного подъема, расширить диапазон воспринимаемой им реальности и границ его сознания, сконцентрироваться на чем-то важном, прикоснуться к ощущению вездесущности и многомерности, пережить измененные состояния сознания. Человек начинает чувствовать, что вселенские океаны энергий внутри несравненны относительно того, что он воспринимает обычным зрением снаружи.

Выбор окружения

Духовная эволюция человека, проходя этапы градации его личности, приводит к значимым изменениям не только у него внутри, но и снаружи. Человек меняется внешне. Его глаза могут начать излучать свет радости. Находящиеся возле такого человека начинают чувствовать прилив свежести, приток беспричинной радости.

Окружение человека тоже может заметно измениться, ведь он сам благоволит к общению с теми, кто разделяет его стремление к духовному. И постепенно духовно развивающийся выбирает окружение, которое способствует поддержанию того состояния, в котором протекают его духовные процессы.

Просто жить, улыбаться и благодарить

То, о чем мы говорим, — это не только произношение священных имен Бога, обращение к нему, старание понять его, придерживаясь прописных духовных истин, которые в каждом духовном течении прописаны по-своему, но говорят обычно об одном. Уровень духовного формирования можно определить и по тому, как человек относится к простым каждодневным обязанностям, в каком состоянии он их исполняет. Иными словами – может ли человек просто жить и радоваться жизни.

Постарайтесь чаще улыбаться, благодаря Бога за величайшее чудо жизни, которым он вас одарил.

В этом видео — еще один взгляд на то, с чего же начинать.

Этапы духовного развития

Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.

Основные из них:

  1. Спящий режим.
  2. Духовное пробуждение.
  3. Осознанное творение.

Спящий режим

Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.

У нас в жизни вроде бы все налажено: дом со всеми удобствами, хорошая машина, дача в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: хорошенькая жена, двое детей дошкольного возраста. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в церковь, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?

Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.

Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.

Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.

Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.

С добрым утром (духовное пробуждение)

И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.

Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.

Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.

Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.

Осознанное творение

Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.

Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.

Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.

Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом. Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Критерии духовного богатства

Разберемся, что значит быть духовно богатым человеком. Даже слово богатый дает понять, что воистину богат тот, в ком много Бога. Что же можно отнести к настоящим духовным богатствам, некоторые из которых останутся с человеком даже после его физической смерти?

Это:

  • человечность;
  • образованность;
  • история рода и Родины;
  • вера;
  • осознанность;
  • безусловная любовь;
  • внутреннее спокойствие.

Ч еловечность

Выражается в гуманном отношении к живым существам. Человеческий гуманизм часто выступает спасательным кругом, когда общественное мнение заходит в тупик. Продолжать войну до победного конца или остановиться, спасая этим тысячи жизней. Пусть даже при этом чем-то поступившись, взяв под контроль свои амбиции.

Образование и образованность

По-настоящему образованный человек уже имеет в себе необходимые качества для духовного развития: трудолюбие, ответственность за свои поступки, широкий кругозор, который поможет ему не стать рабом, но и не быть рабовладельцем. И, конечно же, стремление к созиданию путем постоянного совершенствования себя как личности и обретения истинных знаний, укрепляющих и улучшающих не только его жизнь.

История рода и Родины

Не только желание разобраться в самом себе, но и осознание себя как части чего-то большего: рода, народа, человечества. Бережное отношение к наследию предков, истории своего рода и Родины в целом. Понимание того, что мы связаны с нашими предками длинной цепью преемственности, и что устранить ошибки прошлого можно не осуждением тех, кто их допускал, а неповторением этих ошибок в настоящем и предотвращением их в будущем.

Вера

Не путать с религиозностью. Вера — это не набор ритуальных техник и методик, это истинное знание, живущее в сердце каждого. Знание о том, что есть нечто большее, чем сам этот мир, — всемудрое, вселюбящее, способное вместить в себя всех и каждого, утешить и обогреть в годину серьезных испытаний, наставить на добро. И не важно – какую церковь посещает человек, какую исповедует философию, каким мировоззрением руководствуется.

Главное, что он знает: к этой силе можно обратиться. Она выведет и подскажет, по деяниям одарит и верный путь укажет. И здесь главное — не в вере человека, а в его доверии этой могущественной силе. Доверие же возникает из знаний, личного опыта взаимодействия с этой силой, проверенного временем.

Осознанность

Осознание всех своих действий и поступков, постоянное наблюдение за собой: поведением, эмоциями, реакцией на внешние раздражители, сравнение себя вчерашних с теми, кем мы являемся сегодня. Глубокое понимание того, что мы — существа духовного порядка, стремление к своему внутреннему улучшению.

Безусловная любовь

Любовь, которая ничего не требует в ответ, любовь не берущая, а дарящая. Не привязанность, не влюбленность, а большая бескорыстная любовь. На ней замешан этот мир могущественными светлыми силами, она проникает к нам в окно солнечными лучами, которыми Солнце абсолютно бескорыстно обогревает нас.

Внутреннее спокойствие

Это выражается во внутреннем равновесии или сбалансированности всех своих внутренних противоположностей. Человек состоит из комплекса взаимнопротивоположных энергий (злость — доброта, щедрость — скупость, трудолюбие — леность). Если в нашей жизни мы хоть в чем-то приблизимся к своему внутреннему балансу, эти достижения, пусть весьма скромные, мы унесем в неизведанное.

Наверное, теперь нам стало понятнее, что является истинным обогащением.

Вдовин Иван

  • Более 15 лет в психологии
  • Владелец 2 успешных бизнесов
  • Разработал свой авторский метод «Ключевая терапия»
  • Сертифицированный НЛП Практик
  • Сертифицированный Гипнотерапевт
  • В практике применяю: гештальт терапию, образную терапию, телесную терапию, арт терапию, гипноз, расстановки по Хеллингеру
  • Помог более 100 клиентам
  • В свое образование вложил более 500000 рублей
  • Мой блог посещают более 1500 человек в сутки

Отзывы

Отзывы

Видеоотзыв

И что в итоге

Что же может произойти с нами, если мы будем усердны в освоении уроков трех наших учителей, будем развивать себя всесторонне?

Это должно привести нас к следующим результатам:

  • укрепление здоровья;
  • личностный рост;
  • счастье;
  • появление смысла жизни;
  • примирение;
  • самореализация.

Укрепление здоровья

Естественно, что мы обретем крепкое здоровье, научившись приводить себя в великолепное физическое состояние, благодаря практикам и упражнениям, которые нам подскажет учитель-тело. Он нам поможет научиться получать удовольствие от своего тела без какого-либо для него ущерба.

Личностный рост

Второй учитель откроет нам настоящее богатство души , истинные бриллианты внутреннего мира, научит нас более тонко чувствовать себя и свое окружение. Через некоторое время мы вдруг заметим в себе явные перемены, благодаря которым произошел и наш личностный рост.

Мы, образно говоря, стали на голову выше себя прежних. Об этом мы узнаем из зеркала. Им является наше ближнее окружение. Откроется и то, что эти перемены в себе важны не только для нас, но и для наших ближних, ведь их жизнь тоже стала лучше. Это может означать то, что уроки мы усваиваем.

Счастье

Когда же мы, наконец, научимся понимать нашего третьего учителя, каждодневно обращаясь к нему — молитвой или просто словом, ощутив явно обратную связь, мы познаем, что в этом мире всегда есть место для счастья. Мы глубоко осознаем, что оно может быть настоящим, не зависящим от материального обогащения: толщины кошелька и марки авто, наличия недвижимости и связей в правительстве. Что оно также не зависит ни от нашего социального положения, ни от идейной предрасположенности. Ведь по-настоящему — оно является тонким духовным состоянием присутствия внутреннего света.

Смысл жизни

Наша жизнь откроется нам иными удивительными смыслами, а наше слово станет воистину живым. В жизни появится глубокое понимание ее сути для нас, возможно даже — нам откроется наша духовная программа земного пути.

Примирение

Наше сердце станет открытым навстречу миру, в нем не будет места войне и агрессивности, ненависти и злобе в любых формах. Мы принимаем его таковым, каков он есть и находим при нем свое настоящее местоположение, иными словами: «при-миряемся».

Самореализация

Теперь мы понимаем, на что мы воистину способны. Нам открывается наиболее рациональное и грамотное приложение наших физических и духовных сил. Наша самореализация — итог кропотливой усердной работы над самим собой. Мы реализуемся не столько во имя себя, сколько для чего-то большего и радостного для всех.

Добросовестный ученик школы жизни сможет обрести свое внутреннее равновесие, не выделяя ни одну из своих глубинных природ, найдя примирение со всем и смирение во всем. Ему откроются новые пути творения и сотворчества с теми, кто идет рядом, наполняя пространство единым ритмом радости, доставляя радость Тому, Кто взирает на созданный им мир из неизведанного, а так же из каждого пробужденного сердца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]