Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».
Убеждения
Социальные установки в психологии
В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.
Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:
- «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
- «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.
После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.
Ф. Знанецкий и У. Томас
Установки и ролевое поведение
Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.
Определение 3
Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.
Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.
Замечание 1
Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.
Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.
Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.
При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.
Внутриличностные конфликты могут быть следующие:
- возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
- социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной
Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.
Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.
Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.
Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.
Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.
Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.
При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.
Понятие и основные виды
Социальная дезадаптация в психологии
Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.
Г. Олпорт
В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:
- Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
- Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
- Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
- Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
- Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.
В зависимости от модальности, аттитюды бывают:
- положительными или позитивными;
- отрицательными или негативными;
- нейтральными;
- амбивалентными.
Мир психологии
Формирование социальных установок Личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен Личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.
Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.
Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).
Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».
Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Аттитюд понимался всеми как:
- — определенное состояние сознания и НС;
- — выражающее готовность к реакции;
- — организованное;
- — на основе предшествующего опыта;
- — оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
Функции аттитюдов:
- Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
- Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
- Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
- Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.
Через усвоение установок происходит социализация.
Выделяют:
- Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
- Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.
Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.
В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:
- Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
- Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
- Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.
Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.
А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.
Основные функции социальных установок
Социальная среда — что это в психологии
Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:
- Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
- Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
- Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
- Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.
Структура и компоненты социальной установки
Социальная тревожность — что это такое
Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:
- Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
- Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
- Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.
Поведенческий компонент
Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.
Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.
Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.
Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.
Тема 2.3. Социальные установки личности
Формирование социальных установок личности показывает как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.
Традиция изучения социальных установок сложилась в отечественнойи западной социальной психологии и социологии. Отличие западной традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калькас английского (без перевода) «аттитюд».
Аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Были выделены четыре функции аттитюдов:
1) приспособительная(иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2) функция знания— аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения(иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты— аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить, потому что обладает сложной структурой. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда
, в которой выделяются:
1) когнитивный компонент(осознание объекта социальной установки);
2) аффективный компонент(эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
3) поведенческий(конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
Основателем отечественной теории установки является Д.Н. Узнадзе. Для развития социальной психологии личности большое значение имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодействие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из наличия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации называет особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка.
По Узнадзе, установка является целостным динамическим 1’1)стоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Узнадзе характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это — личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент.
Были выделены формы взаимосвязи человека с действительностью:
1) формы связи живого организма с предметами внешнего мира;
2) формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
3) форма сознательного отношения человека к действительности.
Бесспорный интерес для социальной психологии представляет введение в арсенал научного исследования категории поведения. Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения:
экстерогенными интерогенньш.К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие, К интерогенным — эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество
Однако предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует.
Г.М. Андреева отмечает, что установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.
Ш.А. Надирашвили дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня.
На первом уровнефизическая ситуация (конкретные чувственные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи — практическое поведение.
На втором уровнеосуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность.
На третьем уровнеситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Процесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заключительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синтетическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребности человека как социального существа. В их состав включаются мотивационно-ориентированные психические образования — ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной установки. «Установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».
Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В.А. Ядова.
В качестве системообразующего признака или отношения в системе внутренней регуляции социального поведения человека, Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. Приняв за основу положение Узнадзе о том, что установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности, Ядов проанализировал все составные части этой системы. В триаде Узнадзе ситуация-потребность-установка Ядов заменил понятие установки на понятие диспозиции.Все три составляющие этой системы представляют собой иерархические образования.
Иерархическая структура условий деятельности, ситуации выстраивается по разным параметрам, главным из которых является длительность существования во времени. По этому параметру определяется устойчивость — изменчивость предметной среды, скорость ее изменения. Эти параметры применимы для характеристики не только предметных, но и социальных условий деятельности в разных сферах жизни — труде, досуге, семейной жизни, в разных видах общественных отношений.
Иерархия потребностей выстраивается по разным основаниям: по сферам жизнедеятельности, по объекту, по их функциональной роли, по субъекту Важным для социальной психологии представляется положение Ядова о том, что целесообразно структурировать потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности.
Диспозиции,по мнению Ядова, представляют собой различные состояния предрасположенности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его деятельность.
Характеристика иерархической системы диспозиции занимает центральное место в концепции Ядова. Он выделил четыре уровня этой иерархии. Эти уровни друг от друга отличаются разным составом в них условий деятельности, потребностей и установок и различным соотношением в них этих элементов. Так, на первом,нижнем уровне ситуации (условия деятельности) — простейшие потребности — элементарные, жизненно необходимые (витальные потребности). В этих условиях формируется система фиксированных установок (по Узнадзе). На этом уровне нет еще ни ситуации, ни потребностей Поведенческая готовность к действию закреплена предшествующим опытом.
На втором уровнедиспозиционной системы возникают социальные установки. Они содержат в себе три компонента: эмоциональный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный, поведенческий.
Потребности этого уровня — социальные. Это, прежде всего, потребность во включении человека в контактные группы. Ситуации поведения — социальные. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций.
Третий диспознционный уровень— общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности. По мнению Ядова, возникают базовые социальные установки. Социальные потребности становятся более сложными. Например, возникает потребность в приобщении человека к определенной сфере деятельности и превращении ее в основную, доминирующую (сферы профессиональной деятельности, досуга, семьи). Социальные установки содержат в себе так же, как и на. втором уровне, три компонента — эмоциональный, когнитивный и поведенческий.Но все эти компоненты более сложные, чем на предшествующем уровне.
Высший, четвертый уровеньдиспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня
характерны высшие социальные потребности Основной из них является потребность включения в социальную среду в широком смысле слова. Условия деятельности (ситуации) расширяются до общесоциальных. Социальные установки направлены на реализацию определенных социальных надиндивидуальных целей. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты диспозиций становятся ярко выраженными.
Поведение как третий элемент диспозиционной системы
имеет ряд уровней развития. Выделяются:
1) специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это — поведенческие акты;
2) поступок или привычное действие, которое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов. «Поступок есть элементарная социально значимая «единица» поведения, и его цель — установление соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальной потребностью (или потребностями) субъекта» (Ядов, 1975).
3) целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков;
4) целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем ее объеме. В итоге диспозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором представлены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и разные ее уровни от фиксированных установок до ценностных ориентации. Она регулирует целесообразное ценностное поведение личности.
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.
Если принять аттитюд за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. При любом понимании связи аттитюда и поведения прогноз реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу
Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в русле двух основных теоретических ориентаций: бихевиористской и когнитивистской.
В бихевиористской традициив качестве объяснительногопринципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки.Меняя систему вознаграждений инаказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».
В когнитивистской традицииобъяснение изменению социальных установок дается в терминах «теорий соответствия» (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, JI.A. Петровская). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкиваются негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику, несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира.
Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности (объективное изменение), а также изменения личностного смысла деятельности (субъективное изменение).
Социальные стереотипы— это сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним.
Можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и иные стереотипы.
Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием мокро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций.
Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».
Социальные стереотипыиграют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей:
1) Они предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
2) Социальный стереотип «экономит» мышление за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.
3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я».
4) Стереотипы очень стойкие и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в «доброго царя» (президента, генерального секретаря), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.
И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.
Вопросы для закрепления:
1) Понятие социальной установки личности. Исследование социальных установок в зарубежной и отечественной психологии.
2) Изучение установки в школе Д.Н. Узнадзе.
3) Методы измерения установок.
4) Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиций личности.
5) Функции и структура социальной установки. Уровни установок. Изменение установки.
6) Социальная установка и поведение.
Литература:[1], [3], [7], [8], [9], [13], [25].
Тема 2.4. Я-концепция
Изучение личности в принципе представляет собой своеобразный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представленные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения.
Центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности выступает категория самости,рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании самости (Эго, Я-концепция и т.п.), существует согласие в том, что она стержневое образование, определяющее как само-, так и миропонимание субъекта.
Самость— сложное, динамическое единство, отражающее реализующееся поведение, опосредующее и регулирующее его.
В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей.
Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является «Я-концепция»,попытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны.Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция — только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров самооценки, саморазвития. «Я-концепция»в западной традиции — многоаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под «Я-концепцией» понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида осамом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже 19-20 веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (1).Я, как объект, состоит из четырех аспектов:духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория Я-концепции стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля
субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем.
В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны. Психологическая реальность индивида но не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
3. Я-коицепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. Я-концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном отношении к себе других людей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.
Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер.
Первый компонент — Структурный образ Я(структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, те. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент динамический, эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивидао себе самом являются:
1) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
2) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);
3) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;
сравнение «реального Я» с «социальным Я».
Мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:
Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.);
На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Источники развития и формирования Я-концепции:
1) Представление о своем теле (телесное Я).
2) Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.
4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).
5) Практика воспитания детей в семье.
Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизм а в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии).
Вопросы для закрепления:
1) Специфика рассмотрения самости и Я-концепции в социальной психологии.
2) Структура и функции Я-концегщии.
3) Самооценка и самоуважение. Их роль в развитии личности.
4) Методы изучения Я-концепции.
5) Внутренний мир и смысл жизни личности.
Литература: [3], [4], [9], [12], [30], [33].
Формирование социальных установок у человека
Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:
- До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
- С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
- В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
- В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.
Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.
Какие подходы используются
На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:
- когнитивный;
- мотивационный;
- структурный;
- бихевиористский;
- генетический.
При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.
Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:
- темпераментом;
- интеллектуальными способностями;
- биохимическими реакциями.
Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».
Врожденные и приобретенные формы поведения
При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:
- наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
- позитивных подкреплений;
- формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.
В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.
Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.
Изменение социальных установок
В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.
Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.
Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.
Главными целями изменения установок считаются:
- добавление знаний;
- корректировка взглядов;
- исправление отношений с другими людьми.
Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:
- авторитетных личностей;
- убеждений родителей;
- средств массовой информации.
Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.
Изменение социального мировоззрения
Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.
Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.
Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.
Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.
Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.
Социальные стереотипы
Социальный стереотип-упрощенный образ чего-то. Социальной группы, страты, какого-то типа поведения, действия, событий, общественных ролей. Если установка-это готовность думать или поступать определенным образом, то стереотип уже более отчетливо сформированная модель мышления и поведения.
Социальный стереотип-концентрированное выражение социальной установки. Но важен в нем и посыл, который дает определенная группа, т.е. оценивающий компонент, ее отношение к объекту.
Важно и чтобы в рамках стереотипа было некое пространство, поле, в котором человек мог думать и поступать, иначе она может выродиться в штамп.
Стереотипы более связаны с
негативом. Стереотипное негативное мышление и поведение в отношении других людей часто проявляется в тех случаях, когда люди остро ощущают свое социальное или национальное единство или принадлежность к своей социальной группе и ее отличие от других социальных групп, наций стран и т.д. Именно исключительная приверженность людей к собственной религии, культуре, нации, стране, т.е. тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимаемым патриотизмом, часто предрасполагает человека недооценивать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой национальности, придерживающихся иной веры. У них возникает стереотип, что все, находящиеся в его нации, стране, нации, исповедывающие его религию исключительно хорошие люди. А все остальные плохие. И они начинают навешивать ярлыки.
Стереотипы чаще всего и появляются, развиваются и распространяются именно из-за этого. Не всегда они негативны. Но! в большинстве случаев именно так. К примеру: все чеченцы преступники, мусульмане все террористы, все негры хорошо играют в баскетбол, все блондинки дуры. Раньше дети учились лучше, были умнее, послушные, моральнее. Что интересно, IQ блондинок в среднем выше чем у брюнеток, но это не мешает считать их дурами. Далеко не все темнокожие играют в баскетбол. Мусульмане не террористы в большинстве, и чеченцы в большинстве законопослушные. А стереотипу про детей больше 5 тыс лет, еще Сократ говорил об этом. И получается, что каждое последующее поколение все хуже: все меньше слушает учителей, все ленивее. Подробнее о навешивании ярлыков.
Но дело не в возрасте
стереотипов, а в том, сколько раз их повторять. Повторение закрепляет стереотип. Если повторяете стереотип при других, то закрепляет такое мышление не у только у вас.
Существуют и стереотипы в отношении богатых людей, денег, общества, профессий, молодежи. И кого, и чего угодно. Более полная статья про стереотипы мышления и о том, как они мешают нам.