Индивидуальное сознание: понятие, сущность, особенности. Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Виды и формы сознания в психологии

Существует несколько видов сознания:

  1. Ясное (чистое). Адекватное восприятие окружающих. Для него характерны осмысленные ответы, развернутая речь, внимание, выполнение нужных действий. Открывание глаз происходит самопроизвольно. На любые раздражители человек реагирует быстро, реакция превосходная. Ориентация в пространстве сохраняется. Человеку важно, как он выглядит и говорит, с легкостью поддерживает общение.
  2. Неясное (помрачение). Человек равнодушен к своему состоянию, на заданные вопросы отвечает, но медленно, достаточно долго обдумывая ответ. Внимание и реакция нарушаются. Трудно сосредоточиться на чем-либо, мысли путаются. Все действия замедляются.
  3. Ступор. Индивид плохо ориентируется в пространстве, отвечает на вопросы вяло и неправильно, может мгновенно заснуть, даже если с ним разговаривают. Возможно оцепенение в любой момент. В общении нет заинтересованности. Движения становятся меленными, а речь неразборчивой.
  4. Отупление. Характеризуется глубоким помрачением сознания. Почти все время индивид находится в состоянии спячки.
    Он много спит, разбудить его можно только криками. Бодрствование бывает недолгим, после него следует вновь долгий период сна.

    Он наступает в разное время суток, даже если человек совсем не устал. Профессиональная деятельность, учеба становятся невозможными.

  5. Кома. Сознание полностью утрачивается, человек находится в глубокой спячке. Громкие крики, болевые импульсы, касания не дают результатов. На эти действия нет реакции. Рефлексы также полностью утрачиваются. Нет способности мыслить, осознавать происходящее, отвечать на вопросы и реагировать на поступки окружающих.
  6. Бред. Происходит искажение реальности, сознание серьезно нарушено. Бредовые состояния негативно сказываются на жизни индивида, могут спровоцировать повышенную тревожность, раздражительность и конфликты с окружающими. Нет способности мыслить адекватно. Могут быть поступки, не поддающиеся никакому объяснению.
  7. Галлюцинации. Это зрительные и слуховые искажения. Человек начинает видеть или слышать то, чего на самом деле нет. Странные звуки и изображения приводят к плохому психическому состоянию, рождают различные внутренние расстройства, не дают сосредоточиться на действительности.
    Повышается уровень тревожности, становится больше страхов и нервозности.

Сознание и материя

Материалисты сузили функции сознания до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание – это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание – это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание – это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой – оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Понятие познания и его виды

Познание так или иначе сопровождает все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Она присутствует в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в спорте и бизнесе.

«Познание — это процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный прежде всего социально-исторической практикой.

Процесс познания состоит из следующих элементов — объекта познания, субъекта познания и процесса взаимодействия между ними в формах сенсорного и рационального (логического) познания.

Объект познания — часть реальной жизни, предмет изучения. Это могут быть явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а также «вторичные продукты» психической деятельности человека (закономерности религиозного развития, некоторые категории науки и т.д.).

Субъект познания — социально образованный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек является носителем культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов); научное сообщество; отдельные народы; человечество.

Термин «субъект познания» — это аспект объекта познания, который включен в сферу научного анализа. Объект может образовывать разные предметы познания (например, живой мир изучается и зоологией, и биологией).

Существуют формы познания, определенные длительным исследованием: сенсорное (познание, направленное на получение знаний, неотделимое от индивидуального субъекта) и рациональное (логическое познание, направленное на получение объективированных знаний, существующих вне индивидуального субъекта).

Сенсорное познание — это первая стадия познания. Во-первых, исторически: Разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности — относительно поздний этап истории. Во-вторых, эта деятельность является первоначальной в том смысле, что она послужила основой для контакта человека с миром материальных объектов. Это необходимое условие, без которого другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Сенсорное восприятие осуществляется органами чувств, которые биологически наследуются, но развиваются в результате трудовой деятельности человека.

Основными формами чувственного восприятия являются ощущение, восприятие, представление.

Восприятие является первой, элементарной формой чувственного восприятия и передает представление об отдельном аспекте, свойстве объекта (звук, цвет и т.д.).

«Ощущение — это результат действия внешнего мира на органы чувств человека (внешние: зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; внутренние: сигналы о внутреннем физиологическом состоянии организма). Благодаря ощущениям человек способен «чувствовать» холод, тепло, боль, давление.

Существует мнение, что формирование способности человека чувствовать не ограничивается его биологической природой и протекает под сильным влиянием социальных факторов, среди которых важное место занимают обучение и воспитание.

Восприятие — это наблюдение человеком объектов в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств, что приводит к формированию целостных сенсорных образов. Она формируется у человека в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере развития и приобщения к культуре он идентифицирует и распознает объекты, вписывая новые впечатления в систему уже имеющихся знаний. В процессе восприятия человек отражает не только объекты природы в их естественном виде, но и объекты, созданные им самим. Восприятие происходит как с помощью биологических структур человека, так и с помощью искусственных средств, специальных устройств и механизмов, в чем важнейшую заслугу можно назвать компьютеризацию и растущую информатизацию.

Однако мир состоит не из свойств и качеств, а из целых предметов, явлений, процессов. Восприятие позволяет нам постичь эту целостность.

Восприятие — это синтез сенсорных впечатлений, в результате которого формируется ценностное представление об объекте. Это зависит от самих объектов, от прошлого опыта, от психического здоровья человека. Она позволяет увидеть мир как взаимодействие объектов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Через визуальное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие формы общественного сознания, как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

СОЗНАНИЕ

– состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется
бессознательному
в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В кон. 19 в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 вв. (В.Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов cum и sciare, т.е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием. Напр., Кант считал, что индивид в принципе не может иметь знания о находящемся внутри его сознания Трансцендентальном Субъекте, хотя последний и осознается в качестве глубинного носителя индивидуального опыта. Другие философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, не есть знание, но, безусловно, является актом сознания.

В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится, в частности, и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления – при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается (см. Восприятие

)
.
Восприятие, т.о., является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии.

Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т.д. Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр., экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания: осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности. Т.о., знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

2. Ряд философов (прежде всего разделяющих позиции феноменологии или близких к ней концепций – Ф.Брентано, Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр и др.) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком понимании сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. Носителем эмпирического сознания, по Э.Гуссерлю, является эмпирическое Я, а носителем «чистого», трансцендентального сознания (воплощающего его априорную структуру) Трансцендентальное Я. При этом интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально: он может быть мнимым. Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, значения и др.) или же на состояния самого сознания (реальные или мнимые). В отличие от Гуссерля, Сартр считает, что изначальная интенциональность сознания направлена на реальный мир, что Трансцендентального Я не существует и что эмпирическое Я не только не предположено с необходимостью индивидуальным сознания, но даже его появление искажает природу сознания (см. Я

)
.
Характерной особенностью психических явлений, в т.ч. и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность. Но ведь интенциональные переживания могут быть и вне сферы сознания – бессознательные мысли, эмоции, намерения и т.д. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, субъект истолковывается как абсолютно прозрачный для самого себя. Факты неполной очевидности Я для себя не могут найти объяснения при приравнивании сознания к интенциональности. Т.о., интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания.

3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (т.е. внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы. В этой связи предпринимались попытки измерения «поля сознания».

Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения. Известны, напр., факты невнимательного сознания, в частности, у водителя автомашины, ведущего разговор, осознающего то, что происходит на пути его следования, но внимательно следящего далеко не за всем. Можно говорить о центре и периферии поля сознания. Внимание направлено только на центр этого поля. Но то, что находится на периферии, тоже осознается, хотя и неотчетливо. Можно говорить о разных степенях сознания. Спящий человек не сознает того, что происходит вокруг, но определенная степень сознания имеется во время сновидений. Что-то из окружения (хотя далеко не все) осознается и при сомнамбулизме.

Важное значение для понимания взаимосвязи сознания и внимания имеют эксперименты современных американских психологов Дж.Лэкнера и М.Гэррет, показавших, что информация, воспринимаемая субъектом без внимания, тем не менее в какой-то мере осознается им и влияет на понимание того, что осознается при наличии внимания.

4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Подобное понимание может сочетаться с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отдает себе отчет в способах его получения) или как интенциональности (в этом случае считается, что субъект осознает не только интенциональный предмет, но и сам акт интенции и себя как ее источник). Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж.Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. Такое же понимание сознания характерно для Канта и Гуссерля. Согласно Канту, условием объективности опыта является самосознание Трансцендентального Субъекта (трансцендентальное единство апперцепции) в виде утверждения «Я мыслю», сопровождающего течение опыта. Именно это самосознание, по Канту, обеспечивает единство сознания. По Гуссерлю, «чистое сознание» выражается в виде трансцендентальной рефлексии, направленной на само сознание.

Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью. Способом познания сознания является самовосприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции). Последнее широко использовалось в науках, имеющих дело с явлениями сознания, в частности в психологии.

Самосознание является несомненным фактом, который выражает важную особенность сознания. Вместе с тем понимание сознания в качестве непосредственно данной в самосознании самостоятельной реальности порождает ряд трудностей (см. Самосознание

)
.
К тому же можно указать ряд фактов, когда сознание не сопровождается четким самосознанием. Вопреки мнению Канта реальное единство опыта не обязательно сопровождается мыслью – «Я мыслю». Представляется, что прав Ж.-П.Сартр, когда он различает самосознание вообще и такую его особую форму как рефлексия. Без какой-то формы самосознания (иногда очень нечеткой, слабо выраженной) сознание действительно невозможно. Без такого рода самосознания субъект не может контролировать собственные действия – как внешние, так и внутренние (работу мышления, воображения, желания и т.д.). Гибкость действия, его вариативность, творческий характер невозможны без определенного самоконтроля. Субъективно это выступает в виде особого переживания событий внешнего мира и жизни самого субъекта, в виде самоотчета в этих событиях, что является характерными особенностями сознания. Рефлексия – это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами межчеловеческой коммуникации. Поэтому сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом. Специфически человеческое сознание и Я как его центр определяются не биологией человека; они возникли в определенный исторический период и в конкретных культурных условиях.

Современная когнитивная наука в сотрудничестве с философией пытается изучать именно природу сознания (вопреки популярному в психологии кон. 19 – нач. 20 вв. мнению о невозможности такого исследования как научного). Особый интерес представляет выдвинутая в рамках такого изучения концепция Д.Деннета о том, что сознание – это не поле и не фильтр, а особого рода деятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждая такая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации. В качестве факта сознание субъекту репрезентируется та гипотетическая интерпретация, которая одерживает верх над другими (этот процесс осуществляется за миллионные доли секунды). Однако отброшенные варианты интерпретации не исчезают, а сохраняются и могут быть осознаны в некоторых условиях. Поэтому, согласно Деннету, граница между сознаваемыми и несознаваемыми явлениями весьма размыта.

Важной особенностью сознания является его единство. Оно выражается как в единстве всех компонентов внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени, так и в осознании единства переживаемого прошлого и настоящего. И.Кант считал, что единство сознания может иметь место только при условии единства Трансцендентального Я, являющегося центром и носителем сознания. Результаты современного исследования сознания (как в философии, так и в психологии и других науках о человеке), дают основания для утверждения о том, что Я является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это Я обеспечивает, тоже не изначально дано. Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в нем некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе. Оно определяется наличием Я как ответственного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуации несут угрозу единству Я и сознания.

В истории философии сознание иногда понималось как синоним совокупности идей – индивидуальных или коллективных. В таком смысле употребляли этот термин, напр., Гегель и Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т.д.).

Литература:

1. Декарт Р.

Рассуждение о методе. Метафизические размышления. –
Он же.
Избр. произв. М., 1950;

2. Локк Дж.

Опыт о человеческом разумении. –
Он же.
Избр. философ. произв., т. 1. М., 1960;

3. Кант И.

Критика чистого разума. –
Он же.
Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964;

4. Гуссерль Э.

Картезианские медитации. М., 1997;

5. Рубинштейн С.Л.

Бытие и сознание. М., 1957;

6. Леонтьев А.Н.

Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;

7. Спиркин А.Г.

Сознание и самосознание. М., 1972;

8. Лекторский В.А.

Субъект, объект, познание. М., 1980;

9. Sartre J.-P.

L’Etre et le néant. Essai d’ontologie phénoménologique. P., 1943;

10. Ryle G.

The Concept of Mind. L., 1945;

11. Lackner J.R.

and
Garrett M.
Resolving Ambiguity: Effects of Biasing Context in the Unattended Ear Cognition. N. Y., 1973, p. 359–372;

12. Jaynes J.

The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. L., 1976;

13. Nagel T.

What Is it Like to Be a Bat? – Readings in Philosophy of Psychology, v. 1. L., 1980;

14. The Mind’s I. Fantasies and Reflections on Self and Soul. Composed and arranged by D.Hofstadter and D.Dennett. Toronto – N. Y. – L., 1981;

15. Armstrong D.

and
Malcolm N.
Consciousness and Causality. Oxf., 1984;

16. Harre R.

Personal Being. Cambr. (Mass.), 1984;

17. Searle J.R.

The Rediscovery of Mind. Cambr. (Mass.), 1992;

18. Dennett D.

Consciousness Explained. N. Y., 1992.

В.А.Лекторский

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание – понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Мышление — как основная форма рационального познания

Ограничение чувственного познания снимается рациональным познанием.

Человеческое мышление относится к рациональной (логической) стадии познания. Человеческое познание в мышлении выходит за рамки чувственного восприятия, раскрывает существенные свойства, связи и отношения между объектами окружающего мира.

Рациональное (логическое) мышление — способность к абстрактному, обобщенному мышлению в виде понятий, суждений, умозаключений, как основных форм мыслительной деятельности человека. «Эта способность очень тесно связана с языком, потому что любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке.

Концепция — это обобщенная логическая картина объекта. Это означает, что у него нет чувствительности. Это мысль, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, свойства предметов. Появление «концепта» — это переход от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувства к мысли, от явления к сущности.

Суждение — мысль, объединяющая несколько понятий и отражающая отношения между различными вещами и свойствами, то есть утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение — мысль, с помощью которой на основе существующих суждений выводятся новые суждения.

В анализе мышления выделяют уровень развития разума как способности мыслить. Различают разум — первый уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум — высший уровень рационального познания, который позволяет творчески работать с абстракциями, исследовать и создавать.

Многочисленные данные свидетельствуют о связи и взаимозависимости сенсорного и рационального. Психика человека как деятельность по порождению новизны — это психическое творчество. Центральное место в творчестве занимает понимание, интуиция.

Интуиция — это постижение истины, внезапное вдохновение, обладание интеллектуальным знанием или созерцание. Она ясно дана, ее результаты очевидны и не требуют доказательств.

Интуитивная способность человека характеризуется следующим образом:

  • Непредсказуемость решения;
  • Незнание путей и способов решения проблемы;
  • Непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов.

Эти характеристики отделяют интуицию от логических объяснений. У разных людей, в разных ситуациях это может быть разное удаление от реальности, в этом случае оно может быть необычным и неприемлемым и т.д. Его можно разделить на несколько типов, в зависимости от специфики деятельности субъекта. То есть здесь главную роль играет специфика формы практической деятельности (техническая, научная, домохозяйственная, медицинская, художественная интуиция).

Существуют также когнитивные способности, которые играют важную роль в деятельности человека. Они позволяют ему как можно глубже познать окружающую действительность с помощью различных методов.

Память — это свойство нервной системы, которое относится к способности хранить и воспроизводить информацию о прошлом. «Основными типами являются сенсорно-изобразительный и вербально-рациональный, а также моторный, эмоциональный и аффективный типы памяти.

Воображение — это способность создавать образы, которые не воспринимались ранее (сны, дневные грезы и другие). Она ассоциируется с абстрактным мышлением, отрывом от реальности, воображением и прогнозированием и является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Научные открытия, гипотезы и рискованные предположения невозможны без воображения, и оно также очень тесно связано с интуицией.

Интеллект определяется как высшая познавательная способность, которая выходит за рамки обычной рациональной деятельности и направлена на постижение сущности объектов познания, основных первопринципов.

Воля — способность выбирать цель и способы ее достижения. «Постоянная постановка проблем и стремление к их решению — это движущий механизм человеческого познания».

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми – в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и восприятии свойств реальности:

  1. За время эволюции у людей сформировалась генетическая память, способствующая им адаптироваться к окружающей среде. Благодаря ей в каждом человеке записаны программы – от сложных метаболических процессов в организме, до сексуальных взаимоотношений полов и воспитания потомства. Эта часть индивидуального сознания программирует поведение субъекта и его эмоциональную оценку при событиях, знакомых ему из прошлого опыта.
  2. Другая часть осуществляет анализ среды через органы чувств и формирование новых знаний на основе полученной информации. При этом сознание находится в постоянном развитии, создавая внутренний мир, присущий только данному индивидууму.

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]