Воспитание детей в семье на современном этапе развития человеческого общества по-прежнему остается одним из актуальных вопросов.
Не нравится мне повторять заезженные в сети фразы, но как не скажи — семья остается по-прежнему тем главным университетом воспитания, с окончанием обучения в котором человек, хоть и маленький, получает звание «индивида». А каким получится этот индивид, зависит от стараний и умений самих родителей. Они же в лице ребенка и его первые педагоги.
Каждая семья хочет для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится лишь к тому, чтобы вкусно покормить, красиво одеть и научить некоторым манерам поведения.
Но проблемы воспитания в семье маленького ребенка так не решаются. Детям нужно нечто большее, чем средства для роста и существования. Ребенок нуждается в воспитании, а это означает, что ребенок сможет вскоре применять полученные навыки в самостоятельной деятельности — среди сверстников и других¸ взрослых, отличных от его родителей по статусу, характеру и т.п.
Влияние семьи на воспитание ребенка, таким образом, очень велико. Только в семье малыш получает необходимые ему для социализации навыки поведения.
Сегодня мы рассмотрим все основные вопросы, касающиеся семейного воспитания ребенка, касательно дошкольного возраста.
Особенности семейного воспитания
Итак, каковы же особенности воспитания ребенка в семье?
Казалось бы ничего особенного — то в этом и нет. Ребенок родился и растет себе с мамой и папой в кругу братьев и сестер. Родители уходят на работу. Ребенка оставляют с бабушками и дедушками, или приводят в дом чужую тетю, которая будет на протяжении некоторого времени присматривать за малышом.
Или же оформляют ребенка в детское заведение на весь день. А некоторые даже на круглосуточное проживание с тем, чтобы забрать малыша в семью лишь на выходные дни.
Такое воспитание детей дошкольного возраста в семье и воспитанием — то назвать сложно. Даже не знаю, какую цель преследовали родители, когда планировали рождение ребенка.
Конечно, ситуаций бывает в жизни много. Иногда ребенок рождается «нечаянно». Но во многих семьях дети желанны по-настоящему. И тем не менее и про такие семьи можно говорить, что «родили и сдали».
Воспитание детей в семье должно стать главной задачей в оспитании детей молодых родителей, да и не молодых тоже, которые получили самый драгоценный дар в виде малыша.
Особенности воспитания ребенка в семье в том и состоят, что родителям следует относиться к данному процессу как к подарку. Воспитание детей дошкольного возраста в семье ответственное дело, и каждая семья подходит к этому по-разному.
Как же воспитывают детей в разных семьях?
Типы семейных отношений
Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.
Диктат
Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:
- негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
- провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).
Опека
Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:
- ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
- отмечается деспотическая направленность характера.
Невмешательство
Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.
Конфронтация
Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).
Сотрудничество
Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.
Принципы семейного воспитания
Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.
Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.
Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.
Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.
Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.
Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.
А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры. Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми.
Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.
Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.
В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.
Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.
И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.
По-разному родители воспитывают, но принципы воспитания, которыми мне хотелось поделиться, очень неплохо соблюдать, но при этом будет не лишним выбрать наиболее эффективные методы воспитания.
Послесловие
Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.
В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».
Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.
В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.
Методы воспитания детей в семье
У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.
Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.
Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.
Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.
И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.
А у вас какие методы воспитания в семье?
И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.
В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.
И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.
- 1. Семейное воспитание
- 2. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 3. Воспитание по Сухомлинскому
- 4. Причины неудовлетворительного воспитания в семье
- 5. Причины конфликтов в семье
ЛЕКЦИЯ № 13. Особенности семейного воспитания
1. Семейное воспитание
Семья
– главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.
Семейное воспитание
– это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи и семейного воспитания:
1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;
3) открытость и доверительность отношений с детьми;
4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и другие. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Любовь родителей к своему ребенку – это любовь во имя будущего ребенка. У семейного воспитания есть и свои методы. В разных семьях они используются по-своему. Это, например, личный пример, обсуждение, доверие, показ, сопереживание, похвала, проявление любви, возвышение личности, юмор, контроль, поручение, традиции и т. д.
Семейное воспитание очень важно. Особенно в первые годы жизни ребенка. До тех пор, пока ребенок не пошел в школу. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку (не слишком балуя его), тем большая польза будет для ребенка. Родители должны не только хорошо воспитывать ребенка, но и подавать личный пример. Это очень важно для ребенка, потому что он постоянно ориентируется на родителей (близких людей).
Семейное воспитание – очень важный шаг в развитии становления личности ребенка.
2. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) внушение, заражение «личным примером» и подражание;
3) упражнения и приучение;
4) обучение;
5) стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);
6) контроль и оценка.
Прием воздействия – совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия – совокупность приемов, реализующих воздействие:
1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека;
2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на факторы, которые регулируют активность;
3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. д.) и которые меняют его поведение.
Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция – это примеры приемов убеждения.
Одобрение, похвала, благодарность – приемы поощрения.
Убеждение – это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных приемов, логических выводов и обобщений. Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верою в успех.
Наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:
1) высокий авторитет педагога у воспитанников. Логически грамотные убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступить наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможет, если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры;
2) опора на жизненный опыт воспитанников;
3) искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения;
4) сочетание убеждения и практического приучения;
5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Упражнение
– это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приручение
– это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится наклонность к этому действию». Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем, – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». (А. С. Макаренко). В практике воспитательной работы применяются в основном 3 типа упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
3. Воспитание по Сухомлинскому
Василий Александрович Сухомлинский {1918–1970)
является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические труды переведены на 40 языков, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы»
Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность.
Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него – к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия – «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса».
Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном – в учении. А ведь учение – главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
Сухомлинский призывал изучать внутренний мир ребенка, узнавать что он (ребенок) хочет, о чем думает, чем живет. Чем глубже будут познания, тем легче будет найти контакт между ребенком и учителем. Ребенок – это человек (хоть и маленький) со своими интересами, переживаниями, эмоциями. Дети все разные, у каждого свой характер. Необходимо быть для каждого ребенка не только наставником, но еще и другом, тогда ребенок будет верить вам, будет заинтересован в вашей помощи.
Духовная жизнь очень важна в жизни каждого ребенка и коллектива, она объединяет, сплачивает. Если класс объединяет не одно дело, а несколько, – от этого будет только польза.
4. Причины неудовлетворительного воспитания в семье
Любовь к ребенку во имя ребенка – вот что должно присутствовать в семье. В отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием дорогими подарками.
Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям, делает ребенка наглым. Часто такие дети становятся просто хамами.
Безнадзорность.
Бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увлечений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека.
Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, у него не проявляется инициатива, он боязлив, не уверен в своих силах, он не может постоять за себя. У такого ребенка постепенно нарастает обида, что другим детям многое (все) можно. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского притеснения: они принципиально начинают не слушаться родителей, убегают из дома, поступают по-своему.
Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок находится постоянно в центре внимания, привыкает к этому. Все его желания и просьбы выполняются, им восхищаются, а когда такой ребенок вырастает, он не в состоянии правильно оценить ситуацию, свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе таких людей не понимают и не принимают их.
Воспитание по типу «Золушки»,
т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Со стороны может показаться, что родители достаточно хорошо относятся к нему.
«Жестокое воспитание»
– за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности:
с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Часто в таких семьях на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы. Как итог – навязчивые страхи, тревога.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания,
когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.
Чаще физическому воспитанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
5. Причины конфликтов в семье
Причин для конфликтов в семье может быть множество. Это и поведение ребенка, и ссоры родителей между собой, проблемы на работе, приносимые в дом.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень сильно меняются. Из спокойных, послушных детей вдруг превращаются в упрямых и грубых.
Пожалуй, именно грубость сильнее всего обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, надо разобраться в причинах его возникновения.
К 15 годам у ребенка появляется немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых. Это приводит к конфликтам в семьях.
Подросток начинает грубить, хамить родителям. Если родители начинают вступать открыто в конфликт, то это приводит к полному непониманию и нарастанию взаимных претензий. Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Ему хочется дать достойный отпор. Но будет ли от этого толк? Взрослые прекрасно знают: всякое обострение отношений подливает масла в огонь. Можно посоветовать следующее:
1) дайте подростку свободу. Свыкнитесь с мыслью, что он уже вырос, а непослушание – это только стремление выйти из-под вашей опеки;
2) не читайте нотаций. Больше всего ребенка раздражают нравоучения. Родителям необходимо изменить стиль общения, перейти на спокойный, вежливый тон, и нужно отказаться от категорических оценок и суждений. Ребенок имеет право на собственный взгляд;
3) родителям нужно идти на компромисс. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает;
4) уступает тот, кто умнее. Лавры победителя в отношениях с собственным ребенком не украшают;
5) не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья. Умению достойно выходить из ситуаций ребенок учится у взрослых;
6) родителям нужно быть твердыми и последовательными.
Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших.
Поэтому, несмотря на готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что авторитет родителей незыблем.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Когда у человека нет этой опоры, то в семьях часто начинаются конфликты.
Иногда причиной конфликтов являются и сами родители. Это могут быть и мать, и отец одновременно.
Родители устают, у них свои проблемы на работе, и чтобы расслабиться, они выплескивают все на ребенка. Конечно, этого быть не должно.
Ребенок просто может «уйти в себя», перестать уважать родителей. И начать плохо вести себя. Иногда даже дети уходят из дома, не желая слушать скандалы.
Оглавление
Стили семейного воспитания
Если методы воспитания у каждой семьи могут быть совершенно отличными от других семей, то стиль воспитания ребенка в семье можно отнести к той или иной классификации.
Существуют следующие стили воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустический.
Первый стиль воспитания ребенка в семье — демократический — наиболее приемлем в воспитании ребенка. Семьи с данным стилем воспитания учитывают интересы своего малыша, идут на компромиссы с ребенком, всегда находят выход из любой сложной и капризной ситуации.
Авторитарному стилю воспитания я бы сказала резкое «нет». Ведь взрослый сильнее, при этом стиле, навязывая свое мнение, он конечно же «победит». Но стоит ли делать так, чтобы малыш уже с раннего детства плясал под вашу дудочку. Самим такой стиль на себя примерить не хотели бы?
Есть еще один стиль с явно негативной направленностью — попустительский. Тут уж взрослым до своего ребенка совсем никакого дела нет. Каждый в семье сам по себе. Но малыш еще так нуждается не только в понимании, но и в активном участии в его развитии и обучении.
Стоит отметить, значение семьи в оспитании ребенка зависит от выбора или самопроизвольно организованного стиля.
Выбранный стиль воспитания — залог хороших взаимоотношений между родителями и детьми. Если хотите, чтобы малыш доверял вам, не будьте к нему слишком требовательны. Больше эмоционального тепла и совместных дел — вот основа ваших доверительных отношений.
Цели, содержание, методы
Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.
При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.
Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:
- Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
- Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
- Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
- Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
- Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.
То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.
К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:
- Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
- Психологический климат отношений;
- Генетические особенности;
- Материальное положение;
- Социальный статус;
- Моральный и культурный потенциал;
- Количество членов семьи.
Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.
Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.
Различают такие методы правильного воспитания:
- Убеждение;
- Похвала;
- Перспектива;
- Наказания;
- Пример из личной жизни.
Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.
Роль семьи в воспитании ребенка
Хочу поделиться историей одной семьи, в которой ребенок стал желанным подарком.
В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.
Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах. Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе. Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.
Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.
Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.
Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.
Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.
Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.
Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».
Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.
Простые правила воспитания
Выбирая и используя метод воспитания ребенка нужно помнить несколько простых правил воспитательного процесса:
- родительский авторитет должен быть незыблемым. Авторитет может потеряться очень быстро, а зарабатывается он только упорной работой в течение длительного времени.
- личность своего малыша нужно всегда уважать и уметь не переходить границы его пространства.
- родители всегда должны излучать уверенность в своих действиях.
- не нужно скупиться в применении поощрения.
Конечно, в рамках данной публикации мы не сможем осветить все аспекты обширной темы методов воспитания. Она должна послужить началом для самостоятельного изучения данного вопроса. Чтобы вам было легче двигаться дальше, публикуем видео, в котором затронуты темы современных взглядов на семейное воспитание, отношения к популярным методикам развития, вопросам наказания и поощрения, правильного восприятия своего (родительского) поведения по отношению к ребенку в ответ на проступок и многое другое.
Роль отца в воспитании ребенка
Отцовское влияние на ребенка неоценимо. Даже не важно — мальчик это или девочка. Каждый малыш интуитивно ищет защиты со стороны «сильного папы». Хотя можно наблюдать и некоторые различия в отношении детей разного пола к главе семейства.
Например, мальчики тянутся к отцу за тем, чтобы научиться у него поступать по-мужски в любой ситуации. Мальчишки смотрят на то, как папа поступает, как он говорит и даже, какие у него движения рук. Все папины привычки становятся желаемыми, а временами интуитивными для мальчишки.
Девочки же ищут в папе укрытие от любого негативного воздействия. Девочки по натуре более трусливые, а папа для них олицетворение крепости, которую ничто не сломит. Рядом с отцом маленькие девочки чувствуют себя в полной безопасности.
Что касается воспитательного эффекта на ребенка со стороны отца, то тут можно констатировать факт — большинство детей не требуют так уж много времени со стороны взрослого. Им достаточно недолгого общения с папой, чтобы понять, что тыл на месте. А дальше уже можно и своими делами детско-игрушечными позаниматься.
Исподтишка мальчишки будут наблюдать за делами отца, при этом занимаясь своими. А девочки могут порой даже и покапризничать, привлекая внимание большого папы. Им требуется для отцовского внимания гораздо больше времени.
Дочки готовы сидеть на ручках у папы весь день. Им всегда уютно в объятиях папы. Большого эффекта от такого сидения на ручках у папы дочки не получают, зато эмоциональное состояние у них при этом формируется благоприятно.
Как для сына, так и для дочери общение с отцом сказывается весьма положительно. Поэтому, дорогие мамочки маленьких и не очень маленьких детей, прежде чем разрывать связь с отцами своих малышей, подумайте, как будет чувствовать и как будет расти ребенок без отцовского плеча.