Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду и какие виды адаптации ему предстоит пройти?

Одним из основных психолого-педагогических процессов, которые рекомендованы для полноценного воспитания маленького человека, его развития и подготовки к взрослой жизни, является посещение детского сада. Здесь он учится общаться в широком кругу сверстников и взрослых, постигает азы самостоятельности и организованности, развивает навыки различных видов деятельности (игровой, учебной, познавательной).

Поступление в детский сад — это смена режима и правил поведения, другой стиль общения. Из тесного круга близких людей, домашней обстановки, он попадает в совершенно другой мир, полный незнакомых лиц, предметов. А главное — это длительное отсутствие рядом родителей.

Кто-то из ребятишек легко преодолевает изменения, но для большинства это страх, слезы, переживания. Как максимально безболезненно изменить привычный уклад малыша? Как помочь ему преодолеть это стресс?

В предыдущей статье мы постарались ответить на вопрос, нужен ли ребенку детский сад, взвесили все плюсы и минусы и рассмотрели возможные альтернативы. В этом материале разберемся, как родителям помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Что включает в себя процесс адаптация к детскому саду?

Процесс приспосабливания к определенным условиям называется адаптацией. Его проходит каждый человек, попадая в новый коллектив или обстановку. Приводя ребенка в дошкольное учреждение, родители и воспитатели также оказываются вовлеченными в адаптационный период. Но взрослым гораздо проще, их организм более стрессоустойчив.

А ребенку предстоит:

  • привыкать к строгому распорядку дня;
  • обходиться без помощи и поддержки родителей и близких;
  • длительное время оставаться в обществе сверстников;
  • слушать и выполнять наставления незнакомого человека;
  • осваиваться в новом пространстве, выйдя из зоны привычного комфорта.

Также малышу сложно привыкнуть к тому, что резко снижается уровень персонального внимания.

Вполне естественно то, что кардинальные перемены в жизни маленького человека вызывают невротические реакции. Они выражаются в слезах и истерике, отказе принимать пищу, капризах, частых заболеваниях и пр.

Этапы адаптации

Адаптационный период можно разделить на три условные фазы:

  • подготовительная;
  • ключевая;
  • завершающая.

Родителям стоит подойти к каждой из них со всей ответственностью.

Подготовительный этап

Прежде всего, необходимо постепенно расширять круг общения малыша. Поддерживать позитивные эмоции, получаемые в совместных играх с другими детьми. Постараться заранее рассказать о детском учреждении, показать его будущий сад, обратив внимание на яркие павильоны, красивые площадки, весело играющих сверстников.

Предварительно договорившись с сотрудниками садика, можно провести экскурсию. Не помешает и непринужденное знакомство с будущим воспитателем, детьми. Также стоит показать ребенку, чем занимаются его сверстники в детском саду.

До начала посещения ДДУ ребенка необходимо научить элементарным действиям:

  • ходить в туалет;
  • самостоятельно принимать пищу;
  • мыть руки, умываться, чистить зубы.

Минимум за два месяца постараться скорректировать режим крохи, максимально адаптируя его к распорядку дня в садике. То есть, подъем, завтрак, прогулку и пр. необходимо выполнять в одно и то же время. Особенно это касается дневного сна. Выходные дни также должны проходить в заданном режиме.

Ключевой и завершающий этапы

И вот настал важный день. Пусть он будет позитивным с самого утра. Важно не оставлять ребенка надолго! Максимальное время пребывания в саду — от 1 до 3-х часов. В некоторых случаях мама может остаться вместе со своим малышом, принимать участие в играх, помогать выполнять просьбы и указания воспитателя. Но постепенно следует подводить ребенка к тому, что он не надолго останется с детьми и воспитателем.

Длительность основного этапа адаптации варьируется в каждом конкретном случае. Чаще всего, это две недели.

Далее рекомендуется оставлять малыша в саду на период дневного сна. По желанию, можно продлить время пребывания (полдник, послеобеденные развлечения и т. п.). Чем больше позитивных эмоций получает ребенок на данном этапе, тем быстрее он привыкнет и будет с радостью оставаться в новом коллективе.

По завершении процесса адаптации ребенок:

  • спокойно идет в детский сад;
  • хорошо взаимодействует с воспитателем и сверстниками;
  • ориентируется в своей группе;
  • активно играет, занимается;
  • хорошо кушает, спит.

То есть эмоциональное и физическое состояние ребенка полностью нормализуется.

Судить о полной адаптации ребенка к новой среде общения, пребывания можно только после нескольких месяцев. Особенно это касается младших дошкольников, так как из-за частых болезней, присущих этому возрасту, малышу приходится снова и снова проходить процесс привыкания.

Влияние различных факторов на адаптацию

Почему одни дети адаптируются легко, а другие с трудом? Что влияет на этот процесс?

Возраст ребёнка

Во многих семьях после рождения малыша меняется уровень материального благополучия, поэтому матери стремятся скорее отдать ребёнка в садик и выйти на работу. Неудивительно, что в последние годы увеличилась потребность в яслях, в которые принимают детей с 1,5 лет.

Но насколько готов к этому сам малыш? Большинство педагогов и психологов считают, что подходящий возраст для начала адаптации к детскому саду— это 2,5-3 года, когда у ребёнка уже окреп иммунитет, он владеет элементарными навыками самообслуживания и не так остро нуждается в родительской заботе и внимании. Чем младше ребёнок, тем сложнее и тяжелее проходит адаптация. Поэтому, по возможности, детей младше 2,5 лет лучше оставить дома.

Разумеется, бывают исключения, когда малыш опережает своё развитие и нуждается в общении, проявляет интерес к сверстникам, активно участвует во всех играх, и дома ему попросту скучно. В таких случаях детский сад — это подходящая среда для маленького непоседы, даже если он не достиг 2,5 лет.

Состояние здоровья

Это один из ключевых факторов. Нередко даже здоровые дети, начав ходить в садик, часто болеют. У малышей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями процесс привыкания протекает особенно тяжело.

Поэтому сначала укрепите здоровье ребёнка, а потом начинайте посещать детский сад. Так малыш сможет адаптироваться без серьёзных проблем.

Уровень развития

Тут важно сказать о необходимых умениях и навыках, которыми должен обладать ребёнок перед началом детсадовской жизни: держать ложку и чашку, самостоятельно пить и есть, пользоваться горшком, по возможности, одеваться и раздеваться и просить помощи у взрослого.

Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.

Социализация ребёнка

В дошкольном учреждении малыш ребёнок будет находиться в компании сверстников и воспитателей. Если у малыша есть опыт общения с другими детьми и взрослыми, кроме родителей, то ему будет легко влиться в коллектив. Когда ребёнок привык видеть рядом с собой только маму и папу, то процесс привыкания будет сложнее и дольше.

Другие факторы

Что ещё влияет на адаптацию и привыкание к саду?

  • Опытность и личность воспитателя. Некоторые педагоги умеет создать настолько благоприятную и дружественную атмосферу в группе, что даже необщительные и закрытые дети чувствуют лёгкость и комфорт и хотят возвращаться в сад. Поэтому часто говорят: “Нужно идти не в сад, а к педагогу”.
  • Количество детей в группе. Чем меньше воспитанников, тем больше внимания педагог может уделить каждому ребёнку.
  • Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики.

Степени адаптации к детскому саду

Для того, чтобы родители могли набраться терпения и спокойно воспринимать период привыкания своего чада к детскому саду, необходимо отметить, что адаптация может проходить в:

  • легкой степени — от 2-х недель до месяца;
  • средней — от 30 дней до 2-х месяцев;
  • тяжелой — до полугода.

Совсем немного детей, которые быстро и легко вливаются в новую среду пребывания. У большинства малышей этот процесс затягивается. Новичок плачет, отказывается выполнять привычные действия, принимать пищу, постоянно требует к себе внимания и т. д. Подобное может повторяться очень длительный период. Только совместная работа родителей и воспитателей поможет пережить этот сложный период и ребенку, и взрослым.

Виды привыкания

Лёгкая адаптация

В среднем ребёнок привыкает к новому месту и коллективу за 2-4 недели. Это, к счастью, характерно для большинства детишек. Адаптация протекает ускоренно, негативные реакции проходят достаточно быстро и безболезненно. Понять, что ребёнок приспособился к новым условиям можно по следующим признаками:

  • он больше не плачет, когда заходит в группу утром, спокойно остаётся с воспитателем.
  • при разговоре со взрослыми смотрит в глаза.
  • достаточно понятно может попросить о чём-либо.
  • проявляет инициативу в общении с ровесниками.
  • спокойно придумывает себе игры и может занять самого себя на какой-то отрезок времени.
  • без истерик подстраивается и принимает новый распорядок и режим детского сада.
  • на обращения воспитателя реагирует спокойно и понимающе, адекватно воспринимая критику или похвалу.
  • делится с родителями происходящим в садике, своими новыми друзьями и занятиями.

Адаптация средней тяжести


В этом случае привыкание длится не менее полутора месяцев, возможно, дольше. В это время ребёнок может очень часто болеть, демонстрировать всевозможные негативные реакции, может агрессивно себя вести или, наоборот, замкнуться и много плакать.

Тем не менее говорить о том, что малыш неспособен влиться в коллектив нельзя. Определяется такая адаптация следующими нюансами:

  • плачет утром, расставаясь с мамой.
  • отвлекается на игру и способен забыть про разлуку.
  • общается и поддерживает взаимосвязь со сверстниками и воспитателем.
  • соблюдает и придерживается новых правил и распорядков.
  • спокойно и адекватно реагирует на замечания воспитателя.
  • очень редко становится зачинщиком или инициатором конфликтов или драк.

Тяжёлая адаптация

Такие дети встречаются намного реже и их очень легко можно отличить от сверстников. Для них характерна открытая агрессия или другая крайность, замкнутость, отстранённость, уход в себя. Тяжёлая адаптация может длиться от 2 месяцев до нескольких лет.

Встречаются ребята с полной дезадаптацией и невозможностью посещать детские учреждения. Основные поведенческие типы:

  • истерики, слезы и крики при расставании с родителями, которые не проходят длительное время.
  • полный отказ заходить в группу к детям.
  • абсолютное игнорирование и нежелание общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми.
  • нежелание и отказ от новых правил и распорядков, отказ от еды, игр, сна и прочего.
  • любая крайность, в виде агрессии или замкнутости.
  • острая реакция на замечания воспитателя, проявляющаяся в виде слёз, истерики или страха, испуга.

Важно! В случае выявления полной дезадаптации и неприспособленности к детскому саду стоит понимать, что это явление достаточно редкое, и необходимо обратиться к детскому психологу и неврологу.

Вместе со специалистами продумать свои дальнейшие действия. Бывают случаи, когда с любыми дошкольными учреждениями лучше повременить.

Что влияет на адаптацию ребенка к садику?

К факторам, которые влияют на процесс привыкания малыша к дошкольному учреждению, относятся:

  • его возраст;
  • общее физическое развитие и состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие основных навыков самообслуживания;
  • соответствие домашнего режима и распорядка дня дошкольного учреждения;
  • уровень контактности и общительности;
  • развитие игровой деятельности.

Тяжелее всего адаптируются дети, которые не привыкли к:

  • режиму;
  • выполнению элементарных гигиенических процедур;
  • самостоятельной игре в игрушки;
  • взаимодействию со сверстниками и малознакомыми людьми.

Кроме этого, малыш может иметь своеобразные привычки, которые негативно влияют на его развитие. Очень сложно проходит адаптация, если ребенок слишком привязан к маме.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад?

Часто эта проблема решается в зависимости от складывающихся обстоятельств. Если маме нужно выходить на работу, то вопрос отпадает сам собой. Заканчивается время отпуска по уходу за ребенком — необходимо подумать о ДДУ. То есть, это период от полутора до 3-х лет.

Стоит помнить, что малышу необходимо дать время для адаптации, то есть начать процесс привыкания следует за полтора-два месяца до выхода мамы на работу.

Если подойти к решению вопроса с точки зрения психологии, то оптимальный срок для привыкания к детскому коллективу — после 3-х лет. Именно в этот период у детей формируется стойкий интерес к сверстникам, совместным играм, общению с ними. Более того, дети этого возраста, как правило, имеют навыки элементарного самообслуживания, могут контролировать физиологические потребности организма.

Чтобы не нанести ребенку серьезную психологическую травму, лучше не начинать приучать ребенка к детскому саду в период каких-либо изменений в семье (переезд, появление младшего, развод).

От чего зависит степень адаптации?

  • Возраст. Если ребенок умеет самостоятельно ходить на горшок, пользоваться ложкой, засыпать без помощи взрослого, ему будет легче привыкнуть садовским условиям. Как правило, эти навыки закрепляются у детей к 2-3 годам. Также в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к сверстникам, хотя главным источником общения пока еще является воспитатель. Для успешной адаптации ребенка 4-5 лет необходимо умение договариваться и сотрудничать со сверстниками.
  • Состояние здоровья. Так как адаптация отнимает у малышей много сил, состояние здоровья детей с серьезными хроническими заболеваниями в этот непростой период может ухудшиться. Часто болеющие дети также могут испытывать трудности при адаптации, поэтому им требуется особое внимание и забота.
  • Социализация. Привыкание к саду легче дается детям с достаточно большим опытом взаимодействия как с детьми, так и с взрослыми. Малыши, у которых не развиты коммуникативные навыки, испытывают сильную тревогу, находясь в незнакомом коллективе. Поэтому очень важно не ограничивать круг общения ребенка и помочь ему научиться налаживать контакт с людьми.

Во многом, адаптация ребенка зависит от воспитателя, который должен суметь заинтересовать малыша и завоевать его доверие.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Большинство родителей очень переживают, оставляя ребенка в дошкольном учреждении. Это вполне нормально, ведь малыш остается с малознакомыми людьми, в непривычной для себя обстановке. Эмоциональный настрой взрослых очень важен для детей. Поэтому необходимо соблюдать спокойствие и постараться помочь своему крохе преодолеть такой сложный период.

Полезные умения для детсадовца

Чтобы маленькому человеку было легче влиться в детсадовскую «семью», его необходимо заранее к этому готовить. То есть, родители должны постараться научить его:

  • простейшим навыкам самообслуживания (пользоваться горшком или унитазом, мыть руки и лицо, одеваться/раздеваться, кушать ложкой): если приходится отдавать малыша в сад слишком рано, постарайтесь привить ему стремление выполнять все эти действия самостоятельно и свободно просить о помощи;
  • оставаться без мамы (пусть кроха пару часов побудет с папой, бабушкой, няней, иначе ему очень сложно будет расстаться с ней даже на час);
  • играть игрушками, находить интересное развлечение (складывать кубики, играть с машинкой и т. п.);
  • взаимодействовать с другими людьми (делиться, просить, обращаться к взрослым и детям).

Сегодня существуют группы раннего развития, которые могут стать первым шагом к детскому саду.

Беседы с ребенком о детском саде

На этапе подготовки к детскому саду с ребенком необходимо ненавязчиво разговаривать об этом, вызывая интерес, желание присоединиться к сверстникам. Беседы должны носить не только ознакомительно-повествовательный характер. Чем старше ребенок, тем чаще следует задавать наводящие вопросы, подводить к высказыванию собственного мнения.

Постепенные, целенаправленные прогулки в направлении детского учреждения, сопровождающиеся рассказами родителей и рассуждениями малыша, помогут скорее свыкнуться с мыслью, о возможности присоединиться к сверстникам, поиграть с ними и т. д.

Чтобы избежать серьезных проблем и длительного периода адаптации, необходимо настраивать ребенка исключительно в позитивном ключе.

Если кроха задает вопросы, обязательно отвечайте, максимально точно рисуя возможное развитие ситуации. Не обманывайте и не обещайте то, что не сможете выполнить.

Не забывайте, что в детском саду ребенку придется больше самостоятельно двигаться. Поэтому разговоры о садике лучше вести прогуливаясь пешком, без коляски, санок и пр.

Цель бесед родителей с ребенком перед походом в д/сад — вселить уверенность в том, что новое пространство и окружающие люди не причинят ему вреда, станут «вторым домом» и дружным коллективом, в котором весело играть, постигать новые знания и умения.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— поведенческие реакции;

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Программа постепенной адаптации к детскому саду

Родители должны понимать, насколько сложно ребенку перестраиваться, отрываться от привычного уклада и шагать в новую жизнь. Их задача — облегчить этот период для своего чада, тем самым уберечь и себя от лишних переживаний и хлопот. За 2-3 месяца мамам и папам стоит начать активную подготовку к детскому саду.

На подготовительном этапе

Кроме вышеперечисленных пунктов о предварительной работе с детьми (максимальное приспособление к режиму детского сада, привитие необходимых навыков и умений, беседы и пр.), родители должны:

  • наладить тесный контакт с сотрудниками детского учреждения;
  • поддерживать дома спокойные, ровные отношения;
  • проявлять внимание, заботу, терпение к малышу;
  • не перегружать его большим объемом новой информации.

Заранее сообщите воспитателю о привычках и предпочтениях ребенка. Старайтесь разумно справляться с собственными переживаниями и страхами. И, ни в коем случае, не показывайте их ребенку. Никаких негативных высказываний и обсуждений при нем.

В процессе адаптации

Переход к основному (ключевому) этапу адаптации, стресс для всех! Ребенок переживает расставание с родными, привыкание к новой обстановке и людям и пр. Родители опасаются за здоровье ребенка, отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Воспитатель также переносит определенные потрясения с каждым новеньким (старается поскорее завоевать доверие ребенка и его родителей, обеспечить комфорт для других детей группы). То есть получается один замкнутый круг.

Поэтому очень важен целостный подход, взаимодоверие и взаимопомощь. Родителям стоит прислушиваться к советам педагогов, откликаться на их просьбы.

Рекомендуется:

  • не оттягивайте время расставания;
  • придумайте мотивацию для быстрого прощания (помоги няне накрыть на стол и пр.);
  • увеличивайте время пребывания в саду постепенно;
  • не делайте беспричинных перерывов в посещении детского учреждения;
  • не оставляйте надолго (не более 8 часов);
  • продумайте действия, которые предшествуют расставанию (поцелуй, махание рукой и т. д.) и повторяйте их ежедневно;
  • всегда выполняйте обещание (сказали, что заберете до сна — это безоговорочно);
  • дайте ребенку домашнюю игрушку или мамину фотографию.

Если совсем уж тяжело карапузу расставаться с мамой, лучше пусть его отводит в сад кто-то из членов семьи. Любые возникающие вопросы и ситуации старайтесь выяснять сразу. Никакого негатива при малыше!

Что такое адаптация?

Адаптация — это умение приспособиться к новым условиям, среде, кругу общения. Даже для взрослого человека резкая смена привычного образа жизни является стрессом, а для маленького человечка, с ещё неокрепшей психикой и вовсе может стать тяжёлым испытанием.

От ребёнка потребуются огромные энергозатраты и маленький организм будет перенапрягаться. Причин много:

  • В первую очередь — любимых мамы и папы рядом больше не будет.
  • Совершенно незнакомое место, с незнакомыми взрослыми.
  • Новые правила и распорядок дня.
  • Необходимость подчинения чужим взрослым.
  • Необходимость контактировать с другими детьми.
  • Нехватка внимания, со стороны взрослого, то есть воспитателя, который разрывается один на 15-25 детей.

Вследствие этих изменений, жизнь малыша изменится коренным образом. Это стрессовое состояние, в котором будет находиться ребёнок, может начать выражаться в поведении, а именно в нарушении правил и норм, «плохих» поступках, а также вы можете заметить:

  • Нарушение сна, бессонницу или резкое пробуждение среди ночи с криком, возможны страшные сны, в которых ребёнок одни или его кто-то обижает, на этом фоне он может внезапно просыпаться в слезах.
  • Проблемы с аппетитом, его снижение или даже отсутствие. В большинстве случаев, «садовское» меню сильно отличается от домашнего, поэтому вполне возможно что ребёнок может отказываться есть новые, незнакомые блюда.
  • Регресс умений и навыков. Малыш, который давно умеет ходить на горшок, разговаривать и самостоятельно есть, вдруг теряет этот навык.
  • Исчезновение или снижение интереса узнавать новую информацию. Ребёнку неинтересны игрушки и ровесники в группе. Это нормально — психика в стрессе стремится к покою, всё новое только усугубляет стресс, поэтому на этапе адаптации, ребёнок может отказываться от познавательной активности.
  • Несвойственное поведение. Активный, весёлый и общительный малыш может замкнуться в себе, а спокойный ребёнок вдруг начинает проявлять агрессию и злость по отношению к окружающим.

Адаптация — это очень сложный период, одни дети начинают вести себя неузнаваемо, другие отказываются идти в сад и льют слёзы, третьи спокойно заходят в группу и забывают о маме. Поведение может поменяться просто кардинально, однако со временем, эти и похожие проблемы чаще всего исчезают или становятся менее заметны и чувствительны.

Успех адаптационного процесса судят по вышеперечисленным проблемам, точнее, по их количеству и времени прохождения. На основе этих данных психологи выделяют несколько видов адаптации.

Как снизить стресс для ребенка?

Самым большим переживанием и стрессом для малыша является расставание с мамой и страхи.

При правильном поведении родителей в период подготовки ребенка к детскому саду снижается уровень стресса, вызываемого расставанием. То есть, важно научить ребенка оставаться с другими членами семьи, занимать себя игрушкой в ожидании мамы и пр. Это поможет преодолеть состояние растерянности в отсутствии самого близкого человека.

Страх у малыша вызывает:

  • новая обстановка;
  • незнакомые лица;
  • общение с незнакомыми;
  • предположение, что о нем забудут и не заберут домой.

Если первые три причины страхов устраняются довольно быстро и зависят, в основном, от работы педагога и общей готовности ребенка к детскому саду, то четвертый — от поведения родителей. Оставляя кроху в детском саду, сразу оговаривайте срок его пребывания. Не задерживайтесь, пообещав прийти перед обедом или после дневного сна. И неважно, совсем недавно он посещает дошкольное упреждение или уже совсем освоился.

Виды адаптации детей

Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.

Активная

Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.

Пассивная

Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.

Отложенная

Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.

Проваленная

Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.

От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.

Что не нужно делать при расставании с ребенком

Есть перечень рекомендаций, которые должен соблюдать каждый взрослый, отводя ребенка в дошкольное учреждение:

  1. Фраза типа: «Не будешь меня слушать — отведу в садик!» — это табу! Ведь то, чем пугают, не может вызывать положительные эмоции.
  2. Если малыш при расставании плачет, не ругайте его и не сердитесь. Здесь лучший помощник — терпение, внимание, теплые слова и действия (обнять, поцеловать, не забыть сказать, что обязательно заберете).
  3. Не обещайте невыполнимое. Например, сегодня сходишь, а завтра останешься дома. А, если пообещали, обязательно держите данное слово.
  4. Старайтесь не приходить за малышом последним. Особенно в первые месяцы его пребывания в саду.
  5. Вместо перечисленных «не», чаще хвалите, внимательно и с интересом слушайте его рассказы о жизни в коллективе, о его достижениях и неудачах.

Ошибки родителей во время адаптации ребенка

Нельзя забывать, что ребенок постоянно наблюдает за поведением родителей, их настроение, тембром голоса, мимикой.

Уважение и доброжелательность по отношению к воспитателям, залог позитивного настроя ребенка. Если мама приветлива и спокойна, в общении, значит это «хорошая тетя», то есть относиться к ней можно без опаски.

Иногда родители стараются поскорее убежать, когда малыш отвлекся или заигрался. Этого делать нельзя. Ему проще знать, что мама ушла и скоро вернется, чем переживать о том, куда она делась и придет ли вообще.

Если у крохи есть какая-нибудь не совсем хорошая привычка (например, сосание соски) не следует отучать от нее параллельно с первыми походами в детский сад (не усугубляйте стресс). Сделать это лучше намного раньше, чем наступит подготовительный этап адаптации к ДДУ.

Не стоит стоять под дверью, оставив ребенка с воспитателем и другими детьми. Дети очень чувствительны и, ощущая тревогу взрослых, сами начинают бояться.

Не нужно игнорировать чувства детей. Нотации только усугубят негативное отношение к садику. Вместо: «Хватит рыдать, ты уже большой…» — и т. п. Лучше отнеситесь с пониманием, сказав, что тоже скучаете и не хотите расставаться, но есть обязательства (нужно на работу и пр.)

Первые дни малыша в детском саду

На протяжении периода адаптации ребенку приходится особенно нелегко, поэтому родителям в это время очень важно правильно вести себя, поддерживая кроху и хваля его даже за незначительные успехи.

  • От того, как относятся к необходимости вести ребенка в сад взрослые, во многом зависит протекание адаптации. Уверенность и спокойствие мамы передается малышу.
  • Не исчезайте внезапно и не обманывайте малыша. Иногда родители боятся не справиться с собственными переживаниями при расставании с крохой, поэтому, как только ни о чем не подозревающий ребенок заходит в группу, они быстро исчезают. Такая неизвестность очень сильно пугает малыша. Приведя ребенка в сад, обязательно скажите, что сейчас Вы уйдете по делам, но скоро обязательно за ним вернетесь. Будьте конкретны и откровенны (например, «Я иду на работу, а ты пока поиграешь с ребятами. После обеда за тобой приду»).
  • Время пребывания ребенка в детском саду должно увеличиваться постепенно. Воспитатель, наблюдая за малышом, подскажет Вам, когда он будет готов остаться на обед, а затем и на дневной сон.
  • Если воспитатель не против, дайте малышу с собой небольшую игрушку или другую вещь, которая будет служить ему напоминанием о доме.
  • После возвращения из садика постарайтесь проводить с ребенком побольше времени, занимаясь любимым вами вещами.

  • Постарайтесь снизить эмоциональную нагрузку малыша (не посещайте места массовых развлечений, играйте в спокойные игры и т.д.).
  • Будьте терпеливыми к капризам ребенка, ведь оказавшись дома, малыш, возможно, захочет выплеснуть накопившиеся у него эмоции.

Так как в период адаптации дети часто болеют, лучше начинать посещать садик в то время, когда у родителей есть возможность остаться с ребенком дома.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]