Психология внимания — виды, характеристика и свойства

Дорогие друзья, всем привет! С вами Людмила Редькина. Давайте проведем эксперимент: войдите в комнату и обратите внимание на самый большой предмет в ней. Что это будет? А теперь вспомните: когда что-то падает, куда вы смотрите? А знаете ли вы, что в первом и втором случаях ваш мозг работает в усиленном режиме, так как “включает” внимательность. Но вот тут-то и секрет: в первом и во втором случаях работают разные виды этого процесса! В сегодняшней статье мы с вами поговорим, какие виды внимания есть у человека и как они проявляются в жизни.

Сфера внимания

Концентрация сознания не является всеобъемлющей. В сферу сосредоточения сознания попадают лишь те объекты, изучение которых обусловлено какой-либо необходимостью. Это могут быть следующие обстоятельства:

  • социальная необходимость;
  • субъективный интерес человека, являющийся следствием его наклонностей или сферы деятельности.

Сфера психической активности теснейшим образом взаимосвязана с повседневной деятельностью и обеспечивает определённые успехи в познании мира, учёбе, работе. От неё зависит степень обучаемости человека и даже его способность к коммуникации с другими людьми и бесконфликтному общению.

Этот психологический процесс играет важнейшую роль и в процессе запоминания, и при воспроизведении из памяти зафиксированных ранее образов.

Условия возникновения

Человек не может жить без познания чего-либо нового и занимательного. Познать мир людям помогает интерес. Без данного фактора запомнить значимые детали, которые происходят вокруг любого из нас, невозможно. К тому же защитные и ориентировочные рефлексы заставляют наше сознание молниеносно реагировать на непонятные звуки или яркий свет. Порой такие проявления спасают жизнь человеку в экстремальной ситуации. Например, когда на него движется автомобиль с включёнными фарами и гудящим клаксоном. Кроме того, мгновенная реакция на вновь возникшие обстоятельства заставят любого из нас принять правильное решение при проявлениях проблем со стороны окружающего мира. Благодаря рассматриваемому вниманию мы можем выделить из общей картинки возникшую угрозу и выстроить своё поведение так, чтобы оставаться в полной безопасности.

Механизм непроизвольного внимания формировался вместе с эволюционным развитием человечества. Нашим предкам приходилось добывать еду не в супермаркетах, а в дикой природе, где они постоянно встречали хищников. Поэтому работа вышеуказанного механизма у каждого разумного человека происходит автоматически и работает независимо от сознания. Реакции такого плана могут возникать тогда, когда происходит:

  • движение какого-либо объекта (любое движение может быть потенциально опасным);
  • при появлении нового и необъяснимого явления (то, что неизвестно, может быть опасно);
  • при очень громком или сильном воздействии (внезапный звук или яркий свет могут говорить об опасности).

Любая активность человека должна вызывать интерес. Деятельность даёт любому из нас возможность полноценно жить и созидать. Интерес как раз и выполняет роль того локомотива, что движет нашу жизнь вперёд

Рассмотрим, при каких условиях возникает непроизвольное внимание

Если слышится какой-либо звук

Любое повышение или понижение тона может также привлекать внимание людей.

Пауза. При её возникновении человек начинает проявлять интерес

Например, если музыка громко играла и вдруг затихла, человек ищет причины возникновения данной проблемы, и так проявляется его непосредственный интерес.

Яркие цвета и свет. Если происходит неожиданное включение лампы, то человек невольно проявляет любопытство к этому событию. Яркие оттенки полевых цветов могут вызвать восторг и интерес со стороны индивида.

Любое движение, которое начинает происходить вокруг нас, также пробуждает интерес. Внезапный порыв ветра может всколыхнуть волосы или одежду. Это движение природы привлекает невольное внимание.

Эмоциональный всплеск. При виде какого-либо яркого события, интерес человека обязательно активируется. Например, если он увидит нелицеприятное происшествие, то это событие вызовет эмоции и заострит внимание на проблеме.

Юмор также может вызывать интерес. Мы всегда с любопытством смотрим на различные картинки, привлекающие своим ненавязчивым остроумием.

Разновидности (классификация видов внимания)

В результате изучения психологических процессов было выделено несколько разновидностей этого физиологического феномена. Каждый из них имеет определённые особенности.

Виды внимания в психологии различают следующие:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Непроизвольный вид

К его особенностям относится отсутствие при выборе объекта концентрации сознательного выбора человека. Такое становится возможным в случае довольно сильного раздражителя, вынуждающего отвлечься от выбранных повседневных видов деятельности. Примерами объектов непроизвольного сосредоточения могут быть:

  • неожиданный шум;
  • новый человек в коллективе;
  • яркий движущийся предмет;
  • любое необычное для текущего времени и места явление.

Объекты, привлекающие непроизвольное внимание, отвлекают от повседневной деятельности, вызывают яркий эмоциональный отклик, могут затруднять выполнение текущих задач, принятие решений. Раздражение высокой интенсивности может надолго снизить способность к сосредоточению (например, нечто, вызвавшее сильный стресс, испуг). Управлять непроизвольной концентрацией довольно сложно, поскольку она бывает весьма тесно связана с подсознательными внутренними установками.

Такая разновидность внимания превалирует, как правило, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С этим связаны особенности подачи информации в дошкольных учреждениях и начальной школе — в виде ярких образов, вызывающих интерес у детей. Подобный стиль подачи материала способствует более быстрому и лёгкому усвоению информации детьми дошкольного возраста, а также создаёт основу для развития у них фантазии, творческого потенциала за счёт прочных связей с эмоциональной сферой.

Произвольная разновидность

Основная характеристика этого психического процесса — сознательное сосредоточение на объекте концентрации. Главное условие формирования произвольного внимания — это наличие мотивации. То есть человек должен понимать важность концентрации сосредоточения на определённом объекте. Для сознательной концентрации на определённой задаче необходимо волевое усилие, напряжение психической активности. Ведь человек должен сосредоточиться на определённом объекте или задаче, даже если суть этого явления ему неинтересна (примером может служить необходимость подготовки к экзамену в конце семестра).

Неотъемлемыми качествами произвольного сосредоточения сознания являются устойчивость и усидчивость.

Продолжительная концентрация произвольного внимания чревата развитием состояния усталости и даже сильного переутомления. Именно с этим связаны рекомендации делать регулярные перерывы при напряжённой интеллектуальной работе, выходя на свежий воздух или выполняя несложные физические упражнения.

Читать книги во время таких перерывов не рекомендуется, поскольку, благодаря переключению фокуса внимания с одного потока информации на другой, мозг не успеет отдохнуть.

Послепроизвольный тип

Для этой разновидности характерна высокая мотивация достижения цели. От произвольного сосредоточения она отличается тем, что здесь преобладает внутренняя мотивация. Поэтому для послепроизвольного внимания характерно отсутствие напряжения выполняющего задачу человека.

Именно эта разновидность внимания даёт значительные результаты, является высокопродуктивной.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Рассматриваемую вариацию внимания зачастую именуют пассивной либо вынужденной, поскольку зарождается и поддерживается автономно от человеческого сознания. Обычно самопроизвольное внимание возникает вследствие комплекса причин, включающего многообразие факторов физического и психофизиологического характера, а также психические корни. Все причины взаимообусловлены. При этом их можно условно подразделить на нижеприведённые категории.

Первая обусловлена характером стимула извне. Здесь учитывается, перво-наперво, сила либо интенсивность раздражителя. Любое достаточно мощное раздражение спровоцированное, например, громкими звуками, интенсивным светом, резким запахом, сильным толчком, непроизвольно привлекает внимание. Однако наиболее существенным значением обладает не абсолютная интенсивность раздражителя, а относительная сила стимула.

К примеру, когда индивид чрезмерно чем-то увлекся, то слабых «импульсов» он не замечает. Потому что интенсивность их не слишком велика в сравнении с интенсивностью стимулов, составляющих предмет либо условия деятельности индивида. При этом в иных обстоятельствах, например, при блуждании в Морфеевом царстве, реакции человека на всевозможные шелесты, скрипы, голоса становятся достаточно чуткими.

Считается, что возникновение непроизвольного внимания связано с совпадением раздражителей извне с душевным состоянием индивидов, в частности с имеющимися у них потребностями. Например, человек, испытывающий чувство голода, будет иначе реагировать на упоминание в беседе еды, нежели сытый. Голодный субъект на болтовню, в котором ведется речь о пище, непроизвольно обратит внимание. Данная особенность являет собой вторую категорию факторов, вызывающих рассматриваемый вариант внимания.

Третья категория обусловлена общей устремлённостью личности. Сфера интересов людей включает предметы и области наиболее их интересующие (в частности и профессиональные интересы). Поэтому внезапное «столкновение» с интересующим предметом порождает рассматриваемый феномен. Поэтому архитектор, прогуливаясь тесными улочками незнакомого городка невольно обращает внимание на изящество старинных построек.

Следовательно, общая устремлённость личности и присутствие предшествующего опыта оказывают непосредственное воздействие на формирование самопроизвольного внимания.

Стало быть, рассматриваемый феномен возникает при наличии одного из нижеприведенных условий: неожиданности импульса, интенсивности раздражителя и новизны, контрастности явлений или предметов. Также на появление данной вариации внимания оказывает влияние и внутренний настрой человека.

Т. Рибо французский психолог выдвинул гипотезу, что несознательное внимание обусловлено глубокими тайниками человеческого существа. Направление описываемой разновидности внимания конкретного индивида демонстрирует его характер либо его устремления.

Исходя из данной характеристики, можно сделать заключение относительно этого индивида, например, что ему присуща легкомысленность, простота, ограниченность либо наоборот, глубина, чистосердечность. Красивый вид приковывает внимание художника, воздействуя на его врождённое эстетическое чувство прекрасного, тогда как человек, ежедневно следующий данным маршрутом, видит в таком пейзаже лишь обыденность.

Свойства внимания

Каждое из качеств преследует свои цели. Это делает возможным выполнение самых разнообразных задач. Характеристики внимания весьма тесно взаимосвязаны с составляющими личности:

  • Концентрация — намеренная сосредоточенность на выполняемой задаче или заданном объекте. Эффективно фокусироваться на определённом объекте человек способен на протяжении 30−40 минут.
  • Объём. Здесь подразумевается количество задач или объектов, которые человек может держать в сфере устойчивого сосредоточения.
  • Устойчивость — это способность на протяжении большого периода времени концентрироваться на одном объекте или задаче, не переключаясь на другие раздражители. Если человек склонён отвлекаться на многочисленные внешние раздражители — это признак лабильности (одного из нарушений) внимания.
  • Переключаемость. Это сознательное, произвольное перенаправление фокуса внимания. Как правило, это свойство обусловлено внешними обстоятельствами. Если переключение внимания происходит под влиянием незначительных изменений обстановки и возникает непреднамеренно, речь идёт о нарушении, которое называется отвлекаемость. Зачастую переключаемость внимания находится в зависимости от сосредоточенности: при высокой степени концентрация внимания переключить его с одного объекта на другой достаточно тяжело. Переключаемость является необходимым параметром, поскольку именно она даёт возможность отдыха при переходе с одного вида деятельности на другой.
  • Распределение. Это свойство характеризует способность к сосредоточению сразу на нескольких объектах или задачах, приблизительно равнозначных по степени важности. Необходимость распределения внимания, как правило, влечёт за собой быстрое возникновение состояния усталости.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему

Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Методики развития внимания

Способность к сосредоточению не является незыблемой, неизменной величиной. Его можно усилить, развить, натренировать при помощи разработанных специально для этой цели упражнений.

На сегодняшний день существуют различные методики для совершенствования способности этого физиологического механизма:

  • развитие концентрации;
  • развитие зрительного сосредоточения;
  • развитие слухового внимания.

Тренинг на концентрацию

Выбрав на своё усмотрение произвольный объект для наблюдения, рекомендуется сконцентрировать на нём внимание на протяжении определённого промежутка времени, длительность которого в дальнейшем следует постепенно увеличивать. Чем проще для восприятия будет выбранный предмет, тем легче будет справиться с поставленной задачей — это важно для начала тренировок, когда ещё нет привычки концентрироваться на объекте.

Примером может служить концентрация на определённой книге, размышления о том, кем она была написана и о чём, о действующих лицах и сюжете, о том, из какой бумаги она сделана, какие деревья были задействованы в процессе производства, какой она имеет цвет, форму, толщину, формат. Это упражнение эффективно для проработки фокуса и увеличения длительности сосредоточения на одном объекте.

Развивая полученный навык концентрации, можно тренироваться держать в сфере внимания 2, а позже — и больше предметов. В этом случае способность удерживать в памяти все замеченные качества всех объектов будет показателем тренированности.

Модификацией этого упражнения будет удержание в памяти нескольких предметов с переключением внимания с одного на другой и запоминанием ключевых свойств каждого из них.

Зрительное внимание

Такое упражнение расширяет возможности сосредоточения на предмете. Кроме того, развивает способность замечать неочевидные с первого взгляда особенности — наблюдательность. Например, рассматривая в течение 3—5 минут определённый объект, рекомендуется отмечать все его свойства и качества:

  • цвет;
  • форму;
  • величину;
  • высоту;
  • материал.

Для удобства можно кратко записывать характеристики изучаемого объекта.

Упражнение заключается в выявлении новых подробностей и мельчайших деталей при более детальном изучении объекта. При правильных занятиях, с каждым новым выполнением упражнения список замеченных особенностей объекта будет всё длиннее.

Существует теория, что такой способ развить внимательность при систематическом подходе срабатывает в любом возрасте, в любой период жизни и при любом роде занятий. Главное условие успеха, как и при любых тренировках, — это систематическое повторение упражнений.

Слуховое сосредоточение

Для тренировки этого типа внимательности рекомендуется концентрация на звуках. Например, при звучании человеческой речи подразумевается концентрация на звучащем голосе:

  • анализ скорости речи;
  • степень эмоциональности;
  • степень полезности излагаемой информации для конкретного индивида.

При развитой слуховой концентрации анализ тембра голоса и темпа речи не мешают восприятию смысла сказанного.

Управление сосредоточением сознания

С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.

Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.

Функции внимания

Сравнительную характеристику функций и их значение можно представить в виде таблицы:

Название функцииЕё определение
Целенаправленность (направленность)Определяет степень сосредоточения на определённом объекте, а также переключаемости сосредоточения.
ИзбирательностьЭта функция обеспечивает устойчивость к помехам и отвлекающим факторам во время сосредоточения на выполнении задачи. Её роль заключается в том, что из всего потока информации выделяется только нужная на текущий момент. Человеку с развитой избирательностью не мешают внешние раздражители. Он способен из общего шума вычленить только то, что действительно важно на текущий момент.
АктивностьОбусловливает поддержание работоспособности субъекта на протяжении всего периода сосредоточения. Обеспечивает равномерное распределение интенсивности познавательного процесса во времени. Это необходимо, чтобы темп выполнения задачи не снижался с течением времени.

Недостаточность той или иной функции чревато формированием неустойчивости, рассеянности (человек создаёт впечатление рассеянного, невнимательного, плохо усваивающего материал). На работе такой дефицит функций сказывается отрицательно: удлиняется время выполнения каждой отдельно взятой задачи, результатами чего являются повышенная утомляемость, недостаточная точность и пониженная производительность.

Что такое произвольное внимание у детей

Несмотря на то что длительный интерес не доступен для малышей до их поступления в школу, где начинается серьезная подготовка, уже в младенчестве можно увидеть зачатки познавательного процесса. Например, в тот момент, когда взрослые показывают ребенку яркую игрушку, он внимательно следит за ней взглядом. Этот показатель является одним из ключевых в определении степени психического развития в первые месяцы жизни.

Через пару лет формирование навыка становится более активным, а к 4-5 годам малыш может выполнять инструкции воспитателя или родителя во время обучения. На этом этапе важным остается поддержание интереса ребенка и вовлечение этого процесса в игровую деятельность. К моменту поступления в школу волевые навыки развиваются достаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно определять для себя цель, давать инструкцию к ее достижению и составлять некую программу.

Временной промежуток, на протяжении которого дети способны удерживать сосредоточенность на конкретном деле, гораздо меньше, чем у взрослых. Поэтому крайне важно учитывать возрастные особенности и не предъявлять слишком высокие требования. Даже самая увлекающая игра не заинтересует трехлетку больше, чем на 20 минут, как и занимательный урок не удержит ребенка за партой дольше, чем на 45 минут.

Формирование

Чтобы научиться сосредотачиваться на чем-либо, недостаточно одних желаний или талантов – если речь идет о маленьком ребенке. Гораздо более важной оказывается подготовительная работа, проводимая взрослыми. Помочь быстрее освоить новый навык могут несколько ключевых факторов:

  1. Умение группировать по виду, цвету, форме, другим показателям (они зависят от возраста).
  2. Четкое обозначение правил игр, а также ее начала и завершения.
  3. Последовательные инструкции, даваемые воспитателем или родителем.
  4. Дозирование нагрузок с учетом возрастных особенностей психики.

Важно также правильно организовать тренировочный процесс, особенно если он строится одновременно с группой детей, как происходит в детском саду. Педагог должен быть не только настойчивым в своем стремлении обучить, но и последовательным, логичным, гибким. Индивидуальный подход – вот залог успешного усвоения предлагаемого материала.

Развитию волевых качеств способствует также физическое воспитание. Именно спортивные занятия и игры впервые учат детей целеустремленности, следованию правилам, воспитывают самостоятельность и активность. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право совершать ошибки, отвлекаться. Процесс должен быть постепенным и аккуратным, а не жестким и агрессивным. Ощутимые плоды приносят регулярные занятия и совместная работа воспитателей и родителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]