Текст книги «Психология личности: учебное пособие»

ЛИ́ЧНОСТЬ, од­но из центр. по­ня­тий фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии, че­ло­век, рас­смат­ри­вае­мый пре­им. как ав­то­ном­ный но­си­тель и субъ­ект куль­ту­ры, ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся форм ми­ро­от­но­ше­ния, ко­то­рые он реа­ли­зу­ет в сво­ей дея­тель­но­сти. На­ря­ду с этим в пси­хо­ло­гии рас­про­стра­не­но так­же по­ни­ма­ние Л. как ин­ди­ви­дуаль­но­сти, при­жиз­нен­но скла­ды­ваю­щей­ся ус­той­чи­вой струк­ту­ры спе­ци­фич. пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей ин­ди­ви­да, ле­жа­щей в ос­но­ве ха­рак­тер­ных для не­го форм по­ве­де­ния.

Историческое развитие понятия личности

В клас­сич. ла­ты­ни сло­во «Л.» (persona) обо­зна­ча­ло пре­ж­де все­го «мас­ку» (ср. рус. «ли­чи­на») – сле­пок с ли­ца пред­ка, ри­ту­аль­ную мас­ку и те­ат­раль­ную, ис­пол­няю­щую роль ре­зо­на­то­ра, слу­жа­ще­го для уси­ле­ния зву­ка го­ло­са; свя­зан­ная с этим тра­ди­ция воз­во­дить дан­ное сло­во к гла­го­лу personare – «гром­ко зву­чать» не­со­стоя­тель­на с лин­гвис­тич. точ­ки зре­ния, т. к. глас­ный «о» в этих сло­вах име­ет разл. дол­го­ту. В Сред­не­ве­ко­вье это сло­во ин­тер­пре­ти­ро­ва­ли как «зву­чать че­рез се­бя» (per se sona­re) – пер­со­ной, т. о., яв­ля­ет­ся тот, кто об­ла­да­ет собств. го­ло­сом (Bonaventura, 2 Sent. 3, p. 1, а. 2, q. 2). Др. по­пу­ляр­ная ср.-век. эти­мо­ло­гия, лож­но при­пи­сы­вае­мая Иси­до­ру Се­виль­ско­му, – per se una (еди­ная са­ма по се­бе). Совр. ис­сле­до­ва­те­ли воз­во­дят это сло­во к эт­рус­ско­му fersu (мас­ка), по-ви­ди­мо­му, вос­хо­дя­ще­му к греч. πρόσωπον (ли­цо, пе­ред­няя часть, мас­ка).

Persona яв­ля­ет­ся фун­дам. по­ня­ти­ем рим. юрис­пру­ден­ции (на­ря­ду с «ве­щью» и «дей­ст­ви­ем»), обо­зна­чая че­ло­ве­ка как ин­ди­ви­да, за­ни­маю­ще­го кон­крет­ное по­ло­же­ние в со­циу­ме, в то вре­мя как ho­mo (че­ло­век) обо­зна­ча­ет его как эк­зем­п­ляр ви­да, a caput (го­ло­ва) – как еди­ни­цу, об­ла­гае­мую по­да­тя­ми или не­су­щую во­ен. обя­зан­ность. В та­ком смыс­ле сло­во persona упот­реб­ля­ет­ся у Ци­це­ро­на, ко­то­рый раз­ли­ча­ет че­ты­ре «ли­чи­ны», воз­ло­жен­ные при­ро­дой на че­ло­ве­ка: он об­ла­да­ет «ра­зу­мом и соз­на­ни­ем», т. е. при­зна­ка­ми че­ло­ве­че­ско­го ро­да, от­но­сит­ся к оп­ре­де­лён­но­му ти­пу ха­рак­те­ра, жи­вёт в кон­крет­ной сре­де в оп­ре­де­лён­ных об­стоя­тель­ст­вах и из­би­ра­ет не­кую про­фес­сию или же об­раз жиз­ни; при этом ка­ж­дый «дол­жен быть ве­рен сво­ей на­ту­ре» (трак­тат «Об обя­зан­но­стях», кн. I, 109–120). Марк Ав­ре­лий при­зы­вал ка­ж­до­го соз­дать свою собств. пер­со­ну.

В кон­тек­сте три­ни­тар­ных спо­ров в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии сло­во persona впер­вые бы­ло упот­реб­ле­но Тер­тул­лиа­ном (Adv. Praxean), в его фор­му­ле трие­дин­ст­ва tres personae – una substantia («три ли­ца – од­на суб­стан­ция»). В на­пря­жён­ных бо­го­слов­ских дис­кус­си­ях, важ­ны­ми ве­ха­ми ко­то­рых ста­ли Ни­кей­ский (325) и Хал­ки­дон­ский (451) со­бо­ры, вы­ра­бо­та­лась окон­чат. фор­му­ла: «един­ст­во (Бо­га) в трёх ли­цах и од­но ли­цо (Хри­ста) в двух при­ро­дах (че­ло­ве­че­ской и бо­же­ст­вен­ной)» (в греч. тра­ди­ции в дан­ном кон­тек­сте ис­поль­зо­ва­лось сло­во ипо­стась, зна­чи­тель­но ре­же – πρόσωπον). Бо­эций в хри­сто­ло­гич. трак­та­те «Про­тив Ев­ти­хия и Не­сто­рия» дал оп­ре­де­ле­ние Л., на­дол­го став­шее клас­си­че­ским: «ин­ди­ви­ду­аль­ная суб­стан­ция ра­зум­ной при­ро­ды» (naturae rationalis individua sub­stantia). Ри­шар Сен-Вик­тор­ский, счи­тая оп­ре­де­ле­ние Бо­эция не впол­не аде­к­ват­ным, по­сколь­ку суб­стан­ция от­ве­ча­ет на во­прос «что?», а лич­ность – на во­прос «кто?», дал та­кое оп­ре­де­ле­ние: «не­со­об­щае­мое су­ще­ст­во­ва­ние ра­зум­ной при­ро­ды» (in­tellectualis naturae incommunicabilis exis­tentia). Алек­сандр Гэль­ский на ос­но­вании де­ле­ния су­ще­го на фи­зи­че­ское, ра­цио­наль­ное и мо­раль­ное про­вёл раз­ли­чие со­от­вет­ст­вен­но ме­ж­ду субъ­ек­том, ин­ди­ви­дом и лич­но­стью: ка­ж­дая Л. есть ин­ди­вид и субъ­ект, но толь­ко об­ла­да­ние осо­бым дос­то­ин­ст­вом де­ла­ет субъ­ект лич­но­стью. Фо­ма Ак­вин­ский, про­воз­гла­сив­ший Л. «тем, что яв­ля­ет­ся наи­бо­лее со­вер­шен­ным во всей при­ро­де», счи­тал су­ще­ст­вен­ным для Л. быть гос­по­ди­ном сво­их дей­ст­вий, «дей­ст­во­вать, а не при­во­дить­ся в дей­ст­вие» (S. Th. I, 29, 3 и 1).

В фи­ло­со­фии и куль­ту­ре Воз­ро­ж­де­ния Л. ста­ла ото­жде­ст­в­лять­ся пре­ж­де все­го с яр­кой, мно­го­сто­рон­ней ин­ди­ви­ду­аль­но­стью, спо­соб­ной дос­тичь все­го, что за­хо­чет.

В цен­тре кон­цеп­ции Л. у Дж. Лок­ка – фе­но­мен са­мо­соз­на­ния, со­про­во­ж­даю­ще­го вся­кий акт мыш­ле­ния и обес­пе­чи­ваю­ще­го то­ж­де­ст­во Я бла­го­да­ря спо­соб­но­сти Л. вспо­ми­нать о сво­их пред­ше­ст­вую­щих со­стоя­ни­ях. Для И. Кан­та, дав­ше­го обос­но­ва­ние по­ня­тия Л. в сфе­ре прак­ти­че­ской фи­ло­со­фии, Л. ос­но­ва­на на спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с уни­вер­саль­ным мо­раль­ным за­ко­ном, что да­ёт ей сво­бо­ду по от­но­ше­нию к ме­ха­низ­му при­ро­ды; она есть не сред­ст­во, а «цель са­ма по се­бе», и тре­бо­ва­ние от­но­сить­ся к че­ло­ве­ку в со­от­вет­ст­вии с этим – выс­ший этич. прин­цип Кан­та. И. Г. Фих­те вы­де­лил от­но­ше­ние с Дру­гим как кон­сти­ту­тив­ное для Л.: «соз­на­ние Я» и «бы­тие лич­но­стью» мо­гут воз­ник­нуть, толь­ко ес­ли Я за­тре­бо­ва­но к дей­ст­вию Дру­гим, про­ти­во­стоя­щим Я по пра­ву сво­ей сво­бо­ды. Г. В. Ф. Ге­гель раз­ви­вал эту идею Фих­те в сво­ём ана­ли­зе от­но­ше­ний «гос­по­дина» и «ра­ба» в «Фе­но­ме­но­ло­гии ду­ха», со­глас­но ко­то­ро­му бы­тие лич­но­стью пред­по­ла­га­ет при­зна­ние, ис­хо­дя­щее от Дру­го­го. По­ни­ма­ние Л. как не­по­вто­ри­мой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (см. Ин­ди­вид), вос­хо­дя­щее к уче­нию Г. В. Лейб­ни­ца о мо­на­дах, ста­ло од­ной из ос­но­во­по­ла­гаю­щих идей нем. ро­ман­тиз­ма (Ф. Шле­гель, Ф. Шлей­ер­махер и др.).

В фе­но­ме­но­ло­гии нач. 20 в. Л. рас­смат­ри­ва­ет­ся как един­ст­во не­по­средств. пе­ре­жи­ва­ния и со­от­вет­ст­вен­но как ис­ход­ный пункт ин­тен­цио­наль­ных ак­тов (Э. Гус­серль), как центр осу­ще­ст­в­ляе­мых ею мно­го­об­раз­ных ак­тов – не толь­ко по­зна­ва­тель­ных, но пре­ж­де все­го во­ле­вых и эмо­цио­наль­ных, в кон­крет­ном сце­п­ле­нии ко­то­рых и реа­ли­зу­ет­ся бы­тие лич­но­сти (М. Ше­лер).

В свя­зи с ос­мыс­ле­ни­ем про­цес­сов де­пер­со­на­ли­за­ции в мас­со­вом об­ще­ст­ве 20 в. тра­диц. кон­цеп­ция Л. бы­ла по­став­ле­на под во­прос (бес­соз­на­тель­ное как ис­точ­ник че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий, «бег­ст­во от сво­бо­ды» и со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти – в разл. вер­си­ях пси­хо­ана­ли­за, «смерть субъ­ек­та» в по­стмо­дер­низ­ме и т. п.). В фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма про­яв­ле­ния Л. свя­зы­ва­ют­ся с «по­гра­нич­ны­ми» (К. Яс­перс), или пре­дель­ны­ми, си­туа­ция­ми – осоз­на­ния ко­неч­но­сти бы­тия, борь­бы и стра­да­ния, бли­зо­сти смер­ти, не­об­хо­ди­мо­сти при­ни­мать жиз­нен­но важ­ные ре­ше­ния, ко­гда че­ло­век об­ре­та­ет спо­соб­ность брать на се­бя от­вет­ст­вен­ность. Пред­ста­ви­те­ли пер­со­на­лиз­ма (Э. Му­нье, Н. А. Бер­дя­ев, Ж. Ма­ри­тен, П. Ри­кёр и др.) рас­смат­ри­ва­ли Л. в её дея­тель­ном вы­ра­же­нии в тру­де, твор­че­ст­ве, об­ще­нии и люб­ви. Те­зис Р. Де­кар­та «Мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую» Му­нье пе­ре­фор­му­ли­ро­вал как «Люб­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую». Со­глас­но Ма­ри­те­ну, че­ло­ве­ка в его по­все­днев­ном бы­тии, в си­туа­ции от­па­де­ния от Бо­га мож­но рас­смат­ри­вать лишь как объ­ект; толь­ко об­ра­ще­ние к Бо­гу по­зво­ля­ет вме­стить всё мно­го­об­ра­зие че­ло­ве­че­ской Л. В т. н. диа­ло­ги­че­ской фи­ло­со­фии (М. Бу­бер, Ф. Ро­зенц­вейг, О. Ро­зен­шток-Хюс­си, Г. Мар­сель, Э. Ле­ви­нас, М. М. Бах­тин) Л. воз­ни­ка­ет в про­цес­се меж­лич­но­ст­но­го диа­ло­га, ве­ду­ще­го­ся ме­ж­ду Я и Ты, в про­ти­во­вес субъ­ект-объ­ект­но­му от­но­ше­нию Я – Оно, при этом в ка­че­ст­ве Ты вы­сту­па­ет как дру­гой че­ло­век, так и Бог («веч­ный Ты»). Взаи­мо­от­но­ше­ние разл. Л. по­ро­ж­да­ет осо­бое меж­лич­но­ст­ное един­ст­во – Мы. Че­ло­век, свя­зан­ный лишь с ми­ром ве­щей и идео­ло­гем – ми­ром Оно, ут­ра­чи­ва­ет лич­но­ст­ное бы­тие. Прин­ци­пи­аль­ная от­вет­ст­вен­ность за Дру­го­го, без рас­чё­та на вза­им­ность, – это то, что де­ла­ет че­ло­ве­ка Л. и мо­раль­ным су­ще­ст­вом (Ле­ви­нас).

Про­бле­ма Л. за­ни­ма­ет важ­ное ме­сто в совр. по­ли­тич. и со­ци­аль­ной тео­рии. Так, Дж. Ролз ви­дел ос­но­ву спра­вед­ли­во­го об­ще­ст­ва в при­зна­нии ав­то­но­мии лич­но­сти, имею­щей сво­бо­ду и пра­во реа­ли­зо­вы­вать собств. пред­став­ле­ния о бла­ге. Ю. Ха­бер­мас раз­ра­ба­ты­ва­ет тео­рию уни­вер­саль­но­го ком­му­ни­ка­тив­но­го со­об­ще­ст­ва, по­стро­ен­но­го на ува­жи­тель­ном и то­ле­рант­ном взаи­мо­дей­ст­вии лич­но­стей и ис­клю­чаю­ще­го ма­ни­пу­ля­цию ими.

Лекция 1. Личность в системе современного научного знания

Талайко С.В. Психология личности

Курс лекций

Талайко С.В. Психология личности

Курс лекций

Лекция 1. Личность в системе современного научного знания

План лекции:

1. Проблема человека в системе современного научного знания.

Личность в философии, социологии и психологии.

2. О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной психологии.

1. Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст, в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека.

Однако сам человек связан с окружающим миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, о которой говорил Б.Г. Ананьев, — это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т.е. природой, обществом, техникой, культурой. В системе этих связей человек изучается как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном изменчивости, и как субъект и объект исторического развития — личность, и как основная производительная сила общества — субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Вместе с тем, по мнению Б.Г. Ананьева, человек предстает еще и как индивидуальность. При этом он отмечал относительность разделения человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные.

Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучить его как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность. Приступая к изучению психологии личности, мы всегда должны помнить, что эта проблема лишь одна из ипостасей, в которой предстает перед нами человек как целостное образование. В то же время естественен и вопрос о том, почему исторически в психологии именно проблема личности, а не индивида или субъекта вышла на передний план, нередко олицетворяя собой психологическое изучение человека? Ответ на этот вопрос может быть получен в процессе выяснения природы человека и понимания личности не только в психологии, но и смежных науках, ее изучающих.

Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представления о личности, сложившиеся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии — это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии — это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Э. Аронсон задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностостях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы его предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе ее возникновения.

Как отмечал Э. Штерн, психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементарного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой сущности»,- писал Э. Штерн.

Б.Г. Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все отрасли прикладной психологии)».

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит, по мнению Б.Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

2. О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной психологии.

Приступая к изучению собственно психологии личности, следует заметить, что из многих отраслей психологических знаний эта наука достаточно молодая. Свое развитие она получила в начале XX века в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии.

Истоки кризиса возникли вместе с рождением самой психологии личности. В 1931 году Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии — проблема личности и ее развития». Примерно в это же время Гордон Олпорт в своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезирования оказалась неудачной и Г. Олпорт вынужден был отказаться от определения личности, признавая только то, что «человек — это объективная реальность». Следует признать, что и для зарубежной, и для отечественной психологии проблема личности оказалась труднейшей. Даже наличие в отечественной советской психологии объединяющего идеологического знаменателя в виде марксистской философии не стимулировало однозначного толкования личности и ее природы.

Во всяком случае, как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 — 1936 гг. — личность как профиль психологических черт; 1936 — 1950 гг. — личность как опыт человека; 1950 — 1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962 — 1970 гг. — личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

Другой известный советский психолог — А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». По мнению А.В. Петровского, подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным», поскольку стирается грань между понятиями «личность» и «индивид», личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 году Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленные подструктуры, а это приводило к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставился знак равенства.

По мнению же А.В. Петровского, биосоциальная природа человека и его индивидуальности спора вызывать не может. Но личность — субъект и продукт общественного развития, превратившего биологическую особь в творца исторического процесса, — явно не могла сохранить биологическую подструктуру, рядоположенную подструктуре социальной. Разумеется, сома индивида, его эндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияют на течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Но из этого не следует, что «четверть» или «треть» его личности — как особая подструктура — должна быть отдана в ведение биологии. Биологическое, входя в личность в человека, становится социальным, переходит в социальное.

Например, мозговая патология порождает в человеке, в структуре его индивидуальности, биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Оставался ли этот индивид как личность просто умственно неполноценным или он становился почитаемым «юродивым», «блаженным», то есть своего рода исторической личностью, к пророчествам которого в давние времена прислушивались люди, зависело от исторической среды, в которой его индивидуально-психологические черты сформировались и проявились. Природные, органические стороны и черты выступают в структуре личности как социально обусловдленные ее элементы. «Биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное».

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

Признание несомненного единства , но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и другие) порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя — индивида.

А.Н. Леонтьев писал: «Личность индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». И там же: «С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это — исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им…» (Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. Т. 1. М., 1983, с. 385.).

С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндивидных связей, шире — в системе отношений в социуме (А.В. Петровский).

Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности. Это — психодинамическое (З. Фрейд) и пересмотренный А. Длером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни.

Анализ этих концепций позволяет выделить общие точки сопркосновения. К ним относятся следующие положения.

1. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности.

2. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми.

3. В большинстве определений личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду.

4. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.

Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое у разных исследователей, внушает определенный оптимизм в отношении этой сложной психологической проблемы — проблемы личности.

Литература:

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб,. 2001.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М. — Воронеж, 1996.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: МГУ, 1990.

4. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998.

Изучение личности в психологии

В пси­хо­ло­гич. тео­ри­ях Л. кон. 19 – нач. 20 вв. от­ра­жа­лась как бе­ру­щая на­ча­ло от Гип­по­кра­та ме­ди­ко-био­ло­гич. тра­ди­ция вы­де­ле­ния на­блю­дае­мых ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, их из­ме­ре­ния, клас­си­фи­ка­ции и по­строе­ния ти­по­ло­гий (Э. Креч­мер, В. Штерн, А. Ф. Ла­зур­ский), так и иду­щая от эти­ки и фи­ло­со­фии пра­ва гу­ма­ни­тар­ная тра­ди­ция рас­смот­ре­ния Л. в кон­тек­сте цен­но­стей, са­мо­от­но­ше­ния и внутр. ми­ра че­ло­ве­ка (У. Джеймс, Э. Шпран­гер, К. Г. Юнг и др.). В нач. 20 в. бы­ли раз­ра­бо­та­ны пер­вые соб­ст­вен­но пси­хо­ло­гич. ме­то­ды экс­пе­ри­мен­таль­но­го, кли­нич. и ди­аг­но­стич. изу­че­ния Л. Тео­рии Л., соз­дан­ные на их ос­но­ве (К. Ле­вин, Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей и др.), к кон. 1930-х гг. по­ло­жи­ли на­чало пси­хо­ло­гии Л. как осо­бой от­рас­ли нау­ки. То­гда же был по­став­лен во­прос о пер­со­но­ло­гии – меж­дис­ци­п­ли­нар­ной нау­ке о Л. (Штерн, Мюр­рей).

Про­бле­ма ка­жу­щей­ся не­со­вмес­ти­мо­сти изу­че­ния Л. как уни­каль­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и вы­де­ле­ния об­щих за­ко­но­мер­но­стей бы­ла раз­ре­ше­на Г. Ол­пор­том, ко­то­рый пред­ло­жил вы­явить за­ко­ны фор­ми­ро­ва­ния уни­каль­но­сти и сфор­му­ли­ро­вал один из та­ких за­ко­нов – прин­цип функ­цио­наль­ной ав­то­но­мии, со­глас­но ко­то­ро­му из ог­ра­ни­чен­но­го чис­ла об­щих для всех лю­дей ба­зо­вых мо­ти­вов в хо­де ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия фор­ми­ру­ют­ся но­вые, са­мо­быт­ные мо­ти­вы (см. Мо­ти­ва­ции).

Мо­гут быть вы­де­ле­ны че­ты­ре осн. ори­ен­та­ции в пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях лич­но­сти.

Пси­хо­ди­на­ми­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой сто­ит про­бле­ма бес­соз­на­тель­ных по­бу­ди­тель­ных сил и при­чин по­ве­де­ния, их фор­ми­ро­ва­ния в ин­ди­ви­ду­аль­ной ис­то­рии, влия­ния на пси­хи­ку и по­ве­де­ние, их осоз­на­ния и кон­тро­ля, воз­ник­но­ве­ния пси­хо­па­то­ло­гич. сим­пто­мов на ос­но­ве вы­тес­нен­ных (за­бло­ки­ро­ван­ных) по­бу­ж­де­ний (пси­хо­ана­лиз и др. на­прав­ле­ния глу­бин­ной пси­хо­ло­гии).

Экс­пе­ри­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой – про­бле­ма ко­ли­че­ст­вен­но­го из­ме­ре­ния от­дель­ных лич­но­ст­ных пе­ре­мен­ных, вы­яв­ле­ния их взаи­мо­свя­зей и об­щей струк­ту­ры, их ус­той­чи­во­сти и из­мен­чи­во­сти, влия­ния на по­ве­де­ние в со­от­но­ше­нии с внеш­ни­ми си­туа­тив­ны­ми фак­то­ра­ми, раз­ви­тия в он­то­ге­не­зе, сте­пе­ни био­ло­гич. и со­ци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти (диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия В. Штер­на, ди­намич. тео­рия К. Ле­ви­на, фак­тор­ная тео­рия Р. Кет­те­ла, со­ци­аль­но-ког­ни­тив­ная тео­рия А. Бан­ду­ры, тео­рия ин­те­граль­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти В. С. Мер­ли­на, тео­рия ус­та­нов­ки Д. Н. Уз­над­зе и др.).

Гу­ма­ни­сти­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой сто­ят про­бле­мы лич­но­ст­но­го рос­та, са­мо­ак­туа­ли­за­ции, ори­ен­та­ции на выс­шие цен­но­сти, по­ис­ка смыс­ла жиз­ни, ау­тен­тич­но­сти, сво­бо­ды, от­вет­ст­вен­но­сти, твор­че­ст­ва, меж­лич­но­ст­но­го диа­ло­га, транс­цен­ден­ции, здо­ровья пси­хо­ло­ги­че­ско­го, а так­же от­кло­не­ний от здо­ро­во­го пол­но­цен­но­го раз­ви­тия и его вос­ста­нов­ле­ния сред­ст­ва­ми пси­хо­те­ра­пии (А. Мас­лоу, К. Род­жерс, В. Франкл и др. пред­ста­ви­те­ли гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии).

Со­цио­куль­тур­ная ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой на­хо­дят­ся про­бле­мы со­ци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти Л. и её про­яв­ле­ний, ин­те­рио­ри­за­ции за­фик­си­ро­ван­ных в куль­ту­ре цен­но­стей, норм, стан­дар­тов по­ве­де­ния, средств дея­тель­но­сти, смы­слов и т. п., раз­ви­тия Л. в он­то­ге­не­зе че­рез взаи­мо­дей­ст­вие с со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми и общ­но­стя­ми, эво­лю­ции лич­но­сти в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия, пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия и др.).

Понятие и сущность личности

Определение 1
Личность – это индивид, обладающий определенным набором психологических свойств, в соответствии с которыми он совершает свои поступки и действия, имеющие значение для окружающего социума.

Кроме того, под личностью принято понимать определенное внутреннее отличие одного индивида от других. Сущность личность заключается в том, что она представляет собой социальное и относительно устойчивое образование человека.

В отечественной психологии личность рассматривается с двух точек зрения. В соответствии с первой личность исследуется как «продукт» определенной деятельности человека и его межличностных взаимоотношений с другими людьми. В соответствии со второй точкой зрения, личность представляет собой активный субъект.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Кроме того, ряд отечественных исследователей рассматривают личность как системное качество человека, которое определяет его включенность в общественные взаимоотношения и формируется в ходе совместной деятельности с другими людьми или в процессе общения с ними. То есть, личность включает в себя всевозможные качества индивида, которые возникают как непосредственно, так и опосредованно, укрепляются на протяжении всей его жизни в рамках того социума, в котором существует человек.

Кроме того, личностью принято называть индивида, обладающего определенным набором системных качеств, которые он проявляет в процессе своей жизнедеятельности, в совершаемых поступках, действиях, поведении и взаимодействии с другими людьми.

Замечание 1

Таким образом, личностью является человека, который представляет собой конкретного представителя человеческого общества, имеющий свою индивидуальную позицию, отличающую его от других членов общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Понятие личности в отечественной психологии 480 ₽ Реферат Понятие личности в отечественной психологии 250 ₽ Контрольная работа Понятие личности в отечественной психологии 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Структура личности и её развитие

Кон­цеп­ции струк­ту­ры Л. от­ли­ча­ют­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем, что свя­за­но с разл. под­хо­да­ми к Л. и ме­то­да­ми её изу­че­ния. Л. не сво­ди­ма к сво­ей струк­ту­ре – на­ря­ду с ус­той­чи­во­стью она со­дер­жит в се­бе тен­ден­ции к из­мен­чи­во­сти, к пре­одо­ле­нию лю­бых фик­си­ро­ван­ных тен­ден­ций реа­ги­ро­ва­ния. Лю­бые эле­мен­ты и еди­ни­цы ана­ли­за Л. яв­ля­ют­ся ги­по­те­тич. кон­ст­рук­та­ми, соз­да­вае­мы­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми, что­бы объ­яс­нить взаи­мо­связь не­по­сред­ст­вен­но на­блю­дае­мых про­яв­ле­ний лич­но­сти.

В изу­че­нии струк­ту­ры Л. мож­но вы­явить пять ис­сле­до­ва­тель­ских стра­те­гий: 1) вы­де­ле­ние це­ло­ст­ных ус­той­чи­вых ти­пов Л. или её под­струк­тур, вос­хо­дя­щее к «Ха­рак­те­рам» Тео­фра­ста и тем­пе­рамен­там Гип­по­кра­та. В 20 в. по­лу­чили рас­про­стра­не­ние тео­рии Л., ос­но­ван­ные на вы­яв­ле­нии ти­пов те­ло­сло­же­ния (Э. Кре­ч­мер), на­прав­лен­но­сти Л. (Э. Шпран­гер), ве­ду­щих пси­хич. про­цес­сов (К. Г. Юнг), выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти (И. П. Пав­лов) и др.; 2) по­иск ус­той­чи­вых из­ме­ряе­мых (пре­ж­де все­го по­сред­ст­вом лич­но­ст­ных оп­рос­ни­ков) ха­рак­те­ри­стик, обу­слов­ли­ваю­щих от­но­сит. по­сто­ян­ст­во по­ве­де­ния во вре­ме­ни и в раз­ных си­туа­ци­ях, – черт лич­но­сти, или дис­по­зи­ций. Воз­ни­каю­щие при этом ме­то­до­ло­гич. про­бле­мы свя­за­ны с тем, что вы­де­ле­ние черт оп­ре­де­ля­ет­ся не столь­ко пси­хо­ло­гич. струк­ту­рой Л., сколь­ко струк­ту­рой язы­ка её опи­са­ния. В сер. 20 в. раз­ви­тие этой ис­сле­до­ва­тель­ской стра­те­гии бы­ло свя­за­но с при­ме­не­ни­ем фак­тор­но­го ана­ли­за (Р. Кет­тел), по­зво­лив­ше­го ин­тег­ри­ро­вать дан­ные из­ме­ре­ния отд. черт в еди­ную струк­ту­ру; 3) пред­ло­жен­ная в нач. 20 в. З. Фрей­дом пси­хо­ди­на­мич. стра­те­гия: вы­де­ле­ние «глу­бин­ных» эле­мен­тов Л., обу­слов­ливаю­щих ин­ди­ви­ду­аль­ную на­прав­лен­ность по­ве­де­ния, субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер от­но­ше­ния к ми­ру. По­лу­чи­ли раз­ра­бот­ку про­ек­тив­ные ме­то­ды изу­че­ния Л., ос­но­ван­ные на ана­ли­зе свое­об­раз­но­го вос­при­ятия субъ­ек­том не­од­но­знач­ных объ­ек­тов и си­туа­ций. В даль­ней­шем пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки опи­са­ния струк­ту­ры Л. в тер­ми­нах та­ких эле­мен­тов, как мо­ти­вы, ком­плек­сы, за­щит­ные ме­ха­низ­мы лич­но­сти, смыс­лы, лич­но­ст­ные кон­ст­рук­ты (Дж. Кел­ли), от­но­ше­ния; 4) ин­тро­спек­тив­ная стра­те­гия, ос­но­ван­ная на фе­но­ме­но­ло­гич. опи­са­нии Я, ко­то­рое от­кры­ва­ет­ся при са­мо­ана­ли­зе – ин­тро­спек­ции (ра­бо­ты У. Джейм­са, мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ния Я-кон­цеп­ции, об­раза Я, са­мо­оцен­ки и др. ас­пек­тов иден­тич­но­сти); 5) стра­те­гия изу­че­ния ме­ха­низ­мов субъ­ект­но­сти, са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции, офор­мив­шая­ся лишь в кон. 20 в. Её пред­ме­том слу­жат вы­би­рае­мые субъ­ек­том стра­те­гии объ­яс­не­ния со­бы­тий и ре­гу­ля­ции собств. дей­ст­вий, в ча­ст­но­сти ло­кус кон­тро­ля, ат­ри­бу­ция ус­пе­хов и не­удач, стра­те­гии сов­ла­да­ния и др. ус­та­нов­ки, ле­жа­щие в ос­но­ве та­ких про­яв­ле­ний Л., как оп­ти­мизм, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, ус­той­чи­вость к не­бла­го­при­ят­ным воз­дей­ст­ви­ям и т. п.

Ис­то­ри­че­ски по­яв­ле­нию в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве Л. как субъ­ек­та со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти пред­ше­ст­ву­ет этап раз­ви­тия, на ко­то­ром жиз­не­дея­тель­ность ин­ди­ви­дов все­це­ло оп­ре­де­ля­ет­ся сис­те­мой внеш­них для них со­ци­аль­ных ре­гуля­то­ров – цен­но­стей, норм, за­пре­тов и т. п., вы­ра­бо­тан­ных ро­дом, семь­ёй, об­щи­ной. Ста­нов­ле­ние Л. свя­за­но с обо­соб­ле­ни­ем ин­ди­ви­дов в сво­ей дея­тель­но­сти от со­ци­аль­но­го це­ло­го. В этом про­цес­се про­ис­хо­дит ин­те­рио­ри­за­ция и ин­ди­ви­ду­аль­ное пре­лом­ле­ние со­ци­аль­ных ре­гу­ля­то­ров, пре­вра­ще­ние их в ре­гу­ля­то­ры внут­ри­лич­но­ст­ные, ста­нов­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-из­би­ра­тель­но­го от­но­ше­ния к дей­ст­ви­тель­но­сти, на­хо­дя­ще­го вы­ра­же­ние в фор­ми­ро­ва­нии це­ло­ст­ной смы­сло­вой пер­спек­ти­вы жиз­нен­но­го ми­ра, ко­то­рая и ста­но­вит­ся ос­но­ва­ни­ем дея­тель­но­сти ин­ди­ви­да.

Раз­ви­тие Л. в он­то­ге­не­зе пе­ре­пле­та­ет­ся, но не сов­па­да­ет с био­ло­гич. со­зре­ва­ни­ем и со ста­нов­ле­ни­ем по­зи­ции че­ло­ве­ка в сис­те­ме со­ци­аль­ных от­но­ше­ний (со­ци­аль­ным взрос­ле­ни­ем). На­ча­ло его свя­за­но с вы­де­ле­ни­ем ре­бён­ка из сим­био­тич. диа­ды ре­бё­нок – ро­ди­тель. В даль­ней­шем про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ной Л. име­ет два по­во­рот­ных пунк­та: в млад­шем до­шко­ль­ном воз­рас­те, ко­гда у ре­бён­ка по­яв­ля­ет­ся осоз­на­ние сво­его Я и сво­ей спо­соб­но­сти про­ти­во­сто­ять внеш­не­му дав­ле­нию, ощу­ще­ние се­бя субъ­ек­том сво­их дей­ст­вий («пер­вое ро­ж­де­ние лич­но­сти»), и в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те, ко­гда скла­ды­ва­ет­ся са­мо­соз­на­ние, жиз­нен­ная фи­ло­со­фия, фор­ми­ру­ет­ся спо­соб­ность са­мо­му стро­ить свою жизнь и свой ха­рак­тер в со­от­вет­ст­вии с ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­став­ле­ни­ем о се­бе и собств. сис­те­мой цен­но­стей («вто­рое ро­ж­де­ние лич­но­сти»). Фор­ми­ро­ва­ние спо­соб­но­сти к са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции и оп­ре­де­ля­ет в це­лом раз­ви­тие лич­но­сти.

Содержание концепции А.Н. Леонтьева

Объектом этой концепции является личность как иерархия деятельности, за которой стоят главенствующие мотивы. Основными целями являются:

1) Изучить роль деятельности в функционировании и развитии личности;

2) Изучить структуры личности в связи с ее формированием в деятельности. Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, неповторимое образование, выступающее в качестве высшей интегрирующей инстанции, управляющей психологическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Теория деятельности, рассматривающая личность в связи с формированием, функционированием и структурой психического отражения в процессах деятельности, была разработана во второй половине 20 века в работах А.Н. Леонтьева. Исходным методом исследования психики является анализ преобразований психического отражения в деятельности, которая изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной точкой является внешняя, объективная, сенсорно-практическая деятельность, из которой вытекают все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе формы имеют социально-историческое происхождение и принципиально общую структуру. Субъективность является конституирующим свойством деятельности. Сначала деятельность определяется объектом, затем она опосредуется и регулируется образом объекта как его субъективным продуктом. Взаимопреобразующими единицами деятельности являются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносящиеся с ними виды деятельности <=> действия <=> операции. Действие понимается как процесс, объект и мотив которого не совпадают. Мотив и объект должны быть отражены в психике субъекта: иначе действие для него бессмысленно.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние отдельных частных действий в единое действие представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое ранее занимало место осознаваемых целей частных действий, в структуре действия занимает место условий их выполнения. Другой вид операций возникает в результате простой адаптации действия к условиям его выполнения. Операция — это свойство действия, которое формирует действие. Генезис операции заключается в соотнесении действий, их включении друг в друга.

Теория действия вводит понятие «мотив-цель», т.е. осознанный мотив, который выступает в качестве «общей цели» и «целевой зоны», выбор которой зависит от мотива или конкретной цели, а процесс формирования цели всегда связан с утверждением цели через действие.

Личность впервые возникает в обществе. Человек входит в историю как индивид, наделенный природными качествами и способностями, а личностью он становится только как субъект общественных отношений.

Термин «личность» относится к относительно позднему продукту социально-исторического и онтогенетического развития человека. Социальные отношения реализуются через совокупность различных видов деятельности. Иерархические отношения деятельности, за которыми стоят корреляции мотивов, и которые характеризуют личность. Последний рождается дважды: первый раз, когда ребенок проявляет в явных формах полимотивацию и соподчинение своих действий, и второй раз, когда формируется его сознательная личность.

Формирование личности — это формирование личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, потому что главное — это осознание себя в системе общественных отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Теория деятельности предлагает использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизации мотивов и их общая структура.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]