Поведенческий подход: понятие, суть, особенности и представители


Словарное толкование

Прежде всего нам нужно четко сформулировать суть поведенческого подхода, его значение. Итак, данным термином именуется область в психологии, изучающая поведение людей как вида и животных. Предполагается, что все поступки основаны на рефлексах, а также на различных реакциях на те или иные факторы, поступающие из окружающей среды. Немаловажным критерием поведения индивида является его личная история, то есть жизненный опыт. В нем чередуется поощрения и наказания, мотивации и разочарования — они определяют дальнейшую реакцию на конкретные события. Нередко поведенческий подход в психологии именуется бихевиоризмом — термин происходит от английского слова Behavior — «поведение». Стоит отметить, что бихевиористы — ученые, которые занимаются данной областью психологии, — понимают, что на поведение индивида влиять может и наследственный фактор. Но при этом они возлагают большую «ответственность» за те или иные поступки именно на окружающую среду.

Направление используют

Организаторы
Талина Дашковская (Одесса), Территория речи (Симферополь), Центр интегративных психотехнологий «Подорожник» (Москва), Наталья Антонова (Екатеринбург), Наталья Валентиновна Ногай (Москва), Наталья Геннадиевна Сизухина (Волгоград), Наталья Кузнецова (Иркутск), Наталья Лаврова (Екатеринбург), Ирина Михайловна Петрова (Уфа), Михаил Орлов (Москва), Никита Викторович Денисенко (Краснодар), Никита Самусев (Новосибирск), Нина Айзман (Новосибирск).Ещё консультанты 177

Основатели

Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон. Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение. Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.

Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».

Множество версий

Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.

Радикальный бихевиоризм

Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму». Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный. В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.

20.1. Теория поведенческого консультирования

Поведенческое консультировнаие основано на бихевиористической модели человека. В бихевиоральной теории особый акцент делается на сильном влиянии окружающей среды на формирование и сохранение поведения

В пове­денческом консультировании выделяют под­ходы, основанные исключительно на связях типа стимул — реакция, и подхо­ды, в которых принимаются во внимание когнитивные опосредующие пере­менные. Бихевиористская модель представляет собой набор разработанных в ходе эксперимента принципов науче­ния41

Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказыва­ет экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате своих экспериментов Павлов построил схему выработки условной реакции. Научение условной реакции по методу Павлова стали называть классическим, или респондентным, обусловливанием. Павлов и его коллеги исследовали природу многих других физиологических явлений, таких как условное торможение и генерализация стимулов.

Психологический бихевиоризм

Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.

Теория оперантного обусловливания (условные операции)

При оперантном обусловливании поведение определяется не только предшествующими стимулами, но также и различными результатами, которыми оно сопровождается.

Основы оперантного обусловливания заложил бихевиорист Б. Ф. Скиннер, он также попытался применить их к сложным формам поведения.

Оперантное обусловливание принимает во внимание последствия действий. Это поднимает фундаментальный вопрос: как на поведение может влиять его результат?

Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей. То есть между результатом и поведением есть прямая связь.

Однако эта концепция полностью противоположна позиции бихевиоризма, согласно которой любые предположения о внутренних состояниях ума, ценностях или намерениях являются ненаучными.

Второй вариант – результат влияет на поведение, но косвенно. Чтобы узнать как, нужно лишь описать внешние условия, вызывающие поведение, и последствия, связанные с ним.

Именно этот ответ Скиннер принимает за основу в своих исследованиях.

Различия между условной реакцией и условной операцией

Существует два основных момента, проясняющие различие между обусловливанием и оперантным обусловливанием:

  • При обусловливании внешним стимулом поведение животных или людей не сопровождается конкретными последствиями для окружающей среды.
  • При оперантном обусловливании поведение людей или животных оказывает влияние на окружающую среду, и именно оно позволяет определить, будет ли поведение повторяться.

В условной реакции поведение связано с рефлексами: оно представляет собой реакцию на определенный стимул. В оперантном обусловливании реакции на стимулы рассматриваются не как рефлексы, а как сложное поведение.

Оперантное обусловливание в образовательной сфере

Заложив основы оперантного обусловливания, бихевиорист Б.Ф. Скиннер в 1960-х годах начал применять их в области образования и терапии.

По мнению Скиннера, целью любого обучения является создание новых форм поведения у ученика. Таким образом, обучение – это не что иное, как создание условий, в которых находятся учащиеся. Этот принцип называется “программируемым обучением”.

Программированное обучение требует установки образовательной цели (желаемое поведение) и определения шагов, которым необходимо следовать (педагогическое развитие) для ее достижения.

Скиннер выступал за систему образования, соответствующую следующим критериям:

  • Непрерывное взаимодействие ученика и преподаваемой дисциплины;
  • Преподавание только той части дисциплины, которая наиболее близка текущим возможностям ученика;
  • Обучение должно соответствовать возможностям ученика и обязательно приводить к увеличению знаний;
  • Ученик должен активно интересоваться дисциплиной и видеть свои результаты в ее изучении;
  • Возможность ошибок в обучении должна быть минимизирована.

Рекомендуем к прочтению → Привычка читать книги: польза и вред чтения книг

Чтобы неукоснительно соблюдать эти критерии, Скиннер разработал «обучающую машину», которая в некотором смысле является прародителем образовательного программного обеспечения, используемого сегодня.

Однако энтузиазм Скиннера по созданию новой образовательной системы встретил культурное сопротивление, и его программа была оспорена.

Оперантное обусловливание в терапии

В дополнение к образовательной сфере Б.Ф. Скиннер разработал программы обусловливания в области терапии.

До Скиннера поведенческая терапия основывалась на классических процедурах дезактивации, разработанных на основе работ Павлова.

Скиннер предложил заменить эти процедуры терапевтическими методами, основанными на оперантной обусловливаемости. Речь идет о замене нежелательного поведения на желательное через вмешательство терапевта.

Модификация нежелательного поведения может также выполняться самим пациентом. Этот тип поведенческой терапии требует хорошего самоконтроля. Он включает в себя обучение пациента контролировать стимулы, связанные с проблемным поведением.

От изучения к применению

После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:

  • Расстройства аутистического спектра.
  • Сохранение природных ресурсов.
  • Физическую культуру и здоровый образ жизни.
  • Изучение языков.
  • Медицину.
  • Воспитание детей.
  • Борьбу с наркотиками.
  • Отношение к животным.
  • Лидерство и управленческую сферу.

Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.

Когда полезен поведенческий подход


Фото автора cottonbro: Pexels
Поведенческая терапия может использоваться при различных психических заболеваниях, а также в терапии пар:

  • СДВГ: синдром дефицита внимания/гиперактивности происходит в основном у детей, но его можно лечить с помощью психотерапии в зрелом возрасте.
  • Расстройства настроения: например, депрессия, мания, биполярное расстройство. При это основными симптомами являются изменения настроения в сторону депрессии или преувеличенного подъема настроения. При биполярном расстройстве две фазы часто меняются.
  • Стресс и расстройства адаптации: например, посттравматическое стрессовое расстройство. Вызывается травматическим опытом или постоянным стрессом. Среди прочего, результатом этого являются депрессия, беспокойство и снижение социальной активности.
  • Диссоциативные, конверсионные и соматоформные расстройства: характеризуются потерей нормальной памяти, осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также потерей контроля над движениями тела. В случае соматоформных расстройств пациенты жалуются на физические симптомы, которые являются чисто психологическими и не поддаются лечению.
  • Расстройства пищевого поведения: например, нервная анорексия, нервная булимия. Это преднамеренно вызванная или устойчивая потеря веса (анорексия) или чрезмерный контроль массы тела, которая связана с перееданием и последующей рвотой (булимия).


Когнитивно-поведенческая психотерапия

  • Невротические расстройства: например, социальная фобия, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, агорафобия. При фобических расстройствах обычно безобидные ситуации или предметы вызывают у пациента страх. Панические атаки в контексте панического расстройства не связаны с конкретными ситуациями и непредсказуемы. Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется повторяющимися навязчивыми действиями и мыслями.
  • Расстройства личности: например, пограничное расстройство личности, параноидальное расстройство личности. Возникают отклонения в восприятии, мышлении, чувстве и во взаимоотношениях с другими людьми.
  • Психосоматические заболевания: например, головная боль, высокое кровяное давление, астма. При таких заболеваниях тело и разум работают вместе таким образом, что одного лечения физических симптомов недостаточно.
  • Психотические заболевания: например, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Эти заболевания характеризуются нарушением мышления и восприятия, нарушением чувства индивидуальности, неповторимости и свободы выбора. Это происходит, например, таким образом, что пострадавшие считают, что другие понимают их мысли или что они находятся под контролем других.

И это – неполный список того, с чем может помочь поведенческий подход.

Методология

Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.

Когда и как долго используется поведенческая терапия

Продолжительность поведенческой терапии зависит от клинических симптомов и продолжительности психологических жалоб. В случае тяжелого психического заболевания лечение может длиться несколько лет. Совместное наблюдение со стороны специалиста (психиатрия, неврология и т.д.) особенно рекомендуется для психиатрических и психосоматических пациентов, так как большинство пациентов нуждаются в медикаментозной поддержке.

Что нужно учитывать после поведенческой терапии

После окончания поведенческой терапии нужно придерживаться последующих мер контроля, во время которых обновить свое недавно усвоенное поведение и отношения.


Фото автора vishnudeep dixit: Pexels

Продолжать следовать планам действий, которые были изучены, и немедленно обратиться к своему терапевту или врачу, если случится возврат к старым образцам поведения или психологическое состояние ухудшится.

Что может поспособствовать успеху поведенческого подхода

У пациента должно быть позитивное отношение к поведенческому методу и желание изучать новые модели поведения или менять старые. Также важно активное участие в лечении — помимо прочего, необходимо создать планы действий и выполнять упражнения. Вместе с терапевтом определить цели лечения, промежуточные цели и альтернативы. Часто требуется дополнительное лечение у специалистов, которым тоже стоит воспользоваться.

Научение и усвоение

Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.

Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги.

Отучивание

Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.

Получите помощь на ранней стадии

Если у ваших детей неоднократно возникают проблемы с поведением, вам следует обратиться за психологической помощью.

Многие родители считают, что проблемы с поведением у детей связаны с неадекватным или неправильным воспитанием. Конечно, существуют формы поведенческих расстройств, в которых воспитание играет роль. Однако это далеко не всегда так, поэтому вам как родителю следует без колебаний обращаться за помощью к профессионалам. Причем это не только детские и подростковые психологи, но и медицинские специалисты. Часто у психологических проблем есть физические проявления. Например, у ребенка постоянно болит живот. В этом случае стоит проконсультироваться с педиатром.

Если психолог или педиатр диагностирует поведенческие расстройства за одно посещение, то поведенческая терапия может помочь взять это под контроль.

В случаях серьезных расстройств личности также возможна лекарственная психотерапия. Обычно взрослые очень боятся, что ребенок станет зависим от препаратов. Однако это влияет только на очень небольшое количество детей и подростков, поэтому родителям не следует бояться обращаться за советом в подходящий момент. Если ребенок в депрессии, это может быть его шансом на быстрое выздоровление.

Устранение

Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.

Становимся другим человеком

Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2. «Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Работы Макгрегора

Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:

  • Высокий интеллект.
  • Уверенность в себе.
  • Определенный социально-экономический статус.
  • Ответственность.
  • Коммуникабельность.
  • Объективность.

Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.

Семейные предпосылки поведенческих проблем

Если ребенка часто оставляют наедине с собой, могут возникнуть проблемы с поведением.

Поведенческие расстройства возникают из-за чрезмерной защиты со стороны некоторых родителей с повышенной тревожностью.

Отказ от ребенка оказывает длительное влияние на развитие и может привести к агрессии и многим другим эмоциональным проблемам. Точно так же чрезмерный контроль мешает ребенку развиваться. Многие родители часто не понимают, что они не приносят своему ребенку никакой пользы, освобождая его от всех задач.

Общие последствия поведенческих проблем:

  • низкая самооценка;
  • отсутствие самоконтроля;
  • трудности в социальной жизни;
  • слабая или отсутствующая готовность учиться.

Психическое заболевание также может проявляться физически. В то время как нервные расстройства, такие как грызение ногтей или ночное недержание мочи, часто можно решить с помощью разговоров в знакомом кругу, родителям следует как можно скорее обратиться за профессиональной помощью извне с серьезными проблемами, такими как самоповреждающее поведение.

Виды главарей

В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.

  • Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
  • Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.

Какая теория правдивее?

На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]