Сознание, его структура и функции. Понятие бессознательного

Обновлено 24 июля 2022 380 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что есть сознание человека?

Возможно, это голос души, и тогда мы не перестанем существовать даже после смерти тела. Конечно, при условии, что душа существует.

А если оно живет благодаря деятельности мозга, то вместе с прекращением жизни последнего исчезает и сознание. Этот феномен вызывает интерес у представителей различных научных направлений. Что известно о нем человечеству на сегодняшний день?

Введение.

Что такое сознание? В чем его особенности? Эти вопросы очень важны в современном мире, так как сознанием обладают все люди, и для того, чтобы понимать друг друга сначала стоит понять структура сознания самого по себе и как его функции действуют на нас и нашу действительность. В нашей жизни часто приходится анализировать то или иное событие, или же делать выбор в пользу альтернатив, предоставляемых нам жизнью. Наш выбор и наши умозаключения будут исходить как раз из того, что находится в нашем сознание. Так же у каждому человеку присуща такая особенность как бессознательность, которая тоже имеет свои особенности в которых стоит разобраться (откуда она берется, почему человек ей подвержен и так далее)

Цель моего реферата – выяснение особенностей сознания, его структуры и функций

Задачи для выяснения цели:

  1. Раскрыть понятие сознание и отходящие от него термины
  2. Разобраться в структуре сознания и ее особенностях
  3. Понять содержание функций сознания
  4. Выяснить особенные признаки бессознательного

По итогам, разобравшись со всеми задачами, я хочу собрать всю информацию воедино, чтобы иметь общий базис по теме сознание, его отличительным чертам от других психологических понятий, а также по тому, как проявляется сознание и бессознательные признаки.

Зависимость от мозга

Сознание и умственная деятельность человека зависят от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении некоторых участков мозга нормальная умственная деятельность становится невозможной. Если лобные доли повреждены, человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается пространственная ориентация. При алкогольном опьянении нарушается координация движений, происходит «помутнение» сознания или даже его отключение. Согласно Аристотелю, пьянство — это добровольное помешательство.

Учение Павлова о двух сигнальных системах имеет большое значение для понимания психической деятельности человека и ее отличия от психики животных. Если первая сигнальная система — это реакция нервной системы на непосредственное воздействие объекта внешнего мира, то вторая — это реакция на слово, которое является обобщенным сигналом, изменяющим конкретный объект, «сигналом сигнала».

Благодаря второй сигнальной системе у человека развивается абстрактно-логическое мышление, что принципиально отличает его от мышления высших животных, которые обладают только наглядно-образным, предметно-ориентированным мышлением.

Если сознание — это свойство материального органа, мозга, то разве он не материален? На этот вопрос положительно ответили немецкие философы в середине 19 века. C. Focht, L. Buechner, and J. Moleschott. Они считали сознание выделением мозга.

Однако, хотя в основе психической деятельности лежат физиологические, биофизические, биохимические и другие материальные процессы, она нематериальна. Это идеальная деятельность, суть которой заключается в отражении цели в идеальных образах, сформированных в сознании. Вещи, свойства и отношения действуют на органы чувств. Полученные раздражители передаются по нервным каналам в кору больших полушарий головного мозга, где возникают материальные, физиологические процессы. Эти процессы являются материальной основой ощущений, восприятий, идей, которые лежат в основе абстрактного мышления. Благодаря языку идеальные образы формируются не только при контакте с реальными объектами, но и с их «заменителями» — словами, воспринимаемыми устно или письменно.

Таким образом, идеальные образы — это результат взаимодействия объекта (или его «заменителя» — слова) с органами чувств. Несмотря на то, что механизм превращения материи в идеал еще недостаточно изучен, есть основания утверждать, что образ не обладает ни материальными свойствами изображаемого объекта, ни нервной системой и мозгом. Восприятия, идеи, концепции — это образы вещей, но не сами вещи.

Будучи высшей формой отражения, сознание развилось из более низких форм в ходе длительной эволюции материи. В результате взаимодействия в неживой природе у взаимодействующих объектов появляются «следы»: «следы» природных явлений — пожаров, наводнений, землетрясений; следы, оставленные на земле протекторами автомобильных колес, обуви и так далее. Эти «следы» можно рассматривать как предпосылку для более совершенных форм отражения.

Живые организмы обладают способностью взаимодействовать с окружающей средой и получать информацию, необходимую для их жизнедеятельности. Растения и одноклеточные простейшие обладают раздражимостью: растения реагируют на изменения температуры, дня, ночи и времени года; амебы, туфельки и другие одноклеточные организмы реагируют на пищевые раздражители. Это допсихическая форма отражения, физиологическая реакция, не связанная с формированием идеального образа.

На более высоком уровне организации жизни возникает качественно новое свойство — чувствительность — способность отражать свойства объектов в виде ощущений. Это уже начальная форма психики.

Высшие животные, психика которых основана на деятельности мозга, способны хорошо ориентироваться в окружающей среде; для них характерно избирательное отражение, которое, по мнению известного физиолога П.К. Анохин имеет предвосхищающий характер: происходит «предустановка» — животное настраивается на будущее событие. Хищник, увидев свою жертву, жертва, увидевшая хищника, мобилизует все резервы своего организма. Нервная система позволяет организму активно строить свое поведение, действовать в окружающей среде, реализовывать определенные цели. На этом этапе своего развития организм освобождается от «привязанности» к внешней среде, он способен строить свое поведение и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Высшие животные способны к некоторым видам рациональной деятельности, к конкретному мышлению, но у них нет сознания. Они не осознают своих действий, не могут мыслить абстрактно и руководствуются в основном инстинктами, которые помогают им адаптироваться к окружающей среде.

Высшей формой отражения является человеческое сознание, мозг которого имеет больший объем и гораздо более сложную организацию по сравнению с мозгом животных. Но это не только и не столько. Известны случаи, когда дети, выросшие среди животных, оказывались бессознательными существами. Поскольку у них был совершенно нормальный мозг, они переняли привычки и инстинкты у животных: Они ходили на четвереньках, ели без рук и не умели говорить. Из этого следует, что сознание — это не только функция мозга, но и продукт социальной эволюции.

Понятие сознания и подсознание.

Что такое сознание? А что такое подсознание? Скорее всего, у каждого эти понятия ассоциируются с мышлением, пониманием, памятью, принятием решений, а значит с функцией головного мозга. Так оно и есть. Только функционируют и участвуют они во всех этих процессах немного по-разному. Что-то – явно, а что-то скрытно; что-то больше, а что-то – меньше. Но то и другое используется ежедневно.

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Само по себе сознанием пользуется нами в активное время суток – в состоянии бодрствования. Во время сна сознание нам неподконтрольно. Оно находится в своеобразном сонном режиме.

Подсознание — устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без прямого отображения их в сознании и помимо прямого сознательного управления.

Подсознание же функционирует постоянно и без отдыха. Днем мы его почти не замечаем – нам кажется, что все свои действия мы совершаем осознанно. Ночью подсознание проявляется в виде снов.

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Не смотря на то, что сознание и подсознание – это две части одного целого, им часто сложно найти верные точки взаимодействия. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет до 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, алкоголизм) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждении, верование, установку.

Особенности общественного и индивидуального сознания

Сущность общественного сознания формируется на основе сознания отдельных людей, и в то же время не является просто результатом их суммирования. Это связано с тем, что каждое индивидуальное сознание уникально и неповторимо, и может принципиально отличаться от творения другого человека.

Сущность индивидуального сознания человека заключается в его многообразии и индивидуальности. Индивидуальное сознание всегда ярче общественного, но в то же время оно более узко в своем мировоззрении и охватывает меньший масштаб рассматриваемых вопросов и проблем.

Индивидуальное сознание человека не способно достичь глубины и содержания, присущих общественному сознанию. Это связано с тем, что общественное сознание охватывает все аспекты духовной жизни общества. Следует, однако, отметить, что существует взаимная связь между общественным и индивидуальным сознанием, ибо общественное сознание черпает свою глубину и широту созерцания именно из опыта каждого человека в его индивидуальном сознании.

Общественное сознание всегда является продуктом индивидуального сознания. Но, с другой стороны, индивидуальное сознание всегда во многом является продуктом общественного сознания.

Структура сознания.

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  • Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  • Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  • Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  • Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  • Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Также структура сознания подразделяется на три компонента:

  • Познавательная сфера
  • Эмоциональная сфера
  • Ценностно-волевая сфера

Познавательная в свою очередь разделяется на:

  • Область чувственных процессов (ощущение в результате воздействия на внешние органы)
  • Область рационального мышления (понятийное, образное мышление, внимание, память)

Эмоциональная включает в себя:

  • Эмоции (волнение, гнев, радость и т.п.)
  • Внутренние чувства (любовь, ненависть и т.д.)

Ценностно-волевая обладает такими составляющими как:

В итоге это приводит к воле – способности осуществлять свои цели с помощью усилий

  • Внутренние цели
  • Духовные усилия к достижению целей

Функции сознания.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Также самосознание выполняет такие функции как:

Самосознание выполняет следующие функции:

  • Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  • Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  • Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
  • Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  • Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Формы человеческого сознания

Сознание человека имеет несколько этапов развития и форм проявления. Давайте подробнее рассмотрим доступные формы сознания. Классическая психология различает две основные формы сознания — общественное сознание и индивидуальное человеческое сознание.

Общественное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и оценок, присущих конкретному обществу на определенном этапе его развития.

Индивидуальное сознание — это совокупность всех идей, взглядов и чувств, присущих конкретному человеку.

Понятие бессознательного.

Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), т.е. в отношении которых отсутствует контроль сознания.

Впервые понятие появилось еще во времена Древней Греции, когда философ Платон разрабатывал учение о познании-воспоминании. Именно так возникла общая идея определения, которая не подвергалась существенным изменениям вплоть до наступления нового времени. Первую концепцию же предложил Лейбниц в 1720 году. Он считал, что бессознательное является низшей формой душевной деятельности.

Серьезным изучением данного вопроса занялся известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд. В ходе своей деятельности он стал проводить экспериментальную разработку понятия бессознательного. В психологии того времени было принято считать, что под этим термином понимались многие действия, в реализации которых человек не отдает себе полный отчет. Это означало, что определенные решения не имеют сознательного характера. Фрейд вкладывал в смысл понятия вытеснение наших тайных желаний и фантазий, противоречащих устоявшимся нормам общественной морали и нормам поведения. Кроме того, по мнению психолога, такие действия и решения в реальности слишком тревожили индивида, а потому он предпочитал, чтобы они не были осознанными.

Если говорить кратко, психология бессознательного в его понимании явно соотносилась с тем, что главным регулятором человеческого поведения испокон веков служат желания и влечения индивидов. Доктор отметил, что неосознаваемые полностью переживания способны достаточно сильно влиять на качество жизни. По причине такого внутреннего конфликта вполне могут развиваться различные нервно-психические заболевания. Фрейд начал искать решение, которое могло бы помочь его пациентам. Таким образом на свет появился его собственный метод исцеления души под названием «психоанализ».

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  • Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  • Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  • Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  • Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Карл Густав Юнг продолжил изучение вопроса после Фрейда. На основе определения бессознательного как предмета психологии он создал целую отдельную дисциплину — аналитическую психологию. В сравнении с трактовками в психоанализе теоретическая база и измышления на ее основе были значительно расширены. В частности, появилось подразделение на новые классы. Юнг разделял личное или индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Последнее определение подразумевало под собой возможность наполнения архетипов каким-либо содержанием. По умолчанию коллективное бессознательное несло в себе пустые формы, иначе называемые проформами. Индивидуальная часть, в свою очередь, имела информацию о психическом мире отдельно взятого человека. По мнению Юнга, личное бессознательное оказывало на сознание индивида аттрактивное влияние, но при этом не ассимилировало его.

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о понятии силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли. На основе заключений эксперта появилась новая дисциплина — психосинтез. Исследователь представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.

  • Низший. Под этим уровнем подразумеваются наиболее простые формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет собственным телом, маниями, фобиями, желаниями, сновидениями, комплексами, влечениями и побуждениями.
  • Средний. Основным содержанием принято считать все элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Предназначение среднего уровня бессознательного заключается в развитии умственной деятельности, повышении возможностей фантазирования и усвоении полученного опыта.
  • Высший. Также называется сверхсознательным уровнем. Роберто полагал, что здесь проявляются человеческие героические устремления, интуиция, созерцание, вдохновение и альтруизм.

Общая характеристика отношений сознательного с бессознательным на сегодняшний день стала гораздо более прозрачной, чем это было при жизни ученых умов, впервые пытавшихся описать подобные связи. Изучение сознания и бессознательного в психологии во многом продвинулось вперед благодаря применению современных технологий, которые пролили свет на многие происходящие в человеческом мозгу процессы. К примеру, научно доказан тот факт, что индивид способен принимать решения за счет наличия определенной усвоенной информации, которая не была им в какой бы то ни было степени осознанна.

  • 1. Сознание и его свойства. Виды сознания
  • 2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция»
  • 3. Соотношение сознания и бессознательного
  • Лекция 4. Сознание

    1. Сознание и его свойства. Виды сознания

    В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

    Сознание

    – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

    С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

    1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

    2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

    3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

    4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

    Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

    В психологии различают несколько видов сознания человека:

    житейское

    – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

    проектное

    – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

    научное

    – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

    эстетическое

    – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

    этическое

    – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

    Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

    2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция»

    Необходимым и первым этапом в становлении сознания является самосознание, т. е. осознание себя самого, своей «самости». Самосознание проявляется как самопознание, самооценка, самоконтроль и самопринятие.

    Самопознание

    – это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание осуществляется через анализ результатов собственной деятельности, своего поведения и взаимоотношений с другими людьми, через осознание отношения к себе других людей и через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков.

    Самопознание является основой для самооценки,

    которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка бывает адекватной (реальной) и неадекватной – либо завышенной, либо заниженной. Американскому психологу У. Джеймсу принадлежит формула самооценки человека[27]:

    Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что человек – это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. Числитель этой дроби – то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает.

    Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля,

    который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

    Результатом самопознания человека является его самопринятие

    – выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

    Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции»,

    которая является совокупностью представлений человека о самом себе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.
    «Я-концепция»
    человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

    В психологии выделяют две формы «Я-концепции» – реальную и идеальную. Главное в реальной – такое представление личности о себе, которое соответствует действительности, а в идеальной – представление личности о себе в соответствии с желаниями, т. е. таким человек хочет быть. У большинства людей реальная и идеальная «Я-концепции» различаются. Эти расхождения могут приводить и к позитивным, и к негативным последствиям: с одной стороны, это может привести к внутриличностному конфликту, а с другой стороны, может стать источником самосовершенствования личности.

    3. Соотношение сознания и бессознательного

    Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами,

    или
    бессознательным.
    Бессознательное
    – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.
    Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

    А. Г. Асмолов предложил[28] объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

    ¦ надиндивидуальные надсознательные явления

    – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;

    ¦ неосознаваемые мотивы поведения

    – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;

    ¦ неосознаваемые резервы органов чувств

    – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;

    ¦ неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности

    (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

    Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

    Оглавление

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]