Понятие общения и его роль в развитии человечества
Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:
- самоуважение;
- уважение собеседника, признание его прав и интересов;
- терпимость, толерантность;
- справедливость, честность;
- непредвзятое отношение к людям.
Общение как обмен информацией
Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.Широкое признание получила аналитическая модель общения Г.М. Андреевой
, в соответствии с которой структура любого акта общения включает в себя коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны.
Рассмотрим коммуникативную сторону общения
.
Выделяются следующие особенности человеческой коммуникации
: 1. Коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации передающей системой и прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. 2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. 3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (говорят на одном языке). 4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Коммуникация определяется как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Выделяются три вида речи
: 1)
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Она является основным инструментом мышления. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности. У ребенка сначала формируется внешняя речь и затем на ее основе внутренняя. 2) Внешняя речь. Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Устная речь – внешняя, произносимая воспринимаемая на слух речь. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Письменная речь осуществляется посредством письменных знаков. 3) Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – устная речь, направленная на самого себя. Она особенно заметна у детей дошкольного возраста, когда они играют и разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы эгоцентрической речи можно встретить и у взрослого человека, когда, решая сложную задачу, размышляет вслух.
Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Речь
– основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, поза, интонации, одежда, даже предметы, окружающие нас.
Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.Выделяют следующие виды невербальной коммуникации
: 1.
Паранлигвистика – темп речи, тембр, громкость и высота голоса. 2. Экстралингвистика – вздохи, кашель, паузы в речи, смех. 3. Кинесика – жест, мимика, поза, походка, взгляд. 4. Такесика – статические и динамические прикосновения людей друг к другу в процессе общения. 5. Ольфакторика – вкус, обоняние. 6. Проксемика или пространственная психология – включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.
Особенности невербальной коммуникации:
Невербальная коммуникация | Вербальная коммуникация |
Полисенсорная природа (осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции, терморецепции) | Моносенсорная природа (осуществляется с участием одной сенсорной системы – слуха) |
Ситуативность (обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступающими в непосредственное взаимодействие) | Неситуативность (обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях) |
Целостность (невербальное сообщение с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений) | Дискретность (составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам) |
Непроизвольность (невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над сознаваемыми) | Произвольность (вербальные высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать) |
Усваивают сами (невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания) | Учат специально (говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил) |
Специфика профессионального общения современного психолога
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности
. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в психологической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Профессиональное общение психолога
может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.
С позиции внешнего наблюдателя
компетентность в общении во многом рассматривается как эквивалент профессионализма. В обыденном сознании данная точка зрения может быть сформулирована так: «Умеешь общаться – хороший психолог». Основные требования непсихолога к компетентности психолога в общении сводятся как минимум к двум: должен «видеть людей насквозь» и уметь добиваться своих целей, пусть даже используя психологические трюки, уловки и пр.
С позиции партнера по общению
компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием. В результате возникают подозрения, обвинения, прямые выпады – применяется широкий арсенал средств упреждающей межличностной психологической защиты.
С позиции самого психолога
его общение может рассматриваться как инструмент, которым психолог работает, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.
С позиции коллеги-психолога
общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Правда, требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач. Лучше всего разработаны процедуры и нормы профессионального общения применительно к психологическому консультированию, психодиагностике и групповым тренингам.
Характеристики профессионального общения психолога
:
Сензитивностъ – способность в одних и тех же событиях различать больше деталей, чем это может сделать непрофессионал.Гибкость в средствах
— способность подбирать такие средства достижения целей, которые точно соответствуют особенностям ситуации общения, являющиеся при этом экономичными и экологичными.
Целенаправленность
— умение помнить цель и соотносить с ней свои действия. В частности, удерживать тему беседы в русле продвижения к намеченной цели.
Проницательность
— способность видеть мотивы поступков, распознавать намерения, выявлять индивидуальные особенности партнера по общению и пр. То есть, владеть психодиагностикой без использования специфически профессиональных инструментов.
Умение занимать рефлексивную позицию
– умение быть не только участником взаимодействия, субъектом отношений, а еще и наблюдателем за процессом и содержанием.Психология
Общение бывает разным, межличностным, межгрупповым и порождается всегда совместной деятельностью людей. Структура общения, рассматриваемая с позиций социальной психологии, имеет три стороны.
Коммуникативная — в момент взаимодействия происходит обмен информацией и понимание полученного ее фрагмента. Эти действия обеспечивается единой знаковой системой для адресата и адресанта, осуществлением взаимного влияния и установлением отношений.
Статьи по теме
- Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
- Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
- Единство и взаимосвязь общения и деятельности
- Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора
Интерактивная — осуществляется между партнерами в момент организации или выполнения совместной работы или другой деятельности. Форма общения дополняется мотивами и целями общения, а также взаимодействием.
Перцептивная — показывает уровень восприятия одним партнером другого.
Процесс общения считается основным в жизни отдельного человека и всего общества. Его главная задача — донесение мыслей и опыта до другого индивида. Все стороны общения взаимосвязаны, и могут перемежаться во время диалога в зависимости от ситуации и уровня взаимопонимания между собеседниками.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
- Непосредственно-эмоциональное
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
- Предметно-действенное
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
- Внеситуативное интимно-личностное
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.
Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Особенности коммуникативных процессов
При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.
Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.
Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).
Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.
В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:
- половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
- темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
- возраст;
- социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
- физические различия;
- состояние здоровья;
- ценностные ориентации.
Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:
- физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
- функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
- речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
- отношения между объектом восприятия и субъектом;
Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
- Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.
- Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
- Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Перцептивная сторона общения
Определение 2
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
- познание своей личности при помощи выстраивания коммуникативных связей;
- понимание оппонента и познание его личности;
- прогноз поведенческой модели партнера по общению.
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
- Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
- Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
- Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Определение 3
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Определение 4
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:
- «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
- «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
- «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
- «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
- «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
- «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
- «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
- «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения:
- Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
- Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
- Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
- Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
К ним относятся:
- содержание,
- цель,
- средства,
- субъекты (участники взаимодействия),
- тип связи между субъектами,
- стиль,
- тактика,
- техники, методы,
- результат.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
- эмоциональное – обмен эмоциями;
- когнитивное – обмен знаниями;
- деятельностное – обмен навыками и умениями;
- мотивационное – обмен желаниями и целями;
- материальное – обмен предметами или продуктами.
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
Структура общения и ее разделение на уровни
Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.
Уровни общения бывают следующими:
- Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
- Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
- Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.
Общение — сложный процесс, смысл которого изначально заключается именно в передаче информации. Эволюция внесла множество корректив в способы коммуникации, которые человек использует практически подсознательно.