МОРАЛЬ человека — что это. Примеры, структура и функции


Писатели зачастую употребляют понятие нравственности в качестве синонима моральных устоев, этических норм. Узкое значение термина означает внутренние ориентиры личности, согласно которым индивид действует, опираясь на совесть и свободную волю. Мораль – аналог закона, но она не регулируется государственными кодексами. Это внешние требования, предъявляемые к человеку, его поведению, отношению к людям.

Личностный нравственный прогресс – процесс изменения духовных ценностей, в ходе которого личность приобретает независимость, свободу, гармонию с собой. Ключевым регулятором являются ответственность, чувство долга. Для достижения прогресса индивиду необходимо овладеть культурными основами, изучить и принять нормы, бытующие в обществе.

Нравственное совершенствование – это изменение внутреннего мира человека, его взглядов на жизнь под влиянием ряда событий, явлений. Оно основано на выводах, сделанных личностью после определенного события.

Мораль – что это?

Суть этого явления описал Маяковский в своем знаменитом стихотворении про хорошее и плохое. Там дан расклад о критериях добро-зло, о том, как нужно поступать, а чего делать нельзя. Однако следует учитывать, что автор творил в период существования СССР, где присутствовала коммунистическая идеология. Для государств буржуазного строя «работали» другие нормы поведения. Можно сделать вывод, что мораль – это в обществознании свод правил поведения и жизни, которые одобряются обществом.

Что такое мораль в обществознании, можно понять, проследив закономерность развития общества
Мораль

Происхождение морали

Термин ввел в обращение древнеримский ученый Цицерон. Позднее по изучению вопроса, что такое мораль, сформировалось четыре подхода:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали – это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали – природа (или в целом, или в человеке). Человеческий разум определяет природные моральные ценности (в том числе и внутри себя) как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Общее определение

Определение нравственности появилось в нашем языке в 1789 году в словаре «Российской Академии».

По сути, это набор установок, ценностей, внутренних норм и правил, которые определяют поведение человека в той или иной ситуации.

Эти ценности основаны на идеях справедливости, чести, достоинства, сострадании, доброты, честности, миролюбивости и других «хороших» категориях.

Девочка с ежиком

Все эти понятия человек впитывает с детства вместе с молоком матери, то есть обретает в кругу семьи, затем среди друзей, учителей и других значимых взрослых. Другими словами, приобретает в процессе социализации.

Нравственность – это то, что прививается человеку через воспитание.

В связи с этим ее уровень может отличаться у разных личностей в зависимости от того, какие люди их воспитывали. Злая мать вряд ли научит ребенка быть жертвенным и терпеливым к другим, а честная – воровать.

Как формируется мораль?

Мировоззренческие установки совершенствуются по мере взросления любого социального строя. Формирование морали зависит не только от зрелости общественных устоев, но и от национальной и расовой принадлежности, от географического расположения региона проживания социума. Что такое мораль в обществознании, можно понять, проследив закономерность развития общества. В первобытно-общинной и последующих ранних формациях людей преобладал принцип Талиона (зуб за зуб). В современных обществах западного типа основной нравственный закон – толерантность.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Примеры морали

Всегда, когда дело касается вопросов морального поведения, происходит внутренняя оценка действий по шкале добра и зла. Чтобы сказать, морален или нет поступок, нужно учитывать все обстоятельства ситуации:

  1. Говорить только правду, никого не обманывать. Однако понятие морали будет отсутствовать, если сказав правдиво, можно предать друга.
  2. Уважать право других людей на собственную жизнь. При этом эвтаназия вызывает неоднозначную реакцию в обществе.
  3. Проявлять щедрость. Однако чрезмерное давание может развратить.
  4. Быть верным. Проявления верности моральны, если только они не превращаются в фанатизм.
  5. Быть благонадежным гражданином общества.
  6. Жить бескорыстной жизнью. Альтруизм – это высшее проявление морали. Когда моральная ответственность за людей уходит за рамки личного благополучия.

Структура морали

Организация общественных устоев имеет сложное многоуровневое строение. Они могут быть сформированы по следующим секторам:

  1. Моральные правила. Затрагивают непосредственно взаимоотношения между людьми на «низшем» социальном уровне.
  2. Моральные принципы. Этот более высокий уровень связан с установлением определенных внутренних «законов» развития общества. Их нарушение вызывает негативную реакцию всего социума.
  3. Нравственные идеалы. Что же такое мораль на этом уровне? Это то, что является образцом для подражания и к чему стремится данный конгломерат людей.

Функции морали

Они помогают выполнять основную задачу: оберегать от плохих поступков. К основным предназначениям относят:

  1. Интегративная функция морали. Призвана гармонизировать душевное состояние индивида.
  2. Оценочная функция. Она связана со способностью человека определять критерии своих поступков по шкале «добро-зло».
  3. Регулятивная функция. Она ответственна за установление общественных норм, которые необходимо соблюдать.
  4. Контролирующая функция. Это проверка соответствия поведения индивида установленным в обществе нормам.
  5. Воспитательная функция морали. Это механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Он учит понимать и принимать их нужды и интересы.

Развитие у старшеклассников

Задача нравственного воспитания ученика старших классов — выработка активной жизненной позиции, научение подростка брать на себя ответственность и любить труд. И умственный и физический труд закаляет человека, тогда как бездеятельность и пассивность порождает слабость, безволие и страхи. Все эти нюансы взрослой жизни нужно разъяснить подростку перед тем, как он поступит в вуз и начнет сам за себя отвечать.

Методы формирования нравственного сознания — это в первую очередь общение и чтение. Художественная литература отображает в себе основные ценности, которыми живет данное поколение.

методы развития нравственности

В большинстве классических романов главные герои — это люди, имеющие твердые убеждения и ценности. Литература, изучаемая в старших классах призвана развить в ребенке те самые нравственные качества, которые есть в герое. Сейчас ценностные ориентиры — свобода самовыражения, гуманизм, толерантность, развитость ума и смекалка.

Учителям и родителям в это время нужно сотрудничать. В школах нужны различные тренинги для родителей, работа должна быть направленна на разъяснение родителям их роли, важности их поддержки. Нельзя упустить время и пустить ситуацию на самотек. Именно в этот период человек сам начинает формировать свою жизнь. Он должен уже уметь выстраивать взаимоотношения с людьми и самостоятельно поднимать свой культурный уровень, чтобы быть интересным собеседником.

Нужные знания сейчас найти легко. А вот узнать добро и красоту можно только во взаимодействии с высоконравственными людьми.

Принципы морали

Они необходимы для формирования норм и правил, способствующих верному развитию общественных взаимоотношений. Основные принципы морали:

  1. Талиона. Характерен для раннего этапа развития общества. Он гласит: «око за око». Если человеку был нанесен какой-либо ущерб, он должен отомстить.
  2. «Золотой середины». Это означает соблюдать умеренность во всем и не впадать в крайности. В отношении других людей нужно искать пути компромисса.
  3. Нравственности. Принцип предполагает соблюдать Богом данные законы. Основное выражение его проявляется в 10-ти заповедях Моисея.
  4. Благополучия. Поступки человека должны приносить пользу как можно большему количеству людей.
  5. Справедливости. Он основан на потенциальном равенстве всех людей перед Богом. Каждому отмеряется по деяниям его.
  6. Гуманизма. Совокупность норм поведения сводится к тому, что нужно быть терпимым и сострадательным по отношению к другим. Живя в обществе, желательно стремиться приносить ему максимальную пользу.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» затронуто множество проблем, актуальных и в наше время. Одной из ключевых тем произведения является тема воспитания в семье.

Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.

Такой же была и сестра Андрея Болконского княжна Марья. Её внешность не отличалась особой привлекательностью, зато девушка обладала чистой и прекрасной душой. Марья не любила светское общество, тем не менее, могла найти общий язык с каждым. Девушке свойственно милосердие и сострадание. Она пытается помочь всем, кто нуждается в этом, поэтому втайне от отца принимает в доме «божьих людей». Она никогда не обманывает окружающих и не способна на предательство. Семья и вера являются главными приоритетами в жизни Марьи, и этому она научилась у своего отца. Лишь благодаря строгому воспитанию Николая Болконского его дети смогли вырасти достойными людьми, заслуживающими уважения.

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Тема воспитания и формирования нравственных ориентиров является основной в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Слово «недоросль» после публикации книги стало нарицательным для ленивых, нежелающих развиваться людей. Однако на самом деле проблема главного героя не в нём самом, а в его семье и воспитании.

Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.

Госпожа и господин Простаковы искренне любили своего сына, старались обеспечить ему достойное будущее, но из-за неправильных нравственных ориентиров сами не могли понять, как это сделать. Все последствие плохого воспитания проявились в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери. Стародум точно подвёл итог: «Вот злонравия достойные плоды!».

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» родился в семье сельских помещиков, владеющих усадьбой Обломовка. В поместье царила атмосфера лености и бездействия. Главными ценностями для всех обитателей Обломовки были сон и спокойствие.

Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.

  1. Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

У главного героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» не было счастливого детства. Чичиков воспитывался в строгости, у него не было настоящих друзей, все его мысли были заняты тем, как можно заработать копейку. Глубоко в душу ему запали слова отца о том, что друзья могут предать, а заработанные деньги всегда принесут пользу в жизни. Именно этим Павел Иванович и руководствовался в дальнейшем, на первом месте для него всегда были материальные блага.

Главный герой в жизни следовал отцовским наказам: «Больше всего угождай учителям и начальникам» и «береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Именно в этом он видел путь к достижению успеха и признания. Еще со времен учёбы в училище Чичиков начал водиться с теми «кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными». По совету отца он ни на кого не тратил деньги, но умел вести себя так, чтобы их тратили на него. Кроме того, он умудрялся заниматься торговлей во время занятий.

В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.

Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Родители главного героя романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в воспитании своего сына руководствовались высокими нравственными принципами. В мальчике соединились доброта и отзывчивость его матери с честностью, прямотой и смелостью его отца. Андрей Петрович Гринёв был против беззаботной распутной жизни, поэтому отказался посылать своего сына на легкую службу в Петербург. Он хотел, чтобы Петруша «понюхал пороха», стал настоящим солдатом, поэтому отправил его в Белогорскую крепость.

Перед отъездом сына, отец дал ему наставление: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно эти слова стали главным ориентиром в жизни Петра Гринёва и помогли ему в дальнейшем не сбиться с правильного пути. Это стало своеобразной клятвой сохранить честь своей семьи, которую главный герой никогда не предаст.

Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.

Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.

В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.

Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» был воспитан надлежащим образом, но не последовал родительскому примеру, а выбрал собственные нравственные ориентиры в жизни. Евгений Базаров говорил, что: «Всякий человек сам воспитать себя должен – ну, хоть как я, например…». Он считал, что ничто не властно над человеком, каждый волен устроить свою жизнь так, как хочет. И он осознанно стал нигилистом, отрицающим всё и вся.

Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.

Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.

Это прозрение нанесло сильный удар Базарову – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опираться. В поисках ответов, он решил уехать к родителям. И именно там, в родительском доме, по воле случая, он заразился смертельной болезнью во время вскрытия тела человека, умершего от тифа. Лишь перед смертью, главный герой понял, что в жизни действительно важно, а что не имеет значения

Категории морали

Это общие понятийные элементы, описывающие данный предмет рассмотрения. На них основываются моральные принципы. В категории морали входят:

  • добро и зло, как противоположные критерии оценки явлений;
  • справедливость выступает мерилом распределения благ;
  • честь стоит на страже соблюдения внутреннего кодекса человека;
  • долг – это то, за что лицо несет ответственность в жизни;
  • совесть – показатель критической оценки поступков;
  • счастье, как итог морального-нравственного поведения.

Правила морали

У каждого человека они свои. Моральные качества зависят от уровня развития личности. Однако человечество выработало универсальные правила морали:

  1. Золотое правило: другому не делай то, чего бы ни хотелось, чтобы тебе сделали.
  2. Быть честным с самим собой. Это значит, уметь признаваться в собственных ошибках.
  3. Ставить себя на место другого человека. Это поможет лучше чувствовать людей.
  4. Контролировать проявления негатива в себе.
  5. Первое впечатление может быть ложным. Ведь что такое мораль, как не поиск более глубокого смысла.

Что такое аморальное поведение?

Это нарушение принципов морали, выражающееся в поступках. Аморальное поведение напрямую связано со слабыми духовно-нравственными установками личности. Другая причина – приверженность человеческим порокам. Если индивид ведет себя аморально, значит, родители и общество не заложили в него определенные нормы поведения, считающиеся моральными в социуме. Дальнейшие обстоятельства жизни (окружающая среда или нахождение внизу социальной лестницы) выработали у него свое внутреннее моральное сознание. Оно стало противоречить с моралью в обществе.

Формы нравственного сознания

В философии сознание определяет личностное и общественное. Значит и форм морального сознания можно выделить две: индивидуальное нравственное сознание (определения своей сути) и общекультурное сознание.

Моральное общественное сознание имеет также несколько форм:

  • общественная культура;
  • политическое сознание;
  • научное;
  • трудовая жизнь и понятие об ответственности за свое будущее;
  • правовое сознание.

Все эти формы сознания формируются постепенно уже в старшем школьном возрасте. Качества характера, которые вырабатывает в себе личность могут быть как хорошими, так и дурными.

Если не проводить с подростками бесед о важности этики поведения, о развитии в себе совести, которая будет указывать человеку правильный выбор, то подростки не будут ставить себе целью работать над своими дурными качествами в будущем.

Право и мораль – сходства и различия

Общие черты этих понятий:

  1. Право и мораль призваны быть регуляторами общественных взаимоотношений. Оба имеют социальный статус.
  2. Обе системы в современном виде возникли на основании опыта развития.
  3. В их основе лежат представления общества о добре и зле, социальной справедливости.
  4. Они учитывают потребности и интересы отдельных людей в конкретном проявлении (например, защита личности, имущества, жизни).

Различаются мораль и право по следующим позициям:

  1. Моральные нормы возникают в самом обществе. Правовые законы создают специальные органы по строго регламентированным правилам. Они же контролируют их исполнение.
  2. Моральные нормы передаются в устной форме (редко когда специально записаны). Правовые постулаты всегда прописаны в официальных документах.
  3. Что же такое мораль, как не набор разных смыслов бытия различных слоев общества. Правовые нормы одинаковы к исполнению для всех граждан. Они не допускают различий в толковании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]