Значение адаптации в личностном развитии
Определение 1
Под адаптационным процессом в современной научной литературе понимается процесс активного приспособления индивидуума к новым условиям среды, универсальное явление, механизм поддержания гомеостаза между индивидуумом и окружающей социально-природной средой; процесс освоения личностью новых социальных, профессиональных ролей, оптимизация взаимоотношений с внешним миром и собственными психологическими характеристиками.
Успешная адаптация обеспечивает нормальное развитие личности, ее оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни, при этом основными регуляторами реализации процесса выступают личностные мотивы, навыки и умения, накопленный личностью экзистенциальный опыт, знания, способности, воля и пр.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 2
Главной целью адаптации выступает интеграция личности в сложившуюся систему социальных взаимоотношений.
Физиологическая адаптация
В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.
Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации.
Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос. Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:
- Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций.
- Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды.
- Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки.
Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше. Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия.
Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях. Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.
Фазы протекания адаптационного процесса
Реализация адаптационного процесса осуществляется поэтапно:
- на первом этапе осуществляется деконструкция, разложение старой программы гомеостаза, в результате чего возникает сложная ситуация, в которой прежние поведенческие паттерны, деятельностные стереотипы и шаблоны утрачивают свою эффективность, а новые еще не созданы. На данной фазе актуализируются временные адаптационные механизмы, позволяющие преодолеть кризисную ситуацию;
- на втором этапе осуществляется формирование новой стратегии, программы развертывания регуляционных механизмов;
- третья фаза адаптации характеризуется стабилизацией адаптационных показателей, выработкой новых эффективных поведенческих стратегий.
Формы психологической адаптации
В психологии различают три формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую.
- Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям. Например, ты привыкаешь к новым трудовым обязанностям.
Адаптация на новом рабочем месте
- Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Например, ты привыкаешь к новым людям в коллективной деятельности (учеба, работа, хобби).
- Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Здесь идет речь именно о привыкании к новой социальной роли – студента.
Уровни адаптации
В процессе приспособления личности к новой социокультурной ситуации принимает участие совокупность личностных и внешних факторов, которые условно могут быть представлены следующими уровням:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Адаптация личности 450 ₽ Реферат Адаптация личности 220 ₽ Контрольная работа Адаптация личности 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- индивидуально-психологический включает в себя типологические, личностные особенности индивидуума, его актуальные состояния (способности, мотивация, уровень развития самоконтроля, самооценки, саморефлексии, самосознания, особенности когнитивной, эмоциональной сферы, темперамент и пр.). На данном уровне осуществляется поддержание психического равновесия;
- социально-психологический уровень, включающий все факторы микросоциального взаимодействия, влияние окружения.
Психическая адаптация
Механизмы адаптации имеют психическую природу, поэтому психическая адаптация – это значимая составляющая успешной адаптации человека в целом.
Рисунок 2. Психологическая адаптация личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Адаптированная психическая деятельность, как считает отечественный психиатр Ю.А. Александровский, является важнейшим фактором, который обеспечивает человека состоянием здоровья. О «норме» можно говорить тогда, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому уровню для активной жизнедеятельности.
Психическая адаптация это своего рода результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Совокупность отдельных компонентов обеспечивают её активность, а их взаимодействие порождает новые интегративные качества. Состояние психической адаптации и будет являться результатом функционирования всей системы. Оно дает возможность наиболее оптимально не только противостоять природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно на них воздействовать.
Как считает Р.М. Баевский, процессы адаптации поддерживают равновесие внутри организма, а также между организмом и средой, а как процессы управления они связаны с выбором функциональной стратегии, которая обеспечивает выполнение главной цели.
Вообще вся система психической адаптации всегда готова к выполнению характерных для неё функций. К исходному состоянию оперативного покоя она возвращается после того, как адекватно прореагировала на фактор внешней среды, который на неё воздействовал.
Психологическая адаптация характеризуется двумя понятиями – адаптивность и не адаптивность и выражается в согласовании целей и результатов.
Возможная адаптивная направленность человека имеет разные варианты:
- Гомеостатический вариант. Цель адаптивного исхода заключается в достижении равновесия;
- Гедонистический вариант. Адаптивный исход заключается в получении наслаждения, избегание страдания;
- Прагматический вариант – практическая польза, успех. От всех других самоуправляемых систем психическая адаптация человека отличается наличием механизмов сознательного саморегулирования.
ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИИ
Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика.
Выделяют 3 основных сферы:
- психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
- психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
- психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.
Роль семьи в адаптации
В. И. Долгова называет детско-родительские отношение главным фактором адаптации ребенка. Автор в своем исследовании по выявлению влияния стиля семейного воспитания на школьную адаптацию опиралась на 2 показателя успешности адаптации: тревожность и учебная мотивация. Результаты исследования показали следующее:
- в семьях с типом «симбиоз» у детей наблюдается повышенная тревожность;
- высокий контроль родителей способствует снижению учебной мотивации ребенка;
- снижению тревожности способствует стиль «кооперация» и способность родителей принимать неудачи ребенка.
Лучшая позиция (стиль) в семье при адаптации первоклассника – признание ребенка активным субъектом семейных отношений; адекватный контроль в виде эмоционального принятия ребенка и объемных, четких, посильных, последовательных требований.
Дети из таких семей хорошо приспосабливаются к школе. Они:
- активны (социально, физически и коммуникативно);
- инициативны;
- независимы;
- эмпатийны и доброжелательны.
Однако реально преобладающим в большинстве семей является субъект-объектное отношение родителей к ребенку. Это вызывает проблемы с адаптацией и социализацией ребенка.
Особенности социальной адаптации
Социализация разделяется на два процесса: один затрагивает методы адаптации от рождения до смерти, правила поведения формируется близким кругом окружающей среды (родители, родственники, друзья) – объективный процесс; второй связан с личностными качествами человека, взглядами и убеждениями, без учета возрастных особенностей или положения в обществе – субъективный процесс.
При оценке учитываются взаимодействие многих составляющих:
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Опираясь на характеристики ребенка, который находится на высоком уровне, можно выделить признаки успешной адаптации к школе:
- Удовлетворение от процесса обучения, положительное отношение к учебной деятельности и овладение ее навыками.
- Способность самостоятельно организовать свой учебный процесс, выполнить домашнее задание.
- Умение контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школы.
- Хорошо налаженный контакт с учителями и одноклассниками.
Что такое социальная адаптация
Это понятие означает сложный и непрерывный процесс приспособления (на латыни – «аdaptatio») отдельной личности или целых групп к социальной среде, в которой они планируют реализовывать себя. Это могут быть как совершенно новые условия, так и привычные ситуации, которые подверглись изменению под давлением экономических, политических, духовных, идеологических или социальных сил. Кроме того, социализация подразумевает не только активное участие в принятии социально значимых правил, норм и ценностей, но и их последующую передачу другим участникам социальной среды.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм говорил о том, что социальная адаптация – своеобразный критерий эволюции общества. Отсутствие норм, расплывчатые правила социума, которые в последующем индивидуум примет – патология общества.
Примечательно, что и само понятие адаптируется исследователями. Хотя социальная адаптация широко изучается (биология, философия, социология) в качестве самостоятельного объекта исследования, единого научного термина, определенных критериев и показателей на сегодняшний день не существует.
Особенности современной адаптации
Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.
- Технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации.
- Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы.
- В одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.
Адаптация к школе является своего рода трудной жизненной ситуацией для ребенка и родителей. Вместе с тем именно первичная адаптация к школе оказывает влияние на весь дальнейший учебный, профессиональный и личностный путь индивида.
Факторы успеха адаптации
Успешность адаптации к школе зависит от ряда факторов. Выделяют внешние и внутренние факторы школьной адаптации.
- К внешним относятся взаимоотношения с классом, учителем и семьей.
- К внутренним – учебная мотивация, готовность к школе, здоровье и стрессоустойчивость ребенка.
Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны. Нет единого мнения на тот счет, что является второстепенным и обуславливает остальные. До конца сей вопрос не изучен. Но многие психологи и педагоги (С. Н. Верейкина, Г. Ф. Ушамирская, С. И. Самыгин, Т. С. Копосова, М. С. Голубь, В. И. Долгова) сходятся во мнении, что первостепенна семья. От детско-родительских отношений зависит здоровье ребенка (физическое, психологическое и психическое), подготовка к школе, учебная мотивация и умение налаживать социальные контакты.