Какие проблемы решает ассоциативный тест Юнга: алгоритм прохождения и шаблон

Ассоциация. Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.

Суть упражнения Юнга – 16 ассоциаций

Для выполнения ассоциативного теста Юнга придется задействовать фантазию, смекалку и образное мышление. Чем лучше человек погрузится в тест, тем более точное решение проблемы он сможет найти.

Словесный тест Юнга подразумевает сочетание через ассоциации:

  1. Человеку во время ответов на тест нужно максимально расслабиться, остаться в одиночестве и убрать все отвлекающие факторы (телевизор, звуки входящих сообщений, радио на фоне).
  2. Как можно более четко и лаконично сформулировать проблему, например, «маленькая зарплата», «отсутствие работы», «конфликты с матерью» и т.д.
  3. Листок нужно разделить на несколько колонок, и в 1 написать 16 слов-ассоциаций, которые приходят на ум в ключе выбранной проблемы. Используйте слова или короткие словосочетания.
  4. 1 и 2, 3 и 4 слово, и так далее, нужно объединить в пары и писать ассоциации уже с получившимися парами (в качестве ассоциации – одно слово).
  5. Получится 4 слова. Их тоже разбивают на пары по принципу 1 и 2, 3 и 4. По итогу получится пара слов-ассоциаций.
  6. Эту пару нужно объединить в одно слово, оно и означает решение проблемы или подсказывает направление, в котором человеку нужно двигаться. Расшифровка будет далее по тексту.

А вам приходилось выполнять тест Юнга на ассоциации? Помогло ли это в решении проблемы? Расскажите о своем опыте прохождения теста Юнга в комментариях.

Примеры тестов

Использование методов ассоциации в психодиагностике

Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.

Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.

Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.

В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.

Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.

Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.

Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.

Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть.

Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.

Автор и история создания

Карл Густав Юнг – это швейцарский психиатр, педагог, основоположник аналитической психологии. Своей основной задачей ученый считал толкование архетипических образов, развивал учение о коллективном бессознательном.

Тест свободных ассоциаций первоначально использовался как детектор лжи, ведь для ответов на него не нужно задумываться, глубоко анализировать пришедшее на ум. С помощью теста Карлу Юнгу удавалось отследить истинную мотивацию человека. Если он начинал медлить, то Юнг подозревал, что испытуемый пытается что-то скрыть. Далее тестирование стало использоваться как путь к осознанию и выявлению психологических проблем, пройти его мог любой желающий.

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Описание теста

Оригинальный тест Юнга представляет собой четыре листа по 100 слов. Это список не связанных между собой слов.

Психолог читает перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное психологом слово другим словом, уже своим. От обследуемого требуется произнести первое пришедшее в голову слово. Время каждой реакции фиксируется с помощью секундомера. После первого чтения тест повторяется снова. Психолог повторяет слова-стимулы, и тестируемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает осечку, и воспроизведение оказывается с другим значением, либо и вовсе затрудненным. Подобные сбои очень важны для исследователя. Первоначально совершенно не предполагалось, что для этого эксперимента будет найдена нынешняя область применения; он предназначался для изучения умственных ассоциаций. Для этого он оказался слишком примитивен. Но вот ошибки, допущенные тестируемым, могут быть интересным материалом для интерпретации. Юнг считал, что сложности при воспроизведении некоторых слов связаны с комплексами, которые человек обычно тщательно скрывает. В результате можно составить карту личных комплексов, имеющих ценность как для самопонимания, так и для распознавания разрушительных факторов, которые обычно портят отношения.

Юнг с помощью данной методики пытается анализировать экстраверсию — интроверсию. Экстраверт дает конкретную ассоциацию, реальную. Для интроверта характерна эгоцентричная реакция, чувственная. Психолог фиксирует, к какой категории принадлежит каждая ассоциация. По преобладающему количеству определяется тип человека. Анализируется также характер каждой ассоциации.

Существуют различные классификации видов ассоциаций. Можно выделить ассоциацию:

• интеллектуальную — преобладает рациональность и объективность (корабль — море); • фантазийную — исходит из фантазий, художественных образов, символов, отсутствие логических связей (корабль — Ассоль); • эмоциональную — чувственная, спонтанная реакция (корабль — перемены); • контролируемую — отрицание смысла ключевого слова, сопротивление (корабль — бетон). Два основных индикатора существующих комплексов для Юнга: увеличение времени реакции и забывание слов при воспроизведении. Также Юнг предлагает дополнительные индикаторы:

• ассоциация на ключевое слово состоит из нескольких слов; • повторение ключевого слова за психологом; • непонимание ключевого слова; • редкое или странное слово в ответ на ключевое слово; • персеверация. Наиболее широко распространенный стандартизированный вариант теста был разработан Г. Кент и А. Розановым (1910). На большой выборке они определили стандарт и анализировали количество нестандартных ответов.

Что дает тестирование на 16 ассоциаций

Человек в процессе прохождения теста на ассоциации поймет, какие слова вызывают у него отторжение, а какие – приятные эмоции. Если по поводу слова ощущается негатив, то за этим кроется проблема, с ней необходимо поработать.

Мозг во время теста будет работать очень активно, самостоятельно трансформировать получаемые образы, переосмысливать их. Полученные ассоциации помогут найти истинный корень проблемы. Человек поймет, что лежит на поверхности и о чем он на самом деле думает и что чувствует по отношению к проблеме.

Сущность понятия «ассоциация»

Определение 1
Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, причем одно представление вызывает другое.

Термин «ассоциация» ввел Дж. Локк в XVII веке, а само явление было описано ещё Аристотелем и Платоном.

В опыте индивида возникает закономерная связь между двумя содержаниями сознания и выражается в том, что проявление одного из содержаний вызывает появление другого.

Термин ассоциация используется в разных научных областях, например, философы рассматривают ассоциацию как отражение взаимосвязей предметов действительности в виде закономерной связи между нервно-психическими явлениями. Проблемы ассоциаций глубоко изучают психологи, определяющие ассоциацию как, возникающую в процессе мышления связь между элементами психики.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

При определенных условиях появление одного элемента, вызывает образ связанного с ним другого элемента.

В течение долгого времени ученые спорили над механизмом возникновения ассоциаций. Одни считали их «тенью» процессов мозга, которые сочетаются по определенным физиологическим законам, а другие считали их возникновение законами сознания самого по себе. Что касается развития ассоциативной психологии в России, то надо назвать имена И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Сеченов описал психологические основы ассоциации, а в школе Павлова исследовались физиологические механизмы ассоциации. Сам ученый считал, что основу всех видов ассоциаций составляют временные нервные связи, поэтому, когда нет биологической и социальной опоры условно-рефлекторной связи, ассоциации легко затормаживаются и угасают.

Образование ассоциаций связано с соответствующими психическими процессами, когда они одновременно переживаются или непосредственно друг за другом. Главным условием образования ассоциаций является совпадение во времени. Второе условие их образования – это повторение, например, чтобы запомнить номер телефона, его надо повторить несколько раз. То же самое с иностранными словами – чем чаще слово повторяется, тем быстрее и лучше оно запоминается.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Типы ассоциаций 420 ₽ Реферат Типы ассоциаций 250 ₽ Контрольная работа Типы ассоциаций 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В основе ассоциаций лежат нервные связи, они же лежат в основе условных рефлексов. Их образование происходит тогда, когда во времени совпадают два процесса возбуждения в коре больших полушарий и закрепляются в результате повторения. Эти связи И. П. Павлов назвал временными связями. Ученый считал, что временная нервная связь является универсальнейшим физиологическим явлением в мире животных и человека. И.П. Павлов и его ученики в результате своих исследований установили основные законы образования связей этого рода.

Замечание 1

В настоящее время физиологическая основа ассоциаций изучена достаточно подробно.

Правила – как выполнять ассоциативный тест Юнга

Самое главное правило теста Юнга – нахождение в одиночестве, отсутствие спешки и отвлекающих факторов. Техника не будет иметь смысла, если человек не готов полностью погрузиться в суть, сосредоточиться на проблеме.

Для выполнения теста Юнга потребуется лишь листок бумаги, карандаш или ручка. Можно .

Сколько тест занимает времени?

Невозможно сказать точно, сколько тест займет времени, так как все люди мыслят и выстраивают ассоциации с разной скоростью. Лучше не спешить, выделить на время выполнения теста Юнга время. В среднем прохождение занимает 15 минут.

Правила

1. Упражнение желательно выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве. 2. Отпустите себя и свободно записывайте слова-ассоциации, которые приходят в голову. Не отбрасывайте слова, даже если они кажутся вам неподходящими. 3. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Чем честнее и искреннее вы будете с собой, тем лучше будет результат. 4. Старайтесь находить свои собственные, а не общепринятые ассоциации. Прислушивайтесь к себе, к своим чувствам, следите за ощущениями в тел. Отбирайте те слова, которые находят внутренний отклик. 5. Старайтесь не повторятся, слово-ассоциация может использоваться только один раз.

Этапы прохождения ассоциативного теста онлайн

Тест Юнга можно пройти онлайн, прямо во время прочтения статьи. Достаточно лишь взять бумагу и ручку, заполнить словесные ряды ассоциаций, а затем расшифровать вместе получившееся. Уверены, вы узнаете о себе и своих проблемах что-то новое, интересное.

Макет, который надо заполнить, а картинке ниже, или вы можете . Слова можно писать и без таблицы на обычном тетрадном листе.

Макет для прохождения теста Юнга
Дополнительная информация по теме:


Картиночный тест, помогающий разобраться в себе — что вы видите первым


Картиночный тест на определение психологического состояния — что вы видите первым


Уровень самооценки по тесту-картинке — что бросается в глаза первым

Реорганизация

Ассоциация может быть реорганизована в различные формы некоммерческих организаций.

При реорганизации данного образования все документы, которые обладают значимостью, передаются государству, а именно — в архивы

В случае наличия таковых, документы с информацией о личном составе так же передают государству. При передаче документов должны быть соблюдены все требования архивов, в которых они будет храниться.

Ликвидация ассоциации происходит либо по решению суда, либо по решение ее членов. В случае ликвидации назначается специальная комиссия, которая ставит сроки и определяет порядок ликвидации.

Имущество

Имущество ассоциации формируется из поступлений учредителей, добровольных взносов и доходов, получаемых от ценных бумаг, вкладов и акций, в которые инвестировались средства ранее..

Что делать после теста – реальное решение проблемы

Тест на 16 ассоциаций лишь помогает человеку узнать, над чем ему нужно поработать, но никак не решают проблему.

Когда тест будет пройден, а результаты проанализированы, человеку нужно сформулировать основные проблемы и продумать пути их решения (делается самостоятельно или совместно с психотерапевтом). Изложите выводы письменно. Для этого нужно составить конкретный план действий, разбить его на небольшие цели.

Например, мужчина в 40 лет проанализировал свой внутренний мир, осознал, что ему не нравится работать энергетиком, подсознательно он всегда мечтал быть поваром. Его примерный план действий:

  1. Найти курсы поваров, записаться, освоить профессию.
  2. Составить резюме, разослать по кафе, ресторанам.
  3. Встретиться с будущем работодателем, задать вопросы, обсудить детали.
  4. Принять решение о месте работы.
  5. Начать зарабатывать деньги, наслаждаться новой профессией.

Благодарим за прочтение статьи. А как вы считаете, полезен ли тест Юнга для проработки и поиска скрытых проблем через ассоциации? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Сохраняйте себе статью, чтобы не потерять эту методику, отправляйте ее друзьям, родным и знакомым. Возможно, методика поможет выявить проблемы и начать их решать, улучшая жизнь.

Отрывок, характеризующий Ассоциация (психология)

– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить. – Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня. – Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить. И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю. – Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына. – Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет. – Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть… – Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас. Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают. – Мы можем уехать, – сказал сын по французски. – Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его. Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Мышление

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Что это такое?

В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.

Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций пришло на ум, тем легче вспоминать и размышлять. Умение мыслить образно улучшает качество этого процесса.

Как работает ассоциативное мышление? Представим такую ситуацию: впервые увидев воочию северное сияние, человек мысленно сопоставляет его с фейерверками, салютами или разноцветными молниями. Лёгкое потрескивание, сопровождающее это потрясающее зрелище, у него ассоциируется с треском дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон сослуживца, овал лица – соседа, походка – друга детства, имя и отчество совпадают с данными известного писателя.

Ассоциативное мышление наделяет личность рядом преимуществ. С его помощью:

  • стимулируется работа мозга;
  • укрепляется память;
  • улучшается воображение;
  • формируется незаурядная фантазия;
  • увеличивается продуктивность познавательных процессов;
  • облегчается восприятие новой информации;
  • усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
  • развивается произвольное внимание;
  • облегчается поиск решения нестандартных задач;
  • формируются новые смысловые связи;
  • создаются необычные идеи;
  • проявляются во всей полноте творческие способности.

Дальнейшая работа

1. При желании можно выполнить упражнение повторно, через несколько дней, недель, месяцев или даже лет. 2. Сохраните лист с ассоциациями, чтобы проследить динамику изменения отношения к проблемной ситуации. 3. Обращайтесь свои таблицы ассоциаций, как к с своему энергетическому ресурсу, матрице новых идей и источнику сильных решений.

Навигация по теме<< Предыдущая записьСледующая запись >>

(Visited 4 143 times, 2 visits today)

Советы и рекомендации

Лучше всего в памяти человека закрепляются яркие и необычные события. Они должны затрагивать различные органы чувств. Ассоциации должны вызывать подлинный интерес. Их надо хорошо осмыслить, наделить определёнными деталями: цветом, размером, формой. Чтение разнообразной литературы благоприятно сказывается на ассоциативном мыслительном процессе.

Считается, что у женщин ассоциативный мыслительный процесс происходит быстрее логического мышления. У мужчин больше развит пространственный показатель. Специалисты рекомендуют им применение творческих блокнотов. Существуют готовые печатные издания для творческих людей с заданиями, развивающими ассоциативное мышление.

Психологические термины Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —>
Содержание статьи:
Известный итальянский писатель Джанни Родари с помощью романтического сравнения показал, как формируется ассоциация. Он сравнил высказанное слово с брошенным в реку камнем. Камень произвёл волны на воде, которые заставили колыхаться всё, что в ней находится: листок, камыш, кувшинку, поплавок удочки. Только волны от сказанного слова возникают у нас в коре головного мозга; услышанное вызывает в памяти образы, воспоминания, мысли.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]