Детство и юность
Курт Левин появился на свет 9 сентября 1890 года в еврейской семье в Могильно. Сегодня это город Польши, а в детстве психолога — деревня с населением около 5 тыс. человек, которая входила в состав Германской империи.
Родители Курта Левина принадлежали к среднему классу. Его отец Леопольд владел универсамом и фермой, причем последней лишь формально, ведь по законам того времени евреи не могли распоряжаться землёй.
В 1905 году семья переехала в Берлин ради того, чтобы Курт и трое его братьев получили достойное образование. До 1908-го мальчик постигал классические гуманитарные науки в Kaiserin Augusta Gymnasium, а затем начались учёные метания.
View this post on Instagram
A post shared by Relato da Mente (@relatodamente) on Nov 23, 2019 at 5:19pm PST
Психолог Курт Левин
Левин изучал медицину во Фрайбургском университете в 1909 году, затем сделал выбор в пользу биологии и перевёлся в Мюнхенский университет. Апрель 1910 года немец встретил в Берлинском университете, вновь заинтересовавшись медициной. К 1-му семестру 1911-го интересы Левина сместились в сторону философии, а полгода спустя значительную часть расписания юноши составляли лекции по психологии. В ней немец нашёл именно то, что так долго искал.
Первая мировая война застала Курта Левина в армии. Не пожелав идти на фронт, юноша вернулся в Берлинский университет, чтобы получить докторскую степень. Его диссертацию курировал Карл Штумпф, один из ведущих немецких психологов.
Проводимые психологом эксперименты
Для подтверждения своей теории Курт Левин провёл эксперимент. Испытуемого вызывали в лабораторию якобы для проверки его интеллекта или памяти. После этого инструктор говорил, что ему срочно нужно выйти на пару минут – позвонить. Инструктор выходил и через особое стекло, незаметное в лаборатории, наблюдал за поведением испытуемого. Оказалось, что все участники эксперимента, оставаясь одни в комнате, принимались производить какие-то действия с окружающими предметами: листали книги, трогали шкаф, занавеску и т. д.
Эксперимент показал, насколько сильно могут влиять окружающие предметы на поведение и восприятие индивида, если у него самого в этот момент нет какого-то важного дела. В подобную ситуацию человек может попасть даже внезапно, оказавшись в незнакомой для себя обстановке. Таким образом, с помощью несложных приёмов можно манипулировать поведением людей. Эти приёмы вполне могут применяться, к примеру, маркетологами. Так, практическим применением результатов этого эксперимента является шопинг: посетители крупного торгового центра бесцельно прогуливаются по нему, «отдыхают», попутно они присматриваются к товару, берут его в руки, рассматривают и какие=то товары могут даже купить (при этом до посещения этого магазина у человека не было намерения купить этот товар).
Другие эксперименты продемонстрировали, что человек легче запоминает события, связанные с незавершёнными действиями, чем с завершёнными. Ученица Курта Левина Блюма Зейгарник вспоминала, как однажды в ресторане он подозвал официанта, который ещё не выполнил заказ, и спросил, что именно заказали эти люди. Официант безошибочно воспроизвёл весь список блюд. Через некоторое время Левин опять позвал этого официанта и спросил, что заказывала пара, которая в данный момент уходила из ресторана. Официант почти ничего не мог вспомнить, хотя к этой паре он подходил несколько раз подряд.
Этот случай дал толчок к возникновению гипотезы о том, что необходимость совершать какие-то действия порождает напряжение, стимулирующее запоминание задачи. А когда задача выполнена, напряжение исчезает, благодаря чему необходимость запоминать её становится неактуальной. Так мозг оптимизирует внутренние ресурсы. В дальнейшем Зейгарник экспериментально доказала эту теорию.
Вообще Курт Левин был первым психологом, который открыл возможность проведения психологических экспериментов. До этого считалось, что эксперимент в психологии существовать не может, поскольку психика – это не материальный предмет, который можно было бы подвергать манипуляциям. Курт Левин показал, что манипуляциям в эксперименте можно подвергать носителя психики, то есть человека.
Курт Левин был и одним из первых психологов, кто активно занимался групповой психологией. К изучению группового поведения и групповой терапии его опять-таки подтолкнул опыт Первой мировой войны. Курт Левин заметил, что упомянутые выше изменения в восприятии появляются не у каких-то отдельных солдат, а у всех сразу.
Впоследствии Левин пришёл к выводу, что легче изменять поведение целой группы людей, чем работать с каждым по отдельности.
Один из таких «групповых сеансов» учёный провёл на практике. Во время Второй мировой войны правительство США обратилось к нему с просьбой: придумать способ убедить американцев перейти с белого хлеба на чёрный. И Курт Левин справился с этой задачей – с помощью определённых приёмов он добился того, что чёрный хлеб в США вошёл в моду. Он пришёл к выводу, что от прежних потребительских привычек люди охотнее всего отказываются тогда, когда их побуждают кричать об этом на многолюдных митингах.
Курт Левин занимался также изучением лидерского поведения. Н выдвинул теорию о том, что лидерское поведение может быть трёх типов – авторитарное, демократическое и либеральное. Какой из типов наиболее эффективный, учёный выяснил посредством эксперимента. Большое количество десятилетних мальчиков он разделил на три группы, во главе каждой из них стоял какой-нибудь взрослый человек. Под руководством этого лидера мальчики выполняли различные задания.
И каждый лидер использовал в своём поведении какой-то отдельный тип лидерства:
- При авторитарном типе лидер единолично устанавливал цели и методы их достижения, а члены группы лишь выполняли его приказы. Такой вариант позволял решить максимальное количество заданий, однако у мальчиков не было мотивации, группового мышления, оригинального подхода к заданиям, дружелюбия, они проявляли агрессивность по отношению друг к другу и к лидеру.
- При демократическом типе лидер сохранял при себе ключевые позиции, однако предоставлял некоторую свободу мальчикам, давал им право участвовать в управлении. Заданий было выполнено несколько меньше, однако в таком коллективе наблюдались оптимальные условия для плодотворной групповой деятельности, мальчики могли реализовать свой потенциал, проявить себя, способствуя общему делу.
- При либеральном типе лидер принимал минимальное участие в управлении, а дети имели полную свободу действий. Оказалось, что такой тип управления существенно снизил и количество выполненных заданий, и качество их выполнения.
В итоге учёный пришёл к выводу, что демократический принцип управления является наиболее оптимальным. С этим же согласились и дети, участвовавшие в эксперименте.
Занимаясь изучением лидерства, Левин смог при поддержке правительства создать экспериментальные лаборатории, в которых планировалось воспитывать будущих лидеров страны. Однако своё дело он так и не успел довести до конца, поскольку умер от тяжёлой болезни. Впрочем, Левин стремился работать не только с потенциальными лидерами государства; главной его целью было изменение всего общества в лучшую сторону, его гуманизация, и для этого он планировал проводить групповые тренинги.
Личная жизнь
В 1917 году женой Курта Левина стала Мария Ландсберг. В 1919-м у них родилась дочь Эстер Агнес, а в 1922-м — сын Фриц Рейвен. Во второй половине 1920-х годов их личная жизнь начала трещать по швам. Супруги развелись в 1927-м, и Ландсберг решила иммигрировать в Палестину с детьми.
Курт Левин недолго тосковал по женской заботе. Уже в 1929 году он обвенчался с Гертудой Вайс, которая родила ему двоих детей: в 1931-м на свет появилась дочь Мириам, а в 1933-м — сын Даниил. Жена пережила Левина на 40 лет и умерла в 1987 году.
Возвращение из окопов к теоретической науке
Отвоевав на фронтах войны 4 года, ученый-фронтовик был ранен, после чего его демобилизовали. Левин вернулся к научной деятельности в Берлинском университете под руководством своего наставника Карла Штумпфа. Он сблизился с гештальтистами, которые поставили перед собой цель обогатить психологию современными достижениями других наук. В частности, неклассической физики.
Гештальтисты были увлечены идеями физика Бриджмена о промежуточных переменных. К ним добавились еще и выводы представителей философской школы неопозитивизма, которая единственно научным признавала язык физики и стремилась свести к нему языки всех других наук. Психологию гештальтисты рассматривали только как учение о психологических фактах.
Психология
Карьерное восхождение Курт Левин начал в Германии, хотя большую часть научных достижений совершил уже как гражданин Соединённых Штатов Америки.
На ранних этапах Левин обратился к поведенческой психологии, затем отошёл в сторону гештальтпсихологии. «Подопытными кроликами» его исследований стали студенты Берлинского университета. Немец следил за их мотивацией, тягой к учёбе, стрессоустойчивостью во время чтения лекций, даже делал фотографии, чтобы сохранить в памяти тот или иной социальный момент.
В 1933 году к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер, и евреи оказались в невыгодном положении. Прежде чем ситуация достигла пика, Левин иммигрировал в США, а в 1940 году стал гражданином этой страны. Психолог даже просил произносить свою фамилию как Луин, на американский манер.
Левин оказался особенно полезным США в 1946 году — директор Межрасовой комиссии штата Коннектикут попросил психолога придумать эффективный способ борьбы с религиозными и расовыми предрассудками. Немец предложил то, что сегодня носит название «групповая психотерапия». Она подразумевает встречу, обмен мнениями, ведь люди должны узнать друг о друге больше, прежде чем сформировать оценочное суждение.
Американский психолог Карл Рождерс называл групповую психотерапию «возможно, самым значительным социальным изобретением XX века».
Группа представляла для Курта Левина особый интерес. На изучении поведения отдельно взятого члена в контексте группы и основано большинство теорий психолога. Например, феномен лидерства, классификация стилей руководства и моделей изменений поведения.
View this post on Instagram
A post shared by ☆ MIKOM UMSU ☆ (@mikom_umsu) on Oct 20, 2022 at 6:04pm PDT
Психолог Курт Левин
Высказанные Левином мысли оказали значительное влияние на социальную психологию и конфликтологию. Среди его ярких последователей — автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер, эколог-психолог Рождер Баркер, основатель современной теории и практики разрешения конфликтов Мортон Дойч.
Курт Левин изменил подход специалистов к психологии как науке, ведь в отличие от многих немец делал упор на практику, а остальные полагались на теорию.
Учёный утверждал, что «прикладные исследования могут проводиться со всей строгостью, присущей теории» и что «изучение психологии на уровне теории противоречит природе общественных наук». Стремясь доказать значимость практики, Левин стал «мастером по превращению повседневной проблемы в психологический эксперимент». В качестве подопытного он использовал порой самого себя.
Свободное от исследований группового сознания время Курт Левин посвящал концепции еврейской миграции и идентичности. Его смущал следующий факт: почему, даже если человек дистанцировался от своей еврейской идентичности с точки зрения религии и представления, он оставался евреем в глазах нацистов. В этом вопросе красноречиво отражалась тоска Левина по родной Германии. Сделанные им заключения воплотились в книгах и научных трудах.
Вторая мировая война коснулась Левина лишь косвенно. Выполняя свой долг, психолог занимался реабилитацией каторжников и заключенных концлагерей.
Теория поля Курта Левина
То, что окружение человека, в том числе социальное, влияет на поведение и судьбу человека, Курт Левин наблюдал ещё в детстве. Будучи ортодоксальными иудеями, родители дали ему еврейское имя Цадек; однако они понимали, что в немецком окружении, да ещё и в условиях антисемитских предрассудков, человеку с таким именем будет непросто устроиться в жизни, поэтому они дали ему второе имя, немецкое – Курт, которое впоследствии стало для него основным. Если бы не это имя, судьба Левина, скорее всего, сложилась бы совсем по-другому.
Предпосылкой к возникновению теории поля стала его служба на фронте. Прямо во время боёв он занимался научными исследованиями: наблюдал за своими сослуживцами, расспрашивал их, при этом они даже не подозревали, что являются объектами изучения. Курт Левин смог убедиться, что на войне и в мирной жизни одни и те же объекты воспринимаются человеком по-разному. Так, грязная лужа во время боя воспринимается как хорошее укрытие; открытая живописная поляна в мирной жизни воспринимается как отличное место для пикника, однако в боевых условиях она воспринимается как опасное место, поскольку на ней велик риск быть замеченным и попасть под обстрел.
Созданная Куртом Левиным теория поля утверждает, что человек живёт и развивается в «психологическом поле», состоящем из окружающих предметов. Каждый предмет имеет для человека определённую ценность и побуждает к тем или иным действиям. Предметы начинают особенно сильно влиять на поведение человека тогда, когда у него нет чётко установленной цели действий. В соответствии с этим поведение человека можно разделить на волевое, обусловленное внутренними мотивами, и «полевое», то есть вызванное влиянием внешних объектов.
Последователи Левина изучили полевое поведение и даже открыли психическое заболевание, при котором полевое поведение становится единственно возможным. Эта болезнь связана с повреждением лобных долей головного мозга, вследствие чего снижается способность к произвольному поведению. Человек, страдающий этим заболеванием, стремится манипулировать абсолютно всеми окружающими предметами, к которым может прикоснуться.
Современные исследователи полевого поведения часто используют особые диаграммы. На них изображаются силы, способствующие изменению обстановки, и силы, сопротивляющиеся этому изменению. Такие диаграммы позволяют прогнозировать исход событий – например, в переговорах.
Мотивы
Курт Левин сказал, что вы можете объяснить все свои действия одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы снять определенную напряженность.
Курт считал, что подобные действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, что энергия заставляет вас выполнять их. И тогда другие действия должны иметь противоположный эффект. Они увеличат ваше напряжение, и поэтому они должны иметь отталкивающий эффект.
Чтобы понять все это лучше, вот пример потребности, которую мы все имеем: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, это пробуждает мотивацию получить признание в области, которая вас интересует. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и приведет вас к действиям с целью получения признания.
Мотивация пробудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите быть узнаваемым, вы будете делать все, что, по вашему мнению, даст вам наилучшие шансы получить его.
↑ Научная деятельность и достижения в науке
В 1914 году, Левин получает степень доктора наук, и его призывают на службу в армию. В армии Курт прослужил четыре года, прошел путь от солдата до офицера. По окончанию войны, Левин возвращается в Берлин, и устраивается преподавателем в местный университет, а в двадцать шестом году, Курт получает профессорство.
Во время преподавательской деятельности в университете, вместе с М. Вертгеймером и В. Келером — Левин основывает гештальтпсихологию. Так же, Левин опубликовывает множество, как теоретических, так и экспериментальных работ. В 1933 году, при власти Гитлера, Левин был приглашен в качестве профессора в Стэндфорский университет, где проработал до 1935 года.
После работы в Стэндфорде, он был приглашен профессором в Государственный университет штата Айовы. В 1945 году, Левин занимает пост координатора Исследовательского центра динамики групп в технологическом университете штата Массачусетс. В это же время он занимается изучением проблем общества.
↑ Последние годы жизни и работы К.Левина
В 1947 году, перед своей смертью, Курт Левин, по предложению Эрика Траста из института человеческих отношений Тавистока, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations), который выпускается по сегодняшний день. Курт Левин умер от сердечной недостаточности 12 февраля 1947 года в Ньютонвилле штата Массачусетс где был и похоронен.
Курт Левин внес огромный вклад в психологию такими работами как:
- групповая динамика,
- социальная перцепция,
- игровые ситуации,
- стремление к успеху,
- избегание неудач,
- теория поля,
- временная перспектива.
Эти работы Левина, стали основополагающими работами для работ многих психологов мира. В то время, когда Курт Левин жил в Соединенных Штатах Америки, он к своим работам привлек массу студентов, в будущем которые стали известными всему миру психологами. Левин был демократичным и справедливым руководителем.
С каждым человеком, с которым он входил в контакт, Курт производил неизгладимое впечатление. Левин обладал неимоверной энергией, был дружелюбен, имел особую энергию вдохновения. Курт Левин считается одной из крупнейших фигур психологии как науки, а его теоретические труды и экспериментальные работы помогли многим психологам совершить открытия в науке психологии.
Основные публикации
- Левин, К. (1935). Динамическая теория личности. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Левин, К. (1936). Принципы топологической психологии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
- Левин, К. (1938). Концептуальное представление и измерение психологических сил. Дарем, Северная Каролина: Издательство Duke University Press.
- Левин К. и Гертруда В. Левин (ред.) (1948). Разрешение социальных конфликтов: избранные статьи по групповой динамике (1935–1946). Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Левин К. и Дорвин Картрайт (ред.) (1951). Теория поля в социальных науках. Нью-Йорк: Харпер.
- Левин, К. (1997). Разрешение социальных конфликтов и теория поля в социальных науках. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Левин К. и Мартин Голд (ред.). (1999). Полный социолог: читатель Курта Левина. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Левин К. (1980). Курт Левин Веркаусгабе на немецком языке (Собрание сочинений Курта Левина) Изд. Карл Фридрих Грауман, Штутгарт, Клетт; 4 выпуска, содержит несколько произведений, изданных из имения или никогда не переведенных на английский язык.
- Левин, К. (2009). Курт Левин Schriften zur angewandten Psychologie. Aufsätze, Vorträge, Rezensionen на немецком языке, Ed. Гельмут Э. Люк, Вена, Верлаг Вольфганг Краммер, ISBN 978-3-901811-46-3; содержит несколько неопубликованных статей
Теория и экспериментальные данные
Теория поля Изображение 1
Теория поля Изображение 2
Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 представляет собой пример общего поля или окружающей среды. Изображение 2 показывает человек, и цель у них есть. Это изображение показывает, что есть силы, толкающие человека к своей цели. Пунктирная линия все нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и как нужно пройти через множество различных пространств. Физические лица могут иметь ту же цель, но поле, чтобы получить там могут быть разные. СВОЮ поле может быть скорректирована, чтобы получить больше всего в жизни. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавляют, все в зависимости от определенных событий, которые происходят в жизни людей.
Теория поля также включает в себя идею , что каждый человек держит другой опыт для ситуации. Это не означает , что опыт двух людей о событии не будет похож, но что там будет какая — то разница. Это приводит к тому , что никакие два опыта не являются одинаковыми для человека , или, как динамическое поле постоянно меняется. Это говорит о том, что динамическое поле , как поток, течет постоянно, слегка меняется. Другая частью теории поля является идеей , что ни одна части поля человека не может рассматриваться как бессмысленно
Каждая часть общего поля должны рассматриваться как имеющие возможное значение и важность. Это должно быть сделано независимо от того, насколько бессмысленно или не важна часть поля может показаться, что все равно должны быть учтены
Совокупность поля индивида кажется , не имеет никаких границ, поскольку исследования показали , что опыт даже младенец из Второй мировой войны , возможно , повлиять на жизнь в дальнейшем, в связи с изменением поля. Это хороший пример того , насколько широка теория поля может охватывать как пред- сознание человека может быть изменено из — за изменения на места , которые произошли до любого крупного развития.
Соответствующие переменные
Как и в случае с энергетическим полем, каждая часть воздействует на каждую другую часть. Чтобы понять наше поведение, мы должны помнить все переменные, которые играют роль в нем в режиме реального времени. Это верно как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Мы также не можем анализировать эти элементы по отдельности. Поэтому мы должны сосредоточиться на изучении того, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину того, что именно происходит. Левин предложил три ключевых переменных для объяснения этой идеи.
- Энергия: что вызывает действия, что их мотивирует. Когда есть необходимость, энергия или энергетическое поле, приведет к действию. Все эти действия имеют заряд, положительный или отрицательный. Заряд этих действий также приводит к другим действиям (положительным) или отталкивает назад (отрицательным). Поведение, которое происходит от всего этого, реагирует на психологическую смесь различных энергий.
- Напряжение: разница между целями человека и его текущим состоянием. Напряжение является внутренним и подталкивает вас пройти через ваши намерения.
- Необходимость: что дает мотивационное напряжение для начала. Когда у человека возникает физическая или психологическая потребность, внутри него пробуждается внутреннее состояние напряжения. Это состояние напряжения заставляет систему (человека) измениться, чтобы попытаться вернуться в исходное состояние и удовлетворить свои потребности.
Левин говорит, что теория поля показывает, каковы возможные и невозможные формы поведения каждого человека. Осознание жизненного пространства помогает нам сделать логический прогноз о том, что будет делать человек. Каждое отдельное поведение или, по крайней мере, каждое намеренное поведение имеет мотивацию. Есть напряженность, толкающая его, энергии, движущие его, заряды, направляющие его, и у всего этого есть цель.
Открытие возможности психологического эксперимента
Главным открытием Курта Левина в те годы был психологический эксперимент. Ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы, потому что такие тонкие субстанции, как душа, настроение, характер, эмоции, невозможно пощупать и рассмотреть. Вопреки этому суждению Левин сумел разработать метод, который напоминал современные шутки со скрытой камерой.
Испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.
В 1921 году Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете. Он пользовался у студентов огромной популярностью.
В 1926 году Левин Курт стал профессором Берлинского университета.
В 1930-м ему предложили работу в Стэндфордском университете в качестве приглашенного профессора.
Потребности и то, как мы их реализуем
Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.
Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.
Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.
Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.