Развитие личности в онтогенезе. Лекции В.В. Петухова

Онтогенез в психологии — это изучение психического развития человека от самого оплодотворения яйцеклетки и до последних дней жизни. Биологическое явление объясняет реализацию у ребенка генетических данных от предков на морфологической, физиологической, биохимической стадиях становления.

Онтогенез раскрывает, как формируются основные структуры в детской психике — его сознание и личность.

Онтогенез – Что Это в Психологии?
Онтогенез – Что Это в Психологии?

  • 1.Противоречивые мнения
  • 2.Основные этапы
  • 3.Эмоциональное состояние
  • 4.Примеры из жизни, факты
  • 5.Движущая сила человека
  • Очень просто о подсознании
  • Деменция — что это за болезнь?
  • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
  • Эффект Бабочки — Что Это?
  • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина

Противоречивые мнения

Изначально, когда ученые стали рассматривать онтогенез, как научный предмет, он вызвал много споров. Теоретики не могли прийти к единому мнению, каким способом на чистую душу ребенка влияет его окружение.
Как личность формируется под влиянием общества, социальных групп и зависит:

  • от воспитания;
  • образования;
  • друзей.

Не остался бесспорным вопрос, что события и жизненные ситуации делают людей:

  • злыми или добрыми;
  • плохими, хорошими;
  • честными, лживыми.

Ученые выдвинули и такое определение в становлении личности, как:

  • генетический фактор;
  • наследственность.

Психику человека создают гены, переданные от родителей, а в ходе процесса окружающая среда минимально или совсем не влияет. По их утверждениям, человек растет и развивается по законам природы. В эту область не стоит вмешиваться сторонним силам.
Для справки:

Только психологи настоящего времени установили, что понятие онтогенеза можно рассматривать комплексно. Спор, относительно первичных составляющих в виде генетики или влияния среды, является бессмысленным.
Сознание человека, его поведенческие факторы создаются:

  • внешней средой;
  • внутренними характеристиками индивидуума;
  • условиями, в которых растет ребенок;
  • наследственностью;
  • способностью реализовать собственные фантазии под запретами и нормами поведения в обществе.

Простыми словами выводы доказывают сложный процесс становления людей во время их созревания и социализации, на которые одинаково влияют психологические и биологические признаки.
Этапы развития детской психологии

Онтогенез в детской психологии

Считается, что психические структуры закладываются в детстве. Психологи, говоря об онтогенезе, подразумевают исследование детской психики. Они выделяют несколько этапов в развитии ребенка:

  1. младенчество,
  2. детство,
  3. предподростковый возраст,
  4. юность.

Каждому этапу соответствуют те или иные характерные черты онтогенеза, и на каждом этапе человек вынужден решать определенные задачи. Отечественная детская психология делит общее содержание онтогенеза на две большие группы:

  1. предметная, прежде всего совместная, деятельность ребенка;
  2. общение ребенка (прежде всего со взрослыми).

С чего начинается развитие ребенка

Явившись на свет, ребенок начинает активно познавать мир, наполненный предметами. Он трогает, пробует, рассматривает. Его общение ограничено прикосновениями матери. Такое поведение постепенно вырастает в потребность общаться с другими людьми. Ребенок растет, и в круге его внимания появляются такие же, как он дети. В психологии этот этап считается началом взаимодействия, но еще не совместной деятельностью.

В онтогенезе совместные действия начинаются, когда появляются групповые игры. Психология определяет эти игры, как распределение ролей — первую ступень на пути к социализации. В раннее дошкольное время дети все меньше играют в одиночку, вовлекаясь в игровое поле со сверстниками.

Основные этапы

Сколько бы ни спорили великие умы науки, человеческая психика остается единственной, неповторимой формой во всем животном мире. Изучение её онтогенеза, ясность в законах, развитие сознательного организма дает понятие в регулировании поведения человека в обществе.
Люди меняются в зависимости от возраста в процессе:

  • роста;
  • созревания;
  • развития;
  • старения.

Универсальные возрастные процессы создают фундамент для формирования индивидуальных различий.
Вне зависимости от смены поколений происходит одинаковый поворот:

  • с младенчества до подросткового возраста на ребенка принудительно влияют взрослые, растят и учат;
  • на следующем этапе происходит личностная самореализация, социализация с помощью старших;
  • молодость, самый продуктивный период проходит, круг стремительно катится вниз к фазе старения.

Это интересно:

Личность каждого человека развивается в том же порядке, что и история человечества. Археологи, палеонтологи, антропологи в течение длительного времени занимались доказательством относительно тесной связи детства, юности, зрелости общества в историческом формате, рамках онтогенеза целых поколений. Социализация тоже проходит по аналогичным стадиям.
Кратко – психологическое становление всего человечества и отдельных индивидуумов совершенствуется по одинаковой схеме.
Индивидуальность человека, как личности — что это?

Типы онтогенеза

По течению онтогенез может быть прямым и непрямым. Отличие этих путей развития состоит в том, что при прямом типе новый организм подобен взрослой форме.

Непрямой путь подразумевает прохождение дочерней формой промежуточных стадий до обретения внешних характеристик, присущих зрелым формам. У последних есть стадия превращения или метаморфоза, накладывающая отпечаток на физиологические составляющие: питание, передвижение, среду существования.

Типы онтогенеза

Личиночный

Характерен для представителей типа беспозвоночных, среди хордовых встречается у рыб и амфибий. Животное проходит периодизацию. Обязательным условием является существование в виде личинки. Данные формы зависят от климатических условий, поддерживает распространение вида в природе.

Питание и передвижение они осуществляют самостоятельно или посредством паразитизма. Выживание в окружающей среде обеспечивается с помощью вспомогательных инструментов временного характера. Превращение может быть полным, с пребыванием организма в стадии куколки, и неполным — без нее.

Яйцекладный

Данные формы включают, помимо представленных выше, рептилий, птиц, млекопитающих. Зародышевый организм развивается в яйце, что связано с высоким запасом питательных веществ в желтке. Питание и дыхание осуществляется специальными эмбриональными оболочками.

Внутриутробный

Этот тип развития присущ высшим формам позвоночных (в том числе и человеку). Вынашивание плода обусловлено развитием специального детского места – плаценты. Поддержание жизнедеятельности происходит за счет материнского организма.

Эмоциональное состояние

Несмотря на то, что душа человека – потемки, психологи проследили образование, реакцию на события эмоциями.
В каждом возрастном периоде свои отличительные черты:

  • до года люди живут по предоставленным природой инстинктам, где пищевой преобладает над остальными;
  • в течение 3 лет ребенок определяется, что такое хорошо и плохо, формирует свои привязанности к маме, няне;
  • основные эмоции проявляются и создаются до подросткового периода, зависят от физиологического состояния, выражают самостоятельную психическую характеристику;
  • после окончательного взросления, у каждого это осуществляется в разное время, происходит формирование высших эмоций, создается способность к управлению, контролю и скрытию их в зависимости от события.

Психика человека такая сложная область, в создании которой, воспитании принимают участие внутренние, внешние факторы и весь спектр чувств.
Нарушение сна меняет эмоциональное восприятие

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе

(Вопросы психологии. 1978. № 4; 1979. № 2, 4.)
Во всех до сих пор опубликованных нами работах мы исходили из положения, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития мы отмечали у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над самим собой.

Согласно такому пониманию мы искали закономерности возникновения указанной способности (а следовательно, как мы думали, и психологической природы личности) в развитии той функциональной системы, которую в психологии принято называть волей. Для этого мы исследовали становление мотивирующих, т. е. аффективно насыщенных целей, и, главное, становление «внутреннего плана действий», позволяющего человеку так организовывать свою мотивационную сферу, чтобы обеспечить победу сознательно поставленным целям над мотивами, хотя и нежелательными человеку в данной ситуации, но непосредственно более сильными. Иначе говоря, мы изучали действие той функциональной системы, которая обеспечивает сознательное управление человеком своим поведением (Божович и др., 1974).

Эту линию развития мы считали центральной для психологической характеристики личности.

Однако уже в указанных исследованиях выяснилось, что осуществление сознательно поставленных целей вовсе не всегда происходит описанным выше способом, т. е. через обращение человека к внутреннему плану действий с целью сознательной реконструкции мотивационной сферы. При еще недостаточно изученных условиях цели сами по себе могут приобретать такую непосредственно мотивирующую силу, которая способна побуждать человека к соответствующему поведению, минуя переживание внутреннего конфликта, борьбу мотивов, размышление, выбор, образование намерения, словом, минуя волевой акт в собственном смысле этого слова. Такое поведение лишь фенотипически сходно с тем, которое обычно называется волевым, но подчиняется оно воздействию уже «вторичной» мотивации, ставшей непосредственной в процессе социального развития ребенка. Анализ показывает, что такая (как бы «постпроизвольная») мотивация обеспечивается связью поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие же соответствующих чувств (или их слабость) заставляет человека прибегать к самопринуждению путем волевого акта.

Исследования показывают, что каждое системное новообразование, возникающее в процессе жизни человека и являющееся необходимым условием его существования как социального индивида, включает в себя определенные аффективные компоненты и тем самым обладает непосредственной побудительной силой. Человека непосредственно побуждают и его убеждения, и нравственные чувства, и присущие ему качества личности. Но, так как на любой поступок одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости равносильных, но разнонаправленных мотивов отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой. Если в этом конфликте побеждают непосредственно более сильные, но рационально отвергаемые мотивы, у человека возникают тяжелые переживания. Если же непосредственные желания побеждают нравственные стремления, то эти переживания выражаются в чувстве стыда, раскаяния и пр., которые человек стремится смягчить при помощи разного рода защитных механизмов вытеснения или при помощи «приемов нейтрализации совести», на которые указывают некоторые американские криминологи (Бочкарева, 1912). Отсюда ясно, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.

Итак, есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны — рациональной, волевой или эмоциональной. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

К сожалению, систематического исследования этой проблемы пока не было, но почти все психологи, занимающиеся изучением личности, признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими то термином «Я-система», то «система-Я», то просто «Я». Эти понятия употребляются нами в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения. Однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрываются и тем более не устанавливаются закономерности его развития в онтогенезе. По-видимому, при этом имеется в виду, что каждый человек так или иначе понимает, о чем идет речь, основываясь на эмпирически схваченном переживании своего собственного «Я».

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке (Лисина, 1974). (Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.) Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение — радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и т. д.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями [Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации]. Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями [Ситуативность свойственна не только детям первого года жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, дошкольного и даже школьного возраста. Ситуативность преодолевается лишь постепенно и ее преодоление в значительной степени является свидетельством формирования личности ребенка. Последнее мы попытаемся показать в дальнейшем изложении]. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.

Но в начале второго года жизни наступает момент, когда ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, а взрослый уже не может управлять его поведением при помощи организации внешних воздействий. Наблюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.

По-видимому, это закономерно, так как в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и тем самым перестраивает структуру детского сознания и его поведение.

Таким образом, центральным, т. е. личностным, новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно-заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды. Мы будем называть их «мотивирующими представлениями».

Появление мотивирующих представлений принципиально изменяет поведение ребенка и все его взаимоотношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том числе идущих и от взрослого человека), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых потребностей настолько велика, что не учет их, а тем более прямое подавление являются причиной фрустрации ребенка, часто определяющей его дальнейшие взаимоотношения со взрослыми, а следовательно, и дальнейшее формирование личности.

В указанный период происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я».

Весь этот переход осуществляется в условиях, во многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, могут сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, становятся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Можно часто наблюдать, как ребенок этого возраста любит по многу раз повторять одно и то же движение, внимательно прослеживая и контролируя те изменения, которые оно (точнее, он с его помощью) производит (например, открывает и закрывает дверь, передвигает предметы, толкает их, чтобы они упали и пр.). Именно это помогает ребенку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от окружающих предметов, и таким образом выделить себя в качестве особого предмета (субъекта действия).

Однако самопознание на втором и даже на третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета».

Трудно без специальных исследований понять психологический «механизм» перехода от собственного имени к местоимению «я», т. е. механизм перехода от самопознания к самосознанию. Но нам представляется несомненным, что в так называемую «систему-Я» входят и рациональные, и аффективные компоненты, и прежде всего отношение к самому себе.

После возникновения «системы-Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими».

По-видимому, в первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие.

Наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения (Сорокина, 1977).

Однако в ранние периоды (до 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетворенность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кризисах 1 года и 3 лет.

В отличие от этого у детей 6—7-летнего возраста в связи с продвижением их в общем психическом развитии (о чем мы подробно будем говорить ниже) появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой — старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности (Божович, 1951,1968).

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным сознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального «Я».

Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального благополучия, а также порождать у него соответствующие потребности и стремления.

Наличие внутренней позиции характеризует не только процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и также определяет его отношение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни.

Какие же процессы психического развития в дошкольном возрасте приводят к указанному новообразованию? Как оно подготавливается и какими специфически возрастными чертами характеризуется?

В условиях повседневного поведения и’ общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредственно спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся, тем не менее, зародышами тех нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и нравственные убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые, согласно экспериментальным данным (Эльконин, 1960), могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие другие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы.

Дошкольники в ряде случаев уже могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единство их личности. Когда мы говорим, что ребенок сначала осознает себя как субъекта действия, а затем как социального субъекта (субъекта взаимоотношений), то в этом случае следует иметь в виду, что это «осознание» носит у детей не столько рациональный, сколько чувственный (интуитивный) характер. Поэтому и «мировоззрение» дошкольника точнее надо было бы назвать не столько «мировоззрением», сколько, пользуясь выражением И. М. Сеченова, «целостным мироощущением».

Несостоятельными являются и все теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению в переходный период указанного выше системного новообразования.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте ведущей, т. е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Конечно, не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самосознания. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые в отличие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.

Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.

Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня.

Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно… конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Примеры из жизни, факты

С явлением онтогенеза человек встречается с первых дней своей жизни. Поэтому каждый факт в его судьбе будет служить примером. Если перевести с греческого непонятный термин, он означает зарождение сущего. Что само по себе говорит обо всех преобразованиях живого организма, начиная от оплодотворения и до смерти.
Это понятие включает разные типы онтогенеза, но человек, как высшее существо в мировом пространстве, относится к внутриутробному, которым наделены все млекопитающие.

На эмбриональной стадии эмбриогенез имеет разделение, в нем происходят следующие процессы:

  • 2 половые клетки сливаются в момент оплодотворения, родительские гены комбинируются и зарождается ребенок;
  • в клетках начинаются митотические деления до образования бластомер, они преобразуются в бластулу — пузырчатое образование или зародыш;
  • на стадии гаструляции зародышевый пузырь обрастает слоями — мезодермами;
  • во время нейруляции некоторые эктодермальные клетки отделяются, образуя своеобразный нервный слой, который смыкается, оставшиеся преобразуются в нервный гребень.
  • в период гистогенеза создаются и восстанавливаются ткани – нервные, мышечные.
  • при завершении органогенеза происходит развитие остальных органов.

На последней постэмбриональной ступени происходят разные преобразования в организме до самой остановки сердца. Эту стадию отличает продолжительность, превышающая все этапы развития.
Важно!

Формирование психического состояния, здоровья ребенка начинается с момента оплодотворения, поэтому будущих мам берегут, врачи не рекомендуют тревожить их сознание негативными событиями.
При внутриутробном онтогенезе плод тесно связан с матерью. Через нее происходит обеспечение жизненных функций, яйцеклетка не в состоянии насыщать питательными материалами. Механизмом, связывающим роженицу с плодом, служит плацента, она формируется в течение 100 суток, активно вещества начинают поступать через 5 месяцев. Зародышевая оболочка поддерживает жизнь и защищает. Рождением ребенка завершается этот период.
Младенец с первых дней нуждается в полноценном уходе, вскармливании грудным молоком. Доказано, что тревога кормилицы передается малышу, он начинает беспокойно вести себя.

Периоды онтогенеза

Различают проэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный, периоды онтогенеза.

Проэмбриональный

Данный период включает гаметогенез. Формирование яйцеклетки и сперматозоидов протекает в ходе овогенеза и сперматогенеза соответственно. Также происходит накопление РНК, необходимой для синтеза рибосом. Яйцеклетки имеют свои особенности, так они отличаются по количеству желтка: мало-, средне-, многожелтковые.

Гаметогенез

Распределение также варьирует от равномерного до центрального. Изолецитальная яйцеклетка присуща млекопитающим, центрально расположенная — насекомым, промежуточное положение занимают яйцеклетки у пресноводных, пресмыкающихся, птиц. Именно в этот период отмечается перераспределение внутриклеточных включений.

Эмбриональный

Период происходит во время внутриутробного развития. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется клетка, подвергающаяся дальнейшему делению. С третьей недели происходит образование хорды, нервной и кишечной трубок (из эктодермы и энтодермы). Осевой скелет развивается из клеток мезодермы.

Эмбриональный период онтогенеза

Оплодотворённая яйцеклетка в результате дробления образует бластоцисту, бластулу и гаструлу. На стадии гаструлы образуется три зародышевых листка — эктодерма, мезодерма и эндодерма. Средний зародышевый листок дает начало всей сосудистой системе, костному мозгу, крови. Внутренний листок источник пищеварительной и дыхательной систем. Взаимодействие между клетками обусловлено межклеточными контактами, через которые происходит обмен веществ.

Постэмбриональный

После рождения начинается постнатальный период. Все организмы проходят через стадию полового созревания. Для всего живого существует ранний и поздний онтогенез (как для растений, так и для животных).

Относительно человека онтогенез определяют как чередование основных периодов (представлены кратко в виде таблицы ниже).

Периоды Возраст
ювенильный до 13 лет
половой 13-16 лет
юношеский 17-21 год
зрелый 22-59 лет
пожилой 60-76 лет
старческий 77-90 лет
долгожития 91 и выше

Движущая сила человека

Психологическая наука во все времена пытается ответить, что движет людьми, чтобы добиваться высочайшей степени развития, заставляет постоянно совершенствоваться, накапливать знания и по-разному реагировать на одни и те же события. Наблюдая онтогенез ученые обнаружили как в мире все связано. На личность, становление характера, совершение поступков в обществе и семье влияют методы воспитания, среда обитания, место работы и проживания.
Не обязательно быть ученым, чтобы заметить, если женщина во время беременности вела беспокойный образ жизни, таким же родится ребенок. Родители, наделенные вредными привычками, редко не передают своих пристрастий потомкам. О какой психике можно говорить с алкоголиком и наркоманом, если она изначально разрушена, а генную инженерию даже скептики не могут отменить.

Среди теоретиков появились последователи Фрейда. Основатель психоанализа утверждал, что онтогенез, это в психологии закономерные стремления человека получать одни удовольствия, только запреты его сдерживают не совершать проступки.

А что думает общество нашего государства? Часто ли возникает желание следовать жизненным реалиям, самостоятельно попытаться обуздать собственную психику, опровергнуть фрейдистские теории, относительно безвольного течения по реке судьбы, использовать трудную смену направления? Даже, если воспитание прошло в неблагополучных условиях и часто рядом оказывался контингент из криминальных элементов.

Квартина Дарья · 30 сен, 2019

Особенности развития человека

По большому счёту онтогенез человека, с биологической точки зрения, аналогичен такому же процессу у высокоразвитых млекопитающих.

Однако у человека, как у существа разумного, выделяют ещё и социальный онтогенез, в период которого происходит становление, развитие и самосовершенствование личности.

Однако, это уже прерогатива психологии, мы же будем придерживаться биологического направления.

Эмбриональный период ограничен девятью месяцами и происходит в материнской утробе под защитой плаценты. Его можно разбить на несколько временных отрезков.

На первом происходит встреча и слияние родительских клеток, на втором – преобразование оплодотворённой клетки в многоклеточную структуру, на третьем – дифференциация клеток.

Эмбрион

Примерно в два месяца задействуется плацента, которая помимо защитных функций начинает выступать как питательная среда. В оставшееся время растут и формируются органы, а завершение этапа знаменуется рождением ребёнка.

Плацента

Постэмбриональный период у человека проходит те же этапы, как и у высших животных, однако его можно детализировать с учётом чисто человеческих особенностей.

Выделим главные из них:

  1. Перинатальный период – появление на свет и физическое отделение тела малыша от материнского организма. Начинается адаптация только что появившегося существа к окружающей среде, при этом его реакции ещё не связаны с внешними раздражителями.

    Появление на свет

  2. Младенчество – на этой стадии налаживается эмоциональное общение малыша с мамой.

    Ребенок

  3. Ранний возраст – характеризуется началом самостоятельных действий (попытка встать на ноги, взять игрушку) и становлением речи. Завершается примерно к трём годам.
  4. Детство – период активного развития мозговой деятельности, когда ребёнок постигает окружающий мир, приобретает многие навыки, усваивает законы культуры окружающего общества.
  5. Подростковый возраст (отрочество) – период полового созревания, формирования личности, приобретения нравственных понятий, убеждений, принципов.

    Подросток

  6. Юность – характеризуется формированием мировоззрения и определением духовных ценностей, выбором направления профессионального развития.
  7. Молодость – преддверье зрелости, начало осознанных семейных отношений.
  8. Зрелость – самый продолжительный и значимый этап, период самореализации, воспитания потомства.

    Зрелость

  9. Старение – естественное завершение жизненного цикла.
    Старение запрограммировано на генетическом уровне, и этот процесс до конца так и не изучен.

    Финал старения – смерть – событие печальное, однако надо понимать, что она не только неизбежна, но и необходима для продолжения эволюции и смены поколений.

    Бабушка

В разных источниках можно увидеть несколько иные градации (это как?) и различные возрастные рамки, но существа онтогенеза как научного понятия это не меняет.

Аналитическая концепция К.Г. Юнга

Возвращаясь к идее рекапитуляции (биогенетический закон), рассмотренной нами выше, можно отметить схожие моменты в аналитической психологии швейцарского психолога К.Г. Юнга. Речь идет о теории коллективного бессознательного. Подобно тому, как Э. Геккель видел в онтогенезе краткое повторение филогенеза, Юнг рассматривает индивида как носителя психического опыта предыдущих поколений.

онтогенез в психологии что это такое
Данный опыт проявляется в сжатой форме в виде неких образцов восприятия и осмысления действительности – архетипов. Блокирование последних и отсутствие их выхода в сферу сознания негативно сказывается на процессе онтогенеза, обуславливает нарушение психического равновесия индивида.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]