Текст книги «Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции»

Метод парадоксальной интенции лежит в основе одной из самых эффективных техник борьбы с неврозами. Американский психиатр Виктор Франкл заинтересовался этим феноменом в середине XX века, создав в результате достаточно простую и действенную методику. Суть ее в том, чтобы поменять отношение к страху на позитив, ожидать чего-то страшного с улыбкой. Непонятно? Рассмотрим на примере.

Наталья боится использовать лифт. Как только двери лифта закрываются, ей становится плохо – сердце начинает сильно и часто биться, на лбу выступает испарина, становится трудно дышать и кружится голова. У нее клаустрофобия – один из самых распространенных видов невроза страха.

Что говорят близкие Натальи?

«Не бойся, все же ездят. И я езжу, ничего страшного со мной не случилось. Дай мне свою руку. Все будет хорошо, я же с тобой».

И так далее. Эффективно? Увы, но в случае невроза — далеко не всегда.

Что говорит психотерапевт, применяя метод парадоксальной интенции?

«Вы боитесь? А покажите мне, КАК вы боитесь. Вы говорите, руки начинают дрожать? Покажите мне это, пожалуйста. Да-да, покажите мне, как сильно дрожат ваши руки».

Видите разницу подходов? Когда окружающие говорят «не бойся», когда человек сам себе это говорит, страх усиливается. Психотерапевт же делает все наоборот. Он просит бояться и даже как будто немного иронизирует. После консультации Наталья, перед тем как войти в лифт, будет думать примерно так: «Сейчас как упаду в обморок, как начну дрожать!». Невероятно, но такое нагнетание ситуации работает наоборот, и страх уменьшается! Конечно, пример очень упрощенный, но суть техники понять можно.

Интенциональность в философии

Что такое интенция в философии? Термин зародился в схоластике – средневековой философской школе. Фома Аквинский считал, что предмет не может быть познан без активного в него вмешательства. Интенция и выбор, то чем руководствуется сознание человека и в этом есть свободный нравственный акт воли. Немецкий философ М. Хайдеггер включил в феномен интенции понятие «забота», полагая, что человека заботит его бытие. Другой немецкий философ Э. Гуссерль продолжил исследования интенции и интенциональности, как свойства сознания опираясь на работы Ф. Бретана, привнес новые смыслы:

За процесс познания предмета отвечает сердце

В момент тревоги сердце направляет внимание сознания на объект вызывающий тревожное чувство. Предмет изучения «не существует», пока не произошло созерцание объекта или направления на него внимания.

Парадоксальная интенция

Рождение понятия

Интенция вобрала в себя основные тезисы из схоластики, которая разделяла умственное (интенциональное) существование предмета и реальное. В Средневековье считалось, что не может быть познания предмета без вмешательства в него. О характере интенции рассуждал Фома Аквинский. Он говорил о формировании интенции разумом относительно понимаемого предмета. В XIX веке с легкой руки психолога Ф. Брентано понятие обрело новую жизнь. Он полагал, что сознание интенционально, то есть направлено на то, что находится вне его самого. Иными словами, понятие приносит смысл сознанию. Ученые А. Мейнонг и Э. Гуссерль разрабатывали в своих научных трудах различные подходы к определению интенции, которые в дальнейшем оказали значительное влияние на ряд направлений в психологии (гештальтпсихология, персонализм и так далее). Еще один философ — М. Хайдеггер — объединял заботу и интенциональность, считая, что между ними существует внутренняя связь. Он утверждал, что «человек в своем бытии – это существо, которое заботит бытие». Если личность терпит неудачу в своем «бытии», то она теряет свои возможности.

Парадоксальная интенция

Виктор Франкл – выдающийся австрийский психолог, прошедший через ужасы нацистского концлагеря, как никто другой с успехом лечил различного рода фобии. Логотерапия – направление экзистенциального психоанализа, основанное Франклом включал в себя действенные методики по работе со страхами. Парадоксальная интенция — это метод, имеющий в своей основе противоречивое послание или намерение относительно фобии. Пациенту, испытывающему страх предлагалось захотеть того, чего он так сильно боится – ситуация отрабатывается до закрепления стойкого избавления от тревожных чувств.

Парадоксальная интенция

от Наталия

Почти каждому человеку знакомы страх, тревога, беспокойство. Один боится выступать перед людьми, потому, что у него начинают сильно дрожать руки; другой опасается ездить в лифте, считая, что там можно задохнуться; третий от волнения краснеет, бледнеет и начинает заикаться; четвертого охватывает ужас, если он остается один в темноте.

Справиться с подобными сложностями помогает парадоксальная интенция – психотерапевтический метод, который был предложен Альфредом Адлером, а затем разработан Виктором Франклом. Термин «интенция» (от лат

intentio – «стремление», «внимание») означает внутреннее стремление, направленность сознания на какой-либо предмет или явление, а «парадоксальная» — буквально «сделанная наоборот». Суть метода в следующем: вместо того, чтобы бежать от неприятных чувств и вызывающих их ситуаций, надо предпринять прямо противоположное, то есть идти навстречу тому, чего опасаешься

Первопричиной страхов часто служит некое происшествие и связанные с ним неприятные переживания. Например, кто-то, выступая перед большой аудиторией, очень волнуется (как волнуются при этом практически все) и вдруг замечает, что у него дрожат руки. Когда ему в очередной раз приходится выйти на трибуну, к обычному волнению добавляется страх, что руки снова задрожат, — и это опасение сбывается. Тогда человек начинает отказываться от выступлений: он думает о том, как руки опять будут трястись и скрыть это не удастся. Если вовремя не преодолеть страх, ситуация может усугубиться. Так формируется страх ожидания или фобия, который приводит к тому, что симптом действительно повторяется, а в результате первоначальные опасения еще более усиливаются. Образуется порочный круг. Разомкнуть его удастся, устранив исходный страх ожидания.

Этому и способствует парадоксальная интенция. Франкл рассказывал, как к психотерапевту обратились родители девятилетнего мальчика, который несмотря на все наказания и укоры, каждую ночь мочился в постель. Психотерапевт удивил ребенка неожиданным предложением: всякий раз, как постель окажется мокрой, он будет получать за это 50 центов. Мальчик был очень доволен, рассчитывая заработать на своем недостатке деньги. Но хотя он делал все возможное, чтобы получить награду, ничего у него не получалось. Невротический симптом исчез, как только на первый план вышло желание его повторения.

Чтобы применить метод самостоятельно, нужно мысленно сформулировать парадоксальное намерение, то есть стремление совершить нечто обратное тому, от чего нужно избавиться. Причем желательно облечь свое намерение в юмористическую форму. Смех позволяет взглянуть на себя и собственные проблемы со стороны и таким образом обрести полный контроль над собой. Именно в этом и состоит главная идея метода.

Принцип «сделай наоборот» оказался очень плодотворен. В частности, парадоксальная интенция помогает, когда человек никак не может заснуть. Напряженное стремление достичь определенного эмоционального состояния или испытать заданное чувство – любовь, удовольствие, радость, расслабленность, страх – никогда не приведет к цели. Переживание, идущее из глубин психики, неуловимое и не поддающееся рациональному объяснению, исчезает, как только его упорно стараются поймать. То же самое относится и к расслаблению, которое предшествует сну. Обычно борющиеся с бессонницей совершают самую большую из возможных ошибок: они подкарауливают сон

Человек внимательно следит за тем, что происходит внутри него, но чем он сильнее напрягает свое внимание, тем труднее ему расслабиться настолько, чтобы заснуть. Лучшее средство избавиться от бессонницы – забыть на время о сне и поставить себе цель бодрствовать всю ночь

Применение методики

Одним из примеров, приводимых автором метода, является случай с молодым врачом, испытывавшим сильный страх потоотделения. Как только молодой человек начинал бояться, что вспотеет, он тут же обильно потел. Возникал порочный круг: страх вспотеть порождал еще более интенсивную реакцию потоотделения. Чтобы разорвать возникший порочный круг психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать. Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт

!» В результате после одного сеанса пациент, десять лет страдавший этой фобией, за неделю освободился от неё навсегда.

Франкл утверждает, что парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, гиперинтенция (усиленное стремление) заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон».

Как только пациент прекращает попытки борьбы со своими фобическими и прочими проявлениями, вместо этого используя парадоксальную интенцию, порочный круг разрывается, симптом ослабевает. По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности (жалость к себе, презрение и т.д.), а личной вовлечённостью в осмысленную деятельность, что и становится ключом к исцелению.

Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, которые связаны с антиципированной тревогой. Кроме того, это быстродействующий терапевтический метод; при этом быстрая терапия обязательно даёт не только временный терапевтический эффект. «Одно из наиболее распространённых заблуждений ортодоксального фрейдизма

, — пишет Эмиль А. Гутейл, —
состоит в том, что устойчивость результатов считается соответствующей длительности терапии
». Франкл приводит пример пациента, у которого терапевтический эффект сохранился через двадцать лет после применения парадоксальной интенции.

Интенция в психологии

Психология – наука, вышедшая из философии и продолжающая делить с ней многие основополагающие понятия. Интенция в психологии — это психический феномен направленности или фокусировки сознания на тот или иной предмет. Изучая внешнюю реальность, человек соотносит это со своими внутренними переживаниями и представлениями выстраивая цепочку взаимосвязей с миром. Франц Бретано, австрийский психолог и философ XIX в. исследуя феномен интенции, выделил следующие моменты:

  1. Сознание всегда предметно и имеет отношение к любым вещам реальным или воображаемым.
  2. Осмысление предмета происходит на эмоциональном уровне, в виде воспоминания субъективного знания об объекте с реальным опытом, и сопоставлении с общепринятыми аксиомами.
  3. Вывод: внутреннее восприятие человеком явления или предмета более истинно, чем внешнее, основанное на мнении многих.

Парадоксальная интенция — заикание

Страх произнесения слов – частая причина заикания. Человек боится говорить, потому что заикание в его представлении неизбежно. Интенциональность сознания может помочь перевести страх заикания из эмоциональных контекстов в область смыслов. Провокативная (парадоксальная) техника работы с заиканием:

Пациенту предлагается максимально сильно заикаться: «Как сейчас начну заикаться, никто до меня еще так сильно не заикался, я самый-самый чемпион по заиканию, сейчас все услышат…» Внимание переключается на логику. Если пациент боится заикаться – он заикается, как только он начинает сильно желать заикания – речевое нарушение уходит.

Зачем нужно изучать интенцию

Изучение психологии помогает лучше познать себя и окружающих. А изучать мышление, его основу и структуру, а в случае с интенцией – и направленность, полезно, чтобы лучше понимать людей. С какими же проявлениями интенции приходится сталкиваться каждый день? Вы замечали, что некоторые персоны часто сетуют на свою неудачную жизнь? Такие люди любят жаловаться, говорить, что у них было бы все хорошо если бы не то или же не это. Собеседники порой не понимают, что они живут так, как хотят и как того заслуживают. Успешный человек не сразу приобрел свое богатство. Ему пришлось много работать, чтобы получить хорошее образование и престижное место в развивающейся фирме. Да, с виду могло показаться, что персона не прикладывает никаких усилий, но на самом деле человек работает в поте лица. Но многие привыкли судить, не зная того, что спрятано за красивой картинкой успеха. Интенция заставляет человека задумываться о том, каких трудов личности стоило подняться. Благодаря таким размышлениям человек избавляется от зависти и вдохновляется примером успешной личности.

Коммуникативная интенция как вариант логотерапии

Еще один вид целеполагания как формы психотерапевтического воздействия. Этот тип логотерапии основан на намерении, замысле и на построении в этой форме коммуникативного высказывания в монологическом и/или диалогическом стиле. Примерами коммуникативной интенции могут служить утверждения,вопрошания, а также требования, одобрения или порицания.При этом отражение потребностей, мыслей и мотивов действия делает явно выраженными (эксплицитными) причины, обусловливающие данный процесс общения.

При отсыле мысли, намерения от одного участника диалога к другому, инициатор диалога имеет намерение оказания некоего воздействия на собеседника. А для этого тот, кто слушает говорящего должен четко уловить смысл исходящей информации, и какая конечная реакция от него ожидается.

Когда логотерапевт использует свое воздействие на пациента, он в речевой форме направляет ему свои мыслеуказания и ожидает от него непосредственного отреагирования на свой посыл. В окончательном итоге в этом и заключена цель психотерапевтического влияния.

Понятие “речевая осознанность” нужна для осуществления намерения человека выражать значимый в коммуникациях смысл в процессе речи.

Основная трактовка обсуждаемого слова используется не только в психологии и/или психотерапии. Это широко используемый термин и в философии, и в религии, а также в медицине, в частности, в неврологии. В перечисленных областях человеческих постижений значение этого концепта, если и меняется, то лишь в незначительном диапазоне.

Так, например, схоластики говорили об этом как о направленности сознания и воли индивидуума на какой-то предмет. Развитию этого понятия были посвящены работы Ф.Брентано и А.Мейонга

Логотерапия как часть экзистенциальной психологии

Идеи Франкла органично влились в уже существовавшее к тому времени направление экзистенциальной психологии. Та, в свою очередь, выросла из экзистенциальной философии. Её родоначальниками можно считать Блеза Паскаля, Сёрена Кьеркегора, Льва Шестова, Мартина Хайдеггера. Среди психологов, разрабатывавших экзистенциальное направление, можно упомянуть Карла Ясперса, Ролло Мэя и Ирвина Ялома.

В центре внимания экзистенциальной философии и психологии — особенность и смысл жизненного пути человека. Этот путь понимается как непрерывное становление, «вырастание», череда кризисов и противоречий. Кризис рассматривается не как проблема, а как естественное и свойственное человеку состояние.

Виктор Франкл занимает важнейшее место в ряду экзистенциальных психологов: именно он начал говорить о том, что человек является человеком, когда принимает решения и берёт на себя ответственность.

Главная характеристика человека — свобода, даже когда кажется, что тот полностью её лишен, например, в концлагере. Свобода, по Франклу, — это возможность выбирать, перед кем и перед чем мы несём ответственность.

Если же смысла жизни нет, человек может переживать «ноогенный невроз», «экзистенциальный вакуум» — фрустрацию естественного стремления к смыслу. Проявления этого вакуума многообразны:

  • синдром пустого гнезда у родителей, дети которых выросли;
  • депрессия у человека, всю жизнь проработавшего и вышедшего наконец на пенсию;
  • переживания людей, серьёзно заболевших или утративших близкого.

Под неврозом Франкл имеет в виду внутренний конфликт, связанный с утратой духовных ценностей. Поэтому и процесс, который должен привести к обретению смысла и мотивации к жизни, Франкл называет не психо-, а логотерапией: «лечить» здесь нужно не психику, а сферу духовности.

«Мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением».

Виктор Франкл

из книги «Сказать жизни «Да!»»

Ответы могут быть разными: это и осмысленный труд, такой, к которому человек подходит творчески, и переживание любви и красоты. Если всё это по каким-то причинам невозможно — остаётся находить смысл в страдании.

Франкл приводит пример: однажды к нему пришел доктор, который был в отчаянии от смерти любимой жены. В разговоре Франкл предложил ему представить, что это он умер, а она осталась его оплакивать. Доктор согласился, что не хотел бы заставлять её страдать так, как сейчас страдает он. Это и внесло смысл в его переживание горя.

«Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность».

Виктор Франкл

из книги «Сказать жизни «Да!»»

Понятие парадоксальной интенции

Что же такое парадоксальная интенция? Этот подход психоаналитической поддержки, напомним, порекомендовал Виктор Франкл в 1927 году и с триумфом используется психоаналитиками в настоящее время.

Логотерапия методом парадоксальной направленности подразумевает работу с фобией пациента, при которой в момент критического пика он максимизирует или даже инициирует фобию с целью ее максимального проживания здесь и сейчас.

Например, при клаустрофобии (боязни замкнутых пространств) пациентам предлагается войти в тесное закрытое помещение и, прочувствовав свои эмоции, понять, что это лишь ажитация и нет никакой реальной угрозы для жизни или здоровья самого человека. То есть, боязнь — это просто переживание, хоть и крайней степени напряженности. При этом, интенцией является само ожидание и опасение этой эмоции и тех вегетативных реакций, которые она провоцирует.

Метод парадоксальной направленности- это основной способ воздействия на механизм рождения чувства жути и проработки его при непосредственном соприкосновении с ним. В противоположность обычному стремлению к бегству от эмоции крайнего напряжения, пациент переживает ее и получает бесценный опыт в регуляции своих ответных переживаний..

Подводя итог, скажем, что парадоксальная нー это одна из мощных и многочисленных методик воздействия на индивидуума, используемых в психотерапии.

Что такое интенция?

Интенцией называется сознательная или бессознательная направленность (нацеленность) человека на определенный объект или действие. Проявляется это в виде намерения, желания, замысла, душевного порыва или просто необдуманного действия, когда человек совершает действие, даже если оно является нецелесообразным, но соответствующим его внутренним потребностям.

Интенция имеет множество определений:

  1. В психологии является направлением логотерапии, в которой предлагается парадоксальная интенция – способ избавления от страха или напряжения путем максимального его переживания.
  2. В неврологии – это направленность психики на определенную деятельность, предмет или достижение цели.
  3. В философии – это направленность человека в познании окружающего мира, которая позволяет ему создать свое уникальное представление о нем.
  4. В лингвистике рассматривается коммуникативная интенция, которая подразумевает мотивы, побуждающие человека что-то говорить и высказывать.

Отдельно выделяют еще такой вид интенции, как диалогический – когда клиент становится готовым к диалогу с целью обсуждения сокровенного. Здесь выделяют такие его формы:

  • Открытые клиенты, которые сопротивляются импульсам, мешающим им открыто вести диалог.
  • Закрытые клиенты, которые сами могут обратиться за помощью, но не быть готовыми к открытому диалогу либо проявлять слабую заинтересованность.

Почему желания не исполняются? Самой распространенной причиной данного явления является то, что человек откуда-то берет веское основание того, почему его желание может не исполниться, а потом начинает о нем думать больше, чем о самом желании. Даже по закону притяжения человек притягивает к себе то, о чем думает. Выходит, если человек думает о том, почему его желание не должно воплотиться в реальность, значит, оно и не воплотится.

Как это происходит на практике? Например, муж изменил жене, из-за чего семья распалась. Женщина любит мужа, но не может его простить. Она хочет быть с ним, но постоянно прокручивает в своей голове мысль о том, почему они не могут быть вместе. Она любит и хочет семьи, но не прощает, не забывает обиды и это является причиной того, почему ее желание не воплощается.

К примеру, человек мечтает о процветании, но верит, что это достижимо только при помощи усердной работы. Он не сможет достичь своей цели, поскольку не хочет делать то единственное, что, по его мнению, может принести ему благополучие, — не работает. Но если рассматривать процветание независимо, отдельно, не совмещая его с работой, которой человек не хочет заниматься, он сможет притянуть к себе свою мечту. Только тогда, когда человек начнет считать, что заслуживает процветания лишь потому, что этого хочет, то притянет это к себе.

Видите, как можно собственными убеждениями и мыслями помешать воплощению желаемого? Это связано с тем, что у каждого человека его свое видение мира и причинно-следственных связей. Один думает, что работа может дать богатство, а другой просто полагает, что деньги придут к нему просто так. И каждый из этих людей получает то, во что верит: один усердно трудится, а другой богатеет просто потому, что так хочет. Не противоречьте своим желаниям собственными убеждениями. Лучше измените свои убеждения и начните верить в то, что вы достойны своего желания уже просто потому, что так того хотите. А как оно воплотится в реальность, позвольте решить данный вопрос Вселенной.

Литература

  • Герц Г. О.
    Лечение методом парадоксальной интенции //
    Франкл В.
    Воля к смыслу. — М.: Эксмо, 2000. — 368 с. — (Психологическая коллекция). — 5,000 экз. — ISBN 5-04-005753-9.
  • Франкл В.
    Парадоксальная интенция // Страдания от бессмысленности жизни: Актуальная психотерапия = Das Leiden am sinnlosen Leben: Psychotherapie für heute. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. — С. 49—57. — 105 с. — (Пути философии). — 3,000 экз. — ISBN 978-5-379-01751-4.
  • Франкл В.
    Теория и терапия неврозов // Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — С. 340—350. — 368 с. — (Библиотека зарубежной психологии). — 136,000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.

Особенности

Применение данного приёма основывается на специфически человеческой способности к отстранению, лежащей в основе чувства юмора. Эта важная способность отстраняться от себя задействуется всякий раз, когда применяется логотерапевтический приём парадоксальной интенции. При этом пациент обретает способность отстраниться также от своего невроза. Гордон Олпорт пишет: «Невротик, который учится смеяться над собой, встал на путь к самообладанию, а возможно и выздоровлению». Парадоксальная интенция служит эмпирическим подтверждением и клиническим применением этого утверждения Олпорта.

Парадоксальная интенция не зависит от этиологической базы в каждом конкретном случае. Эдит Вейскопф-Джельсон утверждает: «Хотя традиционная психотерапия настаивает, что терапевтические процедуры должны основываться на выявлении этиологии, вполне возможно, что в раннем детстве неврозы могут вызываться одними причинами, а во взрослом возрасте — совсем иными

».

Ограничения повышают эффективность

В исследовании 2022 года «Организационный парадокс: проблема в том, как мы думаем о проблеме», опубликованном в Academy of Management Journal, Мирон-Спектор и ее коллеги изучали преимущества парадоксального познания на примере одной крупной компании.

Сотрудников попросили описать, как часто они сталкивались с «нехваткой ресурсов» на работе. Большинство из них работают в таком режиме 80% времени — обычно не хватало времени и финансов. Для меньшей части команды задача справиться с ограниченными ресурсами была воодушевляющей, и они стремились найти новые решения.

Исследования компании Toyota Motor Corporation показали, что в ее корпоративной культуре множество парадоксов. В статье на Harvard Business review отмечалось, что компания действовала в системе TPS — «жесткая» инновация, которая позволяет постоянно улучшать способ производства автомобилей. Но в то же время Toyota освоила «мягкие» инновации, относящиеся к корпоративной культуре. «Компания преуспевает, потому что создает противоречия и парадоксы. Сотрудники должны работать в среде, где они постоянно сталкиваются с проблемами и вынуждены придумывать свежие идеи. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме», — пишут авторы.

Метод парадоксальной интенции

Метод Франкла — парадоксальная интенция (противоречивое намерение) — представляет собой осмысленное, намеренное стремление не бороться с ситуацией или событием, вызывающим страх, не противостоять ему, а наоборот — возжелать того, чего вы боитесь.

Например, у человека потеют ладони, как раз в том момент, когда с ним хотят поздороваться за руку — и он, конечно, боится этого.

Возникает замкнутый порочный круг — «боязнь страха», т.е боязнь обляпать потовыми выделениями руку другого человека, вызывает страх, что вспотеют ладони при рукопожатии.

Суть метода парадоксальной интенции заключается в том, чтобы не избегать ситуации рукопожатия, и не бороться со страхом, а наоборот, разрешить своим ладоням потеть еще больше.

Т.е. перед моментом рукопожатия сказать самому себе, например: «Раньше мои ладони выделяли 50 грамм пота, я сейчас пусть выделят литр».

После нескольких повторов — страх пропадет, порочный замкнутый круг разорвется, а значит больше не будут потеть ладони.

Почему это работает?

Парадоксальная интенция эффективна даже в сложных случаях, когда не помогают медикаментозное лечение и иные техники психотерапии. В чём сила этого остроумного метода?

Когда человек погружён во внутренний конфликт, его энергия затрачивается на поддержку обеих конфликтующих сторон. Внимание захвачено. Человек не может выйти в третью позицию и посмотреть на себя со стороны.

Юмор и гиперболизация позволяют отстраниться от себя, выйти из замкнутого круга. Самоотстранение, в свою очередь, приводит к внезапному расслаблению.

Добавим, что человек не способен усилием воли вызвать потоотделение или покраснение щёк. Абсурдная затея. Но, как уловка, срабатывает. Мы сдаёмся внутренней силе, играющей против нас, осознанно соединяемся с ней и аннулируем её.

Несомненно, что некоторые люди прибегают к парадоксальной интенции интуитивно, – когда шагают навстречу страху под девизом «Будь, что будет!»

Злость и агрессия . Человек кричит и сердится

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]