Особенности развития и формирования наглядно-действенного мышления у детей, его диагностика и коррекция


Что это такое в психологии?

Первой ступенькой ментального развития становится наглядно-действенное мышление (от 0 до 3 лет). Эта форма мышления характеризуется соотношением физических свойств предмета с возможностями его использования, его еще называют «ручной интеллект».

Какое полушарие за него отвечает?

Важно. Мозг человека – сложная система, отвечающая за все процессы организма.

В 1990-х годах В.Ротенберг выдвинул гипотезу, что левое полушарие отвечает за логическое мышление. Оно узконаправленное, так как связывает объект с решаемой задачей. Тогда как правое охватывает более расширенные возможности, соотнося информацию из разных источников, формируя образы. Оба полушария работают в связке.

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.
Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей


В процессе познания окружающей среды малыши проводят множество манипуляций с окружающими предметами:

  • кидают;
  • ломают;
  • разбирают.

Родители часто ругают детей, думая, что они безобразничают, но это не так. Вся эта деятельность как раз и является результатом наглядно-действенного мышления у ребенка. Это необходимая ступенька для дальнейшего развития интеллекта.

Виды мышления и их развитие

Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста развивается сначала в плане действия. Она опирается на восприятие и выражается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Можно сказать, что у ребенка на этом этапе лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект». Новый этап в формировании мышления связан с овладением ребенком речью.

Ее общая функция опирается сначала на примитивную чувственную абстракцию, развивающуюся в действии и оперирующую сначала в детском восприятии. Восприятие детей дошкольного возраст становится все более осознанным, и в нем закладываются основы мышления. В тесной взаимосвязи и взаимопроникновении с чертами, общими у него с мышлением взрослого человека, это мышление включает и определенные черты, которые не только качественно, но и количественно отличают его от зрелого мышления. Определенные черты раннего детского мышления обозначены тем, что это мышление подчинено «логике» восприятия, которое оно включает в себя.

Формирование мышления начинается в плане деятельности, внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он действует лишь с тем материалом, который попадается под руку или выполняет иные реакции или функции с ними; манипуляция с предметами для ребенка — сначала лишь случайная, побочные результаты его действий, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. С того времени, как результаты действий ребенка возникают в его сознании, некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка появляется целенаправленный характер.

Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно с определенной задачей, являются первыми умственными актами ребенка. В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются различные понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, описание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие закладывает большинство взрослых. К 5 годам дети начинают пользоваться понятиями, обдумывать их в уме.

В дошкольном детстве ребенку приходится решать более сложные и многообразные задачи, требующие использования и выделения отношений и связей между явлениями, предметами, действиями. В игре, конструировании, рисовании при выполнении трудовых и учебных заданий он не просто пользуется заученными действиями, но и постоянно видоизменяет их, приобретая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям шанс заранее видеть результаты своих действий, планировать их.

По мере формирования любознательности, познавательных интересов мышление все шире применяются детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за границы задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, пытается найти объяснения замеченным явлениям. Дошкольники используют своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, обдумывают их и делают выводы.

К концу дошкольного возраста начинает появляться тенденция к установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего умственного развития, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, слишком мало учитывают особенности предметов и явлений, опираясь на яркие внешние признаки.

Дети показывают высокий уровень познавательной потребности, задают большое вопросов, в которых показывается их стремление по-своему характеризировать предметы и явления, найти единые и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта.

Методики диагностики и изучения

Характеристика уровней, начиная с предметного восприятия


Первые впечатления об окружающем мире ребенок получает после рождения. Постепенно его мировосприятие пополняется новыми ощущениями, образами (больше о том, что такое образное мышление, зачем оно нужно, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете для чего нужно улучшать подобный образ мыслей у взрослых и детей). Мышление маленького человека складывается из понятия свойств предмета, сопоставления данных, поиска различий, получения новых ощущений. В этом ему помогают родители, делясь своими знаниями, обучая и воспитывая.
С возможностью самостоятельно передвигаться малыш расширяет свои возможности в исследовании мира, пополняя его новыми образами. Весь запас сведений ребенок анализирует, систематизирует, составляя свою картину мира.

Ближе к году малыш с помощью практических действий, методом проб и ошибок, получает новую информацию, узнает свойства предметов. С года до двух – сочетает и оперирует объектами. Вместе с тем:

  • учится понимать речь;
  • развивает память;
  • слуховое и зрительное восприятие.

К 3 годам малыш:

  • значительно увеличивает объем памяти;
  • улучшает речь;
  • учится решать практические задачи с помощью полученной информации.

Проявление патологических вариантов и их коррекция

Внимание. У детей с умственными отклонениями сенсомоторное мышление характеризуется отставанием. У них не срабатывает навык обобщения своего опыта в действиях с повседневными предметами. Без помощи взрослого они не способны провести анализ и отбросить ошибочные варианты, тем самым не способны достичь цели.

У «особых» детей не возникает потребность связать действие с речью, что свидетельствует о том, что их манипуляции не осознаны. Это особенность развития олигофренов, аутистов. Своевременная коррекция данных патологий дает хорошие результаты.

У взрослых серьезные нарушения могут проявляться в откате до наглядно-действенного периода мышления. Характеризуются навязчивыми повторяющимися движениями, манипуляциями предметами. Проявляется у шизофреников и кататоников.

Примеры практических методов диагностики: как возможно с помощью кубиков и иными способами?


С помощью диагностики специалисты способны определить сохранность интеллекта ребенка. Некоторые методики это:

  1. «Сложение пирамидки». Проверяющий показывает ребенку пирамидку и просит ее разобрать, затем собрать, учитываю величину колец. Если испытуемый не разбирает ее, экспериментатор показывает, как это делать и просит ребенка повторить его действия. Если малыш делает неправильно, его не останавливают, объясняют ошибки и просят переделать. Вместо пирамидки можно выстраивать башни из кубиков, объекты из конструктора.
  2. Доска Сегена» – это доска с выемками под разные фигуры. Сложность зависит от возраста испытуемого. Детям постарше предлагают доски, где вкладыши состоят из нескольких частей. Психолог показывает ребенку собранную доску, затем высыпает содержимое и предлагает собрать.
  3. «Достань тележку» — на стол устанавливают тележку с кольцом, через которое продевают веревку. Задача ребенка — подтянуть тележку к себе, сложив оба конца веревки. Взрослые не показывают, как делать правильно. Если веревка соскальзывает, ее поправляют вне зоны видимости проверяемого. Подходит детям от 4-5 лет.

Подобных методов исследования довольно много. Каждый психолог сам подбирает наиболее ему близкий и информативный способ диагностики.

Диагностика наглядно-образного мышления

Вырежи по контуру

Для выполнения упражнения:

1. Распечатайте таблицу;

2. Разрежьте таблицу на 6 частей;

3. Дайте ребёнку удобные для него ножницы;

4. По очереди выдавайте ребёнку части для вырезания (они пронумерованы);

5. Задача ребёнка должен вырезать как можно быстрее и точнее.

Оценка результатов

10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-3 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий 8-9 баллов — высокий 4-7 баллов — средний 2-3 балла — низкий 0-1 балл — очень низкий

Казалось бы такое простое задание, но есть дети, которые затрудняются его выполнять даже будучи уже в 1 классе. Поэтому обратите внимание, как ваш малыш умеет работать с ножницами.

Пройди лабиринт

В этом задании детям показывают лабиринт и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку карандаш, двигаясь по лабиринту, пройти его, как можно скорее, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.

8—9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 сек до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1—2 раза дотронулся палочкой до его стенок.

6—7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 сек до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3—4 раза коснулся его стенок.

4—5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 сек до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5—6 раз дотронулся до его стенок.

2—3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 сек до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7—9 раз коснулся его стенок.

0—1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий 8—9 баллов — высокий 4—7 баллов — средний 2—3 балла — низкий 0—1 балл — очень низкий

Это упражнение также способствует развитию навыков чтения.

Обведи контур

Эту диагностику можно провести 2 раза, используя разные рисунки.

Ребёнку показывают рисунок и объясняют, что задание заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках — образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания:

10 баллов — ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек, причем все линии прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.

8—9 баллов — на выполнение задания ушло от 90 сек до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

5—7 баллов — на выполнения всего задания в целом ушло от 105 сек до 120 сек При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4—5 баллов — на выполнение задания затрачено от 120 сек до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.

2—3 балла — на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков; от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно.

0—1 балл — на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий 8—9 баллов — высокий 4—7 баллов — средний 2—3 балла — низкий 0—1 балл — очень низкий

Если ребенок плохо выполнил это задание, то рекомендую поделать дополнительные упражнения на умение сравнивать, а также потренировать внимание ребенка.

Скачать книгу О. Наумова «Учимся сравнивать»

Почему важно развивать мышление?

Наглядно-действенное мышление является исходной точкой для формирования остальных форм интеллекта. Оно необходимо для самостоятельного существования индивида. Без него не обойтись в повседневной жизни.

Что является препятствием?

Важно. Формирование наглядно-действенного мышления естественный процесс для здорового ребенка. В силу природной пытливости и темперамента некоторые малыши сами проходят этот путь, другие нуждаются в проводниках-родителях, которые помогут, объяснят, покажут.

Больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут.

Важно дать возможность изучать окружающий мир и процессы в нем происходящие. Но есть «особые» дети с нарушениями интеллекта, с которыми необходимо работать, путем многократных повторений каких-то действий.

Упражнения, которые способствуют обретению навыков


Любознательность малышей является хорошим стимулом для развития данного мышления. Задача родителей не блокировать познавательную деятельность, при этом следить за безопасностью.
Выбирайте многофункциональные игрушки, различного вида конструкторы, материалы для детского творчества. Дайте малышу возможность участвовать во всех домашних делах, используя бытовую технику и другие «взрослые вещи» под пристальным контролем, объясняйте, показывайте.

Поиграйте в сюжетно-ролевые игры. Попросите малыша:

  • покормить куклу;
  • покатать мишку;
  • искупать зайку.

Детям старшего возраста можно нарисовать фигуры на листке в клеточку и предложить ему их повторить.

Что касается взрослых, тренировать этот вид мыслительного процесса можно с помощью шахмат, пазлов, лепки. Также можно выполнять специальные упражнения, например:

  • Возьмите коробку спичек и составляйте из них фигуры.
  • Освойте оригами.
  • Нарисуйте на листке бумаги различные треугольник, круг, ромб. Затем, с помощью ножниц, вырежьте из каждой фигуры квадрат.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира

:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]