Вопрос 46 – Характеристика техник гештальт-терапии в работе со взрослыми и детьми.


Все основные техники гештальт-терапии можно разделить условно на две большие группы, а именно на «проективные» и «диалоговые» подходы. В первом случае работа проводится со сновидениями человека, его воображаемыми диалогами, всплывающими образами. Во втором случае проводится кропотливая работа, проводимая на границах контакта специалиста и клиента. При этом обе техники часто могут переплетаться между собой, комбинироваться и дополнять друг друга. В комплексе это дает возможность оказывать максимальное воздействие на человека. Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами. Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели. Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности. Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Специалисты Московского гештальт-института часто применяют технику «горячий стул». Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах. При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат. После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали. Другой техникой является «пустой стул». В таком случае перед клиентом располагается человек, который имеет какое-то значение. Также в таком случае неважно жив ли еще этот человек или уже умер. Все это помогает решить внутриличностные конфликты.

Цикл гештальта

Идеальный цикл выглядит следующим образом:

  1. Формирование потребности.
  2. Поиск способов ее исполнения.
  3. Удовлетворение потребности.
  4. Завершение контакта.

Процесс может осложняться различными внешними либо внутренними факторами, что не позволяет завершить цикл, поскольку разрывается граница контакта.

Гештальт остается в сознании в случае полного завершения процесса. Незакрытый гештальт мучает человека на протяжении всей его жизни, мешая удовлетворению прочих потребностей. Зачастую он становится причиной сбоев в работе защитных механизмов психики.

гештальт терапевт

Концентрация и экспериментальное усиление

Оригинальная техника гештальт-института имеет название концентрация или фокусированное осознавание. Можно разделить мир осознавания на три основные группы. Это внутренние миры (ощущения, переживания, эмоции), внешние миры (что человек видит и слышит, постигает) и мысли. Клиент, следуя одной из основных техник терапии под названием здесь и сейчас, рассказывает терапевту о своих ощущениях в этот конкретный момент. При помощи такой техники специалист может получить наиболее ценную информацию о состоянии клиента. Суть также заключается в том, чтобы максимизировать переживания и конкретные ощущения клиента в данный момент. Все это может оказывать серьезную помощь при терапии. К примеру, если клиент говорит «да, но…», то терапевт предлагает так начинать все разговоры. После этого человек начинает осознавать противоречивость и соперничество различных идей, мыслей, а также желание оставлять последнее слово всегда за собой.

Когда формируется гештальт?

Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов — как мелкими, так и крупными. Среди них — взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее — в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности.

Работа с полярностями

К этому методу часто прибегают опытные гештальт-терапевты. Основная цель применения данной техники заключается в выявлении противоречий в личности человека, конкретных противоположностей. Особое место в этом занимает работа с полярностями. Если человек ощущает некую неуверенность в себе, в своих действиях, то терапевт может предложить проявить себя более уверенным в конкретной ситуации. Если клиент не может прямо попросить о помощи, то в таком случае он обращается за помощью к другим участникам группы. Такая терапия оказывает положительное воздействие, и позволяет развивать свои внутренние убеждения, осознанность через работу с полярностями.

Основные цели эксперимента в гештальт-терапии:

  • Поиск новых способов поведения в актуальных для клиента жизненных ситуациях — взамен привычных паттернов.
  • Повышение осознавания клиента.
  • Усиление самоподдержки клиента.
  • Выражение клиентом чувств, которые обычно ре-трофлексируются или вообще не осознаются.
  • Принятие клиентом собственных качеств, которые он отторгает.
  • Завершение незавершѐнных гештальтов.
  • Закрепление приобретѐнных в процессе эксперимента навыков.

Удачные идеи для экспериментов естественным образом рождаются по ходу терапии. Например, всплывает недоработанная тема или незавершѐнная ситуация, из которой клиент никак не может выбраться. Или клиент оказывается не в состоянии посмотреть на проблему с разных точек зрения. И если чувствуется, что клиент действительно готов рискнуть и попробовать что-то новое, терапевт, призвав на помощь своих верных товарищей — креативность, воображение и интуицию, предлагает клиенту эксперимент — возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.

Работа со сновидениями

К работе со сновидениями прибегают психотерапевты, которые работают в самых различных областях. Но у гештальт-терапевтов есть методики, которые свойственны только им. Каждый даже небольшой элемент сновидений рассматривается как часть личности человека. Как и во многих других практиках здесь можно применять принцип «здесь и сейчас». В таком случае клиент начинает рассказывать о своих снах. К примеру «Я гуляю в осеннем лесу, ощущаю запах травы, вокруг летают птицы. Я в хорошем настроении и радуюсь жизни, наслаждаюсь комфортной погодой, и т.д. «. Такая терапия может помочь в решении различных проблем. Можно избавиться от различных стереотипов, а также от масок, которые человек использует. Также можно установить таким путем доверительные отношения с человеком.

Гештальт-подход состоит в том, чтобы определить полученный опыт человека в детстве, оценить влияние на него окружающего мира. Но при всем этом, человек должен понимать свою ответственность за свою жизнь, и за все что с ним происходит.

Ход эксперимента в гештальт-терапии.

Любой эксперимент можно разбить на несколько стадий, которые могут накладываться одна на другую или меняться местами. Как правило, стандартная схема эксперимента такова:

  • В поле появляется фигура;
  • Терапевт предлагает клиенту эксперимент;
  • Терапевт соизмеряет риск, приемлемый для клиента;
  • Терапевт и клиент проводят эксперимент;
  • Завершение эксперимента;
  • Подведение итогов и закрепление навыков.

Вверх

Ход эксперимента.

I.Появление фигуры

Слушая клиента, терапевт постепенно выделяет из фона фигуру — тему или ситуацию, которая кажется незавершѐнной, проблемной, повторяющейся или тупиковой. Такой фигурой может стать любая мелочь — например, едва заметное напряжение в теле клиента, когда он касается определѐнной темы, или резкая потеря энергии при упоминании какого-то человека. Фигурой может стать и просто какая-то постоянно повторяющаяся ситуация в жизни клиента.

Пример.

Беверли жалуется, что в еѐ жизни всѐ неправильно. Она чувствует себя подавленной и обречѐнной. Кажется, она бессильна что-либо изменить. В своѐм рассказе Беверли то и дело вспоминает ситуации, когда муж говорил ей, что она всѐ делает не так, и брался за дело сам. Беверли часто повторяет: «И я ничего не могу с этим поделать».

Мы помним, что на первой стадии появляется фигура. В нашем случае фигура — это не удовлетворяющие Беверли отношения с мужем. Приведѐнный клиенткой пример иллюстрирует главную проблему, которую вы, как терапевт, озвучиваете: «Похоже, ваш муж вас подавляет». Вы можете отреагировать иначе — например, с помощью метафоры: «У меня возникает такая картинка: вас постоянно отпихивают, а вы не можете дать сдачи». Дальше вы следите за реакцией клиента: резко возросшее количество энергии и интерес — явные индикаторы того, что вы попали в точку.

Вверх

Стоит ли предлагать эксперимент клиенту.

II.Стоит ли предлагать эксперимент?

Как и когда предложить клиенту эксперимент — вопрос довольно деликатный.

С одной стороны, эксперимент даѐт замечательную возможность обнаружить привычные для клиента способы прерыванияконтакта и довести цикл до конца или просю показать иные способы поведения в данной ситуации. Но с другой стороны, эксперимент можно рассматривать и как дефлексию, уход с границы контакта, бегство от того, что происходит здесь и сейчас между клиентом и терапевтом.

Большинство терапевтов предпочитает доверять своей интуиции, которая подсказывает, когда нужно привнести в работу что-то ещѐ, найти новое приложение энергии клиента. Часто бывает, что даже небольшой эксперимент на повышение осознавания актуализирует количество энергии, достаточное для того, чтобы клиент мог изменить привычное для него отношение к себе или окружающему миру.

Однако случается и так, что клиент всѐ понимает, хочет измениться, но при этом не может сдвинуться с мѐртвой точки. Причина того, что сдвиг не происходит, очень проста. Клиент боится перемен. Фредерик Перлз писал, что цель терапии — создать такие условия, чтобы клиент не боялся меняться. Для этого клиент должен чувствовать себя в безопасности, ощущать поддержку терапевта. Поэтому ваш первый шаг — понять, готов ли клиент к эксперименту. Первый раз предлагая клиенту эксперимент, чѐтко сформулируйте ваши планы.

Пример

Терапевт: «Я вижу, что отношения с мужем очень вас беспокоят. Хочу предложить эксперимент, который поможет нам исследовать эту проблему. Во время эксперимента я могу попросить вас что-то представить или разыграть какуюнибудь сценку — сделать что-то, что раньше вы никогда не делали. Что вы об этом думаете?»

Внимание: клиент должен иметь возможность отказаться!

Подстраивание клиента под терапевта чревато не только неудавшимся экспериментом, но и возвращением к незавершѐнным гештальтам и ограничивающим клиента паттернам. Вы должны чѐтко проговорить, что выбор остаѐтся за клиентом: «Ничего страшного, если вы откажетесь от моего предложения».

Внимательно следите за телесными проявлениями клиента — нет ли у вас ощущения, что клиент соглашается из вежливости? Это, конечно, не значит, что при первых же ваших словах лицо клиента должно немедленно озариться радостной улыбкой. Но необходим здоровый баланс между нормальным волнением и интересом (см, далее о риске). Если вы имеете дело с опытным клиентом, можно обойтись без подробностей: «Если вам интересно, у меня есть предложение» или «Хотите с этим поэкспериментировать?». И всѐ-таки, не забывайте, что клиент должен иметь возможность отказаться. Даже если вы полны решимости претворить в жизнь свою гениальную идею.

Оценка риска в гештальт эксперименте.

Вверх

III.Оценка риска

Ваш следующий шаг — понять, какой риск будет наиболее продуктивным для клиента. Помните: то, что подойдѐт одному клиенту, не подойдѐт другому. Вам нужно понять, как сделать эксперимент достаточно сложным, но при этом не выйти за грань, где ситуация будет совершенно непереносимой для клиента. Переборщите — и вместо того, чтобы вылечить, снова травмируете. Пожалеете — и клиент ничему не научится.

Кроме того, многое зависит от формы эксперимента. Одним клиентам тяжелее двигаться в пространстве, например, вставать с кресла, другим, наоборот, труднее выражать эмоции или громко говорить.

Во время эксперимента клиента легко пристыдить, поэтому терапевт должен быть очень внимательным. Даже самая безобидная фраза (например: «Чтобы лучше изучить вашу ситуацию, хочу предложить эксперимент») может вызвать напряжение и стыд у клиента, что сведѐт все ваши усилия на нет. Внимательно следите за тем, как клиент реагирует на ваше предложение — и слова, и телесные проявления подскажут вам, какой риск будет приемлемым для клиента.

Пример.

Терапевт: «Хочу предложить вам поговорить с мужем о том, как вы реагируете на его критику. Представьте, что он сидит в этом кресле». Беверли выглядит немного взволнованной, но отвечает: «Думаю, я справлюсь с этим. Мне страшно, но я хочу попробовать». Беверли могла решить, что такой эксперимент будет для неѐ слишком трудным. Тогда мы бы попробовали найти иную форму работы с этой проблемой. Например, мы бы могли попросить Беверли вспомнить конкретную ситуацию, в которой муж еѐ критиковал, и представить себе, как она могла бы ему ответить.

По ходу эксперимента внимательно следите за реакциями клиента и будьте готовы регулировать риск — в зависимости от постоянно меняющей способности клиента к самоподдержке. Сейчас мы попробуем показать, как регулировать риск на самой первой стадии, когда эксперимент только планируется. Мы хотим предложить вам спектр: от самых простых заданий, например, подумать и порассуждать о том, как можно вести себя иначе в данной ситуации, и до самых сложных, например, попробовать вести себя по-новому и за пределами кабинета психотерапевта.

Задания для клиента в гештальт-эксперименте

Вверх

Задания для клиента в порядке возрастания риска:

  1. порассуждать, как Беверли могла бы вести себя иначе в данной ситуации;
  2. мысленно представить эту ситуацию и попробовать новый способ поведения в воображении;
  3. рассказать об этом терапевту;
  4. попробовать — сначала осторожно — разыграть сценку в кабинете психотерапевта;
  5. отбросив осторожность, по-настоящему пережить и прочувствовать то, что происходит;
  6. попробовать вести себя так за пределами кабинета.

Способы регулирования риска.

Вверх

Способы регулирования риска в процессе эксперимента:

  1. попросить клиента сделать паузу и подышать;
  2. предложить клиенту остановиться и осознать, что он чувствует;
  3. напомнить, что терапевт всегда готов поддержать клиента;
  4. сесть ближе или, наоборот, дальше от клиента;
  5. вмешаться в ситуацию: «А сейчас представьте, что ваш муж замолчал и слушает вас»;
  6. предложить клиенту представить рядом человека, на которого клиент мог бы опереться.

Самое главное для терапевта при проведении эксперимента — оставаться беспристрастным к итогам эксперимента и не вести клиента за руку в каком-либо направлении. Будьте каждую секунду готовы остановиться, изменить направление или вообще двинуться в противоположную сторону — правильного решения нет. Цель эксперимента — брать то, что получается.

Проведение гештальт-эксперимента

Вверх

IV.Проведение эксперимента

Эксперимент, как мы уже говорили, начинается с выделения фигуры. По мере прояснения деталей, потребуется придать эксперименту какую-то определѐнную форму. На этой стадии у терапевта есть все шансы продемонстрировать во всей красе свой огромный творческий потенциал. Для этого необходимо глубоко чувствовать мельчайшие изменения, которые происходят с клиентом по ходу эксперимента, и реагировать на них, меняя первоначальные планы, даже если для этого придѐтся кардинально перестроить эксперимент. Терапевту понадобится всѐ его внимание и воображение, не говоря о способности осознавать, что происходит с ним самим во время работы клиента, и умению слушать клиента. Это необходимо, чтобы понять, насколько полезен для клиента эксперимент, и какой должна быть степень вовлечѐнности самого терапевта. Расскажем подробнее о двух базовых техниках гештальт-терапии, которые используются в экспериментах.

Гештальт техника «Усиление»

Вверх

Техника 1. Усиление и модерация

Одна из самых эффективных техник повышения осознавания клиента — усиление. Попросите клиента показать во всех красках, как он злится — и вы откроете много нового. Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. И если предложить клиенту повторить, проиграть снова и снова, максимально усиливая, какое-нибудь малозаметное на первый взгляд движение бровей или губ, пожатие плечами, или жест, например, поднятый вверх палец, становится понятным, каких чувств клиент старается избегать, и что он не осознаѐт. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией.

Пример техники усиления

Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать!». В свою очередь муж, Гарри, тоже попробовал с разными интонациями говорить: «Мне всѐ надоело». Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Оба супруга очень удивились, когда осознали, сколько ярости прятали друг от друга всѐ это время.

Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. «Мне было страшно, и я злилась», — объяснила она.

Гештальт-техника «Пустой стул»

Вверх

Техника 2.«Пустой стул»

Упражнение «Пустой стул» — одна из самых известных техник гештальт-терапии. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами.

«Пустой стул» позволяет обратиться к чувствам клиента, исследовать динамику отношений клиента с другими людьми, подтолкнуть клиента к присвоению качеств, которые он отторгает, и попробовать другие способы поведения. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. «Пустой стул» позволяет высказываться каждой из сторон.

Пример техники «Пустой стул»

Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Хикаро мрачнеет: «Думаю, у неѐ не было выбора». Реагируя на появившуюся в поле фигуру, терапевт предлагает клиенту несколько раз повторить: «Думаю, у неѐ не было выбора». Клиент проговаривает эту фразу, и энергия растѐт. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. По ходу эксперимента Хикаро занимает три позиции: с одной стороны, он испытывает сочувствие к подруге, которая заболела и поэтому была вынуждена отказаться от ужина, с другой стороны, он злится на неѐ за срыв планов. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным.

Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» (интроекта) и «собаки снизу» (сопротивления интроекту). На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». «Пустой стул» позволяет клиенту найти компромисс между двумя крайностями, осознать, принять и примирить эти две стороны своей личности.

Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии.

Пример

Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас?» (Детали позволяют создать реалистичную картинку: например, холодный и равнодушный отец не может сидеть рядом с ребѐнком. Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее).

«Закройте глаза и представьте, во что он одет, как на вас смотрит, в какой позе сидит или стоит». (Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку). «Медленно откройте глаза и посмотрите на него. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему?» (На этой стадии часто становится очевидным, почему клиент боится этого человека. Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть»).

На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать?» Имея дело с «пустым стулом», очень легко регулировать риск, обращаясь либо к тому, что происходит здесь и сейчас, либо углубляясь в переживания клиента. Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так:

Пример

Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали?

Беверли. Что сыта по горло его критикой.

(На этом терапевт может остановиться и продолжить разговор о трудностях, которые клиентка испытывает в общении с мужем, исследуя еѐ чувства здесь и сейчас. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить).

Т. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом?

Беверли. Ну… да. Не совсем понимаю вас.

Т. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете.

Беверли. Хорошо.

Т. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился?

Беверли. Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего.

Т. Представьте его за столом. Как он выглядит (и т.д.)? Что вы хотите ему сказать?

Беверли. Ты, козѐл, да кто ты вообще такой?! За кого ты меня принимаешь?!

Т. Скажите ему, кто вы такая, Беверли.

Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает?

Т. (с наигранным удивлением) Кого же?

В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Ещѐ на ступеньку выше можно подняться, если клиент решится сесть на «пустой стул» и ответить себе из другой роли или отважится сделать что-то телом, например, разыграть символическое освобождение.

Предостережения при проведении техники «пустого стула»

Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом?

Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента.

Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, т.е. терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т.д.

Перед тем, как перейти непосредственно к описанию типов экспериментов, остановимся ещѐ на одном важном моменте. Если вы видите, что клиент психически неустойчив (клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид), не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать.

Цель гештальт эксперимента.

Вверх

V. Цель эксперимента

В идеале, как мы уже говорили, эксперимент создаѐтся совместными усилиями клиента и терапевта. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите (и, конечно, спрашивайте), какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека?», «Хорошо ли вы чувствуете своѐ тело?» и т.д.

Техники в гештальт эксперименте.

Вверх

В экспериментах используется огромное разнообразие техник.

Она ко мне цепляется

К Юле обратилась Алиса — замужняя бизнес-леди, мать двоих детей, которая жила по правилам “Всё или ничего” и “Здесь и сейчас”.

Элина — обычная девочка-подросток, со своими взглядами и привычками.

С ними Юля работала по отдельности, выслушав для начала обе стороны.

Она ко мне цепляется. Её всё во мне раздражает. Всё время критика. Например, в одежде. Она пытается заставить меня носить офисные и деловые костюмы, туфли на каблуках. А зачем? Я люблю джинсы, люблю тусоваться после школы с ребятами из “Молодой Гвардии”. У нас там проекты, мы людям помогаем, недавно собирали корма для приюта собак и ездили туда в выходной, убирались в вольерах, общались с волонтерами, я столько позитива получила от них и от собак. Приехала домой и услышала, что воняю. Хотя это неправда. Просто я провела день не так, как она хотела. А она никогда не скажет “доча, ты молодец, что другим помогаешь”. Она орёт, что я не сижу ночами за уроками и не сижу с младшей сестрой. Я люблю сестру и часто её беру или в МГЕР, или погулять. Но они же не мне её рожали, правильно? У меня свои интересы. Я готова помогать. Но не всё время строить так, как хочет мама. Она мне постоянно ставит в пример других учениц, кто ночами за учебниками сидит. Ей всегда и всё не так. Хотя в школе у меня оценки хорошие, и если бывают плохие, то я их сразу исправляю.

Элина сидела напротив Юли в кресле, говорила немного эмоционально, но не повышая голос.

В толстовке, джинсах, кроссовках, с распущенными волосами Эля выглядела настолько гармонично, что Юля сама почувствовала расположение к ней и захотелось как-то поддержать. Чисто по-матерински, а не “по-психологически”.

Это Юлин термин. Но тут же вспомнила, что она на работе и говорит с клиенткой, а не с кем-то из друзей старшего сына.

Скажи, а почему ты не говоришь слово “мама”? Ты все время говоришь “она”. “Она” не понимает. “Она” цепляется.

Элина пожала плечами.

— Не знаю. Я называю её мама, когда говорю с ней. — А ты ей часто помогаешь? — Когда как. Это от неё зависит. — В каком смысле? — Если она попросит, то я всегда помогаю. Но она редко просит, всегда приказывает. А это бесит. Вот папа за меня заступается.

Эмоции и их типы

Эмоции могут иногда подавлять нас и отрицательно влиять на нашу жизнь и жизнь других людей, а также на наше здоровье. Научившись регулировать их, вы сможете жить лучше каждый день.

Есть разные типы эмоций, положительные и отрицательные. Они могут быть связаны с воспоминанием, запахом, предметом, звуком, именем.

Другие будут запрограммированы заранее, с самого рождения, и будут универсальными, например любовь, радость, удивление, гнев, страх. Это так называемые первичные эмоции.

Эмоции — ценный индикатор в психологии

Эмоции излучают сигналы. Например, когда мы думаем, что упадем, мы чувствуем страх. Если мы недостаточно бдительны и приходит плохая мысль, эмоция укажет нам на это. Если мы будем раздражены, мы сможем вернуться к истокам проблемы: что могло поставить нас в такое состояние? Эмоции подталкивают нас к развитию. Они помогают нам стать лучше.


Эмоция может быть упрямой: если мы не понимаем ее послания, она будет возвращаться, пока мы ее не получим. Эмоции направляют нас. Принимая решение, давайте обратим внимание на то, что мы чувствуем. Наши эмоции говорят нам, действуем ли мы в соответствии с самими собой или нет. Давайте прислушаемся к себе, иначе нам будет трудно почувствовать то, что мы переживаем.

Как выявить незакрытый гештальт?

Незакрытый гештальт – сложное психологическое явление. При нем человек мысленно возвращается к событиям, которые когда-либо произошли в прошлом и остались незавершенными или совершенными неправильно. Обычно мысли о гештальте доставляют человеку дискомфорт и осложняют ему жизнь.

Данное явление происходит в случае, если человек не проработал событие в голове, а значит, он подсознательно возвращается к нему, не позволяя себе спокойно жить.

Человек с незакрытым гештальтом обычно: -Испытывает постоянное ощущение дежавю; -Бесконтрольно воспроизводит аналогичные ситуации в голове; -Ищет людей, похожих на людей из прошлого; -Желает вернуться в определённый жизненный период.

Стереоэффект

Говоря простым языком, что такое гештальт-терапия, можно сказать, что под ней подразумевают в первую очередь терапию контакта, что делает ее уникальной. В психотерапии она является единственной практикой, в которой специалист выступает самим собой, а не занимает нейтральную позицию как в классическом психоанализе. Терапевт имеет право на собственные желания и чувства, которые он предъявляет клиенту во время сеанса в случае необходимости.

Кто такой гештальт-терапевт? Это специалист, к которому люди приходят за помощью, когда хотят что-либо изменить в себе или собственной жизни. Однако терапевт не примеряет на себя роль того, кто точно знает, что нужно сделать клиенту, и только способствует встрече человека с его сутью и внутренним «Я».

Терапевт воплощает часть мира, с которым пациент старается построить обычные отношения. Во время общения с терапевтом клиент переносит на него собственные стереотипы о людях, нормах поведения и реакций на него, сталкиваясь с ответной реакцией специалиста, который не приспосабливается к миру того, с кем вступает в контакт. В большинстве случаев подобная реакция, характерная для гештальт-подхода, вызывает недоумение со стороны клиента, поскольку не вписывается в привычный для него сценарий и вынуждает выйти за рамки ожиданий, страхов, представлений и обид. Пациент начинает изучать собственную реакцию на неожиданную для него ситуацию, новые ограничения или возможности. Как результат — человек понимает, что может сохранить собственную личность, одновременно поддерживая интимный контакт с другими людьми. Утраченная им свобода, чтобы выйти из порочного круга или сценария, вновь возвращается. Полученный опыт может встраиваться индивидом в свою жизнь.

Основной целью гештальт-подхода в психологии является возвращение человеку собственных границ, свободы действия и обращения с жизнью. Клиент в терапевтическом процессе — равноправный участник и творец, а не объект анализа. Именно он знает, где находится выход из сложившейся ситуации.

гештальт терапия что это такое

Письмо-терапия

К новой встрече Юля попросила Элину написать письмо маме, основываясь на списке. Но маме не отдавать, а принести его сюда. И еще одно, от лица мамы к самой Элине.

Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось.

— Смотри, ты пишешь. “Мама, я не хочу одеваться как ты. Потому что ты худая, а я нет. Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Я в них страшная” — Так и есть. — А почему ты называешь себя страшной? — Она, то есть мама, так меня называет. — Думаешь, она хочет тебя обидеть? — Не знаю. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ. — Значит, ты понимаешь, что это стиль, а не желание тебя обидеть? — Но мне все равно обидно. — Понимаю. Но давай посмотрим. У мамы свое видение мира. Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает? — Наверное, хочет как лучше. В её понимании. — Так стоит обижаться? — Наверное, нет. Но я очень бурно реагирую. — Из-за чего? — Потому что она навязывает свое мнение и командует. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили. Как с вами. Но у нас вечный ор.

На следующих встречах Юля действовала также. Элина писала письмо, приносила и они разбирали его пункт за пунктом.

На пятой неделе Элина принесла письмо, которое написала от лица мамы себе самой.

“Я пытаюсь указывать тебе, потому что хочу видеть тебя красивой и стильной. Мне трудно принять нашу разницу. Но я тебя люблю и не хочу ссориться. Просто у меня такой характер. Я привыкла уже. У меня большая ответственность, бизнес. Да, плохо нести рабочее настроение в дом. Но я такая. Это не значит, что крик и команды главное в моей жизни. Просто я очень устаю, не отдыхаю и мне хочется вашего внимания. Я люблю мою семью и понимаю, что ей нужно моё время. Только сейчас я не умею общаться с семьёй по-другому. Постарайся меня понять. Я буду очень признательна тебе за это. С любовью, мама”

Юля похвалила девочку и они обсудили новую модель поведения для Элины.

Результаты терапии удивили обеих

Элина заметила, что к концу второй недели мама стала немного спокойнее. Да, она продолжала почти полностью посвящать себя работе, иногда дома резко высказываться, но мягче она стала.

— Я поняла, что могу так общаться с ней. Поддерживать. Она даже предложила мне поехать с подругой и её семьёй в Питер на неделю. Они меня звали, но мама говорила, что я опозорю её там громким смехом. Хотя буквально вчера она посмотрела на меня и сказала, что не помнит, когда позволяла себе такой искренний и беззаботный смех. Мне её стало жалко.

А ещё Элина похвасталась, что за эти две недели у неё ушли почти 4 кг и она влезла в одну из юбок, которые покупала мама.

После поездки в Питер Элина постройнела еще на несколько кг и хоть не отказалась от любимого стиля в одежде, начала иногда носить и классику.

Юбки и платья хоть и висели в дальнем углу шкафа, но место там заняли прочно!

Юля за несколько сеансов помогла Элине спокойнее относиться к матери и принимать её такой, какая она есть.

Эля перестала обижаться на её замечания в плане одежды или пары лишних килограммов.

Килограммы тоже стали исчезать, поскольку Эля перестала “заедать” мамину критику. Ссор стало гораздо меньше.

Применение терапии на практике

Гештальт-терапия — что это такое? Под данным направлением психологии подразумевают определенную психотерапевтическую методологию. Изначально специалистами использовались техники, позаимствованные из различных терапевтических практик. Например, основоположник терапии Перлз прибегал к техникам психодрамы — методу групповой работы, в которой используется драматическая импровизация для понимания внутреннего мира и его изменения.

Сегодня список техник огромен и включает телесную и танцевальную терапию, различные подвиды арт-терапии. Благодаря им формируется целостный образ в следующих сферах жизни человека:

  1. Эмоциональной. Область переживаний, чувств, способности их выражать и понимать.
  2. Социальной. Отношения с другими людьми, культурным окружением и социальные отношения.
  3. Физической. Материальное благополучие, физическое и психическое здоровье, сексуальная зрелость, аспекты материальной и физической жизни.
  4. Духовной. Познание духовных ценностей, самого себя, жизненных законов и окружающей среды.
  5. Рациональной. Способности к планированию, анализу, творчеству, мышлению и предвидению.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]