Текст книги «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека»


Индивидные свойства личности

Личность в психологии

  1. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
  2. личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
  3. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
  4. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
  5. личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  • Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
  • Индивидные свойства личности.

    В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

    Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

    Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

    1. Класс возрастно-половых свойств:
    • возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;
    • половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;
    • Индивидуально-типические свойства индивида:
    • конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
    • нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

    Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

    1. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

    Темперамент— одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

    • общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.
    • особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.
    • эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

    Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

    К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

    • холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);
    • сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);
    • флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);
    • меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

    Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

    1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.
    2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных.
    3. Атлетический тип конституции (греч. athlon — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

    К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

    • эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);
    • мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);
    • эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

    которым соответствуют три типа темперамента:

    • висцеротония;
    • соматотония;
    • церебротония.

    Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

    Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

    Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

    И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых — сильные (безудержный, живой, спокойный) и один — слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

    О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

    Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность — в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

    Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

    Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

    Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

    1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);
    2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
    3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;
    4. раннее проявление в детстве;
    5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
    6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
    7. наследуемость.

    Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.

    Личность в психологии

    1. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
    2. личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
    3. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
    4. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
    5. личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  • Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
  • Индивидные свойства личности.

    В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

    Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

    Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

    1. Класс возрастно-половых свойств:
    • возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;
    • половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;
  • Индивидуально-типические свойства индивида:
    • конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
    • нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

    Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

    1. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

    Темперамент— одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

    • общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.
    • особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.
    • эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

    Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

    К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

    • холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);
    • сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);
    • флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);
    • меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

    Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

    1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.
    2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных.
    3. Атлетический тип конституции (греч. athlon — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

    К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

    • эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);
    • мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);
    • эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

    которым соответствуют три типа темперамента:

    • висцеротония;
    • соматотония;
    • церебротония.

    Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

    Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

    Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

    И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых — сильные (безудержный, живой, спокойный) и один — слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

    О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

    Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность — в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

    Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

    Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

    Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

    1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);
    2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
    3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;
    4. раннее проявление в детстве;
    5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
    6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
    7. наследуемость.

    Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.

    Текст книги «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека»

    Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения личности

    Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б.Г. Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение
    органических предпосылок развития личности.
    Под термин же «индивидуальные свойства» по традиции подводится все что угодно, начиная от биохимических свойств организма и кончая социальным статусом человека в коллективе. Именно
    индивидные свойства человека являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, а также некоторых пограничных с психологией личности дисциплин, например геронтологии – науки о старении организма.
    Индивидные свойства подразделяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств.

    В свою очередь индивидуально-типические свойства расчленяются на три группы:
    конституциональные особенности
    (телосложение и биохимические свойства индивида);
    нейродинамические свойства человека
    ; особенности индивида, связанные с
    функциональной геометрией
    больших полушарий. В школе Б.Г. Ананьева указанные два класса индивидных свойств называют
    первичными
    и полагают, что они определяют динамику таких
    вторичных
    индивидных образований, как
    психофизиологические функции и органические потребности.
    Наивысшей формой интеграции индивидных свойств человека являются
    темперамент и задатки.
    Первичные индивидуально-типические свойства характеризуют иногда в широком смысле слова как нейродинамические

    индивидные свойства. Вторичные свойства, а также темперамент и задатки относятся к
    психодинамическим свойствам человека.
    С психодинамическими свойствами в более узком значении связывают характеристики только темперамента.

    Рис. 4. Общая схема индивидных свойств человека.

    Из общей схемы индивидных свойств человека, предложенной Б.Г. Ананьевым, видно, какого рода классы или подклассы свойств выступают в качестве критериев классификации тех или иных типологий человека. Так, если в качестве критерия типологии используется телосложение, внешняя морфологическая конституция, то на основании этого критерия разрабатываются корреляционные взаимосвязи между строением тела и характером личности

    (
    типология Э. Кречмера
    ).

    Нейродинамические свойства нервной системы человека служат основой типов высшей нервной деятельности

    (
    ВИД
    ), анализируя которые И.П. Павлов разрабатывал представления о физиологических механизмах темперамента. В обыденном сознании устойчиво бытует представление о существовании «мужской» и «женской» психологии. Сравнительно недавно в психофизиологию и нейрофизиологию вошли понятия «левополушарный» человек и «правополушарный» человек, основанные на разной функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга. В истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на тех или иных его индивидных свойствах. Подобная антропоцентрическая логика создания типологий неисчерпаема, и можно предполагать, что новые открытия в нейрофизиологии и биохимии человека приведут к возникновению различных новых морфофизиологических или биохимических типологий человека.

    Большое количество исследований нейродинамических свойств

    проведено в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. Работами этой школы заложены основы отечественной
    психофизиологии индивидуальных различий
    , восходящих своими истоками к учению о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Благодаря накопленному в этой школе богатейшему материалу о закономерностях и методиках изучения общих и частных свойств нервной системы (
    Б. М. Теплое, В.Д. Небылицын, Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, H.C. Лейтес, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, Н.И. Чуприкова
    и др.) все более явственно проступает
    тенденция к пониманию этих свойств как природных предпосылок индивидуальных различий личности
    , прежде всего ее общих и специальных способностей.

    В исследованиях B.C. Мерлина и его учеников разрабатываются представления об интегральной индивидуальности

    , нацеленные на изучение роли общих свойств нервной системы в динамике индивидуального стиля деятельности и реализации мотивов личности. В этих исследованиях проводится мысль о невозможности однозначного выведения свойств личности из психодинамических индивидных свойств, например таких индивидуальных свойств, как интроверсия – экстраверсия в концепции
    Г. Айзенка.
    Особо стоит в психофизиологии индивидных различий и возрастной психологии вопрос о возрастных изменениях индивида как необходимых органических предпосылках развития личности. Анализу влияния биологического возраста

    и меняющихся в связи с этим психофизиологических особенностей индивида, связи процесса
    созревания
    индивида с формированием личности уделяется явно недостаточное внимание. В последнее время идеи Л.C. Выготского о необходимости изучения
    возрастной чувствительности, то есть особой отзывчивости на те или иные условия среды
    , присущей различным возрастным периодам, о значении сензитивных периодов для понимания развития психики нашли отклик в исследованиях Б.Г. Ананьева, а затем в работах последователя Б.М. Теплова Н.С. Лейтеса. Вопрос о
    сензитивных периодах
    развития индивида не только чисто теоретический, но и практический. И его дальнейшее изучение может идти в направлении соотнесения возрастных периодизаций развития
    индивида
    с периодизациями развития
    личности.
    В психологии личности могут быть выделены следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности.

    1. При всем различии и своеобразии индивидных свойств

    , их вариативности (будь то возрастная чувствительность, эмоциональная возбудимость, интроверсия, нейротизм)
    любые индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
    Так, например, как отмечает B.C. Мерлин,
    темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека.
    Если эта особенность индивидных свойств не учитывается, то возникает опасность встать на путь создания содержательных типологий личности на основе формальных свойств индивида. Подобные типологии исходят из методологической предпосылки, предписывающей свойство «быть личностью» самой натуре индивида. Внешне эту подмену трудно заметить, так как в обыденном понимании «индивид» отождествляется с «личностью». Вследствие этого совпадения происходит подмена личности индивидом, то есть возникновение индивидно-природного фетишизма.

    Затем на основе индивидных свойств начинают воздвигаться типологии личности. И тут даже не очень важно, что будет положено в основание классификации – телосложение (
    Э. Кречмер
    ), соматотип (
    У. Шелдон
    ), интроверсия – экстраверсия (
    Г. Айзенк
    ) или рост, вес, быстрота запоминания.

    Методологическая посылка, приписывающая свойство

    «
    быть личностью
    »
    самой натуре индивида и тем самым превращающая личность в объект природы, принципиально неотличимый от других физических объектов, позволяет прямо переносить методические процедуры естественных наук как в область психофизиологии индивидуальных различий, так и в дифференциальную психологию личности.
    Так, А. Шмелев показывает, что традиционной психометрике присуща объектная парадигма анализа эмпирических данных, которая может быть схематизирована в виде плоской прямоугольной матрицы «индивид – характеристика»: «Эта модель данных описывает человека в психологических характеристиках точно так же, как и в физических характеристиках. То есть это, по существу, антропометрическая модель, или антропометрическая парадигма. Психометрика оказывается частным случаем антропометрии: просто часть столбцов-признаков в таблицах оказываются не физическими (рост, вес, объем грудной клетки и т. п.), а психологическими характеристиками (острота зрения, объем внимания и т. п.)… Эта эмпирическая парадигма не меняется принципиальным образом, если на месте соматических характеристик… оказываются основные свойства нервной системы»[88]
    88Шмелев А.Г.
    Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 15.

    [Закрыть]. Объектная парадигма анализа данных переносится и в дифференциальную психологию личности, приводя к подмене индивидуальности личности набором универсальных черт или общих факторов, как это происходит, например, в концепции «черт личности» Р. Кэттелла. В связи с этим все острее ставится вопрос о создании иной парадигмы анализа данных, учитывающей качественное своеобразие личности.

    Игнорирование того, что индивидные свойства определяют

    «
    внешнюю картину поведения
    » (
    И.П. Павлов
    ), его формально-динамические особенности, рождает у некоторых представителей естественных наук иллюзорные надежды, касающиеся возможности управлять поведением личности с помощью тех или иных воздействий биологического характера. Так, например, И.С. Кон пишет о разочаровании эндокринологов, пытавшихся с помощью таких гормонов, как андрогены, оказывать влияние на направленность полового поведения. В результате этих попыток выяснилось, что
    гормоны воздействуют на силу полового влечения, а не на его содержание.
    По сути, с тем же фактом столкнулись психиатры и психофармакологи, которые все больше убеждаются в том, что индивидные свойства, лежащие в основе разных психических заболеваний, оказывают влияние прежде всего на формально-динамические симптомы поведения этих больных. Содержание же симптомов, например бреда, меняется в зависимости от культуры

    , то есть того, что Л.C. Выготский назвал «социальной ситуацией развития личности». В связи с этим путь поиска причин этих заболеваний, исходящий из биологии индивида, является односторонним.

    Если дифференциально-психологическое или психофизиологическое исследование оказывается в прокрустовом ложе «двух факторов», то ему ничего другого не остается при анализе проблемы соотношения индивидных и личностных свойств, как устанавливать корреляции между этими двумя рядами, чтобы заполнить зияющую пустоту между ними, или сводить один ряд свойств к другому. Между тем, как отмечал Б.М. Теплов, не существует простого параллелизма между свойствами нервной системы и характером поведения. «Свойства нервной системы, – писал он, – накладывают глубокий отпечаток на все поведение человека. Но в чем именно выражается этот отпечаток – этого нельзя вывести из простого переноса слов “сила” – “слабость”, “возбудимость” – “тормозность”, “подвижность” – “инертность” с характеристик физиологических процессов на характеристики поведения. Это надо изучать»[89]89
    Теплов Б.М.
    Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 497.

    [Закрыть].

    Для того чтобы это изучать, необходимо рассматривать индивидные свойства не сами по себе, ибо индивидные свойства развития личности сами по себе безличны, а исследовать их преобразования, претерпеваемые ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

    При таком подходе перед дифференциальной психофизиологией и психогенетикой встает задача выявления преобразований индивидных свойств в процессе деятельности и раскрытия места и функции индивидных свойств личности в эволюции образа жизни.

    Данная задача по своему характеру представляет задачу исследования взаимоотношений между разными уровнями анализа личности в системе общественных отношений.

    2. Индивидные свойства

    (
    тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т. п.
    ) определяют
    диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.
    Так, экстраверсия лишь увеличивает вероятность совершаемого прежде всего не самим индивидом, а участниками его совместной деятельности выбора той или иной социальной роли, связанной с процессом общения (оратора, актера, учителя и т. п.), в то время как речевой дефект может уменьшить вероятность выбора такого рода социальной роли. Будет выбрана соответствующая социальная роль или нет, зависит не от речевого дефекта или экстраверсии самих по себе, а от отношения к этим данным от природы или возникшим в результате органического нарушения свойствам как

    «
    участников
    »
    совместной деятельности, так и личности, обладающей этими индивидными свойствами.
    Данное положение может быть проиллюстрировано всей автобиографической повестью австралийского писателя А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи», который, в частности, пишет: «Ребенок-калека не понимает, какой помехой могут стать для него бездействующие ноги. Конечно, они часто причиняют неудобства, вызывают раздражение, но он убежден, что они никогда не помешают ему сделать то, что он захочет, или стать тем, кем он пожелает.
    Он начинает видеть в них помеху, лишь если ему говорят об этом
    »[90]
    90Маршалл А.
    Я умею прыгать через лужи. М., 1977. С. 87.

    [Закрыть] (курсив наш. – A.A.

    ).

    3. В процессе коммуникации происходят

    «
    означение
    »
    индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности.
    При превращении индивидных свойств в «знаки» происходит переход от объектной детерминации поведения к предметной детерминации поведения личности. Вследствие этого перехода у человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности.

    В частности, «внутренняя картина болезни

    » (
    Р.А. Лурия
    ), образ собственной болезни, нередко складывающиеся в ходе общения с врачом, – типичный пример «означения» тех или иных патологических нарушений функционирования индивидный свойств, которые, только став «знаками», начинают участвовать в управлении поведением личности. В истории восточной культуры заметный след оставило учение йогов, которое по сей день пользуется немалой популярностью.
    Йоги
    по праву могут быть названы мастерами использований «стимулов-средств», знаков, «психологических орудий», через которые они
    означивают психофизиологические процессы организма и тем самым получают возможность управлять этими процессами.
    Напрашивается вполне оправданная аналогия между приемами йогов и той распространившейся в последние годы методикой, которая была названа методом биологической обратной связи

    , или «биоуправлением с помощью обратной связи».

    «Биологическая» обратная связь представляет собой технику, с помощью которой человек обучается управлять своими внутренними соматическими процессами. Так, например, перед человеком на экране появляется изображение, содержащее информацию о его текущих физиологических состояниях: температуре тела, скорости кровотока, кожно-гальванической реакции, ритме сердца, амплитуде биотоков мозга и т. п. Вследствие подобного «означивания» этих внутренних телесных процессов люди овладевают «средствами», сходными по функции с приемами йогов, и начинают сознательно контролировать протекание своих физиологических процессов. Они управляют частотой пульса, скоростью кровотока и т. п.

    Данный технический прием назван методом биологической обратной связи по недоразумению, так как человеку предлагается специальный искусственный инструмент, «средство», через которое он как бы подымает на уровень произвольной сознательной регуляции те процессы, которые ранее находились под автоматическим контролем. Этот прием по характеру ничем не отличается от приемов видеотренинга, используемых, например, при обучении общению представителей разных профессий. В видеотренинге человек как бы с позиции стороннего наблюдателя оценивает собственное ошибочное или правильное поведение на видеоэкране, а затем пытается исправить, скорректировать это поведение. Различие между методом видеотренинга, широко применяемым в социальной психологии, и «биологической» обратной связью состоит лишь в объектах, означиваемых на экране и подлежащих коррекции: поведение в ситуации общения или частота пульса. Подобный пример свидетельствует о том, как невольно могут получить статус «биологических» закономерностей социальные приемы регуляции поведения. Основное же значение приведенных фактов состоит в том, что принцип опосредствования и сигнификации

    (
    Л.С. Выготский, А.Р. Лурия
    )
    относится не только к высшим формам поведения. В том случае, если индивидные свойства человека становятся
    «
    знаками
    »
    , они подчиняются сознательной саморегуляции и тем самым потенциально могут быть не только предпосылками, но и результатом развития личности. Личность через преобразование внешнего мира может получить власть не только над окружающей действительностью, но и над проявлениями собственных индивидных свойств. Индивидная природа человека в этом смысле столь же делаема, как и преобразуемый им мир.
    В реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства человека выступают как автономно регулирующиеся подсистемы индивида, подчиненные децентрализованному управлению.

    Например, терморегуляция организма, протекание нейродинамических процессов в ходе эволюции пошли по пути специализации, сегрегациогенеза, что позволило высвободить централизованные уровни управления для решения задач, встречающихся в непредвиденных ситуациях. Известный математик и кибернетик М.М. Бонгард назвал одно из своих выступлений «
    Почему йога – не наш путь
    !». Развиваемые в этом выступлении идеи демонстрируют ограниченность уровневого иерархического
    централизованного
    типа управления в любой саморегулирующейся системе, в том числе и в тех системах организации личности, которые представляют индивидные свойства человека как базу, регулирующую расположенные выше социальные уровни (например, уровень Сверх-Я, по
    З. Фрейду
    ) или регулируемую ими. При вхождении в разные социальные системы личность вовсе не обязательно наделяется социальными или индивидными системными качествами, которые управляются из «одного командного пункта “Я”», из одного «центра», зорко наблюдающего за субординацией этих качеств, их обязательным рапортованием вышестоящему начальству о проделанной работе.

    Поведение личности в разных системах допускает наличие полифонического, объединенного, централизованного и децентрализованного управления поведением

    (
    М.М. Бонгард, Д.А. Поспелов
    ), сочетающего автономность и специализацию задействованных в развитии личности разных подсистем. М.М. Бонгард отмечает, что если бы люди, как йоги, двигались по пути перехода к централизированному управлению любыми индивидными психофизиологическими состояниями, то им бы все свое время приходилось расходовать на регуляцию ритма сердца, пульса и т. п., а жизнь бы проносилась мимо. В эволюционном аспекте выигрыш дает сочетание
    централизированного и децентрализированного управления индивидными и социальными системными качествами личности.
    «…Децентрализация, при которой системы работают автономно, обладает одним весьма существенным недостатком… Этот недостаток связан с тем, что за децентрализацию управления приходится платить увеличением времени адаптации. То, что по единому приказу из центра можно сделать в системе за весьма короткое время, если центральное звено заблаговременно получит информацию об изменениях свойств среды, в децентрализованной системе будет осуществляться весьма медленно… Поэтому… имеются как бы два уровня: децентрализованный и централизированный по управлению.

    Однако эти уровни не дублируют друг друга.

    Пока окружающая среда почти неизменна и вполне устраивает человека, децентрализированное управление осуществляется в полном объеме.

    Отдельные его подсистемы функционируют почти автономно и почти не взаимодействуют между собой. Но вот произошло резкое изменение Среды, грозящее человеку неприятными последствиями. Требуется как можно быстрее привести все системы в состояние боевой готовности. И тогда срабатывает централизированное управление, переводящее организм в состояние стресса. Основная особенность этой реакции – ее
    неспецифичность.
    Она осуществляется в любых опасных ситуациях и направлена на взаимодействие со всеми подсистемами организма.

    Таким образом, между децентрализированной и централизированной частями системы весьма интересное распределение функций. В медленно меняющихся или неизменных средах децентрализированная часть управления успешно справляется с адаптацией к достижению глобальных целей организма, а при резких изменениях среды организм включает некоторую систему всеобщего назначения»[91]91
    Варшавский В.И., Поспелов Д.А.
    Оркестр играет без дирижера. Размышления об эволюции некоторых технических систем. М., 1984. С. 174–175.

    [Закрыть] (курсив мой. – A.A.

    ).

    Идеи о сочетании централизированного и децентрализированного управления имеют непосредственное отношение к проблемам взаимоотношения между различными социальными качествами личности в разных социальных общностях, а также к взаимоотношению между индивидными и социальными качествами в этих общностях. Дело в том, что индивидные свойства потому выступают чаще всего как предпосылки развития личности, что они адаптированы в относительно неизменной экологической системе, а тем самым в условиях социально-исторического образа жизни в известном смысле находятся в неизменной экологической ситуации.

    В результате они приобрели в ходе эволюции большую специализацию и заслужили право на автономное функционирование в системе личности человека. Несколько менее автономны «центры», заведующие социотипическим поведением личности. Но и здесь преобладающим способом управления поведением является не централизация или децентрализация, а сочетание децентрализированного и централизированного управления поведением личности. В случае резкой смены экологической ситуации жизни личности режим автономного управления индивидными свойствами человека может смениться режимом централизированного управления. В отличие от всех других биологических видов любой человек, в том числе и йоги, потенциально обладает возможностью найти, изобрести такие «знаки-средства» либо прибегнуть к существующим в обществе видам символизации пола или возраста, которыми он воспользуется, чтобы взять относительно автономные подсистемы индивидных свойств под преднамеренный сознательный контроль.

    Еще в большей степени это положение относится к стереотипизированному социотипическому поведению, обслуживающему индивидуальность личности в типовых ситуациях и из-за своей сверхспециализации дающему сбой в тех непредвиденных ситуациях, когда приходится принимать решение, производить личностный выбор.

    Положение о сочетании централизированного и децентрализированного управления индивидными подсистемами личности, а тем самым о существовании неспециализированных общих

    подсистем и специализированных
    автономных
    подсистем индивида имеет принципиальное значение для поиска тех индивидных свойств человека, например общих психофизиологических механизмов реализации темперамента, которые принимают участие в обеспечении содержательных аспектов поведения личности.
    Чем более автономна подсистема индивидных свойств, тем вероятнее она подчинена децентрализированному режиму управления и соответственно тем менее выражено ее участие в обеспечении регуляции поведения личности.
    Отсюда следует, например, что направление поиска различных
    общих индивидных свойств
    , обеспечивающих реализацию поведения в непредвиденных, неспецифичных ситуациях, которое начато в исследованиях Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, перспективнее, чем направление поиска связей поведения личности с более автономными филогенетически древними подсистемами децентрализированной регуляции человеческого организма (
    Э. Кречмер, У. Шелдон
    ).

    4. Использование индивидных свойств как

    «
    знаков
    », «
    средств
    »
    , с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям, в психотерапии и психокоррекции.
    Изучение индивидуальных стилей деятельности (
    Е.А. Климов
    ) помогает увидеть, как индивидные свойства из органических предпосылок поведения личности в условиях определенного социально-исторического образа жизни преобразуются в результаты, и тем самым проследить закономерности преобразования природных индивидных свойств в процессе развития личности в персоногенезе и социогенезе.

    8.2. Характеристика индивидных свойств человека

    Проанализируем каждую из выделенных характеристик. Возрастные периоды развития человека. В психологии существуют разные подходы к периодизации психической жизни человека. Различные возрастные классификации можно разделить на две группы. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам. Общие классификации охватывают весь жизненный путь человека. К частным относят классификации Ж.Пиаже развитие интеллекта в детстве, Р.Селмана, Г.Дюпона развитие детской эмоциональности, Д.Б.Эльконина и др. К общим классификациям можно отнести теории Э.Эриксона, В.И.Слободчикова.

    Индивидные свойства человека (по Б.Г.Ананьеву)

    Рассмотрим широко известную классификацию возрастного развития Э.Эриксона, американского психолога. Он обратил внимание на развитие человеческого “Я” на протяжении всей жизни, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающие как позитивные, так и негативные моменты. Если развитие человека идет по нормальной линии, благополучно, то возникают позитивные новообразования, которые как бы поднимают человека на новую, более высокую ступень развития, а если развитие происходит неблагополучно (по аномальной линии), то человек обретает массу проблем, тормозящие его рост и развитие.

    Стадии развития личности по Э.Эриксону

    Конституция — это строение (морфология, анатомия) тела. В психологии существовали попытки установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. Э.Кречмер (1888 — 1984), немецкий психиатр и психолог, в работе “Строение тела и характер” попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. Э.Кречмер выделил три типа строения тела: атлетический, астенический, пикнический. Астенический тип — это худой тонкий человек, с узкими плечами, сухими, тонкомышечными руками, с тонкостенными костями, с длинной плоской грудной клеткой, с тонкими, лишенным жира животом, и с тонкими же руками и ногами. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры. Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей. У.Шелдон, американский ученый, так же выделил три варианта телосложения. 1) Характеризуется мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами. 2) Характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова. 3) Это худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой. Каждый из выделенных соматотипов в типологии У.Шелдона имел в соответствии адекватный тип темперамента. 1 тип (эндоморфное телосложение) — висцеротонический тип темперамента. 2 тип (мезоморфное телосложение) — соматотомический тип темперамента. 3 тип (экзоморфное телосложение) — церебротонический тип темперамента. По У.Шелдону, висцеротония — функциональное преобладание органов пищеварения; соматотония — функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата; церебротония — преобладание деятельности высших нервных центров. Различия в поведении данных типов приведены в таблице 4.

    Характеристика типов темперамента по У.Шелдону

    Темперамент человека Темперамент — это индивидная характеристика человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента. 1. Общая активность. Определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. Относительно этой характеристики человек может быть спокойным, инициативным, активным, стремительным. 2. Особенности моторной сферы. Темп, быстрота, ритм и общее количество движений. 3. Свойства эмоциональности. Имеется в виду уровень импульсивности, чувствительности, впечатлительности человека. Учение о темпераменте имеет интересную историю. Впервые подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что различия между людьми объясняется соотношением различных жидкостей в их теле. Гиппократ полагал, что у сангвиников преобладает кровь; у холериков — желтая желчь; у флегматиков — слизь, или лимфа; у меланхоликов — чёрная желчь. Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ XVIII века И.Кант. Он говорил, что у сангвиника основное стремление — стремление к удовольствию, наслаждению. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны и нельзя слишком много на них рассчитывать. У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимые и выше всяких утешений. Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия; его гордость честолюбие, сила чувств не знают предела, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро. Флегматика чувства не одолевают быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранять хладнокровие. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял известный русский физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он предположил и доказал на экспериментах с животными, что темперамент — есть проявление особенностей высшей нервной деятельности. Особенности нервной системы: 1. Сила нервной системы — работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. 2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них доминирует. 3. Подвижность — способность нервных процессов быстро сменять друг друга. На основе соотношения этих особенностей И.П.Павлов выделил четыре классических типа темперамента: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник; 2. Сильный, уравновешенный, инертный — флегматик; 3. Сильный, неуравновешенный тип, преобладание возбуждения — холерик; 4. Слабый — меланхолик. Ю.Б.Гиппенрейтер выделяет пять положений, в соответствии с которыми можно рассматривать темперамент в свете теории Павлова. 1) Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы. 2) Эти свойства должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур. 3) Такие свойства нервной системы как сила, уравновешенность и подвижность являются врожденными и постоянными для организма. 4) Сочетания основных свой образуют четыре типа нервной системы и четыре типа высшей нервной деятельности. 5) Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют четырем классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов в типологии темперамента. Выделяют следующие основные свойства темперамента. 1) Сензитивность — определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимых для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции. 2) Реактивность — характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово). 3) Активность — определяется тем, на сколько человек интенсивно воздействует на внешний мир, преодолевая препятствия к достижению цели. 4) Соотношение реактивности и активности определяет от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных обстоятельств (настроения, случайных событий) или от целей, намерений и убеждений. 5) Пластичность и ригидность. Характеризует то, насколько человек легко и гибко приспосабливается к новым ситуациям. 6) Темп реакции — скорость протекания различных психических процессов (скорость речи, быстрота сообразительности). 7) Эмоциональность характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции. 8) Экстраверсия, интроверсия.

    Психологическая характеристика типов темперамента

    Вперед
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]