Вопрос 6. Социальная адаптация и социализация личности: виды, механизм, характеристика уровней адаптации. Влияние среды. Средовая адаптация детей разного возраста


Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:

  • соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
  • адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
  • адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.

Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Социальная дезадаптация в психологии

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации

Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.

Определение 1

Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.

В ходе социализации:

  • индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
  • происходит формирование, развитие и становление личности;
  • обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
  • происходит адаптация индивида в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социализация и социальная адаптация 420 ₽ Реферат Социализация и социальная адаптация 280 ₽ Контрольная работа Социализация и социальная адаптация 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация — это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.

Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.

Замечание 1

Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.

Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.

Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.

Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.

Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.

Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособле- ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ- лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адапта- ции

— активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи- более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при- нятых в обществе. Особое значение имеет
социальная адаптация ре- бенка —
процесс и результат согласования индивидуальных возмож- ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических

6 — 5887

82 Раздел II. Социальное формирование личности

общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обес- печения оптимальной социализации человека. Она позволяет челове- ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо- вершенствование. Природа сформировала предрасположенность че- ловека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различ- ной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при- спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак- тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс

представляет естественное развитие адап- тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет- ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она по- зволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов- ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо-

приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление

характеризует типичное поведение, от- ношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптиро- ванности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв- ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его диском- фортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по- мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятель- ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социаль- ного развития.

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 83

Адаптация как результат

является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави- лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показа- тель его социального развития и воспитания, степени его соответст- вия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи- моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположен- ность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак- тивности.

Индивидуальное своеобразие человека

— это личные качества, при- сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо- собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея- тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об- становки.

Опыт адаптации

способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли- ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи- вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно- временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореали- зации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови- ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони- мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен- ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Раздел II. Социальное формирование личности

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери- од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой

— это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле- ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото- рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен- ность.

Состояние —

определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в пози- тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об- становки и степени самореализации.

Самоактивность

— это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.

Схема 1. Предрасположенность человека к адаптации

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 85

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет- ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи- более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель- ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен- ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап- тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы- пускника

профессионального образовательного учреждения (началь- ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про- фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль- тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация.

Она ха- рактеризует процесс и результат приспособления человека к выпол- нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея- тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави- сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст- вующейдеятельности,длительностивременногоперерыва,

например,
настроя
надеятельность,
состояния
и
самоактивности.
Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле- довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Раздел II. Социальное формирование личности

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти- пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность

(приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об- щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ- ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как
адаптационный синдром.
Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер- дечно-сосудистой систем.

Неадаптивность

характеризует то, что у человека имеется несоот- ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло- виях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще- ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап- тации определенной категории людей. Адаптированность среды

ха- рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь- ного возраста и пр.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоян- ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособле- ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ- лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адапта- ции

— активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи- более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при- нятых в обществе. Особое значение имеет
социальная адаптация ре- бенка —
процесс и результат согласования индивидуальных возмож- ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических

6 — 5887

82 Раздел II. Социальное формирование личности

общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обес- печения оптимальной социализации человека. Она позволяет челове- ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо- вершенствование. Природа сформировала предрасположенность че- ловека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различ- ной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при- спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак- тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс

представляет естественное развитие адап- тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет- ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она по- зволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов- ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо-

приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление

характеризует типичное поведение, от- ношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптиро- ванности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв- ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его диском- фортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по- мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятель- ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социаль- ного развития.

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 83

Адаптация как результат

является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави- лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показа- тель его социального развития и воспитания, степени его соответст- вия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи- моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположен- ность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак- тивности.

Индивидуальное своеобразие человека

— это личные качества, при- сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо- собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея- тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об- становки.

Опыт адаптации

способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли- ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи- вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно- временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореали- зации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови- ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони- мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен- ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Раздел II. Социальное формирование личности

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери- од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой

— это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле- ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото- рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен- ность.

Состояние —

определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в пози- тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об- становки и степени самореализации.

Самоактивность

— это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.

Схема 1. Предрасположенность человека к адаптации

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 85

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет- ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи- более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель- ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен- ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап- тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы- пускника

профессионального образовательного учреждения (началь- ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про- фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль- тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация.

Она ха- рактеризует процесс и результат приспособления человека к выпол- нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея- тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави- сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст- вующейдеятельности,длительностивременногоперерыва,

например,
настроя
надеятельность,
состояния
и
самоактивности.
Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле- довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Раздел II. Социальное формирование личности

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти- пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность

(приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об- щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ- ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как
адаптационный синдром.
Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер- дечно-сосудистой систем.

Неадаптивность

характеризует то, что у человека имеется несоот- ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло- виях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще- ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап- тации определенной категории людей. Адаптированность среды

ха- рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь- ного возраста и пр.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоян- ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]