Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Есть такие золотые слова: «Если ваш ребёнок решил поговорить с вами и поделиться своими проблемами, бросьте все и слушайте внимательно. Нет ничего более важного, чем это».

Вы воспитываете ребёнка 9 лет? Тогда этот совет будет особенно ценным для вас. Совсем скоро начнется тяжелый переходной возраст, и сейчас нужно как следует к нему подготовиться. Рекомендации психологов, педиатров и других специалистов помогут вам организовать комфортные условия для развития малыша и сохранить тёплые отношения с ним.

Содержание:

  • Возрастные особенности в 9-10 лет Особенности развития у девочек
  • Особенности развития у мальчиков
  • Что должен знать и уметь делать девятилетний ребёнок?
  • Психология ребёнка в 9 лет
  • Воспитание девятилеток
      Неудобные вопросы
  • Культура общения
  • Если ребёнок 9 лет не слушается
  • Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребенок в 9 лет?
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться?
  • Что отличает психологию детей этого возраста

    Все родители замечают: во 2–3 классах, после «кризиса семилеток», у детей заметно меняется психология, ребенок 9 лет становится самостоятельным, учится рассуждать, отстаивать собственное мнение. Наблюдаются следующие особенности психологии 8–9 лет:

    1. Ребенок начинает признавать себя личностью, формировать точку зрения по интересующим его вопросам. Появляется более взвешенное представление о будущей профессии.
    2. Появляется критическое отношение к поступкам окружающих, близких, родителей. Поводами задуматься служат сведения, полученные от учителей, друзей, из СМИ — школьник начинает сопоставлять известную ему «норму» с действительной информацией. Если обнаруживает расхождение слов с делами, начинает сомневаться в утверждениях взрослых, делать собственные выводы.
    3. Ослабляется желание больше бывать с родителями, появляется стремление проводить время с друзьями, потребность в общении со сверстниками.
    4. Потребность в похвале взрослых сохраняется, но абстрактная похвала теряет ценность по сравнению с конкретной положительной оценкой поступков, способностей: ребенку становится важно понимать причину похвалы.
    5. Появляются хобби, формируется отношение к внешкольным занятиям спортом, творчеством.
    6. Несмотря на успешно пройденную адаптацию к школе, дети устают от учебных занятий. Способность надолго концентрироваться на одном занятии пока не может сформироваться, необходимо чередование домашних уроков, отдыха, других занятий.
    7. Формируются основные правила поведения в общественных местах, нормы вежливости. Ребенок знает, как полагается себя вести, способен контролировать свое поведение.

    Возрастные особенности в 9-10 лет

    Общие возрастные особенности у детей в этом возрасте:

    1. Совершенствуется работа эндокринной системы, повышается чувствительность желёз к гормонам гипофиза. Организм готовится к половому созреванию.
    2. Продолжается формирование осанки. Родителям нужно контролировать, как ребёнок ходит, сидит.
    3. Мышцы обладают высокой пластичностью.
    4. Продолжается замена молочных зубов.
    5. Совершенствуется работа мозга и зрительного анализатора. Повышается внимание к деталям предметов: рисунки становятся более подробными.

    Особенности развития у девочек

    Данные ВОЗ о росте и весе девочек в 9 лет:

    Очень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
    Рост (см)114,2120,3126,4132,5138,6144,7150,8
    Вес (кг)18,120,824,028,233,641,051,1

    ⠀ В этот период девочки становятся выше, чем мальчики. Увеличивается жировая прослойка на животе и ягодицах, из-за чего фигура округляется по женскому типу.

    Родителям девочек стоит обратить внимание на потемнение волос на лобке и в подмышечных впадинах, на увеличение молочных желёз. Если такие признаки полового созревания уже появились, стоит подготовить ребёнка к началу менструаций.

    Расскажите о том, что такое месячные, что это нормальное явление, и научите пользоваться прокладками. Напомните, как важно соблюдать личную гигиену.

    Особенности развития у мальчиков

    Данные ВОЗ о росте и весе мальчиков в 9 лет:

    Очень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
    Рост (см)114,5120,5126,6132,6138,6144,6150,6
    Вес (кг)18,821,324,328,133,039,448,2

    ⠀ ⠀ Ощутимые скачки роста бывают редко, зато быстро увеличивается стопа. Родители заметят это по частой смене размеров обуви.

    У мальчиков половое созревание начинается позже, чем у девочек. Если до девяти лет заметно увеличились половые органы, начались поллюции и рост волос на лице и лобке, это может указывать на нарушение гормонального фона.

    Ребенок в хоккее немного медлительный, нет энтузиазма: бросать?


    Ребенок в хоккее немного медлительный, нет энтузиазма
    Итак, вы отдали малыша на спортивную секцию — хоккей. Вот бы сейчас начать радоваться его первым успехам, но тренер недоволен, и говорит, что этот вид спорта не для вашего ребенка. Так что делать — бросать, если ребенок в хоккее немного медлительный и нет энтузиазма? Вот советы:

    • Для начала определите причину отсутствия энтузиазма: усталость, отсутствие интереса к виду спорта, боязнь падения и травм, отсутствие прогресса либо нечто иное.
    • Если ребенок неоднократно отзывается о том, что он не против спорта, но вот хоккей ему совершенно не по душе – лучше бросить и рассматривать другие виды физической активности. Тот же футбол либо восточные единоборства.
    • Но, если чадо не хочет идти на тренировку лишь потому, что ему хочется побеждать, но пока не получается (в силу отсутствия опыта и природной медлительности), то стоит повременить уходом со льда.
    • Стоит отметить, что часто занятия хоккеем действуют на копуш благотворно. Многие родители замечают, что находясь на коньках, ребенок как будто «ускоряется», и улучшение реакции можно заметить невооруженным глазом.

    Минусом в этом виде спорта для вашего малыша служит то, что неуклюжий копуша может травмироваться. Но, с другой стороны, совершенно безвредного спорта нет. Уберечься от синяков, ссадин, сбитых коленей, переломов и вывихов можно разве что в шашках или шахматах.

    Что должен знать и уметь делать девятилетний ребёнок?

    Дети в этом возрасте уже умеют:

    1. Выполнять гигиенические процедуры.
    2. Соблюдать чистоту и порядок в комнате.
    3. Чётко и быстро говорить.
    4. Читать разные виды литературы и обсуждать прочитанное, выделять главное.
    5. Долго и разборчиво писать.
    6. Рассказывать стихотворения на память.
    7. Быстро двигаться и реагировать на команды (например, на уроках физкультуры).
    8. Контролировать эмоции.
    9. Шутить.
    10. Культурно общаться с ровесниками и старшими.

    В начале прошлого века в десятилетнем возрасте дети уже активно принимали участие в земледелии, пасли скот, поддерживали чистоту в доме, нянчили младших детей, а иногда и начинали работать. Нагрузка на современных девятилеток не столь высока. Они могут помогать родителям в быту (протирать пыль, складывать одежду, мыть посуду), но объём таких навыков зависит от способа воспитания.

    Знания и умения

    Рассматривая знания и навыки школьников начальных классов, нужно помнить, что дети развиваются в своем ритме — кто-то форсирует, кто-то догоняет ровесников чуть позже, но основательнее. Поэтому приведенная ниже характеристика условна.

    1. Умение контролировать поведение и справляться с основными обязанностями: выполнить домашние задания, собрать школьные принадлежности, убрать постель, выполнить ежедневные гигиенические процедуры.
    2. Понимание разницы между «хорошо» и «плохо», знание правил поведения в социуме, норм вежливости.
    3. Умение ориентироваться в пространстве (ходить в магазин, школу) и во времени (следить за часами, укладываться в отведенный временной интервал);
    4. Способность к длительной концентрации на одной задаче.
    5. Навыки письма, чтения, устного и письменного счета.
    6. Способность заучивать стихи, пересказывать рассказы и сказки.
    7. Запоминание и способность к воспроизводству сложного изображения.
    8. Умение формировать, отстаивать точку зрения.
    9. Первые навыки в изучении несложных устройств.

    Психология ребёнка в 9 лет

    Именно в этом возрасте большинство детей отдаляются от родителей. Им интереснее общаться с ровесниками. В школе формируются компании, группы, объединённые общими интересами и взглядами, но контакты ещё неустойчивые. Дети всё чаще подражают другим людям, избирают себе кумиров среди известных людей.

    Возрастает чувство ответственности за обучение, появляется конкуренция между учениками в классе. Дети хотят учиться, пытаются сделать что-то лучше других и за счёт этого выделиться.

    Если в это время наметилась негативная тенденция (падает успеваемость, возникли конфликты в классе), родителям нужно сразу реагировать на информацию от учителей. Без своевременного решения проблем вернуть учащимся тягу к учёбе и дружеские отношения с одноклассниками очень сложно.

    Повышается значимость общества, и ребёнок занимает определённое место в нём. Он хочет самоутвердиться, ждёт похвалы и переживает из-за неудач. Могут появиться страхи, связанные с ответами на уроках, публичными выступлениями. Если это мешает малышу сосредоточиться и выполнить задание или выступить на сцене, помогите ему справиться с волнением. Убедите в том, что у него всё получится, а если не получится, то страшного ничего не произойдёт.

    Возможно появление страха смерти, темноты или присутствия кого-то в комнате. В этом виновата не только детская фантазия, но и страшные фильмы, мультики, рассказы друзей. Старайтесь следить за тем, какой информацией ребёнок интересуется (просматривайте историю браузера). Запрещайте просмотр ужастиков. Если вы заметили, что ребёнок боится, успокойте его и дайте почувствовать свою поддержку. Не развивайте страх шутками.

    Отслеживать, какой контент потребляет ваш ребёнок, можно с помощью приложений родительского контроля. Например, Kids360. Ограничивайте доступ к потенциально опасным ресурсам и играм, составляйте расписание пользования гаджетами и смотрите, сколько времени в них сидит ребёнок. А если ваш сын или дочь часто ходят одни по улице, установите приложение «Где мои дети», чтобы не переживать за их безопасность.

    Особенности воспитательного процесса

    Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

    В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.


    Поддержка мамы более важна для дочки

    Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

    • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
    • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
    • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
    • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
    • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

    Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.


    Поддержка отца – главное для мальчика 9-10 лет

    Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

    Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

    В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

    Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.


    Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

    И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

    Воспитание девятилеток

    Девятилетние дети скорее поделятся новостями и секретами со своими друзьями, чем с мамой и папой. И родителям стоит обратить на это особое внимание: от того, насколько дети отдалятся сейчас, будет зависеть дальнейшее общение. Заставлять ребёнка проводить почти всё время с семьёй и принуждать к общению нельзя. Нужно создать такую дружелюбную, доверительную и интересную атмосферу, в которой ребёнок сам захочет находиться.

    Нашим сыновьям и дочерям придётся жить в непростом мире. Вы знаете по себе, как сложно достичь успехов в карьере, обеспечить себя и свою семью финансово, находить в себе силы для саморазвития, и при этом сохранять человечность, доброту, умение любить. Используйте свои опыт и знания, чтобы научить сына или дочь:

    • отличать добро от зла;
    • предугадывать последствия поступков;
    • избегать опасностей;
    • защищать себя;
    • уважать себя и других;
    • помогать людям;
    • всегда стремиться к знаниям.

    Для этого не нужно устраивать нудные лекции, ребёнок вас не услышит. Беседуйте на эти темы при случае. Чтобы устраивать благоприятные ситуации для обсуждения, вместе читайте книги, смотрите фильмы и мультики, гуляйте в парке. Приводите понятные примеры, отвечайте на все вопросы.

    Неудобные вопросы

    Будьте готовы к тому, что сын или дочь вскоре задаст вопросы о сексе и появлении детей. К этому моменту в школьной среде и вне стен школы до ребёнка доходит довольно много информации на «эти» темы.

    Не ругайте за такие вопросы и не игнорируйте их. Не перекладывайте эту просьбу на супруга (пойди спроси у мамы/папы). Если ребёнок доверил этот интерес вам, побеседуйте с ним.

    Что именно стоит рассказывать, зависит от особенностей конкретной семьи, мировоззрения родителей и вероисповедания. Один из вариантов — объясните в целом, без подробностей. Заложите в ответ важные моменты: это бывает у взрослых, которые любят друг друга, хотят создать семью. Так вы поможете сформировать мнение о том, что физическая близость — это большая ответственность, ей нет места в раннем возрасте, и она строится на серьёзных человеческих отношениях.

    О чём говорят современные психологи:

    1. Не стоит придумывать сказки про аистов и находки в капусте. Во-первых, малыш уже мог узнать реальную версию, во-вторых, вы «проколетесь» на собственной лжи, подав плохой пример.
    2. В разговоре о сексе необходимо упоминать и о средствах контрацепции. Но это щекотливый вопрос, многие родители не считают нужным обсуждать его с детьми в таком возрасте.

    Важно научить ребёнка распознавать домогательство и защищать себя. Информационно-ресурсные агентства по предупреждению жестокого обращения с детьми рекомендуют правило «Нет! Уйди! Расскажи!»: ребёнок должен знать, к каким органам не должны прикасаться посторонние, и уверенно говорить «нет» человеку, который проявил такой интерес. А затем обязательно, без стеснения рассказать об этом случае родителям.

    Культура общения

    Рассказывайте своему малышу о правилах этикета и учите их соблюдать. Подавайте личный пример. Подберите хорошую книгу о правилах поведения, читайте её вместе, разыгрывайте ситуации.

    Не используйте в общении сарказм. Девятилетки уже умеют распознавать нотки насмешек и обижаются на «острые» слова. А вскоре вы заметите злую иронию и в речи самого ребёнка. Это плохо повлияет на его общение с ровесниками и взрослыми.

    Если ребёнок 9 лет не слушается

    Конфликтность и непослушание не характерны для этого возраста, но могут возникать из-за:

    1. Попыток самоутвердиться.
    2. Неумения контролировать свои эмоции.
    3. Излишней требовательности родителей.
    4. Усталости (при большой учебной нагрузке и избытке внеклассных занятий).
    5. Безделия (возможно, ребёнку некуда выплескивать свою энергию, так как он не занят ничем интересным).

    Чтобы исправить поведение и избежать конфликтных ситуаций, не стоит:

    • осуждать самого ребёнка (нужно осуждать его отдельные поступки и слова);
    • вешать «ярлыки» (обзывать лентяем, неряхой);
    • ругать при посторонних;
    • кричать;
    • употреблять грубые и нецензурные слова.

    Постарайтесь спокойно обсудить проблему и научить непослушного малыша выражать свои эмоции словами. Этот навык очень полезен, он поможет вашему сыну или дочери разбираться в своих чувствах и желаниях в будущем.

    Как повысить самооценку: 9 правил

    Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

    1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
    2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
    3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
    4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
    5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
    6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
    7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
    8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

    Режим дня и питания: сколько должен спать и есть ребенок в 9 лет?

    В 9-летнем возрасте дети спят около 9-10 часов. Утром они просыпаются рано, чтобы идти в школу. Соответственно, вечером нужно ложиться спать не позже 21:00–22:00, в зависимости от школьного расписания. Некоторые ребята любят поспать днём.

    Для бодрого самочувствия и правильного развития нужно устраивать детям ежедневные прогулки, организовывать активный отдых. Полезно ходить с ребёнком на детскую площадку, играть с ним в любимые подвижные игры.

    Родители должны организовать ребёнку полноценное четырёхразовое питание. Рекомендуемая суточная калорийность составляет около 2400 ккал, которые в течение дня нужно распределить примерно так:

    • 25% — завтрак;
    • 35% — обед;
    • 15% — полдник;
    • 25% — ужин.

    В 2014 году эксперты Гарвардской школы общественного здравоохранения создали руководство для правильной организации рациона под названием «Тарелка здорового питания». Подробнее об этом можно посмотреть в видео. Его можно показать и малышу, чтобы он запомнил основные факты о питании.

    Нужно объяснять ребёнку, чем опасны вредная пища и фастфуд, учить его распознавать свежие и испорченные продукты. В формировании пищевых навыков очень важен личный пример: сложно убедить малыша во вреде чипсов, если родители сами регулярно едят их. Этот же принцип касается профилактики курения и употребления алкоголя.

    Распорядок дня

    Учитывая текущие нагрузки на школьников начальных классов, ежедневный распорядок обязательно должен включать отдых.

    На школьные задания обычно уходит 3–5 часов, после которых нужен отдых, игра, прогулка. Перерыв между школьными и домашними уроками должен составлять 2–3 часа.

    Питание школьника в идеале должно быть пятиразовым: завтрак, школьный обед, перекус дома, ужин, легкая пища перед отходом ко сну.

    На сон следует отводить 10–11 часов, поэтому нежелательно, чтобы ребенок ложился спать позже 21:30. Если ребенок сохраняет потребность спать днем, препятствовать нельзя.

    Вечерние часы заняты в кружках, секциях, творческих студиях. Главное, чтобы ребенку было интересно посещать занятия. Нужно отводить 1–2 часа на подвижные игры, прогулки. Занятия виртуальными играми, просмотром телевизора — максимум 1 час в день.

    Тревожные признаки для родителей

    Нужно обратить особое внимание на физическое и психическое здоровье девятилетнего ребёнка, если вы заметили у него:

    • нарушения координации движений, проблемы с сохранением равновесия;
    • повышенный или сниженный аппетит;
    • бессонницу;
    • частые головные боли;
    • быструю утомляемость;
    • энурез и самопроизвольную дефекацию;
    • отсутствие желания общаться с семьёй и друзьями;
    • избегание зрительного контакта с людьми;
    • проявления агрессии или аутоагрессии;
    • стереотипные движения, постоянное выполнение действий в строго определённой последовательности (в то время как эти действия можно совершать в разном порядке);
    • постоянное нервное возбуждение и явное напряжение мышц;
    • боязнь посторонних людей.

    Такие признаки не повод для паники, но обратиться к педиатру или психологу нужно. Следуя их рекомендациям, вы сможете выяснить причину проблемы, откорректировать способы общения с малышом, наладить рацион, режим труда и отдыха. Вам подскажут, к какому узкому специалисту можно обратиться для консультации.

    Постарайтесь вспомнить, когда проблема возникла впервые. Узнайте у ребёнка, не случилось ли с ним что-то неприятное. Возможно, он сильно испугался. Любая деталь может иметь ключевое значение. На приёме у врача сообщите все подробности и отвечайте на вопросы правдиво.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]