Кажется, что после восьмого дня рождения ребёнка наступает долгожданная передышка. И для самого ребёнка, и для его родителей. Вчерашний робкий первоклассник осваивает школьную жизнь, становится увереннее и самостоятельнее. До подросткового возраста с капризами и буйством гормонов ещё есть достаточно времени, и у родителей появляется прекрасный шанс наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, пока они не достигли переходных 12-13 лет.
Восьмилетний возраст действительно во многом хорош, но есть и свои нюансы. Восьмилетки становятся очень восприимчивы ко мнению со стороны — особенно важной кажется оценка сверстников. Часто именно восьмилетние дети теряют интерес к учёбе, ориентируясь на моду среди ровесников. Поэтому родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 8 лет, чтобы при необходимости помочь младшему школьнику развиваться в соответствии с возрастом.
Содержание:
- Особенности возраста Главные возрастные особенности 8-ми лет
- Особенности развития девочек
- Развитие мальчиков
- Физическое развитие
- Половое воспитание
Особенности возраста
Отличия между семилетними и восьмилетними детьми не такие явные, как у ребят более раннего возраста. Но всё же ребёнок меняется по сравнению со временем, когда он только пошёл в первый класс: заметны и физиологические, и умственные, и психические отличия.
Главные возрастные особенности 8-ми лет
Особенности восьмилетнего возраста, зная которые родители смогут точно понимать, всё ли в порядке с развитием их ребёнка:
- формируется привычка к школе: ученик воспринимает занятия как естественную часть жизни, справляется с домашними заданиями самостоятельно или с помощью взрослых;
- появляется стремление проводить как можно больше времени с ровесниками;
- развивается эмоциональный интеллект: младший школьник хорошо «считывает» чужое настроение и эмоции, умеет сдерживать собственный негатив (хотя срывы всё ещё возможны);
- приобретаются новые навыки социализации: ребёнок выстраивает доброжелательные отношения с одноклассниками, учителями;
- восьмилетки начинают активно интересоваться гаджетами — смартфонами, компьютерами, планшетами — и это тоже нормальный этап развития современного ребёнка.
Нормы развития в 8 лет
Восьмилетний ребёнок должен соответствовать определённым нормам развития: физического, социального, психического.
Физическое развитие
В возрасте восьми лет ещё не завершено формирование скелета, мышц и суставов ребенка. Рука может уставать от долгого письма, особенно после длительного перерыва — например, после летних каникул. Но по сравнению с первым годом обучения дети способны писать довольно долго, не жалуясь на усталость.
Нервная система восьмилеток тоже не сформирована до конца: из-за недостаточной нервной регуляции движений дети плохо справляются с написанием мелких букв. Пока им проще выводить крупные буквы и использовать в рисунках крупные детали.
В особом внимании нуждается осанка ребёнка: на детский опорно-двигательный аппарат приходится большая нагрузка из-за длительного пребывания в сидячем положении. Важно следить за правильным положением ученика за партой или столом: колени под прямым углом, локти целиком находятся на столе, спина прямая, но не напряжённая.
В области физического развития восьмилетние дети в среднем умеют:
- сидеть, не вставая, на протяжении 25 минут и дольше;
- попадать мячом в баскетбольное кольцо, находясь от него на небольшом расстоянии;
- хорошо кататься на подобранном по возрасту велосипеде;
- играть в подвижные игры, чётко следуя правилам;
- сгибаться, не теряя равновесия, из положения стоя и сидя.
Кости нижних конечностей у младших школьников ещё хрупкие — чтобы избежать травм, необходимо исключить физическую активность, где предполагается резкое приземление на ноги.
Нормы роста и веса
Согласно данным ВОЗ, средний вес ребёнка в восемь лет — 27 килограммов, средний рост — 130 сантиметров. В норме вес конкретного восьмилетнего ребёнка может отличаться от среднего показателя на 5 килограммов в большую или меньшую сторону, рост может быть меньше или больше среднего показателя на 6 сантиметров.
Сколько будет весить ребёнок в 8 лет зависит в первую очередь от режима питания, наследственность здесь играет незначительную роль. Обратная ситуация с ростом: у невысоких родителей вряд ли появится рослый наследник.
Если вес вашего сына или дочери не вписывается в диапазон 22-32 килограммов, или если рост ребёнка меньше 124 сантиметров — проконсультируйтесь с детским врачом, который сможет определить, нормально ли развивается ребёнок, и в случае необходимости даст правильные рекомендации.
Подробнее о нормах веса и роста читайте здесь.
Организуйте мягкий контроль
Если вы будете давить на своего ребенка слишком сильно, то рано или поздно он начнет видеть в вас тирана, поэтому следует видеть разницу между мягким и жестким контролем, особенно если речь идет о воспитании мальчика. Нет ничего дурного в том, чтобы погулять с друзьями в парке, однако вы обязаны наказать его, запретив играть в компьютер, в том случае, если он не вернулся домой в назначенное время.
«Метод кнута и пряника» хорош везде, особенно в воспитании детей. Однако под кнутом подразумеваются жесткие выговоры, а не рукоприкладство. Ни в коем случае не бейте своего ребенка — мальчика 10 лет. В психологии есть масса примеров, доказывающих, что подобное воспитание ошибочно. Ведь малыш начнет вас бояться, избегать, потом совсем отдалится. Чтобы этого не произошло, важно найти с ним общий язык, договариваться словами. Хорошей идеей будет стимулирование парня. Например, можно платить ему небольшую сумму карманных средств за то, что он получил «отлично» по предмету, в котором плохо разбирается.
Социальное развитие и навыки в быту
В восемь лет, если ребёнок раньше исправно посещал дошкольное учреждение, а теперь ходит в школу, — он уже хорошо социализирован. Восьмилеткам нравится узнавать новое, но в то же время они чувствуют необходимость соблюдать установленные правила. Дети в этом возрасте открыты и отзывчивы, что облегчает процесс социализации.
Что должен уметь ребёнок к восьми годам в области социальных и бытовых навыков:
- вести себя в соответствии с принятыми правилами в школе, дома, в общественных учреждениях;
- знать, как функционируют разные предметы бытовой техники: чайник, стиральная машина, пылесос и другие;
- стремиться к самостоятельности: делать без помощи несложные домашние задания, по возможности обслуживать себя в быту;
- несмотря на желание справляться самому, охотно и доброжелательно принимать помощь, если задача слишком сложная;
- следить за порядком в своей комнате: заправлять кровать, вытирать пыль, пылесосить;
- помогать на кухне: мыть посуду, разогревать готовую еду в микроволновой печи, накрывать на стол;
- если есть кошка, собака или другое домашнее животное — помогать заботиться о нём, например, вовремя кормить;
- понимать, какая одежда подходит для погоды за окном, одеваться без помощи взрослых в правильно подобранные предметы гардероба.
Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию для ребёнка, чтобы он помогал вам по дому, следил за собой и своими вещами, вовремя делал домашнее задание. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!
Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил
- Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.
Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании
- Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
- Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
- Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.
А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.
- Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
- Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?
Интеллектуальное развитие
На восьмилетних детей обрушивается новый поток информации — младшие школьники постоянно пишут, читают, решают примеры и задачи. За счёт того, что занятия проходят не в игровой форме, интеллектуальные навыки меняются: дети осваивают наблюдение и анализ, учатся сравнивать и проводить аналогии.
Школьные оценки, с которыми ученики обычно сталкиваются впервые в восьмилетнем возрасте, стимулируют детей развивать интеллектуальные навыки, чтобы не оказаться хуже сверстников.
Особенности своевременного интеллектуального развития ребёнка в восемь лет:
- хорошо понимает причинно-следственные связи и сам их устанавливает, например: «Я не дам посмотреть Ване новый телефон (причина) — тогда он не даст мне прокатиться на велосипеде (следствие)»;
- речь становится одним из главных инструментов развития мышления: с помощью богатого словарного запаса ребёнок сравнивает, запоминает, делает выводы;
- развиваются усидчивость и способность концентрировать внимание на одном и том же, не всегда интересном занятии (не меньше 20 минут непрерывно);
- интересуется различными профессиями и хобби, предполагает, кем он станет, когда вырастет;
- понимает, почему возникают опасные ситуации вне дома: знаком с правилами дорожного движения, знает об опасности общения с незнакомцами;
- хорошо ориентируется на знакомых маршрутах, умеет примерно определить время, затраченное на определённое действие, например: «Я шёл домой пятнадцать минут»;
- навыки обучения — более уверенные по сравнению с первым годом учёбы: школьник разборчиво пишет, читает не по слогам, уверенно считает до ста, решает задачи из двух действий;
- запоминает стихотворения, состоящие из 3-4 четверостиший;
- используя инструкцию, может собрать конструктор, куда входит 500 или больше деталей, умеет играть в интеллектуальные настольные игры (шахматы, «Эрудит») и получает удовольствие от игры.
Физические наказания
Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.
Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.
Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.
Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).
В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.
Психическое развитие
Детская психика вообще сильно зависит от внешних факторов, а психика восьмилеток особенно подвержена влиянию со стороны.
В формировании характера ребёнка в восемь лет важную роль играет воспитание: взрослым членам семьи просто необходимо показывать пример действиями, а не только словами — в этом возрасте дети прекрасно замечают, когда слова и поступки человека противоречат друг другу.
В восемь лет игра окончательно отходит на второй план, учёба превращается в основной вид деятельности. Высокая возбудимость мозга, характерная для дошкольного возраста, сглаживается, благодаря чему ребёнок умеет вести себя в соответствии с социальными нормами: знает, как вести себя со взрослыми и ровесниками, решает конфликты мирным путём.
Особенности психики, свидетельствующие о правильном развитии восьмилетнего школьника:
- полностью или почти полностью пропадает импульсивное поведение: например, всем известные скандалы в магазинах с выпрашиванием игрушки больше не случаются;
- обостряется самолюбие, возможна острая реакция на критику;
- проявления непосредственности, характерной для малышей, исчезают: например, восьмилетки понимают, что не принято обращаться к незнакомым людям без повода.
Причины грубости ребенка
Не бывает агрессии из ниоткуда. Не бывает грубости, возникшей на пустом месте. Если ребенок начал грубить – значит, у него имеется не разрешенная проблема, разобраться с которой самостоятельно он пока не может
Именно поэтому самое важное в семье – это доверие друг к другу
Если ребенок вам доверяет, не боится прийти с самой ерундовой или наоборот, по-настоящему сложной проблемой, то и потребности грубить у него просто не возникнет.
Грубость – это защитная реакция, попытка отгородиться от «ковыряния палочкой». Особенно часто это возникает, если человек не уверен, что ваш интерес искренен.
Проблемой может оказаться что угодно – от финансового положения семьи до ощущения собственной беспомощности в связи с какой-либо ситуацией. В любом случае довольный, счастливый ребенок никогда не будет грубить!
Следует задуматься – почему же не хотят обсуждать эту проблему с вами? Боятся обидеть? Не верят в вас? Боятся сказать? Вот те вопросы, которые должны задавать себе родители, а вовсе не «как ты посмел разговаривать со мной в таком тоне».
Психология ребёнка в 8 лет
Когда детям исполняется восемь лет — они чувствуют себя взрослыми: могут сомневаться в родительских словах и искать новые авторитеты вне семьи. Младшему школьнику становится интереснее проводить время с другими ребятами, чем с членами своей семьи, иногда мнение друзей оценивается восьмилеткой как более весомое по сравнению с мнением мамы и папы.
Особенности психологии ребёнка в восьмилетнем возрасте заключаются в том, что он выходит на пик самостоятельности и нуждается в подтверждении этой самостоятельности. Именно в этот период родители могут надолго отбить у сына или дочери желание делать что-то самостоятельно. Восьмилетние дети достаточно сообразительны, чтобы понять: не нужно напрягаться и выполнять скучные обязанности самому, если всё готовы сделать взрослые.
Конечно, младшим школьникам часто требуется помощь, но для того, чтобы ребёнок продолжал стремиться к самостоятельности — родителям нужно только помогать ребёнку, но не делать всё за него.
Основные черты характера к этому возрасту сформированы и закреплены, поэтому на первое место выходит развитие личности. Дети понимают, что такое хорошо и что такое плохо из личного опыта, а не со слов взрослых. Личные примеры для детей гораздо более значимы, чем рассуждения о правильном поведении: например, если родители твердят о том, как важно соблюдать безопасность на дороге, но сами переходят улицу не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, ребёнок быстро уяснит, что так делать допустимо.
Самооценка восьмилеток — хрупкая, и может колебаться от низкой до достаточно высокой с разницей буквально в один месяц. Завышенная самооценка в этом возрасте уже встречается редко по сравнению с более ранними периодами.
Половое воспитание
Начиная с восьми лет младшие школьники проявляют повышенный интерес к противоположному полу и нюансам отношений между полами. Доверяющий родителям ребёнок может начать задавать вопросы об отношениях между мужем и женой, о том, откуда берутся дети. Такой интерес естественен для восьмилетнего возраста и не должен ни пугать, ни смущать родителей.
Младший школьник пока не нуждается в слишком детальных разъяснениях об отличиях мужской и женской физиологии и в подробностях о сексуальной стороне брака. Восьмилетке достаточно рассказать о физиологических изменениях, характерных для его пола и ожидающих его совсем скоро, и осветить особенности взаимоотношений между мужем и женой, делая упор на нравственной основе семейных отношений.
Не найдя ответа на волнующие вопросы у мамы и папы, школьник наверняка отправится искать информацию у сверстников или в интернете. В результате ребёнок рискует получить недостоверные, а иногда травмирующие сведения об отношениях между полами и собственной физиологии. Например, среди школьников среднего звена распространены мифы о том, что менструации у девственниц не бывает, а во время первого в жизни полового контакта невозможно забеременеть… И это при современной доступности любой информации!
Как воспитывать ребёнка в 8 лет?
Лучшее воспитание — это личный пример. У англичан даже существует пословица на эту тему: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они всё равно будут похожими на вас».
Действия, которые помогут родителям воспитать сына или дочь в восемь лет как гармонично развитую личность:
- Следите за кругом общения ребёнка — его сверстники могут подавать не лучшие примеры. Если кто-то из приятелей сына или дочери вам категорически не нравится — постарайтесь не давить и не запрещать общение, но обращайте внимание ребёнка на то, что его новый друг может вести себя вразрез с общепринятыми нравственными нормами.
- Учите оценивать собственное поведение. Если ребёнок совершил проступок — а это неизбежно случается со всеми детьми — попросите его проанализировать своё поведение и попробовать объяснить причины случившегося.
- Чтобы не потерять доверительные отношения к подростковому возрасту, старайтесь проводить побольше времени с ребёнком уже сейчас. Это необязательно должны быть только интеллектуальные занятия — можно вместе гулять, заниматься спортом, смотреть фильмы и мультфильмы.
- Относитесь к младшему школьнику как к полноправному члену семьи — советуйтесь и спрашивайте его мнение относительно некоторых семейных дел.
- Родителям бывает сложно привить восьмилетке необходимые бытовые навыки — быстрее и проще сделать всё самому. Постарайтесь не освобождать сына или дочь от обязанностей в быту, иначе ребёнку придётся учиться вести быт с ноля, когда он уже вырастет.
Также не забывайте про безопасность ребёнка. Ведь восьмилетки часто остаются без присмотра родителей: в школе, на улице, с друзьями и так далее. Некоторые в этом возрасте уже ходят одни по городу. Чтобы не переживать за ребёнка, установите приложение «Где мои дети». С ним вы сможете смотреть, где ребёнок и каким маршрутом он следует, слушать, что происходит вокруг, и быстро дозваниваться в любой ситуации!
Истерики
Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.
Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.
Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.
Режим дня и питания
Неправильный режим дня и питания может стать причиной плохого самочувствия школьника. Дети, приученные к режиму, как правило, пребывают в ровном хорошем настроении, прилежно учатся и охотно занимаются хобби.
Распорядок дня восьмилетки может выглядеть примерно так:
07.00 | Пробуждение |
07.10 | Гигиена и завтрак |
07.40 | Сборы и дорога в школу |
08.00-14.00 | Учебный день, включающий один или два приёма пищи |
14.30 | Домашний обед |
15.00 | Прогулка или отдых дома |
16.00 | Полдник |
16.30 | Выполнение уроков |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Отдых, общение с семьей, развивающие занятия |
21.00 | Отход ко сну |
⠀
Младшему школьнику необходимо спать не меньше 10 часов в сутки и питаться 4-5 раз в день.
Когда стоит беспокоиться?
Некоторые признаки, указывающие на возможную задержку развития восьмилетнего школьника:
- рост и вес ниже нормы на 20% и более;
- наблюдаются тики, заикание;
- равнодушное отношение к оценке собственного поведения другими людьми;
- ребёнок не может запомнить даже короткий текст;
- слишком медленное выполнение соответствующих возрасту заданий по сравнению с ровесниками.
Большинство нарушений, появившихся только в 8 лет — поправимы, если вовремя обратиться к детским врачам.
Как помочь ребёнку развиваться?
Занятия, которые родители могут проводить с младшим школьником сами для его всестороннего развития:
- рисование и лепка — в восемь лет дети уже стараются рисовать и лепить не схематично, а более детально. И, и если у ребёнка всё получается, можно развить в нём хорошие творческие способности;
- семейные походы в музеи и театры для формирования эстетического вкуса;
- чтение — даже если школьник не любит читать, постарайтесь увлечь его интересными книгами: только благодаря чтению у человека формируется грамотная устная и письменная речь, расширяется кругозор;
- совместные настольные и интеллектуальные игры;
- эксперименты в разных видах деятельности — в физике, химии, рукоделии, танцах — возможно, таким способом ребёнок найдёт себе дело по душе на всю жизнь.
Хотя восьмилетний возраст обычно обходится без глобальных потрясений — именно в этот период с ребёнком нужно как можно больше общаться и искренне интересоваться его делами. И тогда через несколько лет вы получите не мрачного бунтующего подростка, а взрослеющего человека, который будет всецело доверять своим родителям!