Что такое адаптация детей к условиям ДОУ
ДОУ называют дошкольное образовательное учреждение. Многие предполагают, что речь идет исключительно о детском садике. Это не так. Также к ДОУ относят любые центры развития ребенка. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – непростой процесс. Например, даже вступление детей в ясли кардинально меняет образ жизни всей семьи. Малыш и родители испытывают тревогу. Семья привыкла, что ребенок всегда под контролем и к иному им приспособиться сложно. Дошкольник переживает стресс, пытаясь адаптироваться к другому распорядку дня, режиму сна. Происходят очевидные перемены: малыш по несколько часов не видит близких, ест немного другую еду и так далее.
От его способности адаптироваться к изменениям зависит последующее развитие и благополучное нахождение в дошкольном учреждении. С помощью адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ устраняются появляющиеся проблемы, формируется приспособляемость детей к новизне.
Немаловажный аспект – социальная адаптация детей. Ребенку следует испытать себя в обстановке для привыкания к ДОУ, с учетом его возраста.
Как проходит период?
Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.
Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.
Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.
- Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями.
- Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.
Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.
Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации
Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Острая фаза
Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.
Подострая фаза
Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.
Фаза компенсации
Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.
Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.
При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.
Степени адаптации к ДОУ
Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Легкая
Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.
Характерное поведение:
- Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
- Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
- Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
- Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
- Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.
Средняя
Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.
Характерное поведение:
- Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
- Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
- Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).
Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.
Тяжелая
Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.
Характерное поведение:
- Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
- Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
- Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
- Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.
Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.
Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
Большинство родителей очень переживают, оставляя ребенка в дошкольном учреждении. Это вполне нормально, ведь малыш остается с малознакомыми людьми, в непривычной для себя обстановке. Эмоциональный настрой взрослых очень важен для детей. Поэтому необходимо соблюдать спокойствие и постараться помочь своему крохе преодолеть такой сложный период.
Полезные умения для детсадовца
Чтобы маленькому человеку было легче влиться в детсадовскую «семью», его необходимо заранее к этому готовить. То есть, родители должны постараться научить его:
- простейшим навыкам самообслуживания (пользоваться горшком или унитазом, мыть руки и лицо, одеваться/раздеваться, кушать ложкой): если приходится отдавать малыша в сад слишком рано, постарайтесь привить ему стремление выполнять все эти действия самостоятельно и свободно просить о помощи;
- оставаться без мамы (пусть кроха пару часов побудет с папой, бабушкой, няней, иначе ему очень сложно будет расстаться с ней даже на час);
- играть игрушками, находить интересное развлечение (складывать кубики, играть с машинкой и т. п.);
- взаимодействовать с другими людьми (делиться, просить, обращаться к взрослым и детям).
Сегодня существуют группы раннего развития, которые могут стать первым шагом к детскому саду.
Беседы с ребенком о детском саде
На этапе подготовки к детскому саду с ребенком необходимо ненавязчиво разговаривать об этом, вызывая интерес, желание присоединиться к сверстникам. Беседы должны носить не только ознакомительно-повествовательный характер. Чем старше ребенок, тем чаще следует задавать наводящие вопросы, подводить к высказыванию собственного мнения.
Постепенные, целенаправленные прогулки в направлении детского учреждения, сопровождающиеся рассказами родителей и рассуждениями малыша, помогут скорее свыкнуться с мыслью, о возможности присоединиться к сверстникам, поиграть с ними и т. д.
Чтобы избежать серьезных проблем и длительного периода адаптации, необходимо настраивать ребенка исключительно в позитивном ключе.
Если кроха задает вопросы, обязательно отвечайте, максимально точно рисуя возможное развитие ситуации. Не обманывайте и не обещайте то, что не сможете выполнить.
Не забывайте, что в детском саду ребенку придется больше самостоятельно двигаться. Поэтому разговоры о садике лучше вести прогуливаясь пешком, без коляски, санок и пр.
Цель бесед родителей с ребенком перед походом в д/сад — вселить уверенность в том, что новое пространство и окружающие люди не причинят ему вреда, станут «вторым домом» и дружным коллективом, в котором весело играть, постигать новые знания и умения.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Имеется несколько аспектов, провоцирующих детский стресс. Первая причина: отрыв от матери. Обычно дошкольники неразрывно связаны с матерью или отцом, не представляя себя без них. Новая обстановка и отсутствие близкого человека всерьез тяготит малыша, потерявшего возможность вести себя так, как привык дома. Ему сложно понять и принять новую форму поведения, и это вызывает дискомфорт, страдания. Страх дает толчок к стрессу, образовывая порочный круг. Ребенок начинает сомневаться, что мама любит его, раз оставила одного в непривычных условиях.
Неблагоприятная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ провоцирует нервные срывы или болезни. При тяжелой стадии адаптации процесс обычно затягивается на длительный период. В отдельных случаях ребенок так и не приспосабливается к непривычному коллективу. Детей с тяжелой адаптацией, которую в поликлинике можно прогнозировать еще в раннем возрасте, не рекомендуется в 3-летнем возрасте определять в садик.
Считается, что мальчики 3-5 лет в плане адаптации уязвимей девочек. В этом возрасте они больше привязаны к родителям, болезненней реагируя на расставание с ними. Учитывайте кризис 3-х лет, накладывающийся на период адаптации. Малыш впервые начинает ощущать себя личностью, демонстрируя это окружающим. Некоторые родители игнорируют эти перемены в ребенке, провоцируя еще больший стресс.
В возрасте трех лет ребенок ощущает острую потребность в родителе. Его ослабленную психику следует беречь. Иногда груз адаптации в саду оказывается непомерно тяжелым в этот период.
Как вести себя взрослым?
И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка.
Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей.
Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.
- Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно.
- Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
- Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
- Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени.
- Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
- Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.
Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду.
Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.
Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.
Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:
- проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
- предлагать помощь;
- чаще улыбаться;
- тактильный контакт;
- вовлечение в групповые игры;
- интересоваться о настроении, самочувствии.
Интерьер помещения должен быть уютным – предметы декора, уголки для уединения, чистый, мягкий ковёр, разнообразие игрушек.
Подготовка детей раннего возраста к посещению ДОУ
Какие моменты следует учесть при подготовке к ДОУ.
Возраст
Согласно наблюдениям психологов, каждому возрасту свойствен свой срок адаптации. Отмечается, что в ясельной группе он наиболее короткий – примерно одна-полторы недели. В трехлетнем возрасте срок может увеличиться до полумесяца или немного дольше. Для старшего дошкольного возраста срок адаптации может составить месяц. Это обобщенные данные, и некоторые дети могут не попадать под них.
Первые дни в ДОУ
Помните! Первые дни пребывания ребенка в ДОУ наиболее сложные. Незнакомое общество, отсутствие мамы, перемены в привычном жизненном укладе – факторы, оказывающие эмоциональное давление на детскую психику.
Не хотите, чтобы это произошло? Приблизьте домашние условия к детсадовским. Малыш должен уметь проситься на горшок, надевать некоторые предметы гардероба, умываться, орудовать ложкой, выражать свои желания словами или простыми жестами.
Состояние здоровья
Аспект, влияющий на развитие и поведение малыша – состояние здоровья. Болезненный и ослабленный ребенок зачастую либо раздражителен и капризен, либо вял. Он быстро утомляется, может отставать в развитии. В первые дни пребывания в ДОУ это проявляется с особой очевидностью.
Ослабленным ребятам сложнее адаптироваться к непривычным условиям. Они начинают чаще болеть, сложно переживают расставание с близкими. Бывает, что это выражается подавленностью или потерей веса, а не плачем или явными негативными появлениями. Такое состояние должно беспокоить не менее, чем ярко выраженные отрицательные эмоции.
Особое внимание следует обратить на ребят со слабым типом нервной системы. Им непросто даются любые перемены. При малейших проблемах их эмоциональное состояние подвергается стрессу, несмотря на то, что они могут не выражать свои чувства слишком явно. Все новое дается им с огромными сложностями. Они ни в чем не уверены, медленнее большинства приобретают нужные навыки. Такие дети нуждаются к адаптации, и приучать их следует постепенно. Поощряйте и подбадриваете их в освоении нового.
Рекомендации родителям
Воспитатели дают общие рекомендации:
- Настраивайте ребенка на положительные перемены. Объясняйте ему, как ему здорово будет в новом месте, и как туда многие хотели бы попасть. Отмечайте, как вам повезло, что ребенка приняли в ДОУ.
- Приводя ребенка в учреждение, старайтесь расставаться с ним быстро и легко. Длительные прощания и обеспокоенное лицо, вызовут у него тревогу.
- Если малыш очень сложно переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первое время малыша отводил другой член семьи. Также его следует забираться домой пораньше, не разлучаться на слишком длительное время.
- Климат в семье должен быть спокойным и бесконфликтным.
- Бережно относитесь к его нервной системе.
- Сократите просмотр телевизионных передач, чаще бывайте на свежем воздухе.
- Сообщите преподавателям обо всех особенностях и предпочтениях ребенка.
- С пониманием относитесь к истерикам ребенка, показывайте, что вы их замечаете. Помогите ребенку успокоиться, не игнорируйте его проблему.
- При ярко выраженных невротических реакциях обратитесь к специалисту.
Игры с ребенком в период адаптации
Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.
В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:
- Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
- Ему не приходится испытывать беспомощность.
- Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
- Учится общению.
- Учится управлять собственными чувствами.
- Переживает широкий спектр эмоций.
- Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
- Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.
В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.
Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.