Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Роль, задачи, сущность коммуникации

Коммуникация в широком смысле слова – это общение, передача информации от одного человека к другому. Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).

Функциями коммуникации являются информационно-коммуникативная, эмоционально-коммуникативная и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Показатели и факторы эффективности коммуникации

Как уже было сказано, эффективным или успешным следует считать коммуникационный процесс, который привел к достижению цели, из-за чего этот коммуникационный процесс был запущен. Если цель сообщения была реализована, это означает, что информация была правильно расшифрована и понята адресатом.

Однако успешность общения определяется рядом показателей, наиболее важными из которых являются прагматические и социально-психологические аспекты. В первом случае эффективность общения определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в процессе ее достижения. С социально-психологической точки зрения наиболее важным является удовлетворение от самого процесса общения. Это позволяет избежать таких трудностей, как натяжение, жесткость и жесткость. Другими словами, это субъективное ощущение, связанное с ощущением полноты и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности и чувства одиночества.

В вербальном общении показателями эффективного общения являются: насколько участники общения поняли друг друга, как они отреагировали на слова и поведение собеседника, какие действия подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Например, эффективность деловой беседы зависит не только от профессиональной компетенции участников, но и от манеры поведения, культуры речи и навыков слушания.

В целом, к основным показателям эффективности межличностного общения можно отнести достижение коммуникантами определенного уровня межличностного восприятия.

Важным показателем успешности межкультурного общения является понимание культуры, мировоззрения и системы ценностей собеседника. В том случае, когда представители разных культур также являются носителями разных языков, необходимо помнить, что языковой барьер будет способствовать тому, что собеседники будут уделять больше внимания невербальным знакам. Важно помнить, что значение некоторых из них может отличаться от культуры к культуре.

В случае массовых коммуникаций универсальной характеристикой эффективности данного вида коммуникаций считается размер аудитории, которая охвачена информационным воздействием. Также для оценки эффективности массовых коммуникаций используются следующие индикаторы: доведение информационных сообщений до аудитории в контексте, составленном коммуникаторами; освещение событий с особой точки зрения, представляющей прежде всего позицию коммуникатора; создание особого морально-психологического состояния в определенных социальных группах или среди всей аудитории; формирование психологической готовности социальных групп к действиям и др.

Кодирующее устройство

Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.

Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова). В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.

Письменная кодировка бывает следующих видов:

  • электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
  • специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру, азбука Морзе).

Факторы, снижающие эффективность коммуникации

Есть ряд факторов, снижающих эффективность общения. Эти факторы обычно называют коммуникационными барьерами.

Таких преград несколько.

  • Барьер восприятия.
  • Семантический барьер
  • Невербальные барьеры
  • Препятствие для плохого прослушивания
  • Логический барьер
  • Эмоциональный барьер

Понятие барьер восприятия связано с тем, что человек реагирует не на происходящие события напрямую, а на то, как эти события воспринимаются. Здесь избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Барьеры восприятия включают такие понятия, как первое впечатление, предубеждение, стереотипы, эффект проекции и эффект порядка.

Здесь стоит объяснить эффект проекций и эффект порядка. Первый предполагает наделение собеседника отрицательными или положительными качествами, характерными для коммуниканта. Этот эффект возникает, когда один из участников коммуникативного процесса наделяет оппонента своими качествами.

Эффект порядка состоит в том, что при общении с незнакомцами они больше доверяют и запоминают информацию, которая приходит первой, а при общении с друзьями — информацию, которая приходит последней.

Семантический барьер возникает в вербальной форме общения.

Семантические вариации часто являются источником недопонимания. Значение символов, используемых в общении, раскрывается на опыте и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих человека, например, порядочность), так и фраз (как можно скорее, как только представится возможность).

Барьеры невербального общения включают визуальные барьеры, акустические барьеры, обонятельные барьеры и тактильную чувствительность.

Визуальные барьеры проявляются в особенностях тела, походке, движениях рук, кожных реакциях, психологической дистанции и т. д.

Тактильная чувствительность зависит от способности каждого человека воспринимать прикосновения (рукопожатие, похлопывание, поцелуи и т. д.).

Нельзя забывать, что невербальная форма общения — это общение на языке, предоставленном человеку природой, а это значит, что невербальное общение в большинстве случаев имеет бессознательную основу и свидетельствует о реальных эмоциях участников общения. Ей сложно манипулировать и трудно скрыть в любом межличностном общении.

Логический барьер возникает, когда логика рассуждений, предлагаемая коммуникатором, кажется его партнеру по общению неверной, противоречит присущей ему манере доказательства или слишком сложна для него.

Эмоциональный барьер проявляется в том, что слова имеют сильный эмоциональный заряд и порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Проблема преодоления коммуникационных барьеров обычно носит личный характер. Однако способность избегать и преодолевать их способствует установлению успешного и эффективного общения.

Канал и декодирующее устройство

Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, служебные записки, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).

Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.

Методы эффективного общения

Способы достижения эффективного общения напрямую зависят от типа общения, в котором они применяются. Например, в межличностном общении для собеседников для достижения эффективности процесса общения очень важно достичь определенного уровня восприятия друг друга.

Есть много способов достичь высокого уровня эффективности вербального общения. Во-первых, вам нужно оформить свои сообщения таким образом, чтобы они были понятны собеседнику. Здесь следует обратить внимание на содержание сообщения (исходя из знаний, квалификации собеседника), дикцию, интонацию и другие элементы общения. Учитывая, что наиболее эффективной формой общения является диалог, коммуниканты также должны развивать навыки слушания.

Невербальное общение происходит одновременно с вербальным общением. Смотрим на своего собеседника, изучаем его внешность, жесты, мимику. При прослушивании обращаем внимание на такие элементы, как интонация, тембр голоса и другие признаки, которые адресат посылает сознательно или нет.

Однако невербальные знаки могут выступать как средство дополнения речи, а также как единственный способ общения.

Наиболее распространенные методы достижения эффективного общения, затрагивающие паралингвистические компоненты невербального общения, включают:

  • Изменение громкости голоса (например, громче произносятся те фразы, на значение которых адресат хочет обратить особое внимание)
  • Расстановка интонационных акцентов
  • Расстановка пауз (для предоставления собеседнику права говорить, для закрепления определенных слов и фраз и т. д.)

Психологи выделяют несколько способов невербального общения. Самый известный из них — метод зеркального отражения поз и жестов собеседника. Цель этого метода — развить чувство взаимодействия с партнерами.

Также существуют методы невербального общения, влияющие на элементы мимики и жестов человека. Один из этих методов — метод сосредоточения взгляда на том или ином слушателе во время публичной речи. Как показывает практика, этот прием в большей степени помогает заинтересовать публику.

Невербальные средства также широко используются в массовой коммуникации. Например, в рекламе, транслируемой по телевидению, радио и другим электронным каналам, используются всевозможные визуальные, слуховые эффекты, графические символы и т. д.

Существует множество методов достижения эффективности коммуникативного процесса, предлагаемых представителями разных научных областей (психологами, политологами, социологами и т. д.). Знание основных методов и правил позволит комфортно и с высокой эффективностью участвовать в коммуникативных процессах.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Виды и функции общения

Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.

Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.

Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.

Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.

Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.

Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.

Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.

Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.

Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.

Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.

Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.

Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах «Риторика» и «Поэтика» мыслитель представил следующую модель: «оратор-речь-слушатель». Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Функции коммуникации по Якобсону

В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:

  • экспрессивная (эмотивная), связанная с адресантом, выражающая его отношение к содержанию своей речи;
  • конативная, отражающая ориентацию на адресата, выражающая воздействие на собеседника;
  • референтивная (когнитивная, денотативная), ориентированная на контекст и являющаяся отсылкой к тому смысловому объекту, который представлен в сообщении;
  • поэтическая (риторическая), направленная главным образом на сообщение, делая бытовую речь человека образцом словесного искусства;
  • метаязыковая, которая связана с кодом передаваемого сообщения, его пониманием собеседником, правильным толкованием;
  • фатическая, которая направлена на контакт, на непрерывное поддержание данного контакта, а не на новизну сообщения или на его передачу.

Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.

Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.

Средства связи

Самый распространенный тип общения между людьми — вербальное общение.

Как известно, средством речевого общения является язык, который представляет собой систему знаков и реализуется посредством речи. Человеческая речь — универсальный способ передачи информации.

При общении с помощью речи искажения информации могут быть вызваны лингвистическими, экстралингвистическими и акустическими причинами произношения или графическим оформлением сообщения в письменной речи.

Лингвистические искажения связаны с недостаточной резкостью фразы, чрезмерной сложностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и др. Внеязыковые помехи возникают из-за знания получателя сообщения.

В свою очередь невербальное общение — это обмен информацией без слов. Средствами невербального общения являются жесты, мимика, интонационные акценты голоса и другие.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов необходимо для эффективного общения. Во-первых, это связано с тем, что примерно 70% информации люди воспринимают через визуальный канал. Во-вторых, правильная расшифровка невербальных сигналов собеседника помогает лучше понять его эмоции и мысли, и, как следствие, сообщения, которые он отправляет. Невербальные сигналы особенно ценны, потому что они чаще всего являются спонтанными и бессознательными, а значит, искренними.

Как было сказано выше, основными средствами невербального общения являются интонация, жесты и мимика.

Интонация относится к паралингвистической невербальной коммуникации, такой как объем, темп, ритм и высота звука. Помимо паралингвистических, существуют экстралингвистические компоненты. К ним относятся нетипичные индивидуальные особенности произношения — паузы в речи, смех, кашель, вздохи, плач, заикание и другие.

Также средствами невербального общения являются мимика и взгляд. Мимикрия — согласованные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Выражение лица включает в себя все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая психосоматические процессы, например, покраснение или бледность.

Говоря о точности восприятия мимики, следует отметить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и правой половины лица выступают звеньями одной цепи, в результате чего имеет смысл рассматривать не только их особенности, но и целостная мимическая активность.

При общении невербальные средства коммуникации способствуют лучшему восприятию информации, помогают выражать эмоции и регулируют процесс общения.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]