Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании

Обновлено 23 июля 2022 423 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Эмпирический и эмпиризм — это…

Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Эмпиризм делится на два направления:

  1. Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
  2. Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.

Особенности

Все проясняет взгляд на значение слова. Эмпирический подход ставит во главу угла эксперимент. Человеку может прийти в голову что угодно. Голубые слоны? Летающие ложки? Способность ходить по воде? Только опыт позволит сказать, насколько верны модели, построенные людьми. Опыт же может натолкнуть на выдвижение новых гипотез.

Теоретические же методы исследования почти целиком находятся в области абстракций, оперирования воображаемыми конструкциями. Происходит удаление в мыслительную деятельность от конкретных фактов, построение моделей и их анализ.

Эмпиризм в философии возник достаточно давно, нечто похожее на него встречается в утверждениях древнегреческих философов об отсутствии априорных знаний (невыводимых из опыта), но все же это только предпосылки. Эмпиризм формируется как отдельное течение в трудах Бэкона, который, по сути, создал научный метод познания.

Бэкон предложил метод научной индукции, ступенчатое восхождение к знанию. Суть его заключалась в том, что на основе опыта мы предполагаем нечто большее, то есть поднимаемся на ступеньку выше, а дальше должны спуститься и проверить свое предположение. Если все хорошо и гипотеза подтвердилась, мы можем продолжить и расширить свое предположение еще больше.

Рекомендуем: Дедукция и дедуктивный метод — это

Если эмпиризм основывается на индукции – частном знании, то нет законов? В какой-то степени это и есть эмпирическое мышление, которое не принимает возможность полного знания, так как опыты единичны.

Оперирование знаниями приобретает вероятностный характер. Сегодня может быть верно одно, а завтра станет верно немного другое.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.

Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.

На этом уровне происходят следующие процессы:

  1. Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
  2. Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
  3. Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
  4. Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.

Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.

Наблюдение — как основа эмпиризма

Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.

Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:

  1. Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
  2. Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
  3. Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».

Наблюдение включает в себя:

  1. объект – то, на что смотрим;
  2. субъект – самого исследователя;
  3. технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).

Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.

Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.

Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.

Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:

Рекомендации

  • Птица, Александр (2013). «Томас Кун». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии
    . Раздел 4.2 Восприятие, несоизмеримость наблюдений и изменение мира. Получено 25 января 2012.
  • Крейг, Эдвард (2005). «апостериори». Энциклопедия философии Shorter Routledge
    . Рутледж. ISBN 9780415324953 .
  • Фельдман, Ричард (2001) [1999]. «Свидетельство». В Audi, Роберт (ред.). Кембриджский философский словарь
    (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. С. 293–294. ISBN 978-0521637220 .
  • Кун, Томас С. (1970) [1962]. Структура научных революций
    (2-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226458045 .
  • Пикетт, Джозеф П., изд. (2011). «Эмпирический». Словарь английского языка American Heritage Dictionary
    (5-е изд.). Houghton Mifflin. ISBN 978-0-547-04101-8 .

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Психология

Классическая эмпирическая психология отличается от понятия «,эмпирический»,, которым оперируют сегодня.

Она базируется на идее о том, что науке необходимо отойти от рассуждений о душе и перейти к изучению душевных явлений.

Классическая эмпирическая психология сознания находится в рамках позиции, при которой идеи возникают в опыте. Данное направление не занимается изучением психических явлений через эмпирический подход.

Оно не требует опытных исследований. А данные, полученные чувственным изучением или самонаблюдением/наблюдением, имеют место быть только как примеры. В данной школе точка зрения распространяется лишь на источник возникновения идей.

Сторонники этого направления в психологии полагают, что психические процессы не могут подлежать объективному изучению через самонаблюдение, так как для каждого отдельно взятого индивида психические переживания будут индивидуальны и не смогут выступать в качестве универсального шаблона.

Сознание является замкнутой системой внутреннего мира, подчиняющейся частным законам, выявить которые можно только опытным путем. И полученный опыт нельзя применить к другим людям.

Эмпирическая психология делит мир на духовное и материальное начало, т.е. придерживается дуализма.

Когда и кем был введен термин?

Термин «,эмпирическая психология», был введен немецким ученым-философом Вольфом в 18 веке для выделения в самостоятельную категорию дисциплины, изучающей конкретные явления психики.

Когда стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология? Социальная э.п. получила бурное развитие в первой половине 20-го века, когда ученые из-за сложности исследования больших групп перешли к наблюдению за малыми группами.

Кому принадлежит определение эмпирической психологии? Определение принадлежит Христиану Вольфу. В дальнейшем Дж. Локк внес некоторые изменения в концепцию, придав понятию «,опыт», двусмысленный характер и тем самым по-новому определив данное направление.

Задачи исследования

Задачи исследования определяет цель исследования. Если конечная цель , научное познание, то в списке задач числится изучение специфических черт, структуры, причинно-следственных связей, образов проявления, выявление классификаций и взаимосвязь с другими элементами психической организации.

Прикладные исследования порождают задачи по анализу механизмов управления поведенческими реакциями и выяснению условий, в которых проявляются те или иные психологические качества индивида.

Соответственно среди задач значится искусственное воспроизведение соответствующих условий.

Практические исследования перетекают в задачи по психологической поддержки/помощи и выявлению технологий, которые помогут эффективнее справляться с оказанием психологической помощи.

Основные методы

Активно применяются методы эмпирического исследования в психологии и педагогике, обеспечивая положительный результат (подробный портрет изучаемого объекта/явления).

При этом чаще психолого-педагогические методы применяются в совокупности, а не в качестве единичного исследования.

Наблюдение

Метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное восприятие поведенческих стратегий объекта и обработка полученной информации.

При этом нарушение естественного течения процесса недопустимо, и исследователь не вмешивается в экспериментальную среду.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

  1. стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
  2. определение используемых терминов, их значений;
  3. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  4. переход от естественного языка к формализованному виду;
  5. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]