Кто такое асоциальный человек
Асоциальный человек – это тот, кто умышленно нарушает установленные в обществе моральные правила и нормы. Действия такого индивида ориентированы на удовлетворение своих потребностей. Синонимом асоциального поведения является социальное равнодушие гражданина, поэтому у личности асоциального типа мотивация к взаимодействию с окружающими снижена или отсутствует вовсе.
По мнению политиков, асоциальные люди отстают в социальном развитии, не могут добиться успеха в той или иной сфере. Однако при необходимости он ведет себя как социализированный гражданин (если в таком поведении для него есть какая-то выгода).
Асоциальность нельзя приравнивать к преступности, так как криминального звена в поведении асоциальных людей нет. Таких людей можно сравнить с дезадаптантами, так как им хочется изолироваться от общества, этим и объясняется их своеобразное ассоциативное поведение.
Профилактика асоциальных явлений
В интересах общества снизить число антисоциальных элементов, исправить их образ действий. Это социальное явление создает риск увеличения криминогенности в стране, отрицательно влияет на качество жизни народа, снижает уровень здоровья нации.
Чтобы избежать негативных последствий, необходимо проводить профилактику этих явлении, особенно среди молодежи.
Что можно сделать:
- проводить пропаганду здорового образа жизни;
- сделать спорт максимально доступным для населения; проведение спортивных праздников,соревнований; привлечение детей, молодежи в спортивные секции;
- антиреклама алкоголя, табачной продукции; социальная реклама;
- усиленная социальная работа с детьми и подростками из неблагополучных семей;
- организация досуга молодежи (доступность творческих кружков, мотивация к занятиям)
- правовое просвещение (для понимания молодыми людьми, за какие проступки какое следует наказание, как это отразится на их дальнейшей жизни).
Характеристики асоциальной личности
Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:
- низкий уровень ответственности;
- низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
- слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
- слабое развитие произвольного внимания;
- трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
- отсутствие совестливости;
- эгоистичность;
- патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
- склонность применять манипуляцию в общении;
- склонность ко лжи;
- агрессивность, конфликтность;
- импульсивность;
- частые перемены настроения без видимых на то причин;
- харизматичность;
- лицемерие;
- замкнутость;
- социопатия;
- нарушение пищевого поведения;
- бессонница;
- стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
- социальные контакты человека сведены к минимуму;
- круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
- отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
- склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).
Круг общения асоциала
Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.
Определение термина
Асоциальность – поведение, противоречащее правилам поведения людей в определенном обществе и морали. А также существует другое значение этого термина – социальное безразличие. Соответственно ему антиобщественность – отсутствие мотивации или сильной заинтересованности в социальном взаимодействии и/или наличие мотивации для деятельности в одиночестве.
Слово, обозначающее асоциальных людей, стало популярным в начале прошлого века. Оно было введено политиками, которые с помощью этого термина в своих выступлениях подчеркивали всех неблагополучных людей. В период Второй мировой войны асоциальных элементов, которые находились в лагерях, можно было узнать по тем же знакам, что и умственно отсталых людей.
Легкая форма проявления асоциальности – интроверсия. Интроверты предпочитают уклоняться от активных позиций в общественной жизни. Окончательная форма – шизофрения. Этому психическому расстройству свойственно неумение контактировать с людьми и сопереживать им.
Интересно, что антиобщественность – это не только негатив. Некоторые религии поощряют такое поведение, так как уверены, что чем дальше человек от социума, тем ближе он к богу.
Проявления асоциальности
Признаки асоциальности могут обнаружиться в разное время. Чаще всего примеры такого поведения встречаются в подростковом возрасте, но иногда асоциальная личность заявляет о себе уже в детстве. Также асоциальные явления могут стать следствием тех или иных перемен в жизни взрослого человека.
В детском возрасте
Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:
- агрессивность и раздражительность ребенка;
- склонность ребенка закатывать истерики;
- девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
- склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
- снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
- отсутствие друзей и желания общаться;
- конфликтность, грубость в общении, драчливость;
- побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
- склонность к воровству;
- склонность к шантажу и манипулированию;
- садистские наклонности;
- жестокое обращение с животными.
Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.
Асоциальная девочка
В подростковом возрасте
В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:
- низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- принадлежность к тем или иным субкультурам;
- музыкальная фанатичность;
- любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
- отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
- конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
- пренебрежение авторитетом родителей;
- отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
- слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
- взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
- совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
- аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
- суицидальные попытки;
- ощущение безнаказанности;
- бродяжничество, беспризорность;
- беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
- конформизм.
У взрослых
У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:
- эгоистичность;
- стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
- отсутствие способности переживать стыд и вину;
- отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
- отказ от брака и продолжения рода;
- отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
- отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
- привычка опаздывать;
- неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
- игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
Отношение асоциала к успешным людям
- совершение мелких противоправных действий;
- ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).
Проявления у детей
Первые признаки трудностей с социализацией у маленьких детей – это равнодушие к учебе, отсутствие коммуникативных навыков, наличие агрессивности к родственникам и другим людям, а также животным. Такие дети асоциальны, что значит — грубы, склонны к воровству, а неумение решать конфликтные ситуации компенсируют драками, криками и угрозами.
При возникновении аналогичных ситуаций те, кто учится в начальной школе, сразу определяются как трудные дети. Излишнее внимание администрации школы и учителя лишь обостряет проблему, так как вызывает у детей протест: они не слушаются, не хотят сотрудничать с одноклассниками и тратить время на задания.
Причины появления расстройств поведения (как и у подростков/взрослых) бывают психологическими, социальными, педагогическими и медицинскими. Если проигнорировать любые отклонения и жестокость ребенка, высок риск упустить развитие проблемы. Уже в подростковом возрасте часто отдельные девиации становятся осознанными действиями разрушительного характера.
Виды асоциального поведения
Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:
- Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
- Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
- Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
- Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
- Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
- Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.
Асоциалы в литературе
Лучше помогут узнать о людях с антиобщественным поведением известные литературные произведения. Среди них:
- «1984» (Джордж Оруэлл).
- «Видеосмерть» (Ирвин Уэлш).
- «Хорошо быть тихоней» (Стивен Чбоски).
- Книги о Шерлоке Холмсе (Артур Конан Дойл).
- «Превращение» (Франц Кафка).
- «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон).
- «О дивный новый мир» (Олдос Хаксли).
- «Ганнибал» (Томас Харрис).
- «Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте).
Асоциальные люди – те, у которых либо нет мотивации к социальной жизни, либо их поведение противоречит общественным правилам. Легкой формой асоциальности является интроверсия, крайней – шизофрения.
Девиантное поведение свойственно детям и взрослым, представителям разных социальных групп и уровня образования. Оно может выражаться во всевозможных зависимостях (побег от реальной жизни), а также игнорировании моральных норм и их нарушении (вплоть до уголовно наказуемых деяний).
Среди распространенных причин возникновения асоциальности: биологические, социальные и личностные факторы. Лучший способ борьбы – профилактика. Интересно, что асоциал – не всегда плохой человек, ими могут быть гении или верующие, чья религия поощряет уход от социума.
Причины асоциального поведения
Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:
Психологические | Социальные | Педагогические | Медицинские |
|
|
|
|
Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.
Возможные причины
Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения
Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.
К медицинским причинам относят:
- наличие психосоматических отклонений;
- инфантилизм;
- СДВГ;
- инфицирование ребенка во время внутриутробного развития;
- шизотипическое расстройство;
- шизофрения;
- травмирование или инфицирование головного мозга.
К педагогическим причинам относят:
- завышенные требования к ребенку;
- безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
- наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
- частые, и что главное, несправедливые наказания;
- полное игнорирование потребностей малыша;
- наличие гипо- или гиперопеки;
- отсутствие доверия в семье.
К социальным причинам относят:
- желание самоутвердиться за счет другого человека;
- социальное или материальное неравенство;
- влияние субкультур, религиозных сект;
- взросление в неблагополучной семье;
- пережитое сексуальное или физическое насилие;
- издевательства, травля, насмешки;
- проблемы в общении с ровесниками у подростков и детей;
- наличие зависимостей, которые провоцируют развитие девиантного поведения.
Плюсы и минусы асоциальности
Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.
возможность человека быть не таким, как все;
многие гениальные поступки и открытия сделаны асоциалами;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
отдаленность человека от шумных тусовок, тяга к одиночеству способствуют самопознанию, изучению философских вопросов.
неразвитая эмпатия;
осуждение такого образа жизни со стороны окружающих;
ведение нездорового образа жизни;
асоциалы часто выбирают себе незаконные способы заработка
Диагностика и лечение
Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:
- беседа с индивидом, сбор анамнеза;
- беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
- осмотр пациента;
- оценка речевых паттернов;
- использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
- использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.
На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.
Как общаться с асоциалом
Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.
Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Как избавиться от асоциальности
Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:
- Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
- Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
- Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
- Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
- Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.
Профилактика асоциальности
О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:
- Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
- Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
- Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
- Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
- В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
- Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.
Любую психологическую проблему легче предупредить, чем потом бороться с ней.