Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.
Как связаны мозг и рука
Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?
Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.
Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:
МО-РО-ЖЕ-НО-Е
А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.
Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.
Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.
КОГДА РЕБЕНКУ НУЖНА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ?
Обычно родители замечают нарушения в развитии своего ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для проведения нейрокоррекции, так как это период интенсивного психомоторного развития. Если заметить трудности уже сейчас, то позже в школе у ребенка серьезных проблем не возникнет. Хотя сейчас и существуют коррекционные (адаптированные) программы в школах, отдельные курсы и даже специальные заведения.
На что следует обратить внимание в поведении и развитии ребенка? Прежде всего, это такие проявления:
- несоответствие возрастным нормам (например, если ребенок 4 лет слишком возбудим, гиперактивен, сторонится сверстников — это нарушение развития);
- гипоактивность, истощаемость;
- рассеянность, неспособность концентрировать внимание;
- чрезмерная агрессивность;
- высокий уровень тревожности (а также страхи, фобии);
- серьезные проблемы с памятью;
- отсутствие реакции на просьбы взрослых;
- нарушения в мелкой моторике;
- ребенок плохо запоминает учебный материал (не понимает элементарного);
- необщителен, замкнут.
Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста. Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру.
Занятия по нейрокоррекции проводит специалист-нейропсихолог. Разумеется, родителей детей, только начинающих заниматься, инструктирует тоже он. Для того чтобы правильно определить комплекс требуемых упражнений, нужна нейропсихологическая диагностика, которую провести самостоятельно невозможно. А вот принимать активное участие в занятиях с ребенком, выполнять домашнее задание (его тоже назначает врач) — это важно, так как вы можете оказать существенную помощь вашему ребенку.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
- Одной рукой пишем своё имя, другой — слово «молодец».
- Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
- Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
- Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ НЕЙРОПСИХОЛОГОВ
Так как родители часто хотят получить немедленные результаты, а бывает, сильно раздражаются, когда их нет или ребенок не проявляет особого желания заниматься, нейропсихологи дают определенные рекомендации мамам и папам детей, которые проходят нейрокоррекцию.
- Не стесняйтесь задавать вопросы. Если вы чего-то не знаете или сомневаетесь, смело уточняйте у специалиста, не придумывайте и не накручивайте себе ничего.
- Не торопите ребенка. Возможно, придется приложить массу труда и терпения, прежде чем вы увидите первые результаты.
- Помните, что дети на самом деле не понимают, что они не так делают, почему это так всех напрягает и чего все от них хотят.
- Не предъявляйте расплывчатых требований. Когда просите ребенка выполнить какое-то упражнение, инструкция должна быть четкой и понятной, чтобы у него не возникло недопонимания.
- Домашнее задание можно выполнять блоками, а не все сразу. Распределите упражнения так, чтобы вам и ребенку было комфортно.
- Поддерживайте и приободряйте его. Замечайте каждое достижение и изменение своего ребенка. Ваша любовь ему нужнее всего.
Благодаря нейрокоррекции многие дети смогли преодолеть трудности и пробелы в развитии. Это важно, чтобы ребенок мог вести полноценную жизнь и в будущем не иметь проблем со здоровьем и социальным взаимодействием. Родителям не стоит забывать, что некоторые отклонения в развитии появляются из-за ошибок в воспитании: например, в случае отсутствия должного внимания и эмоциональной близости. Любите своих детей и учитесь проходить сквозь препятствия вместе.
Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга
- Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово «пожалуйста». Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
- Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
- Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите «руки», ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите «голова», он показывает руки. Вы называете «ноги», он дотрагивается до головы.
- Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
- Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: «Съедобное — несъедобное», «Воробьи — вороны», «Да и нет не говори, чёрное с белым не бери».
- Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.
От самой маленькой буквы до самой большой.
От самой большой буквы до самой маленькой.
КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УПРАЖНЕНИЯ?
В нейрокоррекционные занятия входят несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:
- дыхательные (концентрация на дыхании не только помогает научиться расслабляться и успокаиваться, но и тренирует способность сосредотачивать внимание на других, более важных, вещах);
- глазодвигательные (улучшают кровообращение, тренируют глазные мышцы и способствуют снятию напряжения с глаз);
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата (так как речь — это одна из высших психических функций, то воздействие на артикуляционный аппарат активизирует развитие других психических функций — мышления, внимания, воображения, памяти);
- упражнения на развитие межполушарной асимметрии головного мозга (межполушарная асимметрия — различия между ведущими функциями левого и правого полушарий мозга, МА отвечает за проявление высокого интеллекта);
- упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают положительное воздействие на развитие речи, логики и работу левого полушария);
- массаж (помогает снять напряжение и тонус);
- релаксация, снятие мышечного напряжения (данные упражнения помогают устранить мышечные зажимы; они будут полезны и взрослым тоже).
Также в нейрокоррекции могут применяться методы арт- и музыкотерапии. Поэтому ее можно использовать просто как прием в работе с «трудными» детьми (особенно с теми, у кого наблюдаются поведенческие нарушения).
Заниматься полностью дома обычно можно после закрепления первых результатов. В любом случае, врач даст необходимые рекомендации. Торопиться в вопросах здоровья своего ребенка не стоит.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» НОЯБРЬ 2017
Условия конкурса:
ГБОУ Школа №1935 ДО№1 педагог- психолог, нейропсихолог Курочкина Галина Валентиновна
Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие нейронные связи.
Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.
Базовые блок упражнений.
1. Глазодвигательные упражнения (1-й год жизни в онтогенезе)
Ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним располагается яркий предмет (игрушка). Он перемещается вверх – вниз, вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.
Задача – не поворачивая головы следить глазами за перемещающимся предметом. Важно, чтобы голова не поворачивалась, зрачок доходил до края глаза без потери предмета. Движения плавные, прослеживающие перемещение предмета до конца. Если есть зона потери предмета, эта зона прорабатывается длительнее. Сначала предмет перемещается взрослым, потом эта функция делегируется ребенку.
При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.
Время проведения упражнения около 1 минуты.
Данное упражнение отрабатывает зрительное внимание, слежение.
Упражнение достаточно энергоемкое.
С осторожностью применять при ЭПИ готовности.
2. «Язык на звук» — включение слухового внимания.
И.П. лежа на спине.
Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»
Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.
После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.
Время выполнения примерно 1 минута.
3. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) усиливает газообмен, происходит интенсивный массаж внутренних органов.
И.П. лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку.
Вдох производится через нос, выдох через рот.
Позже отрабатывается дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на 5 и т.д.
Возможность регуляции дыхания дает возможность саморегуляции в более сложных действиях.
Противопоказание – ЭПИ статус.
4. Подъем рук и ног на счет
И.П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные).
Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5» рука и нога должны «смотреть» в потолок».
Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.
Счет в пределах 10 любой.
5. Релаксация – сначала предложить ребенку довести напряжние до максимума, а потом максимально расслабиться.
6. «Качалка на спине» (в онтогенезе – научение держать голову)
И.П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку).
Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
7. «Качалка на животе» – выстраивание вертикали
И.П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.
Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.
Упражнение выполняется 5 – 10 раз.
8. «Бревнышко» — выстраивание горизонтальной линии
И.П. лежа на спине.
Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой.
Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.
9. «Ползание на животе» – начальная стадия ползания.
И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.
Важно добиться координированной работы рук и ног.
10. «Ползание на спине»
И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.
Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине».
Упражнение энергонасыщающее.
Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.
11. «Большая гусеница» — стадия сидения.
И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.
Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.
12. «Маленькая гусеница».
И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.
Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».
13. «Паучок»
И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.
Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно).
14. «Крабик»
И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.
Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.
15. «Кошка», «кошка на локтях» (базовая) – координация 4-х точек.
И.П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и мыски лежали на полу.
16. «Мостик» — вектор меняется на боковой.
И.П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком приставным шагом, по заданной траектории.
17. «Лева»
И.П. стойка на ладонях и коленях.
При передвижении рук делают скрестные шаги на уровне локтей, ноги идут прямо, голова поднята вверх.
18. «Носочки – ладошки» — разведение синкенезий.
И.П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.
Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.
19. «Скалолаз»
Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.
20. «Марш»
Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча.
Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной программе.
Базовые упражнения применяются в начале работы. Их последовательность неизменна, кроме этапа релаксации.
К ним могут добавляться другие упражнения.
Программа в среднем рассчитана на 40-60 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (ежедневные истощают ребенка и снижают продуктивность).
Перерывы больше недели не желательны, так как «стирается след».
Занятия 1 раз в неделю возможны при втором качественном занятии дома с родителями.
Качественно отработанные упражнения можно пропускать, не нарушая последовательности оставшихся.
Время занятия с детьми младшего дошкольного возраста – 30-45 минут, с 7 лет – 45 – 1 — 1 час 20 минут.
Следующая > |
Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога?
Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.
Признаки нейропсихологических проблем
- плохо запоминает информацию,
- не может сосредоточиться,
- плохо себя контролирует,
- медленно читает,
- неловок в движениях,
- истощен (нет энергии),
- плохо спит,
- пишет буквы зеркально,
- имеет навязчивые движения,
- обладает макро- или микропочерком,
- имеет несформированность межполушарного взаимодействия.*
Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять. К слову, распространенная «болезнь» современных родителей, в том числе самых любящих и заботливых, – они берут абсолютно все решения на себя и буквально отбирают у ребенка самоконтроль и самодостаточность. Но без этих качеств человек развиваться не может.
Развиваем мышление, воображение, внимание. Тренажер. 3 класс
В пособии предложена система учебных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, обучение младших школьников выполнению различных мыслительных операций. Ученикам предстоит работать с разными источниками информации: текстами (художественными и научно-популярными), произведениями живописи, учебными рисунками. Пособие адресовано учащимся третьих классов, учителям, воспитателям детских садов, методистам, родителям, может использоваться в сфере дополнительного образования.
Купить
Упражнения для формирования межполушарных связей
Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- концентрировать внимание;
- облегчить процесс чтения и письма.
Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.
Рисование двумя руками
Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.
Лепка и оригами
В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.
Поиграйте в цвета
Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.
«Танец»
Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.
Примерьте чужую шкуру
Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.
Не педагогикой единой…
Современные учителя приходят к пониманию, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.
Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Во время Великой Отечественной войны врачу приходилось работать с травмами головы без должных диагностических инструментов. Он практически угадывал, с какой травмой имеет дело. На помощь пришли разнообразные тесты. В мирное время методика тестов продолжила развиваться, раскрывая ученым секреты мозга. 20-30 лет назад появилось ответвление науки — детская нейропсихология.
Как работает нейропсихология? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.