Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;
  • уровня готовности к школе;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ

Психологи отмечают некоторые особенности и проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, которые связаны с постоянным развитием и изменениями в современной школе:

  • большое влияние на адаптацию оказывают технический прогресс, информатизация общества и введение образовательных стандартов, что усложняет привыкание к школе;
  • ФГОС требует от ребенка не только предметных знаний и умений, но и личностных и метапредметных результатов, которые отражены в портрете выпускника начальной школы;
  • резкая смена социальной роли: вчерашний дошкольник становится учеником. Это большая ответственность для него: новый режим, потребность в организации своей деятельности, новая система прав и обязанностей.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Послесловие

Школьная адаптация является кризисной ситуацией, так как ребенок оказывается в новых условиях без соответствующих «инструментов» и опыта подобных ситуаций. Обучение в первом классе совпадает с кризисом 7 лет. Это еще больше усложняет процесс адаптации. Период школьной адаптации можно назвать противоречивым периодом трансформации дошкольника в школьника.При готовности ребенка к школе, поддержке семьи и педагога школьная адаптация может пройти за 2-3 месяца. В противном случае процесс может растянуться на год и сопровождаться проблемами или вылиться в дезадаптацию (неспособность ребенка психологически и физически принять новый уклад жизни).Благоприятно на развитие ребенка и его адаптацию к любым условиям влияет демократический стиль воспитания. Детско-родительские отношения, в которых каждый член семьи выступает активным субъектом, интересуется делами других, поддерживает, сопричастен ко всему происходящему и ждет того же от других.

СТРУКТУРА И ВИДЫ АДАПТАЦИИ

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

  1. Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
  2. Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
  3. Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.

СОЦИАЛЬНАЯ

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

  • умение слушать учителя;
  • понимание своих обязанностей и их выполнение;
  • следование школьным порядкам и требованиям;
  • хорошие отношения с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

  • самочувствие;
  • качество сна;
  • работоспособность;
  • аппетит;
  • различные заболевания и их обострение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

  • мотивация к учебе;
  • готовность выполнять задания и понимать их;
  • уровень развития познавательных процессов;
  • ежедневное настроение;
  • способность оценивать себя и свою работу.

Четыре этапа

Процесс адаптации может проходить в четыре этапа.

  1. Оценка уровня подготовленности нового работника необходима для разработки эффективной программы адаптации. Даже если работник имеет специальную подготовку, опыт работы в аналогичных структурах, то, попадая в новую организацию, он неизбежно сталкивается с различной внешней инфраструктурой организации, новым персоналом, технологией деятельности. Все это неизбежно приводит его в незнакомую ситуацию.
  2. Ориентация на месте, т.е. практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. К этой работе привлекаются непосредственный руководитель и служба управления персоналом.
  3. Непосредственная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении нового работника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Этот элемент адаптации является ключевым, поскольку от него зависит, как новый сотрудник будет принят на рабочем месте. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную психологическую поддержку работнику, регулярно проводить беседы и оценивать эффективность его деятельности на новом рабочем месте.
  4. Полное включение в работу. Этим этапом завершается процесс адаптации нового работника в организации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и личных проблем и переходом к стабильной работе.

Если процесс адаптации в организации хорошо отрегулирован, то адаптационный период и затраты на нее сокращаются в несколько раз и приносят существенную выгоду как организации, так и работнику.
Сотрудник заинтересован в том, чтобы процесс адаптации прошел как можно быстрее, поскольку он несет не только моральные потери, связанные со страхом потерпеть неудачу на новой работе или потерять ее (быть уволенным по какой-то причине), но и материальные, связанные с меньшим уровнем заработной платы на время адаптационного срока.

УРОВНИ АДАПТАЦИИ

При поступлении в школу в жизни ребенка происходят кардинальные изменения. Они затрагивают те стороны, которые связаны с учебой. Специалисты выделяют следующие уровни адаптации первоклассников к школе.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Характерно быстрое привыкание ребенка к школьной жизни (в течение 2-6 недель). Первоклассник положительно относится к школе, имеет мотивацию учиться, готов узнавать новое, знания и навыки усваивает быстро. Такой ребенок хорошо справляется со школьной программой, способен решать задания повышенной сложности. Ученик может организовать свою деятельность, выполняет инструкции учителя. У него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья. Не имеет проблем со здоровьем, редко бывает в плохом настроении.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Ученик привыкает к школе продолжительное время (от 2 до 3 месяцев), но при этом не особо переживает и расстраивается от ее посещения. Периодически чувствует себя усталым, сталкивается с перепадами настроения. Хорошо усваивает программный материал, выполняет типовые задания. Четко действует по инструкции учителя, иногда нуждается в его помощи и контроле. На уроках внимателен и усидчив. Дружеские отношения с одноклассниками складываются хорошо.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

Ребенку очень трудно привыкнуть к школе, он испытывает негативные эмоции по отношению к ней. Не имеет мотивации к учебе, материал усваивает лишь частично, новые знания не вызывают интереса. Часто нарушает дисциплину, не слушает инструкции учителя, не может самоорганизоваться. На уроки приходит в подавленном настроении, периодически жалуется на плохое самочувствие. С одноклассниками общается мало, может не знать их имен.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Карта наблюдений Стотта
Опросники для учителей и для родителей
Примерная схема обследования готовности детей
Все страницы

Страница 1 из 5

Методическое пособие

Адаптация к школе в контексте психологического здоровья и задач возрастного развития младших школьников

Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на становление, развитие, реализацию личностного потенциала субъектов образования – всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и шире – к жизни.

Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека. Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия) со средой. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической организации деятельности. Адаптация социальная – это: 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций человека, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптация – механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. Высокие показатели социальной адаптации – это умение работать, жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации. Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника. Достижение адаптации в социальной среде, как показано психологической наукой, может происходить принципиально разными путями, что определяет типологию адаптационной направленности. 1. Гомеостатическая направленность. Это достижение равновесия, спокойствия посредством приспособления к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Такая направленность адаптации ведёт к формированию конформного, зависимого типа личности. 2. Гедонистическая направленность как получение наслаждения, удовольствия посредством приспособления среды к собственным потребностям. Это путь формирования эгоистической и конфликтной личности. 3. Прагматическая направленность как ориентация на получение максимальной пользы и для себя, и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Очевидно, такая направленность адаптации соответствует интересам и личности, и общества. Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л.Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников. 1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение. 2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. 3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников. Из этих описаний видно, что основная доля характеристик адаптированного и дезадаптированного школьника относится к области усвоения школьного материала и выполнения школьных обязанностей. В исследованиях Э.М.Александровской для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия:

  • эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний);
  • усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене;
  • успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями);
  • эмоциональное благополучие.

Важной особенностью такого подхода является ориентация на следующий методологический принцип: отсутствие показателей адаптации одновременно выступает как наличие показателей дезадаптации. Т.В.Дорожевец расширяет диапазон критериев и показателей адаптации ребёнка к школе, предлагая её трёхкомпонентную модель. Школьная адаптация осуществляется в трёх сферах. 1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д. 2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д. 3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др. Нам представляется возможным рассмотреть процесс и результат адаптации в ещё более широком аспекте с точки зрения перспектив развития личности. Критерием и условием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья. В психолого-педагогическую литературу понятие психологического (психического) здоровья стало входить сравнительно недавно. В настоящее время есть попытки разграничить психическое и психологическое здоровье, однако очень часто показатели их пересекаются, поэтому провести границу между ними сложно. Существуют различные подходы к определению показателей психологического здоровья. А.Маслоу, один из ярких представителей гуманистической психологии, писал о двух составляющих психологического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через «самоактуализацию», и, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. Он выделял следующие характеристики «самоактуализирующихся» личностей:

  • реалистичное спокойное восприятие действительности (такой, как она есть);
  • принятие себя, других и природы;
  • непосредственность (спонтанность);
  • чувствительность к проблемам, центрированность на проблеме, а не на себе;
  • наличие потребности в одиночестве;
  • автономность и независимость;
  • уважение всех, способность к близким отношениям с людьми;
  • сочувствие и сострадание;
  • отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
  • доброжелательное чувство юмора;
  • высокая креативность;
  • духовность, нравственные качества.

А.Элли, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс дополняют критерии психологически здорового, «адекватного», «развивающегося» человека следующими характеристиками: положительная самооценка и самопринятие, интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, открытость для опыта, эмпатия (проникновенное понимание других), доверие, оптимизм, открытость переживаниям и способность принимать свои чувства и мысли за основу для выбора поведения, подвижность (гибкость) и восприимчивость к внешним изменениям. Большинство описаний психологического здоровья содержат или подразумевают такое важное свойство человека, как стрессоустойчивость, т.е. способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для собственного здоровья. Она, в свою очередь, предполагает активность личности, способность её к усилиям, к определённому напряжению, побуждающему к действию, к сопротивлению трудностям. Ещё одно ключевое слово для описания психологического здоровья – гармония. Это не что иное, как баланс между различными частями человеческого Я: физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой. Гармония – это не статическое состояние, а жизнь в непрерывном развитии, постоянном изменении. Психологическое здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также с активной жизненной позицией и способностью находить согласие с собой. На этом портрет психологически здорового человека не исчерпывается. Характеристики (качества) психологически здорового человека обеспечивают не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо себя и общества. Норма психологического здоровья – это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить всё новые и новые ориентиры для психолого-педагогических воздействий и саморазвития. Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и в то же время не можем не использовать их в качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру. Определяя критерии успешной адаптации ребёнка (нормы психологического здоровья), мы исходим из следующего положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды. Психологическое здоровье ребёнка и взрослого различаются совокупностью личностных новообразований, которые ещё не появились у ребёнка, но должны присутствовать у взрослого. При этом их отсутствие у ребёнка не должно восприниматься как нарушение. В истории возрастной психологии существовало много попыток исследования психического развития ребёнка. Свою трактовку этой проблемы предложил Л.С.Выготский: «Развитие психики – это постепенный процесс, в котором можно выделить ряд стадий и этапов. Критерии выделения этих стадий следует искать в целостных качественных характеристиках: в становлении сознания, в возникновении ведущей деятельности, в развитии всего многообразия отношений между ребёнком и окружающим миром. При этом общие закономерности возрастного развития личности находят своё конкретное выражение в индивидуально-личностных особенностях каждого субъекта». Целостная деятельность ребёнка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие изменения названы Л.С.Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и другие. Д.Б.Эльконин предложил определять психологический возраст на основе следующих показателей:

  • социальная ситуация развития – та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период;
  • ведущеий тип деятельности, реализующий социальные отношения;
  • психологические новообразования, возникающие в этот период.

При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психического развития Эльконин отводил центральное место, полагая, что психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены разных типов ведущей деятельности. В детском возрасте Д.Б.Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности. 1. Младенческий возраст (до 1 года) – непосредственно-эмоциональное общение. 2. Раннее детство (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность. 3. Дошкольное детство (3–7 лет) – сюжетно-ролевая игра. 4. Младший школьный возраст (7–10 лет) – учебная деятельность. 5. Подростковый возраст (10–15 лет) – общение. 6. Ранняя юность (15–17 лет) – учебно-профессиональная деятельность. Все типы ведущих деятельностей Д.Б.Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. Во вторую группу входят деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Это деятельность в системе «ребёнок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная деятельность младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек. В ходе психического развития ребёнка происходит закономерное чередование периодов преимущественного освоения предметно-содержательной стороны деятельности (с развитием на этой основе мотивационно-потребностной сферы) и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности (с формированием внутри неё интеллектуально-познавательных способностей детей). В таблице 1, разработанной Г.А.Цукерман, представлены основные характеристики ведущих форм деятельности, их развивающих эффектов, в том числе вклад каждого возраста в учебную деятельность. При полноценном формировании возрастных новообразований дошкольного периода и начального школьного обучения имеются предпосылки для успешной (лёгкой) адаптации ребёнка к школе. В противном случае ожидаются трудности и проблемы. Психическое развитие детей младшего школьного возраста (7–11 лет) предопределяется ведущей ролью учебной деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний, рождением социального Я ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Возможности возраста связаны преимущественно с учебной деятельностью и общением со сверстниками. Основная линия развития – нормативность, усвоение норм учения, познания, общения, социально приемлемого поведения. В эти годы происходит активное развитие мышления, прежде всего понятийного теоретического. В процессе усвоения полной структуры учебной деятельности складываются базовые мыслительные способности: анализ, планирование, рефлексия. Осуществляется развитие произвольности – способности руководствоваться в поведении целями, поставленными взрослыми, умение самому поставить цель и в соответствии с ней самостоятельно контролировать своё поведение и деятельность. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения (синтезирующее восприятие), память и внимание становятся произвольными, осмысленными, целенаправленными. Формируются высшие чувства, усиливается сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Полноценное психическое и социальное развитие характеризуется также развитием широких социальных и познавательных мотивов учения, преобладанием мотивации достижения и престижной мотивации при успешном обучении, формированием чувства компетентности, адекватного уровня притязаний, развитием способности дружить, испытывать длительные эмоциональные привязанности. М.Р.Битянова разработала систему психолого-педагогических требований к статусу школьника, задающих критерии, а следовательно, цели и задачи психологического сопровождения адаптации детей к школе. В таблице 2 приведена система требований для школы: 1-х и 3–5-х классов.

Таблица 1

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

Характеристика ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность
1. Содержание Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки Способы употребления человеческих орудий и знаков Социальные нормы и смыслы человеческих отношений Общие способы решения классов задач
2. Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действия по образцу Условная воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца
3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки «Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия «Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру Речь, предметные действия Воображение, символическая функция Рефлексия
6. Новообразования, возникающие при освоении ведущей формы деятельности Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне Способность к имитации Способность к согласованным действиям с учётом игровой роли партнёра Способность (умение) учиться
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдаются: Доверие к себе и другим людям Способность обучаться по образцам и инструкциям Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолеть, ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдаются: Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдаются: Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность
10. Вклад возраста в учебную деятельность Доверие к педагогам, потребность в установлении отношений с ними, вера в свои силы, открытость новому опыту Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии Умение учиться самостоятельно

Таблица 2

Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника

Параметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов
1. Познавательная сфера
1.1. Произвольность психических процессов Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче
1.2. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями
1.3. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков
1.4. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи
1.5. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом
2. Особенности общения и поведения
2.1. Взаимодейст-вие со сверстника-ми Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)
2.2. Взаимодейст-вие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом
2.3. Соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения
2.4. Поведенческая саморегуляция Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения
2.5. Активность и автономность поведения Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
3. Особенности мотивационно-личностной сферы
3.1. Наличие и характер учебной мотивации Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребёнка Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребёнка
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
4.1. Отношения со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей
4.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами
4.3. Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя»
4.4. Отношение к себе Устойчивая положительная самооценка Устойчивая положительная самооценка

Предыдущая — Следующая >>

ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИИ

Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика.

Выделяют 3 основных сферы:

  • психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
  • психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
  • психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ

Учителям и родителям необходимо соблюдать некоторые условия успешной адаптации первоклассника к школе:

  • учебно-познавательная деятельность в соответствии возрастных особенностей детей этого возраста (учет зоны ближайшего развития);
  • комфортные условия для обучения и общения;
  • оздоровительно-профилактическая работа с детьми;
  • организация школьных занятий в щадящем режиме, плавный переход к стандартному расписанию;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация игрового пространства и активного досуга во время перемен и динамических пауз;
  • работа с родителями по формированию положительного отношения к новому для ребенка статусу ученика;
  • мониторинг уровня адаптации учеников психологом и педагогом.

Все вышеуказанные условия способен обеспечить только учитель с высоким профессиональным уровнем, заинтересованный в успешном развитии своих учеников.

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Признаки успешной адаптации к школе

Опираясь на характеристики ребенка, который находится на высоком уровне, можно выделить признаки успешной адаптации к школе:

  1. Удовлетворение от процесса обучения, положительное отношение к учебной деятельности и овладение ее навыками.
  2. Способность самостоятельно организовать свой учебный процесс, выполнить домашнее задание.
  3. Умение контролировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школы.
  4. Хорошо налаженный контакт с учителями и одноклассниками.

Рекомендации специалистов

Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться в школьной обстановке. Специалистами разработаны рекомендации, которыми можно воспользоваться в семье.

  1. Заранее объясняйте ребенку, что такое школа и почему там должны учиться дети. Важно подчеркнуть значимость школы для детей, например, «Ты уже большой, пришла пора заняться серьезным делом. Взрослые ходят на работу, а ребята в школу». Хорошо, если предварительно родители с будущим первоклассником прогуляются к школе, в которую он собирается поступать, понаблюдают за школьниками, как они занимаются физкультурой на спортивной площадке, участвуют в празднике. Полезно рассказать ребенку, какие учебные предметы он будет изучать, для чего они нужны, полезно поделиться своими воспоминаниями. Такие беседы, экскурсии и прогулки помогут сформировать желание стать школьником.
  2. Развивайте мотивацию маленького ученика рассказами о том, для чего надо успешно учиться, какие преимущества это дает. Можно поиграть в игры на мотивацию, например, в такие общеизвестные игры, как «Камень, ножницы, бумага…», «Тише едешь, дальше будешь», «Как стать хорошим первоклассником?» и другие.
  3. Научите ребенка управлять своими чувствами при помощи упражнений: «Давай нарисуем зверят: веселых, грустных, сердитых, обиженных, испуганных, удивленных», «Отгадай эмоцию у смайликов», «Море волнуется (изобразить и отгадай эмоцию) …».
  4. Обязательно научите общению не только со знакомыми, но и незнакомыми детьми. Здесь помогут мероприятия, в которых может поучаствовать ребенок, например, праздники, дни рождения и т. д. Хорошо организовать общие игры, например, на прогулке с другими детьми.
  5. Перестройте режим дня своего чада в соответствии со школьным распорядком, особенно в адаптационный период. Младшие школьники должны спать не менее 10 часов, по возможности в первой половине года организуйте ребенку дневной сон. На подготовку домашних заданий первоклашкам отводится 1,5 — 2 часа, причем пик работоспособности приходится на 16 — 18 часов, что нужно учитывать, занимаясь уроками. После 30 минут занятий требуется перерыв. Обязательно организуйте прогулки и дневной отдых после школы.
  6. Не перегружайте первоклассника излишними занятиями в адаптационный период. Лучше сосредоточиться на учебной деятельности, сделав перерыв с кружками и студиями.
  7. Создавайте ситуации, когда ребенку потребуется прилагать волевые усилия. Это могут быть игры, обучающие умению спокойно дожидаться своего хода, видеть перспективу, не огорчаться при проигрыше. Например, «Лови, бросай, упасть не давай…», «Колечко, колечко, выйди на крылечко…», «Тише едешь, дальше будешь…».
  8. Не старайтесь сравнивать своего ребенка с одноклассниками, не надо критиковать его за неудачные отметки и напрягать своей озабоченностью по поводу учебы. Лучше обговаривать какие-то проблемы с учителем и психологом.
  9. Интересуйтесь всеми школьными делами своего ученика, хорошо, если по вечерам всей семьей обсуждаются успехи ребенка, его общественные поручения.
  10. Создайте дома доброжелательную обстановку, чтобы первоклассник понимал, что его любят и гордятся успехами в школе.

Важно: Уважаемые родители! Помните, что адаптация к школе – сложное время в жизни маленького школьника. Перед началом учения каждый ребенок испытывает волнение и тревогу, так как он вступает в новую жизнь. Ваша задача — помочь ему справиться со всеми трудностями адаптационного периода, тогда и учение станет для него интересным и увлекательным делом.

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

  1. Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
  2. Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
  3. Игнорирование правил поведения. Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
  4. Вербализм. Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.
  5. Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА АДАПТАЦИИ

На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы:

  • внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками;
  • внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям.

Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.

Специалисты до сих пор дискутируют на этот счет, но многие из них сошлись во мнении, что, в первую очередь, влияет семья. Отношения между домочадцами отражаются как на здоровье ребенка (физическом и психическом), так и на его подготовке к школе, учебной мотивации и умении строить социальные контакты.

Пять факторов

На адаптацию влияют следующие факторы.

  1. Правильность проведения процедуры найма (отсутствие ошибки типа «прием на работу непригодного кандидата» и пр.) Соответствие профессиональных навыков нанятого персонала требованиям рабочего места позволяет сократить время введения в должность, избежать недоразумений, связанных с неадекватным поведением работников в новых организационных условиях. Кроме того, при ошибках, связанных с наймом непригодного кандидата, возникают косвенные затраты, определяемые как потери, вызванные отказом в приеме на работу более достойному.
  2. Размер организации. Чем меньше организация, тем более неформальными являются процедуры адаптации в ней. Поэтому, если нет необходимости в дополнительном обучении, затраты организации будут связаны с ознакомительной беседой, проводимой, как правило, во время трудового процесса. С ростом размера организации увеличивается количество функциональных и информационных связей. В процессе адаптации необходимо их освоение, что требует определенного времени и соответственно затрат.
  3. Уровень межличностного общения в коллективе и морально-психологический климат. Высокий уровень межличностного общения в коллективе и комфортный морально-психологический климат в организации уменьшают ее затраты на адаптацию персонала. Вновь нанимаемый персонал попадает в условия, способствующие сокращению времени адаптации за счет построения доверительных отношений, неформального обмена опытом, отсутствия конфликтов, связанных с возможными ошибками нанятых работников.
  4. Характер и содержание занимаемой должности. Более сложный характер должности и ответственность, предусмотренная ею, предполагают более длительный период освоения должности и соответственно рост затрат на адаптацию.
  5. Социально-демографические характеристики и свойства личности (пол, возраст, семейное положение, образование, степень соответствия образования и выполняемой работы, профессиональная квалификация). Все они в разной степени влияют на время прохождения процесса адаптации, а соответственно и на затраты на нее. Воздействие данных факторов может изменять интенсивность и скорость протекания процесса адаптации. Его продолжительность может занимать от одной недели до двух лет, что в конечном итоге скажется на затратах на адаптацию персонала.

Гость! Заберите план «Антикризис»

Запустили «Клерк.Премиум» в усиленном режиме и сделали доступным для всех. Круглосуточно помогаем бухгалтерам со срочными инструкциями, как работать в условиях санкций. Действует до 15 марта.

Получить

РОЛЬ СЕМЬИ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА

Чтобы показать, что роль семьи действительно оказывает существенное влияние на протекание психологической адаптации первоклассников к школе, психологи проводили множество исследований.

Например, выявляли зависимость успешности адаптации от стиля семейного воспитания, опираясь на 2 показателя: тревожность и учебная мотивация. Результаты показали, что:

  • в семьях с симбиозом (стиль воспитания, при котором родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей жизни) дети испытывают повышенную тревожность;
  • в семьях, где родители жестко контролируют ребенка, дети имеют сниженную учебную мотивацию;
  • а семьи с типом воспитания «кооперация» (родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует, высоко оценивает его способности) помогают детям справиться с тревогой, потому что умеют принимать их неудачи.

Можно сделать вывод, что лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции.

В таких семьях дети проявляют активность в социальном, учебном и физическом плане, чувствуют свободу и независимость в пределах разумного, проявляют к окружающим доброжелательность.

К сожалению, в большинстве семей отношения противоположны: субъект-объектные, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности. Поэтому их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.

МЕТОДИКИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

метод Люшера

Диагностика адаптации первоклассников помогает выявить проблемы с приспособлением к школьной жизни. После этого специалисты должны принять соответствующие меры. Для этого создано множество различных методик:

  • наблюдение;
  • методика изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методика «Домики»;
  • методика «Лесенка»;
  • методика изучения школьной тревожности;
  • рисуночная методика «Рисунок человека»;
  • анкета «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрия.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Родители и педагоги должны отнестись к поступлению ребенка в 1 класс очень ответственно, ведь психологическая адаптация — это сложный и трудоемкий процесс.

Рассмотрим общие советы психолога по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

  • Похвала. В освоении своей новой роли ученика ребенок может совершать множество ошибок, которые очень болезненно воспринимаются. Поэтому нельзя ругать ребенка и показывать ему свое разочарование. В эти моменты ему как никогда нужна поддержка и одобрение. Хвалите первоклассника даже за самые скромные успехи и достижения.
  • Уникальность личности. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с остальными детьми. Самооценка у детей в этом возрасте неустойчива, любые травмирующие фразы могут сильно ее снизить. Вместе с этим теряется и мотивация к дальнейшей учебе. Если необходимо указать малышу на ошибки и возможности развития, то лучше сравнить его с самим собой, сделав акцент на улучшенных результатах.
  • Условность оценок. В первый год учебы не имеет смысла объективно оценивать результаты успеха ученика, они могут сильно меняться под действием ряда факторов. Главное, привить ему познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому оценить детей можно лишь словесно и за успехи.
  • Развитие скрытого потенциала. Школа позволяет ребенку проявить себя в разных сферах, будь то спорт, танцы или творчество. Педагог совместно с родителями должен увидеть в нем потенциал и энергию, которую он сможет направить в нужное русло. Здесь важно совместить это с учебой так, чтобы хватало времени и на подготовку к урокам, и на отдых.
  • Поощрение. Дети хорошо чувствуют ложь, поэтому очень ценным для них станет искренняя похвала и доверительное общение. Родители не должны заменять эти вещи игрушками и сладостями, чтобы откупиться от детей и сэкономить свое время.

КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ: МОЙ ОПЫТ

Как учитель начальных классов, в своей практике я замечаю, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом я часто использую коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.

Но как бы хорошо не складывались у ребенка отношения с одноклассниками, если в семье царит напряжение от постоянного контроля или, наоборот, абсолютное безразличие к ребенку, то сверстники и учитель мало чем могут помочь в адаптации.

Плюсом в такой ситуации является лишь то, что грамотный и отзывчивый к детям педагог может определить эту проблему еще на первом этапе. Тогда он может вовремя подключить психолога и провести необходимые беседы с родителями.

Многие из них, к сожалению, не осознают, какое значение для ребенка имеет сложившийся стиль общения. Поэтому я считаю очень важным доводить до родителей знания об особенностях адаптации еще на первом родительском собрании, а затем подводить первые итоги в сентябре.

МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Выделю некоторые рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе:

  1. Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью. Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс. Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.
  2. Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.
  3. Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой. Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.
  4. Не забывайте о витаминах. Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.
  5. Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.
  6. Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах. Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.
  7. Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер, темперамент и др. Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.
  8. Учитывайте окружение первоклассника. Настраивайте его на общение с одноклассниками, а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.

Сложности, с которыми может столкнуться первоклассник

Скучающие первоклашки

Теперь выделим основные сложности, с которыми сталкивается почти каждый первоклассник.

  • Синдром 7 сентября.

    По мнению психологов, самыми сложными в адаптации первоклашки являются именно первые 2-3 недели учебного года. Перенапряжение нервной системы может стать причиной переутомления, повышенной тревожности снижения иммунитета, как следствие — частые заболевания, головные боли, нарушения сна и аппетита.

    Так проявляет себя данный синдром. В это время настоятельно рекомендуется соблюдать режим: полноценный сон, вкусное и сбалансированное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, а также спокойная атмосфера в семье. Таким образом, вы значительно облегчите адаптацию и снизите психологическую и физическую нагрузку ребёнка.

  • Следующая проблема — это рассеянность, заторможенность реакций, отсутствие сосредоточенности, суетливость и неусидчивость.

    По данным специалистов, эти проблемы встречаются почти у трети первоклассников. Наблюдается отсутствие учебной мотивации, ребёнку сложно понять, зачем он ходит в школу и какой от этого прок.

    В данном случае помочь можно знакомыми способами. Полноценный сон, хорошее питание, прогулки на воздухе и спокойное времяпрепровождение перед сном. А внимательность и сосредоточенность можно развивать такими играми, как шашки, шахматы или даже нарды, то есть те развлечения, где есть правила.

  • Сложности с новым режимом.

    Чаще всего с этим сталкиваются дети, выросшие в семье с гиперопекой, крайне неуверенные в себе ребятишки, которые, возможно, даже не посещали детский сад или мало знакомы с социумом, правилами и распорядками. Ими движет сильнейший страх нового и неизведанного. Чтобы решить эту проблему, необходимо отправиться к психологу, причём проработать причины и следствия надо и с родителями и с ребёнком.

  • Неинтересные, скучные обязанности.

    Эмоционально незрелые ребята сложнее переживают длительное отсутствие физической активности. Порою школьные обязанности настолько скучны, что превращаются в пытку для маленького ученика. В этом случае родителям необходимо развивать волевые качества своего чада, выделяя для него соответствующую работу по дому, которая будет ему по силам. А неприятные и скучные занятия вполне возможно превратить в игру.

  • Первые неприятности и неудачи.

    Дети, растущие в семьях с требовательными родителями, скорее всего, будут испытывать сильный страх неудач. Это связано с тем, что маленькому человеку внушили — он должен стараться, должен непременно быть лучше всех, должен выиграть или победить, тогда он хороший. В противных случаях его ожидает, как минимум непонимание, как максимум упрёки и недовольство, а в крайних случаях наказание.

    Поддержка близких людей очень важна для ребёнка, и если он её не получает, то в голове образуется определённая схема, в которой любви родителей необходимо добиться во что бы то ни стало, а сделать это возможно, только определенным образом ведя себя. Любовь с условиями — не иначе. Такие ребята с самого детства и потом даже во взрослой жизни, чувствуют себя виноватыми, оттого, что не оправдали чьих-либо ожиданий.

    Чтобы этого не произошло, мама с папой должны показать ребёнку, что любят его просто так, за то, что он есть, таким, какой он есть. А оценки никаким образом на эту любовь не влияют. Безусловная любовь = любовь без условий.

    Например, забирая первоклашку со школы, не накидывайтесь с вопросами об оценках и замечаниях. Начните с вопросов, как прошёл день, что интересного, как настроение. Не давите на ребёнка, не критикуйте. То же самое с домашними заданиями. Учитесь хвалить даже тогда, когда допускаются ошибки, не отказывайте в помощи, но пытайтесь сделать всё за него.

  • И главное! Никогда не сравнивайте своего новоиспечённого ученика с другими детьми. Никогда!

  • Следующая проблема — это сложные, напряжённые отношения с учителем.

    Иногда так бывает, что дружбы и понимания с первой учительницей не сложилось. Равнодушие или неблагосклонность, неприязнь со стороны педагога ребёнок будет сильно переживать. На том простом основании, что преподаватель для него является своеобразным авторитетом, и ему хочется быть примером, любимчиком, да и просто чувствовать доброжелательность.

    В данной ситуации родителям необходимо понимать, что решение сменить учителя должно быть обдуманным и взвешенным, так как смена школы для ребенка будет ещё большим стрессом. Возможно, через какое-то время общий язык всё же найдётся.

  • Ещё одной проблемой будут являться несложившиеся взаимоотношения с одноклассниками.

    Здесь вариаций много. Это и конфликты, ссоры, драки со сверстниками; и отсутствие друзей из класса, а также насмешки, издевательства с их стороны.

    Каждому ребёнку очень важно научиться выстраивать дружеские связи, выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, научиться общаться.

  • Родителям стоит насторожиться и вмешаться в нескольких случаях.

  • если ребёнок постоянно конфликтует, устраивает драки или обижает сверстников, то стоит пересмотреть поведение всех членов семьи. Истоки агрессии всегда находятся в доме. Лучше, конечно, обратиться к психологу. Он поможет выявить, чьё поведение ребёнок копирует или какие могут быть причины злости, а также непременно подскажет ряд действий по улучшению ситуации.
  • если ваш малыш вдруг стал объектом насмешек или издевательств, знайте — это удел детей с низкой самооценкой . Ребята, имеющие проблемы со здоровьем, например, со зрением, лишним весом, могут завоевать уважение и любовь одноклассников и не дать себя в обиду, несмотря на очки или маленький рост, а всё благодаря адекватной самооценке, уверенности в себе и в том, что их любят всякими.

    В данной ситуации опять вопросы к родителям. Если ваш ребёнок не был обделён поддержкой, похвалой, если он незнаком с недостатком вашего внимания, завышенными требованиями, придирками и унижениями, тогда смело можно утверждать, что чадо ваше белой вороной не станет. В противном случае, лучше к психологу, всей семьёй.

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

  • Нет друзей.

    Если через пару месяцев учёбы, ваш школьник не завёл друзей, то опять же придётся вмешаться. Попытайтесь выяснить, причину, попробуйте на примере сказок рассказать, как хорошо иметь друзей, как знакомиться, как играть вместе. Подталкивайте ребёнка к совместным играм со сверстниками, только осторожно и деликатно, не навязывая ни игр, ни их правил.

  • Согласно статистике, в первые 2-3 месяца адаптируется около 60% детей, следующие 30% привыкнут только к окончанию первого полугодия, ну а 14% будут приспосабливаться весь учебный год.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]