Что такое социализация человека: понятие, виды, этапы, формы, факторы. Почему важна социализация для человека?

Каждый человек существует в условиях социума, являясь личностью и представляя единение индивидуальных особенностей. В процессе жизни каждого человека важна социализация. В нашей статье мы расскажем, что представляет собой этот процесс и какие он имеет особенности.

Социализация является таким процессом, без которого невозможно жить в обществе. Каждый человек имеет определенные качества, которые он получает в процессе жизни. Они как раз и помогают ему жить в социуме. Мы решили разобраться, что представляет собой процесс социализации, а также какими он обладает особенностями.

Что такое социализация человека: понятие


Социализация
Социализация человека представляет собой процесс получения набора качеств характера, без которых невозможно полноценное существование в социуме. Она проходит при взаимодействии человека с внешней средой, а также другими членами общества.

Результатом процесса становится превращение человека в полноценную личность. Так, в течение жизни человек накапливает опыт и знания, которые заставляют его меняться и вырабатывать собственные черты и манеры поведения и общения. При этом, нельзя сказать, что социализация является процессом, имеющим какое-то завершение. Дело в том, что она проходит в течение жизни. Более того, независимо от возраста люди склонны переоценивать свои взгляды.

Учитывать нужно и то, что социализация является двухсторонней. То есть, человек не просто накапливает определенные знания и опыт, но еще и обеспечивает формирование отношений между людьми. В процессе общения у людей начинают формироваться личные пристрастия и предпочтения. При этом, индивид всегда на себя примеряет функции, характерные для социума.

Так как люди очень редко оказываются одиноки и проживают в условиях коллективной жизни, вопрос о вхождении человека в социум никогда не теряет актуальности. И именно социализация является тем процессом, который позволяет влиться в существующие социальные группы.

Социализация личности в изменяющемся мире *

Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается централь­ной для ряда областей психологии. Изучение включения человека в различные группы и усвоения им специфичного для каждой в отдельности и общего для всех социально-психологического со­держания важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени личность обре­тает свою социальность и как она регулирует свое поведение. В последние десятилетия в социаль­ной психологии наметились тенденции расщепления исследований процесса и результата социа­лизации с точки зрения фиксации определенных ее областей. Так изучаются политическая, эконо­мическая, профессиональная и т.п. социализации личности. Совершенно ясно, что каждая из них представляет весомую проблему, решение которой предопределено современной общественной си­туацией, изменением всей системы норм и ценностей. Между тем разные аспекты социализации весьма тесно взаимосвязаны, т.к. разные ее институты и агенты транслируют не только специфич­ные нормы, но и нормы, относящиеся к разным социальным сферам и сферам жизнедеятельно­сти человека. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не толь­ко) поведение личности. Кроме того, необходимо понимать, что «отказ от норм» вовсе не означает и выведение из поведенческого арсенала соответствующих паттернов. Это значит, что новые нор­мы могут укреплять существующие, противоречить им (при этом сосуществуя с прежними), бло­кировать и замещать их, но не могут полностью заменить их, поэтому процесс социализации в свя­зи с социальной активностью личности, включением ее в разнообразные сообщества усложняет­ся. Мак-Даугалл считал, что человек, живя в обществе с разнообразными мнениями, оказывается способен к обретению нравственных норм и высшим типам поведения, благодаря влиянию кото­рых возможен прогресс нравственных традиций.

Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степе­ни меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Каждое поколение обла­дает рядом специфичных социально-психологических характеристик, сформированных на основе социализации в определенную эпоху с соответствующими лишь ей конфигурациями ценностно­нормативного содержания институтов и условий. В этом отношении социализация каждого по­коления является уникальной и неповторимой. Личность, будучи «современником определенно­го поколения», вбирает эти специфичные черты через включение в современные ей сообщества (Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова и др.). В связи с этим невозможно полностью предсказать содержа­тельные особенности социализации каждого последующего поколения. Однако ее эффекты име­ют однородную и медленно изменяющуюся структуру. Это значит, что компоненты этой структу­ры могут меняться в значительной степени, но сама структура – в незначительной. Иначе говоря, существуют стойкие структуры эффектов социализации, более или менее обеспечивающие устой­чивость личности в системе социальных отношений и, соответственно, социального поведения.

Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институцио­нальными образованиями (традиционно понимаемыми как таковые), но и меняющимися условия­ми бытия: возможностями мобильности (пространственной и социальной), бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определен­ном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпеча­ток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.

В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерми­нант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в иссле­дованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно­смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновацион­ному поведению.

В последние десятилетия проблема социализации личности все более активно изучается сквозь призму теоретических воззрений когнитивизма и конструкционизма. С. Московичи счита­ет определенным результатом социализации сформированность социальных представлений (свой­ственных определенным группам). Представления личности о тех или иных явлениях в немалой степени детерминированы включенностью в группы, вырабатывающие собственный взгляд на те или иные социальные явления. Упорядоченная система этих представлений, в которых нормы впле­тены в смысловые блоки, очевидно, предопределяет некую последовательность поведения лично­сти. С точки зрения П. Бергера, Т. Лукмана, важным в социализации личности выступают констру­ируемые значения, основанные на представлениях (чувстве) неизбежности, однозначности, опреде­ленности в процессе первичной и рациональной и эмоциональной контролируемости, – в процес­се вторичной социализации. Эти воззрения весьма близки нашему подходу в исследованиях соци­ализации, в котором основной единицей анализа выступает инстанция личности (как элемент со­подчиненной системы) – динамичное образование на разных уровнях организации которой (лич­ности), обладающее рядом специфичных свойств, благодаря чему не только осуществляется регу­ляция поведения, но и реализуется сам процесс становления личности. В процессе социализации личности ее инстанции приобретают свою определенность и некоторую устойчивость.

Обращаясь к проблеме социализации с учетом категории изменений, необходимо остано­виться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. Прежде всего речь идет о различиях социализации детей и взрослых. В последние де­сятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошколь­ного и школьного детства.

Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации. В условиях российской действительности особую роль играют ключе­вые институты детской социализации – семья, школа и в немалой степени территориальное сооб­щество. Если в отношении первых двух имеется какая-то определенность в их типологии, прозрач­ных условиях, то территориальное сообщество практически всегда остается за рамками исследо­ваний. Между тем в исследованиях зарубежных психологов имеются некоторые попытки анализа этих условий с точки зрения их социализирующей роли. Однако зарубежный опыт не может с лег­костью быть переложен на российскую действительность по ряду обстоятельств, среди которых, пожалуй, наиболее значимое – уникальная общественная психология. Памятуя о комплексности ин­ституциональных влияний, тем не менее следует обратить пристальное внимание на этот институт. Это становится особенно важно в связи с расслоением и компактным поселением групп с опреде­ленным статусом (этническим, экономическим, правовым и т.п.). Так, исследования социальных психологов показали тенденциозность социализации в условиях компактных поселений (напри­мер, исследования Л.М. Попова о группировочном движении молодежи; В.В. Константинова – об адаптации вынужденных переселенцев; Т.В. Семеновой – о психологии горожан и др.). Эти иссле­дования имеют важнейшее прикладное значение, заключающееся в определении направлений мо­лодежной, миграционной, экономической, правовой, образовательной политики.

Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходи­мость в определении особенностей социализации личности ребенка и условий нормативной социа­лизации уже в новой изменяющейся образовательной реальности. Существующее положение дел в этой области требует разработки программ нормативной ресоциализации личности с целью при­своения норм-регуляторов ее просоциального поведения. Важным их компонентом является крити­ческое мышление, основанное на субъектной позиции, что, пожалуй, представляется самым слож­ным для трансляции и присвоения личностью.

Изучение социализации личности в период школьного детства связано не только с объектив­ными изменениями содержания этого процесса в последние десятилетия, но и с тем, что происхо­дят изменения в сфере институтов социализации. Социализирующие функции приобретают одни и утрачивают другие институты. В этих условиях необходимо изучение функции таких институ­тов, как Интернет, субкультура и др., а также их соотношений с традиционными институтами. Вме­сте с тем необходимо понимать, что каждый институт, кроме универсального, имеет и специфич­ное, регулирующее определенные сферы отношений содержание. В этом смысле приобретают осо­бую актуальность исследования, направленные на выяснение вопроса об их согласованности и со­отношении социальных и личностных ценностей, норм, представлений. Исследования, проводи­мые в области конструирования представлений, позволяют выявлять общее и специфичное, но не дают достаточных оснований для того, чтобы говорить о соотношении социальных представлений групп и личностей. Это соотношение проявляется в их объективации на уровне поведения и кон­кретных поступков человека. Так, выбор профессионального пути, тенденциозность бытовых ре­шений, семейные стратегии и т.п. определяются в немалой степени этими представлениями. Бла­годаря достаточно весомому их эмоциональному компоненту и низкой личностной зрелости юно­шей, эта тенеденциозность проявляется в выборе определенных внешне привлекательных специ­альностей в процессе профессионального самоопределения, групповой конформности в социаль­ных решениях и т.д.

Где производится первичная и вторичная социализация человека?


Формы социализации

Существует такое понятие, как первичная и вторичная социализация человека.

  • Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
  • Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.

Как проходит социализация человека: этапы


Стадии социализации
Социализация человека не проходит сразу. Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный.

  • Физиологический. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе.
  • Индивидуализация. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее.
  • Интеграция. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки.

Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается.

Теории социализации

В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.

1

«Зеркальное я»

В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.

Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].

2

Социализация через игру

Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].

3

Ид, Эго, Супер-Эго

Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид – бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго (или социальное сознание) развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, т.е. через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им.

По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].

4

Теория психосоциального развития личности

Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует .

5

Теория когнитивного развития

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:

  • Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения до 2 лет. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним (прикосновения, слушание, видение).
  • Вторая стадия – предоперационная (2-7 лет). Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.
  • Третья стадия – этап конкретных операций (7-12 лет). Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина.
  • Четвертая стадия – этап формальных операций (12+). Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [Wood K. C., Smith H., Grossniklaus D., 2001].

Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.

6

Теория морального развития

Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:

  • Первая стадия – доконвенциональная мораль. На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры (родители, педагоги), и следует им, чтобы избежать наказания.
  • Вторая стадия – общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.
  • Третья стадия – постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил.

По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].

7

Адаптация теории морального развития

Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.

В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].

Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.

Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.

Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Причины предубеждения
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Теория привязанности
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Концентрация при работе дома
  • Зефирный эксперимент
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Виды и формы образования: краткий ликбез

Ключевые слова:1Коммуникации

Какой бывает социализация человека: формы

Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные.

  • Ненаправленная. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги.
  • Направленная. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе.

Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека.

Какие факторы социализации человека известны?


Факторы социализации
Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно.

  • Макрофакторы

Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются.

Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы.

  • Мезофакторы

В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации.

Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития.

Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества.

Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество.

  • Микрофакторы

К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе.

Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации.

Механизмы и формы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через ряд, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы.

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — закрепление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенчестве. Однако запечатление каких-либо образов, ощущений и т.д. возможно и на более поздних возрастных этапах.

Экзистенциальное давление — овладение языком и бессознательное усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае это один из способов произвольного и, чаще всего, непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация — процесс бессознательного отождествления себя с другим человеком, группой или примером.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, характерные для различных институтов общества, семьи, общества сверстников, значимых лиц и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между разными «я» человека, с реальными или воображаемыми людьми и т.д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

К социально-педагогическим механизмам социализации относятся следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийный) — это усвоение человеком норм, стандартов поведения, установок, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (соседи, приятель и т.д.). Это усвоение происходит, как правило, на бессознательном уровне путем импринтинга, некритического восприятия доминирующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма вполне очевидна, когда человек знает «как надо» и «что нужно», но эти знания противоречат традициям ближайшего окружения. В этом случае прав был французский мыслитель XVI века Мишель Монтень, который писал: «Мы можем сколько угодно рассказывать свои собственные вещи, но обычай и общепринятые правила жизни тянут нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или заблокированные из-за изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при следующей смене условий жизни или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует из названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит все большее накопление соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного уклонения от выполнения социальных норм. Следует иметь в виду, что СМИ как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только путем трансляции определенной информации, но и через представление определенных моделей поведения героев книг, фильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко заметил еще в XVIII веке реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, более сильны и определенны, чем у обычных людей, им легче подражать. Люди, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, склонны отождествлять себя с тем или иным героем, воспринимая его модели поведения, образ жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде мы понимаем совокупность морально-психологических черт и поведенческих проявлений, свойственных людям определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, что в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой значимыми для него являются группы людей (сверстники, коллеги и т.д.), которые ее осуществляют.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми людьми. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса, обусловленный эмпатией, идентификацией и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и т.д. Естественно, значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми взаимодействует человек, а если это сверстники, то и носителями возрастной субкультуры. Но нередко общение со значимыми лицами в группах и организациях оказывает на человека воздействие, не идентичное воздействию самой группы или организации.

Как фобии мешают социализации человека?

Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции.

Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается.

Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение.

Как государство влияет на социализацию человека: примеры


Государство и социализация
Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.

Способами регулирования являются:

  • Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.
  • Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.

Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.

Основные проблемы социализации

Все механизмы социализации в современном мире связаны с решением трех групп проблем:

  • социально-психологические проблемы – становление самосознания, самоактуализация и самоопределение, саморазвитие и самоутверждение личности;
  • социально-культурные проблемы – приобщение индивида к определенной совокупности знаний, умений и навыков, определенному уровню культуры;
  • естественно-культурные – достижение индивидом определенного уровня физического, полового развития; вопросы формирования примеров женственности и мужественности в различных этносах, культурах, регионах.

Замечание 1
Решение проблем социализации является объективной необходимостью. При осознании этих проблем личность способна к самостоятельному их разрешению. Если на определенном этапе развития личности проблемы социализации не решаются, то это тормозит процесс ее развития, делает его неполноценным.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Функции семьи в социализации человека: особенности


Семья и социализация
Социализация человека начинается с семьи. Она сильно влияет на физические и психические качества личности. Семья является одним из основных институтов воспитания. В частности, она закладывает будущие качества личности.

Семья представляет собой группу людей, которая объединена родственными узами. В ней всегда есть какие-то свои традиции и устои. Она является основным институтом, который формирует у ребенка жизненные принципы и нравственные начала.

Так, семья способствует развитию личности, укреплению психического здоровья, развивает у детей надежность и уверенность, а также помогает в самореализации и безопасности. Кроме того, в семье дети учатся проявлять свою индивидуальность.

Успех социализации ребенка зависит от структуры его семьи, то есть, полная она или нет, а также воспитанием ребенка могут заниматься родственники. Когда семья неполная, то наблюдается снижение воспитательных способностей. В частности, ребенок начинает испытывать нехватку эмоций, либо к нему проявляется слишком много чувств. При этом в неблагополучных семьях социализация затруднена и даже нарушена. В данном случае происходит игнорирование основных семейных функций, есть недостатки в воспитании. Отсюда и появляются «трудные» дети.

В каких случаях человека называют жертвой социализации?


Жертвы социализации
Бывает, что социализация человека заходит достаточно далеко и он становится ее жертвой. Конечно, каждый способен творить свою жизнь сам и ставить перед собой определенные цели, а потому человека можно рассматривать в качестве субъекта социализации.

Когда человек становится жертвой социализации, то он имеет внутренние противоречия. То есть, успешной социализация является, когда человек эффективно адаптировался в обществе, а также способен ему в какой-то степени противостоять. Точнее, бороться с теми коллизиями, которые не позволяют нормально развиваться и самоутверждаться. Однако этот конфликт должен быть сбалансированным. Тогда адаптация считается успешной.

Если же человек полностью принимает общество как есть и у него нет никакого конфликта, то есть он является конформистом, то он вполне может считаться жертвой. Таковым можно назвать и диссидента или инакомыслящего, который никак не адаптирован к обществу. То есть, он постоянно уклоняется от принятых в обществе норм.

В каждом обществе встречаются такие жертвы. К примеру, демократическое общество вопреки своим установкам чаще всего продуцирует жертв. В то же время тоталитарное общество заставляет появляться конформистов.

Противоречия процесса социализации

Процесс социализации имеет противоречия, так как:

  • предполагает успешное освоение социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
  • указывает на способность человека противостоять определенным образом обществу или его отдельным структурам, если они мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

С одной стороны, необходима идентификация личности с социумом, а с другой стороны – обособление в этом социуме. В обоих случаях могут наблюдаться крайности, приводящие к тому, что личность становится «жертвой социализации»:

  1. В случае полной идентификации с социумом и принятия всех его ролевых ожиданий и предписаний, неспособности к противостоянию, личность превращается в конформиста.
  2. Неприятие социальных требований общества, носящих принципиальный характер, превращает личность в борца против устоев общества.

Постоянно изменяющиеся обстоятельства жизни существенно влияют на процессы социализации, видоизменяя ее эффекты по содержанию и по времени.

Процесс социализации детерминирован институциональными образованиями и меняющимися условиями жизни: присутствие в обыденной жизни виртуального пространства, возможностями мобильности, возможность легко менять социальные группы и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Современные проблемы социализации 460 ₽ Реферат Современные проблемы социализации 280 ₽ Контрольная работа Современные проблемы социализации 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

На современного человека воздействует множество факторов — техногенных, социальных, природных, экономических и т.д. Все они могут вызывать ухудшение физического и психического здоровья. Индивид может реализовать себя в обществе, если обладает необходимым и достаточным уровнем психической энергии, определяющим работоспособность, гармоничность психики и пластичность, которые позволяют быть адекватными требованиям общества, безболезненно адаптироваться в нем.

Психическое здоровье – обязательное условие успешной социализации личности.

В последнее время все чаще наблюдаются проявления затрудненной социализации. Довольно широко распространены:

  • агрессия в подростковой среде;
  • нарушение социальных норм и правил;
  • личностная беспомощность;
  • проявления девиантного поведения;
  • переживание одиночества;
  • рост числа суицидов, лиц, склонных к суицидальному поведению.

Неразрешенные проблемы одного возраста ведут к появлению новых, что формирует симптомокомплекс, закрепляющийся в характеристиках личности.

Социализация людей с инвалидностью: особенности


Социализация ребенка инвалида
Социализация человека с инвалидностью является сложным процессом, при котором ему приходится осваивать принятые нормы поведения и стереотипы. Сложность заключается именно в положении человека, потому что инвалидом является человек, имеющий определенные отклонения в физическом или психологическом плане. Соответственно, ему требуется особый уход. Кроме того, ему требуется поддержка от государства и общества в целом.

Кроме всего прочего, социализация предполагает получение определенных навыков и знаний, а также ценностей, которые инвалидам достаточно сложно усваивать. Так, у инвалидов одной из форм социализации является постоянное обучение. С его помощью инвалид может участвовать в таких процессах как:

  • Компенсация психологических дефектов. К примеру, человек имеет какие-то проблемы с психикой, которые заставляют его в некотором плане отличаться от остальных
  • Формирование положительных установок
  • Развитие других способностей, которые были утрачены, к примеру, человек потерял способность ходить из-за аварии. Тогда надо ему помочь научиться ходить заново, если это возможно

Обучение всегда касается освоения поведения и окружающей обстановки. Нередко, когда к инвалидам относятся не так, как к другим, то им становится не очень комфортно. В таком случае требуется помощь психолога, и обучение человека таким образом, чтобы он мог взаимодействовать с другими и не было заметно, что он не такой. Кроме того, инвалидам важна адаптация и участие в общественной или социальной деятельности.

Конечно, социализация человека-инвалида имеет определенные особенности. В данном случае все зависит от самой патологии, к примеру, отставания в развитии или утраты каких-то функций. Кроме того, важен пол и возраст, а также начальное положение в обществе, семья, государство. Есть такие люди, которых просто не замечают и никому не важна их социализация. Им намного сложнее, потому что они кроме своей особенности изолированы от общества.

К примеру, инвалидам, имеющим умственную отсталость, можно достичь самостоятельности, но для этого надо постоянно работать и заучивать каждое действие. Сегодня даже есть специальные тренинги.

Инвалиды в возрасте 16-25 лет, кроме того, что они имеют ограничения жизнедеятельности, могут испытывать сложности в общении со сверстниками. Это усугубляет ситуацию. Однако в некоторых случаях инвалидность является главным препятствием и даже не для самого человека, а для окружающих. Это может привести к тому, что человек закроется или начнет вести себя асоциально. Так что программы обучения должны обязательно учесть все ограничения инвалида.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация
    – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация
    – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация
    – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация
    – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация
    – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация
    – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Социализация пожилых людей: особенности


Социализация пожилых
Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.

Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.

Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения. Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу. Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.

Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.

Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга.

При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.

Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами.

Социализация человека в современном мире. Особенности социализации на различных возрастных этапах

Социализация– процесс и результат социального развития человека.

Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.

Целенаправленные процессы воздействия на личность реализуются в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс– совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс– процесс формирования целостной личности.

Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);

35. Семья, её роль и функция в развитии, воспитании и социализации личности

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны — социальный институт, с другой — малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Семья — социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Функции семьи.

Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. Семья помимо воспитательной выполняет ряд функций:

1. Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

2. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.

3.Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека.

4. Экономическую функцию – в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление.

5. Функцию передачи социального статуса – семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи – детям. 6. Функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Социализация — это процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ею социальными нормами, правилами, отношениями, ценностями. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Вместе с тем, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении конструктивных жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания . Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях преимущественно стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

3. Формы проявления психики: психические процессы, свойства, состояния.

Психика сложна и многообразнапо своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы.Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные— активные и пассивные переживания, волевые— решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния.Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства.Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, сле-

довательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему отношений и способов поведения.

5. Внимание. Общая характеристика внимания. Свойства и функции внимания. Виды внимания, их характеристика.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.

Без него восприятие невозможно.

Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние,

характеризующее динамические особенности познавательных процессов.
Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функцийвнимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборезначимых, релевантных,т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорноевнимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Свойства внимания

— объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, пе-реключаемость.

Объем внимания

измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания

есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания

выражается
вумении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания

не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбулсдения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15—20 минут колебания внимания

могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения иволевых усилий.

Виды внимания Различают три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и пос-лепроизвольное.

Непроизвольное внимание

— непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Социализация– процесс и результат социального развития человека.

Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.

Целенаправленные процессы воздействия на личность реализуются в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс– совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс– процесс формирования целостной личности.

Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение, институт — семья);

2) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья);

4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья);

5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи);

6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности);

35. Семья, её роль и функция в развитии, воспитании и социализации личности

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны — социальный институт, с другой — малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Семья — социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Функции семьи.

Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. Семья помимо воспитательной выполняет ряд функций:

1. Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.

2. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.

3.Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека.

4. Экономическую функцию – в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление.

5. Функцию передачи социального статуса – семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи – детям. 6. Функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Социализация — это процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ею социальными нормами, правилами, отношениями, ценностями. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Вместе с тем, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении конструктивных жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания . Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях преимущественно стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

3. Формы проявления психики: психические процессы, свойства, состояния.

Психика сложна и многообразнапо своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы.Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные— активные и пассивные переживания, волевые— решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния.Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и т. д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства.Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, сле-

довательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности — характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему отношений и способов поведения.

5. Внимание. Общая характеристика внимания. Свойства и функции внимания. Виды внимания, их характеристика.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.

Без него восприятие невозможно.

Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние,

характеризующее динамические особенности познавательных процессов.
Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функцийвнимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборезначимых, релевантных,т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорноевнимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Свойства внимания

— объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, пе-реключаемость.

Объем внимания

измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания

есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания

выражается
вумении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания

не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбулсдения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15—20 минут колебания внимания

могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

К свойствам внимания относится и переключение внимания.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения иволевых усилий.

Виды внимания Различают три вида внимания:

непроизвольное, произвольное и пос-лепроизвольное.

Непроизвольное внимание

— непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Различия в социализации растущего и взрослого человека: особенности

Социализация человека взрослого и растущего отличается. Это проявляется в нескольких факторах:

  • У взрослых социализация заключается в изменении внешнего поведения. При этом у детей корректируются базовые ценностные ориентации
  • У детей нередко существует только два понятия — хорошо и плохо. Что касается взрослых, то они всегда понимают, что между этими двумя понятиями существует немало «оттенков серого»
  • Социализация взрослого состоит в том, чтобы он овладел определенными навыками. При этом, у детей социализация формирует по большей части мотивацию их поведения

Именно этим и отличается социализация взрослого от ребенка.

Важность социализации в жизни ребенка.статья на тему

Важность социализации в жизни ребенка.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, детского сада, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же ребенок усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения, то речь идет о процессе десоциализации личности. Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы ребенок, в будущем, как член этого общества :

  • успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • создал прочную семью (семейная социализация);
  • компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации. Жизненный опыт родителей, так же, как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности.

На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую («если мама сказала, значит, так и есть»). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик).

Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, но и создаются условия для реализации ребенка себя как личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются базовые составляющие психологического здоровья, поэтому успешное проживание этого периода жизни чрезвычайно важно для последующей социализации. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

С самого раннего возраста у ребенка начинает вырабатываться представление об окружающем мире посредством контакта с родителями и другими значимыми для него людьми, формируется самооценка.

Когда ребенок еще не в полной мере владеет речью, основным источником информации о его физическом и моральном состоянии для окружающих являются его эмоциональные реакции. Однако в период дошкольного детства, большинство родителей начинают обращать пристальное внимание преимущественно на когнитивное развитие ребенка (развитие памяти, мышления, внимания), порой игнорируя его эмоциональный фон. До этого периода особенности эмоциональной жизни характеризовали обстоятельства ситуации, в которую включен ребенок в настоящий момент: обладание желанным предметом, успешная игра, помощь со стороны взрослого или ее отсутствие. Ребенок способен отвлечься от актуальной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные: предвосхищение результата, реакции окружающих на его действие. Ребенок эмоционально переживает не только настоящий момент, но и то, что еще предстоит ему сделать. Также в этом возрасте значительно расширяется и круг эмоций, присущих ребенку. Агрессия, сочувствие другому, тревожность, сопереживание — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с осваивающимися моральными нормами).

Таким образом, социализированность ребенка-это результат усилий семьи, педагогов, психологов и других специалистов, она возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]