Мораль: сущность, принципы и формы выражения. Структура морали.


Мораль в обществознании является одной из главных характеристик. Она определяет поведение личности в социуме, а также мотивы поступков, способы достижения жизненных целей. Проблемы морали выходят за рамки философии и этики. Ими занимаются такие отрасли науки, как психология, история, антропология, этнография.

Большинство авторов сходятся на том, что мораль есть свод принципов и норм поведения в обществе, некое количество требований и оценок. Поэтому часто мораль считают формой общественного сознания, идеальной моделью поведения и отношений.

Понятие и происхождение морали

Термин мораль (лат. «moralis» – «нравственный» от слова: «mores» – «нравы») обозначает принятые обществом нормы поведения, призванные регулировать человеческие отношения. В значении «негласные правила» впервые применен Марком Туллием Цицероном в I веке н.э. Под термином «мораль» понимаются принятые в данном обществе представления о том, что есть добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Каждая социальная группа вырабатывает свои принципы морали. Поэтому говорят о религиозной, светской, национальной морали. Под общественной моралью понимают негласные правила, ориентированные на ценности, исторически сложившиеся и принятые в данном обществе.

В русской традиции понятие морали неразрывно связано с понятием нравственности. В этом смысле нравственность обозначает более узкую область морали. Часто эти понятия синонимичны.

Отличительные признаки морали

Существуют разнообразные сферы духовной жизни человека: наука, искусство, литература, религия. Все они являются организованными видами деятельности. Существуют учреждения, которые обеспечивают развитие этих проявлений жизни общества. Но не морали. Ее процессы не обеспечиваются организациями, учреждениями, и, тем не менее, мораль проникает во все ниши деятельности людей.

Отличие норм морали от обычаев и норм права:

  1. Всеобщность. Обычай носит национальный, исторический, социальный характер. Общественная мораль (не моральные принципы социальной группы) универсальна для всего человечества.
  2. Добровольность. Закон подразумевает неукоснительное соблюдение. Моральные нормы рассчитаны на свободный выбор человека, подчиненный его разуму. Соблюдение обычая зиждется на привычке и страхе неодобрения обществом. Соблюдение принципов морали скрепляется чувством долга и совести.
  3. Всеохватность. Нормы морали действуют во всех сферах деятельности: в учебе, в работе, науке, бизнесе, творчестве, политике.

Моральные знания и практическое поведение (8 класс)

В отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Что же может обеспечить выполнение норм морали? Простейший на первый взгляд выход — взять и превратить нормы морали в государственные законы. Просто, но неразумно по нескольким причинам. Во-первых, можно ли подогнать под правовые нормы такие понятия, как «сострадание», «честь», «совесть»? А во-вторых, даже если бы это удалось, неужели все, кто будет исполнять такие нормы, станут делать это вполне искренне? Или скорее будут изображать высокоморальных людей, умножая тем самым лицемерие и ложь? Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства. Сторонники этой позиции утверждают: чтобы восторжествовала мораль, нужно создать такой строй, при котором потребности всех людей будут полностью удовлетворяться. Заодно исчезнут и причины преступлений. Но всегда будут существовать люди, которые стремятся к власти и самоутверждению, при этом желая добиться желаемого любой ценой. К сожалению, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна — она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Функции морали

Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

  1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
  2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
  3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.
  4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
  5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
  6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
  7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

Политкорректность — не проблема, а симптом

Винить политкорректность в том, что она из себя представляет — глупо.
Даже идеи проходят естественный отбор, в результате которого системы ценностей обретают определённые эволюционные механизмы выживания (не напрямую, а посредством их носителей, разумеется).

Если врагом является само неравенство, мало лишь не давать слабых в обиду, мало их через позитивную дискриминацию, affirmative action поднимать выше по иерархической лестнице — нужно стыдить любое стремление к успеху и росту тех, кто уже выше, кто был менее угнетён или вообще не считается за угнетённого — ведь это тоже увеличивает неравенство.

Собственно, в этом ключевое отличие политкорректности от обычного такта: недостаточно вести себя порядочно, не зарабатывая свой успех ценой чужой беды — когда цель равенство, а не свобода, то невозможно быть свободным от вины угнетателя, возникающей из самого факта неравенства, вины за white privilege, например, или соучастие в патриархате.

Парадокс политкорректности.
Политкорректность возникла в борьбе за социальную справедливость — это этика военного времени, основанная на ценностях социальной борьбы — поэтому любая ситуация через призму политкорректности выглядит противостоянием, что в мирное время оборачивается абсурдом.

Например, если социальным злом признаётся fat shaming, то политкорректность встаёт на стражу угнетённых людей с лишним весом, страдающих, например, от неравенства в области личной жизни, секса и знакомств — против, получается, всех остальных.

И с этой точки зрения, простого отсутствия fat shaming и боди-позитивного отношения к людям любых фигур и телосложений мало — для этого бы хватило и обычной корректности; в парадигме политкорректности злом является любое усугубление неравенства, поэтому накачать собственный пресс — тоже fat shaming, ведь это увеличение дистанции → усугубление неравенства → ещё более печальное положение угнетённых лишним весом на дейтинговом фронте.

Этика равенства требует от того, кто «равнее других» чуть-чуть пригнуться, скукожиться, чтобы уменьшить дистанцию, а не преувеличить её.

Реальная причина роста этой раковой опухоли — полное отсутствие здорового этического иммунитета. Увлечённые прогрессом техническим, люди совершенно не заметили, что прогресс идейный во многих аспектах замер в XIX веке — вся современная левая идея, выросшая из «новых левых», попытавшихся переустановить идею с нуля, то есть, с философского фундамента, на котором стоял ещё Карл Маркс, упуская из виду такие мелочи, как 200 последующих лет развития представлений о человеческой природе с точки зрения биологии — которые должны бы, по идее, быть включены в новые релизы этических систем, но этого не происходит — потому что новых релизов не было: общество XXI века ушло в онлайн, наделяет юридической субъектностью роботов, решает дилеммы клонирования, гадает, какой окажется встреча с ИИ — и при этом пытается регулировать громадную сферу общения на основе идей XIX века, уже два века наяривая шарманку левые против правых, социалисты против фашистов, либералы против консерваторов — которая, кстати, отлично ложится на племенные инстинкты первобытного человека, умудряясь ещё сильнее архаизировать дискуссию, которая итак представляет собой 200 лет дня сурка.

Как политкорректность нашла путь в область некритичного восприятия компаний

Пользуясь идеологическим вакуумом относительно атомизированного по структуре коммьюнити, Social Justice Warriors принялись раскачивать лодку, создавая и спрос, и предложение одновременно: все публичное сетевое пространство превратилось в непрерывный генератор праведного гнева, возмущения и оскорблённых чувств, направленных как вовне, высказываясь, не без содействия медиа, ни много ни мало, как бы от лица целого интернета: интернет то, интернет сё — на любую активность за его пределами, — так и вовнутрь, в полном соответствии с парадигмой этики военного времени, превращая любое коммуникационное пространство в по ту и по эту сторону фронта, вовлекая всё больше юзеров, пока не охватят достаточно много пользователей, вызвав у них эмоциональную реакцию на свою активность — и неважно, положительную или отрицательную — важно, что в какой-то момент в «Твиттере» уже достаточно много людей, которых достали SJW — или которые поддерживают SJW: раскол на два лагеря успешно завершён, и многие юзеры, особенно по «ту» сторону фронта даже сами не поняли, как они оказались приписаны к некой идеологической идентичности, но трайбализм в человеке укоренён настолько фундаментально, что достаточно и такого ненавязчивого приглашения, чтобы первобытные социальные инстинкты перехватили управление поведением на себя.
В результате, пространство, на котором этические дискуссии не выходили за пределы частных разборок, превращается в Верденскую мясорубку систем ценностей — и SJW, находя всё новых и новых виновных перед трибуналом политкорректности, создают, одновременно, и спрос — видимость огромных, катастрофического масштаба, этических проблем: дискриминацию, харарсмент, хейт спич, травлю, клевету, неуважение, оскорбления, — а также поднимающую голову идеологическую угрозу — пробуждающуюся фашистскую гадину, антисемитизм, ультраправый активизм; и предложение — то есть, свою систему ценностей как модель для организации взаимоотношений коммьюнити и платформы, конструктор из элементов и принципов, из которого уже можно было можно собрать необходимые политики, регулирующие контент, взаимоотношения пользователей на платформе и платформы с пользователями.

А чтобы намёк был понятнее, разумеется, сама платформа тоже должна подвергаться нещадной критике за моральное попустительство как за соучастие, подталкивая к неизбежному выбору системы ценностей, руководствуясь которой платформа сможет перейти к активным действиям.

Тут-то и оказалось, что, за исключением хтонического ужаса ультраправой идеи и торжествующего анархизма ультралевого Анонимуса, более всего смахивающими на «общепринятые моральные нормы» оказались идеалы политкорректности под защитой воинов социальной справедливости.

Привилегия святости
— присваивание определённым идеям атрибута святости, который глушит критическое мышление, обеспечивая освящённым идеям беспрепятственное передвижение под защитой. То ли баг, то ли фича человеческого сознания, во все прежние эпохи обеспечивавшие благополучие жреческого сословия.

Начав замечать, как работают триггеры, переводящие реакции людей в режим «это святое», отключая критическое мышление, — замечаешь и тревожно большое число вариантов до сих пор действующих триггеров в ходу — впрочем, старые ценности, вроде «патриотизма», уже явно выдыхаются.

Успех политкорректности, в частности, состоит в том, что ей тоже, каким-то образом, удалось проникнуть в «святая святых» и закрепиться в привилегированной области некритичного восприятия.

Их давлению гикам было нечего противопоставить — и не было причин это делать: они знали, что есть какая-то моральная норма, и, за неимением альтернатив, они решили, что политкорректность — эта норма и есть. И один за другим, гиганты индустрии открыли свои ворота SJW, принимая их веру, ценности и сторону на поле вечной битвы за социальную справедливость.
Речь, по сути, о доступе к этическому ДНК этих компаний, которые позволили политкорректности отредактировать их моральный геном: базовые принципы политики сервисов в управлении коммьюнити — какое поведение считается приемлемым, какой контент считается приемлемым, на какие жалобы юзеров и какими санкциями реагировать.

Возможно, секретом вновь удавшейся эксплуатации этой уязвимости является применение о на организациях, а не конкретных людях — организации, в среднем, склонны вести себе трусовато и бояться шума больше, чем убытка, потому что поведение организации — всего лишь функция от поведения лиц, принимающих решения; а в корпоративной среде рациональным выбором между решительностью, когда всё внимание приковывается к одному топу, и весь груз ответственности оказывается на его плечах, и трусостью, которую легко можно не принимать на свой счёт, — иными словами, выбор между принятием ответственности и её сливом с размазыванием её на весь коллектив — часто оказывается выбор слива.

Тем не менее, масштабы слива как динамичных и демонстративно горизонтальных по механике принятия решений компаний вроде Google, Twitter, так и традиционных корпораций типа Coca-Cola всё же выглядят, порой, гротескно утрированными — способность точечно заглушать критическое мышление и готовность разменивать психологическую атмосферу в команде и даже, частично, публичную репутацию, позволяя продавцам невидимого товара выполнять их ритуалы по призыву диверсификации, утягиванию неравенства и изгнанию злых духов микроагрессии прямо на территории кампуса выглядит откровенно пугающе.

Помимо ущерба репутации, атмосфере в коллективе (особенно в этом отличился Google, в котором сотрудники оказались зажаты между тренингами по гендерной диверсификации и запуском подцензурной Компартии Китая версии поиска) компании ещё и буквально сливают гигантские средства на содержание безумного штата модераторов. Сейчас рекорд по расстоянию уехавшей крыши с большим отрывом держит Facebook — впрочем, в их случае, это не столько колдунство SJW, сколько попытка заглушить голоса из американского Конгресса, упрекающих Цукерберга в попустительстве пропаганде иностранных государств, ведущейся рекламными инструментами «Фейсбука»: «Ла-ла-ла, ничего не слышу, очень много новых модераторов добавили, тысячи их».

При этом, чтобы противостоять этому ценностному «взрыву из прошлого» не нужно даже особо стараться, и создавать новую идею или новую философию: достаточно поставить под сомнение ту, с которой уже приходится иметь дело. В отличие от реального ДНК, этическое ДНК абсолютно полностью поддаётся расшифровке и редактированию — чтобы не занести в бизнес XXI века какую-нибудь старую идейную болячку из XIX столетия.

Морально-этические нормы

Морально-этические нормы – это принципы поведения человека, вытекающие из морали. Система этих правил, выработанных в обществе, позволяет избегать конфликтов, поддерживать социально приемлемое адекватное поведение. Исполнение норм морали называется моральным долгом, неисполнение – моральной виной.

Моральная норма определяет уровень культуры, воспитанности, сознательности индивидуума. Она подразумевает уважение к общественным устоям и к людям. Норма предполагает, что человек будет ей подчиняться даже вопреки собственному желанию, если это предписано обществом.

Единство морально-этических норм носит наименование «морального кодекса». Его компоненты: общественно важные требования, согласие личности к соблюдению предписаний, условия для реализации поведения.

Примером высоконравственного образа действий является соблюдение моральных норм в экстремальных ситуациях: военные действия, тюремное заключение, неизлечимая болезнь.

Аморальность – отрицание морали. В современной массовой культуре утверждается допустимость поступков, которые раньше рассматривались как аморальные. Происходит подмена понятий, утрата критериев оценки происходящего. Аморальность – следствие эгоизма и вседозволенности, отсутствия воспитания.

Моральные нормы непреложны. Работа над формированием морального кодекса человека ведется через воспитание, духовное развитие, просвещение.

Моральный выбор — это ответственность. Моральный выбор (8 класс)

Моральные нормы дают образец правильного поведения. Однако нет оснований утверждать, что человек всегда ведёт себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т.д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т.д. У людей верующих на этот случай есть замечательное слово — грех. Всё, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора — между добром и злом, моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Когда человек задумывается, какой все-таки выбор ему сделать – это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор — когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор — это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Моральные принципы

На протяжении человеческой истории одни моральные принципы сменяли другие. Что-то было похожим, что-то разнилось, но их суть оставалась неизменной.

Универсальное клише, на основе которого генерируются все прочие моральные нормы:

  1. Принцип талиона (от лат. «talis» – «такой же»). Другими словами, месть, где наказание должно быть равноценным причиненному ущербу. Этот принцип нашел отражение в Ветхом Завете (книга Левит 24:20): «око за око, зуб за зуб».
  2. Принцип нравственности. «Золотое правило нравственности» отражено в религиях и философских учениях Запада и Востока. Оно встречается у Будды, Христа, Конфуция, и является основным принципом мировой этики. В общем виде звучит так: «Чего ты не желаешь себе, не делай другому».
  3. Принцип золотой середины. Его описание содержится в книге Аристотеля «Никомахова этика», но самого этого термина там пока нет. Принцип учит избегать крайностей и соблюдать меру со всем. Нравственные добродетели располагаются посередине между двумя крайностями. Например, храбрость лежит между безрассудством и трусостью.
  4. Принцип наибольшего счастья. В его основе лежит принцип пользы, сформулированный в XVIII веке. Достижение личного счастья должно приносить пользу и другим людям. Критериями морали служат, в данном случае, польза, выгода, удовольствие.
  5. Принцип справедливости, сформулированный в XX веке американским ученым. В нем говорится о предоставлении равных прав и свобод гражданам. О равенстве людей в экономическом и социальном отношении.

Различия морали и нравственности

Нередко определения морали и нравственности выступают как синонимы. Но разница все-таки наблюдается. Мораль – это, прежде всего, внешняя оценка поступка семьей, обществом, церковью. Нравственность связана с самосознанием человека, с его внутренними убеждениями.

Моральная норма побуждает человека формировать в себе моральные качества: гуманность, способность помочь другим, мужество, терпение. Моральная норма – это теоретический идеал, к которому нужно стремиться.

Нравственная норма служит средством, помогающим сориентироваться в общественной среде. Она указывает, какие варианты поведения следует предпочесть, и от каких отказаться. Это практическое преломление моральных устоев личности в ее деятельности.

Нравственные чувства и самоконтроль (8 класс)

Самоконтроль — это основанное на использовании воли умение владеть своим поведением, противостоять воздействиям внешней среды и внутренним влечениям. Благодаря самоконтролю мы умеем подчинять собственные эмоции, осознавать собственное несовершенство. Самоконтролем можно назвать силу характера, благодаря которой мы можем подавить излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы. Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]